Памяти ушедших
В конце 2022 года нашу землю покинул Эдуард Артемьев. Уходят,
уходят лучшие, скудеет наша музыкальная культура.
Музыка Э.Артемьева это космос, куда он ушел совсем недавно, оставив
нам свой гениальный музыкальный мир.
Давно слышала про его «Реквием», а теперь вот захотелось послушать.
Нашла в интернете видеозапись мировой премьеры этого произведения.
Артемьев назвал мессу – «Девять шагов к Преображению». Музыка меня
ошеломила…
Я не большой знаток классической музыки, но «Реквием» Моцарта и
«Реквием» Верди мне удалось слушать в концертных залах. Люблю иногда
«вживую» послушать классическую музыку. Но там потрясения не было.
Хотя, нам сирым и убогим, в нашем захолустье, перед началом концерта
музыковед достаточно подробно откомментировала содержание – хоровая
часть мессы исполняется на латинском языке.
Но в «Девяти шагах к Преображению» я окунулась как в омут с
головой. Нацепила хорошие наушники (накануне брат подарил), и поплыла,
и полетела по этому космосу. Помимо симфонического оркестра и
клавишных синтезаторов в гигантский состав исполнителей введены три
хора (в т.ч. детский), два солирующих вокалиста в стиле академического и
рок-вокала (дуэт которых в чем-то напоминает знаменитый ансамбль Фредди
Меркьюри и Монсеррат Кабалье), орган, фортепиано, челеста, группа
электрогитар. Многоголосье хоров, то погружало меня в современность –
война, война вселенских Добра и Зла…плачь матерей… детей… мурашки
по телу…
…То вспомнились родители… казалось, поют про их небесную жизнь…
Покой вечный даруй им, Господи…
…Колокольные звоны… Лицо Олега проплывало по волнам музыки…
Слезы лились, лились…
Грандиозная фреска! Срез человеческих эмоций в нашем современном
вздыбленном мире…, это взгляд композитора на сегодняшнее житие
человека.
Ошеломлена… половину дня не хотелось говорить.
Абсолютный шедевр великого композитора! Самое достойное
произведение ХХI века. Это выше Моцарта, выше Верди и… даже
Стравинского. Позволю себе так сказать.
В Экклезиасте сказано, что уста говорят от избытка сердца. А иногда
бывает так, что от избытка сердца лучше молчать. Собственно, это то, что я
испытываю сейчас. День памяти… Не хочу мельчить горе словом, потому
что год назад ушел мой очень близкий друг.
Накануне этой даты, читая книгу, наткнулась строку: «Нет в мире
одного – и мир весь опустел». Эта строка из стихотворения Ламартина
«Одиночество». Наверно, большая поэзия потому и большая, что одна строка
способна погрузить в целый мир прожитой жизни, окунуть в поток,
захлестывающих тебя, воспоминаний. Одна строка, но она отразила именно
то, что я сейчас чувствую.
Классический реквием должен заканчиваться плачем, а у Артемьева
звучит жизнеутверждающе. Э.Артемьев утверждал, что Бог даровал людям
земную жизнь не для смерти.
Уверена, что сегодня чудесный хор Небесных ангелов, звучит также
необычайно красиво, унося в вечность, душу моего лучшего друга ОЛЕГА.
Нина Стрельникова
24 января 2023 г.
Волгорад
PS
Возвращаясь к «Девяти шагам…» Премьера состоялась 13 октября 2018
года. Как-то тихо. Незаметно. Не было ещё пандемии… Ещё был жив
Артемьев…
Что мешало нашей телевизионной элите «протрубить» на всех каналах
об этой премьере и включить в программы «Девять шагов к Преображению»,
предварив концерт подробными комментариями?
За четыре с лишним года ни разу не упомянули это великое музыкальное
творение нашей современности.
А вот отзыв искусствоведа:
«Сочинение поражает как глубиной содержания и смелостью замысла,
так и яркостью музыкального языка, представляющего особый
«артемьевский» многослойный полистилевой сплав классического и
современного в искусстве, электронной, кино- и рок-музыки. Оно написано
на латинские и греческие тексты и, являясь, по сути, вольной
интерпретацией Реквиема (заупокойной католической мессы), выражает
свой художественный концепт, складывающейся метафизической картины
мира и его судеб».
сидит уборщица, закрыв глаза и затаив дыхание слушает в три часа ночи мировую премьеру. Спасибо, что не даешь прозябать в бытовухе. :Жаль нет наушников, но я и так под впечатлением…
Наши уходят. И не обязательно из жизни.
Как-то просто и незаметно исчезают целые типажи.
Люди с чертами совести на лице.
Те, кто понимает значение слова «пошлость».
Кто встаёт, когда в комнату входит дама.
Кто скажет вторую строчку стиха, когда ты скажешь первую.
Кто в споре даёт говорить другому.
С кем можно заболтаться о книгах и пропустить свою остановку.
Кто никак не может перейти с тобой на «ты» и постоянно сбивается на «вы», а не наоборот.
Кто может познакомить тебя с теми, с кем ты всегда мечтал познакомиться.
Кто знал тех, с кем тебе познакомиться уже не суждено.
Кто не умеет говорить о деньгах.
Кого хочется обнять через слово.
Кто красив в старости нажитой внутренней красотой.
Наши уходят, остаются ихние.
Олег Батлук