Возможно я не озвучивал тут, но являюсь большим поклонником антиутопий. Социальные антиутопии, откровенно говоря, очень наскучили. “Мы” Замятина, “О дивный новый мир” Хаксли, популярный, но скучноватый, наверно потому, что сам вырос на антифашистском искусстве и, по сути, разницы между фашизмом и рассматриваемой организацией общества, вижу крайне мало – “1984” Оруэлла.” Москва 2042″ Войновича, когда-то казалось гротескной историей. Но, ознакомившись с научной методологией, скорее просто Войнович был большим реалистом.
И вот, постепенно через “Мечтают ли андроиды об электроовцах”, и многом другом пришел к антиутопии постапокалиптической.
Рассказывать обо всех произведениях этого рода можно долго. Больше всего распиаренной является антиутопия пост-ядерная.
Мое знакомство с творчеством Робера Мерля началось именно с него. Но, прочитав и прослушав множество его книг, могу сказать, что Мальвилль очень усечён и не раскрывает всего мастерства автора, который привыкнув к глобальной социально-реалистической драме и фантастике уместил свой талант в средневеково-футуристический жанр одного городка. Фильм получился откровенным буэ, но это на любителя. Вообще почти ничего из книги, только место и немного людей. От всего романа осталась только ядерная война. И то ух…
В романе поднимается проблематика местного уездного бюрократизма, карьеризма, предпринимательства.
Противопоставляется пуританско-традиционный католицизм и протестантизм. Указывая большую предприимчивость мира протестантов, ушедшего в какой-то мере от идолопоклонения перед статуями и священством церковников. Их методологией воспитания и т. Д.
Присутствует, явный или полускрытый антисемитизм, только в одном предложении. Но присутствует. Могу предположить, что поднимается проблематика полного незнания смыслов “Святого Писания” рядовым католиком, в условиях превознесения протестантизма…
И посреди всего этого, посреди бытовых социально-политических проблем и сельскохозяйственных и винокуренных забот большого хозяйства внезапно грянула ядерная война.
Стоит вспомнить, что именно Робер Мерль является автором антивоенного и антифашисткого романа “Смерть мое ремесло”. Имена изменены, но это практически полностью биографический роман Рудольфа Гёсса, основателя системы концлагерей и коменданта Освенцима. Где опять таки подчёркивается влияние супер-ортодоксального католицизма на становление фашизма. Самое занятное, что в то время, когда Робер Мерль его издал, некоторые всё ещё не верили в размах и обыденность машины смерти, организованной немецким фашизмом. Когда убийство людей превращение в обыденную работу. Ремесло.
Сам же Мальвилль, как и все социально-романтические произведения Мерля наполнен очень узнаваемой французской ментальностью, я имею в виду популярную ее часть. Свобода, равенство, братство. Свободная любовь. Пятая республика.
Мерль был убежденным гетеросексуалом. И свободная это любовь только с точки зрения тех, кто не читал Де Сада. И в принципе незнакомых с материалистическим подходом “французской любви” на фоне французской же романтики.
Я плохо знаком с нравами средневековой аристократии. Но вполне возможно, что все это в антураже событий. Когда на пятерых мужчин остается одна женщина.
А них, мужчин, Свобода, равенство и братство.
Я встречал очень жестокую критику от русскозычных блоггеров. Но, видимо, эти блоггеры не знакомы с особенностями русских фронтиров. Времен покорения Сибири и удержания Сахалина. (Об этом можно почитать в “Порт-Артуре” Пикуля и вообще в описаниях русско-японской войны этого же автора). И вообще реалиями русской глубинки вплоть до 21 века, а может и далее…
Незнакомые с этим господа, подобно “духовникам” дикарского племени из “Метро 2033”, видимо на всякий случай, чтобы в русской культуре, ни-ни не поднималась тематика многоженства и многомужества, стараются отречься от такого явления в любом человеческом обществе. ( А сами просто не признаются, о собственных половых практиках, умышленных или шансовых…)
И ужасаются именно ранее описанному, нивелируя социально-политический урок всего романа, сводя его к “недоразвитым французским крестьянам”. А по факту мы имеем дело именно с буржуа, вышедшим из крестьянства за счет своей предприимчивости и здравого смысла, старающегося помочь и другим осознать себя, как спобных к достижениям, а не только к слепому следованию, или помочь улучшить условия жизни других за счет собственной предприимчивости.
Все таки, Мерля можно упрекнуть в том, что хотя его главный герой и является бывшим директором школы, и учителем литературы, при этом владельцем огромного хозяйства, много раз делающим акцент на владении всеми аспектами хозяйствования, а также его “мастер на все руки” выживший друг, внезапно оказались полными профанами в таком простом устройстве, как электрогенератор. Ну мешало наличие электричества после наступления апокалипсиса сюжету.
Во всём остальном, Мерль показывает становление ортодоксальной церкви, как тирании, в момент человеческой беспомощности, и наличия проворного и предприимчивого обладателя гибкого ума с умением жить за счет других.
А также становления коллективного феодализма благородного управления. ( “Смерть Артура” после ядерной войны, ага)
Все антагонисты это бывшие “маленькие люди”. То есть поднимается проблематика большого влияния маленького, амбициозного клерка, страдащего от непризнанной гениальности, когда в его руках оказывается возможность руководить и принимать решения. Все приживалы становятся властью, когда нет настоящих свободных предпринимателей. И постепенно эти приживалы добивают всех оставшихся имеющих потенцию к действию. Любым методом. А власть удерживают с помощью запугивания, силы и газлайтинга.
Кстати сам Мерль был известным сторонником социального равенства и осуждал методологию “ловчения” в делах. Также он, по сути, является отцом основателем глубоко проработанной фантастики, связанной с межвидовым сотрудничеством с дельфинами. (в 1990е и 1980е была целая серия романов, сериалов и видеоигр продолжателей его идеи, рассмотренной в романе “Разумное животное”, хронологически, если строить “Миры Мерля”, эта книга должна точно предшествовать Мальвилю сюжетно. 🙂 ).