Глоток. По телу разливается приятное тепло. Хруст. Малосольный огурчик прекрасно справляется с ролью закуски.
– Смотри, Степан, опять батюшка мирским трудом балуется! – обратился к своему товарищу мужик, тыча пальцем в сторону покосившейся избы за забором. В другой руке он сжимал луковицу, и уже через мгновение впился в нее остатками своих зубов, после чего вытер усы и бороду об рукав рубахи.
– Михайло, а хрен ли ему еще делать? Храм мы всей деревней ставили, бабы его наши прикармливают, чтоб с голоду не помер… – секундное молчание, чтоб прожевать кусок хрустящего ржаного хлеба. – А ведь еще пару лет назад в дурачках ходил, косу от метлы отличить не мог.
– Ой, вам лишь бы кого-нибудь оговорить! – вставила женщина, выглянув из окна над головами мужчин.
– Эй, цыц, баба! Лезешь не в свое дело. Лучше хлеба да соли подай! – мужчина, что жевал луковицу, махнул рукой в сторону своей жены, и наполнил стаканы пшеничным самогоном. – Будем, Степан.
И снова тело наполнилось теплом. Захрустели огурчики и лук, соль осыпалась с хлеба на рубашку и бороду. Чиркнула спичка и через мгновение в окно над их головами потянул табачный дым.
– Я так скажу, Степан, что поп, что баба – все нужны! – продолжил Михайло, но чуть тише, чтобы жена не услышала. – Бывает так неспокойно на душе, смотришь за горизонт, а он весь кроваво-красный. Думать сразу что-то дурное начинаешь. Бабе не расскажешь, засмеет. Куда пойти выговориться?
Глянул Михайло в сторону храма, перекрестился.
– Вот и идешь к батюшке. Разницы нет, был у нас Алексий, а теперь Димитрий, что изменилось? Ну не от миру сего, а как выслушать, так меняется сразу. То на тебя, то в небо глядит, губами шевелит. И вроде в пустоту обращается, а душе легче. И горизонт уже не страшит, и ночь уж не такая темная.
Так в тишине и докурили папироски.
Рассказ №19 Батюшка
Количество знаков : 1495
“А в Рязани грибы с глазами: их ядять, а оне глядять…” (С)
А чем там балуется батюшка? Дровишки колет? Или в поле за сохой? Тема, заявленная в названии рассказа, не раскрыта. Хорошо хоть огурчиков с лучком поели, спать лягут не голодные.
Хорошо и душевно. Добрые дела в некотором смысле вознаграждаются. Они дали шанс местному “дурачку”, а он подарил им то, что самому найти очень сложно – спокойствие. Рассказ понравился.
Профессия имеется в виду священика? И он работает с Богом, которого на самом деле нет? (Вечный теологический спор). Описание трапезы понравилось гораздо больше, чем попытка раскрыть тему. Язык сочный, яркие описания. Видна рука одарённого автора.
Согласна 👍🏻
не утверждаю, что Бога нет. Не спорю, что существует. Позволяю лишь верить себе и другим.
Вообще, тут еще (лично в моем сознании) мужик – как профессия) но только тссс никому 😁
Мужик, как профессия, это – круто! 👏
Мой внутренний антиклерикал орёт о своем праве слова и лозунги разные провокативного характера против церкви и её служителей. Надо ему как-то громкость убавить до выставления баллов (пока я просто читаю, потом перечитывать буду).
А вот пишет автор хорошо. Тепло пишет, живой рассказ, запах слышишь, хруст хлеба слышишь (и тоже попробовать хочешь). P.S. впился в нее остатками своих зубов – своих лишнее.
Странно, я не заметила вмешательство батюшки, балующегося мирским делом, в устройство гражданской политической власти, да и господства религиозной догмы в гражданской жизни я не нашла. Верить – не верить в существование бога – это личное дело отдельно взятого человека, не находите? И свобода совести всё еще существует, нет?
По мне так автор просто нарисовал зарисовку из жизни. Хорошо написал. Сочно. Вы вот даже хруст хлеба услышали, а вы его опустить решили, потому что у вас с богом отношения не выяснены. А пути господни неисповедимы. Один и порог церковный ни разу не переступил, а прожил жизнь в богом в сердце, а другой лоб расшибёт перед иконой, а к богу ни на йоту не приблизится.
И про “остатки зубов своих” – совсем не лишний штрих. Не озолотился местный батюшка, “неся веру в массы”. Просто живёт и служит тому, в кого уверовал однажды. Честно живёт. Не ворует. Не пьёт. Заповедей не нарушает.
Как? Получилось у меня громкость убавить вашему внутреннему антиклерикалу?
Удачи и вдохновения автору. Хороший рассказ. Только бог не суслик из анекдота ” Ты суслика видишь?
-Нет.
-А он есть”.
И вот раскрытия темы я как раз и не нашла.
а вы его опустить решили – собственно, это вы за меня решили, что я что-то такое решила. перечитала свой комментарий – ни на что, кроме желания вступить в ненужные дебаты с автором по поводу роли клириков, намёков не нашла. Но в дебаты вступать не стала, именно потому что ненужные.
у вас с богом отношения не выяснены – вы эту информацию напрямую от источника получили? В противном случае, вы берётесь судить о том, что вас не касается, раз, и о чем вы понятия не имеет, два.
Забавно, что именно вы решили поговорить на эту тему в комментарии, а я всего лишь высказалась по этому поводу. А “батюшка”, как персонаж не сказав ни слова, остался божьим человеком.
И я очень рада, что вы поняли, что
Предложение , кстати, не согласовано. Торопились написать? Не торопитесь – рано или поздно, но я прочту и отвечу. Хотя смысла в продолжении беседы на тему веры не вижу. Вы уже поняли, что вопрос веры в бога или не веры – это личное дело отдельно взятого человека, особенно в обществе имеющем не одно вероисповедание.
В любом случае, бог и клирики не есть одно и тоже
Да, и тут не теологический кружок. Желаете поговорить на тему – пожалуйста в личке. Но, сразу скажу – я верующая. И я католичка.
Даже не собиралась. Это вы на обсуждение воображаемых намерений и нерешенных проблем комментатора перешли.
Мне не кажется? Это же ваши слова?
это же не мой?
И еще. Напомните своему внутреннему, что
а “Беседка” вне политики. Вне рассовой и религиозной розни и об этом написано в правилах сайта. Процитировать или сами найдёте и прочтёте? Именно это я вам пытаюсь объяснить.
Надеюсь в этот раз вы меня поняли.
Мира, переходишь на личность неподготовленного новичка. так и Чувака накликать недолго))
В каком месте? Когда выступила на защиту безымянного, бессловесного ГГ неизвестного мне автора? Или когда предложила теологический спор перенести в личку? Или когда присекла попытку демагогии? А поняла. Когда напомнила о существовании правил сайта.
На сайте зарегистрированы пользователи от христиан (православные, католики, протестанты… греко-католики), евангелисты, иудеи, мусульмане и один последователь Винципунцли. А атеистов сколько… Не смейся, атеисты еще более фанатичны в том, что они не верят в бога.
Нам нужна здесь религиозная война? Нет. Поэтому, нужно думать что говорить и что писать. Я очень дорожу этим сайтом и провокации …
Одна такая уже сработала. Искры летят на форуме.
Вторая, если ты прав, работа №23.
Нужно думать.
Кто-нибудь, поделитесь, пожалуйста, способом сбросить вцепившийся репей, желательно случайно репей не повредив?
Учитесь. Первое, когда пишите о рассказе, то пишите о нём. О жанре, сюжете, развитии характеров главных героев, о точности/неточности авторских решений. Второе, не включаете в комментарий всего, что может спровоцировать любой спор между пользователями, способный организовать неприятности для сайта. Третье, не используете методики троллинга, риторические вопросы ( как сейчас про репей), попытку вызвать чувство вины и отвлечение внимания (https://litbes.com/concourse/shorts-36-19/#comment-139049) и прочих модных технологий воздействия на личность. Человек слаб. И обычно легко ведется на все эти приемы.
И всё! Но, до того как – думаете, потому что ещё Пушкин сказал, что нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся.
Вот вы давеча пошутили, а сайт на ушах стоит уже третьи сутки. Вы как? Просто удовольствие испытываете или это именно то, что вы и хотели? Сайт в результате скорей всего потеряет пару-тройку умных, грамотных авторов.
P.S. если работа №23, которую я лично, считаю провокацией, действительно окажется вашей, то я с вас глаз не спущу. Уж простите.
Смешная вы. Надавали советов непрошенных. кто вы, чтобы судить, что правильно, что нет и кому чему учиться? С таким стремлением всё переделать под себя высока вероятность заиметь проблемы со зрением и руками.
Глаз с меня не спускайте, если хотите. Может у вас только и осталось, что за мной следить, что ж тут поделаешь
А вообще, уже стало скучно, поэтому ваши следующие сообщения читать не буду.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется…
Делюсь с вами улыбкой в 27 зубов
Про сочувствие сказал не Пушкин, а Тютчев.
Точно. Спасибо, Лена. Заработалась 🙂
Это что за Дом Советов? Тебя кто-то нянечкой назначил? Что за беспардонное поучение свысока? Это по какому-такому праву? Где-то в “Правилах сайта”, на которые ты постоянно ссылаешься – к месту и не к месту – это написано?
Мира, ты меня иногда неприятно удивляешь.
Я терпеть не могу дедовщины – я её в армии нахлебался. Ещё не хватало на неё в Беседке нарваться.
-1
Удаление колючек репейника обычно происходит в два или три этапа. Каждый из них требует времени и терпения.
Играли мы как-то в настольно ролевую игру и был у нас там один клирик… а еще был эльф-полукровка…
С тех пор у меня аллергия на них (клириков и эльфов, а еще хуже – эльф-клирик) =)
😆
С вашего позволения, встряну.
Во-первых, зубы – это не про батюшку, а про Михайлу. Во-вторых, ОбляЧКо совершенно права, потому что человек не может впиться в луковицу (или во что-то другое) остатками не своих зубов, поэтому слово своих можно опустить.
Об этом тоже в рассказе написано?
Да. Покосившаяся изба чья? Видимо та, в которой батюшка и живет? И он мирским трудом занят, т.е. не ждёт манны небесной, а предположительно колет дрова/ метет двор, косит траву и т.д. Кстати, наезд про
храм же всей деревней не батюшке ставили, а во славу божью. Нет? А бабы прикармливают, так содержание прихода – удел паствы. Не знали мужики видимо. Да и то, что
говорит о многом. Закончил пацан городской семинарию и косы в глаза, наверное, не видел, вот и смешил деревенских. А то что сейчас разобрался думаю и вам понятно.
С “впился зубами”. Да, не к батюшке это. Мой косяк. Но когда вы читаете в какой-нибудь вампилской саге про “впился зубами/клыками в шею” не напрягает, да? Почему бы тоже самое не сделать с луковицей?
Ещё раз повторю: слово “своих” лишнее, потому что чужими зубами никто не впивается. К остальным словам претензий нет.
Про батюшку согласна, спасибо за пояснения.
Ну … это к автору. Думаю, что он уже понял.
лишнее, да. Спасибо за это очевидное для вас, но скрытое от моего взора, замечание. Попрактиковался на черновиках чтоб закрепить услышанное.
Спасибо автору за живописное описание бытовых сцен и внутренних раздумий персонажей. Рассказ красочно передает атмосферу простой деревенской жизни и позволяет читателю окунуться в мир обыденных забот и душевных разговоров.
Люблю я такие смачные рассказы читать. Вы бы автор написали продолжение в том же духе по типу «Тени исчезают в полдень»
Вот знаете, а почему бы и не попробовать)
Талант есть, жду роман или повесть😊
тогда жду ваш образ 😆 будете ПГГ
Мой образ в аватаре;)
Мне понравилась подача сюжета. Сильный текст. Тема присутствует. Над оценкой подумаю. Автору удачи!
Мушавером повеяло ))
Неужели со священниками так напряжно, что уже деревенского дурачка на это место ставят? Кстати, кто? Не сами же деревенские.
Язык – да, хорош. А с фокалом непонятки.
Образная зарисовка. Извечная тяга человечества выдавать желаемое за действительное. Достойный рассказ.
Где тема и где сюжет? Бытовая зарисовка, не более. Мораль вроде как : жизнь прекрасна всегда и везде. Ну, и получилось аппетитно.
несколько иная мораль закладывалась, но почему бы и не считать, что жизнь всегда и везде прекрасна)
А , какая профессия не существует священник или алкоголик? Кто занимается тем, чего нет? В принципе, в рассказе содержатся моральные наставления пьющему люду – это плюс. Церковь показана с положительной стороны – это тоже плюс. Произведение настраивает на что-то позитивное – это хорошо, но при этом не соответствует теме – это минус. Над баллом подумаю. Автор, вам удачи.
И священник и алкоголик (больше подразумевалось “мужик”). Но, так видел я в идеальной картине =)
сначала не поняла, а потом как понялааа…жизненно, тонко, ярко, глубоко. Но не десять пока
Доброго дня, уважаемый автор!
При чтении рассказа вспомнилась концовка советского фильма “Вий”.
Неторопливое повествование. “Смачные” описания.
Над оценкой подумаю. Но будет не ниже 7 баллов.
Успехов в творчестве и прекрасного настроения!
Колоритный такой, душевный рассказик. Простой, но в этом и вся соль. Читать приятно, подумать есть о чём. Хорошо.
Батюшка каким-то трудом балуется, а каким – не сказано.
Но вот диалог хороший, живой, а атмосфера вот таких простецких посиделках передана отлично. Прям хороший такой кусок текста.
Вкусно написано, аж есть захотелось. Тоже раздумывал над сатирой про РПЦ, но тема скользкая, а здесь автор хорошо её обыграл. С одной стороны обстебал, но с другой показал нужность. Не высший балл, но однозначно выше среднего
Начало и первая половина рассказа неплохи: сочные описания трапезы, незримо присутствующий батюшка. Развить этот потенциал не получилось. Диалогами тоже не проникся, как и рассуждениями. Справедливости ради, рассказ лучше многих конкурентов.
От РПЦ автору медаль кадилом зафигачат, думаю. А что делать таким как я, тем, кто верит в бога Вецлипуцли? Он, мой бог, страдает. Ему в жертву необходимо девственниц восемнадцатилетних, а где таких взять? Голодает он… Вот и фигня разная в мире творится. Хорошо, что у автора такой бог, мужик самогонки нажрался, бабу отлупил, покаялся и святой!
Удачи вам.
возможно, оценивать не с точки зрения верования, а с точки зрения читателя? Вы можете верить во что угодно и писать об этом, а я буду читать. И это никак не отразится на моих внутренних возмущениях – почему здесь пишут не о том Боге, которого хочу видеть я.
Если я верю только в черных драконов, как мне теперь жить с осознанием того, что кто-то пишет о радужных, золотых, морских и других видах этих сказочных существ?)
Красочно описанный рассказ. Чувствуется через него запах деревни, автору прекрасно удалось передать эту атмосферу. Для меня непонятно отношение рассказа к теме.
О, была уверена, что встретится РПЦшный рассказ))
Хорошая миниатюра, понравилось как изображён “деревенский русский мужик”: утончённостью слов и действий не отличается, но душевность и житейская мудрость в нём есть.
Неплохой шорт, написан грамотно, образно. Успокаивает сердце, что всё-таки положительное отношение к церкви перевешивает, хотя всё равно повествование идёт через форму сатиры. У меня остался вопрос – к какой эпохе относится сюжет? Для дореволюционного времени, на мой взгляд, по мышлению герои не соответствует, да и для сегодняшнего дня их образы как-будто не точны.
покосившейся избы за забором – это из какого идеального мира такая картинка? 😁 Кроме мира воображения, ни в каком другом такое что-то не наблюдается(((
Если расск – описание начала прошлого-позапрошлого или остальных поза-веков, то описано и читается неплохо. Но остаётся вопрос – а тема где?
чтож такого в покосившейся избе за забором?)
тему я вкладывал в священника и грамульку в мужика. Но он залил все самогоном…
Хороший, антирелигиозный рассказ. Нечасто такое можно прочитать. Пожалуй соглашусь с Автором – если человеку хочется во что-то верить, то он ни перед чем не остановится. Ну да ладно, лишь бы не во вред. Рассказ понравился.
Шорт понравился авторским высказыванием: хоть для чего-то нужен батюшка, которого держат за деревенского дурачка, этим двум выпивохам. Значит, не все еще потеряно – шевелится в них душа. По стилю: автор слегка злоупотребляет притяжательными местоимениями. Уже говорили о своих зубах. Есть еще своя жена и их головы. :-))) Но это – мелочи. Спасибо, автор.
Превосходный рассказ. Автору удалось мастерски обыграть и скользкую религиозную тему, и трудную деревенскую, не скатившись в классическое: “Инда взопрели озимые. Рассупонилось солнышко, расталдыкнуло свои лучи по белу светушку. Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку…”.
С точки зрения деревенских мужиков, священник занимается тем, чего нет. Мужики в Бога не верят. Для них батюшка Димитрий – бездельник. Священник существует благодаря бабам. Они ему верят.
Для мужиков он вроде психотерапевта. Но кто из мужчин верит психотерапевтам? В финале ход мыслей героев меняется, выясняется, что Бог им нужен. Написано виртуозно, ненавязчиво. Автор – писатель высокого уровня. 10 баллов. Явный кандидат в призовую тройку.
Благодарю за высокую оценку и такой приятный объемный комментарий-отзыв.
Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ. Тема, если как-то косвенно и раскрыта, то я её не разглядел. До среднего уровня очень не дотягивает. Удачи, автору в конкурсе.
Что-то такое в духе Прилепина. Сельский быт, поданный умелым стилем. Вроде и сюжет какой-то вялый, но тем не менее рассказик произвёл приятное впечатление. Поставлю шестёрку – за то, что атмосфера передалась точно и объёмно
Я не люблю наезды на священников и на Бога. Особенно намеки, что Его нет. Потому что я точно знаю, что есть. Ну да ладно, написано хорошо. Однако, идеи какие-то нехорошие толкаются автором. Дескать, Бог (ну и священники) нужны тупым мужикам, чтобы между распитием самогона и при красном закате на душе легчало. Не нравится мне это совсем.