– Ванька! Слышишь ты меня?
– Слышу бать!
– Давай к нам в тень иди, не хватало, чтоб тебя Полудница забрала. Посиди со старшими, гляди и нового чего узнаешь.
Спорить было бесполезно. Михаил Кузьмич жил на свете давно, много повидал, много слышал, хоть и дальше соседней деревни никуда не ходил. Да и зачем ему ходить, хозяйство большое, детей много. Многие из них, конечно, выросли и уехали из родной деревни, но были и те, кто только учился разговаривать. Ванька же был где-то посередине – работал как взрослый, а уважали его как ребёнка.
– На вот кусок. Ешь и отдыхай пока, работы тебе ещё много предстоит. Я вот со Степаном Петровичем уже совсем выдохся. Старость, сам понимаешь. Нам бы сейчас, полежать на кровати, да кваску попить, а не жатвой заниматься. Так вот видишь, как угораздило, братья твои все умные стали, разъехались на все четыре стороны, Мишка и тот, вон в армию ушёл. Сказал, я лучше «за царя и отечество», иль кто там у нас сейчас? В общем, за главного пойду саблей махать, чем с вами тут пшеницу сеять, да хлеб печь.
Михаил Кузьмич звучно отхлебнул уксусу из глиняного щербатого кувшина, и с исказившемся от кислоты лицом, повернулся к Степану Петровичу, попутно вытирая рукавом рубахи, промокшие седые усы.
– Понимаю тебя Степан, дети сейчас не те пошли. Вот раньше как было, отец сказал, так оно и будет, и только слово ему скажи, сразу на горох и розгами по заднице. А теперь что, Степан? Все в город хотят!
Михаил Кузьмич вдруг осознал всю сложность ситуации и ещё больше разгорячился. Глотнув ещё уксусу и откусив кусок хлеба, явно больший, чем он мог прожевать, он, роняя лишнее, вдруг в бешенстве закричал:
– А кто меня кормить будет! Я для чего их рожал?!
Осознав, что крикнул слишком громко, Михаил Кузьмич обернулся и с облегчением обнаружил мирно спящего в тени Ваньку.
Рассказ №44 Фух! Пронесло!
Количество знаков : 1499
Довольно сумбурно написано. Видна попытка впихнуть в небольшой рассказ вечный конфликт “отцов и детей”. Но всё как-то с набитым ртом, невнятно, где-то в тени. Мораль: есть серьёзная проблема, но огласке её предавать нельзя, вот сиди и тихо настаивай её в себе, пока она сжигает тебя изнутри. Не понравилось.
Здорово написано, конфликт есть (внутренний у героя). Только ничего не происходит. Я все ждала, что Ванька чего-то в конце отмочит, но нет…
А чего это они уксус пьют, кстати? Это прям полезно в жару и съедобно?
В общем, не самый плохой рассказ, чем-то цепляет, хотя мало действий (то есть их вообще нет).
Было скучно. Ни о чем. Топтание на одном месте. Отцы-дети, конфликты-рассуждения. Песня ни о чем
Степан Петрович хорош, цепляет. Молчит, но цепляет.
А вот про “царя” не надо, да и про то, что не знамо “кто у нас сейчас”. Кто-то, а Кузьмич должон это знать…
Если не брать задание от партии на конкурс, то читабельно.
Кузьмич должен знать, но вот информация долго до деревни идёт. Задание партии ? Интересно какой ?
Рассказ мне понравился. Проблемная тема, на мой взгляд, заключается в том, что Кузьмич является персонажем, который считает себя самым умным, но в то же время он не далёк. Он никуда дальше соседней деревни не ходил, книг скорее всего не читал. Детей он рассматривает как рабочую силу и очень огорчается, когда они его покидают. От этого ситуация описанная автором приобретает комичный характер. Однако мне осталось не понятно, в какой период истории происходят события. Однако, из-за того что Кузьмич не знает кто у власти царь иль “кто-то другой” могу предположить что это революционная Россия
Это как? может не смотря на то, что он ребенок, его уважали как взрослого?
За царя и отечество в армию добровольно не уходили. Тогда были рекрутские наборы.
Странно, что старик не знает кто во главе государства стоит.
Он самоубийца?
Рассказ странный, сумбурный и не логичный.
Я тоже задался данным вопросом про уксус, возможно автор говорит именно про это: Обыкновенной пищей для жнецов, по крайней мере во времена Руси служили только хлеб и поджаренные колосья; питьём же — уксус (вид кислого, слабого вина), отличавшийся вероятно прохлаждающим свойством, особенно приятным в странах жаркого климата.
Спасибо за отзыв. Считаю необходимым прояснить некоторые моменты. Уважали его как ребёнка т.е. никак, просто я изобразил это в таком предложении. Что касается Мишки который ушёл в армию. Вы правда думаете, что в царское время не взяли бы в армию человека, который пришёл записаться добровольцем? Что касается незнания Кузьмича кто стоит в главе государства, то тут ответ заключается во фразе “дальше соседней деревни не ходил”. Он жил в глухой деревне! Поэтому и новости до него доходили долго, вот он и говорит так. Он слышал о том, что в стране волнения, поэтому не знал что сейчас в мире твориться, вот и выразился так.
Доброволец в царской армии, да еще из глухой деревни?! Вы это серьезно? Вы знаете что при царе-батюшке когда забривали лоб, то по этому человеку чуть ли не поминки справляли. Парень на двадцать пять лет уходил. За это время он домой иногда не мог ни одной весточки послать, так как основная масса неграмотная была. Тем более деревенские. Армии боялись как черт ладана. В деревнях вся жизнь была сконцентрирована на родительском доме. Даже в соседние села не уезжали. Выделяли хозяйства рядом. В многочисленных семьях, парни могли в примаки пойти, в батраки наняться. Но ни как не добровольцем в армию. У людей не тот менталитет был.
И на счет уксуса, как кислого вина. Не пили в деревнях вино. Хотя бы по той причине, что оно делалось из винограда. А виноград в российских деревнях не выращивали. Сбитень – да, медовуха – да, квас – да. Но не вино.
Вы уж совсем в древность залезли. Речь идёт о революционном времени, 25 лет уже никто не служил, это 18 век. И возможность пойти добровольцем была
Даже если брать конец 19 и начало 20 века. Когда рекрутскую службу заменили воинской повинностью. Это значит 10 лет службы. Из них три-четыре года в действующей армии. И то призывали не каждого, а только того кто вытянет жребий. Всех кто не вытягивал, зачисляли в подразделения ополчения.Это означало, что они не будут служить в армии, но могут быть мобилизованы в случае войны. Безграмотные служили полный срок 10 лет). Призыв происходил один раз в год, после посевной. Никто из деревень в армию добровольно не шел.
Почитайте про вольноопределяющихся
Вы описывали забытую богом деревню. А вольноопределяющимися были добровольно поступившие на службу нижние чины, не подлежащие воинскому призыву из податных сословий (купцы, мещане и другие грамотные граждане Российского государства). То есть люди, которые могли дослужиться до офицерского чина. Они через четыре года получали унтер-офицеров. Неграмотные крестьяне к ним не относились.
https://www.rp-net.ru/book/OurAutors/Drugie%20avtory/arefiev-dobrovolcy.php
Он мог пойти как охотник (доброволец)
Вот внимательно прочитайте, то что вы мне прислали. И поймёте, что к вашему герою это не относиться.
А почему не относится? В рассказе его жизнь никак не описана.
Я уже ответила выше. Что крестьянской парень не мог служить в царской армии ни вольноопредяляющим, ни охотником
Если достиг призывного возраста, то мог
Рассказ как будто незаконченный, хотелось бы какого-то разрешения конфликта. А написано хорошо, атмосферно. Да, во все времена родители недовольны детьми, это улыбнуло. Удачи автору.
Была идея взяться за тему отцов и детей, но решил, что будет как-то слишком нравоучительно что ли в таком объёме. Вижу теперь как оно могло быть на деле. Написано-то хорошо, но сам рассказ не успевает передать мысли главной, а лишь суетливые попытки затронуть как можно больше тем. Кроме того, не ясно в какие времена здесь всё происходит, чтобы соотносить слова отца с его реальностью. Как заметили другие в комментариях есть моменты, которые требуют разъяснений. Оценка будет в пределах средней.
Удачи автору!
Судя по всему, не царское время и не сталинское, колхозов нет. Видимо, двадцатые годы, НЭП. Отлично написано, перед глазами герои встают как живые. Жатва, конфликт поколений. “За главного шашкой махать”, видимо, за Троцкого. Ничего нового Ванька у Михаила Кузьмича не узнает. Скоро начнется коллективизация, Ванька вступит в комсомол и раскулачит отца и Степана Петровича. Похоже на отрывок хорошей повести в стиле “Поднятой целины”.
Спасибо за отзыв! Вы один из не многих людей, которые увидели в нём революционное время, которое действительно и подразумевалось. И правильно увидели конфликт. Успехов в творчестве вам ?
Про что рассказ не поняла. Текст хорош, но без особого сюжета.
Не совпадение времён, если у власти уже незнамо кто, то почему Кузьмич до сих пор по старинке жнёт? Автор хотел впихнуть невпихуемое, не получилось. Сорри, но оценка будет невысокой.
А где тут описание жатвы? С чего вы взяли что по старинке и что это вообще значит?
Этакий эпизод на вечную тему. Складно вышел. Хорошо оценю.
Согласна со многими комментирующими – много несостыковок. Даже название – совсем на другой стиль и жанр намекает. И не будут на деревне говорить “Я со Степаном Петровичем”) В общем, автор фантазирует на тему, будучи сильно оторванным от эпохи действия.
Здравствуйте? А в чём собственно фантазия выражается?
фантазия не в том смысле, что фантастика, а то, что из головы сюжет, не совсем прожитый) ИМХО
Уксус? у меня дед умер от уксуса, перепутал стакан с самогоном… Ох! Хороший рассказ, но про уксус, аж дурно стало. Воспоминания. Автор спасибо.
Здравствуйте, сожалею о случившемся. В рассказе подразумевался уксус как кислый напиток, а не привычный нам столовый.
мне увиделась картина “Охотники на привале”. Но наигранные диалоги какие-то. Хотя атмосфера присутствует.
Михаил Кузьмич нашел на ком отыграться! Герой! А вообще, в деревне раньше ж много было детей, но все они съезжались и помогали по хозяйству. Вопрос, а зачем он уксус пил? Решил жизнь себе укоротить?
Добрый день. Вы и многие другие комментаторы смотрите на уксус с привычной точки зрения, однако рецептов уксуса очень много. И в старину его иногда пили как освежающий напиток.
Да в старину что только не ели и не пили. Человечество же методом проб и ошибок развивалось. Да и пили то уксус, скорее разбавленный водой, а в чистом виде это прямая угроза здоровью. Да и скорее и болели, только не понимали, что к этому привело.
Больше понравилось, чем нет. Есть стилистика, она выдержана до конца рассказа. ГГ не картонный, его характер хорошо передан через манеру речи и мотивацию.
Конфликт простой на первый взгляд, но если о нём размышлять, то становится грустно. Мужик всю жизнь землёй кормился, кроме честного труда ничего не знал, большую семью выкормил (шутка ли?). Вряд ли у него было время и силы для высоких материй. Но времена изменились, и вот теперь он для собственных детей простой деревенщина, а пшеничные поля для них – неинтересный пережиток прошлого. И детей осуждать не за что, и мужика жалко. Се ля ви.
п.с.: название какое-то несерьёзное. Я бы не относилась к нему легкомысленно, т.к. названием можно ёмко подчеркнуть главную мысль рассказа, это поможет читателям настроиться на нужную волну
Ага название “Стакан воды”
?
Неа. Лучше “Стакан уксуса”
Уксус?! Серьезно? Вероятно, я чего-то не знаю. Квас, это да, знакомо. Брага тоже вариант.
Тема живая, герои харизматичные. Жатва держится на стариках. Хорошая зарисовка.
Уксус пили, но не такой о котором вы думаете.
“А кто мне стакан воды принесет!!!”
Короче, норм. Мне понравилось. Разве что зачем в бешенстве? Скорее, с горечью. Имхо, еще стоило это перенести на момент индустриализации, чтобы противопоставить поле и завод. Во многих произведениях работает, и тут бы сыграло хорошо. “В город подалися, на мануфактуры – не нужна им земля более”…
Спасибо за совет)
Ванька, казавшийся главным героем, где-то с середины рассказа вдруг переходит в разряд второстепенных (ни одной реплики ему не досталось, между прочим), тогда как на первый план выходит внезапный диалог – начинавшийся как обращение к Ваньке – взрослых. Попытка, как подметили раньше, показать конфликт отцов и детей, но второй-то стороны в этом “конфликте” нет. Отец героя просто экспрессивно высказывается, тогда как Ванька внезапно оказывается просто спящим. В общем, ощущение какой-то обрывочности и недосказанности вкупе с неприятной резкостью слов отца героя.
На мой вкус, стилизация не удалась – не верю. Видно, что писал человек, крайне далекий и от села, и от своих персонажей. Позабавил канцеляризм “жатвой заниматься”. Пейзане просто жнут. А занимаются, например… Но это уже совсем другой жанр. Спасибо, автор.
Какое-то неоднозначное впечатление от этого рассказа. Перечитала несколько раз и поняла только то, что ничего не поняла. Причем тут жатва? Дети? И почему Михаил пьет уксус? Отсылка на крестную казнь Христа? Или я ищу то, чего нет?
Не могу поставить хорошей оценки. Слишком трудно было читать.
Опять какой-то лубок, причём настолько штампованный, что скулы сводит. Особенно на том моменте, где Кузьмич (куда же без Кузьмича в русской деревне? никуда!) отхлёбывает уксуса. А после этого ещё что-то говорит… Не пытайтесь повторить это в домашних условиях!
Этот Кузьмич, кстати, выдающийся мыслитель! Не выезжая из деревни, всё видел и всё знает (кроме того, чья сейчас власть). Ну, запамятовал. Этот штамп насчёт “много повидал” в данном контексте звучит просто комически.
Ещё Полудница эта опять… Ребят, Полудница – это персонаж неформальского неоязыческого лора 90-х. Перестаньте вставлять её в каждый рассказ про русскую деревню!
Ну, и мой уже раз двадцать повторенный риторический вопрос: КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВСЁ ЭТО ИМЕЕТ К ТЕМЕ КОНКУРСА?
А почему неологизм? Судя по интернетам, это как раз очень древний образ, позже трансформировавшийся частично в русалку.
Ключевые слова – “судя по интернетам”. Девяностые – это тоже седая древность)
Полудница, наряду с другими мифическими персонажами, была упомянута в польской поэме «Peregrynacja dziadowska», появившейся под псевдонимом Януарий Совизралий в 1612 году: «Иногда я бываю птицей, зверем, кошкой или совой, ночью — огромной женщиной, которую называют смертью, когда меня видят в полдень — я приполудница, а под вечер — ведьма или лятавица».
те уже есть упоминания в 17 веке как минимум. Короче, нормально тут все с полуденицами.
Ну, и что, что есть? Одно дело вымышленные персонажи европейского романтизма, а другое – русская православная деревня.
Ой всё:)
можно еще справку про последствия распития уксуса? ?
а там было где-то про то, что уксус упомянут, да не тот. это как слово “гость” которое сейчас “пришелец” а раньше – купец.
Как вы говорите, штамп “много повидал” звучит комически в данном тексте. Так он для этого и используется. Чем вам так Полудница не угодила? Тем что она, якобы из неформальского неоязыческого лора 90-х? Ну так докажите это. Лично я не нашёл этому подтверждения.
Сам же рассказ и задумывался как комический. Дескать мужик, который никуда дальше соседней деревни не уезжал и рожающий детей, чтобы работали в поле злиться, что эти самые дети уезжают от него.
Обычная сельская зарисовка. Читается гладко, глаз ни за что не цепляется. Испытытал ностальжи по деревенскому детству.
А уксус вообще пьют?
Сумбурно всё как-то. Кое-какие запятые отсутствуют (например, перед “бать”).
В целом – скорее не понравилось. Как-то проблема взаимоотношения отцов и детей в данном изложении вообще не тронула.
Хотя тема вечная и может быть ещё много-много раз под разными углами подана.
С уксусом в этом шорте у меня два предположения: или отсылка к эпизоду из “Кин-дза-дза”, где эцилоп пьёт уксус как воду, или к библейским, вернее даже евангельским мотивам, где губка смоченная уксусом с водой на самом то деле означала поску, традиционный напиток римских легионеров. Собственно, может быть и третий вариант – местечковое название какого-то напитка.
Простите. Не зашло совсем. Не потому что вторично, а потому что герои не приглянулись и неверие ощущалось.
Ну, напившись уксуса, не так заорешь, наверное. Автор тут всё что мог наворотить, наворотил.
Удачи вам автор.
Жатва в значении “дойки” собственных детей. Очевидно, это тоже одна из проблем общества: слишком многие рожают для того, чтобы получить бесплатную рабочую силу. Однако и от тех, кто тебя вырастил, тоже не убежишь — родители стареют, им требуется помощь. Вижу здесь только один выход — добровольная помощь, основанная на любви, а не рабское подчинение. Но многим родителям стоит ещё разделить эти понятия.
В целом не плохо. Но мне не очень понравилось. Есть какие-то недочёты.
Добрый день, можете уточнить какие? Спрашиваю чтобы не повторять в других работах
Здравствуйте, уважаемый Автор!
Если с начала рассказа я просто думала, ну очередная деревенская зарисовка, то после вот этого
задалась вопросом: он их сам всех родил? Это, наверное, после уксуса, все в голове перемешалось, он и отец, и мать…гермафродит самооплодотворившийся какой-то…
Больше даже комментировать ничего не хочу.
Удачи и успехов в творчестве!
Да уж, далеко пойдёте… Вы не разу не слышали как отцы подобным образом выражаются? Например, отец не тот кто родил, а тот кто воспитал и т.д. Умного из себя не стройте, а больше наблюдайте ?
Уважаемый Автор, я в своем комментарии в первую очередь поприветствовала Вас, Вы же в ответ пишете так, как будто мы с Вами уже 50 раз сегодня общались.
Не знаю, к сожалению или к счастью (скорее второй пункт), в моем окружении нет людей, которые выражаются настолько безграмотно.
И, если уж на то пошло, то есть выражение “Я тебя породил”, но никак не рожал.
P.S. Отныне и впредь – записала Вас в список “трамвайных хамов”, которые сразу переходят на личность, хотя мы обсуждали только рассказ.
Добрый день. Ок, вы думаете, что это безграмотно. Но это слова простого крестьянина, который вряд ли был Вашего уровня образования, поэтому он может себе позволить так выражаться. И ещё раз говорю, поменьше высокомерия и больше наблюдения ??
Поддержу автора! Расхожее выражение – встречается и в жизни, и в литературе))) видимо просто мимо вас прошло)))
Сразу просьба, которая многих касается. Ну следите за запятыми! Здесь в каждом предложении или стоят, где не должны, или отсутствуют, где должны быть. Уважать ребёнка вроде как пока не за что. Любить, другое дело. Подобных нестыковок слишком много для короткого текста.
Добрый день. С запятыми согласен.
Вот именно, поэтому его и не уважали, хотя он уже работал как взрослый! В этом то и был смысл предложения, что для отца он ещё малое дитя, которое должно его во всём слушаться
Написано сумбурно. Читать сложно и местами скучно, из-за чего заставляешь себя разбираться о чём собственно был текст.
В общем, в моей душе отклика автор не нашёл, но уверен будут другие читатели, которым сей рассказ понравится
Редкостная фигня. Правда, красиво упакованная. Автор, в каком историческом промежутке это всё происходит?
Вот это сыну? Кусок чего? Вариантов много. А уксус… Из кувшина? А какой? Видимо вы не в курсе, что некоторые из экзальтированных барышень им травились… от неразделенной любви.
В деревне квас пьют из… удачи и вдохновения.
Полудница лёгкий противник…ай ладно, не буду повторяться.
Рассказ не совсем оригинальный для этого конкурса. Так как я уже довольно много видел пшеничных полей. Но атмосфера у рассказа мне понравилась, я будто окунулся в депресивный роман про русское крестьянство. Но только поверхностно, так как тут недостаточно депресивности. Тут даже никто не умер, ни у кого хата не сгорела, никакой эпидемии или голода. Одним словом: скучно.
Спасибо!
Хороший рассказ, в центре стоит конфликт отцов и детей. Произведение легко читать, сразу рисуется картинка деревенской жизни. Последнее предложение милое, уютное. Почувствовал теплоту, прочитав его
Доброго времени суток, почтенный Автор!
Спасибо за рассказ. Жатва, конечно, присутствует, и Полудница из рассказа выше приплыла…но, вот смутило меня сильно, что герой сам детей рожал…не встречала такого в природе, может это у них деревня какая заколдованная, про женщин ни одного слова сказано не было, все мужики, пацаны, да его братья))
Удачи в конкурсе и благосклонной музы!
Здравствуйте, это просто такое выражение. Ни разу не слышали?
Приветствую!
Эх, нет чтобы за детей порадоваться, что у них в жизни всё хорошо и они занимаются любимым делом, надо побухтеть и осудить… Хотя понятны конечно чувства героя – простой человек, для которого земля-кормилица это всё! Но фраза “Для чего я их рожал?!” – ноу коментс ? Конечно только для того, чтобы поле вспахивать, а не для ерунды всякой ?
Спасибо за работу ❤
С любовью,
Lady Pollyka
Спасибо за прекрасный отзыв ?
Мне показалось, что время в рассказе, незадолго до Первой Мировой. Уже есть развивающиеся города но нет с/х техники. Сын в армии но не на фронте. Непонятная обстановка на политической верхушке, о чём говорит Кузьмич не зная толком кто там.
Сам рассказ написан неплохо, но сюжет скучноват.
Надо пойти выпить уксуса!
При словах про Полудницу подумал, что будут ужасы частично. После решил, что просто быт семейного, но при этом грустного человека. Закончилось же всё внезапной проблемой разницы поколений и отсылками к реальности, возможно. Много всего слишком.
При прочтении не могла понять, куда же делся главный герой, из-за того, что смешались в какой-то момент слова автора и персонажа. И именно из-за этого ощущается рассказ немного странно, “в режиме ожидания”, я бы сказала. Теме рассуждения не хватает вывода, как по мне, но в целом работа хорошая. Спасибо автору
В принципе, условие соблюдено, хотя и условно. Крестьянин завел детей, чтобы они работали на поле и кормили его в старости. Дети заботы не оценили и разбежались из деревни кто-куда. Их можно понять)
Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ.В целом гармоничный рассказ.
Удачи автору в конкурсе!
Фраза ” или кто там у нас” совсем сбила с толку. Это в какое время действие происходит? Как ни старался, ни к какому периоду привязать не смог.
Тема поднимается архиважная. Умирающая деревня, разрывающиеся семейные связи, оставшиеся без поддержки престарелые родители. Хотя заводить детей, чтобы было кому тебя кормить в старости, очень зыбкая причина.
Здравствуйте. А как же революционное время?
Сдается мне, ни в какое время на отпрысков надежды нет. То они от умирают, то их убивают, то они в дальние дали уезжают. Совершенно ненадежный проект эти дети.
История человечества (как вида) с интересом смотрит на такое мнение.
Эдакий поток деревенской жизни. Мне понравилось. Уже на этом конке такого начитался… А тут хоть относительно прилично написано.
Спасибо большое за отзыв. Очень вас понимаю ?
Неплохо написано, да и тема соблюдена. Конец немного позабавил, по-видимому, боялся, что и Ваня после таких слов уедет в город. Желаю удачи автору в конкурсе.
Спасибо большое ?