В свое время манихеи составляли серьезную конкуренцию христианской общине, однако их слава была весьма непродолжительна. Слишком уж сложными для простых мирян оказались постулаты учения пророка Мани, и потому уже к X столетию небольшая манихейская церковь уцелела только на Дальнем Востоке, тогда как в остальных местах её последователи давно обратились в другие, более понятные и простые религии. Внезапное возникновение и бесславный конец, жестокие гонения и полная ликвидация – такова история манихейства в так называемом кратком описании, однако на деле это вероучение в свое время оказало заметный ход на мировую историю.
Её основатель происходил из царской семьи. Мать Мани была родом из армянского аристократического рода Камсаракан, отец – последним парфянским князем династии Аршакидов. Будущий пророк родился в Ктесифоне, очень большом и богатом городе, расположенном некогда неподалеку от современного Багдада. В те годы Ктесифон был столицей могущественной персидской империи Сасанидов, там пересекались караваны, шедшие из Китая в Рим, а на улицах мегаполиса звучала речь многочисленных народов Ближнего Востока и Европы. Зороастрийцы, христиане, иудеи, греческие язычники и буддисты мирно уживались под жарким ктесифонским солнцем, и здесь рано или поздно должно было возникнуть синкретическое учение, сочетавшее в себе черты авраамаических и индоиранских верований. Мани рос в многонациональной и, как следствие, многоконфессиональной среде, при том что родители пророка были христианами, но соблюдали иудейские обычаи. В юношеском возрасте его часто посещали видения. Светлоликий Двойник поведал ему о великом предназначении и рассказал основные положения новой религии. Следуя заветам голосов, Мани в 18 лет оставил родной дом и отправился проповедовать в Индию – страну, где, как он считал, свежие религиозные идеи приживаются быстрее чем где бы то ни было. К его разочарованию, манихейство там не удержалось. Большая часть индийцев исповедовала буддизм и индуизм, некоторые положения которых так же вошли в вероучение Мани, а он сам вдохновился жизнеописанием Будды и взял себе прозвище “Будда Света”. В Индии пророк пробыл три года, затем на корабле он вернулся в Харакену, небольшое арабское царство на берегу Персидского залива. Жители Харакены были язычниками, лишь немногие из них исповедовали христианство. Здесь проповеди Мани не произвели особого впечатления. Попав в опалу к местному царю, пророк вернулся в Сасанидскую империю и продолжил свою деятельность на родной земле, обретя все больше последователей.
Новый виток развития манихейство получило при дворе шахиншаха Шапура I (г.п 240-273). Шах укрепил границы империи, простиравшиеся от Грузии до западных окраин Индии, однако, чтобы удержать такую огромную территорию, требовалась некая единая идеология в лице веры. Долгое время государь делал упор на зороастризм – старинную иранскую религию, первую в числе монотеистических, которую к тому времени исповедовало множество людей как в Иране, так и в Средней Азии – сердце владений державы Сасанидов. Сильное влияние на Шапура оказывал зороастрийский маг (священник) Картир, последователь ортодоксального зороастризма, издавший первый кодифицированный сборник книги Авесты и устроивший гонения на последователей прочих религий. Мани, проповедовавший усредненный вариант между христианством, зороастризмом и буддизмом, однако, впечатлил царя больше рьяного мага. Пророк сблизился с властителем и по его указу написал труд “Шапуракан” с целью изложить основные постулаты нового вероучения. А они были следующими:
– Мир существует в трех эпохах. В самую первую он был строго поделен на светлое царство доброты и покоя и темное, наполненное злостью, раздором. Во вторую эпоху силы света развязали войну с силами тьмы, в результате чего современная царю эра представляла собой смешение обоих сил.Тогда же отец величия поручил нескольким духам создать человека и помочь ему сопротивляться тьме. Для спасения душ духи способствовали появлению среди людей пророков, которые открывали истину. Третья же эпоха – это конец света. Весь мир будет сожжен в огне, в ходе которого светлые души очистятся и попадут в свое царство, а темные будут заключены в гигантский огненный шар.
– Сам Мани считал себя апостолом Иисуса. У манихеев был свой глава, который руководил священниками, епископами и диаконами – так называемыми совершенными, чья жизнь состояла из череды ограничений. Простые прихожане так же были обязаны соблюдать определенные правила, например, блюсти телесную и духовную чистоту. Примечательно, что манихеи относились к телесному с еще большим отвращением, нежели христиане, из-за чего в их общине царило страшнейшее ханженство.
Шапуру, несмотря на все очевидные недостатки, религия понравилась. С его приказа манихейские проповедники отправились проповедовать учение по всей империи. Дошло оно и до соседней Римской державы, где, как и любое восточное веяние, очень быстро обрело множество последователей, несмотря на косые взгляды властей. Наибольшей популярности манихейство достигло в Средней Азии, особенно в среде древнего купеческого народа согдийцев. В их столице, городе Самарканде, возникла крупнейшая манихейская епархия, просуществовавшая вплоть до эпохи исламских завоеваний. От согдийцев учение Мани проникло в близлежащий Китай. Таким образом, спустя пятьдесят лет после первой проповеди пророка эта религия стала известна не в меньшей степени, нежели христианство.
Однако после смерти владыки пророк попал в опалу. Жрец Картир приказал новому государю заточить Мани. Он умер в тюрьме в феврале 277 года – и эта дата стала важнейшей в манихейской церкви. Вскоре после смерти миссионерская деятельность из самого Ирана прекратилась, но продолжилась в Средней Азии, где “штаб-квартирой” манихеев стал Самарканд. Так уж совпало, что расцвет учения пришелся на пик наибольшего могущества согдийцев, ставших полноправными владыками Шелкового пути. Епархия получала дотации как от согдийских царей, так и от купцов, и потому могла безбедно существовать несмотря на сильную конкуренцию с зороастризмом. Согдийцы принесли вероучение Мани в оазисы пустынного Западного Китая. Так как население этих оазисов было весьма неоднородным в этническом и религиозном плане, оно быстро нашло точку соприкосновения в лице манихейства – и очень скоро посреди “садов пустыни” заблестели главы манихейских церквей. К VII веку учение проникло и в континентальный Китай.
Тем не менее, в Европе, с признанием христианства государственной религией Римской империи, манихеи столкнулись с сопротивлением со стороны теперь уже христианской власти. В эпоху правления императора Юстиниана, жившего в VI веке, уцелели лишь самые стойкие общины – и те на севере Африки. В Иране, на родине учения, его успешно заменил зороастризм. К началу VII века манихейские общины сохраняли определенную власть в Западном Китае и Согдиане, но даже в последней они окончательно сдали позиции более популярному и понятному народу зороастризму. То есть, свой век манихейство доживало лишь в оазисах западнокитайских пустынь, но и там ему приходил конец.
Дело в том, что учение пришлось по духу уйгурам – кочевому народу тюркского происхождения, создавшему свое царство с центром в Монголии и Бурятии. Они единственные сделали манихейство государственной религией. В те годы Уйгурский каганат вел войну с китайской империей Тан, из-за чего Китае начались жестокие гонения на манихеев. Окончательно учение ликвидировали в IX веке, когда некоторые епархии попытались было бежать в Японию, но и там они встретили сопротивление со стороны властей. Презираемые всеми манихеи окончательно обосновались в двух западнокитайских оазисах Турфан и Дуньхуан, где дожили вплоть до монгольского завоевания.
Причина гибели манихеев проста – их религия была слишком далека от практической жизни. Никто из мирян не хотел подвергать себя насильному монашеству, а обеты манихейства предусматривали буквальный отказ от всего мирского. Даже в уйгурских оазисах Турфана, где в основном господствовал буддизм, манихеев было меньшинство. К 1000 году их могло и не остаться вовсе. И если бы не свидетельства современников, многочисленные упоминания в религиозных книгах и дуньхуаньская библиотека, сохранившая ценные рукописи V – XI веков, мы бы, возможно, никогда не узнали бы так много о манихействе.