Две задачи: описать процесс и ответить на странный комментарий.
С первым всё просто – есть конкурсный формат, задана тема… А эпиграф?! Эпиграф изумителен по философской ёмкости смысла. Даже одно русское слово есть – “истина”, остальные два – “миф” и “иероглиф” из греческого. Тема беднее, “провинциальный бестиарий” – оба латинские. Кто мог подумать, что следуя путём С. Булгакова получишь претензии именно за использование мифических образов, античных названий и стиля лучшего в ХХ веке из интерпретаторов древнеэллинской культуры?
Начну со стиля.
Ничего оригинального, каюсь. Просто взял за образец “Сказания о титанах” Я. Голосовкера. Никакой “Илиады”! Тем более, что по содержанию ближе “Аргонавтика” Аполлония Родосского, либо – по вторичности и механическому следованию за стилем образца – “Энеида” Вергилия. В самом крайнем случае – “Одиссея”, как рассказ о странствиях и невзгодах. В общем, расстраивает то, что Читатель не знаком с прототипом, а не то, что “не зашло и нудно”. Очень рекомендую читать Голосовкера всем, кто не чужд любви к эпосу, может почувствовать звучание поэтических строк и хоть немного интересуется античной культурой (особливо Древней Греции).
Немного о форме.
Собственно, любое “сказание” в книге Голосовкера выглядит похоже, но гораздо компактнее. Само собой, они же взаимно пересекаются! Мне пришлось приспосабливаться к объёму, сохраняя стиль. Таким образом, термин “рапсодия” – в изначальном смысле слова – достаточно хорошо отражает полученный результат. Кстати, некоторые отметили “образ сказителя”. Значит, у них произошёл резонанс с текстом! Вот это очень приятно.
По мат. части.
Собственно, уже больше двадцати лет имелись заготовки. И в стихах для взрослых, и в незаконченном комиксе для подростков – о путешествии царицы амазонок Антиопы; правда, в направлении, противоположном описанному в рассказе. Само собой, географию с историей упомянутых объектов знал заранее, на этом не задерживался. Действительно, Меотида – Азовское море, Понт – Чёрное, Таврия – Крым, Рипейские горы – Урал, Ра – Волга, Танаис – Дон (и поселение в его устье). Город Кремны ищут в районе Таганрога, Пантикапей – Керчь. Синды жили в Тамани, Термодонт амазонок – р. Терме рядом с турецким Самсуном. Народы – в основном из Геродота. У него же о взаимоотношениях аримаспов, исседонов…и грифонов! Имена Тиргатао и Сагилл – исторические, можно посмотреть в справочниках, сие интересно. Что до центрального персонажа, то его поясню в ответе на пост, что написал Макс Крок:
“Прокомментирую этот рассказ вне очереди.
Мне всегда жалко и горько, когда талантливый текстотво’рец, умея складно и красиво сочинять, не умеет придумать историю. И, казалось, бы всё тут на месте и стиль и слог и знание мифов и истории, но что на выходе?
ни-че-го…
как я уже писал во флудилке, всю историю можно сравнить с анекдотом: ёжик шёл-шёл, забыл как дышать и умер.
в древних мифах и авторских эпосах была архетипическая глубина, прочный фундамент психологической достоверности, как в русских (и не русских) народных сказках… база колективного бессознательного, на которой выстраивались сказания о героях и бестиях…
если бы автор сделал этого грифона прообразом, например, новой эпохи или умирающего государства или провел параллели с современностью (тут это табу, сразу налетят хейтеры и загнобят за связь с современной политикой или каким-нибудь бэ-лэ-эм или еще какой-то неведомой хренью), то тогда, да, было бы в высшей степени достойно…
простите за дурацкий и возможно бестактный совет, но таким умелым авторам-текстовикам всегда лучше работать с соавтором, который не парится про всю матчасть, а просто выдает на автомате ИСТОРИИ… настоящие ИСТОРИИ, а не вот этот вот отчет о жизни одного грифона…
прастите…” (с)
Отвечаю
😱
Тю! Иванов “Явление Христа народу” и Васнецов “Богатырей” вон сколько писали… И там шедевры, а тут лёгкий променад. Закрома – они и есть закрома, а не перманентные усилия.
А вы пишете что-то основательное сейчас?
Основательное не пишу в принципе. Мне нельзя концентрироваться на чём-то больше недели – всё прочее брошу, пока не доделаю. Сейчас придумал слепить нечто вроде романа из самостоятельных новелл, типа Конан-Дойлевских о Холмсе, Жираре или Шарки. Пока четыре куска готовы и пятый начат; думаю довести до девяти с перспективой когда-нибудь продолжить.
Потом глядь, ба-ба-ба, а главный-то герой – мисс Марпл!
Страшная бабулька: где не появится – рядом трупы.
И всё время так изящно отмазывается! Особенно жалко мне было свиноподобную невинную Мэргатройс.
Не в курсе дела – слабо знаком с творчеством Кристи.
Столько не живут!
Мелковаты грифоны на карикатуре. А осёл представительный, как ему и должно. Мел Гибсон в “страстях Христовых” сколь важную участь ему уготовал: подношение верёвки для Иуды!
Так здесь грифоны как щитодержатели герба, а Осёл – да, главный герой. Всё внимание ему… а потом журнал через это закрыли!