Именно, что субъективный, то бишь не претендующий на истину в первой инстанции.
Так что, если Вы, увидев заголовок, закатили глаза с мыслью «опять этот чел топит за правописание» и потянулись к клавиатуре писать саркастические/язвительные/презрительные комментарии, то спрячьте эти «помидоры» и отложите в сторону «тухлые яйца». Отнюдь не собираюсь кого-либо в чем-либо убеждать или что-либо кому бы то ни было доказывать. Нет, хочу просто, что называется, поразмышлять вслух.
Поэтому, если не хотите слушать, вовсе не обязательно читать дальше. Пролистайте назад и откройте другой текст в библиотеке Беседки. Она смело может похвастаться далеко не одним десятком хороших историй и не меньшим количеством историй отличных, не говоря уже о поэтическом разделе. А мое занудное брюзжание предоставьте слушать другим.
Тем, кто дочитал до этого абзаца, скажу, что автор сих строк к тому же не профессиональный литератор (будь то издающийся автор, корректор, редактор или иной связанный с созданием литературных произведений специалист), не филолог, не преподаватель русского языка и литературы, не историк словесности.
Я написал, наверно, сотни полторы стихотворений (большая часть из которых ныне утеряна), но поэтом себя не признаю. Написал примерно полсотни рассказов (по львиной доле которых плачут «помидоры» и «тухлые яйца»), малая часть которых публиковалась только в интернете и особого успеха у публики не снискала. А две мои попытки написать роман и вовсе закончились постыдным фиаско.
Однако в свое оправдание и в защиту этого очерка скажу, что люблю литературу и готов полюбить всех, кто разделяет со мной это чувство (в разумных пределах, разумеется). Готов и крупицами наработанного мною опыта со всеми желающими поделиться.
Однако навязывать никому ничего не хочу, так что даю последний шанс отложить чтение до лучших времен.
Тем, кто дочитал и до этого абзаца, приношу извинения за столь пространное вступление и предлагаю дружбу.
Теперь, собственно, размышления о грамотности.
Каждый из нас учился в школе, и помнит предмет, именуемый «русский язык». Кому-то он давался легко, кому-то не очень (мне легко, поскольку читать я любил с детства, но сочинения писать не любил). Но разговор сейчас не о школьной успеваемости и не об уровне грамотности среднестатистического россиянина среднего возраста, живущего в России образца две тысячи двадцать первого года. Речь о писательстве.
О писательстве, как процессе создания литературных творений (не просто текстов), и о том, как эти самые творения воспринимаются читателем. Именно в последнем мне видится суть поднятого в заглавии вопроса.
Ведь вся магия литературы в том, чтобы созданный автором текст во время чтения становился для читающего не набором букв и символов, а мыслью, образами, чувствами – телепатическим сигналом из разума автора в разум читателя.
При этом совершенно не важно, какую цель преследует автор, когда пишет свои истории. Не важна аудитория, на которую он рассчитывает. Не важно даже отношение читателя к истории. Неважно ничего, кроме самой истории, кроме того, как точно/четко/полно она раскроется для воображения другого человека.
Вот тут-то и выходит на сцену грамотность. Она делает превращение букв в образы более плавным. Да, грамотность не единственный столп, на котором стоит литература, но этот столп стоит в центре. Грамотность – это деревянные доски в подвесном мосту восприятия, по которому история шагает от автора к читателю.
Так, по крайней мере, работает мое собственное воображение: пока глаза считывают текст, воображение перерабатывает его в историю. Чем «ровнее» текст, тем четче картинка.
Поэтому, когда история уже рассказана (записана), я всегда советую авторам уделить пристальное внимание тексту. Ведь чем меньше в нем будет ошибок, тем больше у читателя шансов «погрузиться» в саму историю.
Однако есть одна такая большая проблемка: далеко не всем (если не одним только редким исключениям) грамматика русского языка дается легко. И это факт, который сложно игнорировать.
Кстати, это верно не только для русского языка. Например, Уильям Странк в «Элементах стиля» написал о грамматике, что «если вы этого не знаете, то, пожалуй, уже поздно». А Стивен Кинг в «Мемуарах о ремесле», что «человек либо воспринимает грамматику своего родного языка из разговора и чтения, либо нет».
Порой думается, что высказывания эти интернациональны. Однако это не говорит о том, что автор не должен повышать свой уровень владения языком, на котором он пишет.
Так какой же ответ на вопрос «Для чего автору грамотность?»
Мой ответ будет таким: для того, чтобы истории, которые рассказывает или еще только собирается рассказать автор, имели больше шансов ожить в воображении читателя. Разве не для этого существуют истории?
Кирин59
Пишите правильно, пишите красиво)
Да, кто бы в этом сомневался? Естественно, нужно писать грамотно, и не обязательно только писателям, а всем кому нужно что-то написать. Это настолько очевидный факт, что он граничит с банальностью. Однако, многие люди, как вы и упоминали в своей статье, пишут безграмотно. И так как я причисляю себя к этой когорте, то хочу объяснить этот феномен с другой стороны.
Я тоже в детстве много читал, и часто с фонариком под одеялом, втайне от родителей. А в школе очень много внимания уделял русскому языку, зубрил правила. Но на письме, хоть тресни, делал кучу ошибок. Не то, чтобы я не знал правил. Когда училка возвращала мне мое изложение, или диктант, весь исчерканный её исправлениями, я был на сто процентолв согласен с каждым из них. Но, во время письма, я просто этого не замечал.
Позднее, при чтении я понял, что, за исключением редких случаев, я не обращаю внимания на знаки препинания, а ставлю ударения там где мне кажется нужным.
Вот например как я читаю пушкинские стихи. https://youtu.be/EmElXPdqLFc
После какого-то момента ты сживаешься с текстом, и видишь его как единое целое, не расщепленное знаками препинания.
Позднее, в связи с моим местожительством, на мою хроническую безграмотность в одном языке, наложилась безграмотность в другом. В английском языке правила пунктуации совсем другие, и только черт поймет, как ударения при чтении у них соотносятся с их расстановкой знаков препинания.
Здесь я попытался участвовать в нескольких шортах. И, естственно, первым, на что обратили внимание – это на мою безграмотность. Поэтому я перестал участвовать в конкурсах. Вернее перестал бороться за приз и тратить время на анализ чужих текстов. Зато по теме шестого шорта я написал восемь разных текстов, в которых я уделял самое большое внимание грамотности.
Что я могу сказать в заключении? Способности к грамотному письму – это такие же способности, как и способности к математике, физике и другим наукам. У кого-то они есть, а у кого-то их нет. И если людям без математический способностей можно спокойно существовать, то на безграмотных будут всегда дружно показывать пальцами и кидать в них гнилыми яйцами. Поэтому, на большие тексты нужно брать себе редактора, а еще лучше иметь грамотных жен, вроде Мэри Хемингуэй, которая всегда вычитывала безграмотные тексты мужа. )))
Дорогой автор, я ожидала каких-то полезных советов, а вы просто лили воду?
Заставили прочитать о том, что и так мы знаем. А нам , мне, ему(mgaft) нужна конкретная помощь? как была в предыдущих заметках ??♀️
Простите, Дорогая Жемчужинка, но, боюсь, в случае с грамотностью единственным полезным советом будет только “старайтесь писать грамотно”.
Признаю и каюсь: лил воду. Хотел только на свою душу, но потом решил еще и на Бублику плеснуть) Но я все же считаю, что ничего и не обещал читателям, называя эту статью очерком-размышлением и вставляя в нее два пространных предисловия.
Так что, простите за это еще раз, в данном случае конкретной помощи я оказать не в силах.
Для чего писать грамотно понятно, осталось разобраться как?
mgaft, кстати, уже дал один совет: давать читать другим.
Давать читать другим, ?хорошая идея?
Дело тут за малым: найти того самого другого, кто за просто так согласится вычитывать тексты.
Не поверите, такие люди есть, и прочтут и исправят;)
Ну, да вы везучка. А кому-то жениться придётся ради этого. Как когда-то Хемингуэй.
Надо искать и уметь найти подход☺️
Грамотность автора – это признак того, что автор уважает читателя. Автор может сколь угодно долго и пространно объяснять, что его муза – дама весьма прихотливая, и коли уж накрывает вдохновением с головой, то не до правки ошибок становится.
Но автор забывает, что это не моя муза и не мой текст. Меня вдохновение с головой не накрывает, поэтому и читать насквозь безграмотный текст становится не только неинтересно, но даже где-то и противно.
Помню, читала фантастический рассказ с весьма занятным сюжетом. Однако, автор того творения был мало того, что крайне безграмотен, так, видимо, еще и страдал лёгким психическим расстройством. Потому как он хотел, к примеру, написать “гашетка”, но у него упорно получалась “кушетка”. И так сплошь и рядом. Как он пояснял сам – когда он пишет, то не обращает внимания на такие мелочи (!).
Хорошо. Когда пишешь, то не обращаешь. Но потом-то, перед выкладкой на ресурс, что тебе мешает проверить текст? Я прихожу к выводу, что только неуважение к читателю. Типа. и так сожрут. Время еще трать на них.
Если чтение не помогает, неграмотным авторам советую обзавестись грамотной бетой, желательно платной, чтобы отрабатывала заказ не по-дружески, а за деньги. Поверьте, пара профессиональных корретировок, и у вас наладится письмо.
Грамотность автора – это признак того, что автор уважает читателя.
Создается впечатление, что автор может выбрать: “Хм. Как бы мне сегодня написать, грамотно или безграмотно? Дай-ка я сегодня напишу безграмотно, чтобы выказать мое неуважение к читателю”.
Неграмотность не имеет ничего общего с неуважением к читателю. Зато имеет сто-процентную корреляцию с неспособностью автора написать грамотно. Как говорится “Рад бы в рай, но грехи не пускают”.
Да, можно пропустить свой опус через Ворд или Гугл документ. Можно прослушать его через Гугл переводчик. Но это все равно не остановит определенных ошибок. Текст должен пройти через корректора, а еще лучше через редактора.
Я помню одного тупого американца. Когда я поместил решения уравнения на одном сайте, он обнаружил у меня грамматическую ошибку и сказал:
— Невозможно, чтобы ты смого решить такое сложное уравнение, но не мог написать правильно самую простую фразу. Ты просто нас не уважаешь.
Вот именно поэтому я и советовала бету. Дислексия – не оправдание, чтобы выкладывать неграмотные тексты.
Если автор не способен писать без ошибок, ему стоит раскошелиться, чтобы привести своё творение в читабельный вид. Мы не в доколумбовые времена живём, стоит бросить клич, и ваш опус вычитают и вылижут от первой запятой до последней.
Людям, обладающим т.н. “природной грамотностью”, становится физически плохо от того, что им иногда приходится читать. А самое забавное – это когда на упрек автору текста, выложенного на литературном портале (!), следует ответ: “Мы не на уроке русского языка”. Я на вот это вот как должна реагировать? Извиниться за то, что я в школе хорошо училась и умею усваивать информацию? Видимо, скоро придётся. По нашей с вами действительности это уже считается недостатком.
Поэтому, я остаюсь при своём: грамотность текста – это уважение к читателю.
Во всем должен быть баланс. Отдать свою работу настоящему профессионалу cтоит 50 долларов за 2000 слов. Я проверял. Смешно платить такие деньги за рассказ, который стоит то максимум 10 центов, когда все остальные платят за него дудли.
Никто не просит вас не занижать оценки за неграмотно написанное произведение на конкурсе, или не реагировать на неграмотно написанный текст здесь на Литбесе. Чужая неграмотность – это не ваша проблема.
Но говорить, что это неуважение – тупость. Несмотря на полученные хорошие оценки в школе.
.
Хорошо, я тупая. В таком случае, я предпочту читать тексты такие же тупые, как и я сама.
Yeah. Go for it.
Друзья, прекратите этот бесполезный спор и согласитесь, что к грамотному письму нужно стремиться любыми доступными средствами, только и всего.
Друзья, прекратите этот бесполезный спор и согласитесь, что к грамотному письму нужно стремиться любыми доступными средствами, только и всего.
На сто процентов с вами согласен.
Прочел тут тему. Очень интересные позиции высказали под статьей. Так как я безграмотен, то тут повисит мой комментарий. Типо при деле. Добра Всем.
Лишь недавно научилась молча читать тексты с грамматическими ошибками, раньше всегда делала замечания и даже легкую вычитку, и если автор не был агрессивен, то помогала бескорыстно (теперь имею постоянных клиентов на вычитку). Скажу честно – мне, человеку с врожденной орфографической зоркостью иногда больно читать безграмотные тексты. Я стала замечать, что лезу в орфографический словарь, чтобы развеять сомнения. И еще. Если раньше учителя для “подтяжки грамотности” советовали ученикам больше читать, то теперь этот совет весьма сомнителен, ибо кто знает какая книга попадет в руки ученику…
Я тоже порой пользуюсь орфографическим словарем, если есть сомнения в написании того или иного слова. И считаю это правильным, поскольку словарь – важный инструмент автора.
И насчет чтения в качестве тренера по грамотности не могу не согласиться. Несколько раз в книгах (официальные переводы известных романов) видел простейшие ошибки.
Однако чтение представляется все же единственным проверенным способом повысить грамотность без зубрежки правил и без лишних заморочек.
вот мне просто стало интересно: некоторые тут топят за то, что человек не способен (!) писать грамотно. Это он просто там, типа, болен.
Т.е., человек не может запомнить простейшие правила на “-ться” и “-тся”, на “ни кому”, “ни когда” и “ни где”.
Это этот человек дурак, или я тупая, потому что требую соблюдения простейших(!) правил русского языка.
Не уверен в правильности характеристики “болен” в отношении способностей человека писать грамотно или, вернее, не способности. Сомневаюсь даже, что писать грамотно – это способность.
Но, как показывает практика общения с людьми, некоторые и правда не способны запомнить даже простейшие правила. И рискну предположить, что разгадка тут кроется не столько в здоровье, сколько в психологии. Поскольку мне лично думается, что навык грамотного письма каждый развивает до своего определенного уровня, который его устраивает, вне зависимости от мнения других людей. И тут уже бесполезно что-то требовать.
Наверно, поэтому я не сижу в соцсетях, вроде ВК, где люди пишут как попало.
Автор, именно “болен”. Человек, который не в состоянии запомнить, что “никому”, “никогда” и “нигде” пишется слитно, – его можно назвать здоровым? Человек, который не в состоянии запомнить простейший проверочный вопрос на “-тся” и “-ться”, – это здоровый человек?
Ведь этому всему учили в школе. Он там, в школе, что, бамбук курил?
Как я лично считаю, то этот человек болен дислексией. Этот человек неспособен усваивать поступающую информацию. Ну, а коли так, то и нечего этому человеку делать среди здоровых людей. Пусть валит к психиатру.
Так на всех психиатров не хватит)
В статье упоминалось, что у всех разные были оценки по русскому языку. Но это нисколько не говорит о психологическом здоровье человека.
К тому же все мы склонны ошибаться. Я вот часто неправильно пишу “не смотря на”, во что не единожды был тыкан носом одним из пользователей Беседки.
И я нисколько не оправдываю авторов с невысоким уровнем грамотности. Наоборот, статьей хотелось призвать к повышению оной для пользы личной и читателей.
Но это нисколько не говорит о психологическом здоровье человека.
Ну как по мне, так говорит. Человек, который соглашается с тем, что безграмотен, потому что, да – скурил в туалете учебник по русскому языку, и человек, который утверждает, что он просто не способен(!) писать грамотно. Вы не находите, что это несколько разные вещи?
Разумеется, что это разные вещи. Но разница лишь в отношении человека к своему уровню грамотности. Считает, что не способен, ну и Бог с ним. Ни нам с Вами, ни кому бы то ни было его уже не научить. И тем более не убедить, что он не прав.
свою грамотность никогда не поздно подтянуть… самообразование великий фактор, тем более для человека пишущего.
Абсолютно согласен. По этой причине и написал данную статью.
Надо создать на форуме раздел « Ликбез» с наиболее важными правилами грамматики ??
Они все важны)
Я учитель начальных классов (стаж 31 год). Вы себе не представляете, какой это адский труд научить грамотно писать в современных реалиях((( можно списать на гаджеты и тд. А ведь в беседке в основном люди советской школы, тогда еще не испорченные интернетом, (простите, не удержалась). И еще, девочки, которым делаю корректуру, уже четко ставят запятую после “конечно” и различают -тся -ться, ну и еще по мелочи…
Я как раз могу только представить, как это сложно. И потому не могу не выразить восхищение Вашим трудом.
Мне самому тридцать два года, но я понимаю Ваше негодование – сам постоянно удивляюсь, когда взрослые люди пишут, как пятиклассники.
Раздел создан друг мой, дерзайте, в помощь нам Незнайкам;)
Та видела) там отсылки на сайты, вводи текст и жди… ниже тоже видела правила… не вижу здесь смысла это делать, могу только отправить на группы-сообщества в ВК типа “Первый класс для писателей”. Но вообще важна тренировка – тренинг: я обратила внимание, что за год корректуры гуглдоках девчонки стали чище писать, особенно после моих возмущенных визгов из-за ошибок на самые элементарные орфограммы.Естественно с моим подробным объяснением.
Смысл есть и незнайки тоже, а вам решать, как помочь, вам же потом тексты наши читать и ошибки глаза режут?
ох, и правда иногда режут, прям из текста выбивают)))но я скоро буду во времени очень ограничена, школа начнется, ученики, планы, уроки, да и свою сказку пишу в аврале… но правки вам буду делать, если вы не против))
Задумалась… Если способности к грамотному языку приравниваются к прочим наукам, таким как физика и математика, то может быть не владея языком не стоит писать на публику вообще, ротому как не дано?
Мне кажатся, что не правильно это, когда автор мыслит, а преподносит нам его мысли редактор. В таком случае нарушается авторская целостность и направленность повествования, если конечно автор и редактор не работают единовременно в тандеме.
Редактор не столько преподносит мысли автора, сколько придает им правильную форму, ту которую читатель сможет усвоить
без ущерба для глаз и психики. Вот несколько грубая метафора: автор рыбу выловил, большую и красивую, редактор ее разделал, приготовил и красиво уложил на тарелочку, читатель восхитился вкусом и осознал, что эта рыба стоили того, чтобы ее поймать и съесть. Я в этом процессе стараюсь делать ставку на рыбу, да на рыбака, он много знает о рыбе и рыбалке, в отличие от повара, тем более, что повара никогда не видно и не слышно.А суть статьи лишь в том, чтобы авторы начали самосовершенствоваться. Не у каждого из нас есть беты, редакторы и корректоры, а писать хочется, да чтоб читали)
Вода водой. Вот я был раньше на сайте ньюавтор, там Сирена(Ирена Сытник) модератором была. Как она мне помогла! Взяла и вычитала целый роман – В паутине чужих миров. А перед этим Новым годом Тина вычитала два рассказа просто так, потому что понравились – Блювакалы и Ловушку и оба опубликовали. Спасибо им!
Юра, вот скучаю я по ним всем ? Какое живое было общение))
Так я и не скрывал этого)
Вам очень повезло встретить таких людей. Жаль, что не у каждого молодого автора есть такие прекрасные знакомства.