Открытость концовки дает нам возможность приложить ладонь к подбородку и задумчиво произнести "Нда", а при закрытой - отрубается всяческая работа мысли, готовая еда из магазина.
Уже несколько дней озадачена вопросами открытой композиции рассказа, читаю, конспектирую и рву черновики. Неожиданно, вразрез моим исканиям, мой рассказ с закрытой концовкой (моралью), на одном из ресурсов N... сорвал аплодисменты. Читателю хочется готового ответа? Хотелось бы, в идеале, услышать мнения наших критиков, как людей понимающих толк в стилистике.
Madam сказал(а)
Читателю хочется готового ответа?
На мой взгляд, нельзя подходить к читателю с одним и тем же "Ключом на тринадцать". У разных читателей - разная радость от концовок. Вспомним рассказы О.Генри: у него вся соль рассказа была в закрытом финале, в последней фразе.
Равно, как и не стоит мерить одним аршином все жанры. Например, детектив: хорош ли будет в нём открытый финал? Читатель мусолил-мусолил вашу историю, чтобы узнать, наконец, кто убийца-садовник, а вы ему - открытый финал?
Ящитаю, что всегда нужно подходить к этому вопросу избирательно.
Об жанровом аршине и спорить не стану. Беру один жанр, общую линию построения произведения, скажем попросту, одни исходники. Но выстреливает из всех то единственное, что имело закрытый конец. Вот, что поражает, мучает меня. Уже и домочадцы, хватаясь за голову, разбежались по комнатам, знаете ли... Не верится, что это случай или игра математического алгоритма по раскрутке. P.S О.Генри - величайший Учитель и Мастер рассказа.
Мадам, дайте пример, что для Вас "закрытый финал", и что "открытый финал", чтобы не было споров там, где мы согласны...
Должна сказать, что я большая нелюбительница открытых финалов, поскольку у меня всегда такое ощущение, что автор оставляет финал открытым, когда ему самому неизвестно, что произошло дальше, а придумывать надоело, и он говорит себе, типа, а чего голову ломать, завязка вон есть, пусть читатель сам поломает голову над развязкой.
Когда я хочу сочинить что-нибудь, я сажусь и сочиняю, когда я сажусь почитать, я желаю познакомиться с чем-то, что сочинил кто-то другой. Если этот кто-то другой придумал классное приключение, но не придумал, чем оно закончилось, то для меня это пустая трата времени. К примеру, я в прошлом году прочитала цикл "Моя гениальная подруга" Элены Ферранте, и до того меня взбесила концовка - убила бы автора.
Madam сказал(а)
Беру один жанр, общую линию построения произведения, скажем попросту, одни исходники. Но выстреливает из всех то единственное, что имело закрытый конец. Вот, что поражает, мучает меня.
Не понимаю, что Вас так поражает? Что рассказ, где есть начало, середина и конец людям нравится больше, чем тот, где только начало и середина?
“If I want a long boring story with no point to it, I have my life.”
Jerry Seinfeld
Наташа Кашер сказал(а)
Мадам, дайте пример, что для Вас "закрытый финал", и что "открытый финал", чтобы не было споров там, где мы согласны...
Закрытый:
"Гарольд Марч взялся за весла и снова начал грести.
- Да, помню, - ответил он. - И еще речь шла о том, что крупная рыба может оборвать леску и уйти".(Г.К.Честертон "Причуда рыболова")
Открытый:
"Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал...Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам...Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом"...(А.П.Чехов "Ванька")
Произведение, не имеющее рамки, предполагает беседу, рассуждение. Что дальше? А как бы поступил сам читатель? Каким образом сложилась дальнейшая судьба героя или ситуации. В случае же, когда все предельно понятно, по мне (я ни в коем случае не навязываю мнения, лишь выражаю свое), это готовая статичная фотография. Посмотрел, перелистнул. Поехали дальше. Чему научило? Что дало?
Madam,
Madam сказал(а)
Открытость концовки дает нам возможность приложить ладонь к подбородку и задумчиво произнести "Нда",
Именно так и есть, но читатель чувствует себя обманутым. В век иконописи денег, это играет большое значение в формировании мышления. Читатель хочет получить всего и побольше. Особенно когда заплатил за книгу)
Madam сказал(а)
Произведение, не имеющее рамки, предполагает беседу, рассуждение.
Это работает не всегда. Иногда мне, читателю, хочется просто поразвлекаться и получить удовольствие от хорошо сколоченной истории.
А Вы, настаивая только на открытом финале, пытаетесь из читателя сделать писателя, чтобы он мысленно дописал Вашу историю сам.
А я не хочу ни за кем ничего дописывать: я хочу узнать, чем всё закончилось: не обманывайте меня в моих ожиданиях.
Вес-На Ларина сказал(а)
Именно так и есть, но читатель чувствует себя обманутым. В век иконописи денег, это играет большое значение в формировании мышления. Читатель хочет получить всего и побольше. Особенно когда заплатил за книгу)
Как я благодарна вам за ваше мнение! Схожие мысли сегодня посещали меня. Нужно понять, проанализировать, дать современному читателю то, что он хочет. Но, видите ли, забывать о дидактической стороне литературы (как раз в век денег) считаю неприемлемым. И так из каждого угла говорят о массовой деградации...
Это работает не всегда. Иногда мне, читателю, хочется просто поразвлекаться и получить удовольствие от хорошо сколоченной истории.
А Вы, настаивая только на открытом финале, пытаетесь из читателя сделать писателя, чтобы он мысленно дописал Вашу историю сам.А я не хочу ни за кем ничего дописывать: я хочу узнать, чем всё закончилось: не обманывайте меня в моих ожиданиях.
Здесь тоже понимаю. Благодарю за мнение. Это так важно сейчас. В сложных сегодняшних условиях, быть может, стоит больше развлекать. Но не перейдем ли мы черту, когда человек и вовсе разучится думать...
Madam сказал(а)
Нужно понять, проанализировать, дать современному читателю то, что он хочет.
знаете, я для себя давно решила, что это здесь есть читатели, почитатели, критики, а когда я встану голенькая на суде, у меня будет рядом только то, что я натворила.
Творческому человеку должны быть присущи сомнения, но обратите внимание, что чурбаны (и здесь я не устаю приводить в пример "Бруски" Панферова) без сомнений гнувшие свою линию, рано или поздно получают результат. Грубо говоря: бей лапками, автор, и получишь масло в крынке, а может и выпрыгнешь на пьедестал.
знаете, я для себя давно решила, что это здесь есть читатели, почитатели, критики, а когда я встану голенькая на суде, у меня будет рядом только то, что я натворила.
Творческому человеку должны быть присущи сомнения, но обратите внимание, что чурбаны (и здесь я не устаю приводить в пример "Бруски" Панферова) без сомнений гнувшие свою линию, рано или поздно получают результат. Грубо говоря: бей лапками, автор, и получишь масло в крынке, а может и выпрыгнешь на пьедестал.
?
Сейчас я полностью разберу рассказ по кубикам и, дай мне бог сил, найду ответ. Он должен быть
Madam сказал(а)
Но не перейдем ли мы черту, когда человек и вовсе разучится думать...
А Вы не рядитесь в вериги Мессии. История нас учит, что это плохо заканчивается.
Вы пишете художественную литературу - Ведь мы же об этом? - а не дидактический материал. Нужно научиться заставлять читателя думать, развлекая его. Не рубите в лоб, будьте искуснее.
Разве роман "Противостояние" Стивена Кинга не учит нас быть ответственными за собственные поступки в масштабах всего мира? Но этот роман - развлекательное чтиво и с закрытым финалом, однако же, дающим пищу для размышлений.
Вот и вся волшебная формула ?
А Вы не рядитесь в вериги Мессии. История нас учит, что это плохо заканчивается.
Вы пишете художественную литературу - Ведь мы же об этом? - а не дидактический материал. Нужно научиться заставлять читателя думать, развлекая его. Не рубите в лоб, будьте искуснее.
Разве роман "Противостояние" Стивена Кинга не учит нас быть ответственными за собственные поступки в масштабах всего мира? Но этот роман - развлекательное чтиво и с закрытым финалом, однако же, дающим пищу для размышлений.Вот и вся волшебная формула
Хм, возможно, просто стоит пойти прогуляться и отвлечься. Вы правы.
Dude сказал(а)
Большинство из нас выпрыгнет на пьедестал. Имя ему - надгробие.
Декаданс в натуре))) ща найду. воть)))
Прежде чем в ангелов желуди кидать,
Я постарался найти чокнутое время.
Сорвал с кисельной густой земли печать
И отправился внутрь по кладбищенской схеме.
Объедая мох с бестолковых камней,
Белка меня остановила. Утерев рот,
Сказала, прыгнув на золотой ложке: не смей
Вынимать желуди из киселя, обормот!
За третьей могилой пустое место -
Чокнутое время кидает в него людей,
Загибая вверх деревянный крестик.
Иди в город, готовь еду и желуди сей.
Буква за буквой варю свою кашу,
Получается невкусно, но густо. Зато,
Страницами с могил ангелы машут,
Приговаривая: – Вликий поэт готов.
Декоданс в натуре))) ща найду. воть)))
Прежде чем в ангелов желуди кидать,
Я постарался найти чокнутое время.
Сорвал с кисельной густой земли печать
И отправился внутрь по кладбищенской схеме.
Объедая мох с бестолковых камней,
Белка меня остановила. Утерев рот,
Сказала, прыгнув на золотой ложке: не смей
Вынимать желуди из киселя, обормот!
За третьей могилой пустое место -
Чокнутое время кидает в него людей,
Загибая вверх деревянный крестик.
Иди в город, готовь еду и желуди сей.
Буква за буквой варю свою кашу,
Получается невкусно, но густо. Зато,
Страницами с могил ангелы машут,
Приговаривая: – Вликий поэт готов.
Это страшно
?