Правила написания рецензий

  Рецензия на сайте Литературная беседка — это развёрнутый отзыв на книгу, опубликованную в Книжной лавке, и предназначенный для составления впечатления о ней у потенциальных покупателей. Это небольшой текст от 3500 знаков (две страницы формата А4), содержащий обзор, разбор и анализ произведения.

Рецензия состоит из:

  1. Названия текста со ссылкой на произведение.
  2. Краткого введения, задающего тон и обрисовывающие предмет рецензии.
  3. Основного текста.
  4. Резюме и выводов.

Обозначаем жанр по форме (роман, повесть, пьеса, стихотворение) и по содержанию (фантастика, фэнтези, альтернативная история). Описываем основную сюжетную линию (но без спойлеров!) перечисляем главных героев, места действия, ключевые моменты произведения. Пробуем осознать и донести до читателей основные мысли произведения. При работе можно использовать несколько подходов: наблюдение со стороны, безоценочный анализ, критический анализ, полемику с автором.

Критерии оценки

(Не обязательно анализировать все пункты)

  1. Общее впечатление от книги — цельное, разрозненное, мощное, слабое, приятное, жалкое.
  2. Сюжет — насколько логично он сведён, есть ли моменты, на него не работающие, не провисают ли сюжетные линии?
  3. Повествование — динамичное, неспешное, затянутое, загнанное, рваное. Насколько динамика повествования соответствует жанру и задачам, поставленным в произведении? Не пытается ли автор «рулить сюжетом», прогибая логику событий в угоду замыслу?
  4. Герои — насколько подробно и достоверно они описаны, достаточно ли естественна их психология, могли ли они поступать именно так в заданных обстоятельствах? Симпатичны ли эти герои читателю, вызывают ли сопереживание или отвращение?
  5. Язык и стилистика — вообще и в контексте поставленной задачи.
  6. Достоверность вообще и в деталях. Не нарушаются ли в книге законы природы и науки, носили ли в указанное время такие мундиры, говорили ли по-французски в салонах, правильно ли звучит текст молитвы?
  7. Фантдопущение — (если оно есть в тексте), в чём конкретно заключается, насколько грамотно оно сконструировано и насколько необходимо? Можно ли без ущерба для произведения изъять оттуда принцесс с драконами или звездолёты с плазмаганами?
  8. Психология отношений — есть ли у персонажей внутренние мотивации для поступков и достаточно ли их, ведут ли себя разнообразно или жёстко следуют стандартным реакциям, не чувствуется ли за спинами марионеток-героев жёсткой руки автора-кукловода?
  9. Основная мысль текста — насколько она этична, умна, оригинальна? Чему произведение учит читателя, что хочет ему сказать?
  10. Отображение — удалось ли автору воплотить свой замысел в явной форме, видит ли читатель пещеры драконов или рубку космического корабля? Можно ли вычленить идею автора из его текста с первого прочтения?
  11. Оригинальность — насколько банальна идея, откуда автор что заимствовал, кого цитирует, пародирует, перефразирует? Если кажется, что произведение открывает собой новый жанр или направление — непременно упоминаем об этом.
  12. Ошибки и ляпы — ловим блох и предъявляем их обществу. Конечно, если мы уверены, что автор ошибается, а не нарочно искажает события и реалии.
  13. Общественное значение — вдруг в тексте обозначены моменты, полезные, скажем, для патриотического воспитания или национального самосознания, описаны сложные этические моменты и варианты выбора.
  14. Внелитературные достоинства — например, историческое, этнографическое или социальное значение. Посредственно написанная книга может быть интересна как источник информации, к примеру, о быте и нравах лётчиков-истребителей или придворных дам Екатерины Великой.
  15. Востребованность — актуальна ли поднятая тема, интересна ли она обществу, на какую аудиторию рассчитано произведение.
  16. Свои ощущения — понравилось или нет, какие чувства и мысли вызвало, захотелось ли приобрести или оставить в домашней библиотеке.

Правила вежливости

Разделяем свою позицию и объективные критерии. Книга может быть объективно хороша, но скучна для вас лично, и наоборот — объективно небезупречна, но субъективно очаровательна. Если все вокруг говорят, что произведение гениально — мы не обязаны соглашаться, впрочем, возражать тоже. Даже самому уважаемому критику не стоит изображать из себя всевышнего судию, пророка в литературном отечестве и истину в последней инстанции. Его мнение — это его личное, честное мнение. Не больше, но и не меньше.

Правило первое: не переходим на личности

Рецензируя и критикуя произведение, не критикуем автора и тем паче не лезем в его личную жизнь, религиозные и политические воззрения, дурные привычки, болезни и слабости. Если у нас нет точной цитаты из интервью с автором, мы можем только предполагать и домысливать, «что автор хотел сказать», «что автор имел в виду». Используем элементарный психологический приём — «я-позицию» или «он-позицию», высказываясь от имени себя или абстрактного читателя: «Я увидел в тексте такой-то смысл», «читатель сочтёт позицию автора провокационной потому-то и потому-то» — и волки сыты, и писателю не обидно, и придраться особо не к чему.

Правило второе: не хамим

 Не называем автора идиотом и бездарью, а его грандиозные опусы — графоманией и хламом (даже если это и правда).

Правило третье: избегаем оценочных суждений

«Хорошо» или «плохо», «сильно» или «слабо» и в особенности «талантливо» или «бездарно» — зачастую понятия субъективные. Акцентируем спорные и неудачные, на наш взгляд, моменты, расчищаем сомнительные детали и повороты сюжета, предоставляя читателю право самому делать выводы, а автору — наслаждаться подслащённой пилюлей.

Правило четвёртое: разделяем автора и произведение

С момента, как текст становится законченным произведением, он начинает жить своей жизнью, обрастать своими мифами и обретать свои толкования. Зачастую читатели находят в нём отнюдь не то, что хотел вложить автор.

Правила написания рецензий подготовлены на основе «Советов по написанию рецензий» © автор Наташа Кокорева

БФ-2БФ-2
БФ-2
Шорты-8Шорты-8
Шорты-8
АПАП
АП
логотип
Рекомендуем

Как заработать на сайте?

Рекомендуем

Частые вопросы

Пролистать наверх