Как и обещал, хочу поделиться примерами упрощения.
В Библиотеке Беседки есть рассказ с таким текстом:
Такая постановка вопроса совсем не понравилась Страху, жаждущему трепетного отношения жертвы к своим прямым обязанностям в процессе покушения на нее, когда накатывает холодный пот и мерзкое чувство безысходности охватывает все тело, мешая мозгу контролировать происходящее и принимать меры по спасению собственной жизни, цепляясь за несуществующие в нормальной жизни спасательные круги, высмотренные в дешевых кинофильмах, в виде оказания сопротивления нападающему и крики о помощи, которые тут же блокируются жестким ударом в челюсть, ломая ее у основания, пресекая этим все дальнейшие попытки к сопротивлению…
Одно предложение, один абзац. Могу ошибиться, что в нём не меньше пяти оборотов и четырёх усложнений.
Я бы упростил следующим образом:
Такая постановка вопроса совсем не понравилась Страху. Он жаждал трепетного отношения жертвы к её прямым обязанностям. Непременно должен накатить холодный пот, и мерзкое чувство безысходности охватить всё тело. А мозгу следует лишиться способности контролировать происходящее и принимать меры по спасению жизни. И, конечно же, нельзя обойтись без тщетных попыток уцепиться за несуществующие в обычной жизни спасательные круги, высмотренные в дешёвых кинофильмах, вроде оказания сопротивления и криков о помощи. Которые тут же пресекутся жёстким ударом в челюсть, ломающим её у основания, пресекая всё дальнейшее сопротивление.
Противоречие из повествования не исчезает, но мне кажется, что прочесть и усвоить в таком виде хоть чуточку да легче.
А вот другой пример из другого рассказа Библиотеки Беседки:
Вадим ушёл рано с работы. Нарушил график. Ему следовало работать ещё два часа. Но была необходимость. И он ушёл. Скоро его доверие иссякнет. Начальство объявляло уже выговор. Дальше увольнение.
Крайнее упрощение на лицо.
Оба вышеуказанных примера, как говаривал один персонаж фильма, - это "две крайности одной и той же сущности".
Технически оба они грамотно написаны (первому не хватает только запятой перед "и мерзкое чувство безысходности"). Однако когда первое тяготит к усложнению, оно теряет лаконичность. А с ней и внимание читателя, заставляя его перечитывать немаленькое предложение, чтобы вникнуть в смысл и последовательность действий.
Когда второе стремится к упрощению, оно теряет нечто, что я бы (возможно ошибочно) обозвал авторским почерком. Текст выглядит несколько "стерильно", в нем нет индивидуальности автора. Поэтому он читается быстро, но без интереса.
Так к чему это я? Не стоит бросаться из крайности в крайность. Литературные приемы на то и придуманы, чтобы их использовать. Но использовать надо с умом. Задача писателя найти для своих текстов золотую середину, гармонию, чтобы обрести читателей, чтобы завоевать их преданность. Не это ли заветная цель писателя?
AlekseyM,
AlekseyM сказал(а)
я начал ещё несколько дней назад, всех зову, когда вижу
Мои похвалы и восхищение) Вы молодец. Чем больше народу, тем веселее)
Я не смогу принять участие в "Лягушатнике". А вот для "Акул пера" уже есть пара задумок, нужно только время, чтобы сесть и начать писать.