Всем привет!
Хотел написать рассказ про космический бой. Порылся в интернатах и нашел некоторые моменты, которые делают космический бой если не невозможным, то уж точно очень скучным. Ниже проблемы и выводы.
Пожалуйста, поделитесь своим мнением:
Проблема 1. Негде спрятаться.
Отсюда первый вывод: стелс технологии решают. Чем позже тебя увидит противник, тем больше шансов что ты выстрелишь и поразишь его раньше, чем он успеет ответить.
Проблема вторая 2. Нет баллистики. Снаряд не изменит траекторию движения из-за отсутствия гравитации. Снаряд не утратит пробивающую силу из-за отсутствия сопротивления воздуха.
Отсюда второй вывод: решает точность и скорость поражающего элемента.
Проблема третья 3. На дальних расстояниях нет маневренности.
Изменение курса, чтобы уйти от прямого столкновения с выпущенным снарядом, сжигает много топлива. Кроме того, сам снаряд также имеет возможность корректировать курс в зависимости от изменения курса объекта атаки.
Отсюда третий вывод: в бою будут использоваться различные щиты и заградительные снаряды (выстрелы обманками), перехватчики ракет и т.п.
Проблема 4. Отсутствие линии фронта.
Так как космос трехмерен. Любая граница, и соответственно фронт боев, будет трехмереной. То есть не в виде линии, а квадрата. То есть допустим линия фронта у нас у словные 1 000 единиц. Значит площадь квадрата фронта будет 1 000 умноженная на 1 000 единиц. То есть защищать надо тысячу квадратных единиц. То есть все расходы (техника, люди, горючее, снаряды) в тысячу раз больше, чем если бы линия фронта была линией, как на земле. А не площадью как в космосе.
Бои будут не на линии фронта. Линия фронта (площадь) фронта будет отсутствовать. Скорее всего территории захваченные будут считаться не по конкретным точкам в пространстве, а по захваченным объектам. Например планетам. Или солнечным системам. А теперь представьте что бой идёт между землянами и меркурианами за Марс. И вот мы, земляне, захватили Марс, но… идёт время, планеты вращаются по свои орбитам и вуаля, Марс и Меркурий теперь по ту сторону солнца от нас. Его естественно захватывает Меркурий, потом опять время проходит и Марс теперь с землёй по одну сторону, а Меркурий где-то за солнцем. Мы снова отбиваем Марс. И так до бесконечности.
В общем отсюда вывод: захватывать надо целые солнечные системы разом.
a.savushkin,
Спасибо, что поделились размышлениями.
Я бы тоже хотел высказать мнение - не о технических аспектах матчасти, а в целом читательскую точку зрения.
Это мое ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ, разумеется, оно субъективно.
В целом космооперы не очень люблю. Хотя, если сюжет крут, лексика богата, а герои незаурядны, то читаю с интересом.
С интересом до тех пор... пока не сталкиваюсь с сеттингом, облагороженным псевдонаучными аранжировками.
Почему псевдонаучными? Потому что любая твердая НФ обязательно встречает своего критика - весьма бойкого, напористого, сердитого на автора, который написал чушь, высосал из пальцев белиберду и опозорился на незнании матчасти. Это фактически традиция: залихватски рушить сюжет и обвинять писателя в незнании физики. Был свидетелем столкновения доктора наук и продвинутого эрудита - они, оба писателя, оба рассказичика, трое суток рубились на конкурсе, обсуждая какой-то там физический парадокс глубокого космоса.
Мне, как читателю, это было сильно по барабану. Ведь речь шла не о монографии ученого, а о фантдопе.
Поэтому, как только я сталкиваюсь с претенциозными и пафосными подробностями технического обеспечения рассказа, то мне становится скучно, тоскливо, грустно и сильно неинтересно читать вообще этот рассказ.
Я это к тому, что
a.savushkin сказал(а)
рассказ про космический бой
меня лично вполне удовлетворит перечислением выстрелов, грохота, сверка, пробоин, абордажа, обломков, зарубы роботов и дуэли искинов, захвата капитана и пленением экипажа... НО
...но никак не поглощением размышлений на тему
a.savushkin сказал(а)
космос трехмерен. Любая граница, и соответственно фронт боев, будет трехмереной. То есть не в виде линии, а квадрата. То есть допустим линия фронта у нас у словные 1 000 единиц. Значит площадь квадрата фронта будет 1 000 умноженная на 1 000 единиц.
Разумеется, найдется читатель, которому крайне интересно узнать технические нюансы, покатать внезапную физико-математическую теорию.
Так что я вас не отговариваю, пишите, как считаете нужным.
Вынужден со многим не согласиться.
Но, прежде всего, может забить на реализм и уйти в "звездные войны"? Там все по канонам 1-2 мировых войн.
Проблема 1. Негде спрятаться.
Насчет стелса согласен.
Спрятаться, в целом, есть где. Множество астероидов, как минимум десятки пересекают Земную орбиту. Не открытой мелочевки размером метров десять вообще не счесть. В поясе еще полегче.
На Луне хватает кратеров, как и на других спутниках.
Проблема вторая 2. Нет баллистики.
Баллистика есть, и не менее сложная. Можно выстрелить с орбиты Земли так, что бы поразить цель за Луной. Потому что гравитация Луны будет притягивать снаряд. Чем он медленнее, тем сильнее это проявится.
Далее, разогретая сторона снаряда излучает, создавая боковое ускорение. Очень маленькое, но если снаряд летит долго, этого хватит что бы промахнуться. Раскрученный снаряд возможно решит проблему.
Снаряд на около-релятивистских скоростях уже будет испытывать воздействие и разогрев от столкновения с отдельными атомами.
Проблема третья 3. На дальних расстояниях нет маневренности.
Если снаряд выпущен с большого расстояния и не имеет своих двигателей, проблема только в обнаружении снаряда. Уйти от удара не сложно.
В других случаях согласен, особенно с использованием перехватчиков, обманок и т.п.
Проблема 4. Отсутствие линии фронта.
То что кому-то стало легче лететь чем противнику, еще ничего не значит. У них есть ресурсы что бы долететь? Их хватит на то, что бы захватить нужный объект? Линий фронта может и нет, но база на спутнике будет контроллировать значительный кусок космоса вокруг. Возвращаемся к проблеме 1. Видно все очень хорошо. Можно замаскироваться, но активные действия всю эту маскировку снимают.
Vladimir Zenin, так вот я и прочитал в интернетах, что на самом деле даже в поясе астероидов, астероиды друг от друга на таком расстоянии находятся, что их и не видно вокруг, даже если ты в самом центре. Про "невозможно спрятаться" я имел ввиду что если вы, например, летите с Марса на Землю, а с Земли к вам летит корабль противника, то вы друг-друга увидите на радарах как... Ну как два футболиста на футбольном поле, где больше никого кроме вас нет, а ближайшее дерево, за которым можно спрятаться в другой стране находится.
По поводу вашего комментария про баллистику, да вы правы. Всё эти тонкости про нагрев, охлаждения, использование гравитации тяжёлого объекта для изменения траектории движения снаряда, нужно учитывать.
Про базу на спутнике. Если имеется в виду спутник Земли, то она будет контролировать только кусок видный с поверхности Луны, на которой база находится. А это, как по мне очень небольшой участок.
Александр Михеев, ну представьте, что в описании Войны и Мира, толстой бы написал что в первой Мировой стреляли не пушками, а бились на ножах в рукопашку, после ритуального окрашивания волос в разный цвет...
Я понимаю, что я не Войну и Мир пишу, и фантастика это фантастика, но ход мыслей я думаю вы поняли. Антураж ради антуража никогда не понимал. Когда обычная история помещается в фантастический антураж, который не является действующим персонажем, и не влияет на ход истории это не фантастика.
По мне фантастика, это когда фант допущение играет бОльшую роль. Как минимум, является второстепенным героем, без которого сюжет не сработает
tolkian, да, думаю так и будет.
Вообще бой в космосе в итоге я представляю теперь так. Два корабля на грани чувствительности радаров засекают друг друга и начинают стрелять всеми видами орудия. Потом сразу же отстреливают обманки и заградительные мины, потом снова стреляют и т.д. а потом летят друг другу по инерции, двигатели же только на старте и торможении используются. И ждут какая из ракет пробьется )
Довольно скучно.
a.savushkin, Вы уверены, что большинство читателей будут заморачиваться Вашим грамотным обоснованным фантдопом?) Или предпочтут кровищу, сопли, крики ужаса и свист воздуха, выходящего из отсека через пробоину?)))
Толстой описывал реально происходившие исторические сражения. А вас никто за руку не поймает в фантастике, да и ловить не станут, если текст будет интересным)))
Александр Михеев сказал(а)
a.savushkin, Вы уверены, что большинство читателей будут заморачиваться Вашим грамотным обоснованным фантдопом?) Или предпочтут кровищу, сопли, крики ужаса и свист воздуха, выходящего из отсека через пробоину?)))Толстой описывал реально происходившие исторические сражения. А вас никто за руку не поймает в фантастике, да и ловить не станут, если текст будет интересным)))
Ларри Нивена ловили, рассказывали что Мир-Кольцо неустойчиво. Ему пришлось прислушаться и объяснить это в следующих книгах ) Хотя казалось бы, текст интересный. Читай да наслаждайся.
И вообще, претензии к технической части не редкость.
Не так давно я написал твердый НФ рассказ. Нашлось двое, что пришли рассказывать что всё это глупости и такого не бывает. Один даже с математикой (при этом всё напутал, но важен сам факт).
Я к тому, что минимальный уровень достоверности, конечно, желателен. Но, с тем что первичен именно сюжет и персонажи, я полностью согласен.
Хотя если обложиться гипердрайвами и гравицапами никакой достоверности уже не надо.
a.savushkin, поиграйте в kerbal. Хоть это и весьма упрощенный симулятор, он очень хорошо показывает физику полетов, и сложности во встрече спутников. Боев там нет, но представить не сложно. Да, медленно и скучно ) Весь адреналин сосредоточен в том что бы хватило топлива и аппарат не разорвало при посадке.