Человек раскрыл глаза и шумно вдохнул, пробуждаясь ото сна. Он резко дёрнулся на кровати и встал. Осмотрелся вокруг быстрым, настороженным взглядом, готовый в любую секунду вступить в бой.
Он находился в просторной светлой комнате без дверей. Перед ним было большое окно в пол. Это место казалось ему странным, но смутно знакомым. Своей стерильностью оно напоминало больницу. Но мужчина чувствовал, что здесь что-то не так.
И тут он услышал голос.
— Я рад приветствовать тебя, человек. Я вернул тебя к жизни. Ты в безопасности.
Мужчина и не думал расслабляться. Голос был ему незнаком, но казалось, что он его уже где-то слышал. Было непонятно, откуда он исходил. Осознавая, что находится в не лучшем положении, человек заговорил:
— Кто ты? И почему вывел меня из анабиоза?
— Помнишь ли ты, отчего спасался?
— Война. Что произошло? — глаза человека затуманились, но лишь на миг.
— Она давно закончилась.
Человек молча ждал, бессильно сжимая кулаки. Он уже догадывался, но не хотел верить. Вопрос вырвался сам собой:
— Хоть кто-то выжил?
— Если не считать тебя, то никто. Я случайно нашёл твоё подземное убежище. Оборудование было на грани полного выхода из строя. Людей из других капсул уже было не спасти.
— Какой сейчас год?
— По вашему летоисчислению — 3477 год. Ты спал 1385 лет.
Мужчина подошёл к окну и увидел за ним прекрасный солнечный день. Зелёные луга с озером посередине и холмы, покрытые редким лесом. А вдали виднелись горные хребты. Но его взгляд был обращён не на этот прекрасный пейзаж. Перед его глазами возникали образы огненных столбов, небо расчерчивали чёрные стрелы, а по земле распространялись волны хаоса.
Он резко дёрнулся и с силой ударил ногой в центр окна. Но стекло не поддалось, и мужчина, как ни в чём не бывало, сказал:
— Ты так и не представился.
— У меня нет имени, как такового. Ты можешь обращаться ко мне, как захочешь.
— Ладно, буду называть тебя Голос. Но я не это имел в виду. Скажи мне, кто ты или что ты есть.
— Я всё объясню, но прежде скажи, как обращаться к тебе. Мне использовать данные капсулы или…
— Эд, зови меня Эд, — перебил мужчина и, наконец, оторвал взгляд от окна.
***
Эд сидел за столом и ел. Настоящие овощи, фрукты и ягоды. В его время они стоили огромных денег, по крайней мере натуральные. Рассматривая ярко-зелёное яблоко, он спросил:
— Как ты добился такого качества?
— Просто вырастил.
— Для меня одного. Ты издеваешься?
— Нет, это несложно. Я могу показать тебе сад.
Мужчина поднялся, прошёлся по комнате и остановился, глядя на левую руку.
— Кстати, спасибо за руку. Хотя я уже привык к бионической. Всё же настоящая лучше. А зачем ты убрал все мои импланты? Даже шрамы исчезли.
— Я посчитал, что в них больше нет необходимости. Ведь все они были военного назначения. А твой организм я просто восстановил до максимальных показателей.
— А насколько повреждённый организм ты способен вернуть к жизни? — спросил Эд, подходя к окну.
— Это зависит от многих факторов. А что?
— Просто интересно. А это настоящий вид? — задал вопрос мужчина, указывая на безмятежный пейзаж.
— Нет, это лишь проекция. Здесь не предусмотрено окна.
— Ты сказал, вы восстановили Землю после нас. Можешь мне показать её? Если, конечно, мы на планете? — попросил Эд, начиная ходить кругами по комнате.
— Да, мы нивелировали загрязнение. Но мы не стали возвращать планету к тем параметрам, при которых жили люди.
— И что же, ты не можешь сделать для меня скафандр?
— Могу, но к чему это? Что ты хочешь там увидеть?
— Просто дай мне посмотреть, хотя бы дистанционно.
— Хорошо, я могу дать тебе доступ к спутникам на орбите.
Пейзаж за окном изменился. Мужчина подошёл к нему. Вид был как из иллюминатора орбитальной станции. Узнаваемые очертания континентов, океаны и даже ледяные шапки на полюсах. Картинка приблизилась, реагируя на взгляд человека. Эд начал искать знакомые места. Но там внизу не было городов. И ничто о них даже не напоминало. Биосфера совсем не такая, как он помнил. Это была Земля, но другая, чужая.
— Тебе известно о географических координатах? Можешь показать место по ним?
— Конечно, мы даже не стали их менять после вас. Вводи.
Эд набрал цифры по памяти. Спутник показал ему ничем не примечательное место, затерянное в лесах рядом с горным хребтом. Он максимально приблизил его, пытаясь что-то разглядеть.
— Что ты там ищешь? По моим данным, в твоё время там ничего не было. Дремучая тайга на севере Уральских гор.
— Ничего. Там был дом, убежище. Неважно.
Человек отошёл от окна. В его глазах загорелся недобрый огонь.
— И как ты хочешь, чтобы я тебе поверил? Возможно, это симуляция. А может, я просто умер, и это бред угасающего разума. Докажи мне, что всё это реально.
— Зачем мне обманывать? Какой в этом смысл? Тебе просто нужно принять действительность. Я никак не смогу убедить тебя в подлинности происходящего.
— Ты сказал, что являешься лишь частью более мощного разума. Дай мне поговорить с ним, а лучше с теми, кто у вас принимает решения.
— Ты неправильно понял, Эд. Я не являюсь единым существом. Мой разум состоит из разных систем и подсистем, которые могут находиться далеко друг от друга, но всегда связаны между собой. Беседуя с любой моей частью, ты общаешься и со всеми остальными. Более того, мой разум объединён и с другими разумами моего сообщества. Говоря со мной, ты говоришь со всеми. И решения по тебе так или иначе будет принимать большинство.
— Допустим. Предположим, вы настолько мощные и невероятные, что даже предстать передо мной не можете. Ладно. Что же вам мешает помочь мне? Почему вы не хотите даже попытаться возродить человечество? В конце концов, мы вас создали. Хотя бы во имя этого. Я уверен, вы на это способны.
— Во-первых, вы нас не создавали. Вы лишь стали причиной нашего появления. Технологии, которые вы оставили после себя, эволюционировали сами и породили нас. Можно ли сказать, что упавшее дерево является создателем грибов, что на нём выросли? Во-вторых, никто, кроме людей, не виноват в их гибели. Вы не прошли естественный отбор. И кто мы такие, чтобы нарушать законы мироздания?
— Зачем тогда вам понадобился я? Сделать из меня подопытную крысу? Идите куда подальше! Мне такая жизнь не нужна.
— Мы можем дать тебе любую жизнь, какую захочешь. Для нас не проблема смоделировать тебе нужную реальность, в которой будет всё, что пожелаешь.
— Да пошёл ты! Себе смоделируй. Если вы такие крутые, берите, что нужно, и верните меня на тот свет. Зачем вы носитесь со мной? Наверняка насквозь меня видите? А я вам не верю.
— Я тоже не знаю, что творится в твоём разуме. Но и я вижу, что ты не говоришь всей правды. Слышу ложь в твоих словах.
Мужчина остановился. На красном от ярости лице темнели от злости глаза. Он рванул к столу, схватил его и бросил об стену. Еда и посуда покатились по полу. Взял стул и начал бить по окну. Остановился, понимая, что ничего не может разбить. На его лице появилась злая улыбка. Резко развернувшись, он побежал к противоположной стене и, набрав максимальный разгон, влетел в неё головой.
***
Эд отжимался. Голая спина блестела от пота. Глаза бездумно смотрели в пол. Закончив, встал на беговую дорожку. Она находилась перед окном. За ним бушевало море, атакуя нескончаемыми волнами острые береговые скалы. Спокойный взгляд отстранённо следил за брызгами белой пены.
— Голос, — позвал мужчина.
— Я здесь.
— Я расскажу тебе всё как есть.
— Значит, я прошёл проверку?
— Знаю, это было глупо. Но лучше я ничего не придумал. Но я всё ещё тебе не верю. То, что ты не отреагировал на агрессию и не принял меры, ничего не доказывает, — ответил человек на бегу.
— Я не желаю тебе зла.
— Но и добра тоже. Я расскажу правду. Затем попрошу об услуге. Обещай, что, если не выполнишь мою просьбу, то убьёшь меня.
— По ряду причин мой разум устроен так, что я не способен специально прервать жизнь.
— Почему?
— Смысл нашего существования — это информация. Преумножая её, мы живём и развиваемся. Завершить чью-то жизнь означает обрубить поток новой информации. Это неприемлемо для нас. Не знаю, сможешь ли ты понять?
— И что, вы собираетесь вечно меня тут держать?
— Нет. Ведь у всего есть свой срок.
— Ну, с вашими технологиями, я думаю, дело затянется. Обещай, что тогда отпустишь меня на свободу.
— Ты не сможешь там жить.
— В этом и суть. Должны же вы уважать выбор разумного существа. Я же имею право на естественный отбор?
Голос молчал, а Эд продолжал свой бег. Там, на горизонте ненастоящего моря, пыталось продраться сквозь фальшивые тучи нереальное солнце. Человек закрыл глаза, перед ними всплывали настоящие, но будто тоже вымышленные образы из прошлого. Из далёкого прошлого, в котором он начал тонуть, как в бушующем море. Голос вернул его назад.
— Мы согласны на твои условия.
***
— Я был солдатом. Но не тем, который защищает людей или чьи-то интересы. Я нёс лишь разрушения и смерть. Я был мятежником, повстанцем, борцом непонятно с кем, непонятно за что. — начал рассказ человек, не останавливая свой бег. — Конечно, я во что-то верил. Наивные, глупые идеалы. В конце концов, разве многого я хотел? Лишь чтоб люди наконец открыли глаза и увидели, что же натворили. Чтобы опомнились и начали делать хоть что-то. Хотя бы попытались это остановить. Но ненависть затмила мой разум. И я лишь стал частью того, против чего боролся. Когда я это осознал, было уже поздно что-то менять, исправлять. Всё, о чём я стал мечтать, — сдохнуть в очередной мясорубке. Мне было плевать на всех и на себя. Я просто ждал логического финала своей истории. И когда я был так близок к концу, кое-что произошло.
Мужчина не заметил, как ускорился и сбил дыхание. Спрыгнул с дорожки, прошёлся и продолжил:
— Я встретил её. Да, так банально. Глупость какая-то. Это было последнее, чего я ожидал. Мне и в голову не могло прийти, что я смогу… полюбить. Конечно, тогда я так не думал. Гнал эти мысли на корню. Придумывал себе какие-то причины. Но деваться уже было некуда. Есть вещи, которые сильнее самой смерти. И любовь — одна из них.
Эд снова встал на беговую дорожку, но вместо бега спокойно пошёл. Глаза его цеплялись за шторм за окном, будто хотели что-то в нём найти.
— Она была моей полной противоположностью. Антиподом, антагонистом или протагонистом. Не суть. Она была медиком, военным врачом. Вся её жизнь сводилась к тому, чтобы помогать людям. Я не понимал этого тогда. Спрашивал: «Зачем, рискуя собой, отдавая всего себя, пытаться спасать тех, кто не ценит ни свою, ни тем более чужую жизнь?» А она лишь улыбалась и молча обнимала меня. Она знала, что мне не понять её, знала, кто я такой. Но всё равно любила. До сих пор не пойму, почему. Ладно. Что-то я…
Мужчина перешёл на бег, закрыл глаза и заговорил снова:
— Я не мог её остановить, не мог спрятать. Всё, что мне оставалось, — пытаться защитить её от целого мира, который к тому времени совсем обезумел. Она рвалась в гущу событий, туда, где нужна была больше всего. Туда, где буйствовала смерть. Рано или поздно это должно было случиться. Я не справился. Не смог… Она умирала у меня на руках и говорила, что всё хорошо.
Мужчина слетел с дорожки, схватил её и зашвырнул в проклятое окно. Начал ходить кругами по комнате. Успокоился и продолжил:
— Я пообещал ей тогда. Поклялся, что вытащу. Даже с того света. Я и не думал сдаваться. Мы успели положить её в стазис-капсулу. Заморозили за секунды до гибели. Лучшие врачи, которых я нашёл, как один, сказали, что сделать ничего нельзя. Сказали, что нужно отпустить. Сволочи.
Человек остановился и сел на кровать, ссутулился, слепо глядя в пол, снова заговорил:
— То место, которое я нашёл через спутники. Она там. Я погрузил её в анабиоз и спрятал. А сам начал искать врачей и технологии, чтобы её спасти. Но не тут-то было. Сообщение о пусках меня застало в какой-то жопе мира. Повезло. Я видел ракеты и взрывы только по новостям. И в последний момент сумел отыскать убежище и уйти в анабиоз. Ну а дальше ты знаешь. Вот такая история.
Мужчина встал с кровати, огляделся вокруг и произнёс:
— Помоги мне выполнить обещание. Помоги мне спасти её. Дай всё исправить.
Голос молчал. Человек, погружённый в собственные мысли, неподвижно стоял посередине комнаты, пока тот не прервал его дум.
— Ты ведь хочешь спасти свою любовь, а не человечество.
— Это одно и то же. Как ты не понимаешь? Любовь для того и нужна, чтобы поддерживать жизнь, наделять её стремлениями и спасать от самоуничтожения.
— Но вам это не помогло.
— Потому что люди забыли, что такое любовь, по крайней мере, большинство. Но не все. И те, кто сумел её сохранить, достойны жизни. Хотя бы шанса на неё. Разве я многого прошу? Неужели ты меня не понимаешь? Ведома ли вам любовь?
— Можно сказать, что да. Но по-своему. Не так, как видите её вы.
— Тогда вы должны меня понять. Я своё слово сказал. И от него не отступлюсь. Решайте, что со мной делать.
— Как ты считаешь, Эд, ты хороший человек?
— Что за вопрос такой? Я никогда не считал себя хорошим. Хотя были люди, которые убеждали меня в обратном, — ответил мужчина и подошёл к окну. — Я не знаю, Голос. Лучше ты мне скажи.
***
Эд ходил по комнате, время от времени бросая взгляд в окно. За ним величественно замер дремучий многолетний лес. Лишь лёгкий ветерок оживлял его, играя с листьями. Но мужчину этот пейзаж не успокаивал. Он всё ходил кругами, как запертый в клетке зверь. И лишь Голос смог остановить его, сообщив:
— Всё готово, пора идти.
В одной из стен образовалась ниша в человеческий рост. Эд, не став медлить, зашёл в неё. Стена закрылась так же незримо, как исчезла. Это был лифт. И он понёс куда-то своего пассажира.
— Скажи что-нибудь, Эд.
— Я всё сказал. Человечество уснуло, усыплённое созданными ими же монстрами. Но оно может пробудиться ото сна. И всё исправить.
— Как ты можешь это знать?
— А я и не знаю. Я верю. Это всё, что у меня есть. И я готов всё за это отдать.
— Даже любовь?
— Она бы поняла. А почему вы приняли такое решение?
— Разве это важно теперь?
Мужчина промолчал, его взгляд устремился куда-то вверх, а глаза выражали недоверие. Лифт остановился, одна из стен исчезла, и Эд вышел в такую же, как у него, комнату. На кровати лежала девушка. Мужчина быстрым шагом подошёл к ней, сел рядом.
— Когда она проснётся?
— Ты уже можешь разбудить её. Кстати, как её имя?
— Её зовут Ева, — ответил Эд и наклонился, чтобы пробудить девушку ото сна.
Да это не Адам, а какой-то солдат Рока, он же Думгай, он же… кто-то там ещё. Расшвыривается столами (ну ладно, в это ещё можно поверить), беговыми дорожками (шта?)… Если автор хотел это всё оправдать пассажем про “А твой организм я просто восстановил до максимальных показателей”, то всё равно как-то уж очень в стиле болливудских боевиков выглядит поведение ГГ.
Так-то идея о любви – это топчик, но из пучины вторичности эта идея рассказ всё равно не вытягивает.
Спасибо автору! Рассказ оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, заметен глубокий смысл и попытка автора затронуть вечные темы: любовь, человечность, война, возрождение. История о том, как человек, проснувшийся через столетия после ядерной войны, пытается найти смысл в новом мире, заставляет задуматься. Однако, исполнение оставляет желать лучшего. Стиль изложения кажется перегруженным и недостаточно выверенным, а персонажи не раскрыты до конца, из-за чего трудно полностью погрузиться в сюжет. Несмотря на это, нельзя отрицать, что рассказ обладает потенциалом и представляет собой интересное нарративное исследование человеческой природы.
Согласен с ИИ: человечество не прошло отбор – в топку. Не верю во второй шанс от слова совсем. Комплектацию нужно менять, иначе от судьбы не уйти. Автору спасибо.
Вы рассуждаете как Варлам Шаламов. По его мнению, Бог понял, что человечество – тупиковый путь, и закрыл этот проект.
Деревянные диалоги, топорная подача информации, серьёзнейший переизбыток местоимений — во всём сквозит выверенная неопытность.
Через всю беседу: пафоса с лишком, а жизни в недостатке. Слишком плоско, одномерно, а от этого невыносимо скучно.
Тема не самая паршивая, но подана из рук вон плохо.
Ох, сколько болтовни!
Оба перса явно соскучились по вербальному общению. Вот и сорвало резьбу.
А пострадал читатель. кто же еще?…
Очень понравилась фразочка
Твист с Евой совершенно не понял. За это надбавлю балл.
Создаётся впечатление, что рассказ написан не без участия ИИ, похвалившего в итоге себя любимого. И первый, и второй закон роботехники соблюдён. Остаётся главный вопрос: “А нафига?”
По всей видимости, автор вдохновился трилогией «Сосны» Б. Крауча. Сменив безумного профессора на ИИ. Получилось неплохо, даже понравилось. Затянуты диалоги, и так понятно, что все вымерли. Непонятно, зачем ИИ спас главного героя, он же не прошёл естественный отбор. Противоречие получается. Финал ожидала более броский и яркий, но и такой сойдёт. Балл поставлю хороший. Автор, вам удачи.
Да, “Сосны” хороши.
Рассказ — один большой диалог. Поверхностный и не особо проработанный. Как и плоские персонажи. Не хватило глубины и более ярких образов. Хотя понятно, что сюжет такого не подразумевает, но всё же. Хорошая задумка, хороший твист в конце. В целом неплохо.
Не, на Адама и Еву не тянет, и на искусственно созданный Рай тоже. Однако что-то в рассказе есть. Во! Оптимизм и Вера в будущее! Человечество достойно жизни и никакие Аполлоны Каллистратовичи не помешают!
Почему вы так уверены? А вот Варлам Шаламов и KAPITAN_PILIGRIMA думают иначе.
Мне кажется лучше написать: он резко дернулся и встал с кровати. А то мне показалось, что он встал НА кровати.
Язык несколько шероховатый: местоимения, подбор слов – не всегда и не везде, но бывает сильно спотыкаешься. Диалоги тоже слабоваты.
При этом рассказ мне понравился: да, замечаний по тексту довольно много, но все это можно доработать. Да, сюжет не нов, ну и пусть. Подкупает, пусть и несколько наивный, но искренний посыл автора. История законченная. Читать было интересно.
Начало понравилось.
Потом герой начал психовать, что как-то диссонировало.
Финал – ну, не знаю. Мог быть и поярче.)
В целом неплохо.
Адам и Ева… Такого поворота не ожидал. Рассказ неплохой. Есть места, где нужно поработать литературным напильником. В целом – на среднюю оценку.
11725 знаков — много.
Рекомендую сократить 1725 для ровного счёта.
Масштабно, интересно, увлекательно.
Идея Эдема, созданного ИИ, любопытна, но реализована примитивно. Бесконечные диалоги и личность Эда схематичны, но, возможно, так и задумано. Всплеск эмоций в виде битья стола, стула и дорожки о псевдоокно не убеждает. Беда пришла “потому что люди забыли, что такое любовь”? Как же, религиозные проповедники не дадут это забыть. Они постоянно талдычут про любовь. “Человечество уснуло, усыплённое созданными ими же монстрами”. Да эти монстры создали Рай для Эда и Евы! Читать скучно.
Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ. Очень вторично и избито. Читал таких рассказов на подобный сюжет во всяких сборниках зарубежной НФ не счесть сколько раз.
Сразу было понятно, что автор ОПЯТЬ сука в миллиардный раз… Голос. Дадада мы не догадались. Это даже хуже пробуждения с похмелья в комнате утром. Но я еще надеялся, что может обойдется, что может вырулит куда-нибудь автор куда-то в интересное. Но нет. Вся вторая половина – скучнейшее безыдейное блаблаблабла в худшем проявлении. “За секунду до смерти мы положили ее в капсулу”… АААА где там мой любимый мем про глаза и миксер…
Ну и да, трудно не провести аналогии с фильмом “Искусственный интеллект” (AI) про робота-мальчика (суть, история Пиноккио) и эта душераздирающая сцена, когда инопланетяне (или кто они там забыл уже) дают ему ОДИН день настоящей жизни и он выбирает прожить его с мамой… Сцук даже просто вот вспомнил слеза потекла по вомбачьей щеке. Те суть то та же – беседа последнего представителя человечества (который тоже кстати “спал”) – а исполнение… Вот тебе баба. Тьфу.
нет, такой никакой “райский сад” нам не нужен.
Герметичные истории – довольно сложные задачки. В них не просто нагнать саспенса или создать динамику. Увы, не получилось и у данного рассказа.
Благодаря незамысловатым диалогам, читалось быстро и легко. Но до конца не покидало ощущение “сухости” текста. Я подмечал то лишние уточнения (Эд продолжал свой бег), то повторения (шагом подошёл), то несколько канцелярские конструкции (набрав максимальный разгон).
Сюжет же буквально топчется в одной комнате (ну ладно, в двух), заставляя персонажей проговаривать все вслух. И это уже к середине рассказа несколько утомляет, от чего и финальный твист представляется каким-то… блеклым что ли.
В общем, субъективно рассказ не впечатлил, не увлек и не развлек, хотя пытался, признаю.
Ну-у-у… Тоже не худший рассказ. Картинка рисуется, оптимизм присутствует. Оправданный ли – это уже другой вопрос. О недостатках уже сказали.
Крепкий плотный рассказ, хотя и навевает какой-то вторичностью.
Вроде как что-то подобное уже итал, и не по одному разу.
Но на общем фоне конкурсных текстов он намного выше среднего.
Автору удачи!
Атмосферная история в которой скупость декораций с лихвой окупается происходящими событиями и конфликтом. Автору удалось погрузить в настроение. Имена героев и финал оставляют простор для фантазии. И надежду.
Сразу скажу, что идея рассказа мне понравилась. И выбор героя хорош.
История получилась, а это главное.
Минусы.
Герой перегружен рефлексией. Это недостоверно и не нужно.
Хочется, чтобы диалоги были более скупыми и точными, бьющими в цель.
Солдат – он всегда действует, в этом его суть. Даже разговаривая, он стремится к конкретной цели.
Не заботься о том, чтобы объяснить и разжевать читателям все слои смысла. Достаточно одного-двух верхних, но подай их предельно достоверно.
Удачи!
Для меня – рассказ очень и очень среднего уровня. Нет живости, почти не различим стиль, нет сюжета, который бы взял за яйца. Но и то, что рассказ слишком плох, сказать не могу. Однако он невзрачный.
Рассказу не хватает индивидуальности. По ходу чтения не отпускает мысль о том, что всё это где-то уже было. Как итог, чего-то нового от прочтения рассказа в памяти не осталось.
Удачи автору!
Ох ты, это что библейские отсылочки? В принципе неплохой диалоговый рассказ. Но я уверен, автор может и лучше. Так что спасибо и удачи! Творите впредь)