Весело тарахтя по ухабам и оставляя за собой длинный шлейф желтой противной пыли, серый «Ларгус» автолавки стремительной кометой вкатился в Нижние Выселки. Колька затормозил возле заброшенной автобусной остановки, выпрыгнул из кабины, добела раскаленной беспощадным июльским солнцем, и закатанным рукавом клетчатой рубахи размазал по лбу пот, перемешанный с грязью. Солидно хлопнул водительской дверцей, строго поглядел на стайку разновозрастных деревенских женщин, толпившихся со своими ведрами и кошелками в сомнительной тени обвисшей растрепанной ивы, и принялся отпирать скрипучие дверцы фургона.
– Подходите, – сказал он, вынимая из кармана грязно-белого отцовского фартука пружинный безмен и старенький калькулятор «Ситизен».
Женщины зашумели и потянулись к фургону.
– Хлеб вчерашний, – предупредил их Колька, с усилием раздвигая колченогий складной прилавок, – двенадцать буханок осталось. Белый закончился.
– Опять эти оглоеды из Верхних все расхватали?
Рослая молодуха сердито нахмурила брови под голубой косынкой.
– Я же на той неделе просила, чтоб побольше привезли. У меня ребенок годовалый, что мне его – черствой чернушкой пичкать?
– Батя приболел, а я не в курсе, временно подменяю. – Колька поежился, глядя на широкие плечи молодухи.
Торговля шла бойко. Специально подкрученным безменом Колька старательно взвешивал полные ведра, аккуратно ссыпал спелую, с сизым восковым налетом, чернику в застеленные бумагой низкие лотки, а взамен отпускал подсолнечное масло, дешевые сигареты, муку, соль, мыло и прочие необходимые в нехитром сельском быту товары. Деревенские на обвес не жаловались, понимали, что деваться некуда – в город ягоду не повезешь, дороже выйдет, да и помнется по дороге. Иногда покупатели многозначительно подмигивали, и тогда Колька, небрежно кивая, доставал из-под брезента припрятанные от лишнего нехорошего глаза бутылки водки и дешевого портвейна.
По всему выходило, что Колька вернется в поселок с хорошей прибылью. Конечно, это прибыль Валида, хозяина автолавки, но и Кольке, наверняка что-то перепадет сверх обычной платы. Валид мужик справедливый.
– Сыночек, сахар есть у тебя?
Голос у старухи был тихий, непривычно ласковый.
– Полным-полно, бабушка. Тебе песок, или рафинад?
Выцветшие серые глаза женщины задумчиво смотрели куда-то сквозь Кольку.
– Песок мне нужен. На варенье.
– Сколько?
Сухие губы зашевелились, подсчитывая.
– Пять килограммов. Или шесть? Шесть килограммов, сыночек.
Колька выдернул из глубины горячего фургона шесть шуршащих пакетов по девятьсот граммов, помог уложить в полосатую сумку с пластмассовыми ручками.
– Мне бы еще мыла пару кусочков. Банного. Масла бутылочку. И хлеба половинку.
– Хлеб не режу, – с досадой ответил Колька, доставая мыло.
– А кастрюльки нет у тебя, сыночек? Совсем у меня кастрюля худая. Вся эмаль скололась.
Ай, да Валид! Молодец, хваткий мужик. Знает, что в автолавке должно быть.
– Есть кастрюли, бабушка. Тебе какую – побольше, поменьше?
– Побольше бы, сыночек.
Колька запрыгнул в фургон, покопался у задней стенки и извлек десятилитровую эмалированную кастрюлю.
– Вот, бабуля! Самая большая. Подойдет?
Фиолетовые от засохшего черничного сока руки с желтоватыми крошащимися ногтями медленно поглаживали блестящую синюю эмаль. Ощупали вогнутое дно, гладкие, с ободком стенки.
«Как бы не перепачкала посудину» – озабоченно подумал Колька, а вслух бодро спросил:
– Ну что, берем?
– Берем-берем, сыночек, – заторопилась женщина.
Поставила кастрюлю на прилавок и полезла в карман застиранной коричневой куртки.
– Сколько с меня?
Колька пощелкал калькулятором и назвал сумму.
Сухая ладонь в фиолетовых пятнах замерла, подрагивая, над смешным детским красным кошельком, словно маленькая тропическая птичка над цветком орхидеи. Колька видел таких птичек по телевизору и всегда простодушно удивлялся чудесам природы. Крылья машут быстро-быстро, неуловимо для глаза, а птичка висит в воздухе неподвижно.
– Сыночек, а если только кастрюльку и сахар посчитать – сколько будет?
Колька, теряя терпение, потыкал пальцами в калькулятор.
Женщина медленно выложила на прилавок мыло. Поставила бутылку масла. Помедлив, положила буханку хлеба.
– Посчитай только сахар, сыночек.
Зашуршала бумажками в кошельке, ссыпала сдачу, сутулясь, подхватила сумку с пакетами сахара.
– Ничего, – сказала она, глядя мимо Кольки. – Пенсия послезавтра. А пока так. Ничего.
– Можно ягодой расплатиться, – раздраженно сказал Колька. – Я подожду.
Женщина молча покачала головой и потерянно пошла по улице куда-то к дальнему краю деревни, где в ольховом чапыжнике, в зарослях крапивы и лопухов покрякивали осторожные дикие утки. Наверное, там была болотина, или ручей.
Колька убирал в фургон остатки товара.
– Мил человек, грибочков возьмешь корзинку?
Колька оценил растрепанную бороду просившего, умильно глядевшие красноватые глаза и молча достал из-под брезента бутылку портвейна.
Красноватые глаза благодарно заблестели.
– Закусить бы… Килечки.
Банка кильки в томате стукнула о прилавок.
Бородатый остатками зубов ловко сорвал с бутылки пластмассовую пробку и, закатив глаза, приложился к высокому горлышку. Поросший седыми волосками кадык ходил вверх-вниз, словно поршень.
– Ух, – облегченно выдохнул он, ополовинив бутылку.
Колька глядел вслед уходящей женщине.
– Что у нее, семья большая? Куда ей столько варенья? – спросил он без интереса.
– У Семеновны-то? – оживился бородатый. – Никого не осталось. Муж помер давно, а четыре года назад сын утонул. Невестка в позапрошлом году снова замуж вышла, уехала, то ли в Краснодар, то ли в Красноярск. И внуков с собой забрала.
– А кому же она варенье варит? На продажу, что ли?
Бородатый, выудив из кармана складной нож, возился с банкой.
– Это, брат, смешное дело. Тут в Дюжаницах детдом. Так она детдомовским варенье возит. Бесплатно. У самой дом покосился, двор крапивой зарос, дров купить не на что. Из живности только кот приблудный, а туда же. Целыми днями за ягодой таскается, а вечерами варит.
– А в каком доме она живет? – Колька сложил прилавок, закинул его в фургон и запер двери.
– Крайний к ручью, в два окна. Не ошибешься.
Солнце скрылось за лесом, и на фоне алого неба ясно обозначились черные точеные силуэты еловых макушек. Жара спала, прохладный вечерний воздух, залетая в открытые окна, продувал кабину бойко дребезжащего «Ларгуса».
Колька, насвистывая, лихо рулил, машинально потирая обожженную крапивой ногу. На душе у него было хорошо.
«Что деньги, Сёма? Деньги – мусор», – вспомнил он слова Гоцмана из любимого сериала. – «Так Валиду и скажу, пусть подавится»
Серый тощий кот гибкой тенью скользнул меж заросших лебедой грядок клубники, вспрыгнул на прогнившее крыльцо. В пасти кота слабо трепыхалась полузадушенная полевка.
На крыльце стояла странная, пахнущая чужим штука. Холодная, неживая, она загораживала проход в дом, и гладкие синие бока ее блестели в лунном свете.
Кот настороженно застыл, глядя на незнакомый предмет. Вдруг налетел порыв бодрящего ночного ветерка, и внутри страшной штуки что-то зашуршало. Кот отпрыгнул, испуганно шипя. Мышь выпала из его пасти в траву и, не веря своему счастью, молнией сиганула под крыльцо.
Постояв, кот осторожно подкрался и заглянул внутрь штуки. Там лежали два шуршащих пакета с чем-то белым, сыпучим. А поверх них три приятно пахнущих, завернутых в бумагу бруска и буханка хлеба. Задумчиво поцарапав бруски лапой, кот уселся на крыльцо и уставился зелеными глазами на встающую над лесом желтую луну.
ОТЗЫВЫ КОМАНДЫ ЖЮРИ
Отзыв от Дианы Тим Тарис
«В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, есть мать всех пороков».
(Салтыков-Щедрин)
Вот за что люблю работу в судействе – обязательно найдётся тот рассказ, который не хочется разбирать на плюсы и минусы. Не потому что он идеальный (это понятие относительное), а потому, что он находит такой сильный отклик, что хочется рукоплескать автору. И всё же попробую отключить восторженного читателя и включить беспристрастного критика.
Итак, мы имеем атмосферную зарисовку по размеру и количеству действующих лиц скорее ближе к миниатюре, чем к полноценному рассказу. Но на мой взгляд, именно этот факт является основополагающим для такого сильного эмоционального воздействия.
Представим на минуту, что автор заходит издалека и объясняет нам кто есть кто, откуда пошёл и как с кем связан. Скорее всего, пропадёт главное достоинство – атмосферность, поддержанная мелкими, но ёмкими деталями. А ведь именно образность каждой детали в этой зарисовке имеет особую художественную ценность.
Они играют в каждом абзаце всеми цветами радуги, визуализируя картину настолько, что читатель не только видит и слышит происходящее, а даже запахи начинает различать. Перечислять всё не буду – здесь можно цитировать почти каждую строчку. Это и описание персонажей – немногословное, но яркое и выпуклое, и описание пейзажа, и даже географическое положение можно определить, а ведь о нём напрямую не говорится в тексте. И всё это в очень сжатом объёме.
Приведу для примера только одну, на мой взгляд, очень мастерски вписанную деталь: «Колька, насвистывая, лихо рулил, машинально потирая обожженную крапивой ногу. На душе у него было хорошо». А чуть выше: «У самой дом покосился, двор крапивой зарос…» Всё! Больше ничего не надо.
Отлично получился и ГГ рассказа. Мы видим нормального, живого молодого человека, который просто делает свою работу. Ничто человеческое ему не чуждо. Осознание своей значимости (Солидно хлопнул водительской дверцей, строго поглядел… небрежно кивая, доставал…). Опасения за свою безопасность (поежился, глядя на широкие плечи молодухи). Раздражение (Как бы не перепачкала посудину). И радость от доброго дела (насвистывая, лихо рулил). А самое главное – сделав доброе дело, он ничего не требовал взамен. Значит, это от души, от чистого сердца, просто потому что человек он хороший. В ГГ нет ни грамма фальши или пафоса, впрочем как и во всём рассказе.
Несомненно следует упомянуть об описании кота. Получился совершенно самостоятельный персонаж, который ещё сильнее оживил и без того живую картинку.
Однако на фоне всех несомненных плюсов поругаться есть на что. Точнее, ругаться – это уж точно не про этот рассказ. А вот совет дать можно.
1) Длинные, утяжелённые нанизанными друг на друга осложняющими конструкциями предложения. Этим средством нельзя злоупотреблять. Человеческий мозг утроен так, что дочитывая до конца такое предложение, он забывает, с чего оно начиналось. Тут есть тонкая грань, когда лучше остановиться, или поделить предложение на два.
2) Несоответствие глагольных форм в пределах одного абзаца: «… поглаживали блестящую синюю эмаль. Ощупали вогнутое дно, гладкие, с ободком стенки». Первый глагол несовершенного вида обозначает продолженный процесс, второй совершенного вида и процесс завершённый. Лучше использовать либо то, либо другое: погладили блестящую эмаль/ощупали дно или поглаживали/ощупывали.
3) Пунктуация. Особенно в оформлении прямой речи и в осложняющих конструкциях, коих довольно много.
В общем, автору есть куда расти, а это очень даже замечательно!
И совершенно отдельно надо отметить филигранное вплетение в повествование конкурсного задания: «Фиолетовые от засохшего черничного сока руки… поглаживали блестящую синюю эмаль». Браво!
Я так смеялась над “бриллиантами” к рассказам, что я (с вашего позволения) тоже накопаю себе самородков.?
Не скрою, рассказ понравился. И ссылка на мой любимый сериал и кот (приблудный) и спасенная мышь… Полный хеппи!
С нетерпением жду встречного визита.
Спасибо за комментарий! с удовольствием нанесу ответный визит прямо сейчас)
Вот именно! А еще я добавлю “сомнительную тень обвисшей растрепанной ивы” и как попало расставленные знаки препинания.
Перед “…и как попало…” нужна запятая)))
А вот и нет! ))) Надо было в школе учиться!
А вы правы))) Действительно, надо было мне учиться лучше)))
Отдельно отмечу “На крыльце стояла странная, пахнущая чужим штука”. Автор явно знаком с котами не понаслышке. То, что кот заглядывает в кастрюлю тоже психологически точно. Примеривается не посидеть ли в ней.
А вообще очень добротый рассказ. Даже не покривив душой могу сказать что он меня тронул. И еще напомнил о том, как важно, чтобы хорошо писать, уметь наблюдать.
Спасибо за отзыв! Очень рад, что Вам понравилось.
Слушайте, ну круто же… Начну с одной детали, которой я не уловил по тексту – в какой момент Колька понял, что хочет бабушке помочь? Когда он руки с птичкой сравнивает? Простите меня за невнимательность…
Из неоспоримых плюсов, которые откликнулись в душе:
1. Атмосферность! Жара, пыль, гомон очереди, запах ягоды и раскаленной на солнце машины, брезента… Вся картина выстраевается в голове сама собой. Прекрасно!
2. Описание героев. Они все настоящие! Мне очень нравится, когда описания даются не в лоб, а только яркими деталями. Жёлтые крошащиеся ногти – сильно. картинка автоматически встаёт в сознании, а дальше образ встраивается сам.
3. Хэппи энд? Это уже, конечно, личные мои предпочтения, но тронуло. Финал полностью созвучен моим ценностям, стремления и вообще, наверное мне…
4. Котейкин! Вообще ход со сменой фокального персонажа в конце на кота – создание, которое не способно дать нравственную оценку – очень круто!
5. Краснодар или Красноярск… Это уж вовсе не принципиально и не значительно, но… При упоминании родного города, как перышком пощикотали.?
Резюме. Александр, описания – ваша сильная сторона! Не знаю, есть ли у вас рассказы в которых доминируют угар, треш и мясо, но добрые, человечные сюжеты в вашем исполнении прекрасны. Искренне желаю вам удачи в конкурсе и в дальнейшей работе.))))
Огромное спасибо за отзыв! Вы мне сейчас крылья приделали – и это не шутка.
Так, мы тут друг друга нахвалили, крылья друг другу понаставили? а надо ещё что-то хорошее почитать. Посоветуете что-то из конкурсных работ?)))
Конечно) Обязательно №20 “Фиолетовое счастье”. №19 “Проклятие Фриды” – очень профессиональная работа, но жанр специфический.
Спасибо! Пошла читать!?
№11 “Я такой, как вам кажется” – интересная работа
№9 “Бесполезный дар”
О! В начало самое ещё не спускалась, вроде бы. Начну с него)))) в 100й, наверное, раз спасибо?
Хорошо.
Автор умеет рисовать словом, явственно представляется и автолавка и деревенька, где только лес с черничными полянами, а остальное все ветшает и приходит в негодность. И обмен-то древний – товаров на чернику, которую владелец “бизнеса” наверное, в своем поселке будет продавать городским перекупам.
А когда-то эта деревня жила – даже заброшенная автобусная остановка сохранилась – когда-то ходили рейсовые маршрутки, может, и магазин был. А сейчас невыгодно.
Все хлебные места давно поделены,
И, может, было б счастье, а вот нет его.
Кому-то это, правда, параллельно,
Кому-то пофиг, а кому-то фиолетово.
Под солнцем местом в жизни озабочены,
Кто вверх стремится часто жилы рвет,
Кто выброшен судьбою за обочину
Ведет тяжелый будничный подсчет.
В лесной глуши дыши – какие новости,
Где завтра как вчерашнее вчера,
Вдруг под эмалью напускной суровости
Сокрыто пламя тихого добра?
Доводилось мне варить варенье (земляничное или вишневое, черника у нас не растет) в большом эмалированном тазу. В кастрюле не очень. Площадь поверхности у таза больше, пенку снимать удобнее, варение быстрее доходит. Но в тазу никуда не отнесешь, нужно разливать по банкам. Значит, бабушке реально нужна кастрюля, чтоб отнести варенье детям. Как в “Кладовой солнца” Пришвина (о, сколько ассоциаций породил рассказ!)
Еще такое… мелочь, но… а как бабушка возит варенье в Дюжаницы? У нее дом покосившийся, на дрова денег нет, автобусы давно не ходят, трудно представить старушку на машине или мотоцикле с коляской, может, не возит, а “таскает”?
Спасибо Вам за теплый отзыв. Рисовать было несложно, я просто написал то, что много раз видел. Как возит? Очень просто – односельчане, кто с транспортом, подвозят, когда едут по своим делам, в деревне это само собой разумеется, к счастью.
Я тоже видела, узнаваемо. Тот, у кого была хоть малюсенькая возможность приобрести фургончик – становится владельцем импровизированного сельского магазина – берет заказы кому что взять в городском Метро, а отдает по розничным ценам. Напрямую столовки и рестораны работают с теми, кто в деревне разводит кроликов, лесная ягода тоже идет – сельчане получают хоть какие-то деньги. Но если об этом думать – просядет сюжет, – что Колькина автолавка реально очень нужна Нижним Выселкам.
У меня есть добрая знакомая, у нее уазик (она и ее муж из фанатов-восстановителей списаной военной техники). Они участвуют в каком-то гуманитарном движении (там целая группа уазолюбителей), у них есть список стариков-ветеранов войны, они на своих полувоенных вездеходах реально объезжают такие Богом забытые деревеньки, куда только почта с пенсией раз в месяц приходит, там ни газа ни интернета, дорога – разбитая грунтовка, от советских деревень три жилых избы остались, но лес и природа – сказочные (джунгли пришли в Брахмапутру), там реально столетние старики доживают (крепкое поколение минус промышленность плюс свежий воздух и натуральное хозяйство, чтоб избы не развалились и огород-скотина-пасека, тем и живут). Так вот, приятельница моя моя рассказывала, эти старики так радуются гостям, хоть каким-нибудь, им даже подарки не так важны, просто поговорить, новости услышать. Угощают домашним вареньем (уазолюбители им сахар привозят, но они и на меду могут ягоды лесные настаивать), очень рады журналам, книгам бумажным. Транспорта у стариков нет, а то бы сами выезжали, очень ждут, когда кто-нибудь до них доедет. А когда-то в этих деревнях были сельсоветы, фельдшерские пункты и даже начальные школы.. Правда, сама я не видела, мне рассказывали про эти поездки с матпомощью к старикам.
А в деревне, которую знаю я так – свой магазин со списками закупок. Но там лесничество, дорога нормальная. А вот школы и фельдшерского пункта нет, хотя здания от них остались, как и заброшенные военные лесопилки. И две трети деревни уже – коттеджный поселок, газ, электричество, интернет спутниковый. Там автолавка бессмысленна.
.Спасибо, что рассказали об этом. Ваши знакомые – замечательные люди, побольше бы таких.
Ваш рассказ я прочитала целиком. Чо, сусальный такой. Сермяжную правду вы проморгали в нем. Все дело в кастрюле. Во-первых, бабуся забыла вернуть ее в лавку. Перечитайте то, что сами написали. А во-вторых, где 10-литровая кастрюля и где кот, в которого перескочил факал? Перескочил неправильно. Кот в 10-литровой кастрюле скрести не может! Прежде чем писать про такое, надо проверять.
Вообще-то сахар Колька
Почему забыла вернуть? И не уносила. Взяла только сахар в сумке.
На счет фокала не знаю, не филолог я, технарь, но кот в кастрюлю только заглянул, а не сидел. 10 литров – это две пластиковых бутыли с водой, высота кастрюли не такая, чтоб кот не мог дотянуться посмотреть “ачо внутри”. В мыло он вряд ли бы полез, и таки да, тут типично мужская ошибка, как не стирать белое с цветным, – не носить в одной таре хлеб и мыло, пахнувшие мылом хлеб и сахар – не айс. И вряд ли с точки зрения кота мыло – приятно пахнущий брусок. По наружной стенке кастрюли кот мог бы поскрести.
Хочу обратить ваше внимание, что в начале текста есть фраза о том, что бабушка попросила 6 кг сахару, а Колька ей дал 6 пакетов по 900гр. Тонко! Именно по этой причине он доложил ей пакетики в кастрюлю. Про кота и мыло… Ну тут такая тема… Мы с вами не коты и не кошки, считают ли коты запах банного мыла приятным..? Мы это когда нибудь узнаем?
Ладно, про кастрюлю на прилавке мой косяк. Согласна. Но бабуся у вас про огроменную кострюлю говорит : “Сыночек, а если только кастрюльку и сахар посчитать – сколько будет?” Ничо себе “кастрюлька”!
А коту в 10-литровую кастрюлю не заглянуть, тем более не дотянуться до дна или почти до дна.
Внимание, здесь могла быть ваша реклама
кастрюля чугунная эмаллированная Ситон
диаметр низ – 22 см, высота 15 см, вес 8,5 кг, объем 10 л.
Кошка у меня своя – высота от пола – 26 см, не вытягиваясь и не вставая задними лапами с опорой на стену передними. Да ей даже особо вытягиваться не нужно, чтоб в цилиндр высотой 15 см заглянуть. Вообще 10 л – не самый большой размер, 10 л – обычное ведро, но диаметр дна ведра меньше, чем у кастрюли, ведро выше. Кошка и в ведро заглянет только так.
Не верю я вашим Ситонам. У меня 10-литровая кастрюля высотой почти с ведро. Котяра может из нее максимум воды полакать, но лапой ему и до середины нутра не достать.
Перечитайте ещё раз! Где вы увидели, что кот скребет В десятилитровой кастрюли? То, что флкал перешёл к коту… Что в этом неправильного? Мы видим последнюю сцену от лица персонажа, который не может оцкночно смотреть на ситуацию. Он даёт безэмоциональную картину происходящего. Не даёт оценки – хорошо или плохо. Будь фокалом старушка, она-то как раз и решилась бы отдать эту чёртову кастрюлю.
И вообще… Прочтите все рассказы этого конкурса!, прежде чем судить. На мой субъективный взгляд он лучший!!!
P. S. Простите меня за эмоциональность… Но как в душу плюнули…
Ничего я не плевала. А если и плевала, то и не вам. И почему это вдруг пер не может оценочно смотреть на ситуацию, если он совершает благотворительный акт?! А вот кот как раз и дает безэмоциональную оценку своими грязными лапами.
А вообще, зачем нервничать? Прямо испереживались за г-на Михеева. Спокойнее надо быть. И будет вам счастье.
Я “испереживалась” за рассказ, который, на мой взгляд лучше многих. Но я так и не поняла претензий к фокалу.
Смешно и бессмысленно менять фоккал с человечьего на кошачий. Именно кот как раз и дает безэмоциональную оценку своими грязными лапами. А продавец дал бы эмоциональную оценку.
И вообще, человека на кота променять угарно как-то. (Смайл с оскалом).
Именно в этом эпизоде дать не эмоциональную оценку – высший пилотаж. Если бы фокадом был Колян – было бы “я такой молодец – помог бабушке”. Фокал бабка – “ох, я не достойна… Надо вернуть.” вы Поймите, то что мы спорим о фокале в последней сцене и есть высший пилотаж! Это и есть смысл и кайф художественного произведения. Если бы мы все хором одобрили – было бы плохо. Если бы все гнобили этот текст – тоже плохо. У нас спор – и это кайф!!! Менять Фокал от сцены к сцене – это норма!))))
Простите, что вмешиваюсь в Вашу дискуссию, но менять фокал в одной главе (части, сцене), не только не “норма”, не только дурной тон, но и абсолютно безграмотно.
Смена фокала допустима только с началом новой главы – в самом крайнем случае – с нового абзаца, да и то – только в том случае, если в этом новом абзаце идёт речь о совершенно другом эпизоде.
Если Вы просто прикалываетесь (судя по обилию скобок-смайликов в конце предложения), то извините ещё раз, что влез.
И меня простите, что вмешиваюсь) Та часть рассказа, где фокал перемещен на кота, в оригинале отделена не только абзацем, но и пустой строкой. К сожалению, при выкладке текста пустая строка слетела. Мой недосмотр(
И Вы меня простите: я не читал рассказ, просто ответил на реплику комментатора, утверждавшего, что смена фокала – это норма 🙂
Автор ответил. Думаю, мы говорим об одном и том же, но по разному.)))
Не согласная я! Ну какой фокал у кошатины. Это школьное упражнение: перескажите “Хамелеон” от лица генеральского щенка.;)
Вообще, странно рассказ выложился. Вместо абзацев – пустые строки. Там, где пустые строки должны быть – их нет. Стихи выкладывал – тоже не нашёл, как межстрочный интервал убрать. Люди добрые, проконсультируйте неумёху)
Если вставить текст, как обычно – Ctrl + C + Ctrl + V – то должно быть всё в порядке, по крайней мере, из программы Word.
Если не получается, попробуйте режим принудительной вставки, “Вставить, как обычный текст” – Ctrl + Shift + V.
В крайнем случае, можно разбить текст на абзацы, вставив Html-тег < br > (пробел между скобками убрать).
Ага, попробую. Спасибо! Я-то вставлял через левую кнопку мыши – “копировать” – “вставить”
Написано замечательно, там где фокал на кота переходит хорошо бы чем-нибудь отделить, но я так понимаю, что автор и отделил, но не отобразилось. Может быть ну чуточку только пережато в смысле
хромой собачкиодинокой старушки, которая всё, что у неё есть в детский дом отдаёт, с другой стороны, если бы не это, то, конечно, Кольку бы не проняло на такой альтруизм. В общем, зачот.Спасибо Вам за комментарий!
Ох, до чего же “вкусный” рассказ!
Во-первых, меня пробрала атмосфера. Как всё это узнаваемо. Каждое лето я проводил на родине мамы, в Тамбовской области, где регулярно ездили по ухабистым грунтовкам вот такие вот автолавки, или грузовички с ушлыми кавказцами, которые скупали картоху, лук, чеснок и пр. у местного населения. Правда, в основном за деньги. Натуральный обмен был только один: в августе за картошку можно было купить арбузы=))
Во-вторых, образность. Некоторые тут посмеивались над некоторыми метафорами-описаниями, а мне они понравились.
В-третьих, доброта рассказа. Тёпло на душе на становится.
В-четвёртых, очень круто раскрыта тема конкурса)
Спасибо!