Вадим потёр виски, в надежде что пульсация в голове прекратится. Угораздило же его вчера идти мимо районной библиотеки и заметить это дурацкое объявление! Сознание зацепилось за слово «писатель», и Вадим остановился прочитать его целиком. Некий Аркадий Устёнов написал книгу, опубликовал её в Сети и без всякой рекламы привлёк внимание полумиллиона читателей. Все желающие могли прийти и бесплатно послушать рассказ об его успехе и творческой методе.
Вадим уже привык, что местная библиотека выживает как может, и, раз уж не удаётся завлечь граждан книгами, ищет иные пути. Обзавелась компьютерным залом с бесплатным wi-fi (нужно лишь иметь читательский билет), проводит лекции, мастер-классы и даже какие-то кружки для детей и взрослых.
Планов на субботний вечер Вадим не имел, так почему бы и не послушать этого Аркадия? Он даже полистал перед сном со смартфона ту самую книгу. Крепкий фантастический боевичок про инопланетян, которых случайно занесло в Солнечную систему. Себя Вадим считал пусть начинающим, но весьма перспективным автором. Как-никак и публикации есть и победы в крупных конкурсах, но вот полумиллиона читателей «за раз» у его повестей-рассказов, увы, никогда не набиралось.
Кто ж знал, что выступление будет настолько никудышным? Устёнов оказался маленьким, суетливым мужичком лет сорока, с писклявым голоском и смешными усиками под носом-картошкой. Вадим вспомнил, что его старшая сестра называла таких персонажей «плюгавенький мущинка».
Начал Аркадий с долгих дифирамб порталу, на котором разместил свой роман. Мол, без такой замечательной платформы ничего бы не получилось. Вадим подумал даже – может, ему админы «накрутили» этих полмиллиона читателей? Чтобы он мог вот так по городам и весям рассказывать как там всё классно.
Устёнов же начал неказисто шутить и вспоминать, как пришёл в писательство. Где-то в середине этих путаных воспоминаний он вдруг заявил:
– Знаете, что я со временем понял? Иногда нужно просто отойти в сторону и не мешать персонажем жить своей жизнью. Почти всегда они лучше знают, куда должен двигаться сюжет.
Вот тут-то Вадим и понял, что слушать этого Аркадия дальше не имеет никакого смысла. Персонажи живущие своей жизнью! Есть ли большая чушь и ложь? У Вадима, конечно, случались озарения. Такие, когда он придумывал неожиданный поворот, нового классного персонажа или целые сюжетные линии, которых в изначальном замысле не было. Только случается это после долгих и мучительных размышлений, изнурительной работы и великого множества загубленных черновиков.
Хоть бы раз персонажи пожили «своей жизнью»! Даже если представить развитие сюжета в виде банальной развилки, то именно Вадим решал куда повернут герои.
От первого порыва – просто встать и уйти пришлось отказаться. Вадим сидел в середине второго ряда и остальные слушатели, в основном дородные тётки за сорок, слушали Устёнова раскрыв рот. Потревожишь таких змеюк и в лучшем случае зашипят всем клубком, в худшем – зажалят до смерти.
Вадим остался сидеть на месте, но Аркадия уже не слушал. Вместо этого он начал размышлять о герое своей новой повести – бравом космопехотинце Вагго Торбруке. Тот завершил подготовку в спец.учебке и ему предстояло оказаться в мясорубке войны. Вот здесь-то у Вадима и случился очередной, уже довольно длительный, «затык». Он попросту не знал, как подойти к описанию первого боя Вагго, его дальнейших приключений и переживаний. В голове крутилось не меньше десятка вариантов и Вадим мысленно перебирал каждый, да так напряжено, что у него в конце-концов жутко разболелась голова. Для него это было уже привычным делом – размышления о развитии очередного сюжета регулярно заканчивались сильной мигренью.
Боль то и дело простреливала мозг от виска до виска, а словоохотливый Аркадий всё не затыкался. Вадим уже готов был плюнуть на вежливость и возмущение тёток, но тут Устёнов наконец-то предложил сделать перерыв.
Вадим пулей вылетел из библиотеки и побрёл домой, силясь вспомнить – остались ли у него ещё таблетки «Цитрамон». Они лучше всего помогали ему справиться с мигренью. На очередную попытку напрячь её, голова ответила новой вспышкой боли. Вадим решил, что проще купить пару-тройку упаковок по пути домой.
Бывает, заходишь в магазин или ту же аптеку, а сотрудники встречают тебя таким взглядом, словно ты своим появлением им в душу нагадил и жизнь испортил. У грузной провизорши выражение лица оказалось именно таким. Вадим частенько в подобных ситуациях улыбался от уха до уха и начинал общаться максимально вежливо и приветливо. Зачастую улыбка срабатывала как поцелуй в сказке – лягушка превращалась в прекрасную принцессу. В этот раз одного взгляда хватило, чтобы понять – эту жабу уже не спасти. Правда, с такой мигренью Вадим всё равно бы не смог выдавить из себя улыбку. Сейчас ему хотелось одного – как можно скорее получить «Цитрамон» и всё.
Кредитка тихонько пискнула, словно прощаясь с деньгами. С этим тихим «пип!» в голове Вадима словно вспыхнул свет. Картинка сложилась. Он вдруг отчётливо увидел непростую, но героическую судьбу Вагго Торбрука. Боль тут же испарилась. Сцапав с прилавка картонные коробочки, Вадим со всех ног понёсся домой.
До этого он думал принять таблетки и затеять поздний ужин, но эти планы были забыты. Вадим торопился сесть за комп и начать писать. Кроме посещения туалета он потратил время лишь на приготовление большой кружки крепкого кофе. Творить полночи на голодный желудок – норма. Творить полночи без кофе – кощунство!
***
Психологи и психиатры всех мастей придумали немало метод, стремясь помочь ветеранам войны справится с нервами, стрессом и воспоминаниями. У сержанта Вигго Торбрука имелся собственный, проверенный и надёжный способ. Врачи бы его не одобрили, но Вигго в гробу их видел.
Возьмите с собой боевого товарища, с которым прошли ни одну схватку, и направляйтесь в бар «У озорной Молли». Барменом там старик Рой, он мужик опытный и с пустой болтовнёй лезть не будет. Сразу закажите по три кружки крепкого пива на брата и первую пейте тут же, желательно залпом. Главное – молча. Разговоры начинайте, когда будете потягивать минимум третью кружку. Главное не забудьте дать Рою знак, чтобы подготовил следующую запотевшую троицу. Если сделаете всё правильно и поговорите с другом по душам – станет куда легче.
Вигго пил уже четвёртую кружку, но с разговором пока как-то не клеилось. Его сослуживец Марко, огромный детина, с которым они прошли всю войну, бахнул о стойку пустой кружкой и посмотрел Вигго прямо в глаза.
– Виг, тяжко мне смотреть как ты маешься. Ты «там» толковее всех офицеров был, всегда знал, что делать. Столько раз весь взвод вытаскивал! Что тебя так гложет-то теперь, а?
Вигго сделал очередной глоток и вдруг, неожиданно для самого себя, заговорил:
– Помнишь, например, тот перекрёсток, когда кэп чуть на мины нас не вывел? Я ещё кое-как уломал его свернуть налево?
– Помню, – кивнул Марко, – если б не ты, нас бы всех тогда по округе раскидало.
Вигго сделал ещё глоток и продолжил:
– Третий взвод тогда попёрся куда наш кэп хотел. У них кучу ребята и раскидало… В общем… В детстве у моего деда была собака. На цепи сидела. Тупая, злобная псина. То и дело пыталась схватить какую-нибудь курицу или кошака, кидалась вообще не думая. Порой с такой силой, что чуть шею себе не ломала, с лап валилась, цепь её словно назад дёргала.
– Это ты к чему? – спросил Марко насторожено.
– Меня на том перекрёстке тогда словно такой цепью удержали. И кучу других раз также было. Мёрзкое чувство, словно я и не решал ничего, а кто-то меня то одёргивал, то наоборот вперёд пинал. Я вообще мало чего соображал по правде-то, а меня теперь героем величают. Какой я к чертям герой?!
– Просто чуйка у тебя хорошая, чего тут плохого-то? Мне вот класть вообще, что и как тебе помогало очередного писца почуять. Главное живы остались! – ответил Марко и пододвинул к себе ещё одну кружечку пива.
Вигго кивнул и задумался. Как подобрать слова и объяснить Марко, что не может он так же просто к этому относиться?
***
Пьяно пошатываясь Вигго шёл по тёмной пустой улочке. Пожалуй, сеанс импровизированной «психотерапии» можно считать успешным. Ему не удалось до конца объяснить каково это – быть то ли марионеткой, то ли псом на цепи, но всё равно стало легче. Марко не посчитал его сумасшедшим, наоборот постарался всячески успокоить и подбодрить. Вот что значит боевой товарищ! Когда кто-то ещё о твоих странностях знает и не убегает от тебя со всех ног, жить с этими закидонами уже попроще.
Ноги от выпитого нехило заплетались, чтобы идти более или менее ровно, приходилось прилагать немало усилий. Фонари горели через раз и грязная улочка то и дело пряталась в чёрнильном мраке ночи.
Пересекая очередной тёмный участок Вигго обо что-то споткнулся и не устоял на ногах. Неловкая попытка сгруппироваться не помогла и он-таки приложился головой об бордюр. От удара перед глазами вспыхнули мириады разноцветных звёздочек и…
…Тёмная улица вдруг исчезла. Вместо неё Вигго вдруг отчётливо увидел кусок какой-то незнакомой комнаты. Темно, свет даёт лишь неяркое свечение монитора. Отчётливо видно кресло с высокой спинкой, в котором сидит тощий незнакомец и массирует пальцами виски. От чего-то Вигго сразу понимает, что парня мучает сильная головная боль. Лица не видно, зато слышно невнятное бормотание:
– Ох, Вигго! Что же ждёт тебя дальше?…
…Внезапное видение растворилось. Вигго ошалело трогал голову, крови вроде не было, но пальцы уже нащупали ощутимую шишку. Пытаться сразу подняться на ноги он не стал и аккуратно уселся на краешек бордюра.
– Что это, мать твою, было?!
Забавная рассогласовка окончаний вышла – “Иногда нужно просто отойти в сторону и не мешать персонажем” – как-то так перед внутренним оком представилось – взять персонажа и намешать им по сюжету, как ложечкой в стакане.
И на “Шортах” про фентези с семью печатями был рассказик, как автор и персонаж себя друг другу начитали до гномьего топора.
А почему бы и нет? Это же баланс, если автор может двигать персонажем, почему бы и в редких случаях персонажу не задвинуть автора? И хорошо, что эта мысль не потребовала растекания по древу – кратко, емко.
Кратко, доступно и каждому понятно) Такой себе рассказ-гвоздь)
А вообще идея хоть и не нова, но описана приятно. Сложно что-то еще добавить. Возможно, не хватает какой-то легкой интриги, или еще чего-то такого, что может сразу же зацепить, а так, ощущения позитивные, хоть и не ярко выражены.
Настроение поднял рассказ – уже хорошо. В двух местах – где Вадим сидит и скучает на встрече с писателем и когда покупает лекарство в аптеке, честно говоря, даже рассмеялась. И герои у Вадима “ожили” – не соврал писатель Аркадий. Обладал ли он волшебным даром – вот вопрос.
В целом рассказ понравился на “четверку”.
Хороший рассказ. Читается легко. Интересно описаны попытки Вигго понять происходящее с ним. Он хочет одного, а поступает иначе. Вот только встреча с человеком, который руководит его поступками прошла быстро и бесконфликтно. Объем позволял написать об этом подробнее и интереснее. Не уловила “последнего поворота направо”.
Спасибо автору за работу
Автор выбрал сложную тему – писать о писателе. Да еще вдобавок и о персонаже. Рассказ заставил вспомнить о фильме “Персонаж”, где раскрывалась похожая тема.
Мне понравилась идея с оживлением героя. Что Вигго ощущает влияние на него. Да еще и в такой форме, что понимает, что влияет именно писатель (как отметил Марко, явно повторяя сказанные за кадром идеи Вигго).
Финал – вспышка осознания, словно монах которой на миг увидел бытие своего бога. Непостижимо, но реально.
Минусов у работы не нахожу. Но не хватило чего-то острого. Финал мог бы быть ярче.
Рассказ не зацепил, и вот почему. В нём ничего не происходит. То есть, на физическом уровне сюжет присутствует. Но он не приводит к каким-либо переменам в мировоззрении героев, или читателя. Если представить рассказ, как начало романа о приключениях Вигго – может быть очень интересно, в стиле фильма “Главный герой”. Но на конкурсе приходится оценивать текст как самостоятельную единицу, без учёта продолжения. Вот если бы автор показал в рассказе, как открытие Вигго приводит к переменам в его поступках, как он осознаёт своё положение – было бы отлично. Покажи автор перемены во взглядах Вадима, узнавшего, что его персонаж “ожил” – мог бы выйти пронзительный текст о становлении Бога) Так что, всё у автора впереди)))
Это прекрасно!
Ну такой веселый литературный анекдот получился… Всем спасибо за виски…
Хотите верьте, хотите нет, но благодаря фразе про “жабу которую не спасти” весь текст и родился.
А судя по вашему посту в “Перловке” вы счастливый человек и не обращали внимание, каким замечательным языком пишутся объявления на дверях наших гос.учереждений (да-да, та фраза – это цитата с того листочка на двери библиотеки)
Идея у рассказа очень хорошая, но не хватает действия, движухи, конфликта. А то просто описание, оно хорошо перед введением в гущу событий. И не увидела «поворота направо».
Ну, он чисто “технически” вписан. Герой уговорил взвод свернуть налево и все выжили, следующий взвод повернул направо и для многих там этот поворот стал последним – забрели на заминированный участок
На мой взгляд, совершенно напрасно Герой попал в комнату к Сочинителю. Ничего это не добавило ни ему, ни Сочинителю, ни рассказу. Вот если бы попусту страдающий от головной боли Сочинитель, во мгле мигрени своей, узрел того, кто заставил его свернуть в библиотеку…
А про жабу, мне тоже очень понравилось J
Случайно ли Вагго превратился в Вигго? А! Ему ж ещё с Вадимом пришлось переплёскиваться – как не запутаться в процессе…
Впечатления смешанные: читать комфортно, что есть, то есть. Но ощущение “всё это было, было, было”(с) заменяет удовольствие от качества подачи на мучения, подобные вадимовым. В целом – не проникся проблемами ни одного из персонажей.
Рассказ читается интересно и легко, но как будто это только первая серия похождений героев, не хватило какого либо конфликта в рассказе. Мне кажется если дописать “вторую серию” то получится отличный рассказ, а если дописать и весь “сезон” то хорошая повесть. Насчет жабы получилось зачетно!)
Представляю, как герой-автор встречается с сержантом в этом баре, и Вигго Торбука его спрашивает: “Ты вообще что-нибудь о ветеранах знаешь? По-твоему, я похож на ветерана? Ты хоть на войне-то был? Я ведь не ветеран, а то, как среднестатистический сосед твой дядя Коля, с пивным брюшком и бутылкой, любитель российского военного кинца, представляет ветерана. Так хули ты удивляешься, что кроме того, что я бухаю и могу к тебе, типа, припереться, обо мне и написать больше нечего? И не оживаю я, понимаешь, своей жизнью.”
А ведь Вигго мог быть, кем угодно. Мог быть мошенником, который выдаёт себя за ветерана ради льгот. Мог быть престарелым снайпером, который подался в преступники, потому что льгот ветерана на жильё не хватает. Мог целиться в своего автора с крыши соседнего дома, пока тот писал рассказ. Но нет. Вигго оказался всё тем же русским дядькой с пивком, который кочует здесь из одного текста в другой. И этот хрестоматийный образ руссо-алконавто в двух лицах меня подзадолбал ещё с прошлого раунда.
Настолько задолбали, что вы даже не заметили (не захотели?), что рассказ вообще не про войну, не про ветеранов и даже не про пивко? Ну-ну, ну-ну…
Рассказ про то, как у начписа герой оживает. Идея, которую уже мыши сгрызли. Всё, что могло спасти этот рассказ – интересный оживший герой.
Нет, дело не в том, что он “оживает” (собственно, он и так и так живой и без Вадима). Но это уже я не доработал. Если бы всё дело было в том, что герой живой, то вся первая часть про библиотеку была бы ненужна…
Что ж после конкурса можно будет подумать как расставить акценты сильнее.
Да, вы знаете, мне кажется, что дело здесь даже не в том, что ветеран кажется писателю неживым, а в том, что для читателя ситуация заведомо ненастоящая. Проникнуться всей этой проблематикой совершенно непросто. Ну, в любом случае, удачи вам.
“Мог целиться в своего автора с крыши соседнего дома, пока тот писал рассказ”, – черт, где бы почитать такое!
Как и все, наверное, ожидал чего-то интересного в конце. Как и все, видимо, не дождался. Автору спасибо
О, такое мне очень даже по душе. Я сам уже не раз думал о том, что я персонаж какой-нибудь книги. Больно драматичная жизнь была у меня одно время, хоть фильм снимай. А теперь я чувствую, что бросили меня на пыльную полку… Эх, вот бы увидеть своего создателя!
Рассказ написан грамотно и легко. Мне очень понравилось, пишите ещё!
Забавная история, стиль повествования хороший, немного пустоватая история самого Вигго, вот совсем не интересно, что с ним дальше будет))) А вот за остроумие автора плюс.
Ох, Вадим, лучше бы переживали, что ждет дальше вас. Вигго-Вагго-то кажись выбрался из-под вашего контроля. Он вас уже засек, дальше – больше. Я бы, на месте Вагго-Вигго хорошенько приложила вас боевым оружием за то, что принуждаете бравого вояку произносить обьяснительные диалоги со своим бравым дружком. Хорошие книги вам в помощь, а лекции Аркадия Устенова – пустое, сами понимаете.
Любопытно было бы, если бы та жаба, которую уже не спасти, увидела Вигго за плечом Вадима..и как-то что-то изменилось бы для них в довольно безрадостной по-видимому жизни..
Есть приятные моменты в стиле автора, но в целом всё очень тривиально. К сожалению. Берите крупные темы, тогда всем будет интересно.
Написано, вроде, без ляпов. Но как-то то не живо. Наигранно. Так и видишь, как автор из гг сделал манекен и ведёт в нужном направлении, от чего тот получается не живой.
Многовато былок
Уважаемый Автор, очень порадовался, прочтя Ваш рассказ.
Как я рад, что пошла сильная серия, когда и читать, и писать доставляет удовольствие. До встречи в финале)
Рассказ попал в благодатную почву. Проблема – разрешения персонажу действовать по своему усмотрению – всех, думаю, здесь волнует. Конечно хотелось бы. Но, наверное, такое развитие более пригодно для объемного произведения. Иначе короткий рассказ, да еще с заданной темой, может композиционно не сработать.
Конец понравился, как и заложенная в нем идея – когда авторт отдает контроль персонажу, персонаж получает контроль над автором.
Такой стилистической округлости и запаха духов как в предыдущем рассказе нет – явно мужик писал. Зато есть о чем писать, и решено все эффективно и лаконично, без навернутых ненужных пустячков. Поставил бы жирный плюс, если бы выставлял оценки в этой группе.
Интересное повествование, позабавило даже оно! Кончено, много рассуждений, по-мне так. Или я уже просто вообще ничего не соображаю… Прости меня, Автор!(
Я вообще-то такого мнения, что идея, будто бы мы все – персонажи какого-то художественного произведения, и мир земной создан неким Автором из творческих соображений – это огромная идея. Ее просто надо до конца нутром своим прочувствовать, а от того, что она замусолена до дыр во всякого рода удачных, средних и неудачных произведениях, идея эта меньшей не становится. То есть, не становится сама по себе, а вот обращаться к ней в личном творчестве уже надо с большой осторожностью, только если уже по-настоящему можешь. Именно потому, что уже замусолена. Не впечатлил меня рассказ, пусть автор его поймет меня и простит.
История писателя и его персонажа вполне предсказуема. Это не плохо, кстати, поскольку концовка ожиданий (по крайней мере моих) не обманула, и персонаж-таки увидел своего “создателя” воочию. Наверно у каждого писателя есть такая история.
Текст ровный, повествование достаточно емкое.
Не пройти в финал на конкурсе, где в финал проходит половина это тоже надо уметь я считаю!
Талантище, блядь…