Страх белого листа — ощущение творческого бессилия перед чистым листом, открытым документом, первой страницей скетчбука и т.п. Иными словами — страх начала. Думаю, это явление можно считать самой известной фобией писателя/творческого человека. А какие ещё подобные трудности и/или страхи, связанные с писательством вы знаете? С какими сталкивались сами и как боролись?
У меня, например, вот такая штука: если у меня появляется идея, которая кажется мне реально классной, я постоянно мучаю себя мыслю, что обязательно её загублю... Размах на рубль, удар на копейку, так сказать.
Получив тему конкурса, сажусь и сразу начинаю писать. После трёх предложений вдруг вспоминаю... что я не писатель и понятия не имею о чем писать?
Страх белого листа — Иными словами — страх начала. Думаю, это явление можно считать самой известной фобией писателя/творческого человека.
Я, к счастью, начисто лишён этого страха. У меня рассказ всегда сначала "пишется в голове": день, два, неделю, и т.д. обрастая новыми сюжетными поворотами. Когда рассказ " созрел", я просто сажусь, и записываю его - как правило, сразу на чистовик. Иногда, во время записи, герои начинают жить своей жизнью, и уходят от основной канвы повествования: это настоящее чудо, и я стараюсь им не мешать.
Я вообще не понимаю, что это за фобия такая: не лезет ничего в голову - зачем садишься писать? Иди, огород вскопай, погуляй. Полились мысли через край - пока бежишь к рабочему столу, записывай на диктофон, благо, он теперь есть даже в самом завалящем смартфоне. Это раньше я диктофон специально покупал. Идёшь, бывало, где-нибудь в непредсказуемом месте, и тебя вдруг накрыло. Рассказ полез из всех щелей. Хватаешь диктофон, и бормочешь, как полоумный, разговаривая сам с собой разными голосами по ролям и гримасничая, в зависимости от сюжетных перипетий.
Со стороны это выглядит дико, но какого творца это беспокоит, если в эту минуту он должен защищать родной Асгард от легиона насекомоподобных монстров?!
Dude сказал(а)
Страх белого листа — Иными словами — страх начала. Думаю, это явление можно считать самой известной фобией писателя/творческого человека.
Я, к счастью, начисто лишён этого страха. У меня рассказ всегда сначала "пишется в голове": день, два, неделю, и т.д. обрастая новыми сюжетными поворотами. Когда рассказ " созрел", я просто сажусь, и записываю его - как правило, сразу на чистовик.
Если я ничего не путаю, так писал О.Генри. Завидую тем, кто так умеет.
Pearl сказал(а)
рыдаю от восторга
Непонятен Ваш сарказм: в этом нет ничего особенного. Это как осознанные сновидения: Вы же можете управлять своими снами, как кинорежиссёр? Так и наяву: когда погружаешься в мир, который создаётся в твоей голове, ничего окружающее тебя в реальной жизни уже не беспокоит. Я иногда возвращаюсь из рассказа в совершенно незнакомом месте и некоторое время тупо озираюсь: где я, и как сюда попал. А ключевые сцены и/или диалоги стараюсь записывать сразу: для этого таскаю с собой допотопный блокнот с бумажными листами и "вечным" фломастером Tinten Pen)
AiRon88 сказал(а)
так писал О.Генри.
Интересно, не знал такого факта из его биографии, хотя довольно подробно изучал его творчество. Пытался даже участвовать в конкурсе рассказов, посвящённому О.Генри, который ежегодно проводится в США, но пролетел, как фанера над Парижем. Там рассказ-победитель выбирают сами организаторы, которые сбрасываются на призовой фонд - 1000 баксов - и критерии отбора остались для меня за семью печатями.
Dude сказал(а)
Pearl сказал(а)
рыдаю от восторгаНепонятен Ваш сарказм: в этом нет ничего особенного. Это как осознанные сновидения: Вы же можете управлять своими снами, как кинорежиссёр? Так и наяву: когда погружаешься в мир, который создаётся в твоей голове, ничего окружающее тебя в реальной жизни уже не беспокоит. Я иногда возвращаюсь из рассказа в совершенно незнакомом месте и некоторое время тупо озираюсь: где я, и как сюда попал. А ключевые сцены и/или диалоги стараюсь записывать сразу: для этого таскаю с собой допотопный блокнот с бумажными листами и "вечным" фломастером Tinten Pen)
AiRon88 сказал(а)
так писал О.Генри.Интересно, не знал такого факта из его биографии, хотя довольно подробно изучал его творчество. Пытался даже участвовать в конкурсе рассказов, посвящённому О.Генри, который ежегодно проводится в США, но пролетел, как фанера над Парижем. Там рассказ-победитель выбирают сами организаторы, которые сбрасываются на призовой фонд - 1000 баксов - и критерии отбора остались для меня за семью печатями.
Я не даю 100% гарантии, что этот факт я читал именно про него:( Но почему-то мне кажется, что именно про О.Генри читал такое или в энциклопедии "Всемирная литература" или ещё где-то. Но точно встречал, что кто-то из классиков рассказы писал именно так: вынашивал в голове, выстраивал рассказ от начала и до конца, мысленно вносил правки и т.п. А финальную версию уже просто записывал/набирал на машинке и всё.
P.S. Мне кажется Pearl искренне восхищалась=)
AiRon88 сказал(а)
кто-то из классиков рассказы писал именно так: вынашивал в голове, выстраивал рассказ от начала и до конца, мысленно вносил правки и т.п. А финальную версию уже просто записывал/набирал на машинке и всё.
Мне кажется, в таком способе масса преимуществ:
1. Можно менять историю как угодно, не тратя время на набор текста и удаление его (тем более, что сокращать всегда жалко);
2. Когда "пишешь в голове", непроизвольно проговариваешь диалоги вслух, а от этого они только выигрывают, становятся живыми, а не искусственно выращенными в пробирке;
3. Нет фобии белого листа;
4. Сокращается время на создание произведения: ты ведь только записываешь рассказ, а не сочиняешь по ходу набора текста.
AiRon88 сказал(а)
Мне кажется Pearl искренне восхищалась=)
Тады ой! ? Pearl, спасибо! ?
Dude сказал(а)
У меня рассказ всегда сначала "пишется в голове": день, два, неделю, и т.д. обрастая новыми сюжетными поворотами. Когда рассказ " созрел", я просто сажусь, и записываю его - как правило, сразу на чистовик.
А ежели склероз? Пока до финала в голове доберёшься, от начала вообще ничего не останется!
По поводу различных фобий и писательских блоков.
У меня такая трудность бывает. Есть у меня, например, одна задумка, которая тянет минимум на большую повесть, а то и маленький роман. Идея родилась кучу лет назад. Вот я сажусь, пишу, работаю. Где-то получилось большой эпизод написать, где-то кусочек в несколько абзацев. День-другой я прямо горю этим всем. А потом... я вдруг ловлю себя на мысли, что полученный пресный, кривонаписаный текст полное говно. Ничего общего с красивой идеей в голове не имеет. И всё, разочарование, блок, бросаю задумку.
Проходят месяцы-годы, попадается на глаза черновик. Читаю. Некоторые куски вдруг кажутся очень даже ничего, загораюсь. Даже может что-то дописываю/переписываю.
Но результат один: да нет же, получается говно, на фиг такое писать? А ведь закончить хоть раз что-то крупное тоже хочется. Вот как с этим быть?...
AiRon88 сказал(а)
Вот как с этим быть?
Дать почитать бете, целевой или фокусной группе. Если им тоже покажется, что это полное говно, попробовать больше его не ворошить, а взяться за что-нибудь другое.
Dude сказал(а)
AiRon88 сказал(а)
Вот как с этим быть?Дать почитать бете, целевой или фокусной группе. Если им тоже покажется, что это полное говно, попробовать больше его не ворошить, а взяться за что-нибудь другое.
Говорят, писатели любое переживание умеют преодолеть через творчество. Ну, или другой пример - мой любимый музыкант (Иван Алексеев) умеет написать песню про всё, что его как-то зацепило.
Я после вчерашнего поста много думал... и у меня внезапно родился рассказ, который уже в нашей библиотеке:)
Если можно оставлю ссылочку тут, т.к. это Библиотека нашей же Беседки:
Можно я снова тут пожалуюсь?
Продолжаю периодически битву с той недописанной повестью. Теперь другая забота: прошлый раз я её забросил, потому выходило на безэмоциональный пересказ: не хватало диалогов, живых описаний, каких-то эмоциональных подробностей.
Добавил этого всего и теперь кажется, что скатился в другую крайность: множестве сцен и диалогов, которые в развитие сюжета или ГГ ничего не приносят и теперь это похоже на графоманство - написано, чтобы написать...
Что делать если бесишь самого себя?:))
AiRon88 сказал(а)
Что делать если бесишь самого себя?:))
Отложить на недельку-месяц, а потом перечитать целиком. Вы - автор, и сейчас видите только свежие правки. На фоне прежней версии они кажутся чужеродными. Время спустя сможете разглядеть, что в тексте гармонично, а что нужно подправить.
AiRon88 сказал(а)
Добавил этого всего и теперь кажется, что скатился в другую крайность:
Скатывайтесь не в описание и диалоги, а в действие. Это двигатель текста! А по дороге пусть оно обрастает необходимыми диалогами и описаниями (поменьше).
С некоторых пор ни один предмет (в самом общем смысле) не вдохновляет на написание текста. Раньше топливом служили воспоминания, любовь, могла какая-нибудь случайная деталь из настоящего сподвигнуть на сочинительство. А сейчас по нулям. И идеи есть, а искры нет. Не понимаю, в чем проблема. Не с кем это обсудить. А больше всего боюсь, что это не пройдет...
Авиатор сказал(а)
А больше всего боюсь, что это не пройдет...
Я в таких случаях делюсь основной идеей рассказа с добрым и внимательным собеседником. После реплик: "Это полная хрень", "Только дурак и эгоист может так рассуждать", возникает искра и острое желание написать текст)))