На нашей планете существует множество сакральных мест, освящённых пребыванием в них великих писателей и гениальных поэтов – людей, чьим словам благоговейно внимал весь мир. В Германии, например, это дом-музей Гёте во Франкфурте-на-Майне, в Америке – дом Марка Твена, на Кубе – дом-музей Хемингуэя, в Англии – дом, где жил Диккенс и дом-музей Уильяма Шекспира. Есть ещё дом-музей Сервантеса в Испании, дом Габриэля Гарсии Маркеса в Колумбии, наконец, Михайловское у нас в России – поэтическая родина Пушкина… И, конечно, усадьба Ясная Поляна, родовое гнездо Льва Николаевича Толстого. И усадьба эта выделяется даже в таком ряду всемирно известных, святых и намоленных мест. Выделяется не только научно-просветительской деятельностью, но и посещаемостью. И пушкинисты, и любители Шекспира, и экзальтированные поклонники Сервантеса, и суровые читатели Хемингуэя – все считают своим долгом хотя бы раз в жизни побродить по аллеям Ясной Поляны и подышать её воздухом. Но почему именно Ясная Поляна стала литературной усадьбой номер один в мире? Почему не красивейшее Михайловское, не уютное Мелихово, не небольшое Спасское-Лутовиново, не, в конце концов, замок Дюма под Парижем? Чем притягивает этот неброский уголок русской земли тысячи и тысячи туристов со всего мира?
Может, дело в аутентичности, в подлинности? Ведь не секрет, что дом-музей Гёте это новодел, дом Марка Твена полностью реконструирован, дом-музей Сервантеса выбран приблизительно, дом, где якобы родился Шекспир, построен в XIX веке… Да и пушкинское Михайловское два раза, во время революции и Великой Отечественной войны, было сожжено дотла и заново восстановлено, пусть и по старинным чертежам… В этих домах нет половиц, по которым ступали ноги их великих жильцов, не осталось стен, которые помнили бы прикосновения гениев… А в Ясной Поляне, несмотря на все революции и войны, не только вещи, постройки, книги, диваны и кресла, даже кувшины для умывания, даже старинные зеркала и слесарные инструменты – всё это действительно принадлежало семье Толстого, и Лев Николаевич этим действительно пользовался. Нет только дома, в котором Толстой родился – на его месте лежит большой камень из фундамента, на котором выбита надпись: «Здесь стоял дом, в котором родился Л. Н. Толстой». Но это уже по вине самого Льва Николаевича, который по молодости продал этот дом за карточные долги соседу, помещику Горохову…
А, может, дело не в подлинности, а в какой-то необыкновенной ауре этого места? Аура здесь действительно сильная и её ощущают на себе все гости усадьбы, званые и незваные.
Из письма фельдфебеля второй танковой армии вермахта Генриха Леманна своей жене (1941 год): «Моя любимая Цылла! … Пять дней назад мы захватили дом русского писателя Толстого… Фриц Заубер, ты его знаешь, оказался большим его поклонником.. Он нашёл записи Толстого, какие-то книги и собрал из них огромную посылку домой… Вчера его убили, мы похоронили его у могилы писателя… А сегодня утром на этой могиле застрелился мой друг Клос, бесстрашный весельчак, а невдалеке нашли мёртвого унтер-офицера Руперта… Такое ощущение, что Толстой забирает к себе лучших наших солдат…»
Генерал Гудериан, командующий этой танковой армией, вспоминал позднее: «Я посетил могилу Толстого… Странное впечатление оставил этот безымянный холмик в окружении наших деревянных крестов… Именно там, стоя перед этой могилой, я вдруг понял, что мы никогда не победим в войне…»
Сорок пять дней продолжалась оккупация Ясной Поляны. Отступая, немцы подожгли усадьбу, но она не сгорела, как тысячи других русских усадеб, включая Михайловское. Почему? Может быть, помогла легендарная «зелёная палочка», закопанная старшим братом Льва Толстого Николаем на самом краю оврага? Ведь на этой палочке был вырезан секрет всеобщего мира и счастья…
Недаром Лев Николаевич завещал похоронить себя там же, на краю оврага. Даже после смерти он хотел открыть этот секрет…
- P. S. Александр Сергеевич Пушкин два раза проезжал мимо Ясной Поляны, по дороге в Орёл и обратно в Москву. По некоторым сведениям, на обратном пути он заехал в усадьбу, чтобы напоить лошадей и немного передохнуть. Интересно, обратил ли он внимание на годовалого смышлёного мальчугана Лёвушку, играющего во дворе? Может, он потрепал его по голове, может, взял на руки… Хотел бы я присутствовать при этой встрече…