Site icon Литературная беседка

Шуточка

rcl-uploader:post_thumbnail

Был у меня приятель один в UCSD.  Звали Бэрри – как Барака Обаму, до того как он стал афро‒американским общественным лидером.  Пожалуй его можно было назвать типичным американцем.  Высокий, не качок, но следящий за своей фигурой, светловолосый ‒  что называется dirty blond, в родословной кого только не было, добродушный и отзывчивый.  Мы брали одни и те же инженерные классы, часто становились партнерами, и ходили вместе на вечеринки.   Один раз он даже тащил мою машину на прицепе из Тихуаны через границу.

В культурном плане, мы были очень разные, да и трудно ожидать от среднего американца знания, например, французской или русской литературы.  Три Мушкетера, например, в кино видели, а так конечно не читали.  Бэрри в этом смысле тоже был типичен.

Когда я его осторожно спрашивал, он отвечал, что никогда не читал художественной литературы потому, что не видел в этом занятии смысла.

‒ Посуди сам.  Допустим книги по психологии дают мне ощутимую выгоду.  Я вижу в библиотеке красивую девушку, и потому как она сидит, по ее языку тела, я могу понять нравлюсь я ей или нет.  Это сокращает ненужные инвестицию времени и душевных сил.  Зачем я буду вкладываться в отношения, которые все равно ни к чему не приведут?

Я пытался что‒то возражать о душевном богатстве, о знание истории, о темах для общения.  Но – не в коня корм.  Зачем ему книжные знания, если девушки, с которыми он общался, тоже ничего такого не знали.  В лучшем случае читали какие‒нибудь романтические романы, где красавец и удалец влюбляется в главную героиню и, преодолевая невероятные препятствия, в конце романа воссоединяется с ней в пламенном поцелуе.

Помню один университетский преподаватель поставил мне четверку за моё эссе, а какой‒то девчонке да глупое и примитивное эссе поставил пять.  Позвольте, говорю, но ведь то что она написала, это ‒ примитивное убожество.  Да, говорит, но ведь она это сделала в первый раз в жизни!  Я должен был ее за это поощрить.  Вы же, говорит, пишете намного глубже и сложнее, так и требования к вам должны быть выше.

‒ Позвольте, ‒ опять возражаю, так вы же наказываете меня за то, что я до взятия этого класса книжки читал.

В общем, Бэрри можно было понять.

 

***

Однажды, не помню по какой причине, я рассказал Бэрри чеховские рассказ Шуточка, не очень детально, а так – главную суть.  Он был чрезвычайно тронут.  Особенно, сценой съезда на санках с горы, когда я говорил “I love you, Nadenka.” Особенно, смыслом всего рассказа, когда протагонист говорит «А мне теперь, когда я стал старше, уже непонятно, зачем я говорил те слова, для чего шутил…?»

‒ Как это – Бэрри пытался подобрать слово.

‒ Что, грустно?

‒ Не только, но и … не знаю как сказать …

‒ Глупо?

‒ Это, как бы, вместе и умно и глупо и поэтому – грустно.  Но не плохо грустно, а как-то хорошо грустно.

Возникла пауза.  Но, не тягостная, а органическая.

‒ А не мог бы ты рассказать это моей герлфренд ‒ Синди?  У неё через три дня будет день рождения, и она была бы тронута.

‒ А ты не хочешь ей сам прочесть?  Она была бы еще более тронута.  Принести тебе?

‒ Да, конечно.

В те годы интернета еще не было.  Я сделал копии в библиотеке и принес ему. Он погрузился в чтение, но не прочел еще и пары абзацев, оторвался и сказал.

‒ Нет уж лучше ты это расскажешь.  У тебя это получается короче и как-то более – он опять запнулся ища правильное слово.  Только можно, чтобы вместо Наденька ты скажешь Синдичка?

10

Автор публикации

не в сети 3 месяца

mgaft1

13K
Как гарантировать то, что ты знаешь о чем пишешь? Не писать о том, чего не знаешь.
Комментарии: 3184Публикации: 148Регистрация: 02-04-2021
Exit mobile version