Евдокию разбудил стук в окно. На улице стояла соседка. “Спишь что ли?”- спросила она.
-А что тебя то, гонит по деревне? Темно еще. – Евдокия поежилась, дом за ночь остыл.
“Помнишь, мы за станцией ров рыли? – затараторила соседка – Вот! Вчера там всё проволокой обтянули и пленных привезли. Одевайся, давай быстрей и мешок не забудь.”
***
Дорога к станции шла через колхозные поля. Шли молча, вдыхая морозный воздух и только поскрипывание снега раздавалось со всех сторон. Евдокия остановилась передохнуть. Мимо нее, как серые тени, молча шли женщины. Шли с опущенными плечами, каждая неся свое горе. Вот Марфа. Сын и дочь партизанили. Пропали без вести. У Петровны пятеро! Пятеро сыновей лежат в сырой земле. Шурочка! Смешливая девчушка. Успели только свадьбу отыграть. Второй год вдова. Каждая несла свою беду, свою боль. У насыпи останавливались, набирали камни и шли дальше. Евдокия оглянулась. Со всех сторон, молчаливый поток женщин двигался к лагерю.
***
“Господи, мальчишки совсем. – Евдокия разглядывала пленных. – Им бы с девчонками в снежки играть, а они на чужой земле смерть сеять. А у этого то, – сердце сжалось – глаза как у моего Ивана и взгляд так похож. Как же я чужого ребенка то, своими руками.” Мешок с камнями выпал из рук.
“Бабоньки!! –закричала Евдокия – Мы же матери, мы же не убивцы. Как же так, что же с нами война, проклятая сделала.”
***
В эту Рождественскую ночь деревня не спала, а с рассветом к станции потянулись женщины. Каждая несла узелок. “Кидайте, бабонки” – и первый узелок упал у ног пленного. Он испуганно отшатнулся. Тряпица соскользнула и на белом снегу, наполняя морозный воздух домашним теплом, лежала хлебная буханка. Немец поднял её и откусив заплакал. Плакали и женщины. Каждая о своём и все об общем. А за их спинами, прижимая младенца к груди, ни кем ни видимая, плакала Божья Мать. Шел последний год войны.
Рассказ №2 Мать
Количество знаков : 1553
Опять всё трагично. Я так понимаю, святочность рассказу добавили слова “рождественскую” и “Божья мать”. Впрочем, я вообще туго догоняю принципы святочного рассказа, хоть и перечитывал дважды статьи,так что это не придирка, а мысль вслух. А запятыми и дефисами ради объёма пожертвовали? Непорядок,будем составлять протокол. Однако лишнюю запятую тоже нашёл.
Ну как же без войны
: С наступающим дорогой автор! Ваш рассказ впечатлил и поднял настроение/ огорчил и расстроил(нужное подчеркнуть) Желаю успехов в Новом году???
Автор может меня поправить, на сколько я понимаю это на реальных событиях. Мне понравилось. Всё что надо в рассказе есть, а главное, что цепляет эмоционально. Оценка будет высокой.
Здравствуйте, уважаемый автор. Прежде, чем перейти непосредственно к тексту, позволю себе поправить комментатора milaZ. Этот рассказ никак не может быть основан на реальных событиях, если только автор – не женщина ста двадцати лет от роду. Скорее всего, рассказ основан на прочитанном, услышанном или увиденном в кино и дополнен воображением.
Почему я считаю это важным? Потому, что писать о трагедии, которую не пережил сам, невероятно трудно. Ведь надо написать так, чтобы тебе поверили очевидцы.
Не скажу, что у автора не получилось. Но всё-таки, сгущение красок налицо. Вряд ли все женщины посёлка пошли бросать камни в пленных немцев.
Не слишком удачен сюжетный ход с повторным походом женщин к лагерю. Что получается: пришли ночью с камнями, постояли, ушли. Напекли хлеба, снова пришли все, как одна. И камень никто не кинул, и еду все принесли. Увы, но мне не верится. Люди очень разные, несмотря на общую боль, и поступают они по-разному.
Пассаж про Божью матерь вставлен неумело. Он не подготовлен автором и оттого звучит диссонансом.
К сожалению, много пунктуационных и орфографических ошибок.
Реальные события, это не то, что произошло лично с вами, а произошли в реальной жизни. И это мог видеть ребенок, так что с возрастом тоже вы перегнули. И вы делаете выводы на пустом месте, ведь история вами не прочитана, не пережита и даже не увидена. Помните, в 10-х Шортах, был рассказ о подвале. Были те, кто писал, что такое невозможно, а это пережил сам автор.
Люди разные, а горе одно. И как можно говорить о сгущение красок, если мы не были свидетелями. У меня не возникло вопросов и о камнях. Наверно не так просто бросить камень в живого человека, тем более ,если это женщины, а перед ними почти дети и может каждая мать, увидела своего..
Это реальная история и даже образ Божьей матери не совсем выдуман, просто подан не много по иному.
Сожалею, что мой комментарий не принёс вам пользы.
Реальные события, это те, что произошли в реальной жизни, с реальными людьми. Меня удивил ваш комментарий.
Как вы можете знать, реальны события, или нет, если не были очевидцем? Даже очевидцы, передавая смысл происходящего, часто противоречат в деталях. Согласны?
Кроме того, сделать из реального происшествия литературное произведение – это отдельное искусство. Вы же не считаете вершиной литературы полицейский протокол?
Я указал на места в тексте, которые противоречат моему знанию людей.
Мало найти трогательную историю – её надо уметь достоверно написать.
Меня удивило ваше высказывание о реальности события. Улыбныли о протоколах! Поверьте, есть еще те шедевры)
Я с вами не спорю, каждый воспринимает мир по своему. Но зная жизнь, могу точно сказать, иногда фантастика меркнет по сравнению с реальной жизнью. Это так, для затравки, интересный факт-https://www.film.ru/articles/na-samom-interesnom-meste?page=11 ..вот вам и реальность. Напиши такое и докажи, что это реально.
Мила, скажу откровенно… Если бы я мог заранее определить, какому автору мои советы помогут, а какому – нет, то мне пришлось бы вдумчиво комментировать гораздо меньше) Но увы, правила беспощадны. Предлагаю перейти к другим рассказам.
Александр, я ж не против)) А хороший, вдумчивый комментарий всегда полезен.
? Не удачный сюжет говорите, с повторным возвращением. К концу войны, Гитлер призвал молодежь на войну. Это были мальчишки, по 17 лет. Вот таких и увидели женщины. Не матерых мужиков, а детей. Сюжет можно было бы растянут на книгу. И то, как молодой сержант бегал и останавливал женщин, и надо было конечно высчитать, сколько дворов пошло, а сколько осталось. И то, как Петровна валялась на земле и рыдала от бессилия, потому что убить это не так просто. Евдокия их остановила и подкармливали они их почти всю Рождественскую неделю, пока их дальше не погнали. Вы пишите фантастику, но жизнь даёт такие сюжеты, которые вам и не придумать.
Даже интересно, что такие рассказы оба идут подряд (хотя неизвестно сколько их там впереди). Тут проблема иного рода. Автор иногда выдаёт излишний пафос: “Им бы с девчонками в снежки играть, а они на чужой земле смерть сеять”, “А за их спинами, прижимая младенца к груди, ни кем ни видимая, плакала Божья Мать”. Перебор. В первом случае особенно, т.к. это мысли живого человека. Чересчур возвышенно на мой вкус.
Но оценка будет неплохой, скорее всего
Эх, душа хотела святок,
Петь, плясать, гудеть, гулять,
Но пришла война внезапно,
Слезы выбило опять.
Что ж, история известна,
Вам поставлю баллов пять,
Или может чуть повыше –
Буду дальше я читать.
История трогательная, но что же связывает ее с жанром “Святочные рассказы”? И мне непонятно – зачем кавычки в диалогах.
У-уу. Вот это точно победитель, если Бублика простит автору
кровотечение из глазнезначительные недостатки вычитки. Материнская и вдовья скорбь, ярость, потом прощение – и все это на фоне последнего года ВОВ… Лично я чуть кофием не подавился от такого великолепия.За сцену всеобщего плача – плюс балл? Удачи на конкурсе!
Успех рассказа в интересной истории, которая берёт за душу, и в правильно подобранных словах. Здесь всё присутствует. Спасибо. Успеха. 🙂
При подготовке к ЕГЭ по русскому для сочинения предлагается такой текст:
Враг был не такой, как на плакатах – звероподобный, тупой варвар. Не такой, чтобы его можно было испугаться. Или озлобиться против него. Они выглядели обыкновенно, о-бык-но-вен-но! И это было самым страшным.
А пленные немцы смотрели на стоящих у насыпи без любопытства – привыкли! Только команда о раздаче пищи, поданная кем-то на немецком языке, расшевелила их. Они спрыгивали на шпалы и выстраивались в аккуратную очередь вдоль вагона к полевой кухне. Получали свою порцию в котелок и аккуратно ели.
Вряд ли кто из наших мог похвалиться, что у него в доме обед не хуже. Вряд ли. Женщины, подростки, дети смотрели молча на серую, как россыпь камней, массу пленных. Как? Вот эти – враги? Вот эти – сделали стоящих здесь вдовами и сиротами? И теперь они спокойно жрут хлеб, оторванный от наших детей? Убили, и теперь получают долю убитых? Убийством заработали себе право на котелок?
– А-а-а-а-а-а-а! – закричала, не выдержав, какая-то женщина.– Сволочи! Убийцы-ы! И схватив с насыпи кусок щебня, швырнула его в пленных, снова схватила и снова швырнула. А за ней ещё кто-то, и ещё…
Закричали часовые, забегал начальник охраны. Пожилой солдат из часовых скатился вниз, схватил кого-то за руку:
– Да будет вам, бабы! Люди же!
Женщина вырвалась, закричала:
– А мы, мы – не люди?! Не лю-у-ди-и-и?!!
В эту историю мне верится больше. Тем более что автор “Матери” перечислил, кого потеряли женщины, идущие к пленным.
https://ulpressa.ru/2010/05/07/article116492/ …Это всего лишь одна история. То, что в рассказе – история моей прабабки, которую пришлось(историю) сократить. Шли они убивать, но не ожидали увидеть мальчишек, тощих, измученных. Три дня они ходили с камнями, но одно дело стрелять в бою, а другое..Тетка у них была, четверо сыновей ушли на фронт. Так она сползла на землю и рыдала в бессилии. Не поднималась рука. Наверно не просто так убить. Она же и прототип Евдокии. Говорили, что повернувшись она в облаках увидела силуэт Бужей Матери, которая прижимала к себе ребёнка, да и святые праздники были..
Как-то по ТВ показывали немца, который приехал туда, где пленным ремонтировал железную дорогу. Приехал сказать спасибо детям женщины, которая не дала ему умереть от голода. верите, не верите – это ваше дело. И про котелок вы..так же умирали от голода, болезней, холода.
Вопрос не в том, была эта история на самом деле, или нет. Вы написали её недостоверно. Вот в чём проблема. Не в истории. А в том, что вы не выстроили повествование.
Поймите, наконец, что мало взять душераздирающий факт. Сделать из него рассказ – это отдельное искусство. Никто не обязан ахать над вашим опусом только из-за того, что вы догадались использовать высокую тему. Нужно умение выстраивать сюжет. Требуется соответствующий слог. Необходима проработка диалогов и атмосферы рассказа.
Нужна большая, кропотливая и осознанная работа над материалом. А вы её не проделали.
Александр, успокойтесь. Вы прочтите свой первый комментарий, где вы начинаете сомневаться в реальности. Я защищаю только эту сторону вопроса. В остальном, замечу вам, я не спорю, не оспариваю и уж поверьте, не ожидаю восторженных ахов. К своим годам, я научился трезво оценивать свои возможности и относиться с благодарностью к лояльной критике. И как достали эти разговоры о высокой теме. Мне так увиделось, мне захотелось о этом написать и на это, я имею право. Вы высказали своё мнение, я вам благодарен и буду работать над своими ошибками. У вас не удалось, как вижу, утро. Бывает. Закончим на этом. Удачного дня.
Да, вы правы. Критика хороша в меру и по запросу. Прошу прощения за некоторую резкость, меня иногда заносит.
Вот она реальная причина, которой не хватило вашему рассказу. Сначала вера, потом образ Божьей Матери, а потом хлеб пленным. А вы местами переставили, получилось, что бабы просто пожалели солдатиков. Но пожалели – не бросили камень, жалости на большее не хватит. А тут хлеб в голодное время бросили, тут именно чудо в душах произошло, мотив сильный нужен, сильнее, чем жалость. Вот этого маленького нюанса не хватило)))
Но вы не расстраивайтесь, это я бурчу, оценку все рано хорошую поставлю 8-9, в зависимости от других рассказов.
Хорошо написанная история, которая могла коснуться каждого, кого затронула война. Сюжет хорошо рисуется, персонажи реалистичны, характер передан точно. Кинолента горьких событий продолжает крутиться. На фоне трагедий и безысходности, в дар сочувствие тому, кто о нем уже и не мечтал. Да, суметь преодолеть негативизм, сложная задача. Герои справились, подарив мечту в таком варианте.
Я руку протянул тому, кто и не ждал.
Всех ненавидеть просто я устал…
Это похоже на рассказ с чьего-то рассказа. Автор какие-то детали вспомнил, а какие-то сам добавил. В реальном рассказе часто слишком много происходит, не относящегося к делу. Ну что-же? Автор имеет право. И действительно, что может сделать призванный воевать солдат в любой армии мира? Война есть война, а мир есть мир. Вот если бы можно было призвать к ответу тех, кто эту войну начинал и задумывал. Вот их действительно можно было закидать камнями. Но этого сделать неудается. Англичане и Американцы – вроде как союзники. Да и вовсе не все из них затевали эту войну и стравливали Германию и СССР, а только малюсенький процент банкиров и политиканов. Дас. Се ляви.
Уважаемый автор, познакомился с Вашим произведением.
В глаза бросаются недочёты в пунктуации. Отвлекает очень.
Задумка оригинальная.
Но в чем чудо? Мы пожалели врага? Божья Мать появилась?
Очень трудно воспринять этот факт…
То, что сердца матерей пожалели чужих сыновей. Так это реальность, жизненность. Но это личное мнение.
Над оценкой подумаю после прочтения всех рассказов.
Ещё раз буду перечитывать.
Творческих успехов!
Это прекрасно! Очень тронуло…
Как написал мне в прошлои шорте Эмиль: “Несколько спекулятивно”. Так как истории про войну никого не оставляют равнодушным.
Но Эмиль, несмотря на попрек, поставил мне десятку, и я данного Автора тоже не обижу!
Спасибо! С наступающим Вас)
Хочу поправиться, а то вдруг неправильно поймут. Под словом “прекрасно” я имел ввиду не саму историю, а то как Автор ее преподнес.
Сама история полнейшая жуть… и не дай Бог кому-то подобное пережить…
Вспомнились строки Симонова:
…Но здесь обратная ситуация. И если женщины не закидали камнями тех, кто убивал их детей и мужей, то вряд ли они ВСЕ СРАЗУ принесли бы узелки с едой и ХЛЕБНЫЕ БУХАНКИ… Здесь проседает кульминация, и невольно начинаешь сомневаться в происходящем. Образ Божьей матери придает кажущемуся реализму фантастические очертания, значит, текст ВЫДУМАН? Но это парадокс, такое могло произойти – великодушие и милосердие в рамках беспредельного душевного благородста, растворенного в горе и боли.
Текст написан неплохо, сюжет яркий и захватывающий. Но, имхо, это не тот случай, не тот стенд для демонстрации столь вопиющего горя.
Тем не менее, оценка не будет низкой (хотя и высокой вряд ли, впрочем… посмотрим).
Религиозно, душещипательно. Если бы не матерь божья, то один в один отрывок из советского кино (неважно какого, может даже несуществующего, но стиль – просто идеальное совпадение).
Есть проблемы с грамотным оформлением, это немного мешает читать. С другой стороны – хорошо переданная атмосфера, хороший язык.
Честно говоря чуда особого не увидел. Человечность – она не из разряда чудес.
Первое: автору просто необходимо ознакомиться с правилами написания частицы “то”.
Второе (не критично, но всё же): если пишите букву “ё”, то пишите её везде, не заменяя на “е”.
Третье: можно было бы поспорить об уместности слова “буханка”, но думаю, это не существенно.
Вообще, задумка отличная, чего не скажешь об исполнении. Вычитали бы вы, автор, своё творение перед отправкой, а там и получилось бы всё просто превосходно.
Я вырос в городе, который был почти полностью разрушен во время войны. Пленные жили в бараках и работали еще лет десять после 45 года. Отношение к ним было не самое плохое как многие думают. До сих пор люди называют многие здания и мосты “немецкими”. Так что история не сказать что сказочная. Было такое повсеместно. Хотя, уверен, было и кое-что похуже.
Вот эту историю я слышала, а про камни не слышала, камни это, мне кажется, авторский домысел, хотя, может быть, было по разному в разных деревнях и городах. Люди разные. Имело ли смысл совмещать одно с другим? Я думаю, что нет, и не потому что люди не меняются, а потому, что причина изменения в рассказе выглядит неправдоподобной.
Вообще, оценка будет не плохой за светлую сторону)))
Рассказ напомнил мне песню Кукрыниксов «Солдатская печаль». Там тоже стремление к мести и насилию переродилось в сострадание и желание помогать другим. Сильный рассказ, но, на мой вкус, не слишком-то рождественский или новогодний. Если бы конкурс был посвящен событиям Великой Отечественной войны, эта история для меня однозначно была бы в числе фаворитов.
У нас не Новогодние рассказы. Прочтите, что такое святочные произведения и вы поймете, почему так много грустных рассказов.
Как-то мне показалось, что этот рассказ больше про войну, чем про рождественское чудо. В любом случае у автора получилось тронуть читателя. Рассказ неплохой, Но надеюсь в следующих рассказах будет поменьше трагедии. А то я так скиcну к Рождеству.
У нас святочная неделя. Андерсен “Девочка со спичками”- святочный рассказ. Прочтите, чем отличаются святочные рассказы, как жанр.
Неизбежное сравнение второй работы с первой проявляет значительный рост уровня трагизма и аналогичное снижение “градуса святочности”. Однако это не повод для оценки самого рассказа. А атмосфера у него все же совсем не праздничная – оно и понятно, последний год войны как-никак. Вероятно на атмосферу должна была сыграть некоторая утрированность происходящего, но нет уверенности ни в том, что это входило к замысел автора, ни в том, насколько все удачно получилось.
Но если сюжетно рассказ может вызвать прения (и вероятно вызовет), то текст определенно заслуживает немалую долю порицания. Опечатки и ошибки соседствуют с пренебрежительной пунктуацией и хаотичным обозначением прямой и косвенной речи. Все-таки малый объем конкурсного рассказа – это условие для краткости изложения, а не повод для упражнений в невнимательности или (не дай Бог!) в безграмотности.
Хорошая идея, я оценил, и посыл не менее стоящий. Но о тексте забывать не стоит.
Со знаками препинания беда. В отношении сюжета складывается впечатление, что где-то читал. Но идея понятна и светла. Спасибо.
Хороший рассказ! Вполне достойный чтобы занять на конкурсе верхние строчки.
Но я бы посоветовала автору переписать эту же историю, но исключительно глазами того немца.
Представьте себе. Он – сломленный и напуганный, полуголодный и замёрзший, в чужом краю, вдалеке от родного дома. Где озлобленная толпа женщин с ненавистью в глазах пришла закидать их камнями. И тут, вдруг, он видит протянутые сквозь колючую проволоку руки чужой матери с хлебом…
Наверное, это бы было для него действительно тем рождественским чудом, которое что-то бы переломило в его сознании и в его душе, после которого он бы уже не смог быть прежним. Да это было бы сродни неожиданному явлению самой девы Марии.
А если ещё добавить, что толпа не сразу поняла вот этот всепрощающий жест женщины, матери, которая даже может больше всех из них потеряла в той войне, но сумела, вопреки всему, разглядеть в пленённом враге что-то человеческое… Но потом, вдруг осознав, и все остальные женщины, одна за другой бы стыдливо отбросили припасённые камни в сторону… То дух святочного чуда в рассказе заиграл бы ещё ярче…
Мне так кажется…
Мракобесие и ужас.
мракобе́сие — враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу…Вы о чем?
Хотелось бы, конечно, святочного веселья и игр. Ну что ж, в жизни на святках не только веселье и игры бывают. По-моему, Божья мать здесь к месту, ведь ее сына тоже замучили. А Господь говорит о прощении. О прощении даже врагов.
Рассказ, конечно, трогательный, но на этом все. От “святочного” здесь “Рождественская ночь” и упоминание о Божьей Матери. А, и зима еще. Написано скомкано, но ладно. Много подробностей про войну – и совсем мало соответствующих теме конкурса
Ну не знаю, мне не совсем понятна логика этих женщин. Ведь эти немцы вчера убили твоих пятерых сыновей или твоего мужа, за которого ты только вышла замуж. Или что, женщинам чужда ненависть?
Ладно, спишем все это на Рождественское чудо.
Сам рассказ немного неудобно читать, с этими перерывами во времени. Задумка неплохая, но переходы между разными годами войны очень режут глаза.
Спасибо!
Мазай, там не то, что год один, там описание в пару дней. Да и ненависть им не чужда. Всё просто, они шли убивать мужиков, а увидели детей. Не знаю, мне тоже не просто о этом рассуждать, но сколько случаев, когда наши женщины подкармливали немецких пленных, которые, уже после войны, а мы о этом мало знаем, строили дороги, дома и т.п.
Ну, там у вас война ещё идёт, ведь : “шел последний год войны”. Это меня и смутило.
Еще немного и весна и победа. Всё правильно. В это время очень много пленных фашистов перемещали по железной дороге. Они же их и восстанавливали.
Добрый день!
Предпоследнее предложение крутое! Без шуток. До него весь текст – пересказ (это не обвинение), а предпоследне – прям свое! Авторское. Прямиком из сердца. Мне так кажется.
Рассказ хороший)
Спасибо.
Ну это известная история – как женщины кормили пленных немцев. Это не ваша история и сюжет, автор. Тут и комментировать нечего – присвоили сюжет. Ну, ладно, хоть бы так, но облекли б в святочный рассказ. Но и его нет.
Вы прежде чем тут обвинения писать, прочли бы комментарии, где уже ни раз объяснялось, что это на реальных событиях. Эта история моего родного человека. Многие авторы пишут, что взяты прототипы или основано на реальных событиях. Так что предъявы мне кидать не надо. Так всех реалистов можно обвинить. И Толстой ведь описывал военные баталии, которые происходила на самом деле, места, участников до исторической точности.
Уважаемый автор, не забывайте, что мы читаем и оцениваем рассказы. Ваших комментариев-объяснений тут вообще, по идее, быть не должно. Это фишка сайта, что автор может ответить критикам. Но мы отталкиваемся от рассказа, а не от всего остального. Поэтому не стоит упрекать комментаторов, что они не прочли чужие или авторские комментарии.
Ниниэль, я понимаю, когда критикуют как написано, стиль и т.п. Но когда автору приходится оправдываться за то, что это не плагиат – уж извините. Это моё произведение, которое обвинили уже в том, что это не реально и не возможно, в том ,что взята такая душещипательная тема, в том, что это реально и своровано. Одно дело написать – твой рассказ, уж, извините, дерьмо. Сюжет есть, а вот рассказ не получился и написать почему так думаешь, что не понравилось. Я считаю, что когда обвиняют в плагиате, для этого надо иметь основания. Мне осталось только снять рассказ и спать спокойно.
Зачем? Рассказ достойный похвалы.
Сколько людей, столько и мнений. Мой рассказ критика тоже посетила.
Условия конкурса такие, выдержать напор негатива. Радоваться за положительные отзывы и не печалиться результату.
Не принимайте близко к сердцу, люди не понимают что такое плагиат и разбрасываются словами как слюнями, не понимая что это может ударить по ним самим. Кстати интересная тема)))
Слушайте. Вот миллионы женщин проходит через роды. Описать этот процесс так, чтобы читать его как нечто особенное и оригинальное – вот где мастерство. А взять сюжет про то, что одна женщина сама родила ребенка, и сказать, что это реальная история – не прибавляет рассказу таланта. Все женщины рожают. И, видимо, многие женщины кормили пленных. В чем особенность вашего рассказа?
Вы обвинили меня в плагиате, при этом грубо и необоснованно. Я считаю это недопустимым. Закончим на этом.
…В середине 90-х в музей истории УАЗ пришла бывшая работница завода Ирма Отт. «Она только что вернулась из Германии, где гостила у родственников, – вспоминает директор музея Алла Молева. – И рассказала о необычной встрече. Женщина познакомилась с Хофманом Викфридом. Тот, узнав, что гостья приехала из Ульяновска, неожиданно стал расспрашивать ее о городе и автозаводе. Конечно, Ирма Карловна удивилась – откуда немцу знать про ульяновский автозавод? Оказалось, что он был одним из тех, кто этот завод строил! Точнее, копал котлован под заводскую ТЭЦ и строил жилые дома на улице Автозаводской».
Несколько тех домов еще стоят на той улице. Но только старожилы знают, что строили их пленные немцы. Впервые их привезли в Ульяновск в 1943-м. Как можно было относиться к врагам? Общаться с пленными – запрещено. Помогать – ни в коем случае! Но фронт – далеко. А здесь русские женщины видели перед собой не врагов, а молоденьких, истощенных, измученных парней. И украдкой подкармливали их, делились куском хлеба, порой последним. Тайком приносили теплую одежду – те потрепанные телогрейки и продырявившиеся шерстяные носки многие увезли с собой в Германию.
Фритц Дехант попал в Ульяновск в августе 1944-го. Спустя десятилетия он говорил в интервью немецкой газете: «Русские охранники были разными. Среди них были и человечные, и жестокие, такие, как и везде. В определенной мере эта война переродила всех. С обеих сторон это была просто резня. Вначале в одном из цехов жило около 3 700 человек. Через полгода осталась только 1 000. Умирали от истощения, болезней, тоски. Голод был вездесущ. Собирали уголь, измельчали его и ели. Но у русских самих было нечего есть»…
Умерших хоронили на засвияжской окраине. Врач, который был приставлен к немцам, под страхом наказания не имел права передавать родным сведения о смерти пленных. Но он все-таки делал микроскопические записи, сохранил их и вывез в Германию. Разве немецкие матери не хотели знать, в какой земле похоронены их сыновья?
…После той случайной встречи в Германии с Ирмой Отт группа бывших военнопленных вместе с Хофманом Викфридом все-таки приехала в Ульяновск. В музее автозавода они встретились с русскими женщинами. Оказалось, что у них есть общие воспоминания. Одна из заводчанок – Тамара Васильевна – в годы войны работала в инструментальном цехе. Ждала ребенка. И каждый день тяжело ковыляла мимо пленных в цех. А на ногах – изношенные чуть ли не в клочья ботинки. «Фрау, – посочувствовал однажды пленный немец, – вам же холодно». Спустя несколько дней он преподнес ей «босоножки», которые сделал сам из резиновых ремешков и деревянной подошвы…
Опять вмешаюсь. Автор выше сам давал ссылку именно на эту историю.
Эту ссылку я дал для того, чтобы люди поняли, что то, что я пишу, это может быть. Что, война не убивает в людях добро и сострадание. Что материнское сердце…Господи, что я распинаюсь. Не забудьте Кэмерону выставить предъяву за “Титаник”, спёр зараза сюжет))
Рецепт простой: возьми легенду,
Приправь патетикой борьбы.
Патриотичные комменты
Заслонят вороньё и гробы…
Эхо войны!
Камень поменять на хлеб, злость и ненависть на сочувствие, что то чудесное безусловно в этом есть. Оценка должна быть высокая.
Уважаемый автор! Ещё раз приношу вам извинения за избыточную критику вашего рассказа. С радостью компенсирую свою бестактность дополнительными баллами при оценке.
Еще раз спасибо. Критика не всегда приятна, но она учит и даёт пинок для развития. Для этого и конкурс. Да я и сам всему этому придал уж слишком большое значение и раздул всё это. Постараюсь быть впредь сдержанней.
Пробрало. Споткнулась о Божью Мать, но это единственное, что смутило.
Вообще-то военнопленных немцев охраняли.
“Вчера там всё проволокой обтянули и пленных привезли.”
“и первый узелок упал у ног пленного.” – так проволока же там.
Нерасставленные знаки препинания сбивают с чтения.
Да, да. А сожженные в концлагерях воскресли, обнялись с нацистами и стали друзьями на веки вечные. И надо как-то смириться с фактом, что для оформления прямой речь есть правила.
Трогательная история в духе христианских традиций. Не всё получилось идеально, предыдущие критики довольно точно подметили, что именно не хватило рассказу, я с ними согласен. И оформление текста, конечно,оставляет желать лучшего.Тем не менее рассказ заслуживает внимания, спасибо автору, что затронул такую сложную тему, удачи в дальнейшем творчестве!
Мне очень странно, что практически в каждых Шортах, независимо от темы и жанра, появляются рассказы о войне. Но рассказ сильный. Очень понравился. И, может, именно поэтому его обсуждение оказалось таким эмоциональным. Спасибо, автор.
Опять про войну… Но всё же это военная тематика, а не рождественская.
А мертвые мальчики? А девочка со спичками? Святочные рассказы-Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо и.тп…….Разве не чудо, что тот кто шел убивать, протянул руку помощи, поднявшись духовно над своей ненавистью. Война вполне вписывается в этот жанр.
Здравствуйте, Автор! Прочитала Вашу работу.
Сюжет: 4/5
Праздничного мало, однако при том, что события разворачиваются в военное время, так быть и должно.
Язык: 5/5
Мне очень понравился ваш стиль написания! “Убивцы”, “бабоньки”, передают атмосферу деревни.
Грамотность: 3/5
Заметила много пунктуационных ошибок.
Персонажи: 5/5
Персонажи хорошо раскрыты. Вам удалось передать горе женщин, не сильно углубляясь в подробности.
В целом, работа мне понравилась, под конец чуть не всплакнула.
Желаю удачи!
Спасибо Александру Михееву за вдумчивый комментарий к этому рассказу.
Судя по реакции автора – на пользу не пошло.
А мне зачем время тратить? Да чтобы объяснить автору, что, прежде
чем писать гой-еси на серьёзные темы, надо быть в курсе: и наших свидетелей войны почитать, и Штриттматтера с Ремарком, фильмы посмотреть, фронтовиками снятые.
Ну да, пожалела баба фрица, камень не кинула. Но, товарищи, какая буханка хлеба? Все дети в деревне сытые?!
Автор, а вы в курсе, что после нежданчика с Зоей Космодемьянской фашисты, начиная с января 1942, от страха перевешали на оккупированной территории всех пацанов старше восьми лет? Только пионеров героев это не остановило.
Детской библии автор перечитал(а).
Только Война не вписывается в рамки благословенной чуши.
Вы, что тут меня сказочником выставляете. Я читал не меньше вашего, а еще у меня деды воевали и Берлин брали и много чего нам рассказывали. И при чём тут Зоя Космодемьянская? Я выставлял уже рассказ очевидцев. И это реальная история, которую я слышал..Вот вам- Когда на службе вермахта не стало хватать взрослых мужчин, молодежь была призвана заполнить пробелы. В 1943 году лидер “гитлерюгенд” Артур Аксман (Arthur Axmann) распорядился об отправке на войну семнадцатилетних школьников.Девочки же работали в тылу: собирали старую одежду, вязали свитера и носки для солдат вермахта, помогали убирать урожай. В 1945 году на службе у вермахта состояло более полумиллиона помощниц в возрасте от 16 до 26 лет. Две трети из них были добровольцами………Вы забываете, что фашисты не дошли до Казахстана, а это хлебная республика…В 1941-1945 гг. производство зерна было организовано на значительных территориях в восточных регионах страны, главным образом в Сибири, Казахстане и в Средней Азии. Так, в 1941 г. площадь посевов в тылу, по сравнению с 1940 г., увеличилась более чем на 2 млн. га, а в 1942 г. – еще на 2,8 млн. га.
Хлебный потенциал Сибири всегда был высокий. В начале Великой Отечественной войны из Сибири на фронт направлялись не только дивизии для спасения столицы нашей Родины – Москвы от немецких захватчиков, но и эшелоны с хлебом.
Осенью 1941 г. Сибирь поставила на фронт 2880 тыс. т зерна, что составило 75 от всех хлебозаготовок страны. Этого количества зерна было достаточно для того, чтобы прокормить более 25 млн. человек в течение года. На фронт было отправлено около 700 тыс. т сухарей. В последующие годы этот поток постоянно увеличивался.
За годы войны новосибирцы сдали государству 1552 тыс. т зерна. Этого количества хватило бы прокормить всё население сегодняшней Новосибирской области хлебом в течение 5 лет.
Так что читать надо не только Ремарка.
Милый автор, вы уже на 10000 знаков доп информации набили.
Продолжайте кропотливо изучать архивы Вермахта, только от этого Ваш рассказ не поднимется в цене. А мы здесь именно Ваш рассказ комментируем, нас заставили(
И по моему личному мнению,
Вам не удалось изложить ситуацию в соответствии с Вашей же задумкой, жидковато и неубедительно для подачи такой глобальной идеи милосердия именно Ваши 1553 знака выглядят.
И на сказку не тянет, вовсе нет, сказочником Вас нельзя назвать.
Чушь. Благословенная чушь.
А Штриттматтера почитайте, вот у кого сила слова и глубина мысли, – и не ругайте публику, если не зашло. Развивайтесь.
Написано, конечно, задушевно, но не все понятно. Изначально женщины шли к пленным, чтобы закидать их камнями? Каким образом совсем еще мальчишки оказались в плену?
Тем не менее, рассказ вытаскивает задушевностью и хорошим слогом.
Когда на службе вермахта не стало хватать взрослых мужчин, молодежь была призвана заполнить пробелы. В 1943 году лидер “гитлерюгенд” Артур Аксман (Arthur Axmann) распорядился об отправке на войну семнадцатилетних школьников.Девочки же работали в тылу: собирали старую одежду, вязали свитера и носки для солдат вермахта, помогали убирать урожай. В 1945 году на службе у вермахта состояло более полумиллиона помощниц в возрасте от 16 до 26 лет. Две трети из них были добровольцами.
Извиняюсь, я по ошибке не туда отзыв написал. Как ответить =zhuzhel= вместо отдельной темы. Не буду уже повторять, он остался выше.
Уважаемый автор, ваша история хорошо написана, вызывает образы и эмоции. Оценка будет высокой.
С наступающим)
История кажется недоработанной. Столько всего уместить в столь малую форму тяжело. И тут история местами уходит в штамп.
Доброго предновогоднего дня!)
Сегодня работаю святочным поисковиком)) Итак:
В поисках святок: гаданий, обрядов не найдено
В поисках чуда: Чудо трогательное, щемящее
В поисках красоты: есть
В поисках художественности: нашла
В поисках смысла: глубокий
очень напоминаетсюжет военной хроники
Спасибо вам, уважаемый Автор, удачи найти в Новом году то, чего сами пожелаете…))
Интересная проза, написано трагично, есть драматизм. Не любитель я такого, но художественные достоинства есть. Автору удачи