Все собрались в светлице. Во главе скоблёного дубового стола сидел старец без обличия. В свете лучины можно было разглядеть длинные белые волосы да подслеповатые глаза. Род, а это был именно он – Бог, давший жизнь всему живому на Земле и до сих пор определяющий судьбы новорожденных, сдерживался изо всех сил. По правую и левую руки от него сидели, сотворенные из частиц Хаоса, его старшие дети – Белобог и Чернобог. Рядом с ними расположились молодшие – Лада, Сварог, Доля, Недоля и Суд. Остальные потомки жались по стенкам терема, с интересом поглядывая на древнейшее божество, никогда не показывающее свой истинный лик.
– Ну что, Стрибог, какие черные вести принес ты из града славного Корсуня, – раздался раскатистый бас Сварога. Ярко-рыжий богатырь с умными глазами внимательно смотрел на гонца. – Чем встревожил и опечалил отца нашего Рода и Мать нашу Сыру-Землю?
– Плохие вести у меня, боги добрые и не очень, – он покосился на нахмурившегося Чернобога и стоящую за его спиной Морену. – Изменил князь Владимир древнейшим богам, основавшим Землю славянскую. Принял он веру христианскую. И нарекли его по-новому, на византийский манер – Василием. Окрестили его греческие монахи, дабы жениться он мог на Анне, дочери императора Константина. И дружину свою покрестил. А идёт он сейчас с этой дружиною и попами царицыными в стольный град Киев, по дороге сжигая все капища. И собрался князь Владимир всю землю русскую к новой вере привесть. Дабы не было у людей разброда в головах.
В наступившей тишине слышны были только потрескивания Чура в печи и тяжелое дыхание престарелого Хворста. Первым не выдержал Переруг. С самого начала этот маленький плешивый божок, вечно несущий раздоры в любую семью, не стоял спокойно. Всё норовил влезть. И сейчас его писклявый противный голос прозвучал особенно мерзко.
– Надо послать к Владимиру и его дружине Перуна. Он накажет всех отступников. Сейчас дадим послабление, так они и на нашу долю позарятся. Ишь, что надумали. Капища рушить. Да хто им право давал своевольничать. Бога они себе напридумывали нового. Вишь, не годны им мы, Боги от Роду-племени, от изначалья сотворенные, – Переруг так расходился, что слюни из его рта полетели в разные стороны. Даже стоящий рядом собако-птица Симаргл сердито встряхнулся и спрятался за подол Мокоши, надеясь, что её расписной летник защитит от выделений скандального бога. – Нельзя прощать такое. Оставить всех людей без защиты, дабы князю впредь неповадно было.
– Негоже всех людей под одну гребенку загонять, – сердито пробурчал младший сын Рода Суд. – За княжеские грехи ответ простому люду не должно держать. Каждый на суде божием свою вину несет.
– А как же князя-то наказывать? – возмутилась добродушная красавица Лада. – Он ведь, почитай, всему роду славянскому за место отца. Мы на небе правду блюдем, а он на земле. Мы ему Долю ещё при рождении определили. Верно, сестра?
– А чего не определить то было. Хоть он и от ключницы родился, но разумом тверд вышел. Да и бабка его, княгиня Ольга, хорошо учила. А уж дядька по матери, Добрыня, как пестовал. Доброго воина и из него, да из Олафа Норвежского воспитал, – отозвалась вторая дочь Рода Доля. – И в сражениях первый был, и на пиру меру знал, и друг надежный. Поэтому, несмотря на то, что робичичем родился, смог сесть на стол великокняжеский. Олаф не забыл друга лепшего. Подмогу прислал.
– Да, насильник он и прелюбодей, – с ехидной усмешкой вмешался в разговор сестер Припекало, принявший образ смазливого юнца. – Даже Рогнеду, свою первую супругу сначала изнасиловал, а потом женой принудил стать. Да и беременную жёнку брата своего Ярополка тоже не пощадил. Я за то, чтобы лишить его доли.
– Неправда будет князя-воина, как простого человека судить, ¬ пробасил внимательно слушающий их Сварог. Могучий бог огня, создав первые законы, по которым жили люди, давно ушел на покой, предоставив решать все земные дела своим детям. И только сегодня пришёл на сборище, оказав уважение остальным. – Он землю берег, от ворогов её защищал. Ему и решать, как далее жить.
– И то верно, – поддержал отца Перун. Он единственный явился в полном боевом облачении и сидел, хмуря брови. – Владимир – славный богатырь. И мечом и палицей владеет. Да и смекалкой воинской не обделен. Хороший сын своего отца. И князь добрый. А то, что в постельных утехах не утомим, так то не в укор ему, а по чести. Взятое с бою, заслуженная добыча воина.
– Так, други, мы собрались не суд судить, а думать, как народ не отвадить от мест святых, – снова взял слово Сварог. – Ибо не судьи мы, а боги. Призванные отцом нашим Родом защищать и учить жизни люд добрый, дабы жили они по закону и по совести. Чтобы честь свою блюли. И старые устои не рушили.
В светлице только и ждали этих слов. Сразу зашумели, загалдели, доказывая каждый свою правоту и обвиняя соседа во всех грехах.
Род медленно поднял руку, призывая к тишине. Его силуэт в этот момент пронзили солнечные лучи, заставляя присутствующих прикрыть глаза, дабы не ослепнуть.
– Хоть неприятно мне это говорить, но Владимир прав, – на какой-то миг Род проявился более четко и практически пригвоздил своим взглядом тех, кто хотел возразить. – Землю он объединяет, а для этого единый бог нужон. В данный момент это правильное решение. Нас вон скоко расплодилось. Кажный род в своего бога верит. Свои идолы ставят, не признавая княжескую волю. А так не должно быть. Пусть будет так, как идет. Вы, конечно, можете поратиться с ним за власть. Но ничем хорошим это не закончится. Только кровь людскую прольете. Владимир всё равно своё возьмёт. Не даром долго выбирал какую веру принять. Знает, хитрец, что ближе славянам. Да и не уйдем мы в забытьи. Не можно в едино лицо за всем на Земле уследить. Начнет призывать себе помощников. И снова возродимся по очереди. Дадут нам другие имена, людям ближее. Но смысл то останется. Перун так же будет защищать рубежи, Троян лечить. Так что неча свару затевать. Людишек поберечь надоть. А время придет и глянем, как ни то оно есть станет. Так я сказал, и на том решим.
– Не бывать этому, – снова завопил неугомонный Переруг. – Что же это делается? Мы вот так просто отдадим власть над людьми незваному богу? Будем биться, не щадя живота своего, за каждое капище, за каждую душу. И пусть кровь льется. Одни погибнут, новые народятся. Не впервой.
– Я все сказал, – Род сердито хлопнул ладонью по столу, и его силуэт растаял.
Светлица постепенно пустела. Кто-то злой и расстроенный выскочил из неё в твердой уверенности, что не даст Владимиру свергнуть его силу и потягается ещё с ним за власть над людьми. Кто-то задумался и, понурив голову, медленно шел к выходу. Главные божества ещё сидели за столом, тихо обсуждая слова Рода.
– Сынок, – раздался над всем двором голос матери. – Володя. Крестик забыл.
Высокий худощавый молодой человек развернулся было бежать обратно в подъезд, но, взглянув на часы, махнул рукой.
– Мам, опаздываю. Кидай.
Нательный серебряный крестик, сверкнув на солнце, упал точно в раскрытую ладонь.
Парень, не глядя, сунул его в карман и побежал в сторону института.
– Фамилия? – не гладя на него, спросила старшекурсница, стоящая со списками студентов на входе в автобус.
– Рюриковичи мы, – привычно ответил ей фразой из старого фильма и стал пробираться в хвост салона к своим друзьям.
Не глядя, закинул рюкзак на верхнюю полку и плюхнулся на сидение. С одной стороны расположились закадычные приятели Лёха и Ильюха. А с другой, обнимая за плечи девушку, разместился Добрыня. Добродушный богатырь был старше всех в их группе. За его плечами уже были педучилище, год работы в школе и армейка. Эту дружбу портила своим присутствием подруга Добрыни Рогнеда. Высокая худая девица с вздорным характером и ядовитым языком. Но приходилось терпеть её присутствие, чтобы не обидеть друга.
– Ты взял? – Лешка характерным жестом показал, о чем спрашивает. – Я аж пару бутылок прихватил.
… распитие спиртных напитков на территории раскопок и в лагере запрещено, – до них донесся голос Горыныча, куратора группы. – Нарушители будут отчислены из института.
Ребята переглянулись и понимающе ухмыльнулись.
– Парни, я пропустил вчера собрание? Куда едем? – поинтересовался Вова.
– У реки нашли неразрушенное капище, – пробасил Добрыня. – Берег обвалился, а там идолы торчат. Археологи уже верхний пласт сняли.
У Владимира на душе стало как-то тревожно. Мелькнула мысль, что не надо туда ехать. Но он отмахнулся от неё и легкомысленно загоготал над очередной Лешкиной шуткой.
Вечером по неприметной тропинке они добежали до капища. Это гениальная идея, как всегда, пришла в голову Лехе. Решили, что здесь в чисто мужской компании будет безопаснее пить водку. Пять лежащих идолов наполовину торчали из земли. Парни озирались, выискивая место, где бы устроиться. Наконец примостились на одном из истуканов. Тайное распитие всегда бодрит душу и греет кровь, а со скудной закуской ещё и на подвиги зовет. У кого из них появилась идея выпить вместе со старыми богами, установить было невозможно. Но шутку приняли на «ура». И дружно стали поднимать идолов, споря, кто есть кто.
– Я тебе говорю, это Сварог, – заплетающимся языком доказывал Леха Илье. – Смотри, над его головой лучи изображены. А кто у нас Сварог? Бог небесного огня. Каждое утро выводящий на небо солнце.
– А это тогда кто? ¬– Илья в раздумье рассматривал соседнего истукана. – Тут тоже лучи.
– Темнота, – снисходительно ответил Леха, подпирая плечом столб, пока Добрыня его укреплял. – Видишь, здесь еще колосья вырезаны и ключи. Значит, это Даждьбог. Хранитель земли и бог жатвы.
– А это в шлеме Перун, – Илья уперся руками в идола, придавая тому вертикальное положение. – Вот с ним выпить не грех. Серьезный дядька. А это что за звериная рожа?
И он кивнул в сторону еще на одного истукана, которого как раз очищал от земли Вовка.
– Не быть тебе отличником, – хмыкнул в ответ друг. – Это Велес. Покровитель животных и сказитель.
– Все, парни, не могу больше. Ну их нафиг. Тяжеленные такие, – Володька плюхнулся на пятого истукана. – Четверых поставили. Хватит. Тем более пятая баба. А у нас мужская компания. Бабам положено лежать под мужиками. Вот пусть лежит. Туман поднимается. Допиваем и возвращаемся в лагерь.
Он достал из кармана нож и начал кромсать остатки колбасы. А когда поднял голову, то никого из друзей не обнаружил. Перед ним стояло четыре богатыря и пристально его рассматривали.
– Мужики, вы кто? – Володька встал и в этот момент его сильно толкнули в спину.
– Ишь, баба должна под ним лежать, – раздался мелодичный женский голос. – Не заслужил еще такой чести.
– Это потомок князя Владимира? – мужчина с огненными волосами, перехваченными кожаным ремешком, презрительно скривился. – Что-то совсем квелый.
– Точно девка худосочная, – пробасил второй мужик в шишаке и ударил Вовку в плечо. – Ты когда из лука стреляешь, как конем управляешь? Ногами не удержишь ведь.
– Я на коне ездить не умею, – растеряно глядя на незнакомцев, ответил парень. – Только по телевизору их видел.
– Вот это князь, – захохотал третий тип со звериной шкурой на плечах. – А как же ты охотишься? Или тебе, как красной девице, еду в плошке приносят.
– Зачем мне охотиться, – недоуменно глянул на него Вовка, – Всё в магазине есть.
– Вот это новые боги вырастили потомков и глянуть не на что, – сплюнул себе под ноги русоволосый великан. – Лада, какая девка за такого пойдет? Ни воин, ни охотник, ни землю вспахать.
– Да на кой ляд такой нужен.
Володька опять получил толчок в спину от стоящий сзади девахи и налетел на красноволосого богатыря. Тот отмахнулся от него, как от мухи. А дальше мир закружился. Старые боги с хохотом и гиканьем толкали и кидали его друг другу. Вымещая на парне обиды за забвение. Пока он не упал лицом в песок. И тут такая злость его взяла. Он сунул руку в карман за ножом, но пальцы нащупали только крестик. Он вскочил и, выхватив его из кармана, протянул перед собой, закрываясь им от неведомого мира и чужих богов.
Утром на поляне археологи обнаружили пять потрескавшихся идолов, стоящих в круг. А в центре лежала икона равноапостольного князя Владимира.
Прочёл не без удовольствия. Произведение соответствует заданию. Желаю автору удачи.
Вот и я не без удовольствия, потому что темы такие люблю. Но концовка озадачила. Христианство победило? Или я опять заблудилась в лабиринтах чужого ума? Поделитесь пожалуйста соображениями.
По всей видимости, языческие боги (в виде идолов) были повергнуты реинкарнацией князя Владимира, в свою очередь воплотившейся в икону.
Благодарю. Значит я в том же направлении. Потомок Владимира, крестик, божественный свет (дорисовало воображение), иссохшие идолы. И всё благодаря князю Владимиру, который за деяния свои приравнен к апостолам.
Неожиданная концовка. Вовка оборотился в икону? Христианские оборотни? Барон, в чём удовольствие? Приём, приём!
Виноват, не видел вопроса. “Моё удовольствие” в том, что автор достаточно внятно популяризует историю, без ухода в неоязычество или ультра-православие.
Превращение Вовки в икону, как представляется, и есть апогей лозунга “православие или смерть”, не так ли? И куда делись остальные перцы-собутыльники? Были пожраны отецкими идолами?
Остальных не было. Это всё вам снится!(с)
“Бойцовский клуб. 2.0”?
“Пропавшая грамота -1972”
А может, римейк перевала Дятлова, как знать?
Тогда автор точно знает, “зачем Володька сбрил усы?”
Да он там бороду, наоборот, отрастил. И облекся в порфиру и виссон…
Раз уж прошла принудительная деноминация, отвечу заранее. Хотя обычно раньше результатов не отвечаю. Никогда бы не подумала, да и когда писала даже мысли не было, что кто-то может подумать и превратить Вовку в икону. Вроде взрослые все люди, и уж наверняка должны знать, что на иконах изображают лики святых. Так с какого перепугу Вовка вдруг стал святым?
Начали за здравие, продолжили за здравие, кончили за упокой. Агностикам и атеистам не читать. А пантеон славянских богов хорош, надо будет почитать.
Понравилось. Хороший слог. Характеры хорошо написаны. При желании можно сказку завершить на решении Рода. Вторая часть тоже интересна, мешают только былинные имена, да и сама концовка загадочная, с открытым финалом. Думаю, если бы автор знаки не исчерпал, нас бы увлекательные путешествия Владимира могли ожидать. Пожелаю автору продолжить произведение, довести его до книги.
Спасибо за отзыв. Действительно расписалась. а потом поняла, что проскочила нужное количество знаков, пришлось явление князя Владимира и его разговор с богами убрать. Подумала, читатели и так поймут, что на помощь Вовке пришел его предок. ?
Финал не поняла. Если старые боги, стали помощниками новому, то они же не забыты? Чего злиться тогда? И парень превратился в икону? Что это значит?
Наверное не парень превратился в икону (слишком много для Вовки-студента), а с помощью креста вызвал помощь в виде своего покровителя и, судя по фамилии, предка.
А куда парень делся?
Да кто его знает. Может в лагерь вернулся, а может пьяненький под кустиком дрыхнет. ?
Не стали старые боги помощниками новому богу. Разные религиозные догмы у них. Старые боги наказывали, держали в страхе. А “новый” Бог все больше убеждением.
Былины, реальный исторический персонаж и наше время. Три в одном. Понравилось, как через два периода описали историю Рогнеды. Мне кажется, автору немного знаков не хватило.
Соглашусь с другими комментаторами о том, что финал вызывает вопросы. Рассказ неплохой, хорошо написан, есть развитие сюжета в нескольких временных линиях, но к чему это все пришло? Спасибо автор.
P. S. Хочу увидеть в вашем описании противостояние языческих богов и последователей Христа)
Спасибо за отзыв. Может быть и выложу полную версию рассказа. На конкурс пришлось сократить.
Спасибо автору! Удивили: не знал, что Владимир крещён под именем Василий! Очень понравился рассказ, возможно, высший балл. Тема раскрыта очень оригинально: столкновение старой и “новой” веры (второе взял в кавычки, т.к. “новой вере” уже тысячелетие=)
Спасибо за отзыв. Маленькая справка. все наши Великие и удельные князья ( и даже простой люд) имели другие крестильные имена, о которых мало кто знал. Во избежание порчи. Например Ярослав Мудрый и Юрий Долгорукий, в крещении Георгии. Это уже современные тенденции крестить тем именем, каким нарекли при рождении.
Ну наконец-то на этом конкурсе попался автор, готовый раскрыть невеждам тайны истории. Первейший популяризатор от науки. Свет истинных знаний озарял меня на протяжении всего данного текста.
Оказывается, Ольга-то язычницей была, угодной богам, а не христианкой, которая детей плохому учила. А до этого, как и все Рюриковичи, поклонялась всяким там Торам с Одинами. Ну то есть для всех славянских богов – все эти князья русские в любом случае понаехавшие басурмане.
Только утёр я пот от этого нового для меня знания, как оказалось, что суд божий – это не христианское изобретение вовсе. Оказывается, и в русском язычестве всё также было устроено.
А уж какие у нас боги хорошие были! За каждое изнасилование строго с простого человека (не князя) спрашивали.
Правда греческие борзописцы про славян века этак с V-VI иное писали. Ну так брехло они все. Автор лучше знает.
Ну и как тонко автор подметил, что грех братоубийства, который ни в языческой Скандинавии ни в языческой Руси не прощался совсем от слова никогда, святые русские боги Владимиру конечно же простили – ибо он же добра хотел!
А так-то, из всех тогдашних верований, только христианство позволяло отмолить этот грех, уйдя в монастырь, отказавшись от всех мирских благ.
Ну и напоследок открыл нам автор глаза на современную молодёжь. Действительно. Многие не знают, но наши студенты в основной своей массе не знают даже программы средней школы про древнерусских богов. Особенно, те студенты, что едут на археологические раскопки.
Прям видно, что на одного, знающего по именам славянский пантеон, по трое незнаек приходится!
Автор молодец. Выступил на все деньги.
Какое потрясающее знание истории. Просто гордость берет за отзыв.
Вот не знала, что Ольга всю жизнь была православной христианкой, законопослушной и доброй. И с крестом в руках, мстя за мужа, сначала закопала живьем послов древлян, а потом и город их сожгла. Вас не смущает, что Ольга христианство приняла лет за пятнадцать до своей смерти? Да и про Рюриковичей вы мне глаза открыли. Я-то, наивная, думал, что происхождение Рюрика так и не было доказано. А вы вот всё мне объяснили. И Ольга Торам с Одинами поклонялась. Зачем ей свои-то боги? Да и свои ли. Ведь русские князья – «понаехавшие басурмане».
И только я пришла в себя от новых знаний, а тут – опа! И новые открытия.
Вот не знала, что в православии «изобрели» Суд Божий. Про «Страшный суд» слышала, а вот про божий суд, только то что в Европе в раннем Средневековье было такое испытание. А в православии нет, и не может быть такого понятия. Ибо Бог не судит. Бог посылает людям испытания по их силе и возможностям.
«Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22).
А вот про русское язычество вы мне, пожалуйста, скидочку сбросьте на научные работы. А то я всё славянское да славянское. Думала – это боги полян, древлян, русов, вятичей, кривичей и т.д. А тут оба на. Кто-то, наверное, диссертацию защитил, а я отстала от жизни. Несколько лет не интересовалась историческими анекдотами. Последнее, что читала, как защитили диссертацию о том, как на парадном облачении русских царей появились кабардинские узоры.
И снова свет в окошке. Вот прямо читаю и радуюсь, как хорошо, что греческие борзописцы V-VI веков, так здорово описали славян живущих в IX-X веках. А с князя, сам князь (ибо он был в одном лице и князь, и воин, и судья) за изнасилования спросить должен был? Ну, борзописцам греческим, я так понимаю, видней было. Куда там нашим авторам «Повести временных лет» и другим летописям.
Да нет, конечно, не простили. Просто так его канонизировали. Без прощения. И Ольгу заодно. Да ещё целый сонм богов. Чего их прощать то. Ведь в языческой Скандинавии и языческой Руси НИКОГДА не прощали.
То то Владимир после принятия христианства еще лет двадцать правил и не собирался в монастырь уходить. И не ушел ведь.
Ну, а напоследок, низкий поклон вам за веру в нашу современную молодежь. Вот как щас вижу, что все выпускники, даже те кто поступает на исторический факультет, помнят из школьной программы абзац, напечатанный крупным шрифтом и занимающий меньше страницы в учебнике за ШЕСТОЙ класс. Где перечислены языческие боги и написано, что им приносились жертвы и вырезались идолы. Вот после такого, каждый уважающий себя студент, не зависимо от специализации, знает, как выглядят идолы богов «в лицо». И да, отдельное вам спасибо за наших студентов, ведь на археологических раскопках, они не пьют, не сквернословят, не шалят. Все они увлеченно машут метелками и совками и их мысли, и разговоры только о науке.
И поражена вашей логике на букву ж (железная или женская – нужное подчеркнуть), один объясняет второму, но незнайками считаются ТРОЕ. По умолчанию.
Автор отзыва молодец. Сдачи получил. Учите мат.часть.
Причём здесь легендарный Рюрик?
То, что русские князья были близкими родственниками скандинавов – это факт, отражённый в скандинавских сагах. И поклонялись они в первую очередь своим скандинавским богам. Прочитайте про раскопки в Гнёздово (Это под Смоленском) и Старой Ладоге.
Вы не знаете истории России от слова совсем.
Ну и дальнейшие ваши язвительные комментарии – они к чему?
Владимира канонизировали через несколько веков после смерти, когда умерли все потомки тех, кто помнил его прижизненные деяния.
Ну то есть, русская православная церковь, канонизировала не конкретного человека, а образ, созданный под присмотром его родственников, находящихся на вершине власти.
Вы совершаете логическую ошибку. Вы говорите – ну вот,в четырнадцатом веке РПЦ признала его святым, значит, на самом деле он и вёл себя, как святой в десятом веке. Ведь к четырнадцатому веку не осталось ни одного живого свидетеля его деяний. Зато куча его прямых потомков оплачивала жизнедеятельность русской православной церкви и обеспечивала её крышу.
Ну или это не ошибка – это лубочная религиозная пропаганда.
Ну и вишенка на торте.
Я всегда, общаясь с коллегами-тренерами объясняю им, как правильно ставить детский мат. Это же так очевидно!
В реальной жизни, уважаемый автор, один человек не будет рассказывать двум другим то, что они и без него знают. А если начнёт – они его тут же будут стебать и прикалываться над ним.
В вашем тексте никто не стал шутить над тем, кто вдруг начал излагать прописные истины. То есть, для ваших персонажей данные истины прописными не являются.
Но да, вы не знаете матчасти от слова совсем. И поэтому выступаете с претензиями к другим. “Учите матчасть!”
Это очень грамотный ход.
Греческие борзописцы не прошли, теперь обращаемся к сагам? Происхождение Рюрика и ежи с ним не доказано. Относить их в скандинавам – опрометчиво. Мои “язвительные комментарии” – это повторение вашего отзыва. Написав в таком стиле, надо быть готовым, что вам тоже могут ответить в вашем же духе. Канонизация Владимира прошла через несколько веков не потому, что все умерли кто его помнил. Тут начало двадцатого века ( при письменности и полном документообороте никто уже не помнит), да что начало, даже конец у молодежи смазан. Хочу напомнить, что между смертью Владимира и его канонизацией были несколько веков междоусобных войн и орда.И церкви было не до оценок его действий. И канонизировали его как равноапостольного, то есть как несущего веру в народ. При этом оценку прижизненных деяний церковь не давала. Я не буду комментировать ваши нападки о знании мной истории России. Оставлю эту бестактность на вашей совести.
И про студентов.Согласна. Двое других бы конечно прокомментировали необразованность Ильи. Но в рассказе на такие пикировки, просто не хватило знаков.
В копилочку: интересная книжка Г. Петреченко – так и называется “Рюрик”. Много спорного, конечно. Однако главное вполне согласуется с имеющимися весьма скудными данными. И это – СМЕШАННОЕ происхождение персонажа, жившего на излёте Переселения народов. Впрочем, находятся любители, помнящие имя деда принца Гамлета (по матери). Он, ага!
Аналогично и по Ольге – то ли словенка из Плескова (Пскова? – позже приклеили), то ли скандинавка (из Швеции). То ли пожилой крестилась от великой государственной мудрости, то ли молодой – дабы в жёны византийскому императору не попасть (легенда).
Короче, хорошо, что вы эту кучу хотя бы поверхностно копнули. Может, кого и заинтересует – а это-то главное!
Когда-то моё увлечение этим периодом началось после прочтения Д.Балашова. Сначала прочитала всю серию, а потом решила разобраться все ли правда, что он написал. И пошло, поехало.
Балашов хорош, но Бахревский лучше! Правда, период более поздний… А вот для сравнения – “Погоня на Грюнвальд” Константина Тарасова (о том же времени, что и у Балашова) – мне больше нравится.
Бахревский – это “Долгий путь к себе”, “Старообрядцы” ? Или ещё кто-то есть?
Там огромная серия. У меня не так много: и “Долгий путь…”, конечно, и “Аввакум”, “Боярыня Морозова”, “Тишайший”. “Свадьбы”, “Никон”, “Смута”, “Ярополк”,”Разбойник Кудеяр”. Кстати, в двух последних очень даже лешие с домовыми участвуют!. Ну, ещё рассказы и повести про школу и детей. Многих лет писателю!
Не всё, но читала. Но в своё время не впечатлил. Надо перечитать. А вот Калашникова “Жестокий век”, под впечатлением долго ходила.
А мне как раз не очень – на фоне профессионала Каргалова и привычного с детских лет Яна. Впрочем, это меня ещё и Чапыгин своим стилем испортил, вот…
Вам указали на вашу прямую ложь.
Указали мягко.
Вы встали несколько фраз “В таком же стиле”
Сколько вранья в каждой сказанной вами фразе ” в таком стиле”?
Более того, вы продолжаете врать про историю.
Ещё раз.
Вы не верите в Рюрика. Хорошо.
Но остальные русские князья были близкими родственниками скандинавов. Все скандинавские саги говорят именно про это. И в княжьих дружинах были в основном скандинавы.
И в захоронениях Гнёздово (под Смоленском) лежат в первую очередь скандинавы со своими ритуальными принадлежностями скандинавских богов. И только потом и позже славяне и смешанные люди.
Верхушка Руси вплоть до принятия христианства была конечно языческой. Вот только это было скандинавское язычество, а не славянское.
И это норма того времени. Рядом был Хазарский Каганат, чья верхушка исповедовала иудаизм, а основная масса населения оставалась языческой.
И когда вы в качестве источников по Руси упоминаете беллетристов – это замечательно. Вы ещё “Русь изначальную” вспомните.
То, что вы написали, это православный лубок века девятнадцатого.
Читая это в двадцать первом веке остаётся только разводить руками от великих знаний автора.
Блажен кто верует (с). Я вам ничем помочь не могу. безграмотность в принятии исторических фактов, и не умение видеть разные точки зрения, не только у вас одного. Я не принимаю на веру каждый исторический факт. Особенно того времени. Так как всё это домыслы современных и не очень современных историков. Вы же уперлись в одну версию как в аксиому и не хотите принимать остальное. Гнёздово захоронение не единственное на территории России. Прочитайте про другие археологические раскопки. Нельзя делать выводы на основании одного источника. Непринятие вашей точки зрения – это дискуссия.
А то что вы сейчас написали, это хамство и фактически оскорбление. За сим откланиваюсь без уважения. И в дальнейшем прошу не беспокоить.
Вы соврали.
Вам аргументированно показали, что ваши слова – ложь.
Причём здесь хамство?
Хамство – это нагло врать человеку в глаза.
Я же сразу говорю, если мне аргументированно доказывают, что я вру – я приношу свои извинения. И больше я так говорить не буду.
Тоже самое я распространяю на всех людей.
Если я считаю, что человек врёт. Я привожу аргумент, по которому я считаю, что он врёт. Если он приводит контраргумент, я извиняюсь.
Называть это хамством …
Нехорошо, в общем
Кудеса однако. Попал я, вроде, на заседание отечественных олигархов в ТПП (торгово-промышленная палата), а там обычная тёрка идёт про князя Володимира – крестителя вся. Дескать, отжимает князюшка добро в единые лапоньки. И шо делать? А ничё не делать. С говорильней и бардаком завязывать пора, – решил старший по семье, панимаешь, и ушёл в мир иной. И т.д. с т.п.
Касаемо рассказа, то он сильно пахнет бухим экскурсоводом. В богах, как олигархах, запутался – кто там какую долю имеет и у кого что отжал – фиг знает. С одним богом проще – он за всё отвечает, на него все шишки и валятся. Ну, это если божественное заседание в ТПП закончилось и все рыжие поуехали нафиг, конечно))
Интересная
аллегорияистория получилась, да))Не в коня корм. Все эти боги с умными глазами смешались в одну кучу, как супер герои из мультиков. По настоящему, не прочувствовал характер ни одного их них. Что-то похожее на заседение парткома, или месткома, но с претензией на нечто высшее. Кроме того, я смотрел один ролик, где утверждалось, что Владимир ко всем его грехам, еще умудрился быть незаконнорожденным. Так что же от него ожидать кроме Христианства? Уже написал больше трех распостраненных предложений. Вот.
Спасибо за отзыв. Я и без ролика писала в рассказе, что Владимир рожден от ключницы и был робичечем (сыном рабыни). И не надо было ему что-то доказывать. К моменту крещения он уже лет десять, если не больше был Великим князем и держал в узде все покоренные племена. Незаконорожденность – такое понятие пришло уже позже. С христианством и узаконенной одной женой.
Самое главное, чтобы вам самой нравилось. Мой рассказ тоже, наверное, критиковали, но получал удовольствие пока его писал. ?
Я тоже получила удовольствие пока писала. В том виде, в каком он пришел на конкурс – это не совсем то, что хотелось бы. Я уже раза три переделывала полную версию. ? ?
Вот как можно читать этот рассказ? Старец без обличия, но можно разглядеть седые волосы и подслеповатые глаза? Если бы не конкурс, я бы дальше не читала. Потому что это полный нонсенс. Так как конкурс, то прочитаю до конца и напишу ещё свое мнение. Но первое впечатление уже не серьезное.
Прочитала. Впечатление не серьезное. Я не могу читать про варварство. А сидеть и жрать водку на археологических находках, которые хоть немного могут приоткрыть древние верования наших предков — это варварство.
А где Вова? Не дорос быть истуканом и всего навсего трансформировался в иконку?
Хочу сказать автору спасибо за две контрастные части. Именно на этом рассказе я поняла, что мне больше по душе рассказы, где древность переплетается с современностью.
Мишка Пушистая, ну чего ты написала? ? В какую “иконку” он трансформировался? Предка он вызвал на помощь, всего-то навсего.
?
Вовка что, в икону превратился? Непонятно, почему! Да и если это так, то получается что богатыри за свою жизнь праведную да дела ратные в идолов превратились, а Вовка, который ничем особо не отличился, кроме того, что водку пил вдруг в икону! И за что ему такая честь? А, автор?
Он не превратился. Ему крест святой и Владимир Равноапостольный помогли.
А когда свет включился – все мертвые были!
Короче, в черном черном городе. Мне не понравилось:
1) вся первая часть. Довольно тупое перечисление богов – без перчинки, без интересных задумок. Просто прямым текстом тут это тут это. Не надо так делать.
2) намеренно сказочные имена спутников юного Владимира. Сразу удешевляет весь текст, сводя его к смехуёлочки. Зачем этот прием тут, если он потом никак не обыгрывается? Не надо так.
3) Боги показаны в начале мудрыми, а в конце – шпана малолетняя в адидасах с лампасами. Прям резануло. Мне вот обидно за славянских богов, что их автор так. Не надо так.
Понравилась сама история с испитием водки у истуканов. Тут можно было хорошую самодостаточную историю сделать без лишних сцен унижения и обретения икон. Автор явно может в буквы, но вот это желание впихнуть невпихуемое… Короче, мне не понравилось.
Хорошо получилось. И текст хорош, и за историей было приятно следить. Когда гладко написано и читать приятно. Ну и пища для ума есть в концовке. Начало вызвало приятные воспоминания об “Американских богах” Нила Геймана. Высоко оценю.
Спасибо за отзыв. ?
не все места мне пришлись по вкусу, но в целом понравилось) который день уже сижу в интернете в обнимку с этими славянскими богами, вдохновили углубиться)
Спасибо за отзыв. А кроме богов есть ещё богатыри и духи. Поле не паханное. Читать, не перечитать. ?
Автор, сюжет оригинальный, развернуться места не хватило, конец скомкали. Княгиня Ольга была православной, откройте учебник по истории, полезная вещь, знаете ли. Не понравилось, что будущие археологи сидят на древних истуканах, которым сотни лет, с трудом представляю это. Там с каждого такого истукана пыль сдувается, и диссертация пишется, причём не одна, а вы на них тем самым местом садитесь. Нельзя так. Тема, конечно, раскрыта, и объём набран, но осадок неприятный. Удачи, автор.
Да, учебник истории в наше время оставляет желать лучшего. Но, тем не менее рекомендую перечитать, что бы голословно не утверждать. Даже подскажу, что это тема “Истории России”, 6 класс. Ольга, приняла христианство за несколько лет до своей смерти. То есть тётенька уже достаточно взрослая была. По некоторым сведениям она умерла в очень преклонном возрасте (внуки были точно). И про студентов. Увы. Но на первых курсах никто не думает о диссертации. А вот погудеть студенты любят.
Сюжет очень захватывающий, но концовка оказалась не совсем понятной
Моя ошибка. Написала больше, чем было знаков, и неуклюже сократила. ?
Выстроил автор целую систему, для того, чтобы концовка удалась. И она удалась, на мой взгляд. Оставляет интересное послевкусие. Автору спасибо
И вам спасибо за отзыв.
“Утром на поляне археологи обнаружили пять потрескавшихся идолов”.
Эпическая история в духе Луки Мудищева: “На утро там нашли три трупа:”
Все тут хороши и алкаши среди которых потомок печально известного хазаритянина и боги со своей “планеркой”. Сказка пропитана идеями примирения грешного с праведным. И над всем этим голливудский крестик, как “волшебная” настойка знахарки бабы Мани “от всех болезней”. И смех и грех.
На мой вкус, не стоило в современных реалиях потомка князя так буквально называть Рюриковичем и снабжать его друзьями с богатырскими именами. Какой-то слишком толстый намёк. Финал тоже странный: то Вова с друзьями водку пьёт и похабно шутит, то вдруг в икону превращается. Возможно, я чего-то не догнала, буду благодарна за пояснения от автора после конкурса.
Что понравилось: стилистика диалогов среди богов, на мой взгляд, удалась. Зачастую попытка в старину получается кринжовой, здесь автор поймал ноту.
Спасибо за отзыв. Отвечаю по порядку. Если бы я не включила Добрыню с Рогнедой, никто бы и не обратил внимание, что Леха и Ильюха – это богатырские имена. Зачем я это сделала? Рассказ не только сказ о богах, но еще небольшой экскурс в историю России. Упоминая Рогнеду в первой части и показывая её характер во второй, я хотела донести до читателя, почему Владимир в своё время так поступил со своей женой. Если кто-то зацепился за эти совпадения и пошел смотреть в инете, что такое тогда произошло, значит, цель достигнута.
Теперь насчет фамилии ГГ. Для меня истина с самого рождения (я думаю, не только для меня) что на иконах пишутся только лики святых. А святость получают не все люди. Поэтому у меня и в мыслях не было, что кто-то подумает, что это студент-балбес Вовка превратился в икону. Я думала, фамилия Вовки и появление в конце иконы равноапостольного князя Владимира даст понять, кто и почему пришел на защиту зарвавшимся студентам.
Теперь понятнее, видимо, мне было не так очевидно)) Спасибо за развёрнутый ответ!