Странной кажется жизнь, когда в ней не ожидается ничего значимого, кроме смерти. Тонны отчаяния, и ни одного грамма надежды. Такое когда-то, возможно, испытывали динозавры, если только умели соображать. Так сказал Книгочейфь. От него осталась только пылевая оболочка, он почти невидим, а когда-то имел глубокое содержание. Все мы сохраняем в своём облике только то, на что обращают внимание. Вот, например, Балдёжник, с ним мы когда-то были наиболее близки. По временам, случалось, и спорили, но когда молодёжь отрывалась, воленс-ноленс был на его стороне. Каков же он нынче? Давно немытое тело, на тощей шее ожерелье взорванных конденсаторов. Последний, как помнится, Балдёжник приобщил к коллекции, когда врубили на полную мощность сабвуферы пятикомпонентного центра Technics. Но что я говорю! “Центра”… Это старьё так и не сумели отремонтировать, пылится в чулане как память о девяностых. Там даже диски на вертушке с тремя слотами – не MP3 формата, а доисторические CD, и двойная дека для магнитофонных кассет. Настоящий динозавр. Почему хозяева так и не решились его выкинуть? Наверное, попросту забыли. В нём, на всех пяти опустевших от музыки этажах, и ютится хиреющий Балдёжник.
А вот домашнюю библиотеку, по общему разумению названную пылесборником, ликвидировали без сожаления. Оставили для антуража несколько старинных книг с золотым тиснением на корешках, последнюю обитель обнищавшего Книгочейфя. Ему-то ещё досталось кое-что от прошлого, Оэкашля и вовсе довольствуется последним синим штампом в моём батарейном отсеке, больше некуда деться, нигде в доме нет её “фамильного герба”. Приходится терпеть ворчливую приживалку. Всякий день Отэкашля попрекает Балдёжника за то, что подбивал хозяев покупать “фирму” из заграничного капиталистического мира: «Знал же, что буржуям невыгодно производство взаимозаменяемых запчастей! Один конденсатор в “розочку” — весь “центр” насмарку, покупай новый!» — а он бубнит в ответ: «Да вся техника с твоим штампом ленту бессовестно зажёвывала!» Какие штампы, какая лента? Кто об этом теперь вспомнит? Как-то к хозяевам приехала родственница-старшеклассница. Открыла крышку батарейного отсека, увидела в прямоугольной рамочке надпись “ОТК” и спрашивает: «Это что: Оруэлл, Толкиен, Кафка?» Книгочейфь, было, расцвёл: «Не перевелась, знать, самая читающая нация! Есть ещё порох в пороховницах! Лирики таки победили физиков, про “отдел технического контроля” народ слыхом не слыхивал, а вот же, писателей знает и помнит!» — тут хозяева спрашивают: «Кто это такие?» — она и отвечает: «Сама не знаю, просто нам на лето по программе литературного чтения заданы!»
Забавно было бы, конечно, посмотреть на скотный двор Мордора с кафкианским уклоном под вывеской “ОТК”. Хорошо, Отэкашля на ту пору закашлялась, не слышала. Похоже, последние дни доживает, болезная. Есть среди нас и ещё более обездоленные, считай, парии. Черниловал, например, ютится в последней телевизионной программе, подклеенной на стену под старые обои в давно не ремонтированной кладовке. От слова “Евроремонт” просто содрогается. Да и не он один! Там же, в кладовке, в ящике с позабытыми игрушками, ждут последнего часа Пупсохват и Моделяй. Моделяй вместе с Фетроносом когда-то ходили королями: каждого обеспечивали, считай, из личного магазина, и чего там только не было! В одночасье магазин “Юный техник” ликвидировали, преобразовали в винный бутик, да и представительные холёные шляпы вышли из моды, хозяева теперь покупают на все случаи жизни пошлые бейсболки в секонд-хэнде. Фетроносу приходится делить коробку с семейством молей. Их он умоляет до поры до времени не вылетать на белый свет и себя не обнаруживать. А им что? Жрут себе и жрут, поля уже съедены, добрались до тульи. Фетроноса при встрече едва можно узнать: приобретает всё более и более муаровый вид, в цвет опоясывающей тулью ленточки. Но только благодаря молям пока что и живёт, ибо кроме них никто его не замечает.
Казалось бы, есть в нашем сообществе персоны, нужные на века. Например, Элегантик. Его-то за что исключать из жизни? Но нет! Если уж хозяйка рискнёт тёплым летним вечером надеть лёгкое воздушное платье, такое, что просто “Ах!”, то уж обязательно обует в дополнение к нему какие-нибудь страшные спортивные лапти. Мы всем миром потом Элегантика откачиваем, отпаиваем, ставим на дрожащие хлипкие ножки. А он при сём бормочет одно: «Знать бы, что застану времена, когда на улицах хиджаб и абайя будут восприниматься как идеал женственности!» Но что ему делать? Тем и живёт!
Держислов — тот впадает в кому при всякой выборной кампании, транслируемой через средства массовой перфорации мозга. Аифыч плюётся, а после бурчит себе под нос одно и то же: «Устроить бы революцию, да аргументов маловато и факты не на нашей стороне!» Сам он едва ли богаче Черниловала: его “епархия” — связка старых газет, когда-то оставленная на случай переклейки обоев в кладовке. Зато старые предания о международном вреде сионизма и происках американской военщины он охраняет непреклонно и стойко.
Хуже всего приходится Светлобуду. В пресловутое “светлое будущее” теперь никто не верит, всех заботят текущие котировки акций и курс крипты. Так что коробка со старыми поздравительными открытками, где Гагарин летит на ракете в космос, а новогодние зайчики водят дружный хоровод вокруг наряженной ёлочки — последнее его прибежище.
Да и я стал молчуном. Хуже всего, что в происходящем есть и моя вина. В том, что всю нашу коллегию присяжных заседателей отправили скопом в незаслуженную отставку. Прежде мы судили: хорош человек или плох. Теперь судят другие.
Сегодня как гром в трансформаторной будке грянуло приглашение на суд всех скопом, не по одному. Решать, что с нами делать, будут эти, новые, под председательством самопровозглашённого Губернатора Искингарда, Брейхенхауса. Мерзкий, поросший USB-портами молодящийся старикашка, мало понимающий одно: когда-то придёт и его время!
Собрались на нейтральной пока территории, за холодильником. Отэкашля брезгливо воззрилась на надписи “No frost”, “А+++” и много прочего на иностранных языках, всем своим видом показывая: «А был ли технический контроль за этим произведением буржуйского искусства?» Все наши сгрудились было в той части, где у старого холодильника некогда ворчал дружелюбно мотор, тот самый, именуемый пламенным заменителем сердца в звучавших давным-давно хозяйских песнях. Но “свято место” было пусто. Одно ровное бесчувственное тепло разливалось по внешним стенкам почти беззвучно работавшей холодильной камеры.
Начал заседание избранный искингардской верхушкой секретарь, нагловатый вечно подскакивающий Хайппай, словно он дирижёр симфонического оркестра, простирающегося до горизонта: без подскока дальние ряды духовых и ударных будто бы его не увидят. «Тоже мне имечко: “кусок хайпа”, или пустопорожнего бубнёжа, в переводе с инглиша!» — презрительно заметил Балдёжник, и тут же получил в свой адрес суровое визгливое предписание: «Высылается на дачу вместе с Harley-Davidson Competition Hot пятьдесят восьмого года выпуска, катушечным магнитофоном, аналоговым кроссовером. Ибо в тренде электроскутеры и цифровая запись звука без излишних заморочек!» — на что наш патлатый друг только сплюнул через дыру между передними зубами: «Заменили деним памперсами! Дети!»
Книгочейфь милостиво был оставлен на полке с ветхими винтажными томами с тем условием, что не станет оттуда высовываться, а все полномочия передаст Краткосёру, мастеру передавать “короткое содержание” любого художественного и даже технического текста. Этот Краткосёр, как шепнул неслышно для наших оппонентов Книгочейфь, сильно напоминал внешне “произведение исскусства”, высмеянное в одной из серий карикатур Херлуфа Бидструпа, на поверку в точности повторяющее собачий экскремент. Так наш пыльный сосед проговорился о том, что толстый том с карикатурами Бидструпа всё ещё хранится где-то в хозяйском жилище, ведь память Книгочейфя сохраняла только то, что лежало близко.
Про Отэкашлю как-то забыли, ибо её соперница, Одноразовка, развевающаяся на манер напитавшейся праной радужной ауры, с жаром принялась доказывать в поддержку Краткосёра, что сборники готовых домашних заданий и брошюры с кратким пересказом Толстого и Чехова для написания сочинений много полезнее безответных задач и упражнений, а тем более — занудных литературных оригиналов.
Её, впрочем, тут же осадил Гуглист, жёстко расставивший приоритеты: «Ша! Без меня вы оба — ничто! Я знаю, между собой вы прозвали меня “господин унылый глист”, и сильно просчитались. Напомню присутствующим: Гуглист — это “городской универсальный глоссарий, либерально истолковывающий семантику текста”. А если уж с кем-то из мира внутренних органов и схожи плоды моей деятельности, так скорее с сегментами бычьего цепеня, из каждого созревшего членика которого разворачивается полновесная содержательная лента! И, между прочим, — это он уже обращался к приунывшему Черниловалу, — сугубо по желанию индивидуума, с любым количеством повторов с любого места, а не в то время, когда сочтёт нужным Гостелерадио или Центральное телевидение!»
Няшная Токабочка и угловатый Майнкрампф в свою очередь накинулись с обвинениями на Пупсохвата и Моделяя, напирая на то, что все поломанные игрушки и модели со временем превращаются в позорный тяготящий хозяев хлам, а построенное одним кликом (плюс совсем немного доната!) в виртуальной реальности будет служить вечным источником одних только эндорфинов!
Фетроносу выдали уведомление о предстоящей генеральной уборке, когда со съеденными молью валенками и бабушкиными бурками будет выброшена и сильно потраченная, некогда модная шляпа мышастого цвета. Приколук, вступающий в права вместо старика, не преминул похвастаться многозначительным ником, симбиозом “прикида” и “лука”, не в пример давно уже ничего не выражающему имени ветерана. Разлапистый Унисест, напоминающий упитанную курицу, и вовсе насмехался над Элегантиком, продемонстрировав постер Евровидения с игриво улыбающимся (в среднем роде) Кончитой Вурст.
Держислов даже не потребовал в свой адрес обвинительной речи. Напоминающий нахрапистым наскоком чёрного шахматного коня в пальто Куридурь, подражая Эмануэлю Ласкеру, выпустил в его сторону облако едкого дыма. Наш товарищ, тяжело осев на руки поддерживавших Аифыча и Светлобуда, только и прошептал: «А вот Бобби Фишер был против курения. И ещё, в соседской песочнице сегодня нашли тринадцатый по счёту шприц. Я же в далёких семидесятых обещал, что детские площадки будут чистыми, качели и “грибки” никто не посмеет ломать!» — с тем на руках товарищей и скончался.
Похожие на нелепые произведения фастфуда Фейкейк и потный Хучьпотоп едва ли не пинками препроводили Аифыча и Светлобуда, для которых также не нашлось ни единой ижицы в обвинительном документе, настолько все в мире людей о них позабыли. Аифыч только бубнил огорчённо: «Помню времена, когда каждый день в школе начинался с политинформации. Просвещённый растили народ, правильный!» Одноразовка сердито крикнула ему вдогон: «Хватит “разговоров о важном” по понедельникам. И поднятия флага. Туда, если хочешь, и канай, скрепы тебе в затылок!»
«Ну а вам, Мистер Оушен, — любезно обратился ко мне Брейхенхаус, — памятуя прошлые ваши заслуги, мы выделим FM-шале в кухонных Альпах. Надеюсь, не возражаете?» И расплылся в мерзкой волчьей улыбке.
“Мистер Оушен”. Ловко они меня обозвали, обольстительно. Впрочем, приходилось прежде за долгую жизнь сознательно менять имена. Вначале я звался Электрификацием, проживал в “лампочке Ильича”, с умело вычерненными именами Эдисона и сонма изобретателей, приложивших руку к этому чуду, шагавшему в ногу с социализмом по просторам великой страны. Потом прежние двенадцать — их имена я до сих пор не забыл! — по образцу фамилий Недоброво, Хитрово назвали меня — Радиво. Это тоже было по своему лестно: “Ра” — солнечное божество Египта и сопутствующее ему “диво”. Мне и вправду многие тогда дивились. Как шло к лицу чёрное сомбреро репродуктора! Какое-то время мирно соседствовали с прежним “старшим общины”, тогда ещё не “председателем”, Правдословом. А потом он как-то задохнулся, неловко запутавшись в проводах. Думаете, я мог бы ему помочь? Мог бы, да люди этого не хотели. Что они хотят — то с нами и происходит. Взять хоть тот же шприц в песочнице. Вынес я Правдослова “на свижие павитры”, пустил про воздуху — полетел он невесть куда, что лёгкая паутинка.
А там уж и понеслось!
Радосват, опекавший по соседству гулянки да супрядки, потихоньку был вытеснен Балдёжником. И какие оружия тот не изобретал, чтобы уконтропупить старика! Самое памятное — огненная вода “Три топора”. Просто какой-то вестерн с индейцами! Но, по факту, без финальной трубки мира. Старик так и сгинул где-то в безвестности вместе с выброшенными из дома ради новёхонького паласа половиками.
Книгочейфь выстраивал целые бастионы домашней библиотеки, особенно ценились “книги по подписке” и “издания за макулатуру”. Былинник, прежде бряцавший на завалинке на всамделишных гуслях, всё чаще довольствовался частушками, а под конец и вовсе “слёг на печи” в двух-трёх тонких брошюрках об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче да Никите Кожемяке. Был там у него в изголовье, впрочем, ещё “Витязь в тигровой шкуре”, а в ногах — “Персидский дастан”, с хозяйским библиотечным штампиком, но вовсе не читанные. Шамс-везир и Кумар-везир первыми и отправились в макулатуру.
Совестника с его присловьем “сделано-то на совесть!” выжила бойкая и молодая тогда Отэкашля, размахивавшая повсюду перед носом старика плакатами “Дорогу молодым!” и “Цените подвиг советской женщины!” Лекарь-грек, вызванный к одру умирающего, констатировал посмертный диагноз: «Скончался от мизандрии».
Черниловал вовсю высмеивал Наярмарошника, а строгий Аифыч — Уколодезника, справедливо напирая на то,что ярмарочных развлечений и новостей у колодца явно недостаёт для культурного досуга нового человека и особливо для его должного вникания в международную обстановку. Наярмарошника окончательно пригвоздило троебуквие “КВН”. Уколодезник тихо умирал вместе с засыпаемыми в пользу водопроводных сетей колодезями.
Куклоплёта и Резатея стыдили Пупсохват и Моделяй. Первого — за безликость тряпочных и соломенных кукол, не передающих подрастающему поколению весь спектр вдохновенных эмоций юного строителя социализма, второго — за неоправданно изрезанные ножичками пальцы, да и вообще за опасность обращения юношества с ножичками, более подходящими уголовным элементам. На щит были подняты паяльник и канифоль, а к ним — груды проводов и микросхем. Книгочейфь притаранил тогда груды справочников радиолюбителя, схемы для авиа- и судомоделирования и много чего другого, склонившего чашу весов в пользу нового, молодого и дерзкого, неудержимо рвущегося в космос от посконных соломенных закутов.
Что уж говорить о триумфе Фетроноса над Посконником! Молодцевато посаженная на маковку шляпа обличала в мужчине если не начальника, то уж во всяком случае человека учёного. А если под мышкой находился ещё и портфель с документами — цены не было на деревне такому жениху.
Смотринник, заповедавший лучшие наряды сберегать в сундуках для праздничных хороводов да сватаний, без труда был побеждён Элегантиком, повсюду наводившим переправы к женским сердцам под видом подиумов Домов Мод.
Держислов своим повсеместным и честным “Железно!” отодвинул в сторону осмотрительного, осторожного, и будто бы всегда во всём необоснованно сомневающегося Трезвомысла. Если уж Держислов обещал скинуть колокола со звонниц — то и скидывал без колебаний, если ставил в план цифру по найденным врагам для “органов” или по вырванным зубам для стоматологов, то и добивался обещанного. Звали его в период расцвета ещё и Госпланычем, даже прочили на моё председательское место. Народ не позволил. Хитрый и двоедушный у нас народ!
Вроде бы шли за Светлобудом к обещанному Держисловом коммунизму, а сами про запас нет-нет да и помаливались по незакрытым ещё церквам да часовенкам по наущению старика Богуслава Благочестовича.
Так же вот и со мной вышло. Светлым днём строил хозяин развитой социализм, лопатил в совхозных полях картошку. А как спускались сумерки — ложился всей могучей тушей на панцирную облупленную кровать с вывязанным да вышитым по заветам Смотринника дивным подзором, ставил себе на пузо приёмник “Океан” и ловил сквозь шорохи, трески и писки глушилок вожделенные “вражьи голоса”. Так и случилось, что я, нынче названный презрительно-уважительно “мистером Оушеном”, поспособствовал смене двенадцати прежних присяжных на тех, которым и шприц в песочнице не поперёк дороги.
Странно то, что хозяева называют видимый нами Искингард “Умным домом”. Умный-то он умный, только вот заправляет в нём Брейхенхаус, и, сдаётся мне, вышвырнет он, дай срок, за стены этого дома самих хозяев. А где они найдут тогда правду? В каком лесном шалаше или таёжном дупле прячется Правдослов, если тот ещё жив, и не оборотился ли он нелюбезным к людям лешим?
Хотелось бы мне помочь, да, жалко, бессилен — молчит приёмник “Океан”, ни вражьих голосов, ни дружьих. Кто бы сказал — почему? Погасли голоса всего мира, мириады радиостанций: изучай по разговорам “носителей языка” хоть румынский, хоть суахили. Молчит эфир. Всё подгрёб под себя Гуглист, всюду рассеял созревшие членики, готовые распуститься в тлетворные ленты.
А я вот как маракую. Строили-строили люди умные сети вроде инструмента, могучих крыльев для собственного ума. Сами же в них и попались. Помнить теперь многое не нужно — всё можно “нагуглить” по малому фрагментику. А кто мало помнит — тому не о чем и соображать. Усекли люди “умными домами” природную сообразиловку.
Вот и весь сказ.
А приёмник “Океан” на свалку снести не дам, ещё поборюсь. При старом своём имени.
Кто я такой, чтобы не заметить достоинства этого рассказа? Кто я такой, чтобы умолчать о его недостатках? Ну-с, снимайте бурнус!
Монолог “от первого лица нечисти” приём известный – что-то вроде разговора Лешего и Домового в стихе Брюсова. Здесь он применён более, чем качественно, поскольку стилистически напоминает философский юмор пана Станислава Лема. Многочисленные отсылки и аллюзии – хорошо, вкусно, приятно раздражает отделы мозга, отвечающие за память и ассоциативное мышление. Общая идея – описание эволюции домовых, банников, и прочих бабаек – понравилась безоговорочно. Всё логично, стройно, последовательно. Тем более, что во многом разделяю авторский посыл – особенно негодование по поводу деградации Разума.
Недостатки… Главный, хотя и оправданный стилистически личностью “лирического героя”, всё-таки перенасыщенность, “плотность населения” в тексте. Ну, мелкие опечатки (вроде потерявшейся буквы Т в первом упоминании Отэкашли) не в счёт.
Собственно, мне понравилось, спасибо. А кто не с нами – тот жертва ЕГЭ!
Кстати, чем-то напомнило “Гарантийных человечков” Успенского. Но только чем-то (и то одна Отэкашля с потерянной буквой): больше похоже на древнеримских “гениев мест и событий”.
Согласен. Ещё можно весь тотемизм припомнить, вкупе с синтоизмом.
И, главным образом, терафимов, тайно вывезенных Рахилью из дома Лаванова.
Тогда и куколку Василисы Прекрасной к вуду прицепим 😉
Простите мне мою тупость ежиную, узколобость старческую, но я нифига не поняла в этом хаосе терминов, колоссальном количестве имён и прозвищ. Увязла, как муха, в вишнёвом варенье. Погибель мухи близка, но силы оценку выставить остались. Простите, автор, сил мало, оценка будет не ахти.
Вижу противоречие отзывов барона и Н.Смагиной:
как-то не вяжется с упоминанием про
Где же истина? 🤔
Не вижу проблемы: каждый говорил за себя, используя устойчивые обороты нынешнего времени и минувшего. Истина, как обычно, умирает в процессе доказательства (помните мой ответ критикам “О вивисекции”?)
Вспоминается теорема Ролля: на любом отрезке функции можно найти хотя бы один максимум. Так что “жертвы ЕГЭ” и “старческость” – это минимумы понимания/принятия текста по краям, а бодрый юный духом барон пребывает на пике (экстремуме-максимуме функции) где-то посередине.
Ответы критикам не помню. Так же как ответы Энгельса Каутскому, Ленина Троцкому и Мэрилин Монро назойливым репортёрам.
Это там, где про письмо Катулла https://litbes.com/pismo-i-postskriptum-ili-o-vivisekczii/
Да, к письму Катулла я отношусь трепетно. И к Корнифицию тоже.
Кстати, оставил не читанными пока этот №18 и №9 (Ваш, поди? Узнаю крепкую руку бойца). Шёл от начала и от середины, до двух финальных точек так и не добрался.
Наталья, я с вами солидарна!
Охти, милостивцы! Что за сказочка: сущий калейдоскоп, на каждые десять градусов азимутального угла по одному персонажу (сосчитать трудно, но судя по задумке, три раза по двенадцать, всего тридцать шесть, так сказать, “смена общественных формаций присяжных заседателей” в динамике).
Мне вот какая мысль показалась интересной: зависимость всего “бестиария” от воли “хозяев”.
Ещё: тут и без того персонажей, что гороху в стручках, но я бы на месте автора добавил в качестве “преседателей” – Общинника, Колхозявку и, скажем так, Раздробыша (выдумать эти прозвища – сущая мука, но ведь и вправду, выходят имена сами за себя говорящие).
Очень много отсылок из-за чего получилась сущая мешанина и текст было трудно и неинтересно читать. Может конечно автор и хотел показать свой большой кругозор и знания, но реализация неудачная. Впрочем, обращайте внимание на отзыв Барона. Обыватель поищет другой рассказ для оценки 🙂
Видно, что автор пытался поднимать важные политические темы, но читателю в моем лице буквально приходилось продираться через устроенные вами дебри отсылок. Если бы не необходимость писать отзыв я бы закончила читать ваш рассказ на втором абзаце.
Что такое “отсылки”? Ссылки – это товарищ Сталин понимает, а “отсылки” – это что-то чуждое, буржуазное, нельзя на них спотыкаться!
Шприц в песочнице – политическая тема? Помойму, сугубо бытовая. У вас есть собственные карапузики?
Вот этого тут совсем не увидел. Одна пыльная кладовка. А половики и вовсе выброшены в пользу паласа.
Интересный оборот! Канцеляризм? Плеоназм? Анаколуф? 🤔
Хотела написать обо всех читателях, а потом решила уточнить, что это мои личные впечатления.
Название условно детское, а содержание текста весьма взрослое. И отсылает нас к СССР. Но вы это и без меня видите 🙂
Ну, я вижу вообще отсылку к “Царской России” едва ли не допетровских времён. А также к фильму Михалкова “Двенадцать”. И ещё к разным другим источникам – “Двенадцать друзей Оушена”, “Двенадцать рассерженных мужчин”, Двенадцать Апостолов, наконец, если копать очень глубоко. И к Остапу Бендеру, который любил говорить: “Заседание продолжается, господа присяжные заседатели!” Да мало ли к чему? Чего уж там зацикливаться на СССР?
Хм… Весьма интересный подход. Мне так считывается как весьма противоречивое: “Из детства не вышли, а дурью увлеклись”. Примерно так.
Раз так много видите в рассказе, значит рассказ совсем не плох. 🙂
Ну, на это вы меня сподвигли! Да, ещё, конечно же, “Двенадцать” Блока. Революционно, или “эволюционно” – главный тезис не меняется: “Мы наш, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем!” Что весьма прискорбно. И осознаётся “рэволюционэрами” с большим запозданием (вспомним хотя бы Дантона и Робеспьера).
Интегрировать лучшее из прошлого никто из реформаторов никогда не собирался.”Сбросим Пушкина с парохода современности!“- и баста!
Вспоминается интервью с Марком Рудинштейном, взятое угодливым репортёром “на ходу” в каком-то лимузине. Интервьюируемый откровенничал: “Раньше я чувствовал себя импотентом, а теперь я могу ВСЁ!” И это в то время, когда голодные шахтёры стучали касками по мостовой.
Двенадцать месяцев из колен Израилевых?
Вообще, сакральное число. Хотя в иудаизме – тринадцать.
Дурь ведь не обязательно понимать в прямом смысле слова (впрочем наверное вы и не подавали её в прямом?). Скорей как нечто опасное в условно безопасном. Песочница нас отсылает к детству и довольно беззаботному времени, а шприц для ребенка является как и очень интересным объектом для изучения, так и довольно опасной вещью, которая может серьезно навредить здоровью, а ещё это предмет который взрослые запрещают, соответственно он является наиболее притягательным для ребенка. Любопытство и незнание приводят к потенциальной опасности для жизни.
Именно!
Тихий ужас…
Бесконечная простыня или рыхлый глиняный кирпич.
Поток сознания с некой попыткой завалить читателя умищем созревшим и сорвавшимся с ветки.
Но это не арт-хаус… это арт-ХАОС.
Короче, скучно и неинтересно при батальоне скучных существ с неинтересными прозвищами. “Дом, в котором…” и то увлекательнее и логичнее.
Сильно худо далеко не уверен, что тема каким-то боком втиснута.
Хотя и в своем мнении не уверен – после чтения подобной абракадабры.
Вынужден не согласиться.
Соображение первое: стиль+форма. Прямые аллюзии к лемовской “Кибериаде”, как в плане словотворчества “имён”, так и размера смысловых блоков-абзацев.
Соображение второе: тема. Достаточно узнаваемое перечисление и описание “бестий” порождённых новым бытом. Вполне логичное продолжение традиций Эффеля, если не Стругацких параллельно с традицией современного фэнтези “плодить сущности”, типа “Корпорации монстров”.
Соображение третье: цель. Вполне внятная – и, на мой взгляд – удачная попытка не просто осветить извечную проблему “отцов и детей”, но и острая сатира на столь же извечную бюрократию.
Что до намерения “завалить умищем”, то это как посмотреть. Кого-то упавшее яблоко подталкивает к открытию, а кому-то мешает культурно отдыхать в саду. Восточные мастера говорят: “Учитель появляется тогда, когда к этому готов ученик”. Думаю, с этим рассказом дело обстоит именно так.
Что ж, не буду спорить.
Пусть так.
Но по мне – абракадабра (хорошо: назовем ее памфлетом), выраженная тяжелым слогом и при скучной фабуле.
Кому-то зайдет (и это хорошо), кто-то найдет здесь массу тонких аллегорий и эффектных аллюзий (и это прекрасно!), а кто-то пожмет плечами и через минуту забудет.
Кстати, “Кибериаду” никогда не любил.
Сам не в большом восторге – впрочем, как и от “Понедельника…”АБС. А здесь, возможно, детские впечатления от Успенского (Старец верно подсказал) наложились, вот и совпало. Ну, и остаточные впечатления от Салтыкова-Щедрина, наверное.
О вкусах спорить не буду.
Да, именно! Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович. Помню, в детстве читал: Любомудрие, Любочестие, Любосластие… Кто с кем, да кто от кого – без Добротолюбия, Лествичника и Дамаскина – поди разбери.
Или город Глупов с бессчётными градоначальниками имели в виду?
Скопом всю борьбу с бюрократией, особливо “Органчик”, да и газетку Дикого Помещика.
Следует ли это понимать так, что все не борющиеся с бюрократией суть жертвы ЕГЭ? 🙄
Это слишком общо. Точнее, “жертвам ЕГЭ” попросту невозможно понять этот рассказ (не говорю о тех, кто понял, но не оценил по достоинству – сие дело личных пристрастий).
Я трижды пробовал начать это читать, и не получалось. Мне кажется, проблема в базовом отсутствии лаконичных абзацев (отсюда и ритмика страдает), непроработанных героях (не с кем себя ассоциировать) и выбранной подаче материала (слишком нишевая). Поэтому и комментариев мало, как по мне: очень сложно идет текст. Вот первые три предложения понравились: мысль интересная и донесена понятно.
Через текст пробираешься, как через дебри. Есть интересные персонажи, но так подобраны слова, что в голове образы не рисуются, мозг пытается разобраться с предложениями. Художественный текст должен эмоции вызывать, но здесь такого не происходит из-за стиля.
Интересно, какие же интересные? Из какой когорты?
Да уж… Не лучший день я выбрал, чтобы бросить пить (с)
Привлекла рекомендация Клиентсозрел о Споре-Великих-Спорщиков, но, в великому моему сожалению, я не смог осилить комментарии под рассказом, ибо текст шыдевра высосал все мои жизненные силы. Поэтому разрешить спор не смогу – ни в качестве Соломона, ни в качестве судьи Бабушкинского народного суда.
Оставлю лишь собственные впечатления от прочитанного, если кровь из глаз не помешает мне связно изложить свои мысли “на бумаге”.
Первое впечатление: это какой-то тихий ужос.
Второе впечатление: совпадает с первым.
Третье впечатление: как теперь это развидеть?!
На какие пыточные приёмы автора я обратил внимание:
Надеюсь, не все рассказы этого конкурса хотя бы отдалённо похожи на этот, иначе я решительно отказываюсь продолжать и пойду читать Шорты 🙂
Жёпокряж 👍
Метод “поток сознания” – это не моё.
Мне нужен от текста сюжет, конфликт, дуга характера ГГ (Она же арка персонажа) В идеале, высший пилотаж, дуги характера для всех героев.
Ну и мораль в тексте длжна присутствовать. Добро, с моей точки зрения, должно побеждать, пусть даже и ценой жизни, но должно.
Всего этого в данном тексте я не обнаружил, хоть, возможно автор это всё туда и вкладывал.
Извините, читатель попался не тот.
От меня вам кол.
Удачи в конкурсе!
Сильный труд. Едва осилил.
Сидят старики, неспособные к переменам, молодёжь осуждают. Деменция страшная штука.
If you want to make a noose it is easy if you not obtuse.
You Just need a peace of rope and abandon all your hope.
Автор, рассказ прекрасен. Хорошо написано. Лучшее , после его прочтения, это когда я вылез из петли, чтобы написать этот комментарий. В петлю я сразу после прочтения залез, но администрация заботливо требует писать комментарии. Очень предусмотрительно.
Как учит нас полковник Максим Максимыч – запоминается последнее, и я рад, что закончил чтение всех произведений конкурса именно этим рассказом.
О, сколько нам мгновений чудных
Готовят ностальгии дух,
И, память плод ошибок трудных,
И чулан, парадоксов друг,
И капремонт, чёрт провокатор..
Ставлю печать: “нечитабельно”. Автор, однозначно, умудренный словесами и сознательную жизнь прожил в Совке. Но мне то зачем эти словострадания? Сюжета нет, есть набор эстетствующей игры слов с намеками на сатиру “для тех, кто в курсе”. Такое творчество где-то за скобками сущего. И оценено быть не может – оно бесценно, ибо не нужно аналогично неуловимому Джо.
Видимо, автор задумал написать реквием по мечте, вернее по прошлому недавно ушедшему, по людям, по стране. Задумка хорошая, осуществление плохое. Слишком нудно и скучно, невероятно трудно читаются названия персонажей. Для таких произведений краткость является родной сестрой. Пяти тысяч знаков вполне бы хватило, я думаю, читателей бы это порадовало, и балл был бы выше. Автор, вам удачи.
Было тяжеловато. Очень перегружено персонажами. Тут да, забавные отсылки, красивые образы. Но было так тяжело.
Но не принимайте близко к сердцу – это всего лишь вкусовщина
Автор писать могёт и ещё как. Однако текст просто завален персонажами. Приходилось придираться и местами терять нить, потом находить, но без уверенности, что ту что надо. В общем рассказ неплох, но перегружен.
Кол конечно, слишком много этому потоку новояза. Напоминает стиль журналистики в провинциальной Житомирской газете времен Хрущева. Смеяться после слова Правдослов.
Почему в житомирской?))
Потому что там тешут самые качественные осиновые колья. Правдослов тому порукой.
Спасибо за…
В этой?
Лев Николаич оченно не любил Вильяма нашего Шекспира.
Ощущения от прочитанного:
Автор, признавайтесь! Вдохновлялись “Улиссом” Джойса? ))
Считаю рассказ хулиганством 😁 хотя после третьей минуты чтения абстрагировалась, перестала брыкаться, отдалась на волю течению… и вынесло меня на берега несуществующих морей. Остался один вопрос: где я?