Не доверяя детским садам и чужим людям, мама нянчила меня самостоятельно. Больше всего на свете она любила петь, поэтому самыми ранними моими воспоминаниями стали колыбельные и певучие, мелодичные сказки, которые мама рассказывала каждый вечер. Я не понимал значения и половины слов, но каждый раз её тёплый, медовый голос завораживал и порождал в моём детском воображении многочисленные цветные миры. Не удивительно, что читать я научился ещё до школы.
Однако первый класс дался мне очень тяжело, не смотря на хорошие оценки. Школа резко контрастировала с привычным мне домашним уютом, я никак не мог привыкнуть к постоянному шуму и многолюдности, и не понимал, как подружиться с другими детьми. Мне казалось, что у других мальчишек дружба завязывалась естественно и свободно – достаточно пары слов, игры на перемене, и вот уже не разлей вода. Но между мной и другими детьми существовала незримая стена, о которой вслух говорить никто не решался.
Конечно, я тоже понимал, что отличаюсь от других детей.
По-настоящему хорошо я себя мог чувствовать только на уроках чтения, потому что был одним из немногих первоклашек, кто бегло читал даже длинные предложения. И хотя моё чтение вслух часто вызывало смех у одноклассников, учитель меня всё равно хвалила и ставила в пример.
В тот злополучный день в качестве домашнего задания нам впервые сказали выучить наизусть стихотворение. Стихи можно было взять из примеров в учебнике, либо выбрать любой другой по желанию. Из старого томика Есенина я выбрал достаточно сложный для первоклашки стих, но мама даже бровью не повела, и с энтузиазмом весь вечер помогала мне заучивать витиеватые строчки.
На уроке я с нетерпением ждал своей очереди. Все выучили примеры из учебника – монотонное «Ночевала тучка золотая» прозвучало раз десять. Наконец, учитель пригласила меня:
– Арсамерзоев Джафар! Готов? Выходи скорей, не бойся.
Краснея и волнуясь я вышел к доске, ладошки моментально вспотели. Двадцать пар глаз любопытно уставились на меня. Я вспомнил мамин совет – смотреть не на класс, а в стену напротив себя. И громко, делая акценты на каждом слове, начал рассказывать:
– Нэсказанное, синее, нэжное! Тих мой край послэ бурь, послэ гроз!
По классу прокатился едва заметный смешок.
– И душа моя, поле бэзрэжное, дышит запахом мёда и роз!
Кто-то с задних парт хохотнул уже вполголоса. От этого смеха я сбился, растерялся и следующая строчка вылетела из головы. Учитель цыкнула на класс и подбодрила меня, но я уже поймал на себе взгляды ребят, насмехавшихся над моим произношением, и никак не мог сосредоточиться.
– Не переживай, – поддержала учитель. – Ты выбрал сложный стих, расскажи что помнишь, не нужно читать весь.
Мне хотелось провалиться сквозь землю. Я зажмурился и лихорадочно начал вспоминать, как репетировал с мамой. Удалось вспомнить только кусок текста из середины. Я решил взять реванш за свою неудачу и рассказать этот отрывок со всеми эмоциями, прямо как мама учила. Набрав в грудь побольше воздуха, не скрывая своего акцента, я громко продолжил:
– Рааазбэрёмся ва всём, что видели! Что случилось и сталось в странэ!
Первые парты разразились откровенным хохотом, смеялись уже не стесняясь. Учитель начала ругаться и пристыдила класс, но для меня это уже не имело значения. Меня обожгло стыдом, к глазам моментально подкатили слёзы, слова застряли в горле. Я испугался, что сейчас ещё и разревусь перед всем классом, и выбежал в коридор.
* * *
Сразу после окончания института в родном городе пришлось ехать в Москву – отец настоял. К концу обучения, скрипя сердцем, отец всё-таки принял мой выбор стать актёром, но смириться с моим низким заработком он не смог. Зелёному выпускнику театрального за спектакли в камерном платили действительно мало.
«Если решил скакать клоуном, то выбирай сцену побольше!» – с такими словами папа выдал мне немного денег на первое время и отправил в самостоятельное плавание. Я знал, что всё это время отец тайно ходил на мои спектакли, и что они ему нравились. Мама не пропустила ни одного.
А Москва перемолола меня в труху и вырвала с корнем все ростки самоуважения, которые я так долго взращивал в себе во время учёбы. Сцена дала мне всё – друзей, самооценку, уверенность. Я поставил голос и почти избавился от акцента – он остался лёгким оттенком в моём баритоне (многим даже нравилось, особенно под гитару). И пусть никаких значимых ролей в своём родном городе я не сыграл, я всегда оставался в основном составе. В Москве же я стал просто чурка.
По началу даже аренда квартиры стала для меня сложной задачей: все бюджетные варианты имели приписку в объявлении «Сдам квартиру людям славянской внешности». Это смешило – я представлял, как прихожу к хозяйке квартиры в русской рубахе и лаптях, напевая на гуслях куплеты о своей чистоплотности и аккуратности в быту. За неимением вариантов, я откликался и на экспрессивные объявления «Сдаём только русским!!!» (ведь я здесь родился и вырос), по телефону даже удавалось договориться о встрече. Но увидев меня воочию, хозяева «почему-то» находили причины отказать.
Внешне я действительно сильно изменился и весь пошёл в отца: крупный, волосатый, с чёрными широкими неровными бровями. Я носил небольшую бороду, потому что бороться с ней бесполезно – меньше чем за сутки после бритья щетина переходила в контрнаступление. В театре часто шутили, что лешего я могу играть без костюма и грима.
Тот факт, что актёров всегда выбирают по внешним данным, для меня не был откровением. Как и то, что мой типаж не подходит для классического репертуара. Поэтому съёмную комнату я в итоге нашёл, но работа в театре и медийных проектах мне не светила. Прослушивания и пробы заканчивались одним и тем же – я снова чувствовал себя первоклассником, обсмеянным и не принятым, и возвращался домой, получив очередной отказ. В прочем, одно приглашение на эпизодическую роль я всё-таки получил. Я должен был сыграть карикатурного агрессивного кавказца, пристающего к невинной девушке на улице, а главный герой (естественно, «славянской внешности») по сюжету припугнёт меня и спасёт красавицу. Возможно, в своём камерном театре я бы отнёсся к такой роли спокойно, но эти два месяца в Москве день за днём по кирпичикам уничтожали моё внутреннее достоинство, я начинал чувствовать неприсущую мне злость к людям. Казалось, каждый второй на улице смотрит на меня и думает: «не брат ты мне, гнида черножопая».
Я отказался от роли и устроился на склад в торговый центр.
* * *
Новенькая Таня успешно прошла стажировку и уже больше месяца работает в зале консультантом, но я всё никак не решался с ней заговорить. За год жизни в Москве я понял: не смотря на унаследованную от отца брутальную внешность, характером я всё-таки пошёл в маму. Сентиментальность брала надо мной верх, когда я слушал пронзительные и надрывные песни. Я постоянно ходил в наушниках, редко общался и всё больше признавал в себе интроверта. Работая на складе я чувствовал себя гораздо лучше.
Но снова поселившаяся во мне неуверенность сковала амбиции, я презрительно относился к большинству людей и не искал новых вершин. Именно поэтому свой интерес к новенькой сотруднице я поначалу даже не хотел признавать, но каждый рабочий день она маячила у меня перед глазами и вскоре прочно засела в моей голове.
Немногословная, на первый взгляд даже невзрачная, тем не менее Таня обладала редким свойством – обаянием непосредственности. В ней чувствовался такт, интеллигентность и мягкость характера.
Прочитав на бейджике «Татьяна Полянцева» я быстро нашёл её страницу и на полночи залип за фото и видео. Я не обманулся – Таня оказалась незаурядной творческой личностью. Она сочиняла стихи и играла на синтезаторе. Профиль был заполнен десятками видео, где Таня прямо дома читает под музыку свои стихи, некоторые мне безумно понравились. Но обилие подписчиков почему-то отпугнуло меня – я не хотел быть «ещё одним фанатом», поэтому просто сохранил её страницу в закладках, и теперь на работе и онлайн я тайно наблюдал за девушкой и всё больше ею восхищался.
Будто вторя моему окрылённому состоянию, на почту неожиданно пришло приглашение поучаствовать в творческом вечере. Видимо, мои анкеты и портфолио сохранились у менеджеров ещё с тех времён, когда я ходил на прослушивания. Приближалось четвёртое ноября, город готовился к празднованию Дня народного единства, и меня пригласили выступить с национальной дагестанской песней. Прочувствовав это самое «единство» на собственной шкуре, я сначала даже рассмеялся: какое лицемерие и фарс! Народное единство! Да половина россиян даже не знает, что такой праздник существует. Лишний выходной и ладно. Но чем дольше я мусолил это событие в голове, тем больше представлял себя снова на сцене. Я вдруг понял, что сильно соскучился по атмосфере творческой суеты, репетиций и музыки. К вечеру я ответил на письмо согласием и на следующий день поехал на прослушивание.
Все три недели репетиций я находился на пике своего душевного подъёма. Концертный зал вдохновлял масштабами. Я окунулся в суматоху репетиций и будто проснулся от долгого сна, затянувшего меня в свою однообразную трясину год назад. Танцоры, музыканты, актёры – повсюду мелькали яркие всполохи национальных костюмов, из каждого угла раздавались распевки, график был сумасшедший, репетировали даже ночью.
Моё выступление входило в составной номер. Сначала два кумыка Ислам и Султан танцевали бодрую лезгинку со сложными трюками, затем аккордеон и барабаны меняли темп на более лиричный и на сцену выходила вереница из двадцати девчонок и парней – начинался синхронный черкесский танец. К середине этого танца музыка снова менялась и на сцену выходил я, завершая номер душевной песней про горные реки. На аварском я говорил лишь с родителями, да и то только в детстве – в какой-то момент мы всей семьёй окончательно перешли на русский. Поэтому во время репетиций я каждый раз испытывал глубокую ностальгию по дому и маминым песням.
Мне так сильно хотелось, чтобы Таня увидела моё выступление. Я хотел предстать перед ней в полной мощи своего таланта, на фоне моего народа. Казалось, лучше момента уже не будет. Я попросил приятеля со склада раздать билеты на концерт всем консультантам в торговом зале, но наказал ничего не говорить о моём выступлении. Я был твёрдо настроен удивить и впечатлить Таню.
И Таня пришла. Как я был счастлив увидеть её в зрительском зале! Концерт начинался в пять часов, весь день до этого мы прогоняли генеральные репетиции, нервы были пределе. Я уже успел забыть, что такое зрители, и теперь волновался, как в первый раз.
Наш номер был только седьмым по счёту. Я ещё не переоделся в костюм и вышел в суетящийся зрительный зал. Люди подтягивались, шумно разговаривали, искали свои места. Таня уже сидела в зале и болтала с подружкой. Чёрт! Я не подумал, что она придёт в компании. В голове уже крутился «гениальный» план, как я невзначай прохожу между рядами и будто случайно замечаю Таню: «О, привет! А я тебя знаю, ты работаешь у нас консультантом. Не ожидал увидеть знакомые лица. А я так, выступаю тут немного. Ну, рад был поболтать, пойду в гримёрку, скоро на сцену!». Но Таня увлечённо болтала со своей спутницей, и я бродил вокруг да около, не решаясь подойти. Время уже поджимало.
Смалодушничав, я решил пойти другим путём. Я сел позади девчонок, открыл Танин профиль, подписался на неё и написал «Привет», параллельно прогоняя в голове «План Б».
Таня среагировала на звук сообщения и заглянула в телефон. Сидя за её спиной я видел, как она моментально заблокировала меня.
– Что там? – спросила вторая девчонка.
– Да ничего, – Таня ответила с раздражением в голосе. – Опять чурки всякие пишут познакомиться.
Заборы внутри меня повалились. Волна горячего стыда захлестнула с головой, и я пулей вылетел из зала.
Всё остальное происходило будто не со мной. Я равнодушно переоделся в костюм и с отсутствующим видом наблюдал за закулисной суетой. Внутри меня что-то окончательно перегорело, я больше не видел смысла в этом цирке. Между выступлениями ведущие выходили на сцену и задвигали высокопарные речи о том, как богата наша Россия на разные национальности и народы, какая пёстрая и замечательная страна. Мне хотелось уйти.
Когда начался черкесский танец, я стоял за кулисами и старался сконцентрироваться на своей песне. Как бы её спела мама? Буду петь как она – чувственно и нежно.
Зал сопроводил мой выход жидкими аплодисментами, музыка плавно перешла к минорным лиричным нотам и я запел. Я понимал, что даже если мой глубокий баритон и нравится публике, слов народной аварской песни всё равно никто не поймёт. Эта стена непонимания всю жизнь преследовала меня, делила мир на «мы» и «они», заставляла чувствовать себя чужим в своей же стране. Я стоял на сцене и уже в который раз снова чувствовал себя первоклассником, осмеянным другими детьми.
В тот злополучный день я пришёл из школы в слезах. Родители испугались и долго расспрашивали меня, пока, наконец, я не признался в своём позоре. Мама жалела и успокаивала меня, а отец вскрикнул: «Другие дети на своём родном языке еле как четыре строчки выучили, а ты на чужом языке огромный стих рассказал! Ты должен гордиться собой, Джафар!».
Я вспомнил родителей и на душе потеплело. В ту минуту будто все дороги моей жизни сошлись в одну, привели на эту сцену и дали возможность сказать то, что так долго болело внутри меня. Я не допел куплет и остановился.
Музыканты поймали изменения и тоже замедлили темп, черкешенки продолжили танцевать, но поглядывали на меня и сделали движения более плавными. Я помолчал, вслушался в музыку, поймал ритм и по-русски запел:
Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом мёда и роз.
Зал оживился и зааплодировал. Музыканты и танцоры поняли ритм и перестроились под меня.
Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?
Все спокойно впивает грудь.
Стой, душа, мы с тобой проехали
Через бурный положенный путь.
Я не знал, нравится ли моё выступление Тане – это больше не имело значения. Я стоял на сцене в кавказской бурке, вокруг меня лебедями плыли черкешенки и играли восточные мотивы, а я пел на стихи Есенина и думал о доме.
Разберёмся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Что бросилось в глаза. Сразу с первых строк повторы слов
Детьми, детьми, детей.
И следом
Чтения, читал, чтение.
Вообще текст больше похож не на рассказ, а на мемуары-жалобу. Я вот не поняла, а почему в дагестанской школе его не понимали и не принимали? Он же там, вроде, свой был. А есть ещё и такая пословица. Где родился, там и сгодился. Может не стоило ехать в “чуждую” Москву. А стоило остаться дома на главных ролях в своем национальном театре.
Судя по тексту, ГГ учился не в Дагестане, раз его русские дети за акцент высмеивали. Скорее всего стандартно – родители приезжие, ещё говорят на своём языке, а дети уже русский осваивать должны.
А почему вы решили, что смеялись русские дети? Он пишет, что сразу после окончания института в родном городе. Так что точно Дагестан. А акцент?! Так там живут люди 33 национальностей. И аварцы не самый многочисленный народ.
ЧУЖОЙ НЕБРАТ
Тонкий лед.
Не буду наступать.
Параллельно вспомнился рассказ семидесятилетней давности “Хвостик” Юрия Сотника.
Тема близка: в моём классе были разные национальности, и поскольку дети порой отличаются жестокостью, ситуации бывали всякие.
Автор пошёл осваивать ближний космос, а не дальний. Оно и хорошо – куда нам до межгалактического диалога, если порой с соседями договориться не можем.
Хороший рассказ! Прочитал с удовольствием. Реальные проблемы реальных людей. Во многом ГГ испытывает ситуацию, сходную с эмиграцией. Приходится доказывать всем, что ты не верблюд. Только наверное чувствует себя еще горше, ведь ГГ как никак в своей стране. Если это не фантазия – то сочувствую тебе автор. ?
Есть, конечно, к чему придраться, но НЕ БУДУ!
СПАСИБО автору за честность, за эмоции, которые испытывала! Меня “торкнуло” до слез.
Существует тольно две национальности порядочный человек и непорядочный, все остальное культурные особенности. Когда дети играют в песочнице они абсолютно одинаково бьют друг друга лопатками по голове, не взирая на цвет кожи. Только повзраслев, они начинают придавать своей природной агрессии идеологическое оправдание. В общем, козлы они и в Африке козлы, независимо от славянской или иной наружности.
Написано суховато, местами затянуто, но за тему уважуха.
Удивительная сила искренности! Вот именно такие рассказы и такие люди ломают лед, стирают границы, объединяют людей! Очень жаль, что герой затаил обиду! И обида эта многолетняя! Но человек не ожесточился, не утонул в саможалении и самокопании. Он делал шаги на встречу людям, на встречу свободе. И вела его любовь! Ой! Что-то слишком пафосно получилось! Немного снизим пафос: рассказ откровенно слаб с художественной точки зрения! Я не литературовед и не проф. критик. Искренность и слабость( пока слабость) высказывания две вещи «совместные»! Увы! Но все поправимо! Все можно и нужно наверстать! И тонкость, душевное величие и красота этой поэтической натуры позволят пережить еще очень много откровений! Удачи, брат, на этом тернистом, но благодатном пути!
Спасибо автору. Очень похоже на автобиографическое произведение.
К сожалению, дети злы, и совсем не способны проявить понимание и уважение к людям, которые отличаются от них, например, акцентом. Взрослые… да тоже многие не лучше, просто научились вежливо скрывать свои эмоции, но в объявлениях “только для русских девушек без питомцев, вредных привычек” проявляется их гнусная суть.
Автор, Вы молодец, что сохранили веру в лучшее, несмотря на жизненные проблемы. Хороших людей в мире больше, и они поддержат Вас. Если бы гадких людей было больше, чем хороших, давно бы пожрали друг друга, и не было бы нашей цивилизации=)
Когда человек пишет от лица абсолютно другого человека, живущего в совершенно другом месте – это всегда заметно.
А Москва… это даже хуже, чем Одесса, это такой город, который и сто, и двести лет назад был населен едва ли не всеми существующими в мире национальностями. А теперь там и вовсе восточный колорит повсюду. В классах, скорее, над чисто русским хохотать станут (гастарбайтеров сотни тысяч). А свадьбы какие! – широкие, веселые, с колонами “крутых” машин и ездой задом наперед по встречке, с пальбой в небеса (за что не раз и не два получали в тык и в родном Дагестане) – это покрепче киношной цыганской свадьбы будет. Да и пишите вы, автор, сухо и нудно. Экспрессии и гордости народа в тексте нет от слова “совсем”, а это для стилизации плохо. Да и сопли пускать “за того парня” – тоже гадит стилизации. Это я вам как стилизатор с большим стажем говорю. Так что “неуд”. И еще один неуд за разжигание национальной розни. Всего! 😉
Я прочитал рассказ “Несказанное, синее, нежное”.
Увидев название в списке, я сразу мысленно отметил, что у этого рассказа оно самое роскошное и интригующее. Поэтичное какое-то. Поэтому решил оставить прочтение рассказа напоследок. Теперь же немного разочарован, что это всё же была не авторская идея. Ну да ладно.
Сам же рассказ довольно душевный и искренний. Не оставляет ощущение, что сюжет взят из жизни и просто перенесён на бумагу с небольшими выдуманными вставками, а может даже и нет. Однако веришь ему. Хочешь верить. Повествование простое, если честно, но читать было очень легко. Глаз не цеплялся, но и изысков языковых каких-то я тоже не заметил.
Оценка выше средней.
Удачи автору!
Рассказ произвел впечатление искренностью, прямотой высказывания. Многие люди, дома ли у себя (в стране) или в эмиграции чувствуют себя чужими, не один автор (или лг) испытывает эти чувства. И не только бывает, что “по нац признаку”. Не такого роста, веса, внешность “не та”, возраст (так наз. эйджизм) – ко всему можно прикопаться и испортить жизнь. Тема очень широкая, писать – не переписать. Возможно, и нужно проговаривать все это, не копить в себе. Может быть, кто и задумается…
Главное, принять себя таким как есть и радоваться, что жив и здоров. И жить среди тех, кто не допускает хамства и ксенофобии – это лучший выход. Не зря говорят – человек ищет где лучше. Пардон за морализаторство и банальность.
Автору успехов в творчестве.
Надеюсь, рассказ не автобиографичен. Написано неплохо, но как будто немножко с намерением вызвать чувство вины, мол, все вокруг только плохие, притесняют, и никто не относится объективно. Может быть, только мое впечатление.
Понравился финал, что герой, несмотря на произошедшее с девушкой, все-таки смог принять себя в этом мире и обрести уверенность.
Мне рассказ понравился! Независимо от того, писал ли его обиженный жизнью человек или взгянувший неравнодушных со стороны. Рассказ эмоционален, бередит душу, это подкупает, призывает оглянуться вокруг, к чему и призвана, по моему мнению, литература.
А потом ему худрук: “Эй, Рулон Обоев или как там тебя, давай по тексту”.
А зачем в Нерезиновую тогда поехал? Сидел бы у себя и играл в театре. И девушку себе русскую выбрал – чего на своих не женятся, а?
Хотя тут даг вроде правильный – ассимилированный. И рассказ явно про далекое прошлое – сейчас в классах и детских садах половина групп из всяких Ушат Помоев и других Азаматов и Гюльчитаев, многие из которых не парятся и в принципе по-русски не говорят, кладя свои моноброви на учителей. Это не правильные.
Короч, рассказ сопля, про то, как гордого горца все таки сломали и он гяурские стишки читает на потеху другим гяурам. Ему шанс дали СВОЮ культуру показать, на СВОЕМ языке, а он…
Это как раньше левшей переучивали насильно на правшей.
Не понравилось вообще совсем.
Текст требует беспощадной редактуры, но рассказ неожиданно хороший. Думаю, если бы начать его прямо с чтения стихотворения в школе, история ничего бы не потеряла, но это дело вкуса. Особенно приятно, что от этой истории у самых мерзких завсегдатаев подгорели выводящие пути, а это лучший знак качества!
Спасибо автору за нормальное чтиво!
P.S. Тех, кто жалуется на мемуаристику как жанр, хочу успокоить: по некоторым признакам история выдумана от начала до конца.
За одну только исповедь и лиричность можно поставить высокий балл. Эмоциональность рассказа зашкаливает. Спасибо автору и за прозу, и за стихи)
В целом вполне хороший текст. С глубоким смыслом, эмоционально цепляющий. Непонятки по поводу произношения. Получается, что повсюду Гг был чужим, а его произношение вызывало смех или неприязнь. Родины у человека не было, где повсюду такие же, как он? Странно. Зачем отец отправил сына учится в Москву, тем более если речь шла об артистической карьере. И тому подобное. Действительно, скорее жалоба, чем рассказ. Но написано хорошо.
Зачастую все предубеждения насчёт национальностей сбываются — говорю на собственном опыте. Но если человек ведёт себя порядочно, то люди, на самом деле, очень быстро начинают с ним сближаться. Потому что есть вот это желание поверить, что бывают из правил исключения.
Интересный взгляд на тему “чужих”. Видно, что накипело.
Понравилась поднятая тема – чужой в своей стране. Понравилась искренность. Понравилась конструкция сюжета, когда взрослый ГГ возвращается к стихам, ставшим его детским позором.
Но авторский стиль показался мне неумелым, изобилующим штампованными выражениями и канцеляризмами. Зачем учительницу называть “учителем”, а глаголы использовать в женском роде – лучше уж было назвать ее по имени. “Скрипя сердцем” – нет такого выражения, а есть – “скрепя сердце”. И еще много-много ляпов. Но за искренность спасибо, автор.
Действительно, как уже сказали другие комментаторы, рассказ похож на мемуары. Вписывание себя в чужое общество редко бывает безболезненным. Тут главное не потерять себя.
Хороший рассказ, искренний. Веришь всему написанному. Печально, что детские обиды иногда остаются надолго. Герой выбрал для себя сложный путь. Можно только пожелать ему успеха.
Весьма средний рассказ. Не хватает проработки мира. Ну а так есть места, которые сделаны весьма неплохо
Урок русского языка в грузинской школе:
-Дэти, сегодня ми праходэм басню Крилова: Бежит по лесу хитрий, рыжий, кучерявый. Кто дэти?
-Эврэй!
-Нэт дэти, лисиц. Видит на дереве сидит чорни с балшим носом. Кто дэти?
-Грузын.
-Нэт дэти, варон. Варон ест сир. Лисиц говорит ему: “Я тоже хочу сир!” А варон ему:”Иди к Бени”
-К Бени Махарадзе?
-Нэт, к Бени матери.
Вообще, чувство юмора пропало на фразе:
Автор практически провоцирует комментаторов устроить срач на национальной почве. Как вам не ай-ай-яй! Адын поставлю. Шалом.