Альберт фон Гринвальдус сказал(а)
Александр Михеев, верно. А демонстрация достижений куда относится? Медали, кубки, грамоты, переиздания и финансовые потоки, для которых в Беседке даже отдельная скамейка выделена...
Думаю, что в демонстрации достижений нет ничего плохого. Больше того - она нам свойственна, это заложено в нас природой. Эта демонстрация помогает почувствовать свою ценность - в том числе, и за счет реакции социума. Мы ведь существа социальные.
Я говорил о ситуации, когда демонстрация умений и талантов подменяет собой результат. Когда человек всю жизнь остается перспективным и небесталанным, а результата нет.
И речь даже не о социально понятном и одобряемом результате. Просто о конкретном и ощутимом. Например, написать и издать сборник рассказов. Пусть только для себя и для друзей - неважно. Все равно это будет результат, который придаст осмысленность процессу. Этап пути, а не зависание в неопределенности.
Но все чаще появляется склонность ставить себе в заслуги сам процесс, без получения результата. "Я пишу", "я учусь играть на гитаре", "я хожу в спортзал", "я хожу на работу", "я живу".
Нет, само стремление двигаться и развиваться тоже ценно - но лишь по сравнению с полной бездеятельностью.
"Я не бездельник" - тоже достижение, согласен. Но весьма скромное для того, чтобы потратить на него всю жизнь.
Думаю, что причина кроется в страхе неудачи. Пока ты в процессе и не ставишь перед собой конкретные планки - неудачи не может быть. Делаю и делаю, как могу. Бегаю, прыгаю, пишу, живу.
Но стоит только замахнуться именно на планку - появляется вероятность ее не взять. Испытать неприятное чувство поражения. И хочется избежать его, с головой погрузившись в приятный, уютный и бессмысленный процесс.
Вот только он в любом случае конечен. И тогда в конце жизненного пути вместо череды неудач и достижений человека ждет осознание тотального фиаско.
"Я мог так много - но ни хрена не сделал" - не то понимание, которое приятно пережить перед смертью, как мне кажется.
С этим связано и стремление жить в кредит. Получить сейчас, а заплатить когда-нибудь потом. А может, и вообще не заплатить, если повезет умереть раньше)))
В нормальном варианте покупки оплачиваются деньгами, а не опрометчивыми обещаниями. Признание оплачивается результатами.
А результаты оплачиваются неудачами.
Неудача - это просто валюта. Ничего страшного в ней нет.
Александр Михеев, точка зрения решает 😉
Из личного опыта: настолько противны бюрократические процессы, что все свои опусы - тексты и картинки - я просто раздаю. На самом деле. Приятно, когда с конкурсов присылают книги, всякие мелочи наградные. В сборники берут, ага. Но как только начинается (сегодня с утра очередное) "заключение договора", "акт сдачи-приёмки", "приложение к..." - тошнит в прямом смысле слова. Видите, насколько по-разному мы смотрим на "успешность"? Если бы не зуд ("Интересная тема! Надо чего-нибудь натворить!") и желание отвлечься от рутины - уже давно бросил бы свои экзерсисы. Или не начинал.
С другой стороны, почему не "в стол"? Конечно, ради признания того, что я-таки справился с задачей. Видимо, это инстинкт от предков-приматов плюс результат детсадовской дрессуры. Вот похвалят, скажут "Молодец!" - праздник! Положительные эмоции, эйфория, всё такое сладкое... Остаётся вопрос: правомерно ли считать "результатом" лишь материальное воплощение достижения? Особенно при понимании относительности оценок "счастья".
Сначала вопрос, на который не обязательно отвечать в этой теме. Но я был бы рад, если бы вы задали его себе. Почему вы говорите о признании со стороны социума в негативной коннотации? Это презрение истинного стоика, или похороненные амбиции?
Я не намекаю ни на один из вариантов. Могу сказать за себя, что я пытался практиковать стоицизм в качестве защитной реакции. Но не пошло. По моему убеждению, чтобы от чего-то сознательно отказаться, надо сначала это получить. Возможно, именно этот путь вы и прошли.
Теперь о результате. Я думаю, результатом можно назвать что угодно - при условии, что человек сам искренне считает это результатом. Ключевое слово - искренне. Никто не запрещает обманывать себя. Но когда живешь не ты, то и жизнь выходит не твоя. Это же закономерно. А вот время на эту жизнь тратится исключительно твое, тут без вариантов. Именно об этом вспоминают только тогда, когда время уже заканчивается.
Да, здесь важно именно свое мнение. Полновесное ощущение достигнутого результата. Пройденного этапа. Не напрасно потраченного времени. Признание социума - только приятное, но необязательное дополнение.
Другое дело, что все мы похожи больше, чем нам хотелось бы. Очень часто оригинальность декларируемых запросов служит только маскировкой запросов истинных. Ну, и попыткой выделиться - когда человек сам чувствует, что больше его не выделяет ничто.
А бывают и единицы, у которых и в самом деле другие запросы. Но причислить себя к ним при помощи самообмана - худшее, что можно с собой сотворить. Это самоубийство заживо.
Когда кто-то произносит слово “смирение”, в голове невольно всплывают картинки из монастырской жизни: одинокая келья в лесу, коптящая свеча у иконы, тихо текущие годы за толстыми стенами.
Но мне кажется, смирение — это не про пассивное отношение к реальности.
Это про мир с самим собой. Мир в себе самом.
Понимаешь, что вселенная создала тебя именно таким — и чувствуешь благодарность, а не обиду.
И дело не в сознательном усилии. А в том, что смириться можно только с собой настоящим. Сначала найти себя настоящего. Потом понять это. И смирение придет само собой.
Смирение волевым усилием (или от отсутствия сил) всегда лживо, как мне кажется.
Александр Михеев, факт: всё то время, когда я не привлекаю к себе повышенного внимания, про меня не помнят (кто не верит - спросите Чувака). Какой вывод следует из повторяющихся обстоятельств? Необходимо преодолеть (например, скандалом или рекордом), или пользоваться данной ситуацией (в иных случаях полезно для жизни). Поскольку настроение изменчиво (как и самочувствие), то желания "спрятаться" и "обогнать" меняются в зависимости от многих факторов - хоть погода, хоть несварение. Логично предположить, что при реализации личности физиология и воспитание предопределяют степень активности. Короче, честолюбие - не порок, просто выражается в индивидуальных формах. Те самые предпочитаемые фломастеры, или подзабытая "скромность паче гордости". И договориться вряд ли возможно, хотя бы немного понять...
Альберт фон Гринвальдус сказал(а)
Александр Михеев, факт: всё то время, когда я не привлекаю к себе повышенного внимания, про меня не помнят (кто не верит - спросите Чувака). Какой вывод следует из повторяющихся обстоятельств? Необходимо преодолеть (например, скандалом или рекордом), или пользоваться данной ситуацией (в иных случаях полезно для жизни). Поскольку настроение изменчиво (как и самочувствие), то желания "спрятаться" и "обогнать" меняются в зависимости от многих факторов - хоть погода, хоть несварение. Логично предположить, что при реализации личности физиология и воспитание предопределяют степень активности. Короче, честолюбие - не порок, просто выражается в индивидуальных формах. Те самые предпочитаемые фломастеры, или подзабытая "скромность паче гордости". И договориться вряд ли возможно, хотя бы немного понять...
Ага. Понимаю вашу мысль.
И противоречия никакого не вижу.
Дело в том, как мне кажется, что не только социум оценивает нас, но и мы оцениваем его. Точнее - конкретные сообщества, в которые мы попадаем.
Если в грубом приближении - оценки не всех сообществ нам одинаково важны. Какие-то неважны совсем. Какие-то - время от времени (как правило, это зависит от свободы доступа к другим сообществам). Какие-то - жизненно важны (хоть нам трудно в этом признаться). Выражаясь аллегорией, мы не всегда готовы пить из любого колодца. Зависит от степени жажды.
А еще мы готовы пить не любую воду и не по любому поводу. Нас интересует мнение коллег о нашей профессиональной жизни. Но не о личной.
Ну, вы понимаете.
По моим наблюдениям, душевные метания начинаются тогда, когда человек пьет не из своего колодца. Или пытается найти в нем ту воду, которой в этом колодце нет.
Альберт фон Гринвальдус сказал(а)
Александр Михеев, виноват, напрашивается вывод: Вы устали от процесса написания беллетристики, тянет на обобщения "о смысле бытия". Т. е., ещё одна ниша для реализации внутреннего мира.
Нет, не устал) Скорее, меня переполняет еще и то, что не совсем уместно в художественном тексте. Пока мы с вами неторопливо беседовали, я написал главу на 15 000 знаков. Спасибо вам (Это не намек на прекращение разговора).
Альберт фон Гринвальдус сказал(а)
Александр Михеев, одна из любимых цитат для застольных речей: "Пьяный разговор на Руси зело умен. Трезвому такого и не выдумать, что пьяный, себе на удивление, сказанёт." (с) - В. Бахревский, "Тишайший"
Не читал, но смысл улавливаю) Как-нибудь выпьем)))
Александр Михеев, есть сериал по его циклу "Раскол". Книги очень хороши, актёры более-менее, но картинка получилась дешёвая, к сожалению! И вообще, автора романов, легших в основу сценария, упомянули единственный раз мелким шрифтом в последних титрах - хотя экранизировано почти буквально, сравнимо с подходом (не результатом) Бортко.
Альберт фон Гринвальдус сказал(а)
Александр Михеев, есть сериал по его циклу "Раскол". Книги очень хороши, актёры более-менее, но картинка получилась дешёвая, к сожалению! И вообще, автора романов, легших в основу сценария, упомянули единственный раз мелким шрифтом в последних титрах - хотя экранизировано почти буквально, сравнимо с подходом (не результатом) Бортко.
Я, пожалуй, почитаю. Интересный период.
Александр Михеев, один из моих самых любимых авторов. К слову, там эротические сцены имеются - в советское-то время! - красивые. Впрочем, с пытками тоже достаточный натурализм. В целом всё то же, что у А. Чапыгина, но очень легко и живописно, простым, не переутяжелённым архаизмами с диалектизмами языком. Лучше начинать с романа "Свадьбы", а потом "Тишайший" - и дальше по хронологии. Хотя "Разбойник Кудеяр" (перестроенный из более ранней повести) можно и вне очереди. Там сказочные элементы есть, с домовыми и лешими - аккурат к фэнтези-фолку подходит!