Я ковыляла по дороге, хотя какая же это дорога. Ухабы да ямы, заполненные коричневатой жижей. Проклятое средневековье. Ноги в нелепых башмаках с деревяшкой вместо подошвы заплетались. Подол тяжелого платья путался в придорожных лопухах, припорошенных немощным январским снежком. Сегодня я горничная. А это здешний дресс-код. Ничего не попишешь, да и замок уже близко. Одолеть пригорок, подойти к воротам…
Вот и бабушка. Стоит, покачиваясь на ветру, до того субтильна, бедняжка. Даже пышный чепец и широкий плащ поверх платья не прибавляют ей стати. Мне хочется броситься к ней, как в детстве, обнять. Рассказать, как я по ней скучала. Сердце мое наполняется жалостью: «Зачем я засунула тебя в эту дыру, баб Маня?». Но старушка в ней нисколько не нуждается. Поднимает на меня мрачный взор, и с укоризной произносит:
– Что же вы медлите? Время дорого. Их светлости сильно неможется. Я в отчаянии.
– Амалия? – уточнила я зачем-то. Конечно, кто же еще. Эта молоденькая пигалица, супруга барона фон Перрен снова фокусничает. Первого января, день в день, мама моя. Сидела бы в замке, трескала бы оливье или что там у них подают.
– Сейчас, – успокаиваю я ее, – вылечим вашу Амалию. – И добавляю, заглянув древней камеристке в лицо: – Отрегулируем, и будет, как новенькая.
Вместо ответа та скептически поджала губы. И мы отправились по наполненным могильной сыростью переходам. Вдоль стен громоздились мрачные доспехи, под потолком чадили факелы. Поднялись по щербатой, сыплющей каменной крошкой лестнице, миновали холл и, наконец, оказались в богато убранной комнате.
У окна сидела, застыв в напряженной позе, курносая белокурая бестия, та самая Амалия. И ничего особенного. Все как всегда.
Спустя несколько минут девица моргнула, вздохнула, грациозно потянулась и повела томным взглядом. Процесс пошел.
А я обернулась к камеристке:
– Ты же прекрасно знаешь, что нужно делать. Перезагрузить систему, всего и делов-то. И Амалия в порядке, и мне не бегать. Ну, первое января же! Сколько можно, баб Мань!
Лоб старушки собрался удивленными морщинами.
– Матильда Вебер к вашим услугам, – произнесла она с достоинством.
– Да никакая не Матильда! – взорвалась я, не удержавшись. – А Мария Васильевна, моя бабушка, а потом уже нянька, камеристка и техник-смотритель при этой коробке с микросхемами под названием Амалия фон Перрен. Ты вообще для чего тут? Перезагружай да следи, чтобы женушка барона контакты не промочила, вот и все. А мастеру бегать по векам сил уже не хватает, устал мастер.
Старушка промолчала и снова поджала губы.
– Ты же все понимаешь, – уточнила я на всякий случай.
Она стояла, взирая на меня своими выцветшими и совершенно безумными глазами.
Кажется, обиделась. Хорош мастер-наладчик, позволяет себе такое. Где моя протокольная сдержанность и доброжелательность? Что-то теперь будет. То ли она отшлепает меня, как в детстве, то ли просто зарыдает. С адекватностью у этих моделей неважно.
И, стараясь говорить как можно спокойнее, я пояснила:
– Однажды вот так техник не досмотрел, и один царь приказал палить по мирной демонстрации. А дело было в словаре, забыли обновить его вовремя, понимаешь? Значения слов «демонстрация» и «восстание» совпали.
…Очень не нравился мне этот ее взгляд.
– Баб Мань, ну что, ну… – бормотала я, потея от нехорошего предчувствия.
Старушка ухватила здоровенный бронзовый канделябр и, подняв его торжественно, как олимпийский факел, пошла на меня.
Я попятилась.
– Матиль, подай веер!
Ах, да, это же Амалия. Я про нее уже и думать забыла.
Камеристка с грохотом уронила свое оружие, схватила веер и метнулась к госпоже. К счастью, за гневом она не забыла основные установки. Я перевела дух.
Зачем, ну зачем я влезла с этим «баб Мань»? Никакой Марии Васильевны теперь нет и в помине, а есть Матильда Вебер, робот-андроид, давно списанный, но еще вполне пригодный к использованию. Прежде мысли вылетели у меня эти слова. А надо было бы помнить, каких трудов стоило устроить ее на это место.
***
Вот какая история. Жил себе в счастливом браке один неплохой программист. Растили они с супругой дочь. Той как раз исполнилось два года, когда в автомобильной аварии жена погибла. Помучился молодой вдовец с малышкой и понял, что один не справится. И заведующий лабораторией, в которой он служил, внял уговорам и позволил себе гуманный жест – подарил моему отцу (а это был он) робота-андроида. Списанной Mary-870UP предстояла утилизация, но ее поднастроили, привели в нормальное состояние, назвали Марией Васильевной. И вот так у меня появилась нянька. Строгая, немногословная и очень добрая. Я называла ее бабушкой.
А вот еще одна история. Глухая саксонская провинция. Средневековье. Барон фон Перрен, так и не обретший семейное счастье, познакомился на одном из местных праздников с прекрасной Амалией, якобы дочерью некоего обедневшего рыцаря. Познакомился и влюбился. (Второе без вариантов, наши программисты и робототехники очень приличные спецы.) Итак, свадьба и счастливый брак. Барон проживет с Амалией положенные ему пятьдесят четыре года, но наследниками, само собой, не обзаведется. После кончины супругов вымороченное имущество отойдет королю. Чего устроителям брака в их темной для меня стратегии и желалось.
А милейшая Матильда Вебер – моя дорогая баба Маня, Мария Васильевна. Лет пять назад наша могущественная корпорация взялась за выметание углов и приказала немедленно утилизировать списанных андроидов. Тогда мне пришлось срочно прятать бабушку, и у Амалии появилась камеристка и техник-смотритель. Мне это стоило нескольких неоплачиваемых дежурств для одного шалопая, как раз отвечавшего за техническое обеспечение объектов. Зато моя старушка осталась жива. Правда, теперь она меня не помнит, прежние установки стерты. Ничего, главное, что не разобрана на винтики, хоть и дарит свою любовь и заботу другой особе.
***
Ну и вот. Только что-то у нас никак не складывается, и работа Матильды время от времени катится ко всем чертям: Амалия виснет, техник не справляется, через систему оповещения к нам летит тревожный сигнал. И мне приходится сразу же отправляться к порталу. И так каждый год первого января.
Воспользовавшись тем, что Матильда занялась своей подопечной, я подскочила к ней и привычным движением пальцев нащупала крохотную кнопочку на затылочной кости. Сухо щелкнув, откинулась крышка. Камеристка замерла. Решив основательно разобраться в ее таинственных недомоганиях, я принялась просматривать настройки.
…Перед превращением Марии Васильевны в Матильду, по нашим компьютерам гулял вирус. Сносил напрочь часы, прихотливо менял даты. Пока контора пустовала, баб Маня, памятуя о том, что увидимся мы нескоро, если это вообще случится, просто подключилась к нашим машинам и хлебнула вируса. Не знаю, как такое могло произойти. Может, у нее случился взрыв отчаяния? Мне неизвестны случаи проявления эмоций у андроидов. Если только не пояснить произошедшее совершенно ненаучным и понятным: моя баба Маня это особый случай.
Часы ее мы восстановили и календарь тоже. А потом снова случилось невероятное. Да, что-то мы просмотрели. Проверяли и перепроверяли. И вот только теперь я увидела – за тридцать первым декабря календаря Матильды следовало тридцать второе. И первого января реального времени она давала сбой. Застывала, стоя у окна, и ее подопечная, красавица Амалия. Ее муж, категорически не выносящий ни женских капризов, ни недомоганий, спешно уезжал на охоту. Прислуга шарахалась от странной мигрени госпожи. А Матильда шла и становилась у ворот, ожидая моего визита.
Происходило ежегодное новогоднее чудо: давно утратившая воспоминания и обо мне, и о себе двадцатилетней давности, она снова хотела меня видеть. Просто знать, что у меня все по-прежнему, что, как всегда, в разнообразных одежках я шляюсь по векам, ремонтирую и отлаживаю андроидов – в общем, делаю то, чему меня учили. Бабушка меня не помнила, или, спрашиваю я себя, есть все-таки что-то большее, чем память, у этих машин?
***
Когда камеристка, привычно ворча что-то себе под нос, принялась вытирать пыль с унылой статуи в углу, я подавила желание поцеловать бабу Маню на прощание, выскользнула из комнаты, а потом и из замка.
Хорошее местечко Вестербург. Входишь на мост, спотыкаешься об условленный камень, произносишь особые слова, и вот ты уже в нашем времени, шагаешь в обычных свитере и джинсах, а вокруг тебя кипит обычная городская жизнь.
…Я так и не нашла в себе силы исправить ту неправильность календаря. И значит, первого января следующего года мне снова придется навестить эту парочку. «Вот и прекрасно, – говорю я себе. – Буду ездить к бабе Мане в гости. Тридцать второго декабря. Пусть это будет наш с ней день».
Я честно спотыкался обо все установленные Автором “камни”. И запятые, и аллюзии к титулам с именами, и нюансы мат. части. Соблазняли? Но не поддался я!
Занятная вещица. Оригинальная и трогательная. Читать было забавно.
Спасибо автору! А вроде бы писали, что только 10 рассказов, а уже выложено дальше=) Этот рассказ представляет собой увлекательное сочетание фантастики и исторического контекста, переплетая средневековье с современной технологией.
Сюжет рассказа вращается вокруг главного персонажа, который путешествует во времени, чтобы посетить свою бабушку, оказавшуюся андроидом в средневековом замке. Автор умело сочетает элементы научной фантастики с историческими деталями, создавая уникальную атмосферу. Использование технологии временных путешествий и андроидов в контексте средневековья придает рассказу особую привлекательность и оригинальность.
Язык рассказа плавный и описательный, что позволяет читателю легко погрузиться в мир рассказа.
В очи бросается несогласованность времён. И стилей, однако!
А назвать можно было ещё более интригующе, например, “К чёртовой бабушке”.
Занятный рассказ. По ходу повествования всплывает множество условностей, но благо, что особо долго разбираться в них не приходиться, ибо рассказ совсем не затянут. Читается бодро и с интересом.
Прикольная история! Тут и юмор, и человеческие чувства и привязанности, и несогласие с системой. Читалось легко и весело! Титулы и имена, мне показалось, наоборот, добавляют некой живости и забавности. Ошибки имеются, но они есть у всех. Автору зачет)
Каждый раз, читая “фанты” я радуюсь, что в своё время не слетела с катушек в мир фантастики. Мой мозг практически девственно чист от поисков аналогий, аллюзий, прямого заимствования сюжетных линий. Я просто вхожу в мир букв и плыву и если повезёт, как сейчас доплываю до финала, не открыв вторую вкладку, чтобы сбросить весь мусор на который наткнулась. Поэтому у меня всего один вопрос: ” Почему Матильда – бабушка героини?” Почему андроид Мария Васильевна – бабушка героини. Простите, но для меня это не очевидно пока. Перед финальной растановкой оценок я еще раз перечту.
Удачи и вдохновения
Она, старушка, ее, девчушку, воспитывала раньше. Тоже в качестве няньки-андроида, но не суть. Девчушка привыкла ее бабушкой называть. Хотя со стороны взрослой уже девицы как-то глупо и странно взывать к старушке “ты же моя бабушка!”. Она ведь знает, что андроида перепрограммировали и память постирали, так чего смущать электронные мозги?
Знаешь, Саш, почему я люблю фантастику, но на расстоянии вытянутой руки? Она имеет тенденцию сбываться. Это пугает. Уже сейчас человечество начинает чувствовать эмоциональное одиночество и заполняет его виртуальной реальностью. А написан рассказ замечательно. Я просто поворчала, но оценила хорошо.
Естественно сбывается фантастика (не вся, но тем не менее). Собственно, так бОльшая часть фантастических произведений и создается: смотришь на реальность и пытаешься угадать – а что из тех или иных подвывертов вырастет лет эдак через дцать? Хороший писатель-фантаст должен быть хоть сколько-нибудь футурологом.
Совершенно согласна. Вот и хочется, чтобы вектор изменился. Хочется , чтобы фантасты начали видеть свет в конце туннеля. Но почему -то все оптимистичные истории похожи на утопии. Ворчу?
Не знаю, не знаю… Идея Стругацких о полдне человечества мне и сейчас не кажется утопией. Пусть даже этот полдень будет не коммунистическим, а каким-то другим (даже обязательно другим). Вообще мрачные произведения продиктованы желанием самих читателей, ведь такие тексты популярны, их читают, покупают. Почему? Может быть людей успокаивает то, что реальность еще не так плоха, если сравнивать ее с очередным книжным апокалипсисом.
Знаешь , в 90-х, когда начался бум книгопечатанья, была серия “кино-бесселер”. И в “Терминаторе” я споткнулась на фразе, дословно не процитирую , как помню…” В последнюю секунду он недоумевал. Умирать оказалось больно, а не смешно, как в “Том и Джери”.
Вот и думаю, почему такой спрос на жуть? Читаешь и диву даешься, зачем жить и радоваться миру, который только в сравнении с полной чернухой хорош? Почему не очистить небо над своей головой?
Может быть по тому, что знают только мультяшную боль?
Сбой обнаружился. Поменяй в настройках 32 декабря на 32 мая. И 1 января, как все приличные люди, валяйся пьяной под ёлкой. Так нет, принципиальная…
Написано хорошо, и читалось легко, и замес про устаревшего андроида, хоть не новый, но безотказный.
«Старушка ухватила здоровенный бронзовый канделябр и, подняв его торжественно, как олимпийский факел, пошла на меня…» тут я болел за старушку. Ну, в самом деле, как еще вразумить «внучку», что не надо нести пургу, ежели та «внучка» слов не понимает?
Вообще, я тоже не все уразумел. Некая могущественная корпорация с помощью андроидов занимается корректировкой реальной истории? Или это игра какая -многопользовательская стратегическая?
Ваша работа участвует в “Дзен-Кубке Игр” ( https://litbes.com/forum/news/nash-yandeks-dzen/page/18/#topic-post-67688) опубликована на Дзен https://dzen.ru/litbes?tab=articles
Вы можете её репостить, делиться ссылкой на нее по своему усмотрению, комментировать ( не раскрывая авторства).
Своеобразный, трогательный рассказ. Мне даже понравился. Написано тоже неплохо, да и придираться не хочется.
Мне кажется, что в рассказе слегка размыта логика. Если старых андроидов уничтожали, то как “бабушка” оказалась на официальной службе. Зачем ей полностью стёрли память. Нужно было оставить, хотя бы для взаимодействия с гг. Андроид “Амалия” требует ежедневного обслуживания? Иначе застывает на месте? Муж Амалии ничего не подозревает? Для него норма, что жена раз в год превращается в соляной столб? Я от такой жены бежал бы в ужасе.
Многое остаётся непонятным.
Самый главный вопрос, что вообще происходит?
Кто такая Амалия? Тоже андроид? Зачем два постоянно зависающих андроида? Где всё это происходит? Это реконструкция, виртуальность или реальное средневековье? Что за надобность распихивать андроидов по разным эпохам?
Для меня тоже мотивы и стратегия организаторов этого шоу остались загадкой. Можно было при упоминании таинственной могущественной корпорации вставить одно предложение, объясняющее, чем они занимаются, и половина вопросов ушла бы автоматически. Читатель, он же как ребёнок, ему надо всё разжёвывать. Зачастую вещи, очевидные одному человеку, бывают абсолютно непонятны другому.
При всём вышеперечисленном не могу сказать, что мне не понравилось произведение. Идея сбоящего из-за вируса андроида отлично подходит под условия конкурса, даже жалею, что сам до этого не додумался. Рассказ однозначно заслуживает оценки выше среднего, на мой взгляд, но хорошая редактура тексту не помешает.
Сломанный рассказ. Всё что-то ломается, чинится, перекладывается с места на место для того, чтобы первого января снова включиться в эту техно-бюрократическую машину. Баб Маня, роботы и Амалия фон Перрен – смешение французского с нижегородским плюс что-то на айтишном.
«Зачем бабке
сломанныйхолодильник, если она не курит?» (с)Интересно, каков КПД всех этих телодвижений сквозь время? Что-то подсказывает мне, что стремящийся к нулю. Никто не подсчитывает энергозатраты, фантазируя о машинах времени и межвременных транзитах туды-сюды. А это ох как неправильно, баба Маня вам в лысину канделябром!
Фантастикой не увлекаюсь, поэтому как и Мира не вижу аналогов, сюжет кажется свежим и оригинальным. Удивила задумка соединить будущее (андроиды) с прошлым (средневековье). Конечно, как-будто есть логические нестыковки, но они компенсируются хитроумным сюжетом и выходом на 32 декабря (задание конкурса). Спасибо, автору успеха!
Аналогов нет, потому что автор не имеет знаний в истории, в исторической фантастике, в альтернативной истории от слова совсем. Принцип бабочки ему незнаком. Произведения про попаданцев шли для него лесом, как и обсуждения плюсов и минусов этих произведений. Километровые обсуждения.
Культовый роман “Чародей поневоле” Кристофера Сташеффа неизвестен и так далее
Автор искренне изобретал велосипед.
И получилось, что получилось.
Для тех, кто фантастики не знает и не понимает совсем – свежо и оригинально.
Для всех же остальных …
Хочется, однако, пожелать автору творческих успехов.
Автор сказал то, что хотел сказать. И вовсе не о путешествиях во времени.
Первую встречу с бабушкой описал так, что я завис, аки та Амалия. Мастера вызывать не пришлось, сам справился, но это стоило ресурсов, ага. А так… да, мы часто наделяем и людей, и предметы признаками им не свойственными. Иногда и сами “подкручиваем” что-нибудь, чтобы не разочароваться в собственной выдумке. Так что… всё тут норм.
Но зависательный абзац надо бы подправить хотя бы в плане однозначности прочтения, о ком идёт речь – в “их светлости”, а то тут явный перебор вводных на единицу текста: и бабушка, не совсем бабушка, и героиня сильно многоликая, и тут тебе ещё и “их светлость”, которая вовсе не князь (герцог), а, как оказалась, аналог надувной куклы для барона. Удачи! ))
В рассказе временами возникают нелогичные моменты, из-за которых начинаешь воспринимать все повествование в юмористическом плане – это не плохо, но, возможно, искажает идею, закладываемую автором изначально. Временые несостыковки немного смущают и не позволяют относится к тексту серьёзно. Возможно, если бы слог был поживее и лексика менялась в соответствии с временем, на протяжении которого происходит действие, читать было бы легче. А так рассказ нельзя назвать плохим, идея оригинальная, думаю, своего читателя автор обязательно найдёт!
Занятная вещица. Читается легко. Правда немного запуталась в Матильдах и Амалиях, хотя их всего две, если я правильно посчитала. Почему у робота нельзя стереть 32 декабря непонятно. И, как робот может быть бабушкой, меня это тоже удивляет. Новизна есть, тема раскрыта, бал поставлю хороший. Автор, вам удачи.
Весёленький бодренький рассказ, но есть непонятки. С бабушкой все понятно, она тут самая главная и вокруг нее строится сюжет, она андроид и все такое. А вот остальные тоже андроиды? Это мир андроидов как в сериале о компьютерных аттракционах? Что с миром, для чего его сделали?
Любовь к бабушке-андроиду по-человечески понятна. В любой высокотехнологичной среде при наличии людей есть т.н. человеческий фактор. Он и нарушает, и, может, чему-то препятствует, но и любит. Ну не может человек без этого! Трогательный рассказ.
Начал перечитывать, на предмет сверки впечатлений и выставления баллов. В этот раз текст произвёл впечатление микста из околороботовых рассказов Азимова, околонегритянских романов Бичер-Стоу и Митчелл, и околокиношной рекламы двух частей “Холопа”. Окончательно разонравилось.
Продраться через этот синтаксический бурелом было нелегко, но пришлось. Особенно впечатлило вымороченное имущество. Но главное не это. Попытайтесь хотя бы отдалённо понять, о чём этот рассказ. Вот и я не понимаю. Рабочая гипотеза – это рассказ о том, как изящно воткнуть 32 декабря во что угодно.
Очень понравился лор рассказа. Язык тоже отличный, отдающий так любимой мной “громыковщиной” или в данном случае “панкеевщиной”. Но вместо мягкого введения в происходящее, как делает тот же магистр Пехов, на нас вываливают из кузова Камаза всю экспозицию разом. Те все загадочно, интересно, начинаешь додумывать, а тебе ХОБА и все уже пояснили, рассказали, разжевали и в рот срыгнули. Бе! Видимо, сыграло роль ограничение по символам и опасения автора, что если уйти в плаванье “по воде” на суть не хватит. А суть прикольная – про любовь и привязанность. Возможно, автор играла в Детройт: Стать человеком. Там история Кары похожая (или Киры Х-400 короче).
В целом, не смотря на мое брюзжение, от меня будет по максимуму – мне очень понравилось и жаль, что все быстро закончилось.
Скучный рассказ, невнятный сюжет, ошибки в тексте. Списанный робот и любовь к нему человека – довольно затасканная тема. В общем, так себе работка.
Вроде все на месте, и даже все понятно, но как-то не прониклась. Может, душещипательных флешбеуов не хватило, а может просто не моё. Но меня порадовало то, что автор вынес позитивную идею о привязанности во главу угла, а не стал закапывать всё подробностями фантастического допущения.
Хм. Ожидалось чего-то большего. Вроде и сюжет закрутился, и фантдоп какой-никакой получилось создать, а закончилось ничем.
У нас тут люди из будущего по прошлому путешествуют, да не просто люди, а представители какой-то таинственной корпорации, что уже настораживает, да и не просто путешествуют, а расставляют на ключевых местах андроидов, пытаясь с их помощью менять ход истории (по меньшей мере локально, а может быть и глобально – кто их разберет). Напрашивалась какая-то загогулина в сюжете. Но нет – ГГ просто решила, что все останется, как есть. Занавес.
А мигрень – это, к сожалению, не загадочное разглядывание чего-то через окно. Не путать с меланхолией.
Рассказ с наиболее выраженной и удачно обыгранной темой. Интереснейший сеттинг. Однако по событиям история слабовата. Большую часть рассказа идет экспозиция, автор нам рассказывает предысторию. А потом развязка буквально в двух предложениях. Мол, буду раз в год с бабой Маней встречаться. А где конфликт?