Рассказ №13 Выходя из дома

Количество знаков : 5000

Случается после долгой болезни выйти на улицу и не признать города. Всё время вынужденного затворничества он присутствовал как-то отстранённо, не соприкасаясь с твоим окружением. Задёрнутые на окнах шторы были подобны смежённым векам спящего. Внутри длились сновидения жизни, а внешний мир будто и не существовал. Да если бы и раздвинуть шторы – что интересного можно найти с той стороны? Однообразие приглядевшейся улицы, тесно припаркованных автомобилей, куда-то спешащих совершенно тебе не интересных чужих людей. Смотришь – и не видишь. Продолжается сон с открытыми глазами.
Город давно приучен воздвигать почти непроницаемые границы. Электронные письма и чаты заменяют общение с дальними, редкие звонки на мобильник – встречи с ближними. Услужливые доставщики привезут до самых дверей, да ещё с обещанным банковским приложением кэшбеком всё то, что в прежние времена привычно было выбирать на полках магазинов и в меню закусочных. Кино покажет домашний кинотеатр, новости в самых разных интерпретациях донесёт Интернет. Бродский с его советом не выходить из комнаты слышится уже не смешным провокатором, не горестным обличителем, но мудрым коучем, пожившим на свете гуру.
А помнишь, в деревне? Стёкла в деревянных рамах отзываются лёгким дребезгом на проехавшую под окнами гружёную лесом фуру. И сразу начинаешь гадать: откуда повезли? Где назавтра вместо шумливого леса встретит усыпанная прелой хвоей и сухими щепами пустошь?
Идут ли дорогой путники – в доме слышен их негромкий разговор. И сразу подумаешь: куда идут? В магазин ли, что откроется после обеда, как только продавщица Лидочка обрядится со своей парой коров, или к родственникам? И кто идёт? И что несёт? Мало чужих ходят по просёлочной пылящей в солнечный день или прибитой летним дождём дороге. Всё больше свои, близко или хотя бы отдалённо знакомые, пусть даже из соседнего Загорья, или Марьина, или Жеребятина.
А то придёт бирюк с Красной Пустоши или из затерянного в ледниковых овражных холмах Волошна, тот, которому медведь в лесу первый сосед, и встречается чаще, чем любая иная живая душа. Как с таким не переговорить, не выслушать откровения: “Иду, – дескать, – овражком вдоль болотца. собираю лисички, вдруг слышу, топает кто-то и сопит. Думаю: кто ж по грибы на моё место припожаловал? Обернулся, а это медведь! Поднялся на задние лапы – повыше меня ростом. Башку наклонил, пасть раскрыл и ревёт. А из пасти смердит, аж дыхание перехватывает. Я ему и говорю: не ешь меня, медведь, я пропитой, прокуренный, найди кого послаще! И так повторяю ему три раза. Тут он на все четыре лапы опустился, башкой покачал, повернулся, да и ушёл. Чтоб я ещё на это болото за грибами пошёл – да ни в жисть!”
Вечером – даже идти далеко не надо, – прямо с крыльца видишь, как всю округу обнимает небо. Лазоревое в вышине, становящееся тёмно-сиреневым на востоке, роняющее на кроны рябин оранжевые лучи от укрытого домом заката. И всё слышно. Как перелаивается собака со своим лесным эхом за ручьём. Как плетут вечерние танцы воспрянувшие в сумрачной прохладе комары и мелкие мошки. И повсюду в сгущающейся темноте в ветках калины, кустах смородины, кущах ярко цветущего девясила стрекочут цикады. Неумолчный хор жизни, которому сопричастен всякий человек, живущий на этой земле.
Самый сон здесь целебен и есть продолжение жизни. Закроешь глаза после дневного похода за ягодами – и видишь ягоды, даже чувствуешь дух спелой малины или чуть вяжущий вкус брусники на губах. Вернувшись с реки – будто сохраняешь на сетчатке глаза световой оттиск заводей с осторожными хариусами и жадными щуками. Перебрав корзину с белыми, лисичками, волнушками и груздями, видишь то же и при начале сна. А пробуждение всегда приветствуется мягко приближающимся по половицам, по домотканым полосатым дорожкам половиков рассветным солнцем. Самое время затопить печь в прохладе выстывшего за ночь дома, пройтись до колодца за холодной прозрачной водицей, неспешно подумать о наступающем дне.
Город балует центральным отоплением, водопроводом, канализацией. Город делает всё, чтобы пустота не наполненного событиями сна продолжалась с пробуждением. Разве что долгая болезнь встряхивает, будто берёт цепкими руками за плечи, говорит прямо в лицо: “Ты что? Ты где? Да и кто ты, помнишь ли ты об этом?”
Выйти из дома, вернуться в дом можно только там, в нескончаемом бодрствовании. Выходя из подъезда, можно вернуться только в подъезд, назови его хоть парадной, хоть иным подобным словом на любом из языков мира.
Иллюзорность города подобна иллюзорности компьютерной игры, перемещающей от локации к локации, но ничего не меняющей по сути в виртуальной жизни персонажа. Обзаведись ником на сайте, аватаром на форуме, и никакая Болдинская осень не достучится до крепко спящей в твоих обессилевших объятиях музы. Вечный закон творческого антагонизма между городом и деревней.
Можно многое написать, рассеиваясь умом по темам, придумывая миры, по-паучьи разбрасывая хитросплетения сеттинга. А потом понимаешь, что нет в этом той правды, как во встрече с медведем на краю глухого овражного болотца, как во встрече с вечерним небом, многоцветно обнимающим горизонт, как во встрече с утренним летним солнцем, щедро нагревающим некрашенные сосновые половицы.
Потряси головой, читатель, отряхни остатки сна, и поищи кого-нибудь послаще. Тут всё пропито и прокурено городской беспробудностью. И что это: рассказ? Эссе? Зарисовка? Какая, впрочем, разница, ведь у сна нет ни жанра, ни твёрдого начала, ни осмысленного конца. Все мы, пишущие и читающие, спим и снимся друг другу за закрытыми шторами Интернета.
Только сбой в привычном размеренном течении дней, подаренный долгой болезнью, способен показать настоящий порядок вещей. Ты будто заново рождаешься. Обновлённый разум очищен от шлака прошедшей повседневности. Покидаешь жилище, радуясь выздоровлению. Ожидаешь увидеть изрядно позабытый мир, выходя из дома. Оборачиваешься, а дома за спиной нет.

Подписаться
Уведомить о
59 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
J.T.Wiking

Спасибо автору! Произведение кажется бесцельным путешествием в никуда, где надежды на развитие сюжета разбиваются о монотонность текста. Стиль написания вызывает ощущение затянутости и отсутствия динамики. Тем не менее, нельзя не отметить красоту языка и мастерство автора в создании атмосферы, которая заставляет задуматься о вечных вопросах бытия и восприятия мира.

1
Клиентсозрел

И что это: рассказ? Эссе? Зарисовка? Какая, впрочем, разница, ведь у сна нет ни жанра, ни твёрдого начала, ни осмысленного конца. Все мы, пишущие и читающие, спим и снимся друг другу за закрытыми шторами Интернета.


Автор сам себе написал рецку.
За это к единице прибавляю балл.
За любовь к Пришвину – еще один балл.
За минимум знаков полбалла.
Итого четыре балла. Согласитесь, это немало.

2
Альберт фон Гринвальдус

Любовь Розанова к Пришвину – не было, но осудим на всякий случай!

0
Альберт фон Гринвальдус

Хорошее стихотворение получилось, философское…

0
Альберт фон Гринвальдус

см. комментарий Клиентсозрел

0
Александр Михеев

Кажется, автору лет двести, не меньше. И последние сто семьдесят из них он только и делал, что тосковал по золотой юности.
И на хрена тогда было мучиться все эти годы?
Ни разу не сочувствую.

1
KAPITAN_PILIGRIMA

Сплошная рефлексия. Сочувствую. Написано хорошо, но читать не интересно.

0
Альберт фон Гринвальдус

У меня 60. Челлендж!

0
Штольц

Супер! Понравилось! Конечно, много Пришвина, но все равно очень хорошо. Написано прекрасно, читается легко. Смысл есть, тема раскрыта превосходна. Ставлю максимум. Автор, вы гений, вам удачи.

0
Кирин59

Бывает после долгого чтения художественных текстов с какими-никакими сюжетами, персонажами, событиями и прочим встречаешь вдруг рассказ, который (ты это чувствуешь и видишь) тоже художественный, но только без сюжета, персонажей, событий и прочего, как таковых. При этом внутри остается ощущение, что рассказ художественный, но к нему добавляется изрядное сомнение: а не обманул ли тебя в этом текст?
Вот читаешь его, проглатывая фразы семечку за семечкой, и не можешь отделаться от чувства, будто спишь с открытыми глазами. Будто автор этих строк перед конкурсом просмотрел разом и не раз все выпуски “Настроения с Евгением Гришковцом” и, вдохновившись его проникновенным голосом, сел писать, не выключив видеозапись.
Слова льются, как весенний ручей, как вода из открытого крана. И когда думаешь: “А рассказ точно на 5000 знаков?”, появляется, наконец, фраза

Потряси головой, читатель, отряхни остатки сна, и поищи кого-нибудь послаще. 

Сразу хочется благодарно поаплодировать и пойти покурить тут же перейти к следующему рассказу. Но долг участника конкурса настаивает: “Дочитай, немного ведь осталось…”
Я не смог ему воспротивиться. Дочитал. Рассказ закончился, и на душе от этого сразу стало хорошо.
Спасите! Похоже, в меня тоже вселился Гришковец!!!

1
Альберт фон Гринвальдус

Скорее, Эйнштейна и Чумака – вон как об относительности пространства-времени заряжает!

1
Chess-man

Уважаемый автор, прошу прощения!
Насколько я знаю из правил “Бойцовский клуб” – это конкурс рассказов.
Прочтите пожалуйста определение слова рассказ:
РАССКА́З, жанр эпич. про­зы ма­лой фор­мы. Пред­став­ля­ет со­бой по­ве­ст­во­ват. про­из­ве­де­ние, со­от­но­си­мое с по­ве­стью, но, как пра­ви­ло, мень­шее по объ­ё­му, с не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом дей­ст­вую­щих лиц, об­ра­щён­ное пре­им. к кон­крет­но­му со­бы­тию или слу­чаю, от­дель­ной че­ло­ве­че­ской судь­бе и имею­щее в осн. хро­но­ло­ги­че­ски раз­ви­ваю­щий­ся сю­жет, ред­ко ос­лож­нён­ный па­рал­лель­ны­ми ли­ния­ми. Ге­не­ти­че­ски вос­хо­дит к фольк­лор­ным жан­рам (ле­ген­да, прит­ча, сказ­ка, анек­дот).

Ключевое слово данного определения – событие, случай.
В вашем произведении событий и случаев не произошло. Главные герои покушали, покакали и отправились баиньки.
То, что вы написали, в литературе называется эссе:

Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр, прозаическое сочинение объёмом до 5 страниц (зависит от класса), иногда и больше, свободной композиции[1], подразумевающее впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету. Научное определение жанра дано в энциклопедическом словаре-справочнике «Культура русской речи»: «Жанр глубоко персонифицированной журналистики, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с её изложением, ориентированным на массовую аудиторию. Основой жанра является философское, публицистическое начало и свободная манера повествования.

Извините меня, пожалуйста, но на конкурсе рассказов мне бы хотелось видеть всё-таки рассказы, а не произведения дрогой литературной формы.

2
Альберт фон Гринвальдус

Какая бывает роса на траве.

0
Chess-man

Автор, простите меня пожалуйста.
Я прочёл ваш рассказ. Начал писать комментарий.
Забыл, про что написано.
Прочёл второй раз. Начал писать комментарий …
Понял, что не помню ни фига.
Где-то автор бродил. За грибами что ли.
Вот я как-то за грибами пошёл. Сначала заблудился и блуждал по жаре несколько часов. Потом выяснилось, что потерял паспорт, зарплатную карту, так то восстанавливал потом две недели, и ещё надо было домой возвращаться, брать деньги в долг, чего не люблю, а потом отдавать. Чувствовал себя паршиво.
Но ваш рассказ не про это да?
В общем – ни фига не запомнил из прочитанного.

0
Стас Кру

Тяжело было продираться сквозь не всегда удачные попытки автора красиво и вычурно писать. Но это ладно. Какой смысл в этом рассказе? Это же очевидные вещи. Для кого это вообще написано? Кажется, догадываюсь. Для себя. Этому творению самое место в личном дневнике.

0
Альберт фон Гринвальдус

Лес и степь.

0
Альберт фон Гринвальдус

Выше – название рассказа из тургеневских “Записок охотника”. Явно не для дневника писано, только кто ж из критиков сознается, что школьной программы одолеть не смог? Это ж не Екклесиаст!

0
Альберт фон Гринвальдус

Максимум, что может себе позволить последователь Иван Сергеича – утопит критика, как собаку.

0
Альберт фон Гринвальдус

“Оно не тонет” – нельзя забывать кирпичики…

0
Roman Ra

Не рассказ, а скорее эссе. Тем не менее очень приличное и ровно написанное, буквально одна из лучших работ в конкурсе.
Вроде и насмешка над форматом конкурса, а вроде бы своего рода непринуждённый ответ на запрос, поданный в качестве темы этого самого конкурса.
Спасибо за хороший язык.

0
Аноним 3

Тут к Пришвину пришили Гришковца?
Есть трепетная лань, а есть овца.
Одной – подай купринской “Суламифи”
Сказания, апокрифы и мифы.
Другой – ей нахрен ваш Екклесиаст! –
Ей Яндекс-маркет чтиво дня продаст,
С контекстной пси-рекламой всякой твари
Тепло, уютно двигаться в отаре.
Какое там: “Бессонница, Гомер… “?
Есть лучший циклопический пример
В пещеру загоняемого стада.
Овца бок о бок с ближними – и рада!
И даже можно на ходу поспать.
Но Одиссея овцам в лом таскать.
Ответ чеканный господам и дамам:
Идите нафик с вашим Мандельштамом!

1
UrsusPrime

Сдается мне, это эссе либо опоздало на 4 года, либо написано по воспоминаниям тех событий. Сейчас оно довольно скучно воспринимается с оттенком пыльности и дел минувших. Не люблю эссе как бы качественно они не были написаны. Ибо у нас конкурс рассказов все же. И не люблю и не воспринимаю. Автор высказался? Молодец. Но оценивать эти облегчения души я не хочу, так как в сортах облегчений не разбираюсь.

0
UrsusPrime

Я 4 года назад как все сидел из дома и смотрел на скорые у подъездов, откуда люди в защите выходили…

0
UrsusPrime

Ну я как раз понял, что Корона причина не выходить из комнаты в городе. И на контрасте – деревня с ее “все можно” и “два человека живых на улице”

0
nfytxrf8691

Классно, красиво уложились в минимум 5т. знаков. Убаюкательно написано, искренно, чисто, грамотно. Почему бы нет? Потому что эссе? Не хватило эмоций – горячих, для обновления разума.

0
Нескучно

Тот случай когда вроде бы и знаков пять тысяч, а устал как от тридцати…

Что ж, автор преисполнен сермяжной правды и несет ее невежам в массы. Поначалу я старался проникнуться, честно – тема для меня близкая и чувствительная.

После

В магазин ли, что откроется после обеда, как только продавщица Лидочка обрядится со своей парой коров

пыл мой поугас и пришло раздражение. Не могу исключать собственной неправоты, но все же: автор, а вы сами-то в деревне бывали? Кто тратит на двух коров время аж “до обеда” и что с ними делают? А магазин… А, ладно.

Идиллию рисуете, наставленица проповедуете.
Не тронуло – фальшиво, с претензией на художественность.

0
Roman Ra

А претензия на художественность это плохо?

0
Нескучно

Это смотря относительно чего: полного отсутствия художественности – наверное, не плохо.

0
Нескучно

Не обижайтесь.

Вы какое молоко покупаете, уважаемый дачник?

Я покупаю магазинное, пастеризованное, 2,5%. Надеюсь, вам пригодилась эта информация.

Так вот, коров в деревне доят три раза, в частности, в середине дня

Спорное утверждение.

Не знаю, как бывало в вашем ауле.


Почему вы решили что я с Кавказа?

0
Нескучно

Переходим на любую карту и внутри треугольника, образованного названными пунктами находим ту деревню, в которой реально бывал автор.

Это должно служить подтверждением знания автором сельской жизни? Ну, так, объективно. Ну, бывал автор в этой деревне, и что? Или что-то другое имеется в виду?

Между прочим, о том явлении, которое мы обсуждаем я выразился вот так

Не могу исключать собственной неправоты, но все же: автор, а вы сами-то в деревне бывали?

За те годы, что я бывал в деревне, а вернее, деревнях (двух) и обращался со скотом, на обед коров не приводили ни разу. Ну вот и так бывает, так что ваша категоричность не оправдана. Предположу, что имеют место быть локальные различия – присущие определенной местности.
На это же меня наталкивает и слово “обрядиться”, использованное автором. “Обрядиться с коровой” – у нас тоже не говорили. А добрый гугл после некоторого поиска указал, что так говорят на северо-западе, что вполне бьется с географией автора.

По поводу того, почему в моём предположении помянут аул, а не равнинное село. В горах пастбища вблизи населённых пунктов найти не так просто, на дойку проще прийти к коровам, чем коров по небезопасным тропам пригнать домой.

Интересные рассуждения, благодарю за разъяснения.

1
Митриса

Понравилось.
Хорошо написано.
Бальзам на душу.
Что еще нужно?

0
Barash

А мне очень понравилось. Я пронзён пером Автора. Неиспользованные колкости и едкости выпали из безвольной руки и влекомые волной восхищения, аки от упавшей в воду слезы, скрылись за горизонтом.
Я оглянулся, а дом, полупрозрачный, всё ещё есть…

0
Betweenk-a

Ничего личного, просто я не любитель созерцательных рассказов. Написано, конечно, на уровне, но абсолютно не зацепило. Ну и философия последнего предложения до меня не дошла.

0
saturansky88

Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ
“И что это: рассказ? Эссе? Зарисовка? Какая, впрочем, разница, ведь у сна нет ни жанра, ни твёрдого начала, ни осмысленного конца”. 
Сдается мне, что это всего-навсего экзистенциализм. Неподготовленный к такому будет в восторге, но тот кто подготовлен…

0
Аноним 2

5000 знаков — это много для сна с открытыми глазами.
Сократить вдвое. Да, точно.
Было бы хорошо.

0
Аноним 10

Глубинный смысл сего опуса до меня не дошёл. Можно и в городе писать талантливо, и в деревне жить-быть графоманом. А правда у каждого своя.

0
SKuturlin

Немного печальные размышления о жизни и месте в жизни. Язык повествования поэтичный, нежный не оставляет равнодушным. Совершенно очевидно, что история неординарная.

0
Chess-man

Ох, уважаемый автор – вы, без сомнения великий эрудит.
Вот только вам попался неблагодарный скудоумный читатель в моём лице.
Все эти ваши литературные красивости вызвали во мне лишь зевоту и отторжение.
Я люблю читать про людей ( в большом количестве). А все эти размышлизмы – по мне, так шли бы они лесом.
Вы мне поступки своего героя опишите, а то, пока я не вижу, как он поступает – вдруг это какой нибудь моральный урод или Чикатило?
Я ж не знаю.
Вдруг это всё – очередная маньячная теория для оправдания чего-то нехорошего!
Удачи вам в литературе, автор!

0
Мира Кузнецова

Залипательно…и без разницы: эссе, рассказ, зарисовка. Щемяще и болезненно – опустощающе, словно я последней точкой была нажата кнопка слива и душа очистилась от налипшего на неё.
Спасибо.
Удачи и вдохновения.

0
TochkaG

Какая-то сумятица в этом рассказе. Не кол, но очень рядом с этой оценкой. Буду думать…

0
Alex N

Сложно сказать что-то конкретное об этой работе. Она походит как на заметку о наболевшем, так и на зарисовку будущей работы. Одним словом, художественной цельности в моих глазах не случилось, поэтому и оценить высоко не смогу. А жаль, ведь сердцевина работы затронула довольно-таки интересные вопросы.

Удачи автору!

0
Большой Шлепа

И что это было? Не рассказ, а монолитный кусок текста, благо всего на 5к символов. Ещё и четвертую стену зачем-то сломали… Незачет, автор.

0
Шорты-44Шорты-44
Шорты-44
логотип
Рекомендуем

Как заработать на сайте?

Рекомендуем

Частые вопросы

59
0
Напишите комментарийx
Прокрутить вверх