Звонкий сигнал будильника вырвал Настю из лап тёмного подсознания. Взглянув на дисплей, девушка увидела фразу «ПОДЪЁМ». Она нажала на кнопку отключения сигнала и быстро соскочила с кровати. Босиком, по обжигающе холодному кафелю, прошмыгнула в ванную и услышала привычную фразу, доносившуюся из зеркала: «С добрым утром, Анастасия! Водные процедуры».
Настя быстро приняла контрастный душ, почистила идеально ровные, белоснежные зубы и направилась на кухню, где «умный» холодильник чётко и ясно произнёс: «Завтрак! С учётом сегодняшнего расписания вам положено 250 кКал!». Настя иронично улыбнулась и, открыв холодильник, начала перебирать продукты, подсчитывая в уме калории.
На завтрак девушка выбрала яблоко, овсяную кашу на воде и тост. Жуя безвкусный завтрак, она листала электронный органайзер и просматривала расписание дня. Всё то же самое, что и вчера, и позавчера. Органайзер издал противный, пронизывающий сигнал, за которым тут же последовал электронный голос: «Пора выходить! Ваш лётмобиль заряжен и ожидает возле подъезда!».
Девушка со вздохом отложила недоеденный тост, выпила стакан воды и быстрым шагом направилась ко входной двери. Перед тем как выйти из дома, она остановилась и взглянула на себя в электронное зеркало. Изображение в нём было расплывчатым; Настя нажала кнопку активации, и зеркало ожило, предложив на выбор несколько вариантов внешности девушки. Сегодня Анастасия захотела быть брюнеткой с зализанным конским хвостом на макушке. На переносице появились стильные очки в роговой, малахитового цвета оправе. Глаза стали карими, а губы окрасились в ядовито-пурпурный цвет. Узкая тёмно-зелёная юбка-карандаш обтянула стройные бёдра, а девственно-белая блузка с пышным жабо оттенила лёгкий загар.
Настя критически оглядела своё отражение в зеркале и добавила к образу чёрные лодочки на высоком каблуке и маленькую лаковую сумочку в цвет туфлям. Получившийся образ понравился девушке, она улыбнулась своему изображению и, громко цокая каблучками, вышла из дома.
Тысячи таких же девушек и юношей выходили из своих миниатюрных квартир. Апартаменты людей больше походили на норы, а точнее, на соты ― многоэтажные многоквартирные высотки, в которых находились тысячи однокомнатных квартирок. А из них день за днём вылетали на своих лётмобилях трудолюбивые жители этого огромного дома-улея. Лётмобили неслись по небу, застилая холодными, механическими телами яркое солнце и пронзительно голубое небо. Железные пчёлы летели друг за другом, чётко соблюдая очерёдность, и несли своих пассажиров до пункта назначения. Никто из них не обращал внимания на то, какая погода стоит за окном их транспортного средства. Никто не видел внизу мелькавших быстро меняющихся картин.
Да что картины! Люди не замечали даже друг друга. Они выбирали красивую внешность и при этом не знали, как зовут соседа, живущего буквально за стенкой. Все были увлечены только собой, своими потребностями и работой, которая являлась центром их маленькой, бесцельной жизни.
Каждый из пассажиров лётмобиля был молод, красив, полон сил. Ежедневно они меняли внешность под настроение и были в полной безопасности в своём небольшом мирке, сузившемся до размеров крошечной квартирки в гигантском улье.
Утром огромный многоэтажный улей пустел, так как его жители все как один улетали на службу. От рассвета до заката они трудились на своих рабочих местах, которые полностью завоевали их мысли и сознание. Каждый отдавался работе самоотверженно и без остатка. Они оставляли всю свою энергию там, где трудились, а затем, обессиленные и уставшие, возвращались домой. Падали без сил в одноместные кровати и погружались в тёмный, глубокий сон, чтобы утром снова услышать сигнал «ПОДЪЁМ!» и начать всё сначала.
Вся жизнь была подчинена сигналам, раздававшимся из различных электронных приборов или личных органайзеров. Завтрак, обед, ужин, отбой, подъём и другие ― все эти фразы стали привычными и незаменимыми, без них казалось, что жизнь остановится, а люди не будут иметь понятия, что им делать дальше, куда идти, чем заниматься.
Каждое утро, перед тем как сесть в лётмобиль, мужчины и женщины смотрелись в зеркала и активировали выбранную на день внешность. Если убрать с человека искусственную маску, то каждый становился похожим на своего соседа. Серые лица, тусклые глаза, опущенные уголки губ ― не разобрать, кто перед тобой, мужчина или женщина. Люди-манекены ― так назвал бы их сторонний наблюдатель. Но сторонних наблюдателей не было, поэтому они видели себя и других такими, какими были запрограммированы в электронном зеркале. Здесь не было смерти и рождения. Здесь существовала только молодость, пышущая соблазнительным здоровьем.
Ежедневно лётмобиль чётко и без перебоев доставлял своего пассажира до места службы. Настя работала в архиве документов. Архив был электронным, и работа девушки состояла в том, чтобы сортировать поступающие из разных уголков страны файлы, а затем раскладывать их по нужным папкам. Работа была монотонной и нудной, но девушка не жаловалась, так как не знала другой профессии, поэтому её всё устраивало и нравились определённость и порядок. Она чётко отправляла документы в различные папки, а затем распределяла их по отделам.
На рабочем компьютере молодой женщины замигала надпись «ОПАСНО! УДАЛИТЬ!». Периодически ей приходили такие документы, и девушка не задумываясь каждый раз нажимала на мигающую красную кнопку.
Однако в этот раз она сдвинула бегунок чуть вправо и нажала на кнопку переслать, отправив сообщение на личный органайзер. Она не понимала, почему поступила именно так. Это был мгновенный импульс, вспышка в сознании. Пробудившийся и тут же погасший интерес. Всего этого девушка не осознавала, но сделала так, как велел ей импульс. Затем, удалив с рабочего компьютера опасный документ, она перешла к следующему файлу.
День прошёл монотонно и однообразно, как и сотня дней до этого. Когда на город опустились тяжёлые сумерки, лётмобиль доставил Настю к дому. Она медленно зашла в свою узкую квартиру и устало опустилась на стул. Холодильник тут же пропищал: «Ужин! 300 кКал». Настя машинально открыла дверь холодильника и бездумно уставилась в его стерильное нутро. В голове пульсировала мысль, но точно не о еде. Девушка с силой захлопнула дверцу, схватила органайзер и открыла письмо с пометкой «ОПАСНО».
«Потеряна связь времён, утеряна связь поколений! ― прочитала девушка первые строки. Она перевела взгляд на стену, затем на свои чуть дрожащие руки и продолжила чтение. ― Человечество из года в год, из века в век жило поколениями. Знания передавались от старших к младшим. Такова жизнь, такова цепь. Но сто лет назад эта связь прервалась. Машины завладели человеком точно так же, как люди когда-то безжалостно овладели природой. Мы подчинили себе природные стихии, а затем нас подчинил себе более могущественный разум. Но чтобы полностью контролировать человеческую психику и покорить упрямую волю, понадобилось разорвать цепь».
Настя содрогнулась. Руки больше не дрожали, но неприятный холод изнутри окутывал все органы. Она понимала, что чтение этого послания незаконно. Ей не стоит идти против системы ― знать такую информацию запрещено. Стоит удалить и забыть. Но опять тот же импульс яркой вспышкой ударил по головному мозгу, и девушкой овладело сильнейшее желание и интерес. Ей захотелось дочитать до конца, чтобы узнать, кто написал это письмо, а главное ― зачем? Настя медленно опустила глаза вниз и погрузилась в чтение.
«Сто лет назад был разработан вирус, который постепенно убивал старшее поколение. Люди после сорока стали стремительно умирать. За пять лет погибло всё население планеты старше сорока. Остались дети и молодёжь. На молодых людей вирус не действовал. А вот у детей произошло мутирование ДНК и нарушилась репродуктивная функция. Девочки стали бесплодными. Таким образом, любой ребёнок, уже живший на Земле и появившийся после внедрённого вируса, оказывался заражённым. Взрослея, люди доживали только до сорока лет, а затем наступала смерть. Такую программу встроили в ген с помощью вируса. У молодого поколения дети больше не рождались. Поэтому постепенно вымирали люди, и планета пустела. Но машины были умны; они понимали, что без обслуживающего персонала им не протянуть. Им требовались послушные рабы, слуги, бездумная, бесчувственная рабочая сила. Те, кто может обслуживать машины и не задавать лишних вопросов. Поэтому они взяли ДНК людей и начали создавать себе рабочую силу. Сейчас люди появляются из пробирки, а не вследствие любви, как это было раньше. Да! Сто лет назад именно любовь между мужчиной и женщиной создавала нового человека, который рос и воспитывался в семье.
Сейчас нас выращивают двадцать лет в специальных барокапсулах, вкладывают в головной мозг только необходимую и нужную для машин информацию и отпускают на «свободу» уже взрослыми, состоявшимися людьми, имеющими определённые умения и навыки. Затем, прожив ровно двадцать лет, человек отправляется на переработку. Так же, как мы когда-то сортировали мусор, сейчас сортируют людей. Хороший экземпляр оставляют, берут у него ДНК и воссоздают нового человека. Плохой экземпляр поддаётся полной утилизации.
Из миллиардов жителей Земли сейчас остались несколько миллионов. И с каждым разом количество людей уменьшается. У нас нет времени, нет даже часов. Хотя раньше было такое понятие, как время. Люди жили и отсчитывали минуты. Сейчас мы живём только по определённым сигналам-приказам. Из мыслящего, любящего, разумного человека мы превратились в бездумные машины, которыми управляют более развитые механизмы.
Я знаю, что все письма проверяются на запрещённые слова, но иногда происходит сбой, и письмо может дойти до адресата. Машины уверены, что всё просчитали, и мир, созданный ими, идеален. Всё выверено, механизм работает без перебоев. Но где-то, в их идеальном мире, всё же существуют просчёты. Так как я лично выбрался из безвольного, пустого состояния. Точнее, мне помогли.
Меня зовут Игорь, и я ищу соратников ― таких же осознанных людей, которые хотят вернуться к нормальной жизни. Мы можем это сделать! Но мне тяжело одному противостоять Системе, поэтому я ищу помощников и шлю письма во все уголки планеты, в маленькой надежде, что хоть кто-то откликнется, и мы вместе сможем изменить мир и вернуть связь времён и поколений.
Я нашёл записи о прошлых временах в одном из сундуков на чердаке заброшенного дома. Пятидесятилетний учёный, который чувствовал приближение смерти, рассказывал в своих дневниках, что произошло, и как люди жили раньше, имея связь поколений. Я прочёл все его записи и сделал выводы. А теперь хочу вернуть прошлую жизнь человека, хочу восстановить связь времён! Это люди должны быть разумными, а машины ― подчиняться им. А не наоборот.
К сожалению, отведённый мне срок жизни заканчивается. Мне тридцать пять, но если ты читаешь это письмо, молю тебя: отзовись! Или начни так же, как и я, пересылать эти письма. Пусть продолжится жизнь, пусть опять начнут рождаться дети и жить старики, пусть возродится любовь. Я хочу, чтобы молодое поколение училось у предыдущего. Хочу, чтобы мир процветал, а человек жил!»
Запищал будильник, который проквакал «ПОДЪЁМ!», Настя вздрогнула и глубоко вздохнула. Оказывается, она читала это странное послание всю ночь. Что-то холодное и страшное шевельнулось в её душе. А может, это просыпалась сама душа? Но Настя не стала об этом задумываться; она медленно подняла тонкий палец с кроваво-красным маникюром и беспощадно нажала на кнопку «удалить».
Встала с кровати, приняла контрастный душ, съела свои положенные 250 кКал. И посмотрелась в электронное зеркало. Сегодня она будет кудрявой блондинкой с голубыми глазами и пухлыми алыми губами. Зачем ей всё, о чём говорил этот Игорь? Дети, старики, любовь. Что это такое? Мерзость и бред. То ли дело выверенная и понятная жизнь. Здесь всё просто и ясно! Она молодая и красивая, она точно знает, что будет завтра и послезавтра. Ей всего двадцать три, и у неё ещё куча времени впереди.
Она не хочет знать, что такое старость! Она не хочет испытывать чувства. Зачем? Ей и так хорошо. Система идеальна: если она живёт, значит, всё хорошо.
Девушка вышла из дома и села в свой лётмобиль ― красивая рабыня, не имеющая свободы выбора, свободы слова, свободы мысли. Утерянный и забытый мир навсегда погрузился в пучины прошлого. А молодого человека, в сердце которого зародилась надежда, отправили на удобрение. Ему не дали дожить положенные года. Просто нашли и забрали навсегда.
Настя же прожила свои двадцать лет, и за её безупречную репутацию и красоту ей подарили второй шанс. Из её ДНК создали новую двадцатилетнюю девушку, которая снова работала в архиве и идеально распределяла документы.
Бесконечный круг жизни продолжился, а связь времён была утеряна навсегда.
Не сразу понял, что за ассоциация свербит в мозгу, пока читаю. Сейчас дошло: это же могло быть эпизодом “Чёрного зеркала”. Правда, на мой вкус, довольно проходным эпизодом. Те, кто смотрели сериал знают, что там в одном сезоне есть сильные серии и есть просто неплохие.
Вот данная антиутопия для меня лучше всего описывается именно как “неплохая”.
Не обязательно было проговаривать тему конкурса, особенно в конце. Рассказ не вызвал каких-либо эмоций. Не хорошо и не плохо. На мой вкус, можно было бы добавить описания этого техногенного мира. Это раскрасило бы картинку. Спасибо автору!
Ну распалась и ушла связь времён. Где интересный сюжет? Зачем прописывать характер главной героини, вводить второстепенного персона, если он будет бесполезен. Итог: описание жизни робота.
Да, я вот тоже ожидала, что у Насти все же проснется душа.
Главная философская идея рассказа:
Пусть продолжится жизнь, пусть опять начнут рождаться дети и
жить старики, пусть возродится любовь. Я хочу, чтобы молодое поколение училось у предыдущего. Хочу, чтобы мир процветал, а человек жил!
Но эта идея опирается на шаткое структурное основание.
Идея здесь такая-же как и в фильме Матрица. Игорь – прообразом Морфиуса
– борца с системой. В то же время Настя – это совсем не Нио.
И как и в фильме Матрица – в этом рассказе есть структурный недостаток.
Автор считает, что люди нужны машинам для поддержания чисто механических
операций. Это неверно. Как раз механические операции машины делают
намного быстрее и лучше людей. А если так, то тогда зачем машинам вообще
нужны люди? И в чем смысл существования машинной цивилизации?
Рассказ даже не пытается ответить на этот вопрос.
На мой взгляд, этот рассказ искусственно удлинен авторскими описаниями и
разъяснениями, многие из которых несколько наивны. Например: Сто лет назад именно любовь между мужчиной и женщиной создавала нового человека.
Детей создает не любовь а секс. А секс может быть произойти и очень часто происходил, безо всякой любви. И если вспомнить большую часть человеческой истории, то в брак вступали по рассчету или по сговору родителей, и он воспринимался как, например, слияние капиталов, имений или крестьянских хозяйств.
Вместо этого рассказ, я думаю, выиграл бы, от показа взаимоотношений между людей на работе и вне её. Например здесь совсем не затронута тема секса, а она могла бы придать рассказу больше живости.
Вдобавок, на мой взгляд, рассказ был бы более интересным, если бы машины
использовали человеческое воображение для генерации новых идей, или по крайней
мере для понимания и сортировки более сложных лингвистических
конструкций.
Прочел долгий синопсис рассказа которого я не увижу.
Все стерильно, все до не могу скучное. Я мог это прочесть в маленькой бумажной книжке, где-нибудь в поезде, когда мне было лет пятнадцать. В то время, в том месте, все было бы хорошо. Сейчас это скучно. От странный повторений ключевых слов, до уже избитой темы с красном кнопкой и любопытным рабочим, хоть в игровой индустрии, хоть в литературе, хоть в кинолентах – это было.
Кстати о красных кнопках, на столько умные роботы, что сами определяют, что такое опасная информация, и всяческий мигающими надписями ” УДАЛИТЬ” сообщают об этом, но вот сами удалить, они как то не могут. Толерантность? Типо они роботы, они созданы из битов информации, потому не могут сами эти биты удалить? Нелепая ситуация. Даже современные спам фильтры умнее чем роботы будущего каким-то фигом умудрившие захватить человечество. ( На данный момент пере прочел, и нашел оправдание – бывают сбои. Сбои которые подчеркивают запрещенные письма. Глюченый спамфильтр захватил мир, а вопросов стало только больше.)
Все стерильны, потому призывает Игорь рассылать письма, ради того чтобы получились дети. Я не специалист в таких делах, но уверен на 100%, это не так работает.
Рекомендовал бы прочесть тем кому нет еще пятнадцати лет, и кто не слышал о классиках фантастах. Иначе мимо.
Вы одним предложением передали впечатление, которое у меня осталось от прочтения.
Рассказ “Без души” написан, простите, без души. Ну ладно. Пусть будет так. ?
-Люблю такие истории, когда все сводится к идее, что если люди будут сутками смотреть в свои гаджеты, то они превратятся вот в таких Без души. Но тут к сожалению получается какая-то безысходность. Это не плохо, чисто мое
-Описание всего мира мне понравилось. По крайней мере что-то пересекается с настоящим временем. Что люди друг друга не видят и многие живут по четкому расписанию, что даже думать некогда.
-Роботам конечно мы для функционала не нужны были бы, но кто знает, всякое может быть.
-Думаю концовку можно было бы не “разжевывать”. Хватило бы того что она удалила сообщение. Читатель сам бы сделал выводы из всего этого.
Про мир будущего было интересно читать, спасибо
Интересно и страшно одновременно. А что если нас не самом деле ждёт такое будущее? Не хотелось бы. Рассказ зацепил и заставил задуматься. До последнего думала, что Настя одумается и поможет автору письма. Но нет.
Если честно, автор затрагивает глобальную проблему всеобщей бездуховности и человечество превратилось в вечномолодых и безликих роботов, у которых не жизнь, полня эмоций, а четко выверенная схема. Нужна ли им другая жизнь? Вот вопрос. Если честно, то у меня закралась надежда, что Настя все же всерьез задумается над посланием Игоря и у нее произойдет какой-то внутренний подъем. Но этого, увы, не произошло. И стало как-то грустно. Но автору виднее к чему привести героиню. Рассказ больше психологичен, нежели насыщен событиями, это ни есть плохо.
Удачи.
“О дивный новый мир”, “Матрица” и постпандемическая эпоха объединились, и получилась девушка Настя, работающая в архиве. К слову, отмечу, что идея дивной, различной и беспроблемной внешности на ежедневной основе небезынтересна: сколько затруднений было бы снято, согласитесь).
Полагаю, если бы повертеть этот рассказ ещё и усугубить драму, а также роль страшных “машин”, получился бы неплохой хоррор.
Это же чистая матрица! Довольно скучно и плоско. Читать не интересно, хотя, на первых порах еще ждешь, что, возможно, автор не переписал начало матрицы, и у читателя еще есть надежда на оригинальность. Но, увы!
При всем уважении, Автор: идея настолько не новая, что даже неловко. Описание макияжа, подробности гардероба, вид юбки, описание кофточки, прическа… Почему вы решили, что читать вас будут только девочки? Мальчикам это не интересно. Нет ни одного диалога. Это жестоко. В рассказе нет (либо они в зачаточном состоянии) основных признаков рассказа (не буду перечислять, чтобы не занудствовать). И еще одно. Вы можете со мной не согласиться, но начинать рассказ с будильника, душа, чистки зубов, завтрака и т.п. – просто моветон.
ОК, это всё о форме. Теперь о содержании. Его практически нет. Есть, как правильно тут сказали, синопсис. ГГ могла, например, очнуться (если уж так нужно было ее просыпание) в этой самой барокапсуле и в результате компьютерного сбоя вдруг вспомнить все прошлые реинкарнации своего ДНК. Поняла, как машины используют людей, возмутилась, влюбилась, перевоспитала избранника и они вдвоем устроили этим машинам большой бабах))) Или не устроили, если вам хотелось пессимистического сценария. Ну хоть что-то должно происходить в рассказе, кроме одевания и чистки зубов. Удачи и вдохновения.
Начало сразу оттолкнуло. Помню клишированных рассказов и историй, которые начинались именно со звонка будильника, начиталась с лихвой. Но дальше стало интересно. Интрига местами порадовала. Хотя немного деталей всё же не хватило.
Показалось, что автор на “скорую руку” переделал зарисовки или синопсис большого произведения в рассказ. Если добавить текстуры, экшена, интриги, немного триллера и любовь то выйдет что-то на подобие “1984”, если убрать всё лишнее то получится что-то вроде “Луна2112”. В общем, немного без души вышло произведение. Чего-то не хватило. Но это моё сугубо субъективное мнение.
Я девочка, и идея мне понравилась. Описание главной героини тоже показалось интересным, хотя парни и возмущаются. Сюжет не слишком оригинальный, но с актуальной завязкой на вирус. Одного не могу понять – если внешность можно выбрать, то зачем считать калории? Можно же разгуляться)))
Да, сюжет конечно напоминает другие произведения, и “Матрицу” и “Облачный атлас”. Идея не нова, но описана подробно. Местами не продумана, но интересна. Концовка испорчена переходом в оценочно-описательный авторский монолог.
Вся концовка состоит из пафоса и много ” навсегда”.
Антиутопия от лица жертвы системы в смысле подчинения системе. И при этом половина рассказа в виде письма жертвы системы в смысле физического уничтожения за попытку изменить систему. Вроде да, мысль мы поняли. Но скучно как-то подано
Есть несколько моментов, которые меня, скажем так, смутили.
1. Подробное описание одежды, продуктов, внешности. Нет, это неплохо, но не в одном же абзаце и сразу в лоб.
2. Чересчур пафосная речь Игоря. Читать это было смешно, признаюсь.
3. Тысячи лётмобилов неслись один за другим, «чётко соблюдая очерёдность», перенося жителей из домов на работу и обратно. У каждого человека при этом ещё и своя квартира (ну ладно, пусть студия, некоторые сейчас и по 12 метров квадратных делают). Вы представляете среднюю скорость таких аппаратов и сколько их нужно, чтобы перенести всех? Не знаю, как все, а я задумалась об этом, вечно опаздывая из-за пробок на работу, потому что автомобилисты перекрывают своими пепелацами дорогу. И это я ещё не говорю про стоянки для лётмобилей!
И всё это с подчёркнуто холодным описанием. Не только героиня без души, но и сам тон повествования. Как будто ведётся электронный дневник. Только в одном моменте у героини просыпаются чувства – когда она боится, но любопытство в ней побеждает. Однако, как только она удаляет сообщение (скажу прямо, я бы тоже его удалила, настолько оно нелепо), все чувства вновь выхолощены.
Если это сделано специально, то браво. Однако над остальным, на мой взгляд, нужно ещё поработать.
Получилась мрачная иструкция по эксплуатации человеческого материала женского пола. И не обязательно для использования в фантастических рассказах. Убрать летмобили и срок отпущенной жизни – готово, можно начинать – предпосылки имеются.
“… рабыня, не имеющая свободы выбора, свободы слова, свободы мысли.” – мне кажется надо заменить на “не желающая” или еще как, потому что у человека всегда есть выбор – как правило, этот процесс (выбор) зависитит от целого спектра имеющихся – приобретенных или врожденных понятий. И ГГ не совсем забитая дура, чтоб не понимать происходящее, но она делает свой выбор и от этого становится очень грустно.
Мне понравилось.
Героиня полностью деперсонализована, как и сказано в названии, она без души. Это объяснимо, таково послание. Игорь-Нео только на секунды родился на страницах и исчез, без каких-либо потерь для сюжета.
Так что, подача кажется мне немного наивной, даже упрощенной. При прочтении мне ни разу не пришлось анализировать, искать, переживать. В целом, все сведено к описанию атмосферы будущего, появилась лишь мимолетная сюжетная линия, которую автор сразу обрубил.
А вот мировоззренческая позиция автора, лично мне, определенно, близка. Такая квинтэссенция «Черного зеркала», «Матрицы» и «Терминатора», поднимающая проблемы трансгуманизма. Так что, за идею – плюс.
Минусы: Как ни странно, название и вступление вызывают ощущение, что написано именно без души. Скрупулезное перечисление, что там Настя делает с утра – как сторис в инстаграмме или инструкция к применению. И совершенно непонятна логика, почему вот именно в этот раз решила переслать самой себе письмо с пометкой «Опасно!»? Причем так много текста дано на то, как Настя прихорашивается, сколько калорий потребляет, как добирается до работы, включает компьютер и… рабочий день идет монотонно – это все о Настиной работе. Умным машинам нужны люди для обслуживания? Настя работает в архиве и распределяет документы. Вручную? Бумаги? В не проще ли сконструировать автоматы и программировать их, чем возиться с ДНК, выращивая гомункулов аж двадцать лет?
Плюсы: написано грамотно. И, думаю, автор все-таки показал какие-то поиски души у людей, – Настя меняет внешность, старается быть ярче, привлекательнее, уж это точно не для машин, пробуждение желания привлекать противоположный пол, еще пока не сформированное зачаточное желание размножения, значит, вирус, сделавший человечество бесплодным, выродился, и раньше или позже письмо Игоря попадет к заинтересованному адресату, хотя и не ясно, сколько лет это письмо гуляет по сети.
Текст
Все бы неплохо, да вот числительные в тексте затесались. Запомните, Дорогой Автор, что они пишутся словами, а не цифрами. Вот если бы холодильник на своем ж/к дисплее выдал Насте надпись: «Завтрак! С учетом сегодняшнего расписания вам положено 250 кКал!», а не произносил это четко и ясно, то претензий бы не было. Чтобы не ошибиться в будущем, просто обращайте внимание: говорят – словами, пишут – цифрами.
Еще текст грешит некоторым количеством ненужных уточнений-повторений. Например, слишком часто и без нужды используются производные слова «свой»: свое отражение, своему изображению, своих квартир, своих летмобилях, своих пассажиров, свою энергию, своего соседа.
Во второй трети заметно, что предложения начинаются одинаково: изображение в нем было, каждый из пассажиров летмобиля был, вся жизнь была, архив был, работа была, это был, машины были умны.
Рассказ небольшой и заметно также, что холодильник четко произносит, летмобиль четко доставляет пассажиров, а Настя четко отправляет документы. При этом сама Настя по возвращении домой становится уж очень медлительной: она медленно зашла в квартиру, медленно опустила глаза, медленно подняла тонкий палец.
Последнее, возможно, не каждый заметит, но от внимательного читателя это не скроется. Не скажу, что названное мной – серьезные ошибки, однако и текст они едва ли украсят. Скорее подскажут, что автор, вероятно, в начале творческого пути к мастерству, хоть и прошел уже достаточно.
Я же считаю, что будь у автора этой истории больше времени на редактуру и корректуру, он бы сделал рассказ лучше и без моих замечаний.
История
Субъективно считаю, что история не нова. Наверняка в комментариях уже озвучивались схожие сюжеты. Это и есть главный минус «Без души».
К тому же рассказ оставляет после себя двоякое ощущение. Вроде и тема раскрыта – Настя не примкнула к восстанию Игоря, связь времен была таки потеряна навсегда. В то же время сюжет-то никуда не сдвинулся, нет развития (даже хоть какого-то поворота), динамики – Настя как была биологической машиной, так ей и осталась.
Возможно, это и есть суть авторский замысел: деградация, как потеря связи с прошлым и нежелание людей помнить, бороться, развиваться.
Пожалуй, не возьмусь утверждать что-либо однозначно.
Однако, подводя итог, хочется сказать, что субъективно рассказ прочитался без особого интереса, но достаточно легко, чтобы поставить средний балл.
Видимо, антиутопия. Жизнь в пробирке, жизнь по рецепту, по прейскуранту, на интеллектуально-эмоциональной диете. К сожалению, рассказ технически выполнен как раз в этом – несомненно, осуждаемом самим автором – ключе. Как мне кажется, неудача происходит от слишком тщательного следования рецепту «как надо делать, чтобы получилось то, чего не хочешь достичь».
Холодильник не так это сказал. Он сказал “вам положено двести пятьдесят килокалорий”. Читатель должен слышать у себя в голове слова, а не расшифровывать их. Ну и вообще… Не принято так в художественной литературе – цифрами, сокращениями.
Дома-улья, не улея. И дальше слово “улей” употребляется слишком часто, из некоторых предложений его следовало бы выпилить.
После описания работы девушки в архиве начинаешь подумывать, что сюжет перекликается с “1984”. Но потом мы плавно перетекаем в “Матрицу”.
Очень много корявых, неуклюжих фраз. Некоторые, извините, просто перлы!
Собственно, суть произведения ясна и совершенно незачем было столько раз повторять в тексте слова о разорванной связи времен, поколений. Название темы конкурса вообще лучше не использовать в рассказе без крайней необходимости.
Да, и – Настя о-очень медленно читает.
Печальный финал, думаю, продиктован не столько желанием автора, сколько его неумением придумать эффектный хэппи-энд с революцией и прочими ништяками. В целом – наивно, во многом вторично, косноязычно, с логическими нестыковками. Простите за откровенность, но я не думаю, что здесь есть смысл врать.