Кабина лифта дёрнулась и Сергей проснулся. Несколько секунд растеряно смотрел перед собой, встрепенулся и сел ровнее. Привычным взглядом окинул кабину – всё как обычно: те же затёртые кресла, молящие о новой краске стены и мутноватые иллюминаторы. В лифте, рассчитанном на пятьдесят пассажиров, сидело не более десяти человек. Парочка молодожёнов зажимаются в углу (наверняка спуск в Марианскую впадину – очередной пункт свадебного путешествия). Две пожилые пары (видно хотят заранее узнать, каково это спуститься в ад). Три молоденькие девчёнки – неотрывно таращатся в иллюминаторы, словно им там пообещали показать голого мужика. И странный, бородатый тип с угловатым старомодным саквояжем. Вот и вся компания.
Куда подевались времена, когда в глубоководном лифте «Марианский экспресс» не было свободного места? Когда очередь была на месяц вперёд и по несколько погружений в день? Когда Сергей Корнев, владелец «Марианского экспресса», пил первоклассный виски на Гавайях, только иногда читая доклады своего управляющего? Когда? Сколько лет назад? Похоже, что в прошлой жизни… Сейчас хозяин лифта сам был за управляющего, за технического работника и обслуживающий персонал. Одним словом – лифтёр.
Корнев угрюмо вздохнул. Он прямо чувствовал, как удавка банка затягивается на шее. Через неделю нужно погасить очередную часть кредита, но никакие ухищрения экономии не дали результата. Скоро, скоро банковские стервятники пустят ему кровь. Дадут пинка под зад, «Марианский экспресс» перейдёт в чужие руки, и ему уже будет всё равно, что банковские барыги будут делать с этой коробкой из облупленного металла, скользящего по рельсу, как старая стриптизёрша по шесту.
– … совсем недавно мы погружались со скоростью двести метров в минуту, но дно Марианской впадины уже близко и сейчас мы уже двигаемся не быстрее прогуливающегося человека. Всё ради Вас, наши дорогие гости! Всё для того, чтобы вы насладились прекрасными видами самой глубокой точки Земли.
Корнев отвернулся от робота-гида, который из центра кабины вещал елейным голосом. За сотни погружений Сергей наизусть, до тошноты, выучил каждую фразу. И с некоторых пор перестал воспринимать этот говорящий ящик на ножках. Голос гида для него превратился в фоновый, безразличный шум, так же как и гул двигателя. Однако, сейчас, слова робота почему-то не пролетали мимо:
– …чудо подводного мира! И мы увидим его изнутри. Это зрелище достойно только избранным!
«Ага, избранным… – подумал Корнев, пытаясь отвлечься от навязчивого голоса. – Заплати пятьсот двадцать кредитов плюс экологический сбор – и ты избранный».
– …Это архитектурное творение неземного разума поражает воображение…
«Этот каменный горб, торчащий из дна, поражает своей унылостью».
– …немыслимой формы, прекрасные в своей чуждости, внутренние коридоры пронизывают этот архитектурный шедевр…
«Кривые, убогие в своей серости, обычные пещеры пронизывают этот застывший наплыв магмы».
– …ведут в центральный зал, который своими размерами и плавностью линий потрясает воображение…
«Ведут в центральную пещеру которая, подсвеченная десятком прожекторов, кажется не такой унылой чем есть на самом деле».
– …наш неземной реликт несомненно является братом близнецом храма найденного на Марсе несколько лет назад.
«Вот именно, отдалённая схожесть этих двух кусков скал и сгубила «Марианский экспресс», – зло подумал Корнев, отвлёкшись от «разговора» с гидом. – Почти все долбанутые романтики ринулись на Марс. Ещё бы, межпланетные перелёты подешевели, пока летишь – любуешься звёздами. На самой планете светло, удобно. На стенах «храма» какие-то каракули. Всё ж лучше, чем в толще мутной воды высматривать «потрясающие воображение своды». Тьфу!»
Владелец «экспресса» обвёл взглядом пассажиров, мельком взглянул в панорамный иллюминатор, и, встав с кресла, понуро двинулся в технический отсек. Скоро дно, нужно готовить гидробарические скафандры.
* * *
Лифт мягко коснулся донной платформы. Дверь из главного зала распахнулась и, направляемые настырным гидом люди потянулись в технический отсек. Корнев по очереди помог всем надеть бар-скафандры. Проверил датчики. Не то чтобы это было необходимо, – всё контролировала автоматика и ИИ – просто людям спокойней, когда кто-то осязаемый лично проверяет их безопасность.
Сергей для вида подёргал лямки бар–скафандра последнего пассажира. Глянул через прозрачный пластик на неуверенное лицо прыщавой девицы и угрюмо подмигнул. Та в ответ попыталась улыбнуться.
– Ну что, все готовы? Тогда проходим в ту дверь, – Корнев показал рукой в сторону шлюза, а сам быстро запрыгнул в скафандр. – Проходим, проходим, не задерживаемся. Я сейчас догоню.
Долго пассажирам ждать не пришлось. Владелец лифта закрыл дверь изнутри и нажал на тумблеры. Наружная дверь шлюза немного сдвинулась и вода со свистом стала прибывать в помещение. По мере повышения давления материал скафандра грубел, уравновешивая внешнюю силу. Изнутри же реагировал даже на малейшее движение, так что для людей изменения внешней среды не ощущались. Вода быстро заполнила шлюз. Сергей посмотрел на настенный монитор, ещё раз проверил охранный периметр – морских тварей не наблюдалось. Да и с чего бы?!
– Итак, гости дорогие, – проговорил в динамик Корнев и до конца сдвинул в сторону наружную дверь, – добро пожаловать в ад.
– Ух ты!.. – выдохнул жених в наступившей тишине.
В проёме шлюза клубилась мутная тьма, только в нескольких местах пробитая лучами прожекторов. На границе видимости что-то мелькнуло. Пассажиры тут же с восхищением и страхом зашумели.
«Ясное дело, охранный периметр на всякую мелочь внимания не обращает. А для эффекта непуганым горожанам сойдёт», – усмехнулся Корнев и вполголоса отдал команду.
От донной площадки лифта в темноту протянулся коридор из слабо фосфорецирующих светильников. Их свет только обозначал направление и не мешал «любоваться» темнотой и высвеченными нашлемными фонарями мельтешащую под ногами муть.
Пассажиры сгрудились в плотную группу и неуклюже двинулись по тропе. В динамиках шлема снова заговорил гид. Он, хотя и остался в кабине лифта, людей не забыл. Корнев вздохнул и выключил этот канал связи. Отстал от группы и без интереса посмотрел на спроецированный на внутреннюю поверхность лицевого щитка монитор. Везде зелёные огоньки, десять фиолетовых точек синхронно двигаются в одном направлении – всё в порядке.
Корнев, задумавшись, шёл за возбуждённо охающими людьми. Да, подумал он, здесь, на дне Марианской впадины, среди темноты и редких глубоководных гадов, ему и место. На поверхности – долги, дешёвая водка и полная безнадёга. Ни семьи, ни друзей не осталось. Как кончились деньги, так все сразу куда-то делись. Хотя, с Марьяной он конечно виноват сам…
Так, погрузившись в невесёлые мысли, он плёлся за гостями в темноту и едва не пропустил точку «Вау». Корнев ругнулся и торопливо послал сигнал.
Прямо перед людьми, из ничего, появилась, выхваченная мощными прожекторами торчащая из дна скала.
– Ваааауу!!! – хор голосов наполнил общий канал связи. Корнев вздохнул.
Когда восторженные голоса поутихли, одна из пещер в стене скалы подсветилась больше других. Собственно, именно в неё ныряла тропа.
Судя по тому, как одновременно поворачивались головы гостей: то вверх, то вниз – гид хорошо делал свою работу. Глубоководное приключение от «Марианского экспресса» приближалось к своей кульминации – посещение центрального зала «внеземного храма». Зев пещеры, одного за другим, проглотил людей в серых скафандрах. На мониторе фиолетовые точки вытянулись в извилистую линию. Корнев включил канал гида.
– … и теперь, после долгого погружения, мы увидим настоящее чудо, – Сергей глянул на монитор – люди-точки сгрудились на границе внутреннего грота – и активировал следующий этап представления.
Пока шёл через пещерный проход, он точно представлял, что происходит впереди. Включилась грамотно смонтированная подсветка, чтобы ярко выделить внутренние своды с выгодной стороны. Небольшое световое шоу – стены пещеры отразили искусственный свет множеством горящих переливающихся точек. Плюс расслабляющая музыка. Вуаля! И унылая пещера, с теряющимся в мутной воде сводом, превратилась в симметричный, с ярко выраженными рёбрами, соединяющимися далеко вверху, просторный зал. Неплохое зрелище, ничего не скажешь. Но смотреть его в сотый раз? Ну, нет.
Потоптавшись пару минут у входа в освещённую центральную пещеру, Корнев всё же вошёл. Гости уже разошлись в разные стороны, трогая стены, запрокидывая головы назад и возбуждённо переговариваясь между собой. Гид нёс дикую ахинею про архитектурные особенности и ценность этого места. Параллельно предлагал гостям не стесняться и более внимательно осмотреться, потому как второй раз такого не увидишь.
«Конечно, какой идиот попрётся сюда во второй раз?» – сам у себя спросил Корнев.
Несколько людей в бар-скафандрах задействовали движки и медленно плыли вверх вдоль стен. Хозяин лифта безразлично скользнул по ним взглядом, отвернулся и вдруг почувствовал, как холодок побежал по спине. Ещё раз посмотрел на дальнюю фигурку, плывущую к своду. Человек в руках держал небольшую коробку, стараясь чтобы со стороны её не было видно.
– Что за чёрт? Очередной «экспериментатор», что ли? И почему его коробку не расплющило? – пробормотал себе под нос Корнев, включил движок и поплыл к нарушителю.
Пока приближался, вызвал на экран информацию о посетителе. Иван Тернов. Стандартные биометрические параметры. Количество посещений – пять… Что?!
Корнев добавил скорости и включил личный канал посетителя.
– Мисте… Госпо… Мммм… Тернов, вы не могли бы остановиться. Мне нужно задать вам несколько вопросов.
Тернов молча оглянулся, увидел приближающегося работника лифта и стал помогать себе плыть свободной рукой и ногами.
– Эй, чёрт возьми, я с кем говорю? – перестал играть в вежливость Корнев. – Я сказал, стоять!
Тернов только начал грести ещё лихорадочней. Это не помогало. Дистанция между ними быстро сокращалась, но к куполу пассажир успел всё же первым и сразу начал возиться со своим грузом. Корнев схватил его за плечо и попытался развернуть. Но тот успел впихнуть коробку в щель между камнями и резко оттолкнулся. Два человека закружились в воде, медленно отдаляясь от свода. Корнев отталкивал Тернова, пытаясь дотянуться до странной коробки, но тот вцепился мёртвой хваткой.
– Пусти, идиот, – пыхтел Сергей. – Чего ты так упираешься?..
– Да свершится воля божья! – вдруг криком прервал молчание Тернов. – Пусть адский храм поглотит гиена атомная! Вместе с почитателями и прислужниками его! Приношу жертву свою во имя тебя, Светлоликий! Во имя тебя!
Туристы ошарашено смотрели на борющихся людей. Корнев наконец смог отпихнуть соперника. Он с ужасом осознал, что сейчас произойдёт. Почему-то боялся не за свою жизнь, а за то, что «Марианского экспресса» больше не будет. Отчаянно поплыл к своду, протянул руки, но тут коробка расцвела огненным цветком. Заглушая крики фанатика, заклокотала вода и глухой нотой застонала скала.
Корнев инстинктивно сжался, ожидая удара, но… Бурлящая вода немного отбросила его и… и больше ничего. Вся энергия атомного взрыва, словно бы закапсулировалась, прилипла к каменному своду и жадно им всасывалась. Клубок яростного пламени безумствовал ещё с десяток секунд, а потом исчез.
Все светильники погасли. Центральная пещера погрузилась во тьму. Связь между бар-скафандрами прервалась. Сергей мельком глянул на монитор – фиолетовые точки хаотично двигались, натыкаясь друг на друга. В голове шумело, сердце бухало, как молот по наковальне. Для Корнева всё происходило, словно в замедленной съёмке. Чувства притупились, поэтому, когда в темноте от свода по стенам начали разбегаться изумрудные лучи, удивление пришло не сразу. Появилась проникающая всюду лёгкая вибрация. От стен стали отваливаться наросты , грязь и медленно опускаться вниз. Изумрудные лучи, достигнув дна, побежали по периметру и к центру, освещая испуганных людей. Между лучами протянулись друг к другу тонкие отростки и, соединившись, образовали пульсирующую сеть.
Свод засветился, и из него выросла искрящаяся голографическая сфера. По боковой поверхности побежали неизвестные значки. Набирая скорость, значки бежали справа налево и вдруг резко остановились. Сфера скачкообразно увеличилась в несколько раз. Корнев и глазом не успел моргнуть, как оказался внутри. Стало покалывать кожу головы, проникая всё глубже и глубже вовнутрь, а потом распространилось по всему телу. По сфере снова побежали непонятные значки. К ним добавились картинка. Картинка странного существа, отдалённо напоминающего обитателя Марианской впадины – удильщика. Изображение начало мигать и из зелёного цвета стало красным. По сфере опять побежали иероглифы, покалывание в голове Корнева усилилось. Поплыла цепочка картинок: от первоначального существа, с небольшими изменениями от одного к другому, к современному удильщику. Помигала зелёным и снова окрасилась в красный цвет. Стены сферы на секунду очистились, но потом поток чужеродной информации потёк с новой силой. С удивлением Корнев начал «узнавать» эти закорючки. Сначала «узнавались» отдельные крючки, а потом пришло общее понимание. Он смотрел на бегущие строчки и одна часть мозга «видела» недоступные для понимания знаки, а другая воспринимала их осмысленно.
«Выполнен дополнительный анализ регресса анстиарха», – по сфере проплыли крючки-слова, потом снова показались картинки. Начались с первого изображения анстиарха и до удильщика. Только на этом не остановились. Дальше изображения живых существ замелькали с нарастающей скоростью, от более сложных к более простым. В какой-то момент существа стали опять усложняться и Корнев начал их смутно узнавать, словно вспоминал историю развития жизни на Земле из книжки по биологии. Последняя картинка, с изображением человека, замигала зелёным.
«Генетический след присутствует в приемливой доле, – картинка замигала чаще. – Высокая вероятность восстановления функций».
Из свода к Корневу потянулся ярко переливающийся луч. Сергей успел только зажмурится, прежде чем потерял чувство реальности. В голове вспыхнул феерверк из движущихся навстречу сияющих сгустков энергии. Словно на немыслимой скорости летишь к скоплению звёзд галактики и с разгона погружаешься в них, поглощаешь их…
Когда Корнев открыл глаза, он не мог понять, сколько прошло времени. Казалось, прошла вечность. Посмотрел по сторонам. Недалеко от него барахтался Тернов, в его глазах плескался суеверный ужас. Значит, прошло немного времени, но это уже не важно. Голова гудела. Он ощущал себя на огромной площадке, на которую выходило множество дверей. И все они были открыты. Знания из них лились многоцветными потоками. Восприятие пространства у Корнева выросло многократно: он видел-чувствовал каждое живое существо в зале. Видел, как страх наполняет людей. «Потянулся» к ним, «смахнул» негативное чувство и наполнил спокойствием.
«Функция анстиарха станции межпространственного перехода сектора Триом звёздного роя Миуан восстановлена», – вспыхнуло сообщение, и картинка с изображением человека загорелась ровным изумрудным светом.
Корнев протянул руку к оболочке сферы. От прикосновения на поверхности появилось множество точек, соединёнными между собой тонкими линиями. Сеть точек покрыла всю поверхность сферы. Абсолютное большинство из них были тёмными, но некоторые горели ярким белым светом. Сергей шевельнул пальцами – небольшой участок карты приблизился. По центру замигала точка. «Наша станция», – улыбнулся Корнев. Карта станций наложилась на карту звёзд и планет. На каждой планете Солнечной системы была станция. Потухшая. Даже на Солнце.
«Солнце? – подумал Сергей. – Там же настоящий ад».
«Станции в локальных точках позиционирования защищены от внешнего воздействия и имеют возможность телотрансформировать своих анстиархов к условиям окружающей среды», – всплыло знание откуда-то изнутри.
Сергей Корнев, анстиарх земной станции, обвёл взглядом центральный зал. Станция, после гибели цивилизации её создавшей, после миллионов лет в режиме ожидания и потери всей энергии, и после такого нужного подарка в виде ядерной бомбы – снова оживала. Зал плавно гудел, грязь и пыль всасывалась в стены, оставляя ровную, чистую поверхность. Пол пульсировал перламутром. В центре, на постаменте, начал расти шар «жидкой ртути» – портал перехода.
Людей не было видно. Корнев глянул на уже не нужный монитор – гости подводного мира быстро перемещались к кабине лифта.
«Ну что ж, – с удовлетворением подумал Корнев, – пусть на поверхности узнают, что «Марианский экспресс» теперь доставляет не в самую неприветливую точку Земли, а к дверям в другие, сияющие и неизведанные миры».
«Анстиарх, – запрос станции возник перед мысленным взором Сергея, – требуется ли телотранформирование для адаптации к внешним условиям существования? – мелькнуло изображение удильщика, – И каким именем к тебе обращаться?»
Сергей улыбнулся, он уже понял, что бар-скафандр ему не нужен. Сейчас его тело само может противостоять любому давлению и любым температурам. Собственно, и дышать не обязательно. Телоформироваться в подводное чудище? Ну, нет.
– Мне и это тело нравится, – проговорил Сергей Корнев, анстиарх станции, координатор межпространственных переходов. – А как меня называть? – Сергей на секундочку задумался и задорно рассмеялся. – Зови меня – Лифтёр!
Произведение недостаточно интересно. Соответствие теме – полное, жанр – научная фантастика. Качество текста могло быть выше, заметна невычитанность: есть как обычные опечатки, так и стилистические огрехи. Фант.доп – собственно, два: технологии будущего, связанные с транспортом, и тема контакта, объединённая с присутствием “спящих агентов”. Технические моменты, относящиеся к области механики с энергетикой судить не берусь. Отсутствие подробностей в данном случае считаю достоинством произведения. Вкрапления характерных черт социального строя удачны, но не получают развития. Проблемы с сюжетом:”террорист” весьма ожидаем, и напоминает огромное количество аналогичных фанатиков в аналогичных условиях. Превращение ГГ в агента инопланетян тоже не вызвало “Вау!”-эффекта, ибо знакомо в той же мере. Тот самый “Бог из машины” несколько устарел за последние два с половиной тысячелетия.
По итогу могу посоветовать только внимательную корректуру. Произведение показалось недостаточно оригинальным, и любые попытки изменить сюжет можно только приветствовать.
P. S. Обсуждение исключительно в личке.
так… я так поняла, что все закончилось хорошо, и слава богу. Сначала так захватывающе, но что произошло после взрыва от меня ускользнуло. Все оказались внутри какой-то сферы и там им что-то было показано. У меня все)
В конце всё объяснилось, станция втянула энергию бомбы и восстановила свою функцию по перемещению в другие миры;)
Сюжет из разряда: там видела то, там это, но собран грамотно. Рассказ понравился, динамично, эффектно описано, все легко визуализировать. Замечательно переданы эмоции и переживания гг. читала на одном дыхании, не смотря на то, что было понятно, что произойдет дальше. автору спасибо!
Рассказ прочёлся залпом: достаточно динамичный сюжет, логичное повествование, нет лишнего текста(провисаний), насыщенная визуальная картинка – находишься внутри сюжета,
занимательное кино.
Эмоции гг от отчаяния до позитивной трансформации, уместны — читатель уходит воодушевлённый.
++
Текст читался с большим интересом и удовольствием. Описания эмоций и локаций очень выразительные – дают полное представление о событиях. Рассказ можно было бы экранизировать и получить динамичный контраст было/стало и эффектный визуальный ряд.
Ещё одна интерпретация теории, что жизнь на землю занесли инопланетяне. Скучновато. Начало, на мой взгляд, затянуто. Техническая сторона идеи – ни в какие ворота… Ну а рассказ – средненький такой, крепенький.
Сложно писать отзывы после фон Гринвальдуса – кажется, что всё по существу уже сказано.
Добротный фан.доп (сдвоенный, так сказать). Всё довольно складно и толково, но как-то… суховато что ли.
Над оценкой подумаю: приятное впечатление рассказ оставил, но не сказать чтобы поразил в сердечко)
А вы сначала свой отзыв напишите, а потом остальных читайте) Я так делаю
Он всё сказал, а Вам и буковки не оставил?!
а как тогда “не сотвори себе кумира”?!
Спасибо автор, это было занятное чтиво. Как то так и хотелось, чтоб всё произошло, не может такая впадина быть просто пустой. Читалось местами не совсем понятно, но в голове картинка сложилась.
На очень многие рассказы похоже. И на тот, где на поверхности мёртвой планеты стали оживать хаотично разбросанные ёлочные шары, а скала оказалась пушкой. И на тот, где на модели мира отображены исчезающие и перемещающиеся селения. В 60-е годы прошлого столетия очень зашло бы и было бы напечатано приличным тиражом.
Сейчас – нет.
и вообще всё на всё похоже, не правда ли?
Не думаю, что так. Слон не похож на моську, к примеру. И на буйвола не похож, как заметил незабвенный Козьма наш ака Прутков
Хороший рассказ. Высокую оценку можно поставить уже за то, что я так не напишу. Фантазии не хватает.
Однако есть у меня пара вопросов. Как так успешный бизнесмен уровня Илона Маска смог подавить в себе желание быть успешным? Внешние причины с высококонкурентным Марсом это понятно. Но искра предприимчивости так просто не гаснет.
Интересно, что стало с людьми?
Почему в финале у Сергея злорадная ухмылка? Ощущение, что он с новыми возможностями раздавит Землю и людишек за то, что сам себе наобиделся.
Рассказ
приемливыйтребует тщательной вычитки (и желательно не авторской, а профессиональной). Тема и жанр соблюдены. Насчёт оригинальности идеи судить не берусь. Если честно, не очень поняла миссию Сергея на Земле и его дальнейшие намерения.P.S. Про гиену атомную – это же юмор? Скажите, что да.
Начиналось немного депрессивно, но потом динамично и интересно. После взрыва местами плохо представлялась картинка. Автору спасибо!
Сюжет рассказа прямой, как рельс, по которому спускался лифт. Автор не захотел/ не умеет запутывать читателя, чтобы в финале, с криком “Вау” выскочить из-за угла. Тем не менее мне понравилось. Над некоторыми сравнениями не мог не рассмеяться. В целом, позитивное послевкусие, рассказ, хоть и в старомодном стиле, но вполне достойный.
Любопытно. Порадовала тема про “экологический сбор”. Удивила тема отсутствия “металлодетекторов” на входе, или их аналогов.
А концовка прям вывела на новый уровень. Но прям выбивается, как по мне. Но это имхо, учтите
Не захотел превращаться в удильщика. И это ему аукнется. Среди чётких пацанов надо быть таким же чётким пацаном, не выделяться.
Очень понравились девчонки в иллюминаторе. А ещё двери, из которых так и льются разноцветные знания. Немного жаль Тернова, но пусть барахтается раз уж рядом…
Прочитала на одном дыхании: динамично, с юмором, живо и зримо. Тема присутствует на сто процентов. Об оригинальности идеи судить не берусь, фантастика не мой жанр, мне было интересно.
Хороший конкурсный рассказ. Тему с “куда-то пришли, там им “повезло” и теперь они УУУУ” сто раз читал у ста разных писателей (к примеру, из последнего у Конофальского в “Комбриге”). Но она настолько “наповерхности”, что обвинить в заимствовании рука не поднимется. Короче, все на месте, написано бойко. Тема есть, читать интересно. Чувак с коробкой представился Верховцевым из “Тайны третей планеты”. Зачет. Поставлю много.
Слева, соответственно, Лифтер.
Рассказ хороший. Начало понравилось больше, чем середина и финал. Сперва, автор описывал, я бы сказала, жизненную фантастику: кредит, крах проекта и т.д., потом решил писать серьезную фантастику. На мой взгляд, именно она слегка и не задалась. По всей видимости, автор не знал куда свернуть и повернул немного не туда, так бывает. Но в целом, по сравнению с моей писаниной, рассказ заслуживает высокой оценки. Ну, и финальная фраза , конечно, зачетная. Автор, вам удачи.
Добротный рассказ. Виден авторский стиль. Мне читать было интересно, хотя в рассказе и не было чего-то супер неожиданного. Концовка правда получилась чересчур сумбурной. Уж знаки позволяли можно было бы получше разжевать концовку и побольше рассказать о лоре этого мира, но это ИМХО.
Автору спасибо и удачи!)
Сразу бросились в глаза ошибки и не очень удачные обороты.
Наверное, доступно. Опечатка. Или «избранных».
Но после прочтения некоторых других рассказов мнение конкретно об этом улучшилось, хотя и сразу было неплохим. В данном случае ошибки не так критичны.
Вопрос по сюжету: как один человек мог обслуживать такой проект?
Во второй (условно) половине рассказа, когда начались основные события, читать стало намного интереснее. Автору удалось передать атмосферу «восстановления станции», тут вопросов нет, ибо ничего в подобном не смыслю. Но написано достаточно красиво и для чайника убедительно.) И да, это можно отнести к фантастике.
Возможно, есть отсылки к другим источникам/произведениям. А может, и нет. Показалось… Впрочем, большинство фантастических историй о «глубоководном» могут иметь сходство.
В целом понравилось.
Ох, лифты – это прям мой пунктик! Несколько раз писал фантастические истории про лифты, чем-то они для меня неизъяснимо притягательны! А еще прикольно, что я захотел узнать – кто такой анстиарх, загуглил и выскочила одна единственная ссылка. “Литературная беседка, рассказ №2 Лифтер” ))
Впрочем, про лифт в рассказе сказано мало – ну есть он и есть, всё. Спускаются на нем, поднимаются, называется “Марианский экспресс”. А действо происходит на дне.
Заброшенные (но, конечно, же действующие) станции таинственных предтечей – тема для великого множества произведений и фильмов. Стоит ли за неоригинальность ругать автора? Думаю, что нет. Никто не скажет, как у очередного сочинителя получится сочинить что-нибудь на избитую тему. Пусть пробует. Планшет от Эппл тоже был не первым, но выстрелил именно он.
Данный конкретный рассказ, если честно, не выстрелил. Да, он относительно интересный, более-менее гладко написанный, но все это далеко от высоких оценок.
Я начал спотыкаться на первом же абзаце. Вот Сергей проснулся, встрепенулся и сел ровнее. Он спал сидя? Ну, допустим. Далее он видит пассажиров, которых “не более десяти человек”. Но почему “не более”, если он точно знает, что их ровно десять? Допустим, и этому можно найти объяснение.
Возможно, я просто придирался к словам. Как, например, к “привычному взгляду” и “ухищрениям экономии”. Или непонятно зачем вставленным скобкам. Но дальше есть другой момент: если “слова робота не пролетали мимо” Сергея, то почему они пролетают мимо читателя, становясь бессвязными?
Однако, когда повествование перенесло героев на дно, такие кочки исчезли. Появились пунктуационные, грамматические и стилистические. То запятые не там, где нужно, то с окончаниями рассинхронизация, то фразочки, в контексте которых явно пропущены слова или несколько косноязычные.
И все же сюжет мне понравился. Простой герой со своими проблемами, нетривиальное место действия (спасибо теме конкурса), лихой сюжетный поворот в финале (пусть и кажущийся знакомым). Да, повествование в какой-то момент увлеклось действием настолько, что не обращало внимание на грамотность и лаконичность. Но в целом, если исправить все недочеты, получится добротная фантастическая история.