Сегодня в полночь, два года назад, ушёл от нас выдающийся актёр и настоящий человек советской эпохи Василий Семёнович Лановой. Вспоминаю его не как театрал, не как завсегдатай театра им. Е. Вахтангова, даже не как фанат киноискусства, где Лановой зарекомендовал себя классиком советского и российского кино. Вспоминаю по незначительным эпизодам, когда жизнь столкнула нас с Василием лицом к лицу.
1956 г. Я – студент Строительного техникума Мосгорисполкома, дислоцированного в крупном городском районе «Кожухово». Добираться до него приходилось пешком от станции метро «Автозаводская». Вестибюль метро – отдельное архитектурное сооружение в ряду шести-восьмиэтажных зданий жилой застройки. По бокам тупиковые проулочки, упирающиеся в многоколейное полотно железной дороги. Здесь слились пути Павелецкой ж.д. и Московской окружной ж.д. По дороге в техникум и обратно использовали выпрямленный путь – непосредственно пересекая ж.д. пути, хотя параллельно функционировал путепровод через эти пути. Так вот, на этих путях и случались мои частые утренние встречи с Лановым.
Его лицо было уже хорошо известно и любимо среди молодёжи, особенно женского пола. За два года до этого вышел кинофильм «Аттестат зрелости» с Лановым в главной роли. Естественно, нам – десятиклассникам герой фильма, тоже десятиклассник, был очень близок. Встречая Ланового, я непроизвольно улыбался и кивал ему, переступая через рельсы. Двадцатидвухлетний Василий жил где-то в сети многочисленных Кожуховских улиц и по утрам спешил на занятия в театральное училище им. Б. Щепкина.
Однажды произошёл из ряда вон выходящий случай. Я с приятелем шёл после занятий к метро по 1-й Кожуховской улице, когда внезапно обрушился сильнейший ураган. На ногах невозможно было устоять. Редкие прохожие, как муравьи, попрятались в подъездах домов, в магазинах. Вот и мы с другом успели заскочить в тамбур небольшого магазинчика. Стоим и смотрим через застеклённую дверь на разгул стихии. По тротуару, гремя и скрежещя, прокатилась установка с газировкой. Врезалась в фонарный столб и покорёженная рассыпалась на проезжей части. Иногда мы приоткрывали дверь и, высунув руки, ловили прохожих, втаскивали их в магазин. И вдруг я разглядел Ланового, которого ураганный ветер буквально нёс по тротуару мимо нашего укрытия. С ним повторили свой фокус. Василий остановился рядом с нами в тамбуре и сокрушительно покачивая головой, пытался навести порядок в своём одеянии. Перебросились парой фраз. Лановой: – Ребята, вы тутошние, кожуховские? Спасибо за помощь, а то меня бы донесло до метро в лохмотьях.
– Нет, мы тут учимся на 6-й Кожуховской. А ты, Василий, в «Щепку» торопишься? Что-то поздновато.
– Нет, сейчас не в «Щепку», а в киностудию.
– Что-нибудь новенькое скоро покажешь?
– Да, заканчиваем работу по «Как закалялась сталь» Я там Павла Корчагина играю.
– Здорово! Опять главная роль. Поздравляем!
Ураган утихомирился и мы втроём пошли к метро, глядя на разрушительные последствия разгула стихии. Самое страшное зрелище предстала перед нами непосредственно у метро. За зданием вестибюля метро уже давно стоял высокий подъёмный кран. Шло строительство здания, в котором встроенным элементом станет вестибюль метро. Сейчас кран не стоял, а лежал, обхватив вестибюль. Его вершина, на которой находилась кабина крановщика проломила стену шестиэтажного здания, расположенного перпендикулярно к рельсовому пути крана. В стоящей толпе услышали, что крановщица погибла и сейчас там во дворе работает «Скорая помощь».
Василий Лановой с моим приятелем пошли в метро, а я перешёл через площадь к автобусной остановке.
1956 г. Я – студент Строительного техникума Мосгорисполкома, дислоцированного в крупном городском районе «Кожухово». Добираться до него приходилось пешком от станции метро «Автозаводская». Вестибюль метро – отдельное архитектурное сооружение в ряду шести-восьмиэтажных зданий жилой застройки. По бокам тупиковые проулочки, упирающиеся в многоколейное полотно железной дороги. Здесь слились пути Павелецкой ж.д. и Московской окружной ж.д. По дороге в техникум и обратно использовали выпрямленный путь – непосредственно пересекая ж.д. пути, хотя параллельно функционировал путепровод через эти пути. Так вот, на этих путях и случались мои частые утренние встречи с Лановым.
Его лицо было уже хорошо известно и любимо среди молодёжи, особенно женского пола. За два года до этого вышел кинофильм «Аттестат зрелости» с Лановым в главной роли. Естественно, нам – десятиклассникам герой фильма, тоже десятиклассник, был очень близок. Встречая Ланового, я непроизвольно улыбался и кивал ему, переступая через рельсы. Двадцатидвухлетний Василий жил где-то в сети многочисленных Кожуховских улиц и по утрам спешил на занятия в театральное училище им. Б. Щепкина.
Однажды произошёл из ряда вон выходящий случай. Я с приятелем шёл после занятий к метро по 1-й Кожуховской улице, когда внезапно обрушился сильнейший ураган. На ногах невозможно было устоять. Редкие прохожие, как муравьи, попрятались в подъездах домов, в магазинах. Вот и мы с другом успели заскочить в тамбур небольшого магазинчика. Стоим и смотрим через застеклённую дверь на разгул стихии. По тротуару, гремя и скрежещя, прокатилась установка с газировкой. Врезалась в фонарный столб и покорёженная рассыпалась на проезжей части. Иногда мы приоткрывали дверь и, высунув руки, ловили прохожих, втаскивали их в магазин. И вдруг я разглядел Ланового, которого ураганный ветер буквально нёс по тротуару мимо нашего укрытия. С ним повторили свой фокус. Василий остановился рядом с нами в тамбуре и сокрушительно покачивая головой, пытался навести порядок в своём одеянии. Перебросились парой фраз. Лановой: – Ребята, вы тутошние, кожуховские? Спасибо за помощь, а то меня бы донесло до метро в лохмотьях.
– Нет, мы тут учимся на 6-й Кожуховской. А ты, Василий, в «Щепку» торопишься? Что-то поздновато.
– Нет, сейчас не в «Щепку», а в киностудию.
– Что-нибудь новенькое скоро покажешь?
– Да, заканчиваем работу по «Как закалялась сталь» Я там Павла Корчагина играю.
– Здорово! Опять главная роль. Поздравляем!
Ураган утихомирился и мы втроём пошли к метро, глядя на разрушительные последствия разгула стихии. Самое страшное зрелище предстала перед нами непосредственно у метро. За зданием вестибюля метро уже давно стоял высокий подъёмный кран. Шло строительство здания, в котором встроенным элементом станет вестибюль метро. Сейчас кран не стоял, а лежал, обхватив вестибюль. Его вершина, на которой находилась кабина крановщика проломила стену шестиэтажного здания, расположенного перпендикулярно к рельсовому пути крана. В стоящей толпе услышали, что крановщица погибла и сейчас там во дворе работает «Скорая помощь».
Василий Лановой с моим приятелем пошли в метро, а я перешёл через площадь к автобусной остановке.
Да. Актёров ранее было не так много, но все они были калоритные, характерные, незабываемые.
Интересные воспоминания, Митрич.
Благодарю, Ольга!
Юрий Дмитриевич, вы меня простите, но вы так замаскировались, что я совершенно не узнала вас. Ни по стихам, ни по прозе. Этот рассказ я уже читала, и Ольга мне сказала, что вы наш Митрич. Рада видеть, но почему шутник??? Вы солидный серьезный автор и вдруг в таком гриме ?
Что до Ланового, так вы в Москве же живете, там, наверное, часто знаменитостей встречаете?
Алла, Вы простите меня, перестарка (от того, наверное, и деменция рулит), но не могу я никак Вас вспомнить. Сегодня даже перекопал авторов НА и второго моего “родного” сайта – Поэтов нет, но не нашёл пользователя с этим ником. Шутником я в инете ни один раз обзывался.Вообще-то этот ник меня довольно точно обрисовывает. У меня целый сборник шутливых стихов, а если к ним добавить ещё иронические и сатирические, то тогда потянет на треть моего пожизненного собр. соч. ))).
Интересные встречи у меня, конечно, бывали, и я об этом писал в НА. Сейчас (опять же в сочетании с возрастом) я, можно сказать, не выездной, домосидящий. Если куда-то и выберусь из дома раз в год, то Москву не узнаю. Чужой я стал для неё. И Москвой, и миром вообще для меня стал телевизор и компьютер.
На этом сайте я тоже чужой и думаю, что скоро слиняю. Пока, Алла!
мы пришли на НА почти одновременно с Тиной, Димой Фантастом, Надей Лис, Мы еще с Мориным дружили. Ну впрочем, не помните и ладно. С этого сайта не спешите сбегать, тут конечно, не НА но тоже дружная атмосфера. Правда основное общение во флудилках к конкурсам. Тут конкурс поэзии намечается. 14 февраля обозначат тему, вливайтесь. Вы молодец, везде успеваете. А насчет шутника, приятно удивлена, вы для меня строгий учитель. Но ямб от хорея я так и не научилась отличать))
Тиночка – прелесть. Она, пожалуй, лучшая поэтесса из тех, что мне встречались в инете (если только после Апполо). Морин – мой антипод. Может быть потому, что Вы с ним дружили, я Вас и не запомнил )).
Алла, я уже давно перестал участвовать в конкурсах, а в разного рода играх вообще не участвовал. Так что для меня это не завлекалочка.