Сексуальные традиции Японии: что можно было делать в Японии, но было запрещено на Западе?
Исторический контекст
В отличие от христианства, где секс часто ассоциировался с греховностью и был строго ограничен моральными и религиозными нормами, в синтоизме и буддизме секс не считался греховным. Он воспринимался как естественная и нормальная часть жизни, что способствовало более свободному и открытому отношению к сексуальным отношениям.
Синтоистские ритуалы, такие как фестивали Хонэн Мацури, включали поклонение символам плодородия и сексуальности, что подчеркивало естественность этих аспектов жизни.
В традиционной японской культуре понятие целомудрия и девственности до брака не всегда имело такое значение, как в некоторых других культурах. В японской истории и особенно в период Эдо (1603-1868) существовало множество социальных и культурных норм, которые регулировали сексуальную жизнь мужчин и женщин.
В определённых социальных слоях, особенно среди аристократии и самурайского сословия, от женщин ожидалось, что они будут девственницами до брака. Однако это ожидание не распространялось на всех и не всегда строго соблюдалось.
Например, в городах существовали кварталы красных фонарей, такие как Ёсивара в Эдо (современный Токио), где работали женщины, занимавшиеся проституцией. Эти женщины, известные как юдзе, не были общественно осуждаемы в той мере, в какой можно было бы ожидать в некоторых западных культурах того времени. Юдзе могли обладать культурными и артистическими навыками, что делало их популярными среди различных слоёв общества.
Кроме того, в некоторых случаях браки могли заключаться по расчёту, и предыдущие любовные связи будущих супругов не имели большого значения. Это особенно верно для аристократии, где браки часто заключались для укрепления политических и социальных связей.
Важным аспектом японской культуры был и остаётся её прагматизм. Сексуальные отношения до брака могли быть частью различных социальных и культурных практик, и от женщины не всегда ожидалось соблюдать строгое целомудрие.
Таким образом, целомудрие до брака не было абсолютной нормой для всех женщин в Японии, и общество относилось к этому вопросу с большим разнообразием и гибкостью, чем можно было бы предположить на первый взгляд.
Гейши и культура увеселительных кварталов
Гейша (芸者) — это традиционная японская артистка, обученная искусству развлечения гостей. Гейши специализируются на различных видах искусства, таких как танцы, игра на музыкальных инструментах (например, сямисэн), пение, чайные церемонии и ведение светской беседы. Слово “гейша” состоит из двух иероглифов: “芸” (гей), что означает “искусство”, и “者” (ша), что означает “человек”.
Мужчины-гейши, которые раньше были широко распространены, называются “тайкомоти” (太鼓持ち) или “хокан” (幇間). Они выполняли схожие функции с женщинами-гейшами, включая развлечение гостей, но также могли исполнять роли комиков или рассказчиков. В современности их количество значительно сократилось, и теперь они встречаются крайне редко.
Юдзе (遊女) — это термин, использовавшийся для обозначения женщин, занимавшихся проституцией в Японии в период Эдо. В отличие от гейш, юдзе не были артистками и не имели такого высокого статуса в обществе. Однако некоторые из них также могли обладать определёнными культурными навыками, чтобы привлечь клиентов.
Гейши, традиционные японские исполнительницы, развлекали мужчин своими талантами в пении, танцах и игре на музыкальных инструментах. Хотя гейши не являлись проститутками, увеселительные кварталы, такие как знаменитый район Йошивара в Эдо (современный Токио), были местами, где мужчины могли насладиться обществом красивых женщин в атмосфере развлечений.
– На Западе: Проституция и увеселительные кварталы, подобные японским, были строго регулируемы и часто нелегальны. Гейши, как профессиональные компаньонки, не имели аналогов в западных обществах.
Юкаку (развлекательные кварталы)
Легализация проституции: В эпоху Эдо существовали легальные кварталы развлечений, такие как Йошивара в Токио, где процветала проституция. Это контрастирует с западными странами, где проституция была нелегальна и сильно стигматизирована.
Эти кварталы посещались не только мужчинами, но и женщинами, что свидетельствует о более либеральном отношении к сексуальности. Проституция рассматривалась как часть социальной и экономической структуры, а не как табу.
Танукаи и лотосовые стопы
В Японии существовала традиция восхищения женскими ногами, известная как фетишизм на танукаи (лотосовые стопы). Женщины носили специальные обувные изделия, чтобы подчеркнуть красоту своих стоп.
– На Западе: Фетишизм на женские ноги и ступни не был культурно закрепленным феноменом и мог считаться отклонением или табу.
Публичные бани (онсэны)
В Японии традиция посещения общественных бань, или онсэнов, где мужчины, женщины и дети могли купаться вместе, была распространена. Эти бани имели глубокие культурные корни и являлись местами для общения и расслабления.
– На Западе: Совместные бани для мужчин и женщин были практически неизвестны и часто считались бы неприличными или неподобающими.
Танцоры Кабуки (оннагата)
В театре Кабуки, который зародился в Японии в XVII веке, роли женщин исполняли мужчины-актеры (оннагата), которые специализировались на женских образах. Их игра высоко ценилась и пользовалась популярностью.
– На Западе: В то время, как в Европе также были периоды, когда женщины не могли выступать на сцене, и мужские актеры играли женские роли, культурное восприятие таких актеров было различным и часто не имело столь же высокого уровня признания и уважения.
Эротическое искусство
Эдо-период эротическая культура (Сюнга)
Сюнга, или “весенние картины”, были популярными эротическими произведениями искусства в Японии эпохи Эдо. Они изображали сексуальные сцены с изысканной детализацией и художественным мастерством.
– На Западе: Эротическое искусство в подобной форме часто считалось бы порнографией и преследовалось законом. В Викторианской Англии, например, произведения подобного рода были запрещены.
Свободное отношение к эротике: Эротические гравюры сюнга не считались порнографией и изображали сцены из повседневной жизни. Они продавались свободно, что контрастирует с западной цензурой эротического искусства.
В Японии сюнга пользовались уважением и интересом, в отличие от западного мира, где эротическое искусство часто подвергалось осуждению и цензуре.
Свобода сексуальной ориентации и идентичности
В традиционной Японии существовала относительно высокая степень терпимости к гомосексуальности, которая являлась частью воинской культуры (сюдо). Это позволяло японским воинам спать друг с другом.
– На Западе: Гомосексуальность подвергалась суровым преследованиям и могла караться вплоть до смертной казни, особенно в периоды строгого религиозного контроля.
Современная Япония
Эндзё-косай (платные свидания)
Распространенность и приемлемость: Платные свидания, где молодые девушки встречаются с пожилыми мужчинами за деньги, являются распространенным явлением. Эта практика воспринимается менее осуждающе, чем в западных обществах, где такие отношения могли бы быть подвержены значительной критике и стигматизации.
Стигматизация и сексуальное самовыражение
В Японии отсутствует сильная стигматизация к различным формам сексуального самовыражения, что контрастирует с более консервативными западными обществами. Например, гомосексуальность и другие формы сексуального самовыражения часто воспринимаются более терпимо.
Влияние на Запад
Интерес к японской культуре сексуальности и алияние японского эротического искусства, особенно сюнга, способствовало движению за сексуальную либерализацию на Западе. Западные художники и писатели начали более открыто обсуждать сексуальность в своих работах, вдохновленные японскими более свободными нормами.
Хотя интерес к японской культуре часто приводил к экзотизации и созданию стереотипов, он также способствовал развитию более либеральных взглядов на сексуальность в западных обществах.
Японская поп-культура, включая аниме и мангу, часто включает эротические и даже порнографические элементы, что указывает на продолжающееся либеральное отношение к сексуальности в обществе. Эти медиа привлекают внимание западной молодежи и часто воспринимаются как более открытые и прогрессивные в вопросах сексуальности.
Распространение японской поп-культуры за пределами Японии способствует изменению восприятия сексуальности и в западных странах, делая его более разнообразным и открытым.
Заключение
Исторические и культурные различия между Японией и Западом привели к различным нормам и практикам в сексуальных традициях. То, что в Японии могло быть частью обыденной жизни или культурной практики, на Западе часто считалось бы нарушением общественных и моральных норм. Японские традиции сексуальных отношений разительно отличаются от западных благодаря более либеральному и открытому отношению к сексуальности.
Исторические и культурные различия между Японией и Западом привели к различным нормам и практикам в сексуальных традициях. То, что в Японии могло быть частью обыденной жизни или культурной практики, на Западе часто считалось бы нарушением общественных и моральных норм. Японские традиции сексуальных отношений разительно отличаются от западных благодаря более либеральному и открытому отношению к сексуальности и гомосексуальным отношениям, особенно среди самураев, где они считались частью воинской культуры (сюдо).
Источники
1. Элисон, Энн. *Nightwork: Sexuality, Pleasure, and Corporate Masculinity in a Tokyo Hostess Club*. University of Chicago Press, 1994.
2. Сигл, Сесилия Сегава. *Yoshiwara: The Glittering World of the Japanese Courtesan*. University of Hawaii Press, 1993.
3. Дэлби, Лиза. *Geisha*. University of California Press, 1983.
4. Хорн, Джанет Р. *Edo Culture: Daily Life and Diversions in Urban Japan, 1600-1868*. University of Hawaii Press, 2000.
5. Джонс, Суми. *A Companion to the Global Renaissance: English Literature and Culture in the Era of Expansion*. John Wiley & Sons, 2009.
6. Нагатомо, Чизуко. *Sexuality in Japan: Myth and Reality*. Cambridge Scholars Publishing, 2011.
7. Икегами, Эйко. *Bonds of Civility: Aesthetic Networks and the Political Origins of Japanese Culture*. Cambridge University Press, 2005.
8. Курода, Тошио. *A History of Japanese Sexuality*. Oxford University Press, 2015.
9. Рубенштейн, Дэн. *Японские эротические традиции*. М., Вече, 2008.
10. Петров, Андрей. *История японской сексуальности*. М., Восток-Запад, 2012.