«Вы никогда не сможете изменить направление ветра,
но в вашей власти изменить направление паруса»
(Лао Цзы)
Катя ушла глубоко в себя и уже третью неделю не торопилась возвращаться. Нет, трагедии не было и быть не могло. Просто так сложилось, что день рождения последние годы становилось всё труднее пережить. «А вот интересно: так теперь всегда будет или только в какой-то сложный период в середине пути?» – думала она в последнюю неделю перед наступлением пугающей даты по паспорту.
Она почти машинально мазнула кистью по холсту, пытаясь снова и снова исправить гребень волны. Катя писала море вот уже несколько дней. Море сопротивлялось. То заваливался горизонт, то угол наклона уходил в сторону, и вместо волны получался обычный бесформенный сугроб, то краски вдруг меняли оттенок и создавали иные цвета по сравнению со вчерашними. Один раз она уже полностью зачищала холст. Второй вариант картины лучше не стал, а зачистка ещё раз вряд ли удастся.
Катя сделал шаг назад и взглянула на свою мазню. Нет! Это решительно никуда не годится. Холст безнадёжно испорчен. И вдруг она в сердцах хватила кистью черной краски и вывела на так называемом гребне две четвёрки. Четыре параллельные линии и две поперечные. Ведь это они были во всём виноваты. Эти треклятые две четвёрки.
Черные цифры на секунду замерли, а потом будто шевельнулись, удобно устраиваясь в брызгах морской пены, ну или точнее, в её жалком подобии. Теперь они напомнили решётку на окне. Катя ощутила такую тоску внутри, что захотелось немедленно расплакаться. Она даже всхлипнула: «И что за жизнь? В сорок четыре ни счастья, ни успеха, ни любви. Точно птица в клетке, ещё и крылья подрезаны». Однако рыдать она передумала. Ну или перенесла на более поздний час. А пока решительно сняла неудачную картину с мольберта и, развернув изображением к стене, поставила на пол.
Поняв, что поработать сегодня не получится, привела себя в порядок и вышла прогуляться. Меланхолия полезна в умеренных количествах, когда её перебор – это уже убойная тоска. Решила пройтись по парку.
– Здравствуйте, сударыня, – услышала она тоненький голосок откуда-то снизу.
Перед ней стоял мальчик лет пяти-шести, совершенно обычный современный ребёнок, и, слегка склонив голову, будто в лёгком поклоне, обращался к ней с необычным приветствием.
– Здравствуйте, сударь, – в тон ему ответила Катя и тоже склонила голову.
– Чудесная сегодня погода, а вы почему-то грустите, – продолжил мальчик и широко улыбнулся.
Катя совершенно растерялась. Настолько несуразно выглядело сочетание обычного облика мальчишки с высокопарной речью. Поговорить им не удалось, потому что от ближайшей лавочки отделилась его явно недовольная мамаша и набросилась на малыша, как разъярённая курица:
– Сколько раз тебе повторять – не смей разговаривать с незнакомыми, –проорала она и дернула ребёнка за руку. – Пошли быстро. Ещё раз увижу, мало не покажется.
– Зачем вы орёте на ребенка? Он ничего плохого не сделал, – попыталась вступиться Катя.
– Тебя, овца, не спросила!
– Да уж, – сказала уже самой себе Катя и пошла дальше, обдумывая произошедшее. – Театр абсурда, по-другому не скажешь.
Однако рыдать и жалеть себя после этого эпизода хотелось уже гораздо меньше. Немного успокоившись, она вернулась домой. Прошёл ещё один день, и ещё ближе стала почему-то так пугающая её дата.
Вечером, уже лежа в постели, открыв ленту новостей в смартфоне, Катя наткнулась на новую странность – то ли стихи, то ли бессмысленный набор слов:
Кричи не кричи, никто не услышит,
Убей таракана на ломаной крыше
И воду в подъезде пусти.
Пускай заливает квартиры, пролёты, подвалы
И люди бегут напролом.
Пусть знают, что жизнь не сахар в пакете,
Что жизнь – последний предел.
«Какой бред только ни напишут», – подумала Катя, отложила телефон и довольно быстро уснула, хотя последние дни её мучила бессонница. Завершил все странности этого дня не менее странный сон.
Катя оказалась где-то в скалистой местности. Она шла по тропинке среди густой и невероятно свежей изумрудно-зелёной растительности и слушала звук, похожий на шум воды. Но он не пугал, а, наоборот, успокаивал. Будто обволакивал умиротворённостью, убаюкивал, растворял в себе. Поднявшись на вершину горы, Катя увидела источник звука – водопад. Величественный, свободный, мощный поток срывался с высоты и падал сплошной стеной вниз, в пропасть. Солнечный свет распадался в каждой капле маленькой радугой. Брызги летели в стороны, поднимаясь вверх, и, снова падая, соединялись с основным каскадом. А она физически ощутила такую лёгкость, что показалось, будто у неё и вовсе нет тела и силы тяжести тоже не существует. Катя сделала шаг к пропасти и… проснулась.
Первые несколько минут после пробуждения даже мыслей никаких не возникло, но сон никуда не ушёл. Он будто притаился рядом с внутренней меланхолией, постепенно вытесняя её, выталкивая за пределы сознания. Вдруг захотелось немедленно подняться и взяться за кисти. Сопротивляться этому желанию Катя не стала. Давно она не испытывала такого прилива сил.
Наспех глотнув кофе, она с нетерпением школьницы поставила на мольберт чистый холст, немного подумала, глядя на белое полотно, смешала на палитре краски и положила первые мазки: широкие, свободные, молочно-белые, лёгкие голубые, бежевые, цвета сливок, чуть-чуть желтизны… В воображении тут же возник шум воды из сна. Работала не торопясь, но на удивление очень быстро. К вечеру центральная часть картины уже была готова.
Странно, но Катя никогда так не писала раньше. Она всегда начинала с набросков, тщательно размечая композицию, выстраивая порядок изображений, только потом бралась за кисти. А тут вот как – с чистого листа в прямом смысле слова.
Вода получилась живой, текущей, сверкающей от солнечных лучей и шумящей, как в её сне. «А вдруг никто, кроме меня, этого не услышит? Неужели опять всё напрасно?» – верещал в сознании мерзкий внутренний голос, тоска не сдавала позиций. И тут Катя вспомнила, что ничего не ела весь день, увлечённая работой. «Не услышит и не услышит, подумаешь!» – ответила сама себе и пошла в кухню изобретать что-нибудь вкусненькое на ужин. Ей вдруг захотелось себя побаловать.
А после ужина Катя взяла лист бумаги, ручку и составила список подарков на свой день рождения. Первым делом она написала вверху листа, в уголочке, две четвёрки. Посмотрела на них с опаской – вдруг опять напугают. Странно, но сегодня они предстали в образе двух бокалов с шампанским.
Катя записала желания в столбик, подумала и добавила к каждому пояснения в скобках:
«Домашние тапочки (мои опять износились, а тапок много не бывает)
Набор столовой посуды (хочу заменить старые тарелки, люблю новую посуду!)
Новый ноутбук (мой уже совсем изработался)
Компьютерная мышь с хвостом (надоело батарейки менять, вечно их под рукой нет)
Персональная выставка (пора уже…)».
– До роковой даты осталось ещё три дня. Как раз успею закончить картину с водопадом. Наверное, – подвела итог Катя и довольная отправилась спать.
Три дня пролетели в увлеченной работе. На холсте появились синие горы на фоне прозрачного неба, буйная растительность по отвесным берегам и еле заметная тропинка вдоль падающей воды, уходящая ввысь и теряющаяся где-то на горизонте. Но всё это было лишь обрамлением для ревущего потока воды.
Жалеть себя времени просто не оставалось. Кате казалось, что написать этот водопад – главная цель всей жизни. И она очень радовалась тому, как легко получается картина. Даже неудача с морем забылась, а испорченный холст она просто унесла на мусорку.
В день рождения Катю разбудил телефонный звонок. Сын до рабочего дня спешил поздравить маму.
– До полудня никуда не уходи, – предупредил он в финале, – курьера встретишь.
– Какого курьера? – она сделала вид, что удивилась.
– Это сюрприз! Всё, я на работу побежал. Ещё раз с днём рождения. И даже не думай грустить. Люблю тебя!
Сын семь лет назад уехал в большой город учиться, да так там и обосновался.
В двенадцать часов зазвонил домофон. Курьеров оказалось даже два. Один привёз букет из белых роз, а второй – небольшую плоскую коробку. Катя, даже не распечатывая, поняла, что в ней может быть. Вот откуда сын узнал, что её ноут уже никуда не годится? Она ему не говорила.
На обед именинница отправилась к своим родителям. Мама предупредила её заранее, что собирается готовить праздничный стол. Там Кате вручили новые пушистые тапочки и маленькую коробочку, перевязанную красной лентой, в которой оказалась компьютерная мышь какой-то совершенно невероятной расцветки. Папа увидел её случайно в магазине и решил, что она непременно должна поселиться у его замечательной дочки. Что интересно, мышь была со шнуром, а не на батарейках.
Вечером в гости пришли две близкие подруги. Они втроём дружили еще со школы. И принесли… столовый набор тарелок и комплект круглых бокалов. Именно такие Катя больше всего любила.
Но самое главное событие нового – уже сорок пятого – года жизни произошло следующим утром. Кате позвонили из художественного центра и сообщили, что её персональная выставка включена в план на конец сентября.
– Вперёд, к славе и успеху! – радостно воскликнула Катя и поставила на мольберт чистый холст. – Работать, работать и работать. Какое счастье!
нуууу…как ф кино ?
Да нет… как в жизни. Рассказ почти автобиографичен
Эм… А это что было? Тётка комплексует из-за возраста и получает подарки по списку? Эм… Раз Автор не стал заморачиваться с сюжетом и хоть бы хроменькой полумёртвой логикой, я не буду заморачиваться с отзывом))
Вещи сны – благодатная тема для реальности) Было интересно наблюдать, как, поверив в себя после чудесного сна, героиня меняется. Две четверки из ненавистного возраста превращаются в пару бокалов шампанского. Из-под её кисти выходит прекрасная картина, а желания исполняются чудесным образом. Вот бы и мне так попробовать! ?
А на самом деле, гг после неудачного суицида лежит в коме и слюни пускает… Ноутбук это монитор системы жизнеобеспечения, мышь проводная -капельница, подруги с соседками – медсестры, ну а пушистые тапки – белые??
Рассказ-распутье. В том плане, что здесь не всё так уж и ясно. С одной стороны хэппи-энд, а с другой непонятно с чего вдруг он так резко появился? Как бы там ни было, но все подозрения падают на загадочный сон из-за которого в жизни героини и появился свет, поэтому хотелось бы больше ясности о нём: что это было? и что случилось потом? Катя проснулась или уже нет? Я, например, с одной стороны рад за неё, но с другой есть какие-то нездоровые опасения оттого, что с ней случилось что-то дурное. Да и ТАПОЧКИ эти. И мышь со ШНУРОМ. Не понимаю! Потому, как говорится ничего не предвещало такого сюжетного поворота. В общем, это весьма туманный рассказ. Настолько, что:
Если честно, у меня даже возникло одно дурное и СМЕШНОЕ подозрение по этому тексту (да простит меня автор, но оно само ко мне пристало). А именно то, что этот рассказ написан нейросетью. А что? Может это просто чья-то шутка такая? Ведь бывает же, что на конкурсы отправляют ради смеха работы классиков. Мол, узнают или нет. А если нет, то что скажут. Так вот почему бы и не попробовать такой трюк уже с нейросетью, ведь в последнее время они наступают авторам на пятки. Да ещё как! Казалось бы абсурд, но на днях я наткнулся на новость о том, как один автор выпустил сборник рассказов в соавторстве с нейросетью. Часть написал он сам, а другую нейросеть. И весь интерес в том, чтобы читатели смогли различить где какой рассказ. Как выяснил позже (о, ужас!), так эти сети уже пишут вовсю и тут и там.
Так вот.
Учитывая прогрессирующую смышлёность нейросетей, а также некоторую туманность в логике самого рассказа, это дурное предположение накрепко охватило меня и теперь не могу ничего с ним не поделать. Я бы отмёл его к чёрту, разумеется, но вишенкой на торте к этому НЕЛЕПОМУ предположению стали две следующие фразы из текста:
Так что теперь идея про нейросеть для меня проходит красной нитью по тексту. Надеюсь, что я ошибаюсь и после конкурса автор достанет-таки своего собственного кролика из шляпы.
Удачи автору!
Поясняю
Первый пример – это обычная опечатка. Спасибо большое, что показали, поправила. Ни я, ни корректор эту недописанную букву не заметили.
А про кухню… Попробую растолковать на другом примере.
Есть равноправные слова твОрог и творОг. Некоторые употребляют только первый вариант, некоторые только второй. А есть третья категория, которые используют в речи оба варианта. Это зависит от ситуации, настроения или контекста. Вот я отношусь к третьей категории.
То же самое с кухней.
По правилам, если речь идет о помещении, предлоги в и на равноправные. Кто-то говорит «на кухню», кто-то «в кухню». Я употребляю оба варианта. Причем, мне почему-то кажется, что «на кухню» звучит несколько просторечно и уместно в устной речи. «В кухню» лучше употреблять в письменном варианте.
Но это чистой воды вкусовщина))) Я ни на чем не настаиваю.
А рассказ написан совершенно в моем стиле. И я уж точно не использую никаких электронных помощников. Максимум, куда я заглядываю, когда пишу, в словарь синонимов. Не всегда в голове возникает сам собой нужный вариант.
Спасибо за пояснения. Никогда не слышал прежде про “в кухню”, буду теперь знать, что такое тоже допускается. Рад, что текст написан “живой” рукой, но прежде не читал ваших работ, а потому и возникли нелепые опасения. Прошу простить)
Рассказ очень прост и прямолинеен. Но тем и очарователен. Единственно я не понял смысла сна. Ну да ладно.
Художник видит во сне картинку, а потом воплощает её на холсте. И понимать тут нечего. Всё прямолинейно)))
Рад приветствовать, уважаемый боец!
Мне понравился рассказ (про голос буду думать: мне понравилось историй в три раза больше положенного).
Тёплая и искренняя история. После прочтения хочется верить, что все мечты сбудутся, если мы этого будем очень желать.
Спасибо за работу!
Если Ваш рассказ получит «Приз зрительских симпатий», то это будет достойнейшая победа среди серьёзнейших конкурентов.
Удачи на конкурсе и творческих успехов!