Век живи – век учись, как говорится. Посмотрела прелюбопытный научно-популярный ролик про инквизицию и… даже ее зауважала. Немного.
В принципе, я и раньше знала, что не инквизиторы сжигали еретиков – это делалось по приказу судов, возглавляемых феодалами, которым святые отцы передавали преступников. Церковь не имела права казнить людей направо и налево – смертные приговоры выносили светские власти.
А что касается пыток, то им в средневековой Европе подвергали вообще всех преступников, независимо от типа судебного производства. Вот только светские суды могли мучить обвиняемых сколько угодно, а инквизиторам запрещалось пытать подследственных дольше 15–20 минут за раз.
Зато с интересом выяснила, почему же именно испанская инквизиция стала эдакой притчей во языцех. Оказывается, она подчинялась не папе римскому, как организации других стран, а напрямую испанскому монарху. И могла привлекать к ответственности даже высокопоставленных грешников.
Более того к невежественному крестьянину или ремесленнику, впавшему в ересь, инквизиторы относились гораздо снисходительнее, чем к образованным аристократам, которые привыкли к безнаказанности. Эти-то, «пострадавшие от произвола», представители знати и очернили образ испанской инквизиции дальше некуда, создав множество соответствующих письменных источников. Ведь только они, не считая церковников, в то время владели грамотой, чем и воспользовались сполна, превратив организацию в настоящий жупел.
Такие сплетни быстро разлетелись по всей Европе, причем, с полного одобрения главы Ватикана. Дело в том, что Испания, которую мы привыкли считать давним оплотом мракобесия, дольше остальных европейских стран оставалась максимально толерантной по отношению к иноверцам. Это было связано с тем, что значительная часть ее территорий до объединения в единое государство несколько веков принадлежала маврам-мусульманам. И на тех землях царило разнообразие культур и религий.
Конечно, из-за такой «мягкотелости» другие европейские монархи смотрели на Испанию очень косо, мол, «развела тут еретиков и язычников». А глава католической церкви уже прямо требовал создать в стране инквизицию и разобраться с мусульманами, евреями и прочими нехристями.
Испанский король крайне неохотно согласился, понимая, что на кону стоит репутация государства. Но зато в отместку заставил хитрыми интригами негодующего папу римского согласиться на то, что инквизиция в Испанском королевстве будет подчиняться не Ватикану, а монарху. Вот и представьте себе, какие именно чувства питали к испанским инквизиторам тогдашние власть имущие, знавшие, что в случае чего, их даже папа римский не сможет «отмазать», как это бывало в других странах.
“Ну, наконец-то мы отомщены!” – подумали испанские инквизиторы и облегчённо выдохнули на том свете.
Заметьте, я вовсе не называла их белыми и пушистыми) Просто на фоне беспредела, творимого феодалами, инквизиторы выглядели меньшим злом. По крайней мере, для обычных обывателей.
Джордано Бруно восемь лет уговаривали добром отречься от оккультных практик. Не смогли. Теперь он для всего прогрессивного человечества – великий просветитель, а набожные земляки регулярно обливают его могилу помоями. Нет правды на земле! (С)
Все правильно, инквизиция это попытка создать нечто вроде суда с адвокатами и прокурорами, в противовес самосуду. Естественно эта попытка была не идеальной со множеством перекосов и злоупотреблений. Но именно инквизиция стала промежуточным звеном межу римским правом и современным светским судом. Как раз один из тех вопросов истории, которые не стоит идеологизировать и мазать одной краской.
А вот насчет толерантности испанцев к маврам и евреям я бы поспорила. Чистота крови это не пустой звук, реально отслеживали родословные. Ограничения были социальные и экономические. Так же были волны изгнания из Испании. В общем интересная тема. Спасибо за блог)))