В том полумраке, полном песка и теплой воды, я впервые почувствовал что-то. Это что-то проникло в мою конечность, и оно обосновалось там, я знаю…
Оно все ещё во мне.
***
Наверное, стоит кое-что прояснить, мой очевидно безмозглый читатель. О, нет, не обижайся этому бесхитростному названию твоего класса: кое-кому повезло ещё меньше. Я, например, вообще беспозвоночный. Как, все равно обидно? Ну уж извини. Знаешь, что такое Саккулина? Узнай и возвращайся. Вот видишь, не такой ты и безмозглый, а сколько крику было.
Я был Крабом. Все, что меня окружало — это побережье, беспорядочные крики чаек и вечная полутьма. А ещё другие крабы. Их была целая куча и мы частенько сталкивались, бесцельно махали клешнями и расходились. Я никогда не был особенно боевым: мне больше нравилось наблюдать за драками. Но однажды… Однажды я решил, что кто-то был несправедлив, и я дал ему отпор. Я был намного крупнее, исход был предрешён, однако я слишком увлекся. И, когда я намертво вцепился в ногу противника, чья-то огромная белая рука подняла нас над Землёй.
Вот так я попал в Ведро.
Сначала было весело. В Ведре было много других крабов, они быстро стали моими хорошими друзьями. Мы устраивали долгие душевные беседы, например о том, как: все глупые кроме нас. Мы избивали новичков и откусывали им своими клешнями глаза, потому что они были новичками и не умели вести такие душевные разговоры. Учить мы их не хотели, и мы откусывали, откусывали им глаза с мрачным упоением, а потом шли разговаривать о том, какие мы плохие. Но говорили мы это конечно не всерьез, а с самоиронией. Каждый час кто-нибудь из нас выходил на середину Ведра и говорил: как же я плох. При этом он грустно опускал глаза в пол. Дальше было два варианта развития событий: все либо бросались к нему и начинали убеждать, что все не так, и он хорош, либо присоединялись к нему и восклицали, что хуже, непременно хуже него!
И мы упивались этим, упивались особенно сильно потому, что это все была игра, и никто из нас вовсе не думал, что он плохой.
Я был среди них. Мои горестные вопли подчас звучали правдоподобнее прочих, и вскоре мне дали прозвище Самого Скромного Гения, сокращённо — ССГ. Я упрямо отказывался от этого лестного имени, чем только увеличил свою славу, и вскоре почивал на лаврах Талантливейшего и Скромного.
Но иногда я чувствовал… Странное. Болезнь, а может, микроорганизм, подцепленный мной во время отлива, давал о себе знать. Я ощущал сотни маленьких ножек, бегущих по моим венам, но особенно меня пугали мысли: необычные, витиеватые, наполненные злой и жалобной тоской. Иногда мне хотелось чего-то. Я вставал со своего места и лениво прогуливался по Ведру, цепляя длинные ноги своих соседей, перебираясь через их цокающие панцири, и слыша ленивую ругань. Они не понимали, зачем я мешаю им мыслить о великом, а я и сам не понимал. Я ощущал в себе чужую мысль, которая мне до конца не была понятна.
Вскоре начались Ужасные Изменения. В Ведре вдруг стало темно и прохладно, оно закачалось, и мы попадали друг на друга. Мы вопрошали: как же так, за что нам эти Изменения? Неужели плохо нам было вот так, вместе, в теплом и светлом Ведре, ловящем отблески Солнца? Ответа не было, и мы медленно погружались в пучину отчаяния.
Даже ослепленные новички сбились в переплетённый конечностями ком, а мы, Талантливейшие и Скромные, были подобны им: слепые в своей беспомощности и дрожащие от страха. С умилением теперь мы взирали на ослепленный нами молодняк и думали: вот, кем мы были! Когда-то мы тоже имели роскошь обвинить кого-то другого в своей слепоте, как сейчас делают эти вздорные дети, но теперь мы смелы, и можем принять собственное ничтожество. И потому мы, конечно же, лучше них…
Крабы беспозвоночны, но у беспозвоночных есть внешний панцирь, замещающий внутренний скелет. У безмозглых людей одна надежда на спинной мозг… Но она призрачна. Мне жаль, если ты не понимаешь, о чем я говорю, читатель, не понимаешь смысла моих речей, но я знаю, что ты не будешь подобен этому жалкому сборищу слепых крабов, уверенных, будто они имеют право винить кого-то в отсутствии зрения. Конечно, судьба подбрасывает нам испытания, но ты должен принять их с гордостью и холодной головой, и сказать: да, я глуп! Я глуп, а потому не понимаю, я каюсь, и дело совсем не в авторе. И, если ты так скажешь, читатель… Если ты будешь достаточно убедителен, возможно, отовсюду сбегутся другие люди и начнут тебя уверять, что это не так, и тогда ты тоже получишь звание ССГ — Самого Скромного Гения.
В какой-то момент Ведро перестало двигаться. Мы ощутили спертый влажный воздух и услышали странные звуки: что-то приближалось к нам, неотвратимо и стремительно. Мы подумали, что это новые Ужасные изменения, но вскоре шаги стихли. Мои друзья крабы вздохнули с облегчением — вскоре наступала очередь Джонни выходить на середину и выть о своей никчемности, и нам не хотелось бы пропустить такое шоу. Однако что-то во мне шевельнулось. Я поднялся на ноги, раскинул клешни и впервые царапнул ими по стенке Ведра.
Что-то царапнуло по Ведру в ответ.
И через несколько долгих мгновений над нами выплыла огромная ушастая голова с немигающими глазами. Мы замерли. Кто-то недовольно отметил, что именно я вызвал ушастую голову своими царапаниями. Но мне было не до этого: существо во мне задохнулось от восторга, я потянулся к исполинскому животному, я хотел если не обладать им, то хотя бы коснуться, хотя бы разглядеть поближе его нежный розовый нос, тонкие и длинные усы, так похожие на мои, я хотел быть…
— Мурзик, а ну брысь от ведра, — послышалось откуда-то. Ушастая голова мгновенно пропала.
Все быстро вернулись к своим делам. Отгремело великолепно унылое самоуничижение Джонни, уже и похолодало, и потемнело, но я все никак не мог прийти в себя. Паразит не отпускал меня, он выедал мои внутренности, опутывал сетями мои мысли и чувства, я ощущал каждое его движение. Паразит звал меня, и я изнывал от невозможности ответить на этот зов.
— Я хочу… Хочу написать про кошку, — почти неосознанно прошептал я в темноту. — К нам ведь приходила кошка? Хочу написать про нее.
Внезапно Ведро наполнилось стуком десятков ног.
— Ты совсем сбрендил? — ахнул кто-то.
— Про котов писать нельзя, они же всем нравятся и все про них пишут!
— Боже мой, какой моветон…
Я вдруг понял, что я больше не ССГ в их глазах. Это придало мне смелости.
— И герои все в конце умрут, — упрямо продолжил я.
— Слезодавилка!
— Кошка умрет в страшных страданиях, — прошипел я, поднимаясь.
— Меня вообще не тронуло, — заметил Джонни. Все в ужасе застыли — Джонни всегда был самым чувственным крабом. Я не видел из-за темноты, но ощущал взгляды, обращённые на меня. Долго их выдержать я не смог, и существо во мне вдруг замолкло.
— Да, вы, наверное, правы, — согласился я. — Мне стоит придумать какую-то другую тему. Или… Другое занятие?..
— Ну нет, можешь продолжать свои творческие изыскания, — спустя минуту тишины сказал кто-то. — Что мы некрабы какие? Ты не должен так остро реагировать на критику.
— Да, это все вкусовщина.
— Да, просто вот лично мне не понравилось — фигня какая-то твоя идея, но, думаю, она ещё найдет свою аудиторию!
— Это точно!
— Так что продолжай придумывать, мы будем следить за твоим творчеством.
Мне вдруг захотелось выйти. Я поднялся во весь рост и ухватился клешней за край Ведра, подтянулся и… Почувствовал на себе чужой вес. Крабы держали меня, взбирались мне на голову и падали, взбирались — и падали. Существо во мне взвыло: оно хотело море и мелкие ракушки, хрустящие под ногами. Я оттолкнулся изо всех сил, схватился второй клешней за край и принялся перебирать ногами. Но сбросить с себя чужой вес я так и не смог.
— Кто это здесь? — в таком положении меня и застала огромная белая рука. Меня подняли над землёй и вынесли к Солнцу. Повернули на спину и на брюшко, разглядывая огромными водянистыми глазами.
— Серж, здесь, похоже, заражённый какой-то.
Меня осмотрели снова. Что-то мешало дышать, что-то рвалось из самого моего нутра.
— Это самец, но тут сумка… Скорее всего саккулина опять. Вот сезон конечно, удался так удался!
Я хотел писать про кошку. Про кошку? Какой идиот будет писать про такую дичь! Ещё бы про вампиров написал. Здесь нужно что-то оригинальное, я должен удивить их всех, должен удивить…
— Ладно уж, отпусти его. Давай удалим эту дрянь, пусть живёт. Он много настрадался.
Много ли я страдал? Ха, конечно! Я же писатель, в моих глазах всегда должна быть тоска… Я писатель? Нет, я… Краб…
— Думаю, ты прав. Сейчас позову дока, ему нравятся такие эксперименты. Смотри, кстати, а ведь он почти выбрался из ведра! Сам! Удивительно.
Удивительно? Конечно удивительно, я, хоть и хуже всех в этом мире, тоже не пальцем делан!
— Жаль только, что саккулина уже его кастрировала.
Осознание медленно настигает меня.
Саккулина ли?..
Хороший рассказ. Не про крабов, конечно. Скорее про нашу или подобную ей лит. беседку. Про наши сборища и разговоры, вкусы, локальное признание, локальные распри и бури, так сказать. А крабы – это то, чем автор ощущает себя и всё лит. общество, так же как и лит. беседка – это ведро с водой.
Правда это сравнение не совсем работает. Например, непонятно, как крабы понимают человеческий язык. Но это мелочи.
Я не понял аналогии с организмом, растущим внутри краба. Это что муза, творчество? Пока что лучшее из того, что я прочитал. More sophisticated.
Вот кстати да, почему “чужой” воспринимается чаще в контексте инопланетянина, когда местных паразитов тьма. Автору плюс уже за то, что его рассказ не полетел в космос (не люблю я такое).
Довольно занятное рассуждение о буднях литбеседки. Понравилась метафора про ССГ, котейка посмешил и был в тему. Но, как и всегда в таких случаях, меня смущает узконаправленность текста (он же явно чисто для местной ЦА). Можно переложить и на другие ситуации, но всё равно условный новичок на сайте прочитает этот рассказ и не сможет увидеть все слои, которые закладывал автор.
Поставлю оценку выше среднего, спасибо)
Конечно, этот рассказ, так сказать, для “внутреннего пользователя” ЛитБеседки, да и то, наверное, для старожилов больше. Поскольку я на сайте недавно, мне некоторые отсылки не были понятны. Но, блин, мощно же! А стиль повествования каков! А речь! А грамотность! Я в восторге. Читала с наслаждением. Автору – аплодисменты!
Я прочитал рассказ “Ведро с крабами”.
Написано грамотно, и мысль в основе верная: нужно смотреть на мир шире. Или вылазить из ведра, как тут говорится. Могу ли я сказать, что рассказ понравился? Хороший, да. Вернее, ладно сделан. Топ? Нет. Стал бы я читать такое, если бы не конкурс? Точно нет. Всё же подача местами слишком дерзкая. К читателю особенно. Словно накипело у автора, и поэтому он на всех разом решил сорваться.
Олнако, как здесь верно сказано:
О чём ему писать, только сам автор должен решать. Если есть отклик в душе, то тема любая сгодится. А свой читатель всегда найдётся. Григорий Служитель вон написал даже целый роман про кота, который стал известен — “Дни Савелия”.
Удачи автору!
ЧУЖОЙ КРАБ В МОЕЙ ГОЛОВЕ
О прекрасный и отвратительный солипсизм, слава тебе от лица всех шизофреников и авторов, заигрывающих с читателями в рамках попыток вызвать оных на разговор или спор.
Мутотень формата «поговорим за жисть» обернулась такой махровой и никчемной болтологией, что впору вкушать галоперидолу… мне вкушать, не беспокойтесь, автор. Вам другое: две единицы. За идею, содержание и исполнение. И еще одну единицу за преступное желание вогнать читателя в столбняк чудовищным занудством.
Отныне во мне поселился мэм «Кто краб?», исполненный в стиле Кукрыниксы.
Я сегодня не засну.
Спасибо крабофилам за надругательство над Кафкой.
Чего Вы там, все ещё не можете спать?)
На самом деле, ничего страшного, если у Вас в голове краб, главное, чтоб не саккулина… Но в случае чего мы все поймём…
Читаешь рассказ, и вдруг, кто-то тихо проводит рукой по твоей голове. Или не рукой. Или не проводит. Короче, тень Виктора Олеговича с его «Затворником и Шестипалым» слегка витала над этим рассказом. Автор не уходит в мистику и не грешит религиозными аллюзиями. К счастью. В целом, рассказ читабелен. Остальное – дело вкуса. На мой взгляд, две проблемы у гг на короткой дистанции – перебор. Это, как по мне, не дает пространства для полета фантазии, а наоборот, сужает. Я имею в виду, два внешних врага, две опасности – человек с его ведром и саккулина с её инструментами для кастрации. На мой взгляд, вполне бы хватило чего-то одного! Но это на мой вкус!
Спасибо автору от безмозглого читателя=) Отличный рассказ. От лица чумы и мышей рассказы были, от лица беспозвоночных – впервые=) Отсылки понял не все (надеюсь, не по причине безмозглости), но всё равно позитивно и заставило задуматься.
Понравилось видение мира с позиции краба – даже без сатирических элементов было бы интересно.
На заставке БоК-5 краб? (попробуйте теперь развидеть это после прочтения рассказа=)
Держите краба!
Тема для следующего конкурса: “Крабовые палочки”=))))
Ого, как Вы метко заметили! Действительно, краб) Держите ?
Наверное, стоит кое-что прояснять, мой очевидно многоумный писатель, когда есть, что прояснять. А делать такие заходы во второй строчке рассказа – вопиющая безвкусица и неоправданный пафос.
Очевидно, что никакой самостоятельной ценности рассказ не представляет. Для стороннего читателя он выглядит нагромождением отсылок к непонятно чему и очевидных корявостей типа натужного заигрывания с читателем или наличия вен у краба.
Что касается полемической ценности рассказа в контексте междусобойных разборок на ЛитБесе… В принципе, таких рассказов я тут припоминаю с десяток. Совет вылезти из ведра абстрактно хорош (хоть и не слишком свеж), но не очень ясно, к кому он относится. По-моему, тут все присутствующие и за пределами конкурсов тоже втихаря… пописывают всякое.
P.S. Сразу по окончании комментария до меня, наконец, дошло! Весь рассказ писался ради названия! Типа, вы все вёдро с крабами. Ну лан. Понятн.
Спасибо за отзыв! Здорово, когда мысль доходит до назначенного адресата)
К раб ведра. Исповедь короткохвостого рака в виде извержения потока сознания, обращенная внутрь, в затхлое пространство ведра обитания с почти осязаемой целью – найти понимание и сочувствие. Подобное хныканье беспозвоночных в наши времена вполне прокатывает, потому могло бы отыграть и вовне, ибо в сети ведро на ведре и ведром погоняет. Но задача, похоже, была поплакаться именно здесь, выступить в центре внимания и привычно получить все, что за это положено.
Увы, но ковыряния в носу обычно идут мимо меня. А к смотром, обвесам, обмерам я и вовсе безразличен. Так что, иди в жопу, друг, краб(
Как, прямо с саккулиной?..
А это как будет угодно. Свою-то я не на помойке нашел, так что… мечты, мечты)))
Да не парься ты, автор. Впечатлил жеж, гад. На вершине ты. Прямо этой самой жопой на пике славы сидишь 😉
Нет. Не на пике, а на
помойномведре. С крабами.Это уже не важно. Ругаеццо же. Как будто ему еще выше надо. А выше тока кислородное голодание и холодрыга. Крабам такое вредно. Даже в ведре-скафандре)))
А про ведро согласен! Путите, пожалуйста…
Без проблем. Дерзайте. Живые крабы дерущиеся ? в ведре вам в помощь.
Да это понятно, а Вы-то меня отпустите?..
Даже помогу присесть. Я такая добрая. Чего же не дать человеку возможность по… ?
Да ногу просто отпустите, этого хватит, честно
Хм, интересно. На вершине я, а жопы рвет вам((
Социум однако! Это такая штука смешная и интересная, что никакая книжка с его пулями не сравнится. У каждого свои ориентиры, цели, методы и причуды конечно. Но многие хотят достичь чего-то, чтобы оставить все заботы и бла-бла-бла… плюс трость, залитая свинцом, цилиндр и фрак, вульгарность лондонского денди, и прибалдеть, и приторчать… А для чего – не нужно знать)) Увлекся, понесло, пардон, мон шер))
Прямо повеяло родным СССР, когда в иносказательных текстах читатели из интеллигентской касты наперегонки отгадывали глубокие смыслы и политические фиги режиму. И гордились собственной высоколобостью.
Большинство рецензентов сошлись во мнении, что ведро с крабами – это аллюзия на литбеседку. Честно говоря, вначале мне показалось, что контекст шире – Ужасные Изменения, ведро начало двигаться… Метафора откусывания глаз новому поколению – сознательного ослепления – показалась очень крутой. Да еще, если само старшее поколение заражено (и кастрировано!) саккулиной. Кстати, за призыв узнать про саккулину отдельное спасибо – очень литературогеничный паразит.
А потом появился котик, и смыслы сразу же опростились.
Я соглашусь с YaKub, что автор широко размахнулся, да слабо реализовался. Например, саккулина в рассказе не сыграла роли, которую могла бы по своему смысловому потенциалу. Но спасибо, автор, за предоставленную возможность поразмышлять.
Прочитала про саккулину – вот жуть-то, бедные крабы.
Некоторые отсылки тоже не поняла (или поняла неправильно). Некоторые таки осилила.)
Про молодняк понравилось, и про “самобичевание” .
Автор, несомненно, пишет хорошо. И вообще гений. Скорее всего.
Абсолютно не имеет значения кто там безмозглый, а кто ССГ, если мы едим крабов, а не они нас. Пусть еда булькает что хочет. Закон джунглей дорогой краб, ничего личного)))
Крабы просто умеют ждать. Сначала мы их едим, потом они нас…
Но вообще я не хотел Вас обидеть, очевидно это обращение предназначалось для другого рода читателей.
Никто не обиделся, я шучу. Крабик смешной получился)
Метафора крабового ведра мне знакома. Начинала читать с предвкушением, интересно, как раскроет ее автор. Автор превзошел мои ожидания, браво! Интересно было читать такой немного прибабахнутый текст, и котики в тему.
Пока мой любимчик среди рассказов настолько, что даже перечитаю.
Эх, да, так похоже на людей, но очень мелких и я не про рост. Саккулина мне напомнила работу ума, который затмевает все чувства и делает людей счетунами, которые сдохнут если не выскажут свое уебищное мнение. Ведь крабы уже были ей заражены.
Отобразили работу эго тоже четко, сначала ум обнаружил, что он чмо, потом обвинил себя, потом всех вокруг, потом замял на время. он только этой хуйней и занят все время, а посмотреть на что-то вне себя ты уже не можешь, как они на этого кота. Почувствовать что-то. Лишь бы обороты и эпитеты были ебучие, только по правилам, а то это уже херобора, а не история.
П.с. тут же можно с матами, я ничего не перепутала?
Рассказ очень хорош. Автору высокий бал, молодец, описано все правдоподобно. Диалоги замечательные, рассуждения, мысли – все в тему. Пишите больше, пишите дальше.
Калейдоскоп начальных обрывочных мыслей, возможных сюжетные линий, но все уходят в тупики. Идея не плохая, хоть не нова, удачная концовка, рассказ при всей парадоксальности не лишён оптимизма. Моё мнение, автору стоит ещё помурыжить сюжет – выйдет отличная сатирическая проза.
Хотелось бы процитировать самого
мистераКрабаавтора :Про кошек и вампиров уже было, потому не интересно.
Сумасшествие а ля Джек Воробей в закоулках сознания и размышлизмы кажутся скомканными, нелепыми и неуместными.
Я бы не стала так заигрывать с читателями. И вообще, йа – креведко.
Но я потому и начал так заигрывать с читателями… Потому что Вы бы так не стали делать… Не хотел создавать Вам конкуренцию, работая, так сказать, в одной плоскости.
А креведкы очень вкусные…
Ох как же я люблю эти заигрывания с читателем, философствование с (условно) глубокими подсмыслами, ломание четвертой стены и “рассказы для тех кто понимает” (нет). Полное кромешное гавно написанное с приставленным мизинчиком к губам и в монокле. Мол вы тут все читатели безмозглые тупые пидорасы, а я ССГ. Мол даже невпихуемых котов смогу впихнуть в рассказ где они нахуй не всрались.
Короч, эссе для избранных, которое вне конкурса и лит тусовки имеет ценности меньше чем отожранные Саккулиной причиндалы краба. Зачем, спрашивается, писал? Попонтоваться мол зырь как я могу? Ну позырил – И ЧО? Грустно, что приходится такую срань читать. Смеркалось.
Уважаемый UrsusPrime, добрый день!
Я очень давно слежу за Вашими работами, болею за Вас на Шортах, Фантах… Даже во флудилках читаю Ваше мнение с живейшим интересом. Подавая заявку на этот конкурс, я был готов на любые оскорбления, лишь бы сразиться с Вами, почувствовать себя… На равных. Но слышать такие слова именно от Вас очень тяжело. Мне жаль, что я забрал Ваше время, как только подумаю о том, что Вы могли за это время написать новый гениальный рассказ… Мне правда очень жаль. Очевидно, я худший писатель в мире, и мне не стоит этим заниматься. Спасибо за Ваш отзыв.
вот не лень было под анонимом что-то писать а:)
Ради Вас?.. Конечно нет…
Я вот из принципа ничего не буду… Хотя тоже всякого наговорили и думаешь УЪУ!!!!! а потом – а ну да, формат такой. И спишь себе спокойно хотя и весь обкаканный.
Ну-ну, не переживайте. В таком виде лучше не спать, держите платочек) Можете не возвращать
Интересно. Остроумно. Писатель: в глазах тоска, внутри паразит, так? Спасибо, автор, порадовали.
Превосходно.
А как еще донести до тупых читателей и мнящих себя гениями писак простые истины? Только в виде басни и притчи.
Автор, конечно, слюнтяй, трус и лакировщик (хотя лакировщиком называли даже Солженицына). Вот если бы рассказ был о стакане с пауками или “полном мухоедства”, но тогда бы автора отпинали бы по полной и распяли. Автор, к сожалению, не Христос, но и не Иуда.
Хотя крабы – не хищные пауки. Они питаются падалью.
Предположения недалеких комментаторов, что речь идет о Литбеседке, неверно. Литбеседка – это стакан с восторженными бабочками. Здесь замах пошире, на всю литературу, и не только российскую. А может, даже и на творческую интеллигенцию.
Браво, автор! Высший балл!
Прорвавшись через дебри начала и уже уверившись в картонности написанного, вдруг, осознал глобальность “ведра”. Как в песне: “Что наша жизнь? Ведро!” А потом пошли котики и литературные заморочки. Градус понизился. Интерес пропал. Пойду схожу на фарфоровое ведро…
“Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы”. Вы правы, градус нельзя понижать. На фарфоровое ведро потянуло после завтрака с крабами? Надеюсь попались без саккулины.
Автор наверное думает, что он гениальный. Вот так нетривиально ткнуть мордой читателей в свои мысли и философствования. Ан нет. Не свои. Если только этот рассказ не написал Клиентсозрел ( не хотелось бы что бы это было так) ибо думаю что он не будет обращаться к читателю):
Именно он в какой-то из флудилок прошелся таким образом по комментаторам, которым никак не угодишь. Да и обращение к читателю не новый прием. По моему на “Контрасте” уже подобное было. Ничего оригинального не изобретено. Рассказ, хоть и написан литературно грамотно, но откровенно слаб. Ёрничество никогда не украшало тексты.
А на безрыбье и краб ничотак за корюшку сойдёт)))
Да уж, Клиентсозрел, а Вы для моих философствований нет…
Ведро – это географический пункт? Наряду с деревней Противень. И как они выходили на середину ведра, если были навалены кучей?
Ужасные Изменения сначала с большой буквы, потом с маленькой (Ужасные изменения). Видимо произошли какие-то ужасные изменения.
Краба хотели сожрать, правильно? Не стали, потому что он заражённый. Зачем тогда его лечить, тратить время?
Достаточно интересно было, когда читал. Лёгкий стиль, разумные замечания, интересные выводы. Автору спасибо