А вот Борису Акунину завтра 65... Ничего не читал, кроме переводов Г. Чхартишвили из японского.
Но я не об этом - просто мысль: а что, если темы к юбилеям привязывать? В этом году из фантастов - А. Волков (Изумрудный город и Ко), А. Казанцев (в детстве "Фаэты" нравились), С. Лем (вообще столетие осенью, ага!), Е. Шварц (кто скажет, что его сказки - не фантастика, пусть первым бросит... читать!), и так далее.
1. Боевик.
Динамичный и, как правило, кровавый жанр, к характерным чертам которого относятся:
максимум действия: герои не стоят на месте, даже оказавшись на развилке главной дороги, и постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну;
минимум смысла – даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, которые редко обоснованы хотя бы тем, что «запад – там, где заходит солнце», минимум логики, никаких описаний, кроме сражений;
наличие положительного главного героя – спасителя мира, человечества, города, правительства. Герой незауряден, обучен воевать, обречен действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает;
наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, неглуп, слегка не в себе, хочет погубить мир, страну, город, правительство и доживает до финала, чтобы там либо умереть, либо сесть в тюрьму;
описание драк, боев, ловушек для героя, различного оружия и военных технологий составляет две трети книги;
горы трупов и море крови с описанием травм, ушибов, пыток – обязательны; причем половина трупов – от злодея, половина – от положительного героя.
2. Детектив.Жанр, основанный на разгадке тайны, убийства, похищения или кражи, с подробным описанием расследования.
Жанровые черты:
логичность построения сюжета – случайности исключены, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактологическое основание и обоснование;
полнота фактов – расследование строится только на той информации, которая передана читателю, и она должны быть максимально полной и достоверной. «А как я до этого додумался – вы узнаете в финале» – исключено. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и вести самостоятельное расследование;
наличие четких статичных ролей: следователь (сыщик), помощник сыщика (напарник, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), пострадавший (убитый, семья убитого), информатор (например, бабушка-соседка, которая все обо всех знает), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых);
обыденность обстановки;
как правило, небольшой охват территории расследования;
в финале все загадки должны быть разгаданы, а на все вопросы – найдены ответы.
3. Любовный роман.Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровые черты которой – это:
наличие незаурядной главной героини с отличительной особенностью, которая выделяет ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо сногсшибательная красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений;
наличие главного героя – красивого и мужественного аристократа, очаровательного и обаятельного, часто при всем прочем – негодяя и мерзавца, еще чаще – имеющего побочную романтическую профессию (вора, пирата, разбойника или Робин Гуда);
наличие третьего лишнего (соперника) – влюбленного поклонника у героини (часто тот родом из детства), красивой и яркой соперницы (бывшей любовницы героя, его брошенной невесты или жены);
романтические и эмоциональные обстоятельства, которые сводят будущих влюбленных (брак по расчету, встреча на балу);
любовь (или плотское желание) – с первого взгляда (или прикосновения);
множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу (разница социальных статусов, бедность и гордость одного из героев, семейная вражда и др.);
эмоциональные описания переживаний, бурных объяснений и выяснений отношений на фоне красивого антуража (природы, бальных залов, балконов, оранжерей) занимают две трети книги;
яркие и чувственные описания первых поцелуев и прикосновений обязательны, постельных сцен – по обстоятельствам;
в финале герои обязательно должны преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе (пожениться, обручиться, переспать) и уверенно смотреть в светлое будущее.
4. Фантастика (научная фантастика, фэнтези).Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов или явлений.
Жанровые черты:
выдуманный мир или измененная реальность – другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и т.д.;
система научных или псевдонаучных знаний, выдуманных (система магии) или значительно опережающих развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, волшебные артефакты, космические корабли и др.);
несуществующие в природе явления и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т. п.;
герои, наделенные необычными способностями, и сами способности, в выдуманном мире являющиеся обыденностью;
широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, Вселенная), фантастические законы мироздания (возможность перемещаться в прошлое, преодолевать привычные законы притяжения), непривычная, отличная от нашей структура мироустройства, общества, порядка.
У каждого из четырех названных жанров есть, как мы уже говорили, множество поджанров: например, фэнтези-детектив, боевая фантастика (космоопера), любовное фэнтези и другие. Наверняка вы и сами встречали подобные «гибриды».5. Мистика.
Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.Жанровые черты мистики:
инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью: а) потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов); б) обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами); в) явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны); г) факта смерти, который становится началом в цепи странных событий;
детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди;
сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории;
герои, наделенные необычными способностями, – экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть;
атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.6. Авантюрный (приключенческий) роман.
Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев, которая имеет такие жанровые черты:постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям);
красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков;
наличие множества случайностей: а) затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки); б) заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки); в) дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды);
линейный сюжет – от точки А в точку Б, от начала пути до цели, причем цель – это именно конечный пункт;
логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий;
герои приключений либо: а) прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации; б) тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, – физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.7. Исторический роман.
Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).Жанровые черты:
точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти);
четко обозначенные временные рамки;
в центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события;
антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания);
сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними;
доля авторского вымысла – минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю. (С)
8. Вольная тема, как смешение всех жанров, доступных автору.
Как-то так.