Оригинал: Сказы Бажова “Серебряное копытце”, “Медной горы Хозяйка”, “Малахитовая шкатулка”.
Был в городе один купчина. Слово имел да уважение. Два сына – как столбы по бокам его дело подпирали. А младший, Демьян, кривым тыном сбоку припеку. Цифирь да грамоту кое-как освоил. Зато щеголем ходил так, что бабы мужние оборачивались – стройный, высокий, да язык подвешен. Начинает баить, так девки рты поразевывают и стоят как на службе в церкви. Много урону от того было отцу. Откупится от очередных обиженных, да за розги хвать – ум разум вбить, коли как положено не усваивал, так мать в ноги кидалась. Любила младшего без памяти – поздненький был. Как родился, так думали не выживет. Так выходила, вымолила, выплакала. Отец и не лез к ним. А как спохватился – поздно было – избаловался сынок.
Решил к делу пытался приставить – хоть в малой лавке, где безделушками торг вели. Авось за голову возьмется, когда живу копейку в руках подержит. Да только один разор был от такого хозяина. Хоть по улицам не шатался. А в лавке той мелочной разносортицей торговали. Приказчики по деревням, да по городкам ездили, за малу деньгу у людей всякое скупали, а потом сам три в городе продавали. Тут тебе и игрушки детям, и простенькие поделки камня, из бересты посуда. Бывало, и у нуждающихся чего выкупали.
Привез как-то один сверток тугой. Видно – много тот пережил, да в любви и заботе содержался. Демьян как его в груде всякого заметил, как под руку толкнуло. Схватил его и сразу тесемку кожану рвать. Развернулся сверток, а то вышивка. Девка там с глазами зелеными в дорогом уборе. Как посмотрел на нее, так пропал. «Кто это?» спрашивает приказчика. А тот ему:
– Так камена девка, Хозяйка горы медной, вродь.
А сам глаза прячет.
– Никак боишься, Аким?
А приказчик ему осторожно так отвечает:
– Боюсь не боюсь, да опасаюсь, Демьян Афанасьевич. Старики говорят, подальше нужно от её держаться. И не дай бог, внимание ее привлечь.
– Заячье племя, – усмехнулся Демьян. А сам к вышивке глазами прикипел оторвать не может. А девка на ней будто живая – то бровью поведет, то волос спадет, то шевельнется.
– Где взял красоту такую?
– Так в шинке в поселке близ Хрустальной за рубь взял. Корчмарь так и рад был избавиться, говорит, руки жжет.
– А он где взял?
– У пропойцы за долг отобрали, – усмехнулся Аким. – Ох уж тот орал, выпороть грозился, да в ворота почитай два дня стучался опосля, плакал, умолял. Да куда там – есть на что пить, так пей. А коль гол как сокол, так иди летай.
– Хороша, – мечтательно проговорил юноша. – А каменья какие на вышивке?
– Так разны. Тут хризопразы, тут сердолики, малахит, змеевик, да хрустальный бисер. А остальных не ведаю.
– А расскажи еще.
– Так– то не ко мне, к мастерам горным нада – они ведают.
– Про вышивку – никому. Узнаю, что разболтал – пеняй на себя.
– Да бог с вами, хозяин, – перекрестился Аким.
Ушел приказчик. А парень все на девку смотрит.
С тех пор Демьян заболел камнем. Отец не нарадуется – сын за ум взялся. С приказчиками стал ездить, да товар смотреть. И будто чуйка проснулась – такие штуки вез, что народ в лавку с утра в очередь занимал. Тащил токма самое лучшее да чудное. Особливо до малахиту охоч был. Пока все предложенное мастером не перетрогает, не обнюхает, не успокоится. Дела в лавке в гору пошли и доход появился. Но и Демьян уже не тот стал, что прежде. Копейки лишней не даст как прежде рублем кидался – до семи потов торгуется за каждую полушку. Скуп стал, в чем даже родича переплюнул. А девок так сторониться начал – говорит, баловство это всё. Мать с отцом улыбаются – повзрослел мальчик. Да не знают, что причиной тому вышивка та, что в тайной комнате на стене висит, а вокруг – алтарь растет из каменьев да самоцветов. А комната сама – аки пещера. Даже спал там иногда подле вышивки, на камне зеленом, да камнем укрывшись.
Однажды завели его дороги на Красногорский рудник. Всегда тут было много всего. Да только в этот раз – в пустую скатались. Ничего дельного за что и копейку много. Мастера руками разводят, мол, нету ничего, одна обманка идет.
– Как же так нету, – вспылил Демьян, – коли обычно под ногами валяется? Сам найду, раз вы такие незрячие. Укажите, куда идти.
Ну ему на Змеиную горку и указали.
Сам ушел – никого не взял. Ходил до темна. И вправду – как вымел кто. Уж елки стали солнцу пузу царапать и вертаться пора, как заприметил блеск в трещине. Наклонился – а там перстень печатка. Сам серебро, да самоцвет в оправе огромадный. Будто светится изнутри и на палец сам просится. Ну Демьян его тут же и надел. И точно – будто с него мерку брали. И сел как тут и был. Приказчик даже обновки не заметил.
Набрали всякого, чтобы не пустыми, да обратно по свету. Едут, а Демьян все глаз отвести не может от перстня – любуется. А как до городу доехали, Демьяна в его тайну комнату так повело, что ноги сами пошли. Затворился. И тут палец сжало. Смотрит он на него, а в камне лик женский проявился. И вроде как на вышивке – глаза зеленые, с хитринкой, уста алые, брови червленые. Да в зеленом вся. Такая да не такая.
– Здравствуй, Демьян Афанасьевич. Вещь у тебя моя.
И вроде улыбается, да зябка Демьяну стало. Посмотрел на бабу в камне, а потом на вышивку. Тут семи пядей во лбу и не надо – не камень– баба на вышивке, а человек – с душою божьей. А в камне так окромя Хозяйки и быть некому. Без воли склонил голову низко.
– Здравствуй, Хозяйка.
А сам все думает. Кто ж на вышивке то тогда?
– Признал, – улыбнулась ему женщина. – А на вышивке – дочка моя, Танюша.
Говорит, словно мысли ведает.
– Принеси мне вышивку туда, где перстень нашел – щедро одарю за то.
А Демьян то бы и рад, да только глянул в очи зеленые, что со стены на него смотрят, так засомневался.
– Щедро одарю, – повторила и рукой повела. И будто в камень Демьян провалился. А там – пещера не пещера, лес не лес, а все из камня округ да камнями самоцветными завалено. Света нет, а переливаются, сверкают. Кучами лежат, сами в руки просятся, да сиянием своим последний разум затмевают.
Очнулся Демьян и только шепчет «Хочу». Осмотрел свои сокровища с таким тщанием отобранные – сор пустой. Ни одного из тех виденных не стоят все вместе взятые.
Глянул на вышивку – а девушка там брови нахмурила и будто шепчет: «Неужто, Демьянушка, меня на блестяшки выменяешь?». И слеза в уголке глаза сверкнула.
Тряхнул головой Демьян, да говорит дыхания переводя:
– А коли не отдам?
– Тогда и про каменья забудь. Не пойдут больше тебе в руки.
И так на него глянула из перстня, что кишки скрутило.
– Подумать мне нужно, Хозяйка. Пару ден дай. Тяжелый выбор.
– Подумай, – кивнула головой женщина, усмехаясь. И пропала.
До ночи сидел на вышивку Демьян смотрел. И чем дольше смотрел, тем жестче лицо становилось. Так и второй день прошел – только отобедать выходил. Мать переполошилась, вся. Крутится пчелой округ, да молчит сын.
Так и второй день минул. И третий. В лавке не появляется, дела забросил. Только все на перстень свой глядит, да палец мнет – поддавливать стал перстень. И шепоток из перстня: «Решай».
На вечер пятого дня, так не выдержал. Глянул последний раз на лицо, которого дороже раньше в мире не было. Совсем загрустила девушка – уже не на нее смотрел больше Демьян, а на камни, что вокруг были. Скрутил он вышивку решительно в сверток, чехлом укрыл, да велел лошадей запрягать. Холоп было попенял, что кто ж на ночь глядя, да Демьян ему в рожу кулак сунул. То заминка и вышла. Увидала то мамка с терема и во двор выскочила.
– Демьянушка, куда ты на ночь глядя то?
– Дело у меня, маменька.
– Да что ж за дела то такие! – закудахтала, а у самой то уж глаза на мокром месте.
Демьян ничего не ответил, да в пролетку. Коням задали так, что аж собаки по дворам загавкать не успевали.
– Ванька, закладывай тоже, – властно махнула рукой женщина. И, как была, вдогонку отправилась.
До поселка добрались как совсем солнце почти совсем скрылось. Благо ясно было. Всю дорогу Демьян порывался оперед пролетки бежать. Доехали кое-как. Так юноша сразу и метнулся со всех ног на Змеиную, сверсток сжимая. Пробовали удержать – так зыркнул, что отступились. Увидали, что зеленью глаза подернулись. Креститься стали. А парня уже и след простыл.
Стемнело совсем. Не зги не видно. Да сами ноги несут. Ни разу не оступился – будто кто тропинку выстилал. До приметной трещины добежал и встал, как вкопанный. Развернул сверток – и снова на девку смотрит. Задумался. А вокруг все светится начинает, словно камень – что бумага, под которой свечой водят.
И лес тот из видения. И каменья лежат сияют грудами среди каменных деревьев – хоть лопатой греби. Еще больше стало. Демьян то на девушку – то на камни, то на девушку – то на камни. Смотрел, смотрел, да внизу очутился. По колено в самоцветах. А они сами в руки прыгают, к ногам липнут, за пазуху просятся.
Замер Демьян – руки то тянутся уже. А тут навстречу ему Хозяйка выходит.
– Здравствуй, Демьян Афанасьевич. Никак, решился на что?
А парень то ни жив ни мертв – из– за спины Хозяйки девушка с вышивки выступает. Еще краше. Да только живая – не окаменела еще, видать.
– Здравствуй, Хозяйка, – поклонился в пояс Демьян. – И ты, Танюша, здравствуй.
Сказал, а что дальше говорит не знает.
А Хозяйка смеется звонко.
– Что Демьянушка, так еще тяжелее?
Танюшка стоит хмурая, молчит, почти не дышит, а в руках платок мнет. Боится на нее Демьян глаза поднять. Потому что выбрал он уже.
– Да нет, хозяйка. Так даже легше. Баб таких живых я себе и на земле охапку найду, а вот сокровищ таких, там и не сыщешь.
И легко в руку Хозяйке сверток сунул и на Танюшку взгляд поднял. И был взгляд его холодный, безразличный. Не улыбнулся, ни кивнул. Посмотрел на нее, как на пустое место, да давай камни из– под ног хватать, прятать за пазуху. Улыбается, словно блаженный, и все хапает. Уж одежонку раздуло от каменьев, а не может остановится.
Покачала головой Хозяйка, да ничего не сказала. А девушка заплакала. И каждая слеза, падая на пол в такой же камешек, что вокруг превращалась. То слезы ее были. А Демьяну и дела о том нет – совсем помешался от блеска.
Хозяйка уж повернулась уходить, да Демьян ее окликнул:
– Хозяйка, а как унести-то отсюда всё, что мне причитается?
Только та рот открыла, так Танюшка вперед выступила, грозно сверкнула очами.
– Ах ты ж козёл душной! Всё вынести хочешь? Так выноси!
И такой от нее страх пошел, что Демьян в ужасе руками от нее закрылся с пятернями растопыренными. И глядь – уже не человек перед ней, а олень, жалобно блеющий. Где руки голову закрывали – там рожки о пяти веточках. Где перстень был тяжелый – копытце серебряное. А живот распирает – будто камней туда доверху насыпано.
Мекнул козел жалобно, да под заливистый смех Хозяйки наружу в темноту выскочил.
***
А купчиху в лес мужики не пустили. Уж как рвалась, выла да билась. Заперли ее в горнице, да мужу весть отправили. Но как свет, стала серьез грозиться. Коли не отпустят ее, всех в забое сгноит. Испугались мужики, да выпустили. Она тут же и ушла, наказав за ней не ходить. Идет по лесу, а куда – сам не знает. Но ведет сердце материнское.
Пять ден плутала. Все платье изодрала на ветках оставила, сапоги стоптала. Волосы простые рыжие по плечам рассыпались. Осунулась, обессилила, исхудала на корнях да ягодах. Да дошла. А куда и сама не знает. Просто чувствует – тут.
Скала голая, рябина голову клонит. А вокруг – ящерки шныряют. Всех цветов. Она дальше бежать – а ящерки под ногами ковром. Если шаг сделать – глядишь, раздавишь. Ну и замерла.
– Никак за сыном пришла?
Обернулась – Хозяйка на камне сидит, волосы расчесывает.
Сжала кулаки купчиха.
– Отдавай сына моего, хитра!
– Не брала я его, сам пришел, – рассмеялась Хозяйка. – Не могу отдать, чего не имею.
И давай опять хохотать.
Ничего не сказала купчиха, да кинулась на неё. Шипит, норовит в лицо вцепиться ногтями.
– Брысь, кошка бешеная, – отмахнулась Хозяйка. И не женщина перед ней более, а кошка рыжая ободранная спину гнёт, да урчит утробно.
– Коль обуздает сын твой жадность, да камни людям отдаст, тем спасется. А иначе – век козлом бегать. Так ему и передай.
Зыркнула кошка недобро, да в кусты прыснула.
С тех пор стали охотники встречать оленя необычного с копытцем серебряным и рогами о пяти веточках. Да кошку рыжую, что по лесу рыщет, будто ищет кого.
Компиляция бажовских сказов, созданных по мотивам уральских быличек. В целом работа достойная. Композиция, мораль – всё на месте. В мат. части встречаются огрехи. Самый простой пример – “в шинке…корчмарь”. Есть вопросы по минералам-самоцветам и бытовым мелочам, но это легко отредактировать. Считаю рассказ весьма удачным. Спасибо за удовольствие познакомиться с вашим трудом.
Корчмарь в корчме, шинкарь в шинке! Знамо дело!
Не компиляция, а скорее фанфик-продолжение. Ибо рассказ – прямое продолжение Малахитовой шкатулки и предыстория Серебряного копытца:)
Если возможно, поясните, чем в данном случае “фанфик” точнее “компиляции”.
Компиляция в моем понимании это взять рассказ, разобрать его и просто из этих кусков сделать такой же. А фанфик – взять основу, героев, лор и в этом мире написать что-то свое. ну грань тонкая. но имхо все же есть.
тут для примера можно стенгазету привести с вырезками из журналов – вот это компиляция.
Понял. Да, в таком прочтении Вы, безусловно, правы.
Всё было хорошо, пока олень не стал козлом, а потом снова не перекинулся. Не поняла я эту метаморфозу.
Бажов следовал за местным названием косули, поэтому и “олень” и “козёл”. Впрочем, помню иллюстрацию, где художник, не разобравшись, из косули с рожками с пятью отростками соорудил дородного домашнего козла с пятью рогами ?
Так тут ещё и косуля замешана. Для меня это три разных животных, но я поняла, дело в местном названии.
Европе́йская косу́ля, козуля, дикая коза или просто косуля — парнокопытное животное семейства оленевых.(с) – Википедия
На прошлом конкурсе я узнала всё о тутовом шелкопряде, а теперь вот с парнокопытными разбираюсь. Действительно что-то среднее, можно и так и так назвать.
Творческая интеллигенция либо взаимоопыляется информацией, либо самоуничтожается внутривидовым отбором.
Так тут мораль яснее ясного: оскорблённой женщине даже самые благородные олени – козлы.
Интересный приквел о Серебряном Копытце да кошке Мурёнке. Но к сказам Бажова имеет не большее отношение, чем “продолжение” Бекмамбетова – к рязановской “Иронии судьбы”. Слишком разноречивые характеры выведены в приквеле автора и в ранее известных народу сказах Бажова.
ну дык я и не Бажов:) и это одновременно и Сиквел и приквел.
Некоторые моменты было непросто читать из-за устаревших речевых оборотов, но это уже мои проблемы, а не автора. Такой язык наоборот придал колорита сказке. Так как я очень-очень давно читал сказки Бажова, мне все сюжетные повороты, которые наверное можно было ожидать, очень зашли. Спасибо автор и удачи!)
а я сначала прочитала оригиналы сказок, поэтому последующее чтение рассказа мне показалось относительно легким ?
Вот ждал такого читателя:) Спасибо – это приятно, когда к твоим произведениям готовятся)
А что? В стиле выдержано. И с моралью рабоче-крестьянской все в порядке. И прочитал от начала до конца без труда. Мне понравилось.
Вспомнил детство – как трудно читался Бажов, госпийдя.
Написано неплохо, тем не менее, но!.. Хозяйка вышла чрезвычайно противоречивой особой. Сама, с дочей, спровоцировала героя, сама и наказала. Ай, как не хорошо получилось(
Почему же спровоцировали? Мож Танюшка правда влюбилась.
С появлением Танюшки герой стал меняться как раз в том направлении, которое и привело его к печальному финалу. Совпадение в сюжетном рассказе?! Любя, создала монстра? И возненавидела, козла)) Хороша любовь. Это обычно называется искушением))
Так правильно. Любовь заслужить и доказать надо. Танюшка всегда с форсом была
То есть?.. Любовь мужчины доказывается развитием собственной алчности? Вы серьёзно? И вообще каким боком любовь связана с жаждой наживы и вообще с материальным основанием, тем более что Танюшка, мягко говоря, обеспечена на пару ближайших тысячелетий? В чём логика?
Я не так поняла. Глав герою надо было сделать выбор или портрет Танюшки (ака она) или каменья. Он выбрал камень. Хотя если бы выбрал её, получил бы и каменья. Глупость и жадность оказались сильнее.
Вот потому это изначально две (Хозяйка и Копытце) разные истории. Попытка связать их в одну сюжетную линию привела к тому, к чему привела. Как говорится, либо крестик надо снять, либо бельишко надеть.
У меня все отлично свелось)
Очень хорошо. Я ж не против. Вы спросили, я ответил. Здесь у вас свелось несводимое, в другом – не свелось очевидное. Обычная же история. Конкурс называется ? Всё в порядке)))
А мож наоборот?) у вас не свелось очевидное? Любой герой проходит испытания, этот не прошел)
Может)) А, может, задать себе вопрос – почему герой не прошёл испытания, когда очевидно, что до появления Танюшки он бы прошёл его с лёгкостью? Он же Иванушкой-дурачком был. Ему плевать и на камешки, и на денежки было, пока на искушение этой… “праведницы” и “судьи” не поддался. Печалька(
Так а какой смысл в таком испытании? Если человеку ничего не нужно, он ничем не дорожит? Он и Танюшкой бы не дорожил. Просто очередная девка была бы. Это не испытание.
Что значит – ничем не дорожит? Это откуда? Из текста? Он дорожил своей свободой. До Танюшки)) “А как спохватился – поздно было – избаловался сынок”)) Есть, от чего отказываться, есть!)) Тем более что отказался, но куда его понесло!
А теперь встречный вопрос: а какой смысл Танюшке делать из мужика козла и ждать, что этот козёл выберет её? :Жить с козлом – это круто?
Да, из текста. Жил никчёмной жизнью, ничего не хотел. А козлом вроде стал, когда камни выбрал, не? У вас как-то причина и следствие попутались. Да и даже после превращения у него есть возможность снова стать человеком. Очень красиво.
Козлом – по жизни, имелось в виду. Обзывалка такая для мужиков придумана испокон веков)) Простите, кавычки не поставил. Думал, и так понятно, что речь о состоянии души.
Эта песня хороша, начинай сначала. Причина всегда впереди следствия. Сначала стал “козлярой конченым” (так понятней?), после выбрал то, к чему приучила возлюбленная – барахло, после реально воплотился в козла обыкновенного – с рожками, копытцами: Танюшка обратила от великого и светлого чувства любви))) Красиво!
Ну, не знаю, так упрямо “не понимать” о чем я битый час талдычу может только заинтересованный человек, как мне кажется)))
А где она его к барахлу приучила? О.о
И рассказ не мой, если вы об этом. Просто считаю, что вы его несправедливо обвиняете. Даже интересно, почему вы так его трактуете? Что-то личное чувствуется)
Слушайте, мне сначала начинать? Ладно, еще раз, мне не сложно:
:Жил-был Демьян. Жил не тужил, хоть и получал от папаши плетьми за шалости свои. Не нужны были Демьяну ценности материальные от слова “вообще”.
Но однажды попался парню (Демьяну) в руки некий сверток. И перестал он быть дурачком, стал умным и алчным до безумия.
Ведомый неутолимой алчностью своей он искал новой наживы, пока не подкинула ему Хозяйка перстенек-удавку. А после пригласила к себе в гости вместе со свертком, который не совсем сверток, а Танюшка, доча ее кровная. Пришел Демьян. А ему говорят – бери каменьев дофига или вот, Танюшку бери. А нафига алчному мужику “лишний рот”, который “хуже пистолета”, как известно? Он барахло и выбрал. Почему выбрал? Ну, если начало успели забыть, то вернемся и вспомним почему – однажды попался ему в руки некий сверток. И перестал он быть дурачком, стал умным и алчным до безумия.
А так, правильно вы говорите – зря я безупречный рассказ неправильно читаю. Надо правильно читать, как все. Не надо помнить начало, зачем его помнить? Глупости. У нас народ не помнит, что в предыдущем предложении написано, правда же 😉 Если вообще прочитает это самое предложение, что не очевидно 😉
Спокойной ночи! )))
А ну, то есть попал в руки свёрток, и все? Так ценимая свобода стала не нужна? Свободы выбора, воли не существует?
Но даже в вашей трактовке это замечательно. Если мужчину можно заставить делать что-то против воли, то он и есть ведомый козлик. Туда ему и дорога)
Но так-то, конечно, виноваты во всем злые и коварные бабы) вспомнился миф о Цирцее)
Доброй)
Ну, зачем же так обобщать)) Не все бабы виноваты в том, что мужики козлы. Но тут и народ, так сказать, голосует не в пользу обвиняемой;
Так что… не моя это трактовка)))
Ну такое себе. В том-то и отличие героев от простых людей, что они “привлекают к себе внимание”. Вступают в схватки, проходят испытание и тд.
А у вас ошибка. Ложная причинно-следственная связь, когда вместо простого после вы ставите вследствие. Это как обвинять камень, после которого богатырь свернул налево, в гибели его коня. Портрет вот такой камень. И у героя был выбор: девушка, камни или вообще ничего. Ведь он мог вернуться в свою прежнюю жизнь, которую по вашим словам так ценил. Но он сразу загорелся камнями, за что и получил превращение в козла.
Мое уважение автору так красиво перенесшему древнейший миф в наш антураж.
Да, в том и отличие литературных героев от простых людей, что автор, управляя сюжетом, сознательно ставит их в конфликтную ситуацию. А вот с какой целью он это делает – это вопрос отдельный. В “Серебряном копытце” обыгрывается жадность, как порок. “Медной горы Хозяйка” – о том, что нужно добиваться цели и о том, что богатство – не главное. А какой посыл у “Каменных слёз”? Я его не вижу. Вы видите? Подскажите, будьте добры.
я бы определила как выбор ложных ценностей (камней) вместо истинной ценности – Танюшки. И здесь превращение в копытце это даже не наказание, а возможность переосмыслить, что действительно ценно и этим вернуть себе человеческий облик.
Танюшка – очень сомнительная ценность, как мне кажется. Боюсь, мне ваша версия не подходит. Я не смогу читать сказку детям. Они ведь задают много вопросов о моральном облике героев, а ответов у меня нет. Впрочем, у вас их тоже не густо. Пора закругляться, думаю. Разговор становится бессмысленным. Удачи на конкурсе, если вы участвуете, конечно))
так и сказочка не детская, кмк.
Удачи и вам.
Простите, но взрослых мыслей я, к сожалению, не заметил.
Удачи!)
Все верно. Он поклонялся скорее камням, чем Танюшке. И когда понял, что Танюшка обычная в целом девушка, он и выбрал окончательно камни. Я вроде это прямым текстом там писал. Спасибо вам за глубокое понимание и защиту. Надеюсь мои воздушные поцелуи еще во время тура до вас долетали душевным теплом:)
А она и есть противоречивая. Никому от встречи с ней хорошо не стало. Сам Бажов об этом пишет напрямую и сам же это подтверждает. Хитра (те ведьма) – одно слово.
Спасибо автору. Достойный рассказ, выдержан в сказочном или былинном стиле, даже использован формат древней речи. Напомнило по стилю хозяйку медной горы. Есть и мораль, и развитие героя, все самое необходимое для хорошей сказки. Олень и козел были сюрпризом, но прочёл комментарии и разобрался)))
сначала прочитала указанные оригиналы, в конце рассказа приятно была удивлена, как автор связал Серебряное копытце с дилогией про Хозяйку и семью Степана. и написано в стиле, и атмосфера похожая, и читалось полегче, чем источник)))
отсылочка к алкашонку Пароте из Малахитовой шкатулки. ура-ура, я поняла)))
а тут не поняла или слово лишнее…
Ага очепятка следы резьбы по рассказу:) Спасибо что отсылочку нашли про Поротю;)
Вкусненько. Есть шероховатости по тексту, но, в общем, достойно. Полегче Бажова читалось.
В начале читалось тяжеловато из-за стилизации. Потом привыкаешь и начинается замечательный мультфильм. Все по канонам, красиво, с правильной и яркой моралью. Очень хочется придраться, а не к чему. Придется придраться к опечаткам. Мне попалось три штучки. Спасибо автору за удовольствие.
Разрешаю придираться к опечаткам – потом правлю перед выкладкой. У самого глаз замыливается – не вижу я их.
Спасибо, обязательно воспользуюсь)))
Сказы Бажова в детстве читала с удовольствием, так что все ножки и рожки поняла откуда растут. Очень понравилось. И появление Серебряного копытца.
Ещё отмечу плюс для меня, при всей стилизации под Бажова чувствовалась авторская рука и индивидуальность.
Мурмурмур. Вы просто богиня добра этого тура)
Мне правда понравилось, в детстве очень толстая книга сказов была одной из любимых. Сама думала что-то написать, но побоялась не осилить именно стилизацию. У вас получилось, да еще сами сказы красиво сплели.
Я тоже в детстве читал, но именно понял сказы недавно, когда старшей читал. И вновь убедился, что в детстве все по другому видится. Даже просто как от любви умер Степан – ну никто ж в детстве читая этого не понимал. Что сох сох пришел в забой сел и умер в 40 лет. брррр а это школьная программа)
На полях сражения разгорелась интересная баталия о “посыле” рассказа “Каменные слезы”. Не хочу вмешиваться в дискуссию, а также давить на критиков. Однако, не могу удержаться, чтобы не отметить свое несогласие со всеми.
Мое мнение о посыле рассказа:
Главный герой был избалован матерью, он ничем не интересовался, никого не любил. Даже чувством ответственности не смог порадовать родителей. Естественно, такой вялый мужчина стал жертвой потусторонних сил. И так будет с каждым равнодушным человеком. Рано или поздно его настигнет какая-нибудь мания и он превратиться в животное. Показательно, что мать неправильно воспитавшая сына тоже наказана. А вообще наказть нужно было и отца, ведь папы несут основную ответственность за воспитание мальчиков. Но автор оправдал отца тем, что ребенок был хилым и т.д. не буду пересказывать рассказ.
В общем это не про жадность, а про манию, например, игроманию или алкоголизм. Красивая тетя здесь нужна только чтобы подчеркуть степень зависимости. Раз даже такая распрекрасная красавица не нужна герою — все, парень готов, несите следующего.
Ну отца я пожалел – он все-таки двух крепких “столбов” опоры себе воспитал. А позднего мать забрала себе единолично. Вот и получилось, что выбрал он себе Кумира – истукана каменного и ему и поклонился. А так все верно:)
Отличный вышел рассказ. Я по-моему 10 поставила, в крайнем случае 9. Поздравляю, это один из лучших рассказов на конкурсе ?
Обнимашки ?
Здесь мне сказать нечего. Добротный крепкий рассказ.
Оба-на! А я надеялась.
У охотников это называется “заячья петля”.
А можно пояснение в студию. В инете нашла, что так называется дорога на Колыме. ?
Прыжок зайца в сторону. Цель – запутать преследователя или просто “для моциона”.
А я нашла не про дорогу. Теперь я ещё и про зайцев много чего знаю. ? Не литература, а природоведение какое-то.
Тоже в шоке. Зато интересно то как новое узнавать.?
Некоторые (типа :юля Верна с Майн Ридом и всякими там Обручевыми и Шклярскими) для этого, в основном, и писали ?
Школа жизни, понимаешь…
Нормальный рассказ. Сбивали некоторые обороты, приходилось останавливаться и перечитывать. Может и у Бажова так же было, давно читала. Но помню его сказки нравились.
Вот некоторые непонятки:
остановиться
Такое впечатление, что чукча рассказывает.
Скорее всего автор правил текст по ходу работы, писал разом, текст не отлеживался, глаз “замылился”, перечитывая смотрел на содержание, “проглатывая” слова. Поэтому не чукча) Давайте простим эти мелкие огрехи.
“Сам-три” – это нынешние “триста процентов”;
“За что и копейку много” – нам привычнее “грош цена”;
“сам серебро, а…” – похоже на стилизацию особенностей местной речи.
Всё прочее, видимо, опечатки.
Угу все верно:) про Сам-три у Аксакова встречается тоже.
В конце не чукча а представитель народности Очепята постарался.
Сказка качественная, идея интересная показать откуда появился Серебряное копытцо, поиграть с литературным наследием Бажова. Но есть замечания. Главное – преображение ГГ из повесы (не соглашусь с Windfury, что он был вялым мужчиной) в скупердяя. Соглашусь с Емша, что если портрет повлиял так на изменения, значит и Хозяйке горы нужен был именно такой зять – чтобы богатства гор беречь, людям не давать. Хотя женщины они такие, да, не поймешь что у них в голове – сделали его таким, а потом хотят, чтобы еще и любил дочь больше камней))))) Тем не менее, не стыковочка) В остальном хорошо – сочный язык, интересные образы, читается легко, с интересом.
Он выбрал себе Идола (как Виндфури правильно отметила) – камень. И девка каменная была интересна пока “камена” – а как увидел он человека в ней, так и неинтересно стало. Но только видел он камень не как тот же Данила-мастер, который хотел выточить вазу каменный цветок такой, чтобы как настоящий цветок была, а как блестяшки. Вот и получил брюхо полное камней, которые пока людям не отдаст, не обретет покой. Все таки оставила Хозяйка лазейки – не совсем она злыдня.
Недавно как раз старшей читал с сайта диафильмы су Малахитовую шкатулку (а до этого Серебряное копытце из “сказок для детей”). Так что у меня все сложилось и даже все понял и персонажей узнал. Даже вышивка эта порочная, которая порабощает людей (как с бывшим управляющим Поротей случилось – он тут есть кстати). Только здесь богатство победило вышивку. И тема, что встреча с каменной бабой никому еще ничего хорошего не сделала продолжена автором. Зачет! Пожалуй первая серьезная работа по фольклору, а не попытки колобка по другому слепить.
вот точно. я, благодаря этому рассказу, сейчас читаю сборник сказов Бажова, и постоянно об этом думаю. атмосфера в них гнетущая и не всегда можно сказать, кто остался в выигрыше в конце сказа и вообще остался ли. прям на контрасте с веселым фольклором, где добро всегда побеждает и получает награду)
ну я да заметил, что в целом очень тяжелые рассказы и совсем не детские. Даже вроде как детсадовый рассказ про Копытце начинается, что у девочки родители умерли, а ее дом отдали какому-то пропойце многодетному и ее там гнобят. Это как в Крошечке хаврошечке начало: жила была девочка и у нее все родители в чуму умерли. Прекрасное начало для детской сказки))) в Горе самоцветов так там такое начало жуткое у этой сказки, что волосы седеют глядючи: https://youtu.be/ktjAubCChRM?t=153 на 2:33 брррррр
У этой прекрасной работы есть один серьёзный недостаток: в основе не народный фольклор, но сюжеты авторских “сказов”.
Дык не сам же Бажов выдумал это все, а на основе легенд и былин. Вон взять сборники Аксакова – он же просто записал по сути сказки собранные. Тот же Аленький цветочек называется полностью: Сказка записанная “со слов ключницы Пелагеи”. Да и все колобки так любимые авторами этого тура и прочие гусилебеди как уже где-то в туре я писал, цельнотащенное с мифов и легенд Рима, Греции Египта, Персии, Китая, Великой Степи и тп – те со всех, с кем было пересечение по культуре.
Так что все тут норм.
Извините, нюанс: Бажов действительно использовал “былички”, “страшилки”. “сказки” – фольклорный материал. Однако, после его литературной обработки появилось самостоятельное произведение со своим сюжетом. Ну, как в основе “Руслана и Людмилы” можно массу источников углядеть, но любой сиквел/приквел к описанным характерам, опираясь на характеры и факты, заданные поэмой, всё-таки будет “по мотивам” Пушкина, а не сказок.
В любом случае, это больше к моему пониманию “фольклор” относится, чем современные сказки про колобка или проникновение современных подростков в дом с призраками. Поэтому и оценка будет высокой.
Мыслим в унисон. Для меня это второй по уровню текст этого конкурса. По стилю лучший, но проигрывает в проблематике рассказу об Илии.
Я пока на 15ом застрял поэтому пока воздержусь от топ-3)
Отличная предыстория: ловко придумано, хорошо сложено. Местами опечатки, ошибки в пунктуации и “то” без дефиса царапали глаз. Ну да проморгался и дальше читал с интересом))
Про дефисы – автозамена меня в этот раз подвела и потом не все исправил что накосячило. Ну и опечатки ошибки верные мои спутники:(((
Автору за сказку спасибо?
Стилистика подходящая, да история прекрасная!
Высший балл ?
Спасибо:)
Я просто в восторге! Какое шикарное действие. Я только не понял, как Демьян кукухой поехал из-за камней, если в Танюшу влюбился? Он же типа алтаря сделал и камни ей в дар приносил?
И вот ещё, Бажов как-будто сам сказки придумал, можно ли назвать народным фольклором?
Дык он каменный бабе алтарь сделал – вот и поклонялся камню по сути – Идолу (Кумиру). А как увидел, что обычная она – так и совсем камню отдался.
Восхитительно! ? Чудесная сказка! Бери и читай. А намёки на ус наматывай.
Вот вечно всем развернутые пишет длинные а мне тут два слова:((( хнык
И самого Бажова тяжело было читать и предыстория тоже.
Хорошо описана человеческая натура – жадность на первом месте у большинства, к сожалению.
О, вот это хорошая работа, очень хорошая. Сказки Бажова читал еще в детстве, но кое-что все-таки вспомнил по ходу чтения рассказа. И читал с немалым удовольствием, кстати. Спасибо Автору.
Текст, конечно, не без мелких грешков, но в целом приличный, так что от меня оценка будет по верхней планке.
Спасибо:)
Очень вяло, на мой вкус. Много чего не хватило. А эти все метаморфозы не вызвали тектанических сдвигов меня как читателя. Ниже среднего на мой вкус
Неплохая попытка для сказки. Сохранен сказочный алгоритм повествования. Из минусов некоторая запутанность сюжета, кажется автор решил превзойти самого себя и выразить несколько идей в одной миниатюре. Совет на будущее – возьмите одну главную мысль, а не много неглавных и будет все счастье. Козел тут вообще какой-то лишний, что собственно я и сказал в предыдущем предложении.
Как может быть лишним главный панч рассказа? Это ж предыстория Серебряного копытца. Ну а так в принципе Бажова творчество не обязан никто знать так что частично рисковал в данном плане.
А мысль тут и так одна – не сотвори себе Кумира.
Идеальное попадание в конкурс, бальзам на душу. Сама я из Екб, поэтому любой отслыке на Бажова буду радостно хлопать в ладоши. Я маленькая была в доме-музее Бажова, и даже заходила за ленточку, которой его кабинет огорожен. Потрогала стол письменный, потом быстро обратно вернулась. Адреналин зашкаливал.
Сказка удалась на 100%, а ведь Бажову не так просто подражать, его стиль абсолютно уникальный. По поводу споров о морали в рассказе: любая бажовская хтонь не сулит для героя ничего хорошего. Это всегда сюжет об искушении и расплате, та же хрестоматийная Хозяйка Медной Горы в итоге погубила своего героя.
Ага!!! Великие Урсы еще и тоже из Екатеринбурга))) ЫШ как сложилось))) Я в музее не был – никогда раньше не понимал этих танцев вокруг Бажова. Потом прочитал взрослым и проникся – потом с дочкой сгоняю. Сейчас вокруг Мамина-Сибиряка не понимаю) Хотя тоже перечитал – думал также будет но нет)))
Спасибо за такой хороший отзыв под занавес)
Вот кстати не понял, чего хозяйка Данилу в итоге отпустила в последнем сказе про Данилу мастера.
Видимо последний сказ я не помню, только классическую историю про Каменный Цветок, где Данила вроде как поплатился за своё любопытство.
ну как поплатился… Она ему говорит: ты тут останешься если увидишь каменный цветок. А он такой да и пофиг – хочу сил нет. И все, пропал. Ну а невеста его Настенька одна. Ей мол все ты вдвова можешь снова замуж. А она нет буду ждать суженого. Ну и ее как дурочку и считали мол умом тронулась. А она научилась малахит резать у деда который и Данилу учил. Тот как умер – и сама стала камень резать. Как материал кончился – пошла на Змеиную горку. А ей прямо как кто подсовывает пластинки, которые уже даже размечены как резать нужно. Ну она и поняла, что Данила ей из горы помогает. Спустилась туда и к хозяйке мол отдай Данилу. А она Данилу позвала и говорит пойдешь наверх мой лучший мастер? А он грит пойду. Только мол ты все забудешь что тут видел и научился. А он грит а насрать. Вот к Насте хочу с ней быть. Она ну тада вали. А за то что выбрал жизнь нормальную сохраню память о мастерстве. только как каменные цветы делать забудешь. И в коем веке жили они с Настей долго и счастливо в богатстве.
Ааа, вот оно как было. Я не помнила этот кусок.
Наигралась видать)) Многогранная женщина.
ну опять же по Бажову у нее этих мастеров подгорных как у дурака фантиков:) одним больше одним меньше.