Ответ на главный вопрос Олег нашёл для себя уже давно. Мужчина он уже немолодой, ему шёл четвёртый десяток. По тёмным волосам бежали ручьи седых прядей. Морщин в уголках глаз становилось больше.
Однако Олег продолжал служить в кукольном театре. Играть в куклы, как говорили все его друзья. И спрашивали: «зачем?». Для них Олег нашёл ответ. Простой по своей природе, но ребят вокруг устраивал.
«В детстве не наигрался».
Правда была куда страннее. Олег понял это в одну из репетиций. Они тогда изготавливали кукол для нового спектакля. Когда Олег закреплял шарнир, к нему пришёл ответ на вопрос. Настоящий ответ, а не выдуманная фраза для друзей. Не ложь для жены. Но правда для дочки, которой он не никогда врал.
«Потому что так я чувствую себя живым».
Забавляясь с мёртвыми куклами, Олег ощущал, что живёт. Что, управляя ослабшим телом, он здесь царь и бог. В вечер своего осознания Олег задержался на работе. Он дождался, пока все уйдут, достал куклу и усадил её на стул. Сам сел напротив. Так они и сидели – творец и его создание. Человек и голем.
Актёр и его кукла.
Олег с куклами и не церемонился. И не удивлялся, когда ему об этом напоминали коллеги. Точнее, только один.
– Кто у нас опять бросил куклу лицом вниз?
В раздевалку вошёл Паша. Это был низкий тощий мужчина, лицо которого украшали очки в тёмной оправе. Толстые линзы столь сильно деформировали карие глаза, что казалось, будто у Паши они подобным кукольным – две тонкие чёрные пуговки. Волосы его стали выпадать в прошлом году. Всё, что теперь осталось от его макушки – тонкая тёмная прядка, которую Паша зачёсывал сбоку, прикрывая лысину. И хоть он был старше Олега, его тёмные волосы свой цвет сохранили. Взамен, видимо, природа решила наградить актёра залысиной.
– Так кто у нас куклами бросается? – Вновь спросил Паша.
– Видимо, я, – ответил Олег. Он снял свою синюю рубашку и надел тёмную рабочую водолазку.
– Вот-вот, – Паша погрозил пальцем. Ногти на всей его правой руке стали коричневыми. Причин Олег не знал, но лишний раз старался с Пашей не здороваться. Всё в этом престарелом актёре внушало ему ужас.
Олег поспешил выйти из раздевалки.
– Знаешь, – сказал Паша, – говорят, что кукол нельзя класть лицом вниз. Они запомнят и отомстят.
Олег уже выбежал из раздевалки. Он шёл к сцене. Туда, где вчера оставил свою куклу. Усадил её на стул, вложил в руку банку пива, а в карикатурно огромный рот вставил сигарету.
Так и просидели вчера, болтая за жизнь.
Сегодня куклы не было. Видимо, Паша позаботился, перенёс в мастерскую.
– Потерял что-то, юноша?
На плечо Олега опустилась мягкая кукольная рука. Он обернулся. Позади него висел в воздухе сэр Лотус. Марионетка из спектакля для самых маленьких. Тонкие нитки, которыми он управлялся, сложно увидеть на фоне тёмной ширмы.
Но Олег знал, куда смотреть. Из-за ширмы выглядывала Марина. Торчала только голова и рука. Девушка улыбалась.
Олег обошёл ширму.
– А-а, – протянул мужчина, – на стул залезла. А я думаю, чего такая высокая.
Марина спрыгнула на пол.
– А вдруг я так выросла за ночь? – Спросила она.
– Я бы не удивился. Ты девочка способная.
Марина улыбнулась. Хоть её все вокруг и называли «девочкой» или «девушкой», по возрасту она была куда ближе именно к «женщинам». Ровесница Олега, но ни её лицо, ни её руки морщины так активно не атаковали. Да и «взрослой» она не выглядела. Тут свою роль сыграл небольшой рост и стройная фигура. Плюс активные занятия спортом. Ростом она была Олегу по грудь, в плечах почти в два раза уже мужчины. Волосы её были белые, не чета Олеговским. Да, Марина их подкрашивала в начале каждого месяца, но и натуральный цвет у неё тоже светлый. Точнее, светло-русый.
Марина была самой яркой в труппе. Девушек там хватало, с женщинами и вовсе был перебор, а вот мужчин можно по пальцам пересчитать. Однако самой яркой всё равно оставалась Марина. Во всех смыслах.
Она могла задержаться вечером, чтобы помочь коллеге доработать куклу. Всегда приходила на театральные субботники. И старалась играть в каждом детском спектакле – уж больно ребятишкам нравились её образы. Марина быстро меняла голос с беззащитной-Дамы-в-беде на храброго сэра Лотуса, который пришёл её спасать. Со злой Колдуньи на весёлую Снегурочку.
А ещё она была замужем за Пашей. Это единственный факт, который не укладывался у Олега в голове. В сухом остатке понятно: он – прагматик, она – хозяйка. Но эмоционально Олег этот факт не принял до сих пор.
Марина ударила Олега по голове дубинкой сэра Лотуса:
– О чём задумался, юноша? – Спросила она голосом полненького рыцаря.
Олег улыбнулся:
– Да так. О своём.
– Ну да, – пробормотал «сэр Лотус», – вы можете рассказать мне, юноша. По секрету. Я не скажу никому. Рыцарям можно доверять.
Олег улыбнулся. Он поднял руку и щёлкнул пальцем рыцаря, отчего тот запрыгал в руках у Марины.
– Эй, – сказала она, – ты мне так все лески перепутаешь.
– Извини, – ответил Олег, – давай помогу. Не рассчитал силу.
Марина выправила руку Лотуса. Олег занялся ногой. На третьей леске их пальцы соприкоснулись. Замерли на секунду, и продолжили спасательную работу.
Как всё было закончено, Марина сказала: «Спасибо». И добавила: «Скоро репетиция. Так что ищи свою куклу».
Метровая кукла сидела в мастерской. Прямо как человек: облокотившись на спинку, руки на подлокотниках. Видимо, Паша постарался.
Олег подошёл к стулу. Он сел на корточки, чтобы глаза его смотрели в глаза кукле.
– Ты же не обижаешься на меня? – Спросил он.
Кукла промолчала. Олег опустил голову.
– Вот и поговорили, – сказал он.
Мужчина нашёл в мастерской сменное тело для куклы. Так иногда делают в театрах – вместо полноценного переодевания тряпичного болванчика изготавливают его сменное тело в другом костюме. А во время спектакля меняют голову кукле – с одного тела на другое. Реже меняют лица. Но это если с персонажем что-то происходит.
Сменное тело Олег усадил поближе к выходу из мастерской. Оригинал куклы поднял на руки и направился к выходу.
* * *
Олег вышел на сцену как раз в тот момент, когда зажглись софиты.
– Сегодня что, генеральная? – Спросил он. В глазах плясали яркие мошки.
Ему не ответили. Рукой он нащупал единственную декорацию на сцене – стол с ситцевой скатертью. Олег сделал шаг назад. Где-то рядом должен быть стул, куда и нужно было усадить куклу.
Первая сцена. Чаепитие. Мистер Мортимерс пьёт чай и размышляет о жизни. Спектакль для детей, поэтому где-то ещё в начале сцены его кукла, Мортимерс, подавится чаем и смешно ударится о стол.
По задумке, дети тут должны рассмеяться.
Рябь в глазах не проходила. Световик будто продолжал выцеливать софитом Олега, не сводя с него прожектор.
– Макс, сделай свой фонарь послабже хоть, – выкрикнул мужчина.
Тишина.
– Ау.
Снова тишина. Ни голосов массовки, ни шёпота режиссёра. Одна сплошная тишина.
Свет погас. Полностью. Пропала сцена, зрительный зал. Остались только пресловутые зайчики в глазах. Свет будто отключили во всём театре.
Олег услышал:
– Садись.
Будто на ухо:
– Пей чай.
Сзади, под колени, седушкой ударил стул, словно его силой подвинул неумелый джентльмен, решивший поухаживать за мужчиной.
Олег сел. Он не знал, кому принадлежит голос. Попробовал угадать, но ответа не нашлось. Это не был голос человека. Скорее так – привычный голос человека. Это были интонации кукольника, который пытался подражать голосу своего персонажа. Излишне ломаный.
– Вот чай, – услышал Олег. Следом звук кружки, которую двигала невидимая рука, сминая ситец.
У Олега отобрали куклу. Очень мягко. Вот она была, а вот её нет. Словно приподняли и унесли. Теперь за столом мистера Мортимерса он сидел один. Без самого Мортимерса.
– Хлопни в ладоши, – сказал голос.
– Паш, это ты? Прикол какой-то к празднику?
Тишина. Будто тот, кому принадлежал голос, раздумывал над ответом.
– Да, – наконец ответили Олегу, – небольшой сюрприз. Хлопни в ладоши.
Глаза мужчины до сих пор не привыкли к темноте. Вокруг него было словно пустое пространство. Стол, кружки, пустые стулья для зрителей – в этой темноте ничего как будто не существовало. Только он и голос.
Олег поднял ладони. Замер.
Если это и шутка, то очень глупая, подумал мужчина. Следующая мысль вытеснила первую.
«А что, если это не шутка».
Но слишком поздно. Олега кто-то взял за ладони и свёл их вместе.
– Раз узелок, два узелок, – произнёс голос.
Запястья обвила верёвка. Кончик её свисал между ладонями, Олег это чувствовал. И кто-то потянул за этот кончик вниз. Да с такой силой, что мужчина, по инерции, едва не ударился о стол лицом. Кажется, конец верёвки закрепили где-то внизу. Олег не видел этого, просто почувствовал. Как и почувствовал то, что не может пошевелить ногами.
На щиколотки тоже давила верёвка. Всё это произошло меньше, чем за секунду. Хотя Олегу так не казалось. По своим внутренним подсчётам он провёл в темноте долгие минуты. Ведь нельзя за секунду связать взрослого человека.
И свет снова включился.
Глаза привыкли не сразу. В этот раз световик мучать Олега не стал – прожекторы равномерно распределились по центру сцены. Один софит бил сверху высвечивал стол, другие, распределились по актёрам. И когда глаза привыкли, Олег увидел всех.
Сам он сидел с правого края стола («хоть для зрителей это и лево», успела проскочить мысль в его голове). С противоположного края, напротив Олега, сидела Марина. Она была одета в свой репетиционный костюм – чёрного цвета лонгслив. Руки лежали на столе. Пальцы сжаты, ладони на скатерти. На лице – никаких эмоций. Смотрела она прямо на Олега.
В центре же стола, между ними, сидел Паша. Также в репетиционном костюме – чёрной водолазке. На лице бликующие от софитов очки, всё также прядь зачёсана на лысину. Поза – как у Марины. И смотрел он прямо, на зрителей.
И никто не сказал ни слова.
– Паш, это шутка какая-то? – Спросил Олег.
Паша продолжал смотреть вперёд. Ни одна мышца на лице не дрогнула. Пальцы без движения.
– Паш, – повторил Олег.
Голова Паши, как на шарнире, повернулась вправо. Взгляд упёрся в Олега. Но взгляд не был осмысленным. Глаза продолжали смотреть вдаль.
– Нет, – сказал Паша, – это не шутка. Это чаепитие. Семейное.
Олег вжался в спинку своего стула. Верёвка упёрлась в запястья. Голова Паши повернулась в другую сторону, к Марине. Так же, за секунду.
– Верно? – Спросил Паша, – семейное чаепитие.
Марина не шелохнулась. Как и Паша первые секунды, она сидела, будто музейный экспонат. Но спустя полминуты от вопроса, по её телу прошла дрожь, Марина подпрыгнула на стуле и дёрнулась.
– Да, – сказала она Паше, карикатурно кивнув, – чаепитие.
Паша повернулся к Олегу:
– Вот видишь, – его рот открывался в такт словам. Губы шевелились, – мы просто пьём чай. Пей свой чай.
Перед Олегом стояла кружка. Белый фарфор. Такие же, только игрушечные, должны были стоять на столе мистера Мортимерса. Пустые. В этой же был напиток, от которого поднимался пар.
– Паш, что за хрень? Это шутка какая-то?
Олег был из того типа людей, которые до последнего не верят в плохое. Он до последнего верил, что у его жены не будет никакого выкидыша. Что второй его ребёнок, дочка, родится здоровой. Он угадал только в одном случае.
Олег верил жене во всём. И жена ему верила. Точно также Олег доверял и дочке. Поэтому когда она попросила его купить щенка, потому что «честно-пречестно» будет гулять с собакой, Олег согласился. В результате обещаний дочки хватило только на неделю. Всё остальное время золотистого ретривера выгуливал сам Олег.
Каждый божий день.
И продолжал верить, что рано или поздно, дочка вновь возьмётся за собаку. Потому что Олег был полон доверия.
– Семейное чаепитие, – Паша вновь повторил это словосочетание. Будто бы гости за столом не уловили основной посыл и упустили всю изюминку.
Олег посмотрел на Марину. Девушка даже не сменила позу. Сидела прямо, руки на столе. Глаза смотрели не на Олега, а куда-то за него.
– Вы собирались мне рассказать? – Спросил Паша, – или ждали, пока я сам догадаюсь?
Говоря всё это, Паша поднимал и опускал руки. Так делали кукольники, управляя своими персонажами, чтобы даже самые маленькие зрители понимали, что кукла возмущена. Теперь так делал Паша.
Только в обычной жизни человек так не двигается. В обычной жизни движение рук сродни движениям тряпичной куклы. Они изгибаются в запястьях и локтях. Ладони то сжимаются в кулаки, то расслабляются.
Паша же поднимал и опускал полусогнутые руки. Как у тростевой куклы.
– Может, я одет неподобающе? – Спросил Паша.
Тростевые куклы назвали так из-за тросточек, которые присоединялись к рукам и голове маленького болванчика. Именно держась за противоположные от куклы концы тросточек, кукловоды и управляли своими персонажами. Только вот от рук Паши не тянулись никакие металлические трости.
– Пойду переоденусь, – Паша встал. Только не как человек. Казалось, что его подняли за шкирку. Тело повернулось к кулисам, и медленно зашагало во тьму костюмерной.
И тогда Олег закричал. Хоть режиссёр и просил его разминать голосовые связки перед криком, набирать побольше воздуха и кричать диафрагмой, чтобы не сорвать голос, Олег кричал вопреки каждому из этих советов.
Марина не шелохнулась. Продолжала смотреть на него.
Олег опустил голову, вдохнул, и закричал снова. И снова.
Кричал до тех пор, пока не вернулся Паша. Вместо водолазки на нём был тёмный костюм тройка с белой рубашкой. Он также неумело проковылял к своему месту за столом.
– Не надо кричать, – всё так же монотонно сказал Паша.
Олег заметил сигарету. Между указательным и средним пальцами Паши крепилась тлеющая сигарета. Только сам Паша её не держал, сигарету как будто приклеили.
Словно поймав взгляд Олега, Паша поднял руку с сигаретой, поднёс ко рту и натужно вдохнул. Дым к нему в рот так и не попал. Это не было курением. Это театральное обозначение курения.
– Как давно? – Спросил Паша.
– Отпусти меня, – ответил Олег. Его горло саднило после крика. По глотке словно прошлись наждачкой. Говорить было тяжело.
– Как давно? – Переспросил Паша.
Олег попытался ответить, но его горло иссохлось. Даже дышать было тяжело. Глубокий вдох – и Олег зашёлся в кашле.
А чай стоял совсем рядом. Горячий напиток. Настоящий чай.
Олег нагнулся вперёд. До кружки оставалось ещё сантиметров тридцать. Размер маленькой пальчиковой куклы.
– Накричался? – Спросил Паша. Он снова поднял руку с сигаретой и поднёс ко рту, – теперь пить хочется?
Олег опустил голову на стол. Лоб упирался в край. Дышал Олег медленно. Любой резкий вдох, и приступ кашля обеспечен.
Паша опустил руку на стол и подвинул чашку поближе к Олегу.
– Пей, – сказал он, – пей и отвечай.
Олег прислонился губами к краю чашки и слегка наклонил её. Тёплый чай смочил гортань. Стало легче.
– Как давно? – Вновь спросил Паша. Он не сводил взгляд с Олега.
Олег не стал рассказывать всю историю. Историю о том, как два года назад он остался после репетиции подлатать куклу. И как Марина осталась вместе с ним. Потому что она добрая, и всегда всем помогала.
У куклы Олега, тогда это был сеньор Помидор из Чиполино, оторвалась рука, и разошёлся шов на спине. Ремонт бы занял полчаса, но Олег планировал провести в мастерской куда больше времени. Дома его ждала жена на шестом месяце беременности, и пятилетняя дочь, отказывающая выгуливать своего пса.
Сам Олег считал, что дома его не ждёт ничего хорошего. Ничего нового и ничего старого. Только слёзы, сопли, истерики и опорожнившийся пёс, которого опять забыли выгулять днём. Поэтому на репетиции Олег и надорвал шов на спине сеньора. Поэтому и потянул за руку куклы сильнее обычного.
В мастерской ему помогла Марина. Она зашивала куклу, пока Олег поджимал её края. Пока Олег спрашивал Марину, почему она тоже не спешит домой. И почему она всегда такая красивая.
Каждый вопрос о её внешности вызывал улыбку на лице Марины. Каждый комплимент о качестве характера смущал девушку.
В тот вечер между ними ничего не было. Их самый большой контакт тогда – случайно касание ладоней друг друга. Но тот вечер положил начало чему-то большему. Так думал Олег.
Только после пятой специально сломанной куклы Олег пригласил Марину в кафе. Это не было свиданием, говорил он. Коллеги просто купили кофе в одном из ларьков и прогулялись по ночному городу.
На втором таком «не свидании» Олег в шутку взял Марину под руку. На третьем поцеловал в щёку на прощание.
А на четвёртом Марина сама поцеловала Олега. На прощание, сказала она.
После первого секса в мастерской Марина сказала, что это было ошибкой. Её губы стали заметно розовее, на щеках багровел румянец.
Тяжело дыша, она надевала лонгслив и повторяла, что это была минутная слабость. И что больше такого не повторится. Олег кивнул. Не повторится, сказал он тогда.
В ту секунду они оба в это не верили. И оба оказались правы.
И Олегу, и Марине удавалось скрывать свои отношения. А это сложно сделать в коллективе, состоящем на восемьдесят процентов из сплетниц бальзаковского возраста. Но никто из коллег так ни о чём не догадался. Никто не шептался. Никто не спрашивал их напрямую.
До сегодняшнего дня.
– Скажи ему, – посоветовала Марина.
И Олег сказал сухой факт: продолжается два года. В комнатах мотелей. Планировали разбежаться. Три фразы. Ни больше, не меньше.
– И всё? – Спросила Марина.
Олег посмотрел на неё. Она хотела, чтобы он рассказал больше, или чтобы упомянул о чувствах? Или наоборот, намекала, что даже сейчас мужчина сказал слишком много?
Вопрос Марины ушёл на второй план. Как и все мысли вокруг него. Олега интересовало другое – её голос. Это был не голос Марины. Скорее, голос кого-то, кто пытался подражать голосу Марины.
Как кукловод выдумывает голос своему персонажу.
К рукам Марины тоже не крепились никакие трости. От предплечий не тянулись лески. Ни ею, ни Пашей никто не управлял. Позади них никто не стоял.
И тогда Олег опустил взгляд. Под стул Паши. Туда, где сам бы спрятался, будучи кукловодом.
Олег не знал, что он ожидал там увидеть. Сначала посмотрел, а потом задумался. И тогда понял, что чтобы он там не увидел, то закричал бы снова.
Но за стулом никого не было.
И правда, что там могло быть? Паша, управляющий своей ростовой куклой? Кукла, управляющая Пашей? Или что ещё хуже.
– Хватит смотреть.
Это не был голос Паши. И не был голос Марины. Доселе неслышимый, новый персонаж произнёс эти два слова.
Олег отвёл взгляд. За столом по-прежнему сидели Паша и Марина. Оба смотрели куда-то за него.
– Да, – сказал Олег, – это всё, что я хотел сказать о нас с Мариной.
Паша перевёл взгляд с коллеги на свою жену. Точнее, повернул голову, обозначив своё действие. Взгляд его по-прежнему был направлен вдаль.
– Что же, – произнёс Паша, – что же с вами сделать?
Олег, что есть сил, потянул за бичёвку, связывающую руки. Ничего не произошло, только кончики пальцев слегка онемели.
– А знаете, – сказал Паша, – я вас благословляю. Можете обняться.
Если она обнимает меня, подумал Олег, я закричу. Ещё сильнее, чем прежде.
С каждой секундой он всё больше осознавал, что перед ним не Марина и не Паша. Что это словно куклы, сделанные по их образу и подобию. Очень точные куклы.
Что какой-то умелец постарался придать им точные черты лица оригинала. Даже сохранил все морщинки и родинки.
И тогда Олег рассмеялся.
– Это всё шутка, да? – Спросил он, – кто-то решил меня так разыграть? Вы что, всей труппой решили сделать копии себя и усадить за стол? Чтобы посмотреть, как я сойду с ума от страха? Ну вот, я сошёл, довольны?
Никто ему не ответил. Паша и Марина продолжали смотреть за него.
– Ты думаешь, это шутка? – Спросил Паша.
– Думаешь, мы смеёмся над тобой? – Спросила Марина.
Она отклонилась назад. Её волосы колыхнулись. Марина вжалась в спинку стула. И слишком поздно Олег понял, для чего именно.
Со всего размаха Марина приложилась лицом о стол. Вся посуда задребезжала. Скатерть смялась. Марина поднялась, и снова вжалась в спинку стула. Последовал второй удар о стол.
– Хватит, – закричал Олег, – пожалуйста.
Из его глаз потекли слёзы. Бичёвка впилась в запястье, настолько сильно он выгнулся вперёд.
Марина остановилась. Села ровно. Теперь её переносица изгибалась. Верхняя губа была рассечена. Но из разрезов почти не шла кровь.
Такой уж человек, Олег, что до последнего не верил в плохое. И только увидев рассечённую губу и сломанный нос своей любимой девушки он, наконец, задал себе главные вопросы. И сразу же нашёл на них ответ. Вернее, на часть из них.
Паша отходил переодеваться. Только вернулся он слишком быстро. Почему? Потому что кукол за кулисами не переодевают. Им просто меняют голову, с одного тела на другое.
Тогда чьё это новое тело? Нет ответа.
Почему у Марины не течёт кровь? Потому что её сердце больше не бьётся.
Тогда что с ней стало? Что стало с ними? Нет ответа.
– Зачем? – Спросил Олег.
В ладони Паши остался только окурок. Но он всё равно поднял его, поднёс ко рту и вдохнул.
– Знаешь, что говорят про кукол?
– Что нельзя класть их лицом вниз? – Прокричал Олег, – всё из-за этой приметы?
– Нет, – Паша опустил руку, – что кукла всё слышит и всё понимает. И что если один человек поделится с куклой своим секретом, доверится ей, то кукла постарается ему помочь.
– Кому «ему»? – Спросил Олег.
Но Паша не ответил. Вместо этого зажёгся ещё один софит. Луч прожектора выхватил человека в зрительном зале. Пятилетнюю девочку.
Дочь Олега. Дочь, которой Олег помог изготовить куклу для школьного спектакля. То была простая пальчиковая кукла, куда засовываешь ладонь. И два пальца, большой и средний, занимают роль маленьких ручек, а третий, указательный, – головы.
Этой пальчиковой кукле маленькая девочка рассказала все секреты, которые знала. Секреты, которые были между ним и отцом. Потому что отец был честен с дочерью, и требовал от неё того же. Дочка, как и обещала, маме секрет не рассказала. Не рассказала и бабушкам с дедушками. Только одной пальчиковой кукле.
И попросила её помочь.
Ни она, ни её папа, не догадывались, какой будет эта самая помощь. Но сегодня они это увидели.
Для пятилетней дочки это был очередной спектакль, в котором поучаствовал папа. В котором он и все действующие персонажи пьесы нашли ответ на главный вопрос: «с кем останется прекрасная Миссис».
«Это тётя Марина», сказал Олег год назад, познакомив дочурку со своей любовницей. Он не рассказал ей всё, только то, что положено знать маленькой девочке.
Ещё меньше он ей рассказал о пропаже собаки. Сказал только, что ретривер оборвал поводок и убежал. Правда была другой – Олег устал. От своей семьи, поэтому и завёл любовницу. От своей собаки, поэтому и вышел на прогулку со швейцарским ножом. Лезвием, предназначенным для опиловки деревьев, он разрезал поводок. Чтобы казалось, будто щенок его обгрыз.
И ретривер убежал. Но Олег рассказал лишь немного. В первый раз.
Но познакомив свою дочку с Мариной, он рассказал малютке всю правду. Сказал, что чувствует себя несчастным в этой семье. И когда вечером, сделав ей пальчиковую куклу, решил обнять свою малютку перед сном, дочь сказала:
«Если ты обнимешь меня, я закричу».
Дочь доверила секреты кукле. Кукле, которая не ведает добра и зла. Просто хочет помочь. «Просто помочь» решила и дочка. И теперь они здесь – в кукольном театре.
Софит над Пашей погас. Актёр выбыл из пьесы. Олег увидел, как в темноте сцены от тела Паши отскочила голова и покатилась. Тело рухнуло на пол.
Марина пододвинулась вперёд.
– Теперь мы будем вместе, – сказал кто-то, спародировав голос девушки.
Софиты погасли. Дочка зааплодировала. Она хлопала и думала, какая хорошая концовка у спектакля.
Хлопала и думала, что теперь её папа счастлив. Как того и хотел.
Образы понравились. Художественная часть на высоте. Но не понравилось что куклы используют не по назначению. Все-таки марионетка это управление или детерменизм в крайнем случае. При чем здесь любовь? Любовь это то что разрывает ниточки. Значит не любовь, а просто похоть, но к чему тогда душещипательная история? Наказали бы гг и все. Самый большой недостаток рассказа это пятилетняя девочка одиноко гуляющая с собакой, честно говоря выглядит намного более безумно, чем человек на ниточках. Обычно в таких случаях люди спрашивают где твоя мама и если мамы нет, то вызывают милицию. Исключение дети алкоголиков, которых все знают, но рассказ вроде не про это.
Впечатлена. Жутковатая атмосфера и убедительная подача.
Не ожидала встретить на столько гладкое повествование, автор точно владеет словом. Большое спасибо, десятка.
а я читала с большим трудом и слог мне показался не умелым. Но понравилась атмосфера. Образ Олега странный конечно, делает подлости и делится с маленьким ребенком, перекладывая на неё ответственность. О каком счастье тут может идти речь
Сама идея рассказа мне очень понравилась. Однако множество повторяющихся и монотонных деталей воспринимать было тяжело. Текст никак бы не пострадал, если бы его сократили вдвое.
Ну данная градация от возраста особо не зависит. Можно в 35 остаться девушкой, а можно в 12 стать женщиной.
Понятно, почему дочь отказывает в выгуле собаке, ей (дочери) же всего пять.
А Паштет тот ещё шутник…
В целом написано достойно, но скучновато.
Очень. Очень много воды. Текст можно без потерь сократить в два раза, и от этого он лишь выиграет. Как влияет на сюжет, что Марина, хоть и женщина, но скорее девушка? Что она красит волосы в белый, но при этом у нее русые волосы? Я понимаю, что описания персов нужны, но не нужно увлекаться до перечислений всех родинок, ну серьёзно… Нудное построение повествования. Особенно бесили конструкции, объясняющие тупому читателю, что вот так курят куклы, а не люди, вот так повернул голову, как кукла, поднимал руки, как кукла. Хэй, ну мы типа и так всё поняли, чай не спектакль для самых маленьких? Чай этот ещё… Хоть бы в
мордулицо его кому плеснули. Диалоги — заевшая пластинка. “Это шутка? Это что, шутка какая? Нет, это не шутка. Это шутка?” или “Чаепитие. Семейное чаепитие. Как долго? Пей чай. Как долго?” Ааааааааааааа. Остановите это.Выкидыш зачем-то приплели, третью беременность, ретривера многострадального. Ничего не выстрелило, но зато есть пятилетняя девочка и пальчиковая кукла, чьи взаимоотношения более интересны для истории, чем
преступление векаперерезание швейцарским ножом поводка, но увы, на саму историю уже не осталось места. Зато мы получили сомнительное счастье узнать о романе Олега и Марины, о том, что Олежа кидает куклымордойлицом вниз (ну фетиш у мужика такой, бывает). А еще зачем-то рассказывает пятилетней дочери, что изменяет ее маме с тётей Мариной. Кому-то может и понравится, но точно не мне ? Любовный треугольник – тема вечная. И на мой взгляд, рассказ интересен в первую очередь с психологической точки зрения. Автор, похоже, в теме, возможно, сам пережил нечто подобное, скорее всего, в семье. Или это такая попытка посмотреть на происходящее глазами ребенка. Знаю как минимум троих мужчин, которые тоже знакомили любовниц со своими маленькими детьми и, как ни странно, дети, как выяснялось позже, в тот момент все прекрасно чувствовали и понимали, что эта “тетя” – не просто друг, а именно папина любовница. Не зря же дети до 5 лет во многом схожи с животными.
Отсюда и желание “наказать” Марину физически, а если под её маской прячется сам автор, то наказать себя.
И насчёт счастья все верно – на самом деле никто там не счастлив, иначе бы всей этой ситуации и не возникло.
Что касается недостатков, думаю, если сократить рассказ раза в три и отжать всю воду, он от этого только выиграет.
Ну и повнимательнее к грамматике.
“Бичевка впилась в запястье” – это звучит двусмысленно, если знать, что данное слово на сленге означает опустившуюся женщину-бродягу).
Я понимаю, что автор имел в виду верёвку, но это слово пишется по-другому. Так же не совсем понятно как может изогнуться переносица?
Но повторюсь, в целом рассказ заслуживает внимания, а мелкие смысловые и синтаксические огрехи здесь простительны, т.к автор, судя по тому, что он называет героев, которым шел четвертый десяток, “престарелыми” людьми – молодая девушка. Главное, что человек пытается размышлять, аналищировпть, искать ответы на вопросы. Это всегда похвально.
вот это реально смешно
подправьте
чтобы они стали мертвыми, им нужно, прежде всего, умереть
непонятное предложение
Ой,не буду дальше перечислять огрехи, мне не было ни страшно, ни интересно.
Мощная вещица! Читать было интересно и, конечно, страшно. Из всех клоунов, пупсов и прочих пеннивайзов меня лично больше всего страшат именно марионетки. Представляю, какую кропотливую работу надо было провести автору, чтобы показать нам марионеточное закулисье. Не важно, знакомый ли делился информацией или пришлось много и кропотливо гуглить. Многие нюансы открылись впервые, и, надо сказать, жизнь марионеток страшна.
Измена идет фоном. По крайней мере, мне так увиделось. Да, она отвратительна, как и признание в ней. Но она – лишь причина всей последующей крипоты. На авансцене – именно марионетки. Как нелЮди, как големы, проецирующие гипертрофированные человеческие отношения. Но страшнее всего осознавать, КТО исполнитель всего этого ужаса на сцене.
По ходу чтения возникла ассоциация с фильмом Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». В отличие от фон Триера зло в этом рассказе не очеловечено. И это не менее пугает.
10 из 10 попадание в жанр и тему!
Интересный слог! Хорошее описание событий. Такое ощущение, как буд-то кинокартину смотришь. Пишите ещё, у вас получается! ?
Лайк за отсылку к “Don’t hug me, I’m scared”.
Первая часть скучна и неинтересна – много ляпов. Вторая – поживее, персонажи “заиграли”, появилась динамика, но опять-таки ляпы, ляпы…
“И ретривер убежал. Но Олег рассказал лишь немного. В первый раз.”
Как связать эти три предложения, чтобы поймать смысл? И таких выкрутасов, увы, немало. Некоторые предложения конструктивно построены кривенько: “Ещё меньше он ей рассказал о пропаже собаки.” Ещё меньше он рассказал ей о пропаже собаки.
Как-то так.
Да, автор, почистите “былки” и “уже” – в глазах рябит. Если убрать “воду”, сделать нормальную вычитку, то и почитать можно)
Японская классическая новелла-кайдан “жалобы кукол” в антураже современной мелодрамы для домохозяек. Адюльтер и “слезинка ребёнка” сочетаются, но мне эти темы претят. Много огрехов, но можно поразмыслить над причинно-следственными связями и попытаться вычислить побудительные мотивы Автора. В целом вполне прилично.
Жутко. Честно, жутко. Я отчётливо могу представить затемнённую сцену, а посередине столик с чашками и тарелками. За ним сидят три человека: Паша, Марина и наш главный герой. У всех пустой взгляд, лица без эмоций, а конечности дёргаются, управляются откуда-то сверху. Жуть!
Читалось тяжело, много ошибок и орфографических и стилистических. Но читалось с интересом из-за атмосферы сюра ровно до дого момента, как автор начал всё объяснять. После этого вся жуть изчезла. И да, не стоит пятилетнюю дочь отпускать гулять с собакой. Да и жене изменять не стоит. Ну и вываливать всё на дочь. Ужас просто
Очень интересно, спасибо. Когда узнал, что ГГ посвятил дочку в свои секретики, мигом встал на ее сторону.
Написано грязновато, неровно. Удивило пристальное внимание автора к прическам. Хотя бы половину этого внимания на вычитку выделить в другой раз – будет вообще замечательно.
Немолодой мужчина четвертого десятка с седыми волосами – это фраза заслуживает того, что остаться в анналах.
В остальном, мне зашло. Написано хорошо и очень атмосферно. Я видела сцену, пьесу, видела кукольные движения болванок. Я бы даже сказала, что хотелось бы отбросить вот эту составляющую про девочку, любовный треугольник – мне показалось лишним вообще, а больше места уделить описанию ужаса человека, заключенного в тело болванки. Написано прям очень! Мне кажется, автор талантлив именно в этом – описание каких-то гротескных сцен. И короткие урывочные фразы-ответы тут были очень кстати. Однозначно, оценка будет хорошая от меня)
В целом рассказ понравился, повествование гладкое и интересное, немного подкачала развязка, показалась натянутой, что это все произошло из-за того, что отец рассказал все секреты своей пятилетней дочери (автор прикрылся тем, что они должны быть честны друг с другом).
Рассказ неплохой, но словно не вычитан автором.
Передана атмосфера кукольной жути и серого существования работника театра.
Слог в целом средний, нет каких-то страшных стилистических огрехов или ошибок (логические ошибки вроде возраста “девушек” и “женщин” и то, что маленькая девочка в 5 лет сама с собакой не погуляет – это другое).
Эмоции героя переданы достаточно хорошо, но можно было еще больше показать его страх (опционально).
Детали (описание внешности, предметов) хорошо погружают в рассказ.
Но повторюсь, как будто рассказ на фазе черновика – еще очень многое можно было сделать лучше.
Почистить, усилить, расширить.
Если главная цель напугать – больше погружения в это.
Если показать жизнь обывателя в мире лжи (и странной честности с ребенком) – то тогда непонятен финал. Это все-таки произошло или сон? Почему жена на наблюдала за действием? Быть может, любовницу и коллегу лучше было бы посадить в зрители, а их куклы были бы на сцене?
В целом же читал с интересом.
Автору удачи и новых высот.
С одной стороны, не охото ни к чему придираться (ну разве что к “шутка? шутка? шутка?”). Хороший рассказ. С другой стороны – не зацепило. Наверное, потому что в центре сюжета посредственные персонажи с банальной историей – муж, жена, любовница… В общем, если увидите низкую оценку, с моей стороны это не будет значить, что у вас плохой рассказ, просто сказалось дело вкуса.
Так-то, согласно классификации ВОЗ, возраст до 44 лет считается молодым )
Согласна с предыдущими комментариями, рассказ требует вычитки и редактирования, но у автора определенно есть потенциал.
В начале было смешно: мужчина по имени Олег, который в детстве не наигрался в куклы(?). И его немолодые друзья, которые названы “ребятами”.
Моя классификация лучше: первые сто лет — детство, вторые сто лет — подростковый возраст, а дальше вечная юность)))
Я всегда подозревала, что с Вами что-то не так ))
Мы все в каком-то смысле “не такие”. Впрочем, если я особенно “не такая”, то мне приятно)
Интересный замысел, хорошо обрисованы персонажи. В конце не хватило объяснений, но это скорее моя вкусовщина, люблю когда все разжевано. Спасибо автор очень приятно было прочитать рассказ)))
Сюжет интересный – тут без вопросов. Но к реализации и персонажам они есть.
Больше всего коробит желание автора все повторить повторить. Особенно это касается первой половины рассказа. Если уж нам сообщают, что у девушки светлые волосы, то так, чтобы читателю это в подкорку въелось – методично, назойливо, занудно. И так по всем пунктам от усталости ГГ от своей семьи, до отношения к куклам – разжевывают и в рот кладут.
Отсюда вторая проблема – флешбеки не отделены никак от текста и мешают целостности восприятия. События и последствия перемешаны в салат и приходится разбираться где настоящее, где прошлое. Это не трудно, но ритмику чтения и вовлечения ломает сильно. Вот перед нами напряженная сцена с головами отрубленными и всем прочим. И тут оп, пошел текст про правду дочери, про “убежавшего” щенка и прочее. Это как посреди ужастика, когда девочка с повернутой назад головой включается реклама нового ситкома на СТС и новой акции в Пятерочке со скрепышами. А потом снова девочка бегающая по потолку. Не нада так делать.
Опять же ружье на стене в виде куклы, которую бросили лицом вниз. Я ждал, что именно эта кукла будет мстить. об этом все говорит – и битье об стол лицом и сцена выбранная для мести – те именно Мортимер. Но нет. ВААААБЩЕ нет – кукла сделанная дочери о которой мы узнали в последнем абзаце… А ружье так и осталось висеть. Это опять же логическая дыра – ГГ ж не один спектакль ставил. Почему бы тогда не быть сценам со специально порванным Чиполлино?
Вот такие всякие авторские косяки и мешают (мне лично) дать высокую оценку рассказу, ведь я не могу оценивать сюжет в отрыве от исполнения.
Мне очень понравилась история. Марионетки, кукловоды – ассоциативно, точно.
Единственное, что не поняла, так это:
“Забавляясь с мёртвыми куклами, Олег ощущал, что живёт. Что, управляя ослабшим телом, он здесь царь и бог”
Мертвое и ослабевшее тело – разные понятия.
Спасибо автору и удачи!
Я запутался. Смотрите, по описанию Олегу было лет сорок. Что называться седина в голову, бес в ребро. И Марина хоть и без морщинок, но где-то близка по возрасту. Однако позже она оказывается его любимой «девушкой». Опять же обратим внимание на отсутствие морщинок у Марины в верхнем течении рассказа. А в его нижнем течении морщинки у неё появляются. «Что какой-то умелец постарался придать им точные черты лица оригинала. Даже сохранил все морщинки и родинки.»
Потом я не понял, что за секреты между Олегом и его пятилетней дочкой, о которых она не тогда рассказать маме и бабушке с дедушкой? Неужели похлеще, чем его связь в Мариной?
И сама механика того, как Олег, Марина и Павел стали из людей куклами мне не ясна. В один момент он человек и вдруг кукла. Пример того как на основании символического смысла создают реальность. По моему, должно быть наоборот.
Ну а по сути, все понятно. Жизненная рутина заедает и хочется чего-нибудь этакого. Но, как говорилось в старом анекдоте,
Грузин пришел в ресторан и говорит:
– Мне бы чего-нибудь остренького!
А ему отвечают:
‒ Кинжал в жопу.
Все в конце концов все открывается и бывает неприятно.
Эффектная мелодрама, немного перегруженная тавтологией и плеоназмами.
Читается не без интереса и с одобрением сеттинга.
Поведение героев почему-то все время пересекается с фокалом марионеток. Хорошо ли это? Возможно, автор поставил целью нарисовать духовный мир людей в рамках аллегории управляемых кукол. Это одновременно и страшно, и скучно. Люди не должны растворяться в безликости манекенов.
Ну, и семейная жизнь гг явно неудачно сформирована.
Однако четверка от меня будет вполне заслуженной.
Здравствуйте, уважаемый Автор!
Впечатления: Очень жаль, что смысл рассказа свелся к пресловутой измене и реакции девочки на эту измену.
Главный герой: Какой-то непонятный мужчина. В чем прикол знакомить маленькую дочку с любовницей? В чем прикол выкидывать собаку или надеяться, что 5-летний ребенок осознанно обещает, что будет гулять с питомцем?
Стиль повествования: Написано нескладно, много повторов, тавтологий, бессмысленных описаний. Использовано почти максимальное количество символов, но рассказ не пострадал бы совершенно при выкинутой половине знаков. На процессе чаепития я вообще выпала из жизни героев, настолько невнятно это написано.
Орфография, пунктуация, стиль – все это требует доработки, проверки и вычитки.
Заключение: Имеет право на существование. Марионетки, в качестве темы конкурса, зашли на ура.
Если позволите, пару слов от новоприбывшего.. как по мне, это ещё не рассказ – это замысел. Почему? Не вижу здесь, так сказать, пружины сюжета, а именно: кому и зачем понадобилось устраивать “сумасшедшее чаепитие”? Какой от этого прок? Мне лишь одно приходит на ум – поменять местами Создателя и его детище. Если я прав, уважаемый автор, дайте подсказку. Если не прав, отбейте мне охоту домысливать.
Многообещающая завязка, много достоверных деталей (кроме имен.. мистер Мортимер, но не Мортимерс), однако автор словно предлагает читателю самому домыслить сюжет и его изложение.. хорошо, я, наверное, мог бы, но это будет совсем иная история.
хотелось бы сказать несколько слов всем тем, кто сетовал на “много повторов, повторов описаний”. Для чего и зачем это?
Во-первых, в спектаклях, слова специально повторяются, чтобы зритиель запомнил. Не важно, маленький это зритель, или большой. Герои-марионетки, следуя этой славной традиции, повторяют эти заученные слова. Повторяют и имитируют движения людей.
Во-вторых, все эти повторы призваны показать сумасшествие главного героя. И поначалу зрителю/читателю, не совсем ясно, для чего всё повторять. Вспомните психов из фильмов и книг – одни и те же движения, раскачивания, жесты, и одни и те же фразы. Так и здесь – творящееся на сцене сумасшествие перетекает и в сознание Олега, и на зрителя, заставляя сомневаться в разумности спектакля. И вот мы уже, как и Олег, не отличаем, где реальность, а где игра.
По-моему, этот прием очень даже удался.
Товарищу поясняющему 🙂
Мы все здесь разве не на лит.конкурсе, а на спектакле находимся?
Наверное, каждый читатель имеет право на свое собственное мнение и впечатление от того, что написал Автор. Если мне понадобятся разъяснения, чтобы разобраться в собственных чувствах от прочитанного, то думаю, мне прямой ход к психиатру и колесам 🙂
Не понимаю такой заботы от постороннего человека, не причастного к авторству произведения.
Ничего личного, захотелось поделиться мнением. Вас никто не обязывает)
Написано гладко, автор умеет работать со словом. Но вот лично мне от чего-то было очень и очень скучно… Казалось бы, такого рода история с куклами должна если не пугать, то держать в напряжении, но не в моём случае.
Оценка будет средней.
Большой и смутный рассказ. Пришлось посидеть в конце и подумать ещё. Сложно
Но помните – оценка субъективна
Идея рассказа впечатлила. До последнего сюжетный поворот и интрига держались в тайне. И то, что поначалу казалось банальным, заиграло новыми красками. Хотя не обошлось без недостатков. Образы и повествование можно было сделать и поярче.
Режиссер данного творения поработал усердно, это чувствуется. А вот сценарист явно халтурил, подзабив на логику, обложившись фантдопами. Или это была пальчиковая кукла, которой автор нашептал свои сокровенные желания?
Половину текста можно было спокойно выкинуть. Мне как читателю было очень скучно читать сплошные пояснения. Я не представила места действия. Вроде идея какая-то есть, но реализация просто ужасна.
Если бы вы знали сколько дней подряд я ржу над этой фразой. Именно ржу, потому что читать дальше не могу, решая сколько лет вашему немолодому человеку. Тридцать лет и один день? Или Тридцать два и два? Или без одного дня сорок? Хотя, когда мне было лет шестнадцать мне, кажется, тоже казались тридцатилетние эдакой древностью.
Для кукловода в театре возраст вообще смешной. Скребануло, что кукловоды еще и делают кукол самостоятельно.
А потом я смеяться перестала и стала читать.
Пятилетний ребенок и золотистый ретривер. Взрослая собака весит больше ребенка и рост ну, где-то в половину роста девочки. Я бы не доверила выгул ребенку, а папенька сокрушается о своей несчастной доле? О-хо-хонюшки…
Не верите? Для справки Рост пятилетней девочки среднестатистически – 104–114 см, вес – 18.2-21 кг. А у собачки? Рост кобели 56—61 см
суки 51—56 см Масса: кобели 25- 41,5 кг суки 25—37 кг
Собачка, ребенок… счас начну рыдать.
Затянули. Человек такая редкая скотина, что к страху и боли привыкает, и поэтому и то и другое нужно постоянно увеличивать, в противном случае уже не так больно , и не так страшно. Мозг включается и начинает работать и находит вот такие ниточки, за которые потянешь и страх рассыпался на смешки.
Поэтому ваш финал рассыпался. Название, кстати, прикольное. Можно было отыграть по полной. Но я вас утешу, мало кто заметит, то о чем я написала. И еще я там где-то видела опечатку. Но у кого их нет…
Удачи и вдохновения
Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ.Хороший рассказ, но мне как-то не зашёл. Может из-за перепевов “Мы пришли с миром” В.Забирко.Удачи, автору в конкурсе!
Доброго времени суток, почтенный Автор!
Спасибо за рассказ. Тема и жанр, как по мне, соблюдены. Понравился итог, что ГГ получил в принципе заслуженное наказание от ребенка, на которого взвалил непосильную ношу. Орфография, пунктуация, стиль и постоянные тавтологии свели с ума. Вычитка, вычитка и еще раз вычитка. Перспективы в доработанном виде у рассказа вижу неплохие. Благосклонной музы!