Добрый день! И простой, и сложный вопрос к писателям: как вы пишете крупную прозу (больше всего интересны романы)? Вычерчиваете ли заранее какие-то сюжетные линии в черновиках, составляете ли таблицы с характеристиками героев, как-то продумываете заранее компоновку и наполненность глав, и тому подобное, так сказать, техническое. Структурируете ли идею до того как усесться за написание? Это сразу набело или же, напротив, поток мыслей, который потребует потом титанической редактуры и правок?
Несколько особняком вопрос: как-то дисциплинируете себя, загоняете в "рамки производительности"? Например, нужно написать не менее определенного числа символов, слов, страниц? Или по наитию-настроению?
Я нахожусь в поиске новых методов, другого взгляда, может быть, или вдохновения... да и просто очень интересно: кто как работает? Был бы признателен за мнение.
П.С. пишущих рассказы и другую малую прозу, конечно же, тоже приглашаю к обсуждению)
Нескучно сказал(а)
И простой, и сложный вопрос к писателям: как вы пишете крупную прозу (больше всего интересны романы)?
Нескучно сказал(а)
пишущих рассказы и другую малую прозу, конечно же, тоже приглашаю к обсуждению)
У меня простой метод.
Объявляются тема и сроки конкурса...
И только попробуй не сделай))))
Нескучно сказал(а)
Я нахожусь в поиске новых методов, другого взгляда, может быть, или вдохновения...
Мотивация + Действие = Результат
* Качество результата зависит от качества мотивации и действия...
Высокая мотивация и упорный труд дадут положительный результат.
Если низкая мотивация и не трудишься, то и результат соответствующий.
Как и везде, в принципе.
Но всё это, если не обладаешь талантом.
У талантов другая формула.
Я не особенно большой специалист в "крупных формах". Не люблю просто. Даже читая. Особенно читая. Потому что воду, влитую романистом для набухания романа, и "пейзайную, кулинарную и панталонно-рюшечную муть" терпеть не могу и пролистываю.
Те, крупные формы, которые я расписала с планами глав, так и остались - планами глав. Искра созидания в них прогорела полностью. Иногда я достаю ежедневники с такими расписанными планами, прочитываю их и снова загораюсь желанием это все дописать. Но потом понимаю, что в остывший очаг бесполезно складывать дрова. если их нечем поджечь. Поэтому главы пишу по мере их вызревания внутри меня. И всё.
Мира Кузнецова сказал(а) Те, крупные формы, которые я расписала с планами глав, так и остались - планами глав. Искра созидания в них прогорела полностью.
Очень знакомо
Мира Кузнецова сказал(а)
Поэтому главы пишу по мере их вызревания внутри меня
Делаю аналогично, но в какой-то момент захотелось внести больше "душного порядка": структуры какой-то, чтобы хотя бы обозревать очертания произведения, но целиком. При последовательном вызревании глав (по крайней мере в моем случае) где-то из тумана выступает конец произведения, а все что между текущей главой и концом - сокрыто. Я не хочу сказать, что это неправильно или плохо, но ведь можно как-то и по-другому... наверно.
Я пользуюсь программой Scrivener для писателей, в ней очень удобно работать с крупными формами.
Поэтому сначала составляется подробный план романа, разбитый на главы (который дополняется/изменяется в процессе), прописываются персонажи, их характеры, ключевые особенности, даты, важные места, и всё это пришпиливается на пробковую доску в виде стикеров - в программе есть такой функционал.
Есть два варианта создания произведения, по крайней мере, в моём случае.
1. Когда пишешь на заказ, расслабляться не приходится. Есть обязательства и сроки, согласованные с заказчиком. В этом случае, вероятность закончить произведение весьма велика.
2. Пишешь без заказа, "для себя". В этом случае сроков нет, обязательств нет, пишется по настроению.
Там у меня зависли в работе два романа, один из которых написан в традициях Пелевина, и в котором написано уже более пятисот страниц.
Но я остыл.
А во втором романе меньше, страниц триста уже написано, но я тоже застрял, правда, по другой причине: вмешались тёмные силы.
Я долго искала ответ на этот вопрос, спрашивала многих авторов и пришла к выводу, что их ответы никак лично мне не помогают. Нужно найти именно свой стиль и метод. Только через пробы и ошибки. Кто-то все заранее продумывает и прописывает, кто-то пишет из потока. Мне в этом плане наиболее близок ответ Елены Бычковой: «…это очень странное "состояние".
Я не могу сказать, что мы всё заранее продумываем. Это что-то из разряда невозможного - слишком сложная структура.
Но, дело в том, что мы всё заранее - закладываем.
То есть всю эту будущую вариативность, и возможности, и пути развития. И жёсткие линии. И линии, которые смогут быть более гибкими... Мы их все просчитываем.
Это вообще другое состояние сознания.
Совсем.
И оно очень мучительное. Чем дальше идёт цикл - тем сильнее "боль" в голове. Потому что, физически, ощущение не что ты мысли крутишь, а что сосуды у тебя в мозгу перекручиваются.
Я, к примеру, книги заканчиваю только на таблетках. На обезболивающих. У Натальи кровь из носа на клавиатуру хлещет. Алексей... в быту просто... теряется. То есть, да, ни дат, ни слов, ни каких-то самых простых вещей не может ни вспомнить, ни сделать.
Нагрузка на мозг очень большая».
Возможно в наш цифровой век так никто не делает, но я люблю все записывать в блокноты.
Сейчас у меня их три. В первом расписаны персонажи, во втором - мир, в котором происходит все действо. А третий блокнот выполняет роль черновика, куда я записываю разные мелочи (описание оборудования, одежды, местности - все что нужно визуализировать в тексте). В этом блокноте и иллюстрации иногда попадаются (для этого я подключаю подругу-художницу).
Как ни странно, сюжет у меня расписан на одном листе формата А4 (основа, идея, ключевые точки).
Пишу сначала текст на листочке, потом перепечатываю, редактируя.
Для того чтобы не забросить свои проекты, встречаемся с подругами в булочной каждый четверг. Два-три часа каждый занимается своими делаем. Кто пишет, кто рисует, кто проходит онлайн-курсы. Почему-то нам так проще, чем работать дома.
Нескучно, день добрый ?
Пишу, где придется и когда придется)) на компе, в заметках в телефоне, могу в тетрадке что-нибудь начирикать. Иногда несколько дней не пишу, иногда пишу целый день. Бывает, на работе накроет, тогда отвлекаюсь на часик и тоже пишу. По принуждению не получается. За год написала две части романа по 500 тыс. знаков, откладываю написанное, через пару недель перечитываю и редактирую. Правда, никому роман не показывала и, наверное, не буду)) Сюжетный план составлять пробовала - бесполезно, пишется потом с отступлениями или вообще по-другому. Сначала любила одного героя, потом вдруг стала любить другого)) Всё как-то само, в общем, пишется и живёт своей жизнью. А так я думаю, что чёткие правила и не нужны, главное, чтобы сам процесс и результат приносили удовольствие)
Aegis,
Aegis сказал(а)
Но, дело в том, что мы всё заранее - закладываем.
Это сознательная работа?
И оно очень мучительное. Чем дальше идёт цикл - тем сильнее "боль" в голове. Потому что, физически, ощущение не что ты мысли крутишь, а что сосуды у тебя в мозгу перекручиваются.
То есть, такая самоотверженная отдача процессу?
Откровенно говоря, я сперва отнесся со скепсисом к описанию состояния, а потом вспомнил насколько "затратно" держать в голове информацию по книге: ту, что уже написана, и ту, что еще предстоит написать в гармонии с первой. Какой после интеллектуального напряжения ощущается упадок сил. Не знаю, говорим ли мы об одном и том же, но, мне кажется, я понимаю о чем вы.