Утро в ретрит-центре «Дхарма» начиналось с гонга.
– Какое оригинальное название, – с иронией в голосе сказал Родион своему товарищу Дену, который и посоветовал ему посетить этот центр.
– Все гениальное просто, – парировал Ден, – и вообще, оригинальность там не в названии, а в методике.
Родион, эзотерик со стажем, испробовал множество духовных практик, йогических направлений, посещал монастыри и ашрамы. Он считал себя «прошаренным» в этой теме. И имел здоровый скептицизм к некоторым названным гуру. Особенно к молодым и неопытным. «Вчера только в полный лотос сели, а сегодня уже, смотрите-ка, обучают да наставляют на путь истинный», – говорил про таких Родик. И вот Ден рассказал ему про Чжигана, что открыл свой ретрит-центр в предгорьях Алтая. Родион с недоверием отнёсся к этому учителю, который обещал всем прошедшим его трехнедельный курс показать дыру в Колесе Сансары. Родион заподозрил, что речь идет о проходимце. Но Ден умел заинтриговать.
– В практиках там ничего удивительного. Подъем в пять утра, лекции, медитации – все как на обычном ретрите. Там фишка в другом. В пирамиде.
– Какой еще пирамиде? – спросил Родик.
– В общем, жил в тех местах один отшельник. И жил он прямо как йог в Древней Индии. Спал в пещере на голых камнях, питался ягодами да кореньями, много медитировал. И вот он шел однажды по поляне, травки какие-то лечебные собирал, да вдруг как его озарило! Отшельник громко рассмеялся, травы на землю кинул и тут же покинул физическое тело. Да так лихо его душа устремилась ввысь, что за мгновение вылетела из Сансары. В том месте образовалась щель. И вот на этой самой поляне Чжиган из досок и тряпок сколотил небольшую пирамиду. И даже неопытные практики, садясь медитировать в эту пирамиду, могут увидеть дыру в Сансаре.
– Хм… – Родиону стало интересно, – а ты сам-то ее увидел?
Ден, недавно вернувшийся с трехнедельного ретрита Чжигана, неуверенно замялся.
– Да понимаешь… Не рискнул я в этот раз.
– Что не рискнул? – не понял Родик.
– В пирамиду идти. Там люди – кто сознание теряет, кто в истерике потом бьется. Я посмотрел на это все и подумал, что не готов еще… Какое-то внутреннее чутье мне подсказало: Ден, не в этот раз. Но я еще туда поеду. И обязательно пойду в пирамиду.
Раздался гонг. Сонные участники ретрита выползли на поляну и уселись в лотос. Это был последний день, и сегодня им предстоит то, ради чего все и съехались на Алтай – войти в пирамиду и увидеть щель.
Самим ретритом Родион остался доволен. Состав подобрался веселый и дружный. Этот заезд Чжиган объявил мужским. Поэтому, не отвлекаясь на прелести женского пола, парни трудились по лагерю, медитировали, делились духовным опытом. Сам Чжиган общался вполне по-свойски, хоть и держал некоторую дистанцию. Впрочем, ему так и положено: гуру все-таки. Кто-то подшучивал над Чжиганом, напевая известную песенку Михаила Круга: «Чжиган-лимон, парнишка симпатичный, Чжиган-лимон, с тобой хочу гулять…» Делали это, естественно, за глаза. Сам Чжиган, мужчина лет сорока пяти, родом из России, многие годы прожил послушником в китайских монастырях. Там он и взял себе китайское имя – Чжиган, что переводится как «твердое стремление». Он был приверженцем школы Линьцзи. Того самого, который сравнивал Будду с дырой в отхожем месте, а Бодхидхарму называл старым бородатым невежей. Про отшельника и щель в Сансаре Чжиган узнал, как водится, в медитации. Было видение. Он бы так и провел остаток своих дней в Китае, но видение заставило вернуться его на Родину и основать ретрит-центр «Дхарма». На том самом месте, где отшельник покинул земной мир.
В своих лекциях Чжиган преподавал учение, преимущественно, все того же Линьцзи. Главной его мудростью он считал изречение: «Если вы хотите обрести взгляд, соответствующий Дхарме, то не поддавайтесь заблуждениям других. С чем бы вы ни столкнулись внутри или снаружи — убивайте это. Встретите Будду — убивайте Будду, встретите архата – убивайте архата… Только тогда вы обретете освобождение от уз». Чжиган не забывал напоминать, что эта мудрость очень пригодится в пирамиде:
– Когда человек умирает, все переворачивается вверх дном. Все, что мы ценим в жизни, будет тянуть нас обратно в Сансару, чтобы душа перерождалась вновь и вновь, страдая сотни миллионов жизней. А выход из Сансары будет видеться нам как холодная звенящая дыра, от которой душа побежит в панике, стремясь вернуться в привычный ей иллюзорный мир. Именно поэтому мы и не должны иметь привязанностей. Чтобы, оказавшись один на один с Вечностью, принять ее и слиться воедино.
Родиону нравилось в ретритах то, что люди разного возраста и разных социальных слоев на время сплачивались вокруг единой цели – поиска истины. Здесь не было богатых и бедных, начальников и подчиненных, шоферов и бухгалтеров. Здесь были люди, жаждущие выйти за грань обыденного мировоззрения. Ден любил сравнивать ретрит с нудистским пляжем. «На нудистском пляже между людьми нет никаких различий. Не важно, кто ты в обычной жизни – на пляже ты просто голое отдыхающее тело, – говорил он и добавлял, – только на пляже люди обнажают тело, а на ретрите – душу». Родик не очень любил это сравнение, считая отдых голышом формой сексуального извращения, однако со второй частью Деновского изречения про обнажение душ был полностью согласен.
Из всех собравшихся на ретрите Родиона больше всего поразил старик, который представлялся духовным именем Жалсан. Старик Жалсан до пятидесяти лет знать не знал о духовной жизни. Он был заядлым охотником, много времени проводил на природе с ружьем. За его плечами были горы убитых им животных, гордо именуемых трофеями. И вот однажды Жалсан, в то время еще носивший имя Петр, заблудился во время охоты в лесу. Начался сильный ливень, продолжавшийся несколько дней. Порох отсырел. Петр лежал на земле без сил, продрогший и измученный голодом. Он уже потерял надежду на то, что выберется живым из этих дебрей. И тут из кустов с диким ревом вышел медведь. Бежать у охотника не было сил. Он зажмурил глаза и хотел одного – чтобы хищник как можно быстрее расправился с жертвой. Медведь приблизился к Петру. Охотник чувствовал его запах, дыхание, горячую слюну на своем лице. Так продолжалось минуту. Петр открыл глаза. Хищник пристально смотрел на него. А затем внезапно развернулся и ушел прочь.
Вечером того же дня охотника нашли спасатели. Случай с медведем Петр расценил как знамение. Сколько раз за годы охоты он встречался один на один с диким животным. И всегда стрелял, не оставляя зверю шансов на спасение. Однако природа в лице медведя в похожей ситуации по непонятной ему причине оставила охотника в живых. Петр стал убежденным вегетарианцем. Затем подался в буддизм, получил посвящение и духовное имя. С тех пор Жалсан вел исключительно праведный образ жизни. А на старости лет стал путешествовать, посещать духовные места и делиться опытом с такими же жаждущими познать свет истины.
Последние три дня ретрита, предшествующие обряду вхождения в пирамиду, в лагере соблюдалась строгая диета. Травяной чай на завтрак, вода на обед. Ужина не было. Чжиган утверждал, что тело в пирамиде не должно быть обременено пищей.
Наконец, «день икс» настал. Участники расселись вокруг пирамиды и погрузились в медитацию. Чжиган подходил к каждому по очереди, трогал за плечо, шептал на ухо наставления и заводил в пирамиду. Внутри надо было вновь усесться в лотос и начать путешествие к дыре.
В медитации Родион сосредоточился на пирамиде. Он медленно стирал в своих мыслях всё окружающее – людей вокруг, землю, небо, воздух. Оставались только он и пирамида. А потом, в какой-то момент, они стали единым целым. В этот момент Родик начал концентрироваться на том, чтобы полностью остановить поток мыслей. Но не успел он это сделать, как вдруг началось. Те, кому уже довелось побывать в пирамиде, выходили оттуда плачущими, кричащими что-то в испуге. Пару раз, открывая глаза, Родион видел, как Чжиган на руках выносит из пирамиды бедолаг в бессознательном состоянии. Теперь понятно, почему Ден струсил. Но Родик не струсит. Нет. Зря он, что ли, ехал через полстраны, жил тут три недели, голодал три дня. И вот рука Чжигана легла Родиону на плечо. Он тут же открыл глаза и поднялся. Чжиган взял Родика под локоть и медленно повел к пирамиде, нашептывая ему на ухо: «Помни слова Линьцзи. Убивай всех, кого ты встретишь. Всё иллюзия. А вечность – за гранью иллюзий. Помни об этом внутри пирамиды, а я буду тебе помогать. Начнешь забывать – услышишь звонок».
Родик уселся в лотос в пирамиде, и вход за ним закрылся холщовой тканью.
Сначала было страшно. Увидев, в каком состоянии люди выходили отсюда, сложно было не заволноваться, оказавшись внутри. Но Родион быстро вернулся в медитативное состояние, и тревога стала отступать. Постепенно, не торопясь, она уходила прочь… Так, стоп. Кто это? Это же Ленка! Ничего себе…
Родион сидел за школьной партой и не мог оторвать глаз от своей любви – Лены Зайцевой. Первая красавица их одиннадцатого класса. Кто только за ней не бегал, но всех ухажеров Ленка безжалостно отвергала. Кроме него – Родика. Именно ему улыбнулась удача. Счастью юноши не было предела! И все бы ничего, но был один нюанс. Заветной постели Родик от Лены пока никак не мог добиться. Пацаны из их класса, общаясь в курилке за гаражами, уже вовсю хвастались любовными похождениями. А Родику до сих пор похвастать было нечем. И вот Лена оборачивается и передает Родику записку. Дрожащими пальцами он разворачивает клочок бумаги и видит: «Сегодня после уроков, я готова». Родион ликует. Последний урок близится к завершению. Звенит звонок. Одноклассники выбегают из класса. Остаются только они с Леной. Родион не спеша подходит к ней и тянет руку, чтобы приобнять… Так, стоп. Звонок! И Родик все понимает. Вместо объятий он размахивается и бьет Ленку по голове, рука проваливается куда-то в пропасть, становится холодно…
Отец? Они идут с отцом по деревне. Летнее солнце приятно обжигает спину. Родион несет удочки, у отца в руках ведро, в котором плещутся пойманные караси.
– Эх, бабушка нажарит нам сейчас! – радостно восклицает отец. Бабушка… Родик очень любит свою бабулю. Наконец-то опять приехали к ней в гости. Когда они проходят мимо местной церквушки, раздается колокольный звон. Отец останавливается, чтобы перекреститься. Родик хочет сделать то же самое… Ага, точно, звон! Родион бьет наотмашь… Холод…
На поляне в позе лотоса сидит человек. Родион подходит ближе. Человек улыбается и машет рукой. Родион недоумевает. Это же Линьцзи! Он узнает его по рисунку из книги. Линьцзи жестом указывает Родику, чтобы тот присел напротив.
– А я уж думал, так никто сегодня и не продерется сквозь иллюзии, – молвит Линьцзи.
Родика охватывает чувство гордости.
– Сейчас я покажу тебе то, ради чего ты здесь, – Линьцзи хитро подмигнул, – дыру в Сансаре. Но для начала предлагаю выпить чаю.
Линьцзи достает колокольчик и звенит им.
– Мой послушник сейчас его нам принесет.
Проходит минута. Линьцзи звенит вновь.
– Да где он там? – хмурится гуру.
Еще минута, Линьцзи звенит в третий раз. Родион оглядывается по сторонам, ища глазами послушника с чаем, и в этот момент на месте Линьцзи оказывается огромный черт и мохнатыми лапами хватает Родика за шею, дыша на него огненной пастью и обжигая лицо…
Очнулся Родик от холодной воды, которой окатил его из ковша Чжиган. Родик поднялся. Тело его дрожало.
– Вернись на место и продолжай медитировать, – приказал Чжиган. Родион послушался.
Сложно было вновь сосредоточиться после такого трансцендентного путешествия. Родик то и дело открывал глаза. В пирамиду зашел Жалсан. После этого медитирующие еще долго молча сидели на поляне. И когда уже солнце начало уходить в закат, Чжиган открыл пирамиду. Жалсан сидел в позе лотоса и улыбался.
Родик вспомнил, как задал вопрос старику: «Что означает твое духовное имя?». «Знак победы», – ответил Жалсан. Сегодня старик Жалсан увидел выход из Сансары, это была победа.
Рассказ №38 Пирамида
Количество знаков: 9945
И имел здоровый скептицизм к некоторым названным гуру…. – говорят – относился скептически, а то скептицизм сам вас поимеет, уважаемый автор. Названный бывает брат или сестра или другие родственники, а про гуру в вашем случае можно было сказать – называвшим себя гуру, объявившим себя гуру.
В целом рассказ вышел непонятный – концовка обрезана.
Обязательно поимеет, если хватит терпения прокомментировать все рассказы))
Алала! Счастлив день, когда встречаем Достигшего!))
Рад за Жалсана! Вот значит как достигают вершин духа! Через дыру в пирамиде и отрицание психологических якорей из своего жизненного опыта!))
Ох, аккуратней надо с этими духовными практиками. В целом написано нормально, хоть и есть огрехи. Но вот просветления не получилось.))
Не понял, о чем это. О том, что ради выхода из сансары надо отказаться от желаний и иллюзий? вот новость-то:)
Но написано хорошо.
Интрересная задумка, яркая сцена с героем в пещере, а потом внезапно смазанный конец. Может быть автору не хватило знаков. Такая тема требует глубины, и её как раз не хватило.
Радости и удачи вам, автор!
Начало обещало большее. Печально, когда концовка смазана.
Хочется посоветовать автору чётче отделять куски повествования друг от друга. Хотя бы дополнительной пустой строкой между абзацами. Меня, например, очень сбил внезапный переход от рассказа Дена про эту пирамиду к собственно ретриту Родиона.
Задумка, конечно, интересная. Желаю автору удачи!
Дух воспаряет в высоту
Над пирамидой в поле чистом…
Поговорим начистоту,
Как йог с буддистом…)
Много желающих вырваться из колеса перерождений. Они хорошо знают, от чего бегут. Но – куда?
Может ли быть успешным путешествие, у которого нет цели? Бегство – не цель, лишь первоначальный импульс. Удачи)
Неплохой рассказ и читается легко.
Вот здесь “Он зажмурил глаза и хотел одного – чтобы хищник как можно быстрее расправился с жертвой.” Может лучше с ним? Но это, конечно же, на усмотрение автора.
Нет единого рецепта счастья для всех. Один счастлив, когда подливает яду ближнему, другой, когда кидается на амбразуру. Сколько не тыкай в дыру на небе – каждый выберет свою щель, ту под которую заточила его генетика. Интересная тема и добротный рассказ. Спасибо. Успеха. 🙂
Ом! И тигры у ног моих сели…
Ом! Медведь где-то рядом прилёг…
Ом! Сансара кружит каруселью…
Ом! Здесь чудится дзенский подвох!
Родион отправился в Пирамиду, чтобы найти дыру в Сансаре. Но не смог побороть последнюю иллюзию, а Жалсан смог. Ибо имя его означает “Знак победы”.
Мой комментарий чисто читательский.
Удачи в конкурсе
Тема совсем не входит в круг моих интересов, потому не могу быть объективной.
По сюжету: нет развития, нет раскрытия интриги, конфликт «шарлатан – не шарлатан» притянут за уши и очень условный. Не пришёлся по душе и постулат «убивай всех, кого ты встретишь». Вот если бы это дало ходу истории, было бы неким обманом, чтобы заманить ГГ в какую-нибудь заварушку, или наоборот — сильно изменило героя (как охотника, например). Но нет. Отсюда ощущение, будто прочитал сектантскую брошуру с пропагандистской историей «из жизни» под соусом «смотрите, как надо делать».
Возможно, я просто ничего не смыслю в колбасных обрезках и рассказ великолепен, многогранен и глубок 🙂 Успехов в творчестве!
А меня порадовало окончание рассказа. То, что не смог сделать никто, и ГГ не смог, получилось у Жалсана. Автор придумал всё, что происходит в пирамиде. Да и сама идея с дырой понравилась.
Рассказ-мотивация. Хочется сесть и проверить все факты, упомянутые к тесте. Интересно! Здорово, когда рассказ заставляет читателя действовать! Спасибо)
Любой имеет право на свой путь.
Любой имеет право на свою ошибку.
И выбор иллюзий у любого свой и расстаться с ними, или принять, как данность – это тоже право любого.
Но остаться любым или стать единственным решает вечность?
Удачи и вдохновения, автор.
Интересная пародия на буддизм. Хорошо, что настоящим буддистам все равно и они не обидятся. Тем более у них столько школ…, что сам черт ногу сломит)))
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами,
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами,
Я имею в виду «ретрит». Почему английсвое слово вошло вот так целиком в русский язык? Почему не назвать центр «обителью»?
Ну да ладно. Тема в рассказе обыграна хорошо, но я не понял смысла самого рассказа.
Ну допустим пирамида Родиона обманула. Не смого он зарубить этого самого Сунь-Хуя (или как там его?). Ну и что? Придется в следующий раз попробовать.
Вообще – интересно. Мне довелось видеть одну филипинку – сестру Джози. Она устраивала сеанс лечения в Лос Анджелесе. Все должны были встать на колени и ждать пока она положит на них руки. Филипинцы прямо падали без сознания. Я тоже встал, ради любопытства. Но, когда она положила руки на меня, ни черта не почувствовал. Колени, правда с непивычки болели. Видно не посвещен в какие-то эзотерические тайны.
Хотя если бы я три дня не пожрал, может тоже бы что-то такое привиделось.
Персонажи живые, в них верится. Понравилось, что помимо главного героя есть истории и второстепенных персонажей. Но, на мой взгляд, довольно длинное описание в начале, до основного конфликта, действия. Как будто бы Родиона и прочее можно и убрать. Или, может быть, наоборот, больше расписать ключевую сцену и финал. Но я могу ошибаться, автору виднее.
Спасибо за рассказ! Удачи автору!
С самого начал повествования терзали смутные сомнения, что повествования не будет. Автор не разочаровал. Читатели получили дырку от
бубликасансары и возможность написать комментарий.Чё все прям так стараются вырваться из Сансары? Вдруг там ничего нет… Автору спасибо
Долго думала, отчего рассказ не особо зашел. Наверное, я просто не в состоянии оценить этот небольшой стеб над духовными практиками. Оригинальность признаю, но не моё.
Ну и не понятно мне, почему же именно Жалсан прошел? У него не было привязанностей в этой жизни? Или потому что очень хотел такой победы? Есть в этом приятная ирония, что второстепенный персонаж переигрывает главного в его цели – это скорее плюс.
Невнятный рассказ. Может, не впечатлило, потому что я далека от духовных практик. И от фантастики, на мой взгляд, здесь мало – уж простите за мою склонность рационализировать, но больше похоже на то, что в этой “Пирамиде” все дело в галлюциногенах 🙂
А вот отсылка к теме конкурса вышла на все сто. Понравилось, что предупредительные звонки прозвучали в кульминации рассказа, и на долю ГГ их выпало аж три штуки:)
Несколько ярко написанных сцен не спасают рассказ от общего ощущения оборванности. Места не хватило расписаться, видимо. Скомканность остаётся послевкусием, а это не есть хорошо.
Путано все как-то, местами монотонно. Интересно, где Вы матчасть брали для этого рассказа? И еще – слишком серьезная тема у Вас, чтобы разбавлять ее школьной интрижкой с Ленкой. Этот момент здесь явно лишний. Глаголы во времени скачут: то настоящее, то прошлое. Ну и финал совсем уж слабый, сдулся шарик. И все равно читать было интересно и ошибок я не заметила, что приятно. Удачи Вам!!!
Как ни странно, завязка довольно увлекательная. Действительно, читаешь и ждёшь… нет, не развязки. После четырёх десятков прочитанных конкурсных рассказов ждёшь, каким на сей раз пшиком обернётся этот богатырский замах. И действительно, читатель получает то, чего и заслужил, ввязавшись в этот конкурс – огромную дыру в Сансаре, перелом дхармы и сотрясение дао. И вроде даже композиция какая-то выстраивалась! Но вот выясняется, что под видом рассказа нам толкнули очередную проповедь в духе Пелевина. Родион не победил, а Жалсан победил. Потому что имя у него подходящее. Угу. Ладно.
Что касается самого текста, то первую его половину не спасает даже прогиб в виде упоминания слова “скептицизм”, тем более, что слово это, как отметила Агния, употреблено в довольно неграмотной конструкции. Создаётся впечатление, что текст писал мастер Линьцзи, недавно начавший изучать русский язык по материалам ЖЖ.
К чести автора надо сказать, что во второй половине он понял: лучше не выпендриваться и писать короткими простыми предложениями. Всем бы так!
И всё-таки, из этого могло бы что-то получиться, если бы автор верил в то, что делает.
Читается легко и в целом хорошая задумка, но конец рассказа подвел, ощущение, что закончилось ничем, весь рассказ ждешь, что же там за пределами Сансары, но ответа нет, только радостно за старика Жалсана, но он нам уже ничего не расскажет.)
Я б тоже хотела понять мораль. Бей всех, кого любишь? Не желай дыры в Сансаре? Счастье будет, но не у тебя?
Всё понравилось, кроме пустого конца(((
Я люблю эту тему. Но автор извратил ее как мог… В медитации не останавливают поток мыслей, а наблюдают за ним. Что за бред про убийства любимых и черта? Короч рассказ не о чем. Извините.
Я бы не сказал, что это пародия на буддистов, это и есть буддизм в авторской интерпретации и с ироническим подтекстом. Даже пример с нудистским пляжем вполне в духе дзен )) Философия Линьцзи понятна, она перекликается также с известным изречением Иисуса: “Не сотвори себе кумира, что означает отказ от авторитетов.
В целом, мне рассказ понравился. Хороший живой язык, читается легко, с интересом, воспоминания и рассуждения героев гармонично вписываются в сюжет. Но вот концовка немного подкачала… Эх, я ожидал что-нибудь такого этакого, и в результате остался слегка разочарованным. Не докрутил автор, не домедитировал, а жаль 🙂 Но надеюсь, следующая попытка залатать дыру в Сансаре будет более успешной )) Автору, удачи в духовных поисках!
Интересно началось, но концовка была немного непонятной для меня. Довольно-таки интересный сюжет, и было очень интересно наблюдать за иллюзиями главного героя. Всё же конец рассказа ничего не разъяснил.
Мне понравилась проработка, символизм, качественный слог и правдоподобная речь персонажей. Детали цепляют, мистику навести получилось. Вот только что с концом? Не могу понять, хоть бы что.
Хотел почитать рассказ, а в итоге почерпнул немного восточной философии))) в целом неплохо, но немного нудновато. И по-моему я не до конца понял концовку.
Автор умеет писать но не знаком в тем, что следует сделать, чтобы писание превратилось в написанный рассказ. Так и с просветлением, пока не научишься жить в этом аду и делать всё необходимое согласно дхарме и прочей добродетеле, хрен в дыру пролезешь на халяву. Многие пробовали, да не вышло ни у кого… У старика получилось, потому что он не “сидел в лотосе”, а делал всё что требовалось в жизни… Только не спрашивайте, что требуется делать в жизни.
Так что засучайте рукава, Дены,
и бегите от лёгкого Дзена,
а не от Дзена,
станете вы Бзденом.
Я не поняла, что хотел сказать автор этим рассказом. Финал очень скомкан. Возможно я слишком далека от всей этой темы. Стиль автора, мне кажется, корявый.