Достаточно ли мы знаем о стрессе? Всегда ли осознаём, что испытали стресс? Я хочу немного рассказать об этом, основываясь на собственном опыте.
Многие годы я занимаюсь медитацией – по мере сил своих и возможностей – и время от времени наблюдаю, как она поднимает со дна психики что-то скрытое или накопленное. Случается иногда так, что входя в состояние покоя, я непроизвольно делаю взволнованный вдох-выдох, характерный для пост стрессового состояния. А ведь, казалось бы, в ближайшее время я не испытывал никакого стресса, напротив, почти весь день пребывал в неплохом или хорошем настроении. И тем не менее только что изжил стресс… Как это понимать? Разумеется, так, что стресс – это необязательно грубая встряска психики, он может быть (как, собственно, и конфликт) гораздо тоньше, чем многие его представляют, и протекать совершенно незаметно. Думаю, это зависит от того, насколько мы дружим с самими собой, – насколько важно для нас чувствовать себя хорошо и быть, что называется, на позитиве. Если хорошее настроение для нас не редкость, а норма, если большую часть времени мы с готовностью идём вперёд, стресс обычно возникает как незаметное подводное течение. А если мы живём так, будто идём по бездорожью… что ж, следовательно, чаще спотыкаемся и теряем равновесие, – стресс демонстрирует нам себя во всей своей красе.
Причины, по которым в большинстве случаев возникает стресс – неблагополучие в семье и нелюбимая работа. Но многие считают так: неблагополучие – это когда часто происходят конфликты, а нелюбимая работа – это когда она невыносима, и её нужно менять. Широкая распространённость такого взгляда говорит о том, что стресс для многих людей давно стал нормой, так укоренился в жизни, что практически слился с ней. На самом деле всё куда тоньше: отсутствие или недостаток каких-либо человеческих качеств в нас или в оказывающем на нас влияние окружении – вечная предпосылка для стресса. То есть его как такового может ещё и не быть, но все условия для него уже есть, и любой следующий шаг может к нему привести.
В чём заключается связь между стрессом и недостатком человеческих качеств, Вы, конечно, и сами знаете, но на всякий случай напомню: без последних мы не получаем то, ради чего живём. Например, как можем мы пригласить в свой дом любовь, если нам самим не очень хочется в него заходить? Как может поселится в нашем доме вечный спутник любви, доверие, если вскоре его станет выживать хозяйничающая в нём подозрительность? Как может быть частым нашим гостем беззаботность, если мы ещё не о чём толком не позаботились? Как можем мы испытывать чувство удовлетворения, живя в неубранном, неуютном доме? Лишь мимолётная радость может посетить нас, – а счастье… сколько бы мы его не ждали, не появится даже на пороге – потому что его мы создаём сами, приводя в порядок свой дом и приглашая в него лучших гостей. Мы знаем и то, что если не засеять землю, то какой бы плодоносной она не была, на ней вырастут только трава и сорняк. То же самое происходит с нами: если мы не имеем или не развиваем в себе все необходимые человеческие качества, внутри нас раз за разом будет возникать стресс.
Для кого-то, возможно, слова «развивать в себе качества» прозвучат как название какой-то сложной и неблагодарной науки. На самом деле вся эта наука сводится к одному единственному – осознанию. Всё, что нужно – это присутствовать при всём, что с нами происходит. Присутствуя, мы вроде бы ничего не делаем, но при этом постепенно лишаемся возможности лгать себе и другим, – и так развивается в нас честность и искренность; ничего не делаем, но всё чаще замечаем то, что было в нас скрыто или подавлено, – и так развивается проницательность и понимание; ничего не делаем, но это неделание нас обезоруживает, в том смысле, что наше эго получает дисквалификацию, и, хотя нам ещё долго быть эгоистами, мы уже не можем воспринимать свой эгоизм как нечто само собою разумеющееся, то есть перед нами просто обнажается тот факт, что у нас никогда и не было никакого оружия, мы не обладаем ничем таким, чем никто, кроме нас, обладать не может, – и так развивается скромность; ничего не делаем, но при этом всё больше верим в себя и доверяем себе; ничего не делаем, но почему-то всё с большим пониманием относимся к другим, и как будто сами собою возникают доброта и сострадательность. Так что с уверенностью могу сказать, что наука эта хотя и трудна (потому, что требует много энергии), но занимательна, как никакая другая, и польза от неё несоизмерима ни с чем.
Но – возвращаясь непосредственно к стрессу – в каких именно случаях он возникает, за исключением конфликтных ситуаций? Скажу просто: всякий раз, когда мы делаем что-то, что вынуждены делать, ощущая при этом нехватку позитива или мотивации, благодаря которым нам проще справляться с трудностями; а также всякий раз, когда происходит что-то, что демотивирует, опустошает, вызывает в нас нежелательные эмоции. Изнуряет ли на нас работа – в то время, когда нам не хватает энергии справляться с её тяжестью и/или монотонностью, – расстраивается ли гармония с близким человеком, проигрываем ли мы в игре, переживаем ли из-за болезни (собственной или кого-то из близких), разбивается ли о реальность очередная наша мечта (пусть и маленькая) или надежда, получаем ли мы отказ на наше обращение, истощают ли нас заботы, вызывает ли «головную боль» безденежье, охлаждаются ли отношения в семье, накапливаются ли мелкие неприятности, отягощает ли мысленный фон… возникает ощущение, что стресс ходит за нами буквально по пятам. Но оно так и есть. Вся наша жизнь – прерывистая череда стрессов, начиная с самого момента рождения. Из чего фактически следует, что полностью избавится от них нам никогда не удастся.
Однако стресс – это такой враг, благодаря которому мы можем и многому научится и большего достичь. Понимая, что часто становимся жертвами различных обстоятельств, мы также понимаем и то, что нам ничего не остаётся, кроме как учится преодолевать трудности и невзгоды. Ведь привыкание к роли жертвы означает потерю нити существования, приводит к формированию в нас обратного убеждения: жизнь не принадлежит нам, мы вовсе не живём, в этом мире следует быть более грубыми, более жестокими, более равнодушными – чтобы иметь защиту от последующих стрессовых атак. Нередко, впрочем, случается, что человек не грубеет, не становится злым, жестоким, но при этом и далеко не всегда справляется со стрессами, – потеряв (либо часто теряя) веру в то, что может быть лучше, он уныло бредёт по жизни…
Я хочу, чтобы как можно больше людей помнило: настоящая сила в знании себя, – как бы близко не был к нам стресс, ещё ближе мы сами. Когда мы видим и понимаем то, что с нами происходит, нам решать, с какими чувством выходить из очередной стрессовой ситуации. Вовсе не обязательно стресс должен управлять нами, и в трудные минуты мы вполне способны сами управлять собой.
П.С. Спустя несколько дней после публикации этой статьи на литературном сайте, мне случилось взглянуть на её тему под другим углом, и я понял, что упустил кое-что важное. И вот что это за упущение: частота возникновения стресса зависит не столько от наших внутренних качеств, сколько от доминант (назову их так), то есть от конкретных качеств, а также особенностей характера, движущих нами во внешнем мире, и области их применения. Иными словами: человек может быть не очень добрым, даже злым, но если он оптимально (для самого себя) задействован – благодаря каким-то другим своим качествам и/или особенностям характера – во внешнем мире, если, скажем, он занят любимой работой, то это и будет для него гарантией… если не того, что стресс практически исчезнет из его жизни, то, по крайней мере, того что он сможет быстро с ним справляться. Однако очень часто люди с доминтой – после того как она перестаёт срабатывать или когда для неё не находится области применения – впадают в пролонгированный стресс – депрессию. Так, к примеру, многие политики, бизнесмены боятся расстаться с делом всей своей жизни – потому как знают, без него их жизнь в каком-то смысле закончится. Исходя из этого важно помнить: доминанты, как и области их применения, временны, наши же человеческие качества ни в каких ситуациях не оставляют нас ни с чем.