Два брата – двойняшки Егор и Витя – появились на свет тридцать лет назад у мамы Светы не совсем благополучно. Роды оказались сложными: предлежание плаценты неправильное, слабая родовая деятельность, но до кесарево не дошло. Если без соплей, а по фактам, то Егор пошёл первым – и застрял. Пока вызволяли старшенького, Витька задохнулся малость, щипцами тащили. По шкале Апгар всего тройку поставили против Егоровой девятки. Потом диагнозами завалили: задержка умственного и физического развития, задержка речи, бронхолёгочная дисплазия, дисбактериоз и прочая бяка. Егорка-то ничего, нормальный, здоровый, ел хорошо, гугукал. Шустрил, разумненький, младшему на зависть. А мама Света обоих любила. Батяня, правда, слился через пару лет, зато баба с дедом помогали внуков тянуть.
Так и росли пацаны. Егор в футбол гонял, физику на лету схватывал, братишку любил, жалел, не гнушался. Витя-то не отрада: щуплый, болезненный, координация нарушена, не дурак, но тугодум – бывало, только к вечеру на утренний вопрос отвечал. Речь постепенно нормализовалась, но ляпал глупость за глупостью, особенно плохие слова повторять любил, как где услышит. Мама Света набожной стала, возила убогого к старцам каким-то. Те сказали: спит умишко, молитесь.
А время идёт, мальчики растут, школу закончили: старший – математический лицей, младший – школу для отсталых. Егор в институт поступил, а после окончания женился; видный парень, спортсмен, лучшую девушку с курса выбрал – умную, красивую, не бедную. Витя вроде вытянулся, но ума не нажил. На работу, правда, устроился – дворником и сторожем на склад, всё ж копеечка в семейный бюджет стекает. И вдруг умерла мама Света, тромб оторвался. Ушла следом за бабой и дедом.
Остались братья одни. Егор с женой давно отдельно жили в квартире её родителей, а мама с младшим – в двухкомнатной квартире из детства. Теперь Витьку одного оставлять нельзя, он в быту беспомощный, доверчивый, и в мозгах ветер. Егорова жена упёрлась, не соглашалась деверя переселять к себе (квартира-то её!). Подумал – подумал старший, да и решил сдать братишку в интернат для психбольных. Самому некогда за бывшим любимым слабоумным братцем следить, а нянька не по карману. Уже документы почти оформил, как Витька огорошил: жениться надумал. Кто “счастливица”? Егор поверить не мог – Тонька из соседнего подъезда. Они же в детстве вместе гуляли, играли, тусовались, сначала в песочнице, потом – в подворотнях. Егор был тогда в Тоньку влюблён, в красивую, неприступную, местную “королеву”. Зачем ей его Витька? Наверно, задумала от строгих родителей к мужу сбежать. А что? Квартира хоть скромная, но отдельная, Витька слабоумный, верти им так и сяк, он и любовника под носом не заметит. Хотел Егор воспрепятствовать, да рукой махнул – всё ж не интернат. Год прошёл, другой, и как-то изменилось жизнь вокруг. Тонька всерьёз за брата взялась: выглядит ухоженным, накормленным, в тренажёрный зал его водит, в бассейн, в театр, книжки читают друг другу перед сном. Егор к ним заезжал иногда, типа с родственным визитом. Уютно у них, аквариум, кошку завели, пирогами пахнет, Тонька на сносях, похоже. Неужели племянником осчастливят?
А у Егора всё наперекосяк. На работе важные документы кто-то слил, все под следствием. Алиска, жена, кажись, разлюбила, нос воротит, ребёнка не хочет, хочет диссертацию, машину и дачу. Язва двенадцатипёрстной кишки замучила, аллергия на общепит. У брата дома пироги с капустой и чахохбили, компот, как у мамы. Алиска выдала: “Ты в моей квартире живёшь…” Интересно, если что, Витька пустит обратно? Брат всё-таки. Напился Егор с горя, полез на стремянку люстру вешать, свалился и головой ударился о железный угол украденной с завода арматуры. Очнулся на следующий день то ли в своей, то ли в Алискиной квартире, то ли в больнице, смотрел в потолок и пытался вспомнить таблицу умножения. Не вспомнил. Подошла жена – красивая, накрашенная, только губы скуксила:
– Ну, что, алкаш, как жить будем?
Он смотрел на неё и думал. Алиска фыркнула и ушла. За окном стемнело. Ещё кто-то пришёл. Егор повернул голову и заметил младшего. Витька выглядел хорошо: румяный, взгляд живой, умный, сроду такого не бывало.
– Здравствуй, брат, – пожал ему руку.
– Не знаю, – еле-еле выдавил из себя Егор.
– Чего не знаешь?
– Не знаю, как жить будем, – проскрипел ответом на утренний вопрос жены.
– Не переживай, – широко и тепло улыбнулся любимый бывший слабоумный. – Мы тебя не бросим. К себе возьмём, Тонечка ухаживать будет. Главное, не усни.
Егор Алису не осуждал – не потому, что сам виноват, а потому, что не мог вспомнить таблицу умножения, до жены ли тут? Брат с Тоней забрали его к себе. Физически старший быстро восстановился, только голова периодически болела, а вот разумом тормознулся. В потолок смотрел или цифры на бумажке рисовал. Витя ему читал книжки умные и Пушкина, Тоня за ручку водила покушать, погулять, зубы почистить. Раздражалась, конечно, рохлей обзывала, неряхой, крепким словцом не брезговала, но пироги пекла исправно и супы варила жирные, наваристые, за что Егор её и любил. Щурился блаженно и тянул ласково: «Я тебя люблю, Тонечка». Не сказал этого, когда вместе учились кататься на коньках во дворе, не сказал, когда вместе на «слабо» полезли в подвал с крысами, не сказал, когда невесту выбирал перспективную. Сейчас говорит, потому что умом повредился – ему простительно. Ум понемногу возвращался – ну, если не ум, то разум точно: зубы чистил без напоминаний, грязную одежду сам менял, жизнь свою пересмотрел, таблицу умножения вспомнил – всю вспомнил, только на девять заново учить пришлось. А когда к мамочке Свете на могилу с братом съездили, разрыдался вусмерть. Витя травку дёргал, крест лаком покрывал, а Егор сидел на лавочке и всхлипывал.
Так и жили: братья работали, Тоня к родам готовилась, как вдруг позвонил Егоров тесть. Алиса попала в психбольницу. Умом тронулась на почве оголтелой критики её диссертации со стороны коллег. Тесть просил за ней ухаживать, так как ему некогда, а Егор всё-таки муж. Егор вздохнул и стал собирать нехитрые пожитки. Витя и Тоня рядом молчали, но он всё-таки объяснил: «Поеду. Алиса хорошая, только спит. Вы меня спасли, разбудили. Теперь моя очередь».
Рассказ №20 Блуждающий разум
Количество знаков : 5190
Спасибо автору! Рассказ кажется перенасыщенным драматическими событиями и оборотами судьбы, из-за чего теряется эмоциональный резонанс с читателем. Персонажи, хоть и проработаны, но их мотивации и поступки порой кажутся нарочито усложненными и не всегда убедительными. Однако несомненным плюсом является умение автора создавать яркие и запоминающиеся образы, а также непредсказуемый сюжет, который держит в напряжении до самого конца.
Многовато спящих на один квадратный метр. Шютка. Хороший рассказ. Спасибо.
Ишь, как навертели, напридумывали.
Осталось дописать – мир, труд, май.
Или “Не курите в постели, не спиите в пепельнице”.
А то, что весь мир – филиал психбольницы Вселенной… это не новость.
Притча не притча, мелодрама ли, пьеса ли… Одно могу сказать: ПЕРВЫЕ ДВА СЛОВА в тексте ЛИШНИЕ. Плеоназмами зовутся, критиков смешат. Если близнецы, то априори ДВА БРАТА. Ведь не три же сестры?
И родились у мамы. Вот если бы у папы… Что-то и много “слившихся” отцов на один квадратный мерт БоКа
А вот было бы три сестры – сразу бы Чеховым повеяло. И переход к палате номер шесть был бы логичным.
Простенько, но со вкусом, как говорится. Написано недурно, мораль наличествует, а большего от достаточно короткого по объёму рассказа и не требуется, чтобы быть хорошим. Спасибо за труд.
В целом неплохо. Я, правда, ожидала, что автор уйдет в мистику и милая Тонечка наколдует переселение разума старшего брата в младшего, но и так хорошо.
Добро побеждает и рождает новое добро, эх, было бы так и в жизни.
“И последние станут первыми”. Вот и призадумаешься теперь: стоит ли писать диссертацию. Да и рассказы в “БоК”. Алиса, как считаешь, стоит? Алиса молчит…
Очень поучительная история, мораль хорошо прописана. Но мне этот рассказ не понравился, слишком правильный, все люди братья. Если следовать вашей логике, то следующим после Алисы отъедет в психушку её отец, как-то так. Ну, а дальше, я думаю, народ по второму кругу пойдёт, не иначе. Автор, вам удачи.
Начали за упокой, а кончили за здравие. Или наоборот. Ну автора и прорвало. Расписал всё как на духу. Конечно, мораль прослеживается. Но зачем так лихо заворачивать, непонятно. Читается легко и с интересом. Да толку не особо. Благо, что коротко.
Прошу прощения за комментарий!
А ведь начало не предвещало ничего плохого. Бытовая трагедия в семье, где получился ребёнок с задержкой интеллектуального развития. Бывает. Ко мне таких на занятия в начале каждого учебного года по три-четыре штуки приводят.
В СПОРТИВНУЮ блин школу!
Одноногих мальчиков и девочек почему-то родители не приводят на лёгкую атлетику в секцию бега ,чтоб они там на одной ножке бежали за двуногими! А вот с шахматами это почему-то должно сработать!
Окей, хрень знакомая. И как же автор собирается исправлять недуг – я ждал с интересом.
А никак.
Рояль в кустах!
Просто ни с того ни с сего красивая девочка стала жить с интеллектуально отсталым и он перестал быть интеллектуально отсталым!
Вот так просто это получается.
Ладно, второе ружьишко. Как только у одного братца всё наладилось – второму стало плохеть. То есть классические фантастические сиамские близнецы. Известная проблема.
Как же из неё выйдет автор?
А хрен вам, дорогой читатель. Второе ружьё тоже оказалось ружьём Бондарчука.
Ну вот просто второй брат тоже сам пошёл на поправку. Первый брат тут ни при чём.
Ещё один рояль в кустах.
Так где же чудодейственный рецепт, превращающий интеллектуально отсталых в гениев?
Автор обращается к читателю. Любимый читатель, я вывалил тебе кучу субстанции в не до конца переваренном виде. Ты уж сам реши, за меня, как всю вот эту мешанину обосновать логически. А я умываю руки.
Ну и я, как читатель, заношу в чорный блокнотик имя данного автора, чтоб ни дай бог добровольно не читать его тексты в дальнейшем.
Не дорос я до столь великой русской литературы.
Не смотря на всю простоту рассказ не вызвал неприятного чувства. Впечатлил подход к матчасти по теме родов. С такой бы детализацией и дальше, может и роман бы вышел.
Наверное, суть рассказа – в его названии. Разум блуждает от одного персонажа к другому. К одному прибывает – от другого, соответственно, утекает. Такой вот круговорот разума в природе.
Не сказать, что было неинтересно. Что-то в этом есть. 🤔
Нереальная история, изложенная нереально вязким сказочным стилем. Повествование начинается сильно издалека от основных событий и даже при небольшом объёме содержит столько деталей, что к концу рассказа чувствуешь усталость, будто прожил не меньше половины из тех тридцати лет, которые уложены в этот короткий рассказ.
Если браться стилизовать под сказку, так и повествование стоит упростить, оставив только самые важные детали. И не компоновать текст без разбора в монструозные абзацы. Потому что после всего прочитанного уже забываешь,
что было тридцать лет назадс чего все началось, а возвращаться желания нет. Как и искать пресловутую “мораль сей сказки”.М-м-да… Этот рассказ случайно не из женского журнала содран? Больно сюжет похож: всё было для гг плохо, но он взялся за ум / знакомый(ая) помогла и … И всё перевернулось, всё наладилось, ибо в себя верить надо и в людей верить надо и т.д. и т.п.
Дочитать дочитал, а что в остатке? Обрывки образов, как по утру, когда пытаешься сон вспомнить.
Баечный стиль. Я думал в конце, что Алиска об мелафон ударилась и Егор сразу проснулся – типа переходящий “кубок”. И он мол уфф… вспомнил и поехал к ней. А вроде нет – все равно остался куку. Короче, я б на месте автора мистики плеснул капельку – а так тяжкое впечатление какое-то.
Иллюстрация: Егор вспоминает таблицу умножения
5190 знаков — почти самое оно для рассказа.
Жуткий сон разума. Слезодавильный.
Но читать интересно.
О, ещё кто-то “проскакал на розовом коне” по сюжету, прям как я ))
Сказка она и есть сказка. Надеюсь, Алису лечили гуманными методами.
Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ. Близнецы всегда были интересной научной темой. В этом рассказе описано интересное явление кочующего, одного на двоих, нормального интеллекта. Скорее понравилось.
Нереальная история, изложенная нереально вязким сказочным стилем. Повествование начинается сильно издалека от основных событий и даже при небольшом объёме содержит столько деталей, что к концу рассказа чувствуешь усталость, будто прожил не меньше половины из тех тридцати лет, которые уложены в этот короткий рассказ.
Если браться стилизовать под сказку, так и повествование стоит упростить, оставив только самые важные детали. И не компоновать текст без разбора в монструозные абзацы. Потому что после всего прочитанного уже забываешь,
что было тридцать лет назадс чего все началось, а возвращаться желания нет. Как и искать пресловутую “мораль сей сказки”.Подытоживая.
Ну и что это было?
Как это работает, по каким законам?
Я понимаю, что воля автора – закон. Плевать автор хотел на читателей.
Окей, я как читатель утёрся. Плевки от этого автора я получать больше не хочу, поэтому добровольно читать его тексты не планирую.
От беды не застрахован никто. А именно сопереживание и готовность придти на помощь делают нас людьми. История о прощении и взаимовыручке.
Горе от ума и критики.
Знаешь, автор, а я с тобой соглашусь.
И честно тебе скажу – рассказ написан безобразно, идея вторична, но – тронуло!
За это тебе мое искреннее спасибо.
Пиши дальше, и не сомневайся. Ты делаешь людям теплее, а это главное.
Теперь к недостаткам.
Абзацы, автор!
Дели свою простыню на абзацы, и будет счастье читателям, и за ними – и тебе.
Дели поток своих мыслей на простые кусочки, удобные для усвоения.
Яркие моменты.
Не рассказывай, как Егор стал слабоумным, а покажи это ярко.
Меньше рассказывай, больше показывай.
Лан, это все приходит с опытом.
Главное у тебя есть – сочувствие к людям.
Невзрачный рассказ, который не оставляет почти никакого следа внутри. Не хватает остроты, чего-то такого безбашенного. Но не так уж и плохо, стоит заметить
К сожалению, рассказ не зацепил. Все эти шутки на фоне больных героев мне не зашли. Однако, история со смыслом, а это уже хорошая новость.
Удачи автору!
Что-то я не понял, как тут всё работает. Поначалу мне казалось, что рассказ о переселении душ, а в итоге… Непонятно, что в итоге. Также мне не хватило большего раскрытия персонажей, хотя бы через диалоги. Объем же позволял, автор…