Серое небо излучало свет, отражённый армиями фонарей и дискотеками в придорожных кафе.
Ночь.
Зимняя туманная ночь.
Жаль, что Миша не мог это видеть. Окно их спальни выходило на проход между домами. Это место всегда казалось каким-то неприятным и незащищённым.
Миша не спал. Он елозил пальцами по настенному ковру.
Парень не мог заснуть, как и не мог чем-то себя занять.
Телефон давно разрядился и упал в щель между кроватью и стеной.
Поэтому Миша размышлял: обдумывал прошлое, настоящее и то, что можно было бы назвать «будущим».
У кого-то из соседей названивал телефон. Старый. Проводной.
Долго. Кто-то не унимался.
А потом, резко прекратил. И пятиэтажка погрузилась в тишину.
Миша убедился, что жена спит.
И попробовал встать с кровати – резко – одним движением.
– Не надо, – простонала она.
Нет. Как оказалось, она не спала.
– В туалет… Пи-пи… – ласково произнес он.
– Снова душить будут… – захныкала жена.
Миша не спорил и не хмыкал. Он задумчиво молчал. Парень застрял в неудобной позе, потому что не успел вовремя вскочить с кровати.
– Ты же знаешь. Ты уходишь – они приходят, – она говорила тихо, очень нервно, с отдышкой.
– В туалет… На две минуты…
Она, вяло, попыталась ухватить его за плечо.
А он, просто, встал и вышел.
– Снова… – пробурчал Миша, когда пощёлкал выключателем и понял, что в доме нет света.
Пришлось действовать в слепую.
Время текло медленно. Очень медленно. Как какое-то чёрное масло.
Закончив все свои дела, Миша заглянул в комнату к сыну.
Мальчик, с головой, скрылся под ворохом одеял.
Скорее всего, ребёнок нервничал. Обычно, он засыпал под телевизор.
Сын, явно, проснулся и теперь затаился, с головой скрывшись в ворохе одеял.
Наверно, у мальчика те же проблемы, что и у его мамы.
Она, как раз, громко зарыдала.
– Достали! Дёргают за руки… за ноги… Ну, за что?
Миша вернулся и лёг в кровать.
Любимой всегда было уютно рядом с ним: она лежала между мужем и старым мягким ковром.
Какое-то время они лежали, молча обнявшись.
– Видишь, его ботинки? Такие большие… Тяжёлые Чтобы избить кого-то… – немного успокоившись, тихо нашёптывала она мужу на ухо.
– Ну и где он? – осторожно спросил Миша.
– В коридоре стоит… Заглядывает… Издалека… – она пыталась говорить настолько тихо, насколько это вообще возможно. – Ботинки видно… Силуэт видно… А его самого… Лицо… Никогда не видела.
Миша старался не смотреть в коридор. Он повернулся лицом к своей любимой.
Миша задумался о тех временах, когда Она была весёлой, забавной, энергичной и очень позитивной.
Он не заметил, как заснул.
Казалось, прошли считанные минуты.
Но, когда парень проснулся, в комнате уже начало светать.
К утру, жена смогла заснуть. Спокойно. По-настоящему.
Миша тоже заснул. Он наслаждался сном… Спал… Дремал… Просыпался… Снова засыпал…
– Надо к Маме поехать, – Миша, впервые за последние полгода, проснулся от голоса жены.
Она казалась неестественно бодрой.
Но стрессы изменили её внешность: синяки под глазами, впалые щёки, бегающий взгляд и нервный голос.
В её волосах, за последний год, прибавилось седины.
Даже движения немного изменились.
– К маме поедем, – настаивала Она.
– Поедем, – уверенно подтвердил Миша.
– Она понимает во врачебных делах… И опыт у неё жизненный хороший…
Собирались быстро и молчаливо.
Даже не поели. И не накормили сына.
Правда, мальчику повезло – вместо гречки и хлеба с маслом, ему оставили целую коробку подаренных кем-то конфет.
– Глеб, твоё, – коротко прокомментировала мать – Можешь доесть.
Уйдя из квартиры, они закрыли свою прочную дорогую дверь. Именно тёща сказала поставить такую – чтобы привлечь в дом Богатство.
Та самая тёща, которая могла бы сейчас как-то помочь.
«Или не могла бы? Не сможет» – Миша погрузился в мрачные размышления.
Дорога к тёще была непростой.
Миша с женой жил на Тополёвом проспекте, в спальном районе Красноморска.
А мать супруги проживала в ещё более отдалённом посёлке – в Свердлово.
Больше пяти километров. Почти шесть.
Но Мише повезло: троллейбус нужного маршрута, как раз, подъехал к остановке.
– Реально повезло, – Миша аж расплылся в улыбке. – Если там нет кондуктора и «оплата водителю», можем не заплатить… Выскочим и всё.
– Заплатим. Не обеднеем, – холодно отрезала жена и надела чистую медицинскую маску.
Заплатив кондуктору, Миша тоже надел свою маску, грязноватую и пожелтевшую. Он её проносил весь прошлый год. Всё время не хватало времени хоть раз отстоять очередь в аптеке.
– Ваш билетик, – после этих слов кондуктора в салоне наступило молчание.
Почти всю дорогу они проехали без слов.
Троллейбус ЗиУ, «десятой» модели. Уставший и потрёпанный жизнью. И такие же пейзажи за окном: кусок мёрзлой степи, старые заводы и домики с соломенными крышами.
Многоэтажки стояли очень разрозненно и редко. Как будто раньше таких домов здесь было гораздо больше и их выкосила неизлечимая болезнь.
Да и старая троллейбусная гармошка чувствовала себе не очень хорошо – постанывала на ухабах и поворотах.
На одной из остановок Миша попытался выскочить.
Но жена резко схватила его за капюшон куртки и рывком затащила обратно –
в салон троллейбуса.
– Что ты делаешь? – холодно спросила она.
– Ну ошибся… Какая разница… Так – двести метров. А так – сто метров…
Они промолчали ещё одну остановка.
Троллейбус объехал квартал, похожий на плоский муравейник, слепленный из кучи одноэтажных домов.
Громко выпустив воздух, старый ржавый зверь мягко выпустил своих пассажиров.
– Зачем? Зачем! Зачем ты хотел выйти на той остановке? – оказавшись на улице, она орала как раненый зверь. – Ну зачем? Зачем? Какого чёрта?
Миша молча потоптался на месте, а потом пошёл за женой.
Зима выдалась сухая, бесснежная и совсем не грязная. Даже туман, стоявший много дней, рассеялся, обнажив серо-голубое небо.
Они быстро дошли до многоэтажек, гордо стоявших в стороне от соломенноголовых мазаных домиков.
Евгения Сергеевна, мишина тёща, жила в неплохой девятиэтажке. Работающий лифт. Чистая парадная.
Жители старых свердловских кварталов ненавидели эти дома: называли их «скворечниками» и «совковыми человейниками». И часто подговаривали своих подростков писать здесь гадости и портить стены.
Первый этаж, освещённый жёлтым светом лампочки, был разрисован примитивными сценами – убогими иллюстрациями секса. Вокруг – странные надписи и оскорбления в адрес жильцов.
– Нажимай на седьмой, – сказала жена, когда они вошли в лифт.
В тусклом искусственном освещении она выглядела совсем плохо.
А на этаже Евгении Сергеевны вообще стоял мрак. Лампочку, наверно, украли. И окна вдоль лестницы были закрыты фанерными листами и картонками.
– Подсвети, – сказала жена, пытаясь найти звонок квартиры своей мамы.
Миша полез в карман за телефоном, но почти сразу вспомнил, что разряженный телефон остался под кроватью.
– Забыл? – спокойно переспросила любимая. – Я свой тоже забыла.
Она нащупала кнопку. Звонок оживлённо затарахтел.
– Светка! Светлана! – Евгения Сергеевна обняла дочь.
«Сильно похожи» – почему-то только сейчас подметил Миша.
Только у матери нос был более выпуклым и крупным, как ятаган.
Да и корни волос на тёщиной голове казались гораздо более тёмными, почти чёрными. А слишком светлая, бледно-золотистая, краска ещё и подчёркивала это.
– О, Пашка… Пашка-Черепашка, – приветливо сказала тёща и похлопала его по плечу.
– Я – Миша, – улыбнулся зять.
Евгения Сергеевна разозлилась. Ей не понравилось, что она открыла зятю свою забывчивость и уязвимость.
– Проходите, Миша. Чувствуйте себя как дома.
– У Светка, кажется, сонный паралич, – начал зять, снимая обувь в прихожей.
– Что такое «сонный паралич»? – хмыкнула Евгения Сергеевна.
– Я загуглил симптомы…
– Что значит «загуглил»?
– Короче, в интернете посмотрел…
– Ой, не надо, Миша, – тёща скривилась. – Интернет – это для глупых и необразованных людей.
– Нуу, этоо… – Мишка замялся.
– Давай, ты сама всё расскажешь, – Евгения Сергеевна обратилась к дочери.
– Когда я ложусь спать, на меня нападает кто-то невидимый… Почти невидимый… Иногда я их вижу… – запинаясь, рассказывала дочь. – Иногда они приходят в темноте… даже тогда, когда я не сплю, и не лежу, и вообще не сонная…
– Темнотааа, – почти простонала Евгения Сергеевна. – Вот в чём дело. У вас всегда слишком темно.
– Ну да, – согласился Миша.
– А почему вы не спите с включённым светом?
– Часто перегорают лампочки… А денег на новые нет… – грустно ответил её зять. – К тому же, у нас несколько раз в неделю отключают свет.
– Всё время отключают свет? – задумчиво произнесла тёща. – Надо что-то делать… Эти сущности слишком любят темноту.
– Чтоо? – удивлённо переспросил Миша.
– Они любят заброшенные дома… тёмные помещения… комнаты неиспользуемые… Затаятся там… И живут… – Евгения Сергеевна рассказывала всё это очень увлеченно, но почти без эмоций.
– То есть вы верите, что это не сонный паралич, а какие-то «сущности»?
Миша не любил спорить с людьми, да и мало в каких темах имел достаточно знаний.
– Вот вы кто по образованию? – неожиданно спросила тёща.
– Финансист, – не раздумывая, ответил Миша.
– Ну вот… А я – биолог… Итак… Как вы думаете, кто из нас лучше разбирается в подобных вещах?
– Мама – очень хороший знаток, – вмешалась Светлана. – Она столько людей отговорила от прививок и операций.
– Даже, вот, недавно, – продолжила сама Евгения Сергеевна. – Аннушка… Анна Павловна, двоюродная сестра подруги. У неё рак нашли. Сволочи… Резать её хотели… Её бы там искромсали… А так… Спокойно дожила! Умерла в мире… Я её до последних дней травками отпаивала, – в её голосе чувствовалось, что ей есть, чем гордиться.
Миша уже толком и не слушал её. Зять рассматривал бывшие книжные шкафы, заставленные иконками, баночками и мешочками. А на самом видном месте вообще лежала отвёртка, да ещё и заточенная.
– А куда вы книги переставили? У вас раньше их много было… Стивен Кинг… Фантасты всякие… Военные энциклопедии.
– А зачем тебе, Мишка?
– Я бы попросил у вас что-то… на время… почитать… – неуверенно попросил зять. – У нас нет денег на книги. А свет часто отключают… Да и на работе, бывает, делать нечего…
– Книги – зло, – не раздумывая, сказала тёща. – Те, что были – это муж покупал… А он уже умер… Вот я и сожгла… во дворе… как мусор… – женщина перекрестилась. – У мужа, кстати, и ноутбук и с интернетом был, и телевизор. Естественно, я это всё в ломбард сдала. Хоть денег заработала… Но это не главное… Ты посмотри, сколько теперь тут места свободного. Как чисто стало! Как светло! – она посмотрела на Светку. – Ладно, – махнула Евгения Сергеевна. – Мне надо дочку спасать, – взяв телефон, она ушла на кухню.
Супруги молчали.
Всё это казалось каким-то нелепым.
Тёща всерьез верила в какие-то очень странные вещи.
Миша даже пожалел, что приехал сюда вместе с женой.
Прошло несколько минут, и Евгения Сергеевна вернулась.
– Я за вас договорилась, – тёще было, чем гордиться. – Придёте в Больницу автодорожного Хозяйства – в двести второй кабинет… Запомнили? Мишка?
– Это – здесь. Недалеко, – прокомментировала Светка.
– Там очень хорошие врачи работают. Такие и в Судьбу верят, и дело своё знают… Доктор принимает до полдесятого вечера. Знаю, что Пётр Петрович –врач образованный, толковый. Он закончил школу военных психиатров имени Фрунзе. Там специалистов, вот, просто, на-сто-я-щиих готовили.
Миша почти ничего не ответил. Просто, что-то пробормотал.
Он быстро обулся, собрался и вышел из квартиры.
Мише захотелось подняться на этаже выше.
Между восьмым и девятым этажами окна уцелели. Там стоял широкоплечий паренёк, лет двадцати-тридцати на вид.
– Красиво? Да? – переспросил Миша, увидев, что паренёк делает снимки, с профессиональной фотокамерой.
– Красиво, – охотно согласился незнакомец.
Над степью багровел закат, раскрасивший небо в картину красного, серого, оранжевого и синего цветов.
– Миша, ты что? Ты где? Давай быстро! Жду тебя внизу! – орала Светлана.
Двери лифта открылись и закрылись.
– Вас мама ищет, – заметил паренёк
– Жена, – поправил его Миша и побежал вслед за лифтом.
Светка шла очень быстро, почти бежала. Она не смотрела, идёт ли за ней муж.
Правда, Миша старался не отставать.
Сначала – замёрзшая грунтовая улица.
Ещё одна такая же.
Потом – оживлённая дорога.
За ней – улица, покрытая асфальтом.
– Куда? В больницу? – неожиданно спросила пожилая женщина, одна из немногих прохожих.
– Да… – немного растерялся Миша.
Он не остановился – просто, сильно сбавил шаг и шёл очень медленно.
Отсюда был виден весь комплекс: трёхэтажная больница и ещё какое-то трёхэтажное здание, похожее на школу.
«Медицинское училище» – догадался Миша.
– Не ходи туда, – женщина говорила очень спокойно. – Они месяц назад забрали моего мужа… Потом, просто, однажды вынесли его ногу… всю – до паха почти… замотанную в газетки… Просто, вынесли как кусок мяса… Ну, я рыдала. Умоляла… Теперь даже не знаю, жив ли он…
– Сочувствую, – произнес парень.
– Не ходи туда, просто, – она положила ему руку на плеч. – Не надо! Страшно там.
– Э-ээ… По-оо…
Миша хотел что-то сказать, но не успел.
– Миша! – кричала жена, успевшая дойти до ворот.
Он побежал.
Когда Миша догнал Светку, их обоих окликнул мужчина, похожий то ли на рыбака, то ли на спившегося военного.
– Там нет никого! – кричал этот незнакомец, вышедший сквозь одну из калиток. – Декабрь-январь… Бухают они… Я только что оттуда… В училище каникулы – вот и ленятся, – хохотнув, он добавил. – Может, психиатры там есть… Только эти… Которые придурков смотрят… – дальше он хохотал почти до слёз.
Он ржал как конь. И его смех был слышан даже в вестибюле больницы.
Там было тихо и безлюдно.
Миша и Светлана бродили по коридорам, в поисках двести второго, пока не догадались подняться на второй этаж.
В больнице горели некоторые лампы, но этого было недостаточно.
Небо совсем потемнело.
Сумерки.
Плотные тяжёлые занавески на окнах.
Миша и Светка ещё долго бродили по сумраку.
– Куда? – окликнул их высокий чернобородый врач.
Белая шапочка. Белый халат. Руки в карманах.
Он выглядел как-то совсем предсказуемо.
Уставший, но незлой человек, несущий бремя врача.
– Мы к психиатру, – ответил Миша.
– Нам нужен Пётр Петрович! – почти криком добавила Светка.
– Заходите ко мне. Прошу! – дёргая чёрными бровями, доктор заскочил в открытый кабинет.
Супруги зашли и присели на стулья, вдоль стены.
– Только документики ваши дайте, – сразу добавил доктор. – Такой порядок.
– Может, мы уже начнём? – спросил Миша.
– Начнёте что? – почему-то удивился психиатр.
– Я сама расскажу! – Светка почти плакала. – У меня проблема. Беда. Я не понимаю, как мне с этим бороться.
– Ну-ну?
– По ночам ко мне приходят какие-то существа… Стоит выключить свет на десять минут – они появляются. Душат меня. Дёргают. Пугают.
– Сонный паралич, – пояснил Миша.
В ответ, врач посмотрел на него с каким-то неуловим пренебрежением.
– Опишите их, – доктор внимательно слушал пациентку.
– Один такой высокий… крупный… в тяжёлых ботинках… – замялась Светлана. – Двое других… Маленькие… – снова замялась и добавила. – Лицо одного я видела… Смуглое, неприятное… но не сказать, что уродливое.
– Понятно, – немного задумавшись, психиатр одобрительно кивнул.
– Я пыталась его прогнать, и он стал плоским – сползал вдоль стены, – немного замялась, задумалась Светлана и добавила. – В угол… за шкаф… где двенадцатая квартира за стеной начинается…
– А вы устраивали какие-то спиритические сеансы? Ритуалы?
В ответ, Светка передёрнула плечами.
– У нас в училище ребята, учащиеся, ещё и при советской власти занимались тем, что вызывали демонов, духи маньяков, ну и тому подобное… В общем, играли с вещами, с которым играть не стоит… До сих пор об этом вспоминаем.
Светлана покачала головой – она такими вещами никогда не занималась.
– А может у вас всегда слишком тихо и темно?
Пациентка не стала спорить.
– Им нравятся такие места, – вздохнул доктор. – К слову сказать, у нас в училище знают, как с этим бороться: петарды, фейерверки, громкая музыка, громкий смех. Знания передают из поколения в поколение и…
– Стоп, доктор, вы тоже это верите? – Миша бесцеремонно перебил доктора.
– А вы нет? Вас они не душили?
– Нет, – Миша не сдержался и усмехнулся под недовольным взглядом жены.
– И вы ничего не видели? Такого… как ваша супруга описывает…
– Бывало – пару раз. Да, я видел странные… немного необъяснимые вещи…
– Но вас они не трогали? Не подходили вплотную?
– Ну, если вам будет интересно: я несколько раз слышал шёпот: один раз у нас в комнате, и ещё раз – как будто кто-то стоял у порога… за порогом…
– Любопытно… – психиатр нежно трогал лежащий на столе смартфон, включил громкую связь и позвал коллегу. – Пётр Петрович, зайдите, пожалуйста, – сразу добавил. – Дело очень важное.
Миша и Светлана удивлённо переглянулись.
– Вас надо осмотреть. Отдельно, – психиатр добавил. – Всё очень серьёзно.
– Ладно, – пожал плечами Миша.
В кабинет заглянул медик.
Такой же, как и первый.
Белая шапочка. Белый халат. Орлиный нос. Умный спокойный взгляд.
Он выглядел очень серьёзным. Но было в нём что-то неуловимо комичное.
– Пётр Петрович, паспорта, – первый психиатр встал со стула и протянул коллеге их паспорта.
Пётр Петрович, со сдержанным интересом, посмотрел на супружескую пару. Оценил взглядом Мишу и жестом позвал за собой.
– Идёмте-идёмте, – они шли по тёмному коридору.
В больнице было совсем безлюдно.
Доктор и его спутник свернули направо.
Потом – налево.
Снова поворот.
Развилка.
И Миша зашёл в ярко освещённый кабинет.
Он не ушёл далеко от жены. Её громкий нервный голос был слышан даже здесь, но смысл слов терялся. Она, как будто, бессмысленно спорила с врачом.
– Михаил Артёмович Громков? Адрес такой же, как у жены? – изучив паспорт жены, Пётр Петрович заглянул и в документы супруга.
Отложив паспорт в сторону, доктор, с каким-то почти детским любопытством, рассматривал нового пациента.
– Да, это – я…
– Возраст? Полных лет?
– Тридцать три.
– Как Иисус, – усмехнулся психиатр.
– В каком смысле?
– Ну, Иисусу тоже было тридцать три…
– Когда?
– Проехали, – махнул рукой доктор и продолжил заполнять бумаги. – Место работы?
– Бухгалтером… В магазине автозапчастей «Автознаток».
– Дети?
– Сын… Пять лет, недавно исполнилось…
– Сын – родной?
– Ну да… Мы – родители…
– Я о другом… – ухмыльнулся доктор. – Знаете ли, бывает, девушки выходят замуж за одних, а рожают – от других… А?
– Нет, – Мишу аж передёрнуло. – Не может быть такого. Внешне, Глеб – точная копия меня в детстве.
– И глаза? И взгляд? И форма черепа?
– Ну да… Как я – только маленький…
– Боюсь, у него плохая наследственность… Ваши гены… Я почти уверен.
– Ээ… Это вы о чём? Заметьте, проблемы не у меня. А у моей жены, – Миша немного оживился.
Странные намёки доктора ему совсем не понравились.
– Мальчик сейчас один? Дома?
Миша кивнул.
– Дверь надёжная?
– Да. Открыть можно только ключом, снаружи.
– Это хорошо.
– А?
– Какой этаж?
– Третий.
– Ладно, – утвердительно кивнул психиатр. – Сойдёт…
– К чему вы это всё спрашиваете?
– Вы же задержитесь у нас, – доктор добродушно усмехнулся и, немного театрально, развёл руками.
После этого он вывернул наружу тяжёлый ящик шкафа и достал оттуда инструмент, похожий на гибрид клещей и линейки.
Миша, повинуясь инстинкту, быстро вышел в коридор.
Сердце билось так сильно, что казалось: оно может остановиться в любой момент. Началась отдышка. В глазах потемнело. И Миша опёрся спиной о стену больничного коридора.
Парень постоял так пару минут, а потом вернулся в кабинет Петра Петровича.
– Ну что вы, как маленький? – доктор смотрел снисходительным самоуверенным взглядом. – Это – «толстотный циркуль». С помощью такого инструмента я измерю вам череп, – психиатр говорил очень медленно.
Миша не стал убегать и сопротивляться. Он позволил измерить свою голову холодным металлическим инструментом.
Доктор отложил циркуль в сторону и стал щупать голову пациента, впиваясь в неё своими цепкими пальцами.
– Нууу, – застонал Миша и попытался вырваться.
– Успокойтесь, – холодным механическим голосом отрезал психиатр. – Боязнь врачей – это главный симптом, практически, любого психического заболевания.
– Хваатит ужее, – Миша попытался расцепить пальцы врача.
Врач неожиданно отпустил его и отошёл в сторону.
– Пойдёмте, – всё таким же, немного холодным тоном, сказал врач, спрятав толстотный циркуль обратно в родной ящик.
Пациент покорно вышел за ним в коридор.
Миша заметил, что никого не было слышно: ни первого психиатра, ни Светку. Было совсем тихо.
Только линолеум слегка чавкал и скрипел – пол казался немного липким.
Доктор возился со смартфоном: пару раз открывал и закрывал калькулятор.
– Знаете, ваш цефальный индекс составляет ровно семьдесят три с половиной, – заметил доктор.
Они шли по переходу между двумя зданиями: из больницы – в медицинское училище.
– Долихоцефалия. В наше время, это – редкость, – продолжил психиатр.
– И о чём это говорит?
– Это всё вписывается в рамки моих подозрений.
– Каких подозрений?
– Сейчас проверим.
– А где моя жена?
– С ней работает коллега, – Пётр Петрович едва заметно ухмыльнулся. – Разве это не очевидно?
Они зашли в коридор без окон и дверей.
В конце коридора – лестница. Узкая. Скользкая. Без перил.
– Постарайтесь не упасть, – произнёс доктор.
Пётр Петрович включал фонарик на телефоне – теперь лестница казалась не такой опасной.
Стены, вдоль лестницы, были разрисованы такими же идиотскими рисунками, как и в парадной Евгении Сергеевны.
– Наверно, здесь чужие часто ходят, – издалека начал Миша.
– Никогда, – отрезал психиатр. – Здесь не ходят чужие. Только сотрудники и наши лучшие учащиеся.
Вскоре облик стены резко изменился. Это были не рисунки, а пятна плесени, похожие на вереницы чёрных призрачных силуэтов. Призраки гнались за женщиной. Вот их жертва была уже нарисована человеческими руками – просто, как бездарная карикатура на женские формы. Одному из призраков кто-то дорисовал реплику в стиле комикса: белое облачко со словом «Сука!».
– Мдаа… – вздохнул Миша.
– Что? – обернулся врач.
– Ничего, – махнул рукой пациент.
– Проходите, – доктор указал на металлическую дверь.
Они оказались в гибриде гаража, морга и школьного медпункта.
Доктор подошёл к единственному шкафчику с препаратами. Он ловко достал шприц и ампулу.
– Это ещё зачем? – Миша сильно удивился.
– Процедура. Для этого нужен наркоз… Разденьтесь, пожалуйста, до пояса.
– Так дело не пойдёт, – отрезал пациент.
– Не понял, – доктор не ожидал отказа.
– Я сказал: нет.
– Совсем с ума сошли? – Пётр Петрович внимательно заглядывал своему пациенту прямо в глаза.
Миша резко ударил доктора по рукам. Ампула и шприц оказались на полу, и пациент начал топтать их ногами.
– Идиот, – спокойно, но очень зло, сказал доктор.
Врач растерялся. И Громков успел его оттолкнуть. Оступившись, Пётр Петрович сделал ещё пару нелепых шагов назад и упал на спину.
Миша взлетел вверх по лестнице. Но, в темноте, он поскользнулся и упал на колени, заехав лбом прямо в пятно плесени.
Громков потерял своё преимущество, потому что доктор уже вскочил на ноги, схватил какой-то инструмент и быстрыми мелкими шагами пошёл за ним.
Миша бежал к переходу между зданиями. Но там его поджидал чернобородый врач.
Громков резко изменил маршрут.
Он промчался по пустому коридору. Снова поскользнулся – на мытом паркете. Но быстро вскочил и бежал в сторону лестницы – на первый этаж.
Спустился вниз.
Рассматривал каждую дверь – искал выход на улицу.
Если бы не решётки на окнах, он бы разбил одно из них.
Миша нашёл один из запасных выходов. Дверь была приоткрыта, и он бросился к ней.
Но налетел на что-то.
Какой-то невысокий мешок.
Нет, не мешок.
Женщина.
Пожилая.
Низкая и пухлая.
Миша машинально извинился и попытался проскочить мимо неё.
Но женщина неожиданно ударила его по голове, чем-то острым и тяжёлым.
Громков оступился. Правой рукой он попытался ухватиться за какую-то опору. Левой он защищался от очередного удара.
Так Миша всем телом упал на правую руку – запястье хрустнуло как кусок печенья.
– За что? – он зарыдал.
Рука нестерпимо болела, а в глаза стекала кровь из раны на лбу.
Женщина, как победительница, гордо смотрела на свою жертву.
Уборщица. Она била его обычным жестяным ведром. Рваные края разорвали кожу на лбу парня.
– Не надо, – он выставил здоровую руку вперёд.
Он не стала бить ещё раз. И Миша снова попытался выскочить в приоткрытую дверь.
Но тут подоспели оба психиатра.
– Мария Александровна? – удивился чернобородый.
– Ловко вы его, – подхватил второй.
– Убивать его будете? – с ухмылкой переспросила уборщица.
Пётр Петрович негромко рассмеялся.
– У вас есть что-то седативное? – переспросил чернобородый. – Как бы он от болевого шока не умер.
– Я тебя прошу, – махнул рукой Пётр Петрович.
– Всегда при себе, – гордо заявила уборщица и достала из кармана целлофанов пакет, в котором лежал заготовленный шприц, наполненный какой-то жидкостью. – Это – если кто-то из студентов будет себя плохо вести… Ну а сейчас каникулы. Бывает, тут алкаши опасные ходят.
– Сойдёт, – сказал первый психиатр и вонзил своей жертве шприц прямо в горло.
Миша очень быстро почувствовал озноб, расслабленность и вялость.
Ноги, казалось, перестали его слушаться.
Правда, он не заснул и не потерял сознание. Но у пациента уже не было желания сопротивляться.
Психиатры ловко пронесли его через все здание.
Они вернулись в то самое помещение, похожее то ли на морг, то ли на подвал.
Мишу усадили в гинекологическое кресло. Они привязали его обычной синей изолентой. Сделав сотни оборотов, они закрепили его руки и ноги, и зафиксировали голову. Горло было пережато настолько сильно, что Громков с трудом мог дышать.
– Чем его вскрывать? – надев перчатки, спросил чернобородый.
– Валек… Валентин Валерьевич, я всегда жду от своих коллег творческую смекалку. В сочетании с научным любопытством – это идеальная комбинация… Итак, ваше мнение?
– Ампутационной пилой? – скривился Валек.
– Именно так. Здесь, внизу, не такой большой выбор инструментов, – одобрительно согласился Пётр Петрович. – Только сначала нужно снять скальп… Не спешите. Я сам сниму с него скальп.
Они ввели Мише ещё один препарат.
Боли не было. Пациент понял, что с него сняли скальп только тогда, когда сам это увидел. Пётр Петрович бросил его скальп на резекционный стол.
– Может, лучше сразу в ведро? – осторожно переспросил Валек.
– Не надо. Пригодится.
Психиатры пилили его голову как новички-лесорубы. В нескольких местах они глубоко подпилили стенки черепа. В других местах – грубо доломали самым обычном ломиком.
Это не было больно в прямом смысле слова.
Это было хуже.
Громков испытывал нечеловеческое давление.
Жуткий ад.
У парня даже не было сил кричать. И Миша тяжело дышал как умирающий зверь.
– Ну что? Михаил Артёмович, выпусти своих демонов, – усмехнулся главный психиатр.
Валентин Валерьевич приложил такие усилия, что в конце, просто, грубо сорвал крышку черепной коробки пациента.
После этого стало легче. Нестерпимые мучения исчезли в одночасье.
Пальцами, без перчаток, Пётр Петрович полез в мозг своей жертвы. Что-то легонько хрустнуло – старший психиатр достал оттуда что-то длинное и острое.
Оно напоминало огромный кусок зубного камня – было в нём какое-то особое, неприятное, изящество.
– Знаете, что это?
Пётр Петрович аккуратно держал камешек на ладони – так, чтобы пациент мог его рассмотреть.
В ответ, Миша промычал что-то невнятное.
– Я называю это «духорезом», – психиатр недобро усмехнулся. – Вы понимаете, чем он опасен? Не для вас конечно… А для Хозяев… Вот, представьте: вы пришли на пляж и волочете за собой мешок с ржавыми ножами… Задели одного человека… Второго… Третьего… Десятого… Кому – ногу проткнула. Кому – руку порезали… И на пляже все отходят от вас в сторону… А, представьте, если вы схватите эти ножи и броситесь на людей? Легко кого-то убьёте… Понимаете, в чём ваша болезнь? Вы наносите раны Хозяевам. Вы как бы «не хотите». Но им очень неприятно… очень сильно неприятно.
– Кто такие? Эти ваши «Хозяева»?
– Ну-у… Кто-то из них стар как сама Ночь. Кто-то раньше был человеком… Знаете, среди них были очень достойные люди: боролись с похотью и грязью, очищали планету и род людской. Они убивали проституток и лжецов – тех, кого стоило убивать. А после смерти они остались… Ну, вы понимаете, – развёл руками психиатр. – Впрочем, теперь вы им не помешаете. И не стоит гордиться, что у вас в голове вырос духорез. Во-первых, у некоторых он вырастает в силу наследственных причин. Во-вторых, у многих он растёт из-за неверия и скептицизма… Понимаю, что для твёрдой логики нужен такой твёрдый орган. Но не думайте, что вы лучше других… Были… Ведь теперь всё это в прошлом.
– Значит, вы меня отпустите? – со стоном спросил Миша.
– Нет, конечно. Вы нажалуетесь в полицию. Ещё нас объявят «сумасшедшими».
– Не убивайте, – Громков с трудом шевелил губами.
– Надо, сначала, отрезать ему ноги. А потом подумаем, как от него избавиться, – Пётр Петрович обратился к своему коллеге.
– Не надо резать, – простонал Миша.
Он дёргался. Щурился от крови, заливавшей глаза.
– Может действительно не надо, – осторожно начал Валек.
– Ладно. Отнесём его на «Спецблок».
– Хорошо.
– Надо его оформить как рак мозга… «Вскрыли»… «Посмотрели»… «Неоперабельный», – репетировал Пётр Петрович. – И бумаги на кремацию… Кстати, его жена! Её реально нужно кремировать.
– Я понимаю, – согласился Валентин Валерьевич.
Вдвоём они срезали путы изоленты и понесли свою жертву наверх.
– Пётр Петрович…
– А?
– Можно я оставлю себе духорез? На память?
– По крайней мере, лучше, он у тебя лежать будет. От камешка так просто не избавиться.
– Спасибо! – Валек расплылся в улыбке.
Он растерялся от невиданной удачи – так, что чуть не уронил пациента с лестницы.
Из-за перепада напряжения, лампы нервно моргали.
************
Чик. Чик. Чик. Пщ. Пщ. Дззз.
Кто-то ломал дверь снаружи.
Они перешёптывались.
А Глеб старался это не слушать. Он ещё много часов назад забился в углу шкафа, в комнате родителей.
Послышались чьи-то крики.
Глеб закрыл уши, но случайно задел дверь шкафа, и она приоткрылась.
Когда ребёнок впервые спрятался, пол комнаты заливало струёй горячей воды.
Наверно, Глеб повредил батарею, когда сдвигал шкаф ближе к углу.
Теперь вода остыла – по ней можно было ходить.
Носки неприятно промокли.
Глеб на цыпочках подошёл к двери комнаты.
В этот самый момент замок резко сломался, и входная дверь начала открываться.
Заорав от неожиданности, мальчик бросился обратно в комнату.
Шкаф уже не казался спасением.
Мальчик разбил первое стекло в окне.
Разбил второе.
Высунувшись, порезался. Снова закричал.
Вывалился из окна. И полетел на асфальт.
– Как дар небесный, – произнёс психиатр, вовремя пришедший в этот двор.
– Пётр Петрович, это же – ребёнок, – заметил один из сотрудников училища.
– Мы вовремя пришли, – заметил психиатр. – У него в башке, знаешь, что? «Духорез». По крайне мере, у его отца я вырвал из мозга здоровенный камешек.
– Ну ребёнок же… Вдруг перерастёт, – скривился коллега.
– Да ладно. Тут болевой шок, – психиатр присел на корточки и проверил сердцебиение. – Он уже всё.
Работник училища опустил взгляд.
– Врачи? Врачи! – кричал пожилой мужчина в спортивном костюме. – Как хорошо, что вы здесь! Как вовремя! – мужчина подбежал к психиатру. – Родители оставили ребёнка три дня назад. Он плакал! Кричал! Батарею сломал! – глядя на бездыханное тело, он добавил. – Как же так?
– Наследственность. И судьба, – не раздумывая, чётко ответил Пётр Петрович.
******************
Мигала лампа.
Сумрак.
Или свет.
Очень тусклый.
Глаза болели слишком сильно, но парень попытался разглядеть лампочку, спрятанную в клетке из толстых прутьев.
Всё-таки сумрак.
Лампочка был слишком слабой.
– Твою мать, – прошептал парень.
Голова не болела – она горела огнём так, как будто её облили бензином и подожгли.
Миша сразу всё вспомнил, но пытался убедить себя, что всё это – сон.
Он попытался пошевелиться, но руки и ноги были замотаны и зафиксированы вдоль тела.
Сломанная правая рука, примотанная к бедру, полностью онемела. Она нагрелась как варёная картошка в кастрюле.
– За что? – простонал Громков.
Он лежал в носилках, на полу.
Миша слишком поздно заметил тварей, ждавших его пробуждения.
Оба существа: высохшие, голые, тощие, очень смуглые, с редкими чёрными волосами. Оба были похожи на мумии женщин.
Одна поползла по полу, в его сторону, как паук. Ниже коленей её ноги оканчивались короткими костлявыми отростками.
Вторая прыгала на одной ноге – у неё не было стопы.
– Хозяева? – прошептал Громков.
Та, что прыгала на одной ноге, наклонилась над ним и в уродливой улыбке и обнажила немногочисленные зубы.
– Хозяева, – Миша согласился сам с собой.
– Да ты что, – хихикнул одноногая. – Мы – живые люди.
Безногая ползала вокруг носилок, как собака, готовая к нападению.
– Мы Хозяев сами немного боимся, – добавила одноногая.
– Где я? – облизывая губы, спросил Миша.
– Пётр Петрович говорит, что это – «Сцепблок».
– Мы в больнице?
– А никто не знает. Тут двери как в СИЗО… Ты был когда-нибудь в СИЗО?
– Значит, мы где-то заперты?
– А ты догадливый.
– Пить хочу.
– В общем, мы тебя убивать пока не будем. Тебе Пётр Петрович, наверно, инфекцию занёс… Сколько проживёшь – столько проживёшь. Мы съедим только печень и мозг… Жира на тебе, всё равно, нет. А мышцы нам не осилить, – она снова обнажила свой жуткий рот. – У меня всё плохо. А у Маргоши вообще ни одного зуба не осталось.
– Совсем конченные? – прямо спросил Миша.
– Слова выбирай. У нас тот ножик есть. Очень тупой… Понимаешь?
– Что вы тут делаете?
– То же, что и ты.
– Давно?
– Полгода… Или год… Не больше.
– Как вы здесь оказались?
– Маргоша – моя сестра, – одноногая кивнула на безногую. – Ей двадцать пять… Или уже двадцать шесть… Она работала санитаркой в больнице. Однажды проболталась, что Пётр Петрович убивает пациентов. Он её подкараулил в Базарино, возле ПээНДэ, на конечной трамвая – толкнул под трамвай. Обе ноги ей сразу отрезало. А он выставил всё так, что она «пыталась покончить собой». А потом оформил, что она подхватила «Корону» в реанимации и умерла. А сам спрятал её здесь… Видишь, Маргоша сошла с ума… Раньше она не была такой…
– А ты?
– А я училась в медицинском училище. Сразу догадалась, в чём дело. Рыла. Искала, – сестра Маргоши разрыдалась. – Он меня в ловушку заманил. Ногу отрезал. И сюда бросил.
Он присмотрелся.
Девушка. Похожа на цыганку.
Она была изуродована пытками, голодом и болью.
– Доктор нас людьми давно кормит. Обычно, это – трупы пациентов… Иногда приносит живых… Как ты… Двоих нам пришлось убить, а потом уже съесть.
– Может, сбежим все вместе? План какой-то… Придумаем…
– Агаа… Сбежиим… Мы без ног сбежим, а ты – без башки, – засмеялась несчастная девушка. – У тебя полчерепа срезали… Мозг, наверно, повредили… Урод… Живи пока.
Миша тоскливо смотрел на лампочку, которая мигала как чей-то больной разум.
А она мигала всё сильней.
**********************
– С кем имею честь?
– Пётр Петрович, как же так?
– Вы, простите, кто?
– Я тебе дочку и зятя! Самаа отправиилаа! – рыдала в трубку женщина. – На заклание!
– Понял, – он её вспомнил. – Женя? Или как тебя там? Евгения Сергеевна?
– Зачем ты убил моего ребёнка?
В коридорах училища слышались крики. Наверно из-за сессии.
– Какие у тебя ко мне претензии?
– Помнишь, когда я родила старшего? Ты говорил, что его нужно убить, потому что он мешает каким-то «Хозяевам»?
– Мешал, да. И мы договорились его убить… И?
– И ты пообещал, что за это ты будешь защищать моих детей!
В коридоре кто-то кричал
– Звоните в полицию! Вызывайте ментов!
– Менты уже здесь! – орал кто-то из студентов. – Уже бегут!
«Подрались, что ли?» – подумал Пётр Петрович.
– Кто ж знал, что твоя дочь выйдет замуж за человечка с вросшим духорезом в голове? – спросил
– Сволочь!
– Да заткнись уже, – Пётр Петрович сбросил звонок и попытался выйти из аудитории.
Перед ним стояла Женя с острой окровавленной отвёрткой.
– Евгения Сергеевна, наш разговор закрыт, – психиатр не растерялся и, пытаясь скрыть страх, попытался зайти назад в аудиторию.
– Сволочь! Книголюб поганый! – орала обезумевшая женщина.
Она вовремя поставила ногу – не дала захлопнуть и закрыть дверь.
Евгения Сергеевна нанесла один меткий удар заточенной отвёрткой.
Снизу-вверх.
В левый глаз.
Пробив глазницу, отвёртка заскрежетала в костях черепа.
Пётр Петрович на мгновение подпрыгнул на месте и тут же свалился на пол.
– Стоять! Не двигаться! Мордой в пол! – в коридоре появились полицейские.
Евгения Сергеевна шагнула им на встречу – с окровавленной отвёрткой.
Они расстреляли её в упор.
А один из полицейских наклонился и выстрелил ей в затылок.
– Зачем? – прорычал второй.
– В фильмах видел. «Контрольный выстрел».
– Дебил! Какой контрольный выстрел? Тебя теперь по всем инстанциями затаскают.
– Сюдааа… – лёжа на полу, шептал раненый Пётр Петрович.
Сознание психиатра мигало как лампочка.
Как будто его мозг собирался в любой момент потухнуть.
**************
– Вам повезло. Эта женщина убила троих, тяжело ранила восьмерых, и десятки людей получили различные раны и порезы, – чётким, хорошо поставленным голосом, говорил незнакомец. – Новостные сайты назвали её «Бабой-Чикатило», «Самкой Чикатило» и «Красноморским Колумбайном», – он задумался и добавил. – Говорят, что эта женщина – местная, из Свердлово. Вероятно, у неё какая-то обида на врачей. Или же, это – мама одного из учащихся… В общем, следствие в процессе.
Открыв глаза, Пётр Петрович увидел врача, хирурга, которого уже однажды видел в училище. Этот медик давал там лекции.
– Вам вообще очень повезло, – продолжил хирург.
Здесь же рядом стоял Валек.
– Глаз не задет. Мозг – тоже, – хирург всё очень подробно рассказывал. – Но, интересная вещь: оружие преступницы, та самая отвёртка, попала в полость, которой, в норме, у человека быть не должно. В этой полости остриё пробило то, что я назвал бы «зачаточным глазом», или «третьим глазом» или, скорее, «недоглазом»… Как сказать… В общем, какой-то атавизм… Повреждённые ткани мы удалили, полость обработали и закрыли.
– Удалили? – прорычал Пётр Петрович. – А как я теперь с Хозяевами общаться буду? – он, просто, орал. – Это ж будет как диалог слепого с глухим… Понимаешь?
– Давайте лучше выйдем, – хирург вывел Валека из палаты. – Оставим коллегу в покое.
– Жаль, что он сошёл с ума, – вздохнул Валентин Валерьевич.
– Может и не сошёл… Рано строить прогнозы.
– Понимаете, для такого человека… Он же Светило Медицины… Для него безумие хуже смерти… Может, дать ему спокойно уйти из жизни?
– Нуу ффф… Не знаю, что сказать, – на выдохе ответил хирург.
– С меня – бутылка ликёра «Адвокат», – Валек расплылся в дружелюбной улыбке. – Вам нравится «Адвокат»?
– Ну не знаю, – застенчиво улыбнулся хирург. – У меня нет денег на такие напитки.
– Вот и подумайте над моим предложением, – Валентин Валерьевич похлопал его по плечу. – Кстати, у него в том «недоглазу» что-то твёрдое было?
– Да, как камешек. «Ядро недоглаза» – я назвал бы так, – коллега сразу полез рукой в карман и достал оттуда красный кусочек чего-то твёрдого, завёрнутый в чистый носовой платок.
– Можно?
– Да, пожалуйста… Возьмите… Только не порежьтесь…
Валек быстро нашёл туалет в конце коридор и заперся.
Сначала он достал из кармана своё оружие.
Оно было сварганено впопыхах, но получилось очень изящным.
Подобие вилки: одно остриё – духорез из головы старшего Громкова, второе остриё – духорез из черепа его сына.
Валек любовался своим изобретение – с помощью этой штуки можно было сотворит много дел.
– Придётся потерпеть… – прошептал он себе под нос и спрятал «оружие» обратно в карман.
Потом развернул платок с «ядром недоглаза».
Психиатр направил глазной камешек, острой частью, в сторону своего левого глаза.
Размахнувшись, ударил.
Первый удар. Валек невовремя зажмурился и только ранил своё веко.
Второй удар. Он каким-то чудом не моргнул и попал в глаз.
Боль. Сильная боль, и всё.
Третий удар. Снова не моргнул.
Снова боль. И туман перед глазом.
Ещё один удар. Валек воткнул камешек в глаз, и вбил его вовнутрь правым кулаком.
Получилось.
Психиатр дрожал от боли.
Валек достал пачку бинтов из кармана, разорвал её и ловко замотал глаз.
Пошатываясь, он вышел из туалета и неуклюже, но очень быстро, пошёл по коридору.
– Коллега, что с вами? – хирург попытался его остановить. – У вас же с глазом всё было нормально.
Чернобородый психиатр нервно усмехнулся. И попытался обойти нежеланного собеседника.
– У нас хорошее офтальмологическое отделение… – хирург попытался рассмотреть, что же там багровело под повязкой.
– Вы не понимаете… Я должен очищать мир от нечисти… Только могу… Теперь… До свидания… – уходя психиатр, усмехнулся. – Я помню! С меня – бутылка ликёра. Я помню о своём предложении.
Хирург одобрительно кивнул в ответ.
*****************
Лампочка.
Лампа замигала.
– Скоро свет, наверно, отключат.
Дамы чокнулись и выпили ещё по пятьдесят грам.
– Говорят, сразу после этого Валентина Валерьевича машина сбила… Ещё по пятьдесят выпьем… Без тоста… Ну вот… Говорят ещё, что никакая машина не сбивала. И он, просто, уехал в столицу, а там попал в дурдом…. А другие говорят, что он ездит по городам и охотится на злых духов…
– Доброе дело делает он, Мария Александровна. За это тоже нужно выпить.
– Выпьем! – подруга снова наполнила стакан и выпила до дна. – Пётр Петрович тоже добрые делал, медициной занимался… А недавно в больницу попал и с ума сошёл – с собой покончил… Не смог пережить позора! Сам психиатр – при этом, сумасшедший!
– Ещё по пятьдесят! – сказала подруга.
– Я вот тоже доброе дело сделала – ещё когда Пётр Петрович был жив… От них пациент пытался сбежать, а я его остановила и вернула на лечение… Бедный… Он умер от рака мозга… Видела его документы. Череп вскрыли… Посмотрели… А резать уже поздно… Так и помер… А жена без вести пропала.
– А фамилия, случайно, не Громков?
– Громков… имя не помню…
– У меня подруга живёт на Тополёвом проспекте, прямо под ними. Когда муж и жена, Громковы, пропали, сыночек выбросился из окна. Теперь квартира – ничейная, нежилая… Нечисть там… По ночам – стуки и детский топот…
– Да ну, Людка, в хрущовках всегда какие-то звуки.
Людка, в ответ, пожала плечами и взяла в руки вчерашнюю вечернюю газету.
Надела очки и задумалась.
– Мария Александровна, ты газетку уже читала?
– Это я у алкаша одного забрала, утром… Он на скамейке лежал… Ещё не читала.
– «По мнению красноморских правоохранителей, в розничной продаже, в торговых точках Красноморска находится двести тысяч бутылок поддельной водки, произведенной их токсичных суррогатов…», – Людка перестала читать вслух. – Короче, пишут, что водка в ларёчках – ядовитая. Первые симптомы – через два-три часа после употребления… Смертность среди людей в возрасте – пятьдесят процентов и выше. Последствия для выживших: язвы на коже, слепота, паралич, слабоумие… Пишут, что надо отказаться, на время, от употребления водки, купленной в нашем городе.
– Ну как водочка может быть ядовитой? Ну что за поколение де-би-лов? – Мария Александровна разозлилась. – Водка – это чистый продукт. Почти как лекарство… У нас в училище врачи пьют её литрами – не болеют никогда… Мы вот с тобой, к слову, две бутылки за час выпили… И ничего.
– Четырнадцатое февраля скоро, – Людка сменила тему. – День Святого Валентина… Тортик испеку… Буду фильмы про любовь смотреть… Люблю такие фильмы! Люблю хэппи энды!
– За хэппи энд! – Мария Александровна подняла тост.
Они чокнулись и выпили до дна.
Бытовуха. Мужик-недотёпа, тёща-ведьма, правильные девочки-студентки, злобные мужики-садисты. При этом, у всех какие-то проблемы с памятью. Муж забыл телефон, жена забыла телефон, старуха забыла имя дочкиного мужа. Текст слишком перенасыщен односоставными предложениями, например:
«Сумрак.
Или свет.
Очень тусклый».
или
«Нет, не мешок.
Женщина.
Пожилая.
Низкая и пухлая».
И, ладно, где-то опечатки (типа «Он не стала бить ещё раз»). Но некоторые реплики просто бессмысленные, например, в больницу с улицы приходят какие-то люди, вылавливают в коридоре врача и дальше такой диалог:
«– Только документики ваши дайте, – сразу добавил доктор. – Такой порядок.
– Может, мы уже начнём? – спросил Миша.
– Начнёте что? – почему-то удивился психиатр» (И действительно почему?)
Или
«В коридорах училища слышались крики. Наверно из-за сессии». Простите, а какими криками обычно сопровождается сессия?
Да, рассказ кровавый и жутковатый. Но литературные штампы губят атмосферность. Хочется верить, что у этого произведение, есть не только первый смысловой ряд, а и другие, более глубокие, которые мне просто не удалось заметить при прочтении.
Лампочка как разум!
1) у кого-то перегорает
2) у кого-то сильно мигает
3) у кого-то нормально горит, но всё-равно ведь что-то не так
4) а у кого-то не горит, потому что вообще нет света 🙁
Все персонажи здесь были плохими и пугающими, и не было ни одного светлого лучика.
Возможно, и сам автор – не очень добрый человек.
Вообще давайте спросим себя насчёт того, будет ли хороший человек писать хорроры, чтобы кто-то боялся, пугался и окунал свой разум во тьму :/
Первый из из рассказов, где мне стало по-настоящему страшно. Это когда ты попадаешь в больницу, при этом чувствуешь себя плохо как никогда… А вокруг холодные, бездушные кафельные стены. И такие же бездушные врачи, которым ты отдан на заклание. Остается надеяться на русскую рулетку – повезет или не повезет. Рассказ зачетный.
“Серое небо излучало свет, отражённый армиями фонарей и дискотеками в придорожных кафе”.
Мне одному кажется, что уже первое предложение в тексте нелепо? Небо (если оно пасмурное) может отражать свет фонарей, но никак не наоборот! Я догадываюсь, что хотел сказать автор, но почему он полагает, что я обязан чесать репу в раздумьях? И предполагаю, что он хотел “сделать мне красиво”. Но лучше бы он сделал мне понятно.
“Окно их спальни выходило на проход между домами.”
Местоимение “их” заставляет предполагать, что есть еще кто-то, кроме некоего Миши. Но пока второго обитателя или обитательницы спальни в тексте не замечено.
“Телефон давно разрядился и упал в щель между кроватью и стеной.
Поэтому Миша размышлял”
Господи, вот бы у всех телефоны накрылись медным тазом! Глядишь, тоже размышлять бы начали.
“Она, вяло, попыталась ухватить его за плечо.
А он, просто, встал и вышел.”
Пунктуация восхищает. Зачем тут эти четыре запятых? Дальше – не лучше.
Длинно. Нудно.
Бросается в глаза, что автор имеет представление о хирургии – то ли учился, то ли начитался. Это хорошо, поскольку, например, Михаил Булгаков тоже из касты эскулапов. Увы, некоторые писатели были врачами, но не все врачи стали писателями.
У меня тоже в голове начали мигать лампочки, пока читал.
Главный герой Миша, 33 годика, который
при этом “финансист” по образованию, не имеющий денег на книжки и, собственно, лампочки.
Кроме паренька в ассортименте: поехавшие врачи, творящие беззаконие средь бела дня; двинутая жена, страдающая галлюцинациями; теща, пересмотревшая “Битву экстрасенсов”; окаянная водка, по сути и являющаяся главным злом данного произведения, выскакивающая словно черт из табакерки в самом финале.
Зачем держать в “спецблоке” двух искалеченных девушек? Почему Мишку просто не убивают, а устраивают театральный перформанс с вскрытием черепушки и извлечением “духореза”? Что делают “Хозяева” и какие у них цели по мнению Петровича ? Зачем чернобородому уничтожать нечисть, какие у него с ней счеты? У меня в зале тоже тихо и всегда темно, теперь стоит ждать пришествия духов?
“Удовлетворительно” автор заработал за соответствие теме, но рассказ еще шлифовать и шлифовать.
“Уже не смеркалось.
Взошла луна…” (С)
Простите великодушно, но этим текстом можно людей пытать.
Есть такое понятие, как ритм текста. Это чередование предложений коротких, длинных и средней длины. Так вот, короткие-рубленные, особенно из одного слова, используются для какого-то акцента, создания паузы или ощущения накала, либо сиюминутности. Много таких предложений может быть в разговорной речи, когда рассказывают анекдот или байку-страшилку у костра.
Здесь их засилье превращает рассказ в текст выступления для Петросяна или Задорнова. Я всю дорогу ждал, когда какая-то хохма, как про те кирпичи, вылезет. Еще и с пропагандой алкоголизма.
Ну и это… При такой манере письма я бы даже принял текст за машинный, но нейросеть не допускает такую вопиющую безграмотность чуть не в каждом абзаце.
Авторам, которые не ладят с пунктуацией (или грамматикой), советую тексты прогонять через онлайн-проверяльщики. Хотя бы самое очевидное сможете исправить.
Возникает вопрос – зачем мужика порезали? Ну, ладно, вытащили духорез, так зашейте обратно или убейте . Нет, врачи ему еще ноги хотели отрезать, как будто он в таком состоянии мог убежать. Еще они, эти врачи, об”яснили Мише про духорез и тот без черепушки им отвечал внятно. Мама, которая отдала на заклание собственных детей. Сумасшедший город да и только. А вот суррогатная водка – это действительно страшно.
Уважаемый автор, познакомился с Вашим произведением.
Жанр полностью соблюдён.
Атмосфера хоррора постепенно развивается и становится страшнее.
А то, что проблемы у людей со сном отнюдь не редкость, придают рассказу ещё большую достоверность.
Балл выше среднего.
Творческих успехов!
Рассказы про принудительное лечение в психушке всегда пугают. Читалось с интересом. Автору спасибо
Великолепный рассказ! Сюжет – просто классика! Самый реальный бытовой хоррор из всех, что я читала. Ужасы могут быть там, где мы не ожидаем.
Рассказ почти профессиональный, достаточно много юмора и достаточно много правды. Пишите ещё.
Странный рассказ, как будто автор взял кучу штампов и тем из ужастиков и попытался впихнуть в один рассказ, но толком ни одна тема не раскрыта, так как рассказ спешно перескакивает с одной темы на другую. Да, жанр рассказа хоррор в чистом виде, нет ни одного светлого лучика в этой истории, конечно это полностью вписывается в жанр конкурса, но из-за этого нет контраста, благодаря которому хоррор мог бы стать страшным, а так дешевый ужастик-трэшак про призраков и маньяков врачей. Кроме того странная структура у рассказа, каждое предложение вынесено в отдельный абзац.
Прогиб засчитан, но работу он не спасает.
Это одиннадцатый рассказ, который я комментирую, и во всех без исключения есть нечто общее. Авторы начинают с одного-двух неплохих абзацев. Даже начинаешь думать: «Ого! Наконец-то нормальная еда!» Но потом грамматика начинает заикаться, синтаксис – спотыкаться, логика болеет и умирает, сюжет расползается. Теперь мне стало понятно, отчего так происходит. Это просто необычный формат конкурса. Очевидно, авторы внутренне настроенные на Шорты, начинают и заканчивают текст в пределах тысячи символов, а дальше начинаются мучения. Попытка пробежать марафон в режиме стометровки ни к чему хорошему не приводит.
Вот и здесь, за исключением самого первого, довольно неуклюжего предложения, начало было даже неплохо. Но дальше художественные средства языка иссякают. На третьей итерации серий назывных предложений уже пробивает на ха-ха. От красочных диалогов слегка укачивает. Местоимения заканчиваются, и начинается наше любимое фикбучное жонглирование наименованиями героев. Например:
Если бы не опыт разбора школьных фанфиков, было бы невозможно догадаться, что Миша и Парень – это одно и то же лицо (не говоря уже про отсутствующую запятую).
Тут, по ходу, Валёк и психиатр – это тоже одно лицо, но мы точно не уверены.
Отдельно разочаровывает сюжет. Вначале подробно описывается быт бедной русской семьи, в которой жена главного героя одержима чем-то неясным. Родители уходят в длинное путешествие к тёще, а потом в больницу, оставив пятилетнего ребёнка одного (м-м… а что, так можно было?), и там их тупо убивают. Оп-ля! Все неимоверно затянутые описания посёлка и поездки в троллейбусе таким образом отправляются в ведро! Для чего они были нужны? Чтобы показать глубокий внутренний мир героев, которых тут же убьют? Зачем сцена съедения Миши безногими женщинами? Мы уже поняли, что он больше не будет главным героем. Зачем нам подробности его кончины? Фокальные персонажи меняются: теперь это уже повесть о врачах-вредителях. Но и им быстро приходит конец. И теперь на сцене появляются сильно пьющие женщины, которые обсуждают историю на уровне слухов. Какой там Миша? Какая Света? Какой троллейбус? Какие надписи на стенах? Зачем всё это, когда рассказ можно было легко изложить в формате Шортов? Смена фокальных персонажей и главных героев – это подходит для романа-эпопеи (ну, там, Джордж Мартин или граф Толстой). Пытаться провернуть это в одном рассказе – это.. э… можно в виде авангардистского эксперимента, но это не тот случай. Это именно случай романа-эпопеи, запихнутого в 35000 символов, и в то же время Шорт, растянутый на 35000 символов.
Странный рассказ. И Миша со своей женой странные. Жаль, что не страшные(
Мерзкий рассказ, в том смысле, что все персонажи какие-то больные ублюдки или просто не очень приятные люди. Объективно это нельзя назвать минусом рассказа, наоборот, у нас же конкурс хоррора, а подобные персонажи и описания серой провинциальном России нагоняют тревогу и тоску на читателя. Но, уж извини автор, не люблю я такой беспросветный мрак и если бы я должен был оценивать ваш рассказ, то десятку бы я не поставил. История держит в напряжении и хочется дочитать до конца, даже 35к знаков не мешают, всё очень бодро. И ироничная концовка, тоже хороша. Хотелось бы только узнать побольше о мотивации героев, причём всех, потому что после прочтения остаётся много вопросов к каждому герою, начиная от врачей садистов, заканчивая женой гг.
Автору спасибо и удачи.
Внезапно! А что если весь хоррор, написанный до этого рассказа был неправильным? Ну как, например, была вот литература и русский язык до Пушкина и после Пушкина. Так и здесь. Что если ужасы надо писать ужасным языком. Чтоб было страшно не только от того “о чём” написано, но и о того “как” написано. Что-то в этом есть. По крайней мере, я испытал некоторые эмоции, похожие на те, когда впервые прочитал настоящий хоррорский роман “Омен” Д.Зельцера.
Гм. Несмотря на недостатки, цепляет. Не люблю больницы, как попадёшь туда, только и ждёшь какой-нибудь подставы, согласие на которое подсовывают постфактум. Про роддома вообще молчу.
И хоть у нас карательной психиатрии вроде как нет, но историческая память о ней никуда не делась. Да и после эпопеи шамана Габышева уже не уверена, что золотые деньки психиатрического произвола в прошлом. Так что сюжет, резонирующий с классическими страхами перед белым халатом, в заведомо выигрышной позиции ?
Наконец-то что-то по настоящему страшное и жуткое. Я не люблю это жанр и ужастики, которые я посмотрел или прочитал, можно пересчитать по пальцам, но могу сказать, что большинство рассказов на этом конкурсе с большой натяжкой можно отнести к этому жанру.
Этот же рассказ изобилует множеством очень жутких сцен. Да и в общем, расчлененка, операция без наркоза, бабка-чикотило… Жанровая составляющая ужастика тут более чем достойная.
Другое дело, что я этот жанр не люблю и мне было неприятно все это читать, но это субъективизм.
Думаю, что это достойный рассказ, в рамках этого конкурса.
Из минусов могу отметить недостаток описаний мест действия, последствий от разных травм и ранений наших героев, из-за чего страдает общая атмосфера, которая очень важна в таком жанре.
Спасибо!
Рассказ №24 «Лампочки»
Продолжаю аутопсию конкурсных работ «Кровавого Расколбаса»)
Вскрытие очередного «тела» уже при первичном осмотре вновь заставило ощутить себя за работой, а не за более приятным занятием, вроде чтения. Но я всеже постараюсь остаться более-менее профессиональным в глазах Бублики и попробую составить заключение хладнокровно.
Предисловие для Автора:
«Будет сложно, но постарайтесь воспринять последующее, как помощь в работе над ошибками. Ибо именно эту цель я обычно преследую при разборах текстов. К тому же Ваш покорный слуга тоже постарался, когда писал этот отзыв, – не выпускать своих демонов злословия. Очень старался.
Искренне Ваш, Кирин».
Итак, что мы имеем?
С первого взгляда заметен «стиль» повествования: короткие рубленые (мелко нарезанные) предложения, отрицающие правила пунктуации, заботливо уложенные в такие же (едва ли не индивидуальные) абзацы. Это немного упрощает восприятие текста, но отнюдь не добавляет повествованию той изящности, которую призваны олицетворять художественные произведения.
А теперь по пунктам (самым кровавым).
Пунктуация даже при увлечении повествования короткими предложениями нуждается в серьезной доработке:
«А потом, резко прекратил.»; «Она, вяло, попыталась ухватить его»; «А он, просто, встал и вышел»; «Мальчик, с головой, скрылся»; «Обычно, он засыпал»; «Сын, явно, проснулся»
Ошибок и опечаток слишком много чтобы понять (и простить):
«действовать в слепую»; «чувствовала себе не очень хорошо»; «промолчали ещё одну остановка»; «У Светка, кажется, сонный паралич»; «захотелось подняться на этаже выше»; «положила ему руку на плеч.»; «включал фонарик на телефоне»; «достала из кармана целлофанов пакет»
Повторы повторяются с завидной регулярностью:
«с головой, скрылся под ворохом одеял» и «с головой скрывшись в ворохе одеял»; «тихо нашёптывала она» и «она пыталась говорить настолько тихо»; «когда парень проснулся» и «проснулся от голоса жены»; «не заметил, как заснул» и «Миша тоже заснул»; «Всё время не хватало времени»; «выпустив воздух, старый ржавый зверь мягко выпустил»; «холодным металлическим инструментом» и «холодным механическим голосом»
Лишние уточнения при довольно сухом стиле повествования особенно заметны:
«лицом к своей любимой»; «закрыли свою прочную дорогую дверь»; «надел свою маску»; «выпустил своих пассажиров»; «подговаривали своих подростков»; «звонок квартиры своей мамы»; «ответил её зять»; «впиваясь в неё своими цепкими»; «заглядывал своему пациенту»
Разделение повествования на абзацы сперва вызывало изумление и недоумение, которые уже к шестой (из тринадцати) странице сменились менее неоднозначными эмоциями. И постоянно вертелся вопрос: это где же так учат повествовать?
«Но налетел на что-то.
Какой-то невысокий мешок.
Нет, не мешок.
Женщина.
Пожилая.
Низкая и пухлая.»
И это все не смогло отвлечь от сомнительных ( читать как двусмысленных или даже несуразных) фраз.
– Глеб, твоё, – коротко прокомментировала мать – Можешь доесть.
Для тех, кто не читал, скажу, что Глеб это сын, а то может показаться, что мать отдает команду собаке.
нос был более выпуклым и крупным, как ятаган
Я погуглил, чтобы освежить свои скудные познания в холодном оружии, но это не помогло вообразить нос похожий на ятаган.
Миша почти ничего не ответил. Просто, что-то пробормотал.
Почему бы Мише не пробормотать что-то в ответ. Просто.
Прошу! – дёргая чёрными бровями, доктор заскочил в открытый кабинет.
Комизм этой фразы настолько очевиден, что не вижу смысла заострять на ней внимание.
психиатр нежно трогал лежащий на столе смартфон
Странное уточнение в свете последующих событий.
жертва была уже нарисована человеческими руками
Тут, очевидно, неверный порядок слов, который опять же придает фразе забавную двусмысленность.
Они оказались в гибриде гаража, морга и школьного медпункта
Эти три помещения настолько разные, не соответствующие друг другу и по назначению, и по размерам, и по обстановке, что вообразить их гибрид без каких либо уточнений не представляется возможным.
Она била его обычным жестяным ведром. Рваные края разорвали кожу на лбу парня.
Сложно поверить, что у уборщицы, которая при себе носит седативные, обычное жестяное ведро будет с рваными краями.
вонзил своей жертве шприц прямо в горло
Жестоко, но можно (или нужно?) же было в шею попасть.
Мишу усадили в гинекологическое кресло. Они привязали его обычной синей изолентой. Сделав сотни оборотов, они закрепили его руки и ноги
Опустим то, куда садисты усадили свою жертву. Но сотни оборотов заставляют задуматься о немалом количестве обычной синей изоленты.
Они убивали проституток и лжецов – тех, кого стоило убивать.
Психиатрам, возможно, виднее, кого стоит убивать. Но проституток-то за что?
для твёрдой логики нужен такой твёрдый орган
Да, вырвано из контекста. Но даже без него следовало быть внимательнее.
И последнее. Я долго молчал, но в этот раз все-таки вставлю пару слов относительно слова «резко». Хорошее в принципе слово, полезное и емкое, суровое и недвусмысленное. Но его так часто любят использовать без особой нужды:
«А потом, резко прекратил» (это про телефонный звонок); «попробовал встать с кровати – резко – одним движением»; «жена резко схватила его»; «облик стены резко изменился»; «Миша резко ударил доктора по рукам»; «Громков резко изменил маршрут»; «замок резко сломался»
Что оно начинает «резать» глаза своей неуместностью (как в случае с замком или телефоном) или придает совершенно ненужный оттенок абсурда некоторым фразам (как в случае со стеной или встающим героем).
Прошу прощения у всех и у Дорогого Автора в первую очередь, но разбирать сюжет, в котором уборщицы ходят с седативными в карманах, психиатры буквально вскрывают людям головы (к тому же обычными ломиками – все-таки не хирурги, а самые заурядные психиатры), пациенты отдают паспорта врачам, ходят за ними по бесконечным больничным лабиринтам, а тещи (не в обиду им будет сказано) бессмысленно и беспощадно «валят» людей (десятками) при помощи одной заточенной отвертки и в разговоре после каждой фразы делают паузу для многозначительных многоточий…
Я просто не могу. Уж точно не смогу это сделать, не выпустив своих демонов, о которых говорил в самом начале.
Но и не могу оставить Автора без совета. И он не будет нов: больше читайте, если хотите рассказывать свои истории (и если хотите, чтобы их читали). Больше пишите, оттачивая навыки письма. И старайтесь писать лучше.
Если бы я участвовал и был обязан оценивать работы… Но я не участвую, так что позволю себе тактично промолчать.
Про стилистические ошибки написано много и подробно. Рассказ вызвал недоумение и много вопросов. Почему в итоге жену мучили кошмары? А Петр Петрович уже был сумасшедшим, когда удалял духорез? ПП с Хозяином общался, а остальных не допустили? У безумных врачей разные стадии ненормальности? Кстати, уборщица была в курсе, что творились темные делишки, почему ее не настигла кара, как двух других женщин?
То, как продолжительно умирал Миша, напомнило какой-то ужастик, там тоже над ГГ долго глумились, хотя было понятно, что он не жилец.
Долгая поездка в трамвае не украсила произведение, лишь добавила символов. Парень, фотографирующий город, был напрасно введен в сюжет.
Автора можно похвалить за то, что он умело подобрал тему для рассказа. Большинство из нас подсознательно опасается оказаться в руках некомпетентных врачей, а в этом случае еще и психопатов, поэтому события хоррора задевают за живое.
Привет, автор!
Где-то читал про генетическую память ужаса. Мол, наши предки боялись ракоскорпионов, поэтому мы боимся темноты и таящихся в ней монстров. А кто не боялся, того съели, и его гены не унаследовали.
Приятно видеть, что хомо сапиенс не стоит на месте и активно увеличивает количество вещей, вызывающих инстинктивный ужас. Врачи, для которых ты кусок мяса, достойный вариант.
Боюсь представить, смогут ли наши потомки вообще выйти за порог, столько фобий им приготовлено)
Нда…
Единственный цельный персонаж без духореза в голове – это полицейский, вгоняющий пулю в затылок задержанного.
-Ачотакова? Контрольный выстрел, я в кино видел, так все делают! – Розовощекий сержант в новой, необмятой форме недоуменно захлопал белесыми ресницами, потом лихо крутнул на пальце табельный макаров, дунул в ствол и вогнал его в кобуру.
Я так понимаю, уже можно сделать каминг аут и признаться в своём авторстве.
Думаю, не стоит оспаривать каждый комментарий. Поэтому выделю несколько основных моментов:
1) Рассказ был написан за 10 часов, в течение 2х дней. Это, своего рода, личный творческий эксперимент. В подростково-юношеском возрасте я был ярым фанатом хоррора. Но никогда не писал хоррор. Я случайно наткнулся на этот конкурс/сайт в последних числах декабря и решил попробовать написать историю “с ходу”.
На вычитку я потратил минут 20. Видимо, поэтому накопилось много опечаток, ошибок и пропущенных слов. Сразу это не бросалось в глаза. Я вообще невнимательный. А теперь вижу, что нужно переработать. В первую очередь, я собираюсь озвучить рассказ и выложить в аудиоформате (в Инсте)
2) Несколько человек раскритиковали мой стиль с обилием коротких предложений.
Являюсь опытным сторителлером и сценаристом, и этот стиль сформирован в ходе практики в данной сфере.
Как показывает статистика отзывов: такой стиль упрощает восприятие описаний.
Для меня также очень важно, чтобы мой стиль был уникальным и абсолютно непохожим на другие произведения. Прочитав рассказы конкурентов, вижу, что мне это удаётся…
3) История мне самому очень нравится, и она понравилась моим альфа-ридерам. В том числе тем, кто не фанатеет от хорроров.
Все они посчитали рассказ достаточно страшным. Честно говоря, для меня их позитивные реакции – важнее, чем негативные реакции самих писателей.)
В любом случае, спасибо за мнения !
Итак, теперь наверно стоило бы пройтись по сюжетным моментам и ГЕРОЯМ:
Миша – классический обыватель с бессмысленным дипломом и хронической нехваткой денег. Миша, в целом, неплохой человек, но попытка проехаться “зайцем” иллюстрирует его склонность к нечестным поступкам.
Не исключено, что он действительно страдает от опухоли головного мозга.
Решать – читателю.
Светлана (жена Миши) – а) одержима чем-то; b) страдает от психического недуга. Её образ прописан с учётом виктимологических нюансов. Она, потенциально, готовая жертва.
Их сын – единственный положительный персонаж… без комментариев.
Мать Светлана – типичный представитель нашего пост-советского общества, мракобес и анти-сциентист (как это часто бывает, с советским ВО в сфере естественных наук)
Вероятно, она психопат, но это – не точной (возможной иллюстрацией является массовое убийство в медицинском училище… Впрочем, это может быть последствием травматического стресса)
Персонаж, который фотографировал закат – пейсатель собственной персоной.
Пётр Петрович – классический маньяк с чётко сформулированной фабулой (убивает психически больных людей). Вероятно, психически здоровый, хотя и является психопатом. Фанатеет от других маньяков, возводит их призраки (реальные или выдуманные) в ранг деистических сущностей и декларирует, что стоит на службе у неких демонов-“хозяев”… Но это – не точно. Возможно, демоны выдуманы, потому что читатель знает о них только со слов недостоверных рассказчиков.
Валёк – маньяк другого типа. У него, явно, психическое заболевание, которое выражается в бреде сверхценных идей.
Уборщица – иллюстрация банальности зла. Она – цепной пёс абьюзмента, насилия и убийств.
Искалеченные девушки в подвале – классические жертвы. Жертвы маньяков, часто, являются их сообщниками. Эта сцена основана на множестве вполне реальных кейсов из криминологии/виктимологии… То есть жертвы не пытаются убить мучителя, а начинают ему подыгрывать и становятся его сообщниками.
В финале, (то есть в постфинале) уборщица и её подруга умрут от палёной водки с вероятность 50/50. То есть их личный хэппи-энд вполне возможен, но маловероятен. Впрочем, вполне вероятно, что останется инвалидом.
Попрошу заметить, что основные сюжетные моменты раскрываются в диалогах, устами недостоверных рассказчиков (паталогические лжецы, психически больные, алкоголики), поэтому 90% “фактов” могут быть “неправдой” в рамках вселенной рассказа.
P.S. Я достаточно толстокожий, чтобы не реагировать на негативные рецензии.
Так понимаю, что мой рассказал заминусовали “единицами” и тому подобными оценками.
В любом случае, ещё раз спасибо за высказанные мнения!
(я сам, если честно, не умею/боюсь высказывать негативные отзывы)
P.P.S. Рад, что многие участники конкурса посчитали историю “страшной”!
Для автора хоррора это, наверно, самое важное.