Выстрела не было. Человек упал замертво.
*
Анри завтракал позавчерашним супом. Вермишель склеилась склизким клубком, лук разварился и уныло плавал мутной стружкой. Так бывает, когда пять лет суп готовила только жена.
Анри не стал даже разогревать: едва ли это сделало бы суп более съедобным, а вот время он потеряет, да и язык в спешке обожжет.
Около участка его уже ждал служебный автомобиль. Вместе с Паулем, напарником, шофер отвёз их в торговый центр, где два часа назад был застрелен мим.
– Сержант Дюваль уже опрашивает свидетелей, – Пауль закурил. – Он первым приехал по сигналу охраны торгового центра и вызвал нас.
– Было бы здорово, если бы он на этом и остановился, – проворчал Анри.
Так бывает, когда неприятности в личной жизни отравляют и всю остальную жизнь, обесценивая старания коллег.
Пауль пожал плечами.
*
– Мне казалось, что я даже слышу, как капает вода с весла, которым он отгонял тину.
– Мадам Фореньи…
– Мадмуазель.
– Ох, простите. Мадмуазель Фореньи, у погибшего было что-то в руках?
– Нет, это было воображаемое весло и воображаемые капли. Мне казалось, он отгоняет тину… Он так мастерски все показывал, я и не думала, есть ли что-то у него в руках на самом деле!
– Сержант! – Анри и Пауль быстро шли по этажу торгового центра, на ходу пряча удостоверения. – Здравствуйте, мадам.
– Мадмуазель, – старушка кокетливо поправила шляпку.
Анри кивнул ей и вновь обратился к сержанту.
– Удалось что-то выяснить?
– Немногое. Похоже, это был отличный актер, настоящий профессионал.
– Да-да, выдающий молодой человек! – закивала мадмуазель Фореньи.
Анри строго посмотрел на нее, попросил никуда не уходить и отвёл сержанта в сторону:
– И как настоящего профессионала занесло в эту дыру?
– Хозяин торгового центра устроил камерную сцену здесь, около фудкорта, и по выходным приглашает выступать за небольшой гонорар, – сержант сверился со своим блокнотом. – Месье Каем, хозяин, стоит вон там, у колонны. Я попросил его собрать все записи с камер.
– Кто вызвал полицию?
– Огюст Дореме. Он дежурит сегодня на этом этаже.
Пауль стоял у тела погибшего. Немолодой мужчина (но для мадмуазель Фореньи, безусловно, он казался мальчиком) лежал, широко раскинув руки. Алые губы горели на белом лице – профессиональный грим мима. У виска зияло отверстие, обрамленное копотью. Крови почти не было. Рядом лежала черная кепка, вывернутая наизнанку.
*
– Месье Каем, Вы наверняка храните карточки тех, кто выступает у вас на сцене. Что можете сказать об убитом?
Седеющий толстячок равнодушно пожал плечами:
– Он записан у меня под псевдонимом «Мим О.», настоящее имя я не спрашивал.
Анри устало пригладил волосы.
– Я вижу, Вас не очень трогает произошедшее.
– Эээ, инспектор…
– Инспектор Жерар. Анри Жерар.
– Люди шли на его выступление и оставляли больше денег в ресторанах фудкорта. Прибыль ресторанов увеличивалась, а с ней и арендная ставка. Сейчас люди идут посмотреть на следователей, покупают лишнюю порцию кофе, съедают незапланированный круассан. Если вы провозитесь до обеда, они закажут еще и стейк. Мертвый ли, живой – актер приносит мне прибыль.
Действительно, людей на этаже стало заметно больше. Полиция, разумеется, оцепила место преступления, но праздные гуляки с ничуть не меньшей охотой наблюдали издалека. Кто-то раздобыл бинокль. Анри недовольно поморщился.
– Паспортные данные, страховка, банковский счет? Неужели ни одного документа? Как же Вы собирались платить за выступление?
– Видите ли… Те, кто выступает здесь, испытывают трудности с официальной работой. Студенты, желающие побороть страх публики. Актеры, которых никуда не берут. Певцы-самоучки. Словом, я предоставляю им место, а гонорар они собирают сами.
– Понятно. Видеозапись с камер готова?
– Конечно. Огюст все расскажет, он дежурил на этаже, когда это произошло.
«Это произошло» – так всегда говорят, когда предпочли бы, чтобы оно не происходило.
*
С Огюстом беседовал Пауль, но ничего толкового ни охранник, ни камеры не сообщили. Видеозапись показывала крупным планом все выступление мима – и правда одаренного. Охранник наблюдал со стороны. Показания их сходились: мим приставил палец к виску, будто стреляет из пистолета, «спустил курок». Через мгновение он лежал уже мертвый, хотя публика, завороженная его выступлением, еще ждала, что он встанет. Но актер играл до конца, он не вставал. Первой его окликнула мадмуазель Фореньи, хотела подойти, но Огюст предостерегающе поднял руку, тронул мима за плечо. И вызвал полицию.
*
Через несколько часов Анри по третьему разу перечитывал протоколы следствия в своем кабинете. Пауль отправился за кофе. Судмедэксперты еще не звонили. Ни одного документа, ни единой записки, карточки, чековой книжки, ключей от квартиры, даже смартфона – абсолютно пустые карманы. Но ограбить убитого могли только до или во время выступления: после «выстрела» сержант Дюваль не подпускал к телу никого; он молодчина, четко сработал. Анри пересмотрел видеозапись с начала, отмотал назад. Вот мим заходит в торговый центр, спрашивает что-то у охранника – видимо, узнает дорогу – вот поднимается по эскалатору, в лифте едет один, идет к сцене, готовится, наносит грим. Все это время люди как будто специально обходят его. Неужели он вышел из дома уже с пустыми карманами?
Вернулся Пауль, поставил два стакана кофе на стол.
– Пришли отпечатки с коробочки, которую нашли около сцены. Во-первых, это действительно только краска для лица. Во-вторых, трогал ее некто Жан Леру, только он.
Анри кивнул и принялся за работу.
– Жан Леру, 46 лет, не женат, у нас не проходил. Пауль, вот адрес, – Анри быстро переписал номер дома и улицу на листок, – съезди.
Итак, почему человек выходит из дома без вещей? Он шел пешком. Судя по прописке, идти предстояло долго. Самоубийство? Но из чего? Его застрелили? Почему на сцене, не по дороге? И так удачно убийца выбрал момент: когда мим сам приставил палец-пистолет к виску. Он знал сценарий? Что за чудовищный юмор?! Кто же ты такой, Жан Леру?!
Раздался звонок, судмедэксперт приглашал спуститься, голос был очень задумчивый.
*
Филипп Томá работал здесь больше двадцати лет. Это был невысокий седеющий мужчина в узких очках, за которыми еле помещались огромные глаза и густые, даже несколько нависающие над оправой брови.
Филипп жестом пригласил подойти к телу.
– Какие версии, инспектор? – таким странным голос судмедэксперта не был еще ни разу.
– Для самоубийства не хватает самого малого: орудия. Если убийца – снайпер, он мог стрелять с балюстрады верхних этажей или из окна дома напротив.
– В теле нет пули, – тихо, но очень твердо сказал Филипп.
– То есть как?
– Входное отверстие есть, выходного – нет. Отчетливо виден ожог тканей и волос, что указывает на выстрел в упор, но при этом нет порохового нагара и частичек несгоревшего пороха. Пулю я, как уже сказал, также не обнаружил, хотя, очевидно, она вошла в том месте, куда мим приставил палец. Все пальцы на месте, протезы, куда можно было бы спрятать пистолет, отсутствуют. Причина смерти – огнестрел, черепно-мозговая травма, не совместимая с жизнью. Хотя и с сердцем у него было не все в порядке.
Тишина звенела перегорающими лампочками. Судмедэксперт и инспектор полиции смотрели на загадочного актера. Сейчас лицо его даже без грима было белое, губы больше не привлекали внимания. Жан Леру играл последнюю пантомиму и улыбался, счастливо и безмятежно, как человек, идеально выполнивший свою работу. Филипп прервал затянувшееся молчание, собрался с духом, чтобы сказать именно то, что заставляло его голос взволнованно дрожать:
– Я думаю… Анри, позвольте рассказать пару историй.
Бернард Лоун в книге «Утраченное искусство врачевания» рассказывает, как в 1936 году в Индии один ученый-медик решился на эксперимент над приговоренным к смерти. Тому предоставили выбор: виселица или обескровливание. Приговоренный согласился на второе. Ученый объяснил, что сердечный ритм будет медленно сокращаться, а кровь постепенно вытекать, по капле. Человека привязали к кровати и завязали глаза. Медик сделал небольшие плоские разрезы на запястьях и голеностопах, только верхние слои кожи, положил под руки и ноги алюминиевые миски. Приговоренный не сомневался, что это разрезаны его вены. К четырем столбикам кровати тайно были прикреплены емкости с особыми клапанами, регулирующими скорость капельниц с водой. Человек слышал каждую каплю и думал, что истекает кровью. Ученый незаметно прикрывал клапаны, и вода капала все медленнее, все тише. Человек побледнел, его сердце заколотилось быстрее: он думал, это заканчивается его кровь. Когда паника стала невыносимой, ученый перекрыл воду. Сердце приговоренного остановилось.
Я не одобряю такие эксперименты, но это психосоматика в действии: все, во что мы верим, существует. Страх реален и, как самая сильная эмоция, способен убить.
Другой случай произошел в 60-х годах в Европе на металлургическом заводе. Рабочий получил сильнейшие ожоги ладоней, прикоснувшись к абсолютно холодной болванке, лежавшей у прокатного стана. Он был уверен, что здесь могут лежать только раскаленные заготовки. И пятеро его коллег, только не обнимавшиеся с этой болванкой, не смогли его разубедить. Ожоги первой степени, руки едва спасли.
Дальше. Вы знаете, что если ребенок часто болеет, плохо учится, не слушается, имеет смысл взглянуть на его семью? Если родители ссорятся, дети теряют опоры. Подсознательно они создают ситуацию, которая объединяет маму и папу. Они привлекают к себе внимание болезнью, мирят взрослых. Это требует больших энергетических и эмоциональных затрат, сил ни на что другое не остается.
Анри, этот актер из торгового центра… Он был хорош?
*
О да, он был хорош. Это свидетели заявляли в один голос!
Анри шел вдоль набережной Сены, ветер проникал под распахнутое пальто, остужал горящее в лихорадке тело.
Неужели он был настолько хорош?!
Позвонил Пауль. Жан Леру жил один, ключи лежали под ковриком. Соседка рассказала, что он мало с кем общался, долго не мог найти работу, брался за все подряд. Искусство ради искусства: ему было важно играть, а платят за это или нет… Соседка иногда подкармливала его, а он даже не замечал, есть ли в доме еда. Последнее время ходил особенно рассеянный, отвечал невпопад, все что-то репетировал, готовился к чему-то, вынашивал ИДЕЮ. Нет, грустным он не был никогда, скорее слишком глубоко погруженным в себя. Думал ли он о самоубийстве? Ну что вы, он любил жизнь, любил наблюдать за людьми, повторять их. Смерть была ему неинтересна, ведь тогда он не смог бы играть. Выступления перед зрителем для него было чем-то вроде экзамена, показывающего, чего он достиг, что новое открыл в себе. На сцене он преображался. На сцене он был всем, вне ее – никем, как будто нейтральный грим мима въелся в кожу, сросся с ней, и только на сцене Жану удавалось оживлять эту краску. Он часто бродил по городу без вещей, так легче думалось.
– Да, и вот странность… – Пауль рассмеялся в трубку. – В его квартире так много тины и водорослей, буквально на всей мебели и ковре. Но аквариумов нет. Кому придет в голову разбрасывать это все по дому?
Анри не засмеялся; он остолбенел.
«Я слышу, как капает вода с весла, которым он отгоняет тину».
Он был НАСТОЛЬКО хорош.
Пантомима заканчивалась сценой, в которой возлюбленные спасаются на лодке, девушка погибает от меткой пули преследователей. Враги настигают, но и там, куда направлялась лодка, тоже ждет неприятель. Оставшись один, не имея права попадать в плен, герой приставляет пистолет к виску.
Только у мима не было лодки. Не было весла. И не было пистолета.
Он много тренировался, и была тина. Он не мог попасть в плен, и он выстрелил.
Неужели можно настолько вжиться в роль, что даже отверстие от воображаемой пули станет реальным?!
Жан Леру отыграл свой последний экзамен на все сто. Вот только он не знал, что НАСТОЛЬКО хорош.
*
Завтра Анри снова встретится с Филиппом, они обсудят, как закрыть это дело. Их поднимут на смех, если они скажут правду. Они и сами не очень-то в эту правду верят.
А сегодня, пока этот сумасшедший день еще не закончился… Почему бы не сделать его еще более сумасшедшим?
Анри вошел домой, не разуваясь подошел к холодильнику.
– Я верю, что ты здесь.
Прошелся по дому. Полы пальто зацепили легкую вешалку.
– Нет, я ЗНАЮ, что ты здесь. Иначе не бывает. Ты всегда здесь, когда я прихожу с работы.
Анри принюхался. Воздух оставался бесцветным, скучным. На миг ему показалось, что он улавливает легкий шлейф ее духов. Только на миг.
Он напряг все свои силы, зажмурился, сжал кулаки. Все мысли, чувства направил на одно ощущение: она ДОЛЖНА быть здесь.
Воздух оставался бесцветным.
Так бывает, когда мало репетируешь.
Отчаяние накрыло ледяным одеялом, прижало к кровати.
Анри уснул мгновенно.
*
Его разбудил звонок. Пауль. Конечно. Еду.
Зеркало в ванной отражало совершенно безрадостную картину. Анри горько усмехнулся: и как он мог поверить во всю эту ерунду с самоубеждением и психосоматикой?!
В стакане на полочке стояло две зубных щетки. Сквозь неплотно закрытую дверь доносился запах кофе. Две щетки. Кофе. Ерунда ли?..
Кристина сняла турку с огня. Синий цветок газа вспыхнул ярче и погас. Она виновато улыбнулась:
– Поговорим?
Анри опоздал на работу. Так бывает, когда ты снова женат.
Читал, читал, интрига увлекла… кажется, уже добрался до яркого финала. Но оказался в тупике. Скорее всего, в концовку автор вложил нечто настолько оригинальное, что оно прошло мимо меня. Идея раскрытия странного преступления не нова. Но здесь удачно спаяны конфликт и решение задачи. За исключением финала. не хватило одной-двух фраз для бархатного завершения композиции. Осталось недоумение: кто кого убил? Только ли самовнушение или нечто более существенное?
Открою вам, автор, страшный секрет – в литературных текстах обращение персов друг к другу на Вы со строчной не приветствуется. Нужно писать “вы” (за редким исключением, обусловленным семантикой и спецификой сюжета).
В письмах друзья или начальству, на форуме и в мессажах употребляйте любой формат – какой нравится. А вот в рассказах так обычно поступают дилетанты. Или те, кто перевел текст с иностранного языка и выдал за свой. иностранцы, знаете ли, любят перегибать палку в диалогах.
Хотя сама идея мне понравилась. За исключением разочарования в финале.
Увлекательный рассказ. Написан легким, приятным глазу языком. К сожалению, концовка, как по мне, оказалась несколько смазана, непонятна. Видно, что автор хотел сделать какое то внезапное озарение в конце, но такого ощущения не возникает, как раз из-за того, что концовка не выходит логично из того, что происходило весь рассказ. По крайней мере, я лично этой логики не особо заметил. Общая суть рассказа ясно, а вот конкретная фабула – нет. Так что рассказ хороший. Доработать бы концовку и цены ему не будет.
Атмосфера мне почему-то напомнила фильм Престиж. Понравилась эта таинственность, догадки, намёки. Сюжет не бежит, постепенно раскрывается. Все персонажи на своих местах. Вот прям хорошо.
Правда, мне, как и предыдущим комментаторам, не совсем понятен финал. В начале не ясно, ушла ли жена от главного героя или умерла. В конце герой пытается представить её в своей квартире – тут я подумал, что, наверное, она всё-таки умерла, ведь никаких других действий по её возвращению он не предпринимал. А в финале её вопрос “Поговорим?” намекает, что она всё-таки просто уходила (не в мир иной). Чуть-чуть эмоционально не дотянуто. Но, повторюсь, что в целом очень неплохо. За атмосферность большой плюс.
Отличная работа! Первый по-настоящему понравившийся и увлёкший рассказ. Прекрасная атмосфера, приятная стилистика, интересный сюжет.
Добавлю ма-аленькую капельку дёгтя. Вот этот кусочек показался лишним, выбивающимся из канвы:
Лишним, потому что две коротенькие истории выше красочно проиллюстрировали безграничные возможности самовнушения. На их фоне про поведение детей кажется поворотом не в ту степь.
Здравствуйте, автор!
Хороший рассказ. Получил удовольствие от прочтения.
Несмотря на то, что формат произведения невелик, оно достаточно насыщенное и глубокое.
Желаю удачи в конкурсе!
Снимаю шляпу, великолепный рассказ. Придраться почти не к чему. Пожалуй, судебный эксперт слишком много знал о психосоматике и легко убедил опытного инспектора в этой странной версии.
Ничего не поняла. Вроде написано хорошо, но все герои сами по себе, зачем они там непонятно.
Удивлён, что все ругают концовку. По-моему она просто отличная! И сам рассказ – тоже очень хорош. Читается легко, есть интрига (увлекательная!), крайне необычное фант. допущение.
Подозреваю, что это будет кандидат на макс. оценку от меня.
А можете поделиться сутью прочитанного. Можно вкратце. Для тех, кто не понял.
Прекрасный рассказ. Суть такова. Артист настолько талантлив, что сцены, которые он играет, становятся живыми. Воображаемые водоросли превращаются в настоящие. Воображаемый выстрел убивает по-настоящему (причем его самого). Анри поверил в существование такого чуда. Он попытался представить себе исполнение своей мечты – чтобы жена к нему вернулась, и это сработало.
Похоже на миф “Галатея и Пигмалион”, где скульптор вырезал прекрасную девушку из слоновой кости и влюбился в нее. Любви было так много, что девушка ожила.
10. Мим
Рассказ представляется мне тщательно продуманной и хорошо прописанной идеей. Имена персонажей не запоминаются, но интрига закручивается столь быстро, что имена всех участников просто перестают иметь важность. Все элементы на своем месте и подчинены истории, как и полагается. Повествование легкое и приятно читаемое, что его даже не портят пара лишних уточнений и числительные (хотя без них, конечно, лучше бы все-таки обойтись).
В итоге получаем увлекательную и интригующую историю, над финалом которой стоит задуматься. Не пожалею высокой оценки.
В самом деле, получилось атмосферно. Психосоматика – сильная штука. Несколько моментов кажутся сомнительными. Вроде финала. Но автору виднее.
Очень понравилось. Удачи им во второй попытке. Берегите детей. Автору спасибо
е/ё, и так по всему тексту.
Самое, что зацепило в тексте – описание эксперимента, случая в Европе и вот эта фраза:
И да, я тоже не совсем поняла финал.
Диалоги весьма хороши, но в самом начале им не достает описательных пауз. Дальше становится лучше.
В финале неплохой сюжетный поворот. Однако, это мим был гением, а не инспектор. Почему же получилось у инспектора?
“Мертвый ли, живой – актер приносит мне прибыль.” – я с живыми Французами не сталкивался, но как-то так их мне и описывали. Интересный персонаж, этот Каем.
“Судя по прописке” – у них там есть прописки? В стародавние времена (чуть более 10 назад) в Москве ругались что прописки это изживший себя институт, которому не место в Европейской стране.
Хороший, крепкий рассказ.
Для детектива в истории мало самого расследования, фактически оно раскрывается патологоанатомом. И финал немного разочаровывает, герой же сам думает «так бывает, когда мало репетируешь», но потом по щелчку — бац! магия свершилась. Тем не менее, рассказ достойный и увлекательный.
Прочитала ваш текст раньше, но сил на коммент не хватило. Сейчас же, по названию не смогла вспомнить о чем ваш рассказ. И это есть плохо. Вспомнила только после перепрочтения второго абзаца. И это уже лучше.
Первое: да не пишите вы в художественном тексте капсом. Читатель не ДУРАК, он сам выделит то, что ему надо.
Второе: временная форма глагола прыгает из прошедшего в настоящее. Оправдания этому в тексте не обнаружила, сорри.
Третье: Сигналы тела и поведенческие проявления прописаны неплохо, но иногда слишком явно выпирают.
Четвертое: финал скомкали, оставили читателя в недоумении, а ведь хотели в открытый финал сыграть. Не получилось. Увы.
Предположу, что автор ТОЖЕ не дурак. Но в силу невозможности выделить курсивом необходимые для читателя слова, которые усилят воздействие истории, помогут лучше прочувствовать её, он нашел вполне себе правильный выход в капсе.
я всего лишь свое мнение высказала…сорри, но в вашем пояснении не нуждаюсь.
окей. я тоже всего лишь высказываю своё мнение. придирку к капсу считаю пустой. и я не “соррю”)
дело ваше)
Откуда тогда известна личность, если в полицию не попадал?
Забавно, только недавно читал эту статью.
А вот тут стоило погуглить. первая степень ожогов самая безобидная, даже волдыри не выходят)
Годный вышел детектив, напоминающий работы Агаты Кристи. Вот уж действительно ФАТАЛЬНАЯ ошибка. Хотя в чем ошибка то? В отдаче роли всего себя?
Вау… Автор, не верьте коллегам, концовочка именно такая, как и должна быть! Не надо ничего менять!! Текст шикарный, написан хорошим слогом и хорошими словами! Мне реально понравилось.
Плавно, размеренно. Получилось такое хорошее французское кино)
Спасибо
Такая она, сила желания и самоубеждения – ты или сходишь с ума или получаешь желаемое.
Отличный рассказ. Интрига захватила с самого первого предложения и уже не отпускала.
В рассказе есть очень точные наблюдения, не отличающиеся новизной, зато отличающиеся емкостью формулировки (напр., “так бывает, когда неприятности в личной жизни отравляют и всю остальную жизнь, обесценивая старания коллег.”).
Не сразу разглядела соответствие теме, но, подумав, решила, что фатальная ошибка – неверие в себя и недооценка себя. По сути, ведь именно эта парочка “не” и “недо” убила талантливого мима.
Обратила внимание на речевую ошибку. “Когда паника стала невыносимой, ученый перекрыл воду.” – складывается впечатление, что речь идет о панике ученого.
Отдельное спасибо автору от моего внутреннего грамарнаци – читать текст – одно удовольствие.
Эх ?
Анри был настолько воодушевлен игрой мима, что “убедил” супругу вернуться? Или убедил себя, что убедил её?
Очень неоднозначная концовка!
Понравилось, как развивается история и фокус смещается с одного персонажа на другого. Сама расследуется загадка тоже очень понравилась. Возвращение жены, откуда бы она не вернулась, показалось лишним. В рассказе появился второй центр тяжесть и раздробил рассказ, как мне кажется. Хотя , если судить по началу, именно к этому все и велось.
Очень хорошо. Интерес сохраняется на протяжении всего чтения. В происходящее внутри произведения верится. А финал, как по мне, вполне логичен: детектив поверил в то, что можно поверить. Конечно, это шизофрения, но реальный мир сам по себе шиза, поэтому поддерживаю.
Великолепный рассказ! Я очень люблю детективы, а тут ещё и тема самовнушения, того, насколько наш мозг может быть силён. Единственное – что-то быстро Анри научился исполнять желания силой мысли. Утром он в это ещё даже не верит, вечером пробует, а на следующий день – пожалуйста, возвращается жена.
Вижу классический детектив, и не могу сказать, что являюсь фанатом этого жанра.
Впрочем, это – неважно.
В контексте тематики конкурса, хотел бы спросить: в чём “фатальная ошибка” героя?
Вопрос, по понятным причинам, задаю комментаторам.
Спасибо Вам за Креатив!
С уважением, Максим
Добротный средний уровень а-ля Теофиль Готье. Сколько этих мимов поумирало в разных произведениях из-за вживания в образ. В фильме, например “Принцесса на горошине” мим тоже умер, отравившись воображаемым ядом. Искусство требует жертв. Удачи автору в конкурсе.
Доброго дня.
То, что псевдоучёные называют психосоматикой, мы называем верой. Для человека верующего, все умершие живы. Наш инспектор, просто поверил, но к сожалению не Господу, а эксперту.
Вера – опасна.Вот мим и доигрался. Думаете стигматы на теле католиков дело редкое? Иногда и умирают. Бедный мим умер потому что верил без бога.
Не было у француза доступа к православному богословию и, даже ко второй части системы Станиславского, где он показал , как надо выходить из образа, не было.
Рассказ написан очень аккуратно. Ни один герой не погрешил против логики своего образа. Прекрасный рассказ. Но… , для меня он совершенно не является фантастическим. То, что для людей неверующих является фантастикой, для верующих людей даже чудом может не являться.
Чудо, оно ведь, тоже опасно.
Все эти имена и фамилии – ощущение, что я смотрю французское кино )) Но я люблю французские кинодетективы.
“Эээ, инспектор” – тут позволю себе позанудничать. Во-первых, все эти м-м-м, о-о-о, э-э-э и т.д. следует писать через тирешку. Это мелочь, но так правильно. А во-вторых, в данном случае слова следовало бы поменять местами: “инспектор, э-э-э…” Потому что в этот момент собеседник пытается вспомнить имя инспектора, но не может и делает паузу. То есть он делает ее не до того, как сказал слово “инспектор”, а после.
“Тишина звенела перегорающими лампочками” – это красиво, конечно. И вообще рассказ красивый. Неторопливый, атмосферный. Вроде и задумка не бог весть, однако же красиво подано!