Макс Крок сказал(а)
про попаданцев в СССР
Александр Михеев сказал(а)
из фэнтези - только сам факт попаданчества, а все остальное - настоящий соцреализм)))
Два цикла в свое время читал с огромным интересом (одобрением, удивлением и ...ностальгией)
Евгений Щепетнов
(2019-2022) в феврале 2023 автор скончался... (((
Михаил Королюк
(2014-2018)
Клиентсозрел сказал(а)
Макс Крок сказал(а)
про попаданцев в СССРАлександр Михеев сказал(а)
из фэнтези - только сам факт попаданчества, а все остальное - настоящий соцреализм)))Два цикла в свое время читал с огромным интересом (
одобрением, удивлением и ...ностальгией)
Евгений ЩепетновВы не можете просматривать опубликованные ссылки(2019-2022) в феврале 2023 автор скончался... (((
Михаил КоролюкВы не можете просматривать опубликованные ссылки(2014-2018)
Именно комментарии Евгения Щепетнова на фантастах.ру подтолкнули меня попробовать писать романы на АТ и зарабатывать этим. Он своим примером показал мне, что это возможно. Я бесконечно ему благодарен.
Чуть раскрою понятие "писать набело". Для меня это не означает сесть и без затруднений написать роман от начала до конца. Хотя, я знаю людей, которые так и делают.
Я много работаю над планом. Есть план серии, есть план каждого тома. Есть план каждой части и план каждой главы.
План на главу объемом в 20к знаков занимает 5-7к знаков и вмещает больше 30 пунктов.
Но после этого я сажусь и сам текст пишу сразу, не внося в него уже никаких правок.
Писать набело - не значит, писать необдуманно. Значит - обдумать "до", а писать "после и быстро".
Александр Михеев,
Александр Михеев сказал(а)
Есть план серии, есть план каждого тома
Заранее продумываешь всю серию целиком?
Александр Михеев сказал(а)
вмещает больше 30 пунктов
это конспект/синопсис или шаблон определенной формы, например: 1. экспозиция 2. герой 3. персонаж 1... и т. д.?
Нескучно сказал(а)
Александр Михеев,Александр Михеев сказал(а)
Есть план серии, есть план каждого томаЗаранее продумываешь всю серию целиком?
Александр Михеев сказал(а)
вмещает больше 30 пунктовэто конспект/синопсис или шаблон определенной формы, например: 1. экспозиция 2. герой 3. персонаж 1... и т. д.?
Серию я продумываю на уровне томов. То есть, в первом томе герой решит такую задачу, во втором - займется вот тем, в третьем - этим. Это в том, что касается основной сюжетной линии. Иногда пункты могут меняться местами или отодвигаться. Например, в текущей серии события предполагаемого второго тома перехали в третий, а для второго я придумал приключение раньше.
Линию саморазвития героя (какие новые способности и качества он приобретет или раскроет) я продумываю непосредственно перед тем, как начать том. Эта линия всегда переплетена с основной сюжетной линией. Это же относится и ко всем другим линиям - линии антагониста, второстепенным сюжетным линиям, связанным с героем.
По проде у меня сложная схема, которую я не рискну рекомендовать. Если коротко - то я стараюсь, чтобы каждая глава сама по себе была законченной миниисторией со своими сюжетными линиями, которые составляют часть сюжета книги. И планирую главу как отдельный фильм со всеми ключевыми сюжетными точками.
То есть, в главе три акта, которые делятся на 7 секвенций. Выглядит это так:
Первый акт
Секвенция 1.
Герой в привычном мире
Побуждающее событие — появляются ставки
Отказ от зова, сомнения или подготовка
Провоцирующее событие.
Решение героя пуститься в путь — ставки возрастают
Второй акт
Секвенция 2. Начало пути, первое препятствие и первая победа
Подготовка
Начало пути
Встреча с первым препятствием
Битва с первым препятствием
Победа над первым препятствием
Секвенция 3. Второе препятствие, победа. Неожиданные итоги победы и мидпойнт
Герой осмысляет итоги первой победы и идет дальше
Герой сталкивается со вторым препятствием
Герой преодолевает второе препятствие
Мидпойнт — неожиданный поворот, в котором история меняет направление, смысл или цель. Ставки еще возрастают
Новое решение в свете изменений
Секвенция 4. Третье препятствие и точка “Все пропало”
Герой идет по новому пути
И сталкивается с новым, невиданным препятствием
Борьба с препятствием
Поражение из-за внутренней слабости героя
Точка “все пропало” — герой должен вырасти над собой, чтобы достичь успеха. Ставки возрастают предельно
Секвенция 5. Борьба героя с собственной слабостью
Герой понимает, в чем его слабость
Герой выстраивает план и берется за дело
Эпичная битва с собственной слабостью
Победа над слабостью и обретение нового качества
Предкульминация — герой осуществил рост, и понимает, что готов к финальной битве. На карте стоит все.
Третий акт
Секвенция 6. Кульминация. Победа над главным антагонистом
Встреча с антагонистом лицом к лицу
Антагонист проявляет свою подлинную силу
Вооруженный новым качеством герой бесстрашно бросает вызов антагонисту
Кульминация — финальная битва за достижение цели
Победа, достижение цели, заявленной в побуждающем событии или мидпойнте
Секвенция 7.
Получение награды по линии 3 (второстепенной)
Последняя проверка по линии 2 — не откатился ли герой назад
Герой уверенно проходит проверку, подтверждая свои изменения, и немедленно получает награду по линии 2
Награда по линии 1 — основной сюжетной линии.
Новый герой в новом мире
Дальше для каждой секвенции подбирается наиболее подходящая по замыслу локация (когда это возможно). Так, чтобы локация добавляла красок в происходящее событие
Ровно такая же схема (но в своем масштабе) применяется для всего тома)
Раньше я планировал главу куда проще - цепочка из трех-пяти взаимосвязанных событий, которые объединены общей интригой и крючком в конце. Тоже прекрасная рабочая схема, но мне захотелось большего)))
Схема с секвенциями позволяет глубже погрузить читателя в ситуацию и раскрыть взаимоотношения между персонажами.
Прелесть подробного плана с секвенциями состоит в том, что в любой момент главы я точно знаю, что именно у меня происходит. Каждый момент насыщен действием - внешним или внутренним. "Воде" просто некуда просочиться. А благодаря ограниченному объему главы (всего 400 - 600 знаков на каждый пункт) описания становятся сжатыми, точными и работающими на историю. Их просто негде развернуть, и это плюс. К тому же, нет провалов по динамике - накал происходящего все время повышается, но не рывками, а плавно.
Нескучно сказал(а)
Александр Михеев, Очень-очень круто! Спасибо за развернутый ответ!Александр Михеев сказал(а)
я стараюсь, чтобы каждая глава сама по себе была законченной миниисториейЯ пытаюсь прийти к этому же, но, честно признаться, получается пока слабовато)
Это абсолютно нормально. У меня тоже стало получаться не сразу. И сейчас не все главы в этом смысле даются одинаково легко.
Кроме того, это необязательное условие. Многие авторы строят историю крупными мазками, где глава - только один из кусочков. Возможно, тебе больше подойдет такая схема.
КМК, главное - это комфорт автора и читателей. Если тебе удобно писать, а читателям удобно читать - все в порядке.
Александр Михеев сказал(а)
что в любой момент главы я точно знаю, что именно у меня происходит
Неужели не возникает желания подправить что-то по ходу написания... Герои ведь часто диктуют сюжет и сцены, и после написания, например, половины главы понимаешь, что дальнейший план, например, психологически недостоверен после того, что герой сделал в 1 части главы?
Получение награды по линии 3 (второстепенной)
Последняя проверка по линии 2 — не откатился ли герой назад
Герой уверенно проходит проверку, подтверждая свои изменения, и немедленно получает награду по линии 2
Ты же вроде недавно пришел к тому, чтобы герой чего-то достигал. Это новый такой синопсис или давно так пишешь, как квест типа, чтоб постоянно что-то происходило с героем в плане пряников?
Честно говоря, не представляю в своих произведениях такую концентрацию на пряниках для героя... Для подростков еще, наверное, такое сойдет.
Макс Крок,
1. Это общий план на любую главу
2. Как правило, эти вещи проясняются именно в момент составления конкретного плана по приведенному выше шаблону
3. По данным Яндекс метрики возраст основного пула моих читателей 34 - 55. Люди моложе составляют примерно 7%
4. Награда (как бы она ни выглядела в каждом конкретном случае) является мотивацией любого человеческого поступка.
5. Это схема, по которой работаю я. Тебе я ее не навязываю. Поделись своим методом написания крупной прозы, а не сомнениями по поводу моего. Мне не нужны чужие оценки, я не на конкурсе.
Александр Михеев,
Я, в общем, хотел сделать вид, что все понятно, но любопытство не дает покоя: почему секвенции? Три акта на главу - еще могу понять, ну и дополнительное деление - так-то тоже (моя душонка, склонная к бюрократии, любит деление на разделы и подразделы), но почему именно секвенции? Имеет тайный смысл?)
И еще, чтоб, как говорится, два раза не вставать: становится понятнее уровень работоспособности "набело" при таком подходе, и, вместе с тем, получается, что к роману в 400к знаков надо плюсовать процентов 50 условного черновика? Очень круто, снимаю шляпу. Где-то в темах мелькало, де "перерыв между томами серии, пока несколько дней продумываю новый том..." (если правильно помню). И что, продумывание и написание такого подробного плана укладывается в несколько дней? Просто я сейчас пишу 50/50 без плана (пятьдесят "планированных" процентов могу смело сказать спасибо той теме, за что, без преувеличения, низкий поклон), и самая трудоемкая часть - это придумать "что будет дальше". Именно тут самая большая затыка, ведь когда "горизонт происходящего в произведении" понятен, выдавать 6-7к знаков чистовика в час не составляет труда.
Нескучно, Что касается планирования книги, то им я занимаюсь ежедневно. То есть, пишу первую главу, а планирую условно девятую, пишу третий том, а планирую уже четвертый. И делаю записи. Несколько дней нужны, чтобы привести в порядок уже готовый, по сути, план.
А секвенции - это из сценаристики. Суть в том, что людям проще воспринимать цепочку связанных между собой коротких историй, чем одну длинную.
А любую длинную историю можно разложить на логичные этапы и представить их как миниистории - секвенции.
Секвенция 1 - история о том, как герой жил в своем мире, а потом какое-то то событие вынудило его поставить цель и устремиться к ней.
Секвенция 2 - история о том, с какими трудностями сталкивается герой на новом пути.
Секвенция 5 - история о том, что прежде победы над реальностью, герою необходимо заполнить свой недостаток, приобрести новые качества.
Немаловажно, что при таком построении, в истории будет не одна кульминация, а цепочка нарастающих кульминаций.
Решился пуститься в путь - это кульминация и победа.
Преодолел первое препятствие - кульминация и победа.
Изменил себя - огромная победа.
Достиг желанной цели - грандиозная победа, которой читатели давно ждали.
Твой мир изменился в результате твоих действий - финальная победа.
Чтобы еще проще было представить секвенции, можно рассмотреть конкретный пример.
Например, я имею склонность к писательству и хочу, чтобы мои книги продавались, но пока понятия не имею, как этого достичь.
Секвенция 1. Я задумываюсь над своим желанием. Изучаю всю, доступную мне информацию (это посты в разных блогах, статьи по писательству, реклама курсов). Пробую писать рассказы, ориентированные на читателей. Иду участвовать в разных конкурсах, расширяю свой ареал обитания. И наконец, решаюсь написать целый настоящий роман и выложить его для читателей.
Секвенция 2. Итак, я начинаю писать роман. Моя цель скромна - выложить его бесплатно и добиться на нем достаточно хороших показателей читательского интереса, чтобы получить коммерческий статус на портале. На АТ это составляет 300 подписчиков, 300 библиотек на книге и 30 часов чтения ежедневно в течение двух недель. Для новичка эти показатели выглядят огромными, нереальстичными, недостижимыми. Но я отважно берусь за дело. Пишу роман, выкладываю его и убеждаюсь, что наплыва благодарных читателей нет. Тогда я нахожу в сети таких же начинающих авторов, как я. У них те же цели. Мы подписываемся друг на друга, ставим друг другу лайки, добавляем книги в библитеку, читаем по паре глав. То есть, коллективно делаем друг другу заветный коммерческий статус. Кто-то честно выполняет договоренности, кто-то норовит получить поскорее и свалить, бросив остальных. Но так или иначе, я добиваюсь своего.
Секвенция 3. Заветный коммерческий статус получен - теперь я могу продавать книги. Но я убедился, что читателям неинтересен мой первый, такой выстраданный роман. Такая же история и у моих коллег по получению коммерческого статуса взаимообменом.
Надо писать новую книгу. И не просто новую - другую, и совсем по-другому. А как?
Я иду в блоги топовых писателей в надежде найти ответ. И нахожу упоминание о неких курсах, которые они прошли, и от которых они в восторге. Ищу информацию об организаторе этих курсов и вижу, что это довольно известная фигура в мире сетевой литературы. Его знают многие. Одни благодарны ему за науку, другие - ненавидят лютой ненавистью за то, что он "плодит коммерсов, которые забили все виджеты".
Я принимаю решение пойти к нему на курс.
Секвенция 4 - думаю, принцип понятен))) Хотя, лан - дальше самое интересное. А мне нравится сочинять истории)))
Итак, секвенция 4. Я иду на курсы (они стоят немалых денег для человека на зарплате). И мой мозг взрывается. Я-то думал, что меня научат секретным писательским приемам. А оказывается, для того, чтобы стать востребованным, нужно перестроить свое мышление. Осознать потребности людей. Осознать свою ценность как автора. Научиться не бояться, не прятать себя за авторитетами, за редактурой. Научиться говорить честно, прямо и на интересные темы. И только потом, бонусом - научиться работать много и вдумчиво.
Вебинары иногда затягиваются до утра. Мы не спим ни минуты, а утром идем на работу. После - пишем книги. Поддерживаем друг друга. Снова вебинвры. Кто-то уходит, не выдержав нагрузки. Все пытаются совместить старое мышление неформатного автора с новыми знаниями и пониманиями.
Вебинар - работа - роман - вебинар - работа.
СПА-А-А-АТЬ!!!
Через два с половиной месяца мой мозг кипит. Написан первый том. Я выкладываю его и сходу влетаю в популярное.
Секвенция 5. Показатели читательского интереса на книге в разы превосходят все, что я мог себе представить. Но первый том я выкладываю бесплатно, а в это время пишу второй и хожу на работу. Прода каждый день, и хоть сдохни!
Это непривычно, это трудно. Я не всегда понимаю, о чем моя история, почему она такая. Но проду надо выдать.
Еще через две недели я впервые в жизни открываю продажи и за три дня получаю больше денег, чем на работе мне платят за месяц. Пишу третий том. Увольняюсь с работы.
Чительское внимание к истории падает от тома к тому - я еще не умею его удерживать. Из-за усталости пропускаю проды.
И решаю зафиналить серию и начать новую.
А она не взлетает.
Проваливается.
Я начинаю разбираться в причинах - благо, у меня теперь есть и более опытные товарищи, и мои сокурсники.
И понимаю, что перестройки мышления пока не произошло. Внутри у меня идет непримиримая борьба старых шаблонов и новых знаний. Это очень болезненный процесс. Если я с ним не справлюсь - мне придется бросать писательство и возвращаться на работу. Меня пока поддерживают деньги с первой серии, и я понимаю, что такое актив, и чем он отличается от зарплаты.
Секвенция 6. Я прохожу процесс становления и запускаю третью серию. И она взлетает в разы круче первой. Я счастлив! Моя жизнь теряла смысл, она буквально висела на волоске. Но я справился!!! Я смог!
Секвенция 7. Потом будут еще падения, и взлеты. Я пойму, что это просто часть рабочего процесса. Научусь сходу отличать книгу, которая может взлететь, от книги, у которой нет шансов уже на старте. Научусь работать, когда над душой не стоит начальник. Научусь учиться, думать, анализировать и не останавливаться.
Стану обычным компетентным профессионалом.
Не гением (каким я себя мнил в первой секвенции), не звездой с мировым именем.
Просто профессионалом, который пишет интересные истории и этим зарабатывает на хлеб)))
Александр Михеев, Александр, а не проще сотрудничать с издательствами? Сейчас АСТ, РОСМЭН, ЭКСМО ищут фэнтези, фантастику и детективы для разного возраста.
Или там какие-то нереальные требования?