Рассказ №9 Эксперимент

Количество знаков: 19736

ЭКСПЕРИМЕНТ
Так уж сложилось, что Павел Андреевич Верёвкин был единственным непьющим мужиком на всю Колупаевку. Это не значит, что остальные поголовно бухали, а Верёвкин за сорок пять лет капли в рот не брал. Брал, конечно! Ещё как брал. Бывало, так закинет Павел Андреевич за воротник, что находили его только под утро в глубоком обмороке где-нибудь в канаве. Только то раньше было, пока в него молния с похмелья не ударила. А после того, как молния ударила – ни-ни. Совсем!
Говорил Верёвкин, что после удара на том свете побывал и такое видел, что и рассказывать страшно. Охали от его слов люди, головами качали. Старались показать, как им не всё равно, как они ему сочувствуют и верят, да только каждый при этом про своё личное думал. Одни за спиной пальцем у виска крутили, другим – напротив, боязно делалось. Мол, как же нам грешным будет на том свете, ежели Верёвкин этот не врёт, и он – «тот свет» этот – и правда где-то там есть? Вдруг там и правда черти или ещё кто похужее обитает? Кто ж знает… Верёвкин-то ничего более про «тот свет» не рассказывает. Думали они так и с тоски опрокидывали вовнутрь кто пятьдесят, а кто и все двести.
Соберутся, бывало, родственники или односельчане поминки справлять или свадьбу чью-нибудь праздновать, разоденутся в красивое, мужики в сапоги помытые обуются, бабы накрасятся как на танцы, и ну давай самогонкой линзы заливать. Мужики между собой пьют, иногда даже тосты говорят за будущие успехи одиннадцатой пятилетки, а на непьющего соседа внимания не кажут. Вроде как брезгуют с непьющим радостями делиться. Игнорируют, значит. А Павел Андреевич сидит в уголочке тихонько… маленький, щупленький, плешивенький, улыбается умилённо и слезу из левого глаза выдавливает. Вот, мол, как хорошо некоторым на этом свете живётся. Вот как радуются они, гуляют и ничего плохого им от этого не делается. Повезло!
Терпел Павел Андреевич и старательно думал о том, что на утро всем этим людям плохо сделается, и только он один по Колупаевке будет петухом ходить, опухшим соседям улыбаться и, в знак приветствия, кивать налево и направо. Не со зла он так думал, не злорадствовал. Просто тешил себя так, успокаивал. На том и держался.
А ещё у Павла Андреевича жена была – Любаленька. Дородная баба. Крупная. Кровь с молоком! Качественная баба, хоть и не красавица.
Гордилась Любаленька недюжинной способностью благоверного к трезвости, и при любом удобстве не брезговала напомнить о том бабам-подругам. Мол, их-то мужики – вон, бухают, как не в себя, а мой-то – вон как! Непьющий! Сам не пьет, и другим по-человечьи жить не мешает. Молодец!
За это бабы недолюбливали Любаленьку. Всячески обзывали за спиной паскудой, но в глаза плохо никогда не говорили. Боялись, что по морде дать может. Да и знали в глубине души, что права подруга, просто признать истину духу не хватало. Делалось от этого бабам горько, потому и паскудили Любаленьку по чём зря. Но только за глазами! А в глаза не паскудили – боялись. Потому как крупная была.
А еще у Верёвкиных дети были – Юля и Серёжа. Тоже, значит, Верёвкины. Серёжа к тому времени уже вырос, возмужал и съехал в город в механический техникум поступать, на сварщика. На сварщика не взяли, зато взяли на токаря, чем весьма огорчили Павла Андреевича, потому как тот уж пятый год спал и видел сына сварщиком четвертого разряда в местном совхозе имени товарища Мичурина. Зато Серёжа не огорчился, а наоборот обрадовался, потому как токари в совхозе были без надобности, а нужны были только на заводах в городе. А он на завод хотел, чтобы в городе жить.
Так смог Верёвкин-младший вырваться из деревенской глуши в областной центр со всеми удобствами и перспективой устроиться городским человеком. Жил в общежитии третий год, иногда разживался харчами у родителей и снова в город возвращался.
Юля же росла умницей, красавицей и завидной невестой. Бегали к ней, к десятикласснице, женихи местные с прыщавыми физиономиями и на мопедах «Верховина». Да только девочка всем отказывала, мечтала тоже в город перебраться, завидовала брату и ждала, когда сможет так же вселиться в общежитии какого-нибудь ПТУ. Уж там-то жизнь вольная заворожит, закружит! И украдет её какой-нибудь принц голубоглазый без прыщей и в джинсах, и увезёт далеко-далеко, если не на белой «Волге», то хотя бы на красных «Жигулях» с тонированными окнами.
Так и жили супруги Верёвкины неспешно: ни мужики с ними особо не знались, ни бабы большой радости не выказывали, ни даже собственные дети большой любви не питали. Зато промеж собой были счастливы и дружны супруги Верёвкины, как дельфин с русалкой, но только без хвостов.
Так бы и жили душа в душу, только дёрнула как-то нечистая Павла Андреевича на рыбалку пойти. Точнее дернула-то, как раз, не нечистая, а обычный сосед Верёвкинский – Василий Степанович Червяков, местный дачник, бывший мастер сушильного цеха табачной фабрики. Это он на рыбалку Павла Андреевича дёрнул, а не нечистая. Наплёл что-то про индейцев майя, про лунный календарь, про то, что клевать будет обязательно. Верёвкин ничего не понял, но всё равно согласился, чтоб не быть дураком.
Вообще Червяков был рыбаком заядлым, даже профессиональным, и совсем без улова домой никогда не возвращался. Верёвкина с собой звал частенько, но тот всегда подыскивал причину для отказа, а иной раз и честно признавался: «Не люблю! Не рыбак я, Вася. Не моё это. Да и рыбу эту не ем – болотом воняет».
Но Червяков его не слушал. Он прекрасно знал, что Павел Андреевич – человек непьющий. Тем и ценен, потому как рыбалка по определению – дело к питию располагающее. И если взять с собой кого-то другого, кого-то пьющего, то обязательно придётся с ним выпивать, а то даже и весь день пить. И тогда не то, что рыбалку… дай бог свет белый к следующему утру разглядеть. А ради чего тогда у реки торчать? Ради чего два километра по лесу брести, если нажраться и дома можно? В-общем, смысл всей рыбалки терялся с пьющим напарником. А вот с непьющим – другое дело. И рыба ловится, и поговорить можно, и голова с похмелья не болит. Сплошные выгоды.
Потому приходилось Василию Степановичу каждый раз какую-нибудь замануху придумывать, чтобы у соседа интерес к процессу возбудить. То сон ему, якобы, приснится про русалку голую, которая ждёт их обоих аккурат возле сижи. То звёздный фон вдруг вырастет и станет необычайно благоприятным для клёва, а не как в прошлый раз. То гороскоп он составит рыбацкий. А то и видение пророческое на Червякова снизойдёт посреди бела дня прямо во время окучивания грядки с картошкой. Ну а в этот раз майя в своих каменных манускриптах про Колупаевку ихнюю чего-то там понаписали. Мол, в тыща девятьсот восемьсят четвертом, семнадцатого июля клёв на речке Жучке будет отменный. Факт и всё тут! И откуда они знали эти майя про нас? Науке неизвестно, но с Червяковым спорить – дело тухлое.
А ещё Павел Андреевич не понимал откуда сосед черпает знания по этой своей… эзотерике. Не понимал, но всё равно было интересно. В газетах про такое не писали, по телевизору – тем более не показывали. На расспросы про звёздные фоны или лунные календари Василий Степанович почти всегда отвечал одинаково:
– Тонкая материя, Паша! Псевдонаука! – он делал задумчивое лицо и тыкал пальцем вверх. – Ты вот телевизор смотришь? И я смотрю. При этом как он там внутри работает, ни я, ни ты не понимаем. Но если не понимаем, это же не значит, что телевизор – бесполезная выдумка. Это просто значит, что мы с тобой, Паша, бараны безмозглые, и электроника для нас как высшая математика для макаки. А есть люди, которые не только в этом соображают, но и телевизоры для таких как мы с тобой делают. Вот и с тонкой материей так же. Мы её не понимаем, а она есть. И вместо того, чтобы носом крутить, лучше слушай, что знающие люди говорят. Своих мозгов нету, так хоть чужими пользуйся, потому что я в этом разбираюсь. Ферштэйн?
– Ферштэйн, – смиренно соглашался Верёвкин и закидывал удочку.
Так сидели мужики, рыбачили, но то ли майя по незнанию что-то там в календаре напутали, то ли Червяков с датой рыбалки ошибся, только клевать в то утро так и не начало. И чтобы хоть как-то скрасить полный штиль, Василий Степанович спросил:
– А ты, Паша, если откровенно, почему непьющий?
Верёвкин вздохнул, повёл плечами и, выдержав театральную паузу, выдал заученную причину:
– Молния ударила…
– Да знаю я про молнию твою. То же мне новость! Ну ударила тебя молния. И что? Я не про это.
– Так я это… На том свете был, видел всякое…
– Да-да! – сомневался Червяков. – И что? Не пить теперь, что ли? Что ты мне тут лапшу вешаешь.
Верёвкин посмотрел на соседа как-то по-особенному. Так, будто впервые его увидел. Просто до сих пор молния, в качестве причины, всех устраивала и никаких дополнительных вопросов не вызывала, поэтому Павел Андреевич оказался к ним не готов.
– А чего это ты спрашиваешь?
– Ну, считай, псевдонаучный интерес.
– Учёный, ети его мать…
– Псевдонаучный! – многозначительно напомнил Червяков, а потом на всякий случай обиделся: – не хочешь, не рассказывай! Я тут, может, помочь другу решил. Так сказать, распутать клубок его иллюзий. Вывести из дебрей заблуждений. А он…
– Кто он?
Червяков посмотрел на Верёвкина со снисхождением, как воспитатели в детском саду глядят на умственно отсталых детей. Тот вздохнул, почесал за ухом, зачем-то глянул на солнце и тихо сказал:
– После того, как молния ударила, я по пьяни дураком делаюсь.
Червяков даже хрюкнул:
– Ну ты даёшь, брат. Оно то конечно да… По пьяни все мудрыми становятся, один ты один особенный, потому что тебя молния ударила. Да?
– Ты не понял… – застеснялся Павел Андреевич. – Я правда… То ли белка это, то ли… Как чуток выпью, так сразу вроде как вселяется в меня кто-то… А как трезвею – не помню ничего. Я в тот день, когда в меня молния ударила, домой пошёл и всего один стаканчик выпил. Любаля приходит, а я стою посреди дома голый и чужим голосом требую отставки правительства.
– Зачем?
– А мне почём знать? Говорю же: как будто вселяется в меня кто.
– Кто?
– Не знаю! – рассердился Павел Андреевич. – Но точно знаю, что каждый раз кто-то новый. Бывало, такое Любалечке говорил! Она и вспоминать боится.
– Какое?
– Всякое… – неохотно выдавил Павел Андреевич.
– Контрреволюционное, что ли?
– Всякое, – повторил Верёвкин.
Оба умолкли и уставились на застывшие поплавки. Где-то в соснах дятел стуком намекнул на секретность диалога. Дождавшись, когда стук стихнет, Червяков констатировал:
– Белая горячка.
– Не она это. От одной стопки не бывает.
– Не бывает, – согласился Червяков. – Тогда психическое.
– А чего ж тогда по трезвому не проявляется?
– Это вопрос… – задумался Василий Степанович.
– Вопрос… – согласился Верёвкин.
– Предлагаю псевдонаучный эксперимент, – официально предложил Василий Степанович.
– Это какой такой?
Вместо ответа тот извлёк из рюкзака флягу.
– Сам гнал.
Павел Андреевич протестовал двадцать три минуты и четырнадцать секунд, но под натиском матёрого эзотерика, сдался. Червяков обещал, что эксперимент будет происходить исключительно в псевдонаучных целях, а результаты исследования сохранятся только в его светлой голове и ни Любаля, ни милиция об этом ничего не узнают.
Они перебрались с сижи на берег и уселись под ивняком. Павел Андреевич принял у Червякова флягу, сделал несколько глубоких вдохов, как перед погружением под воду, и глотнул, после чего потерял сознание и плюхнулся лицом в песок. Едва учёный кинулся его поднимать, как Павел Андреевич сам, без посторонней помощи, принял сидячую позу и, глядя куда-то перед собой, поздоровался женским, официальным, очень знакомым голосом:
– Добрый вечер!
Василий Степанович даже привстал от неожиданности. Только на этом чудеса не закончились.
– Здравствуйте товарищи, – теперь уже мужским голосом поздоровался с товарищами подопытный Верёвкин, а после короткой паузы продолжил: – Сегодня завершился официальный визит Генерального Секретаря ЦК КПСС, члена Президиума Верховного Совета СССР Михаила Сергеевича Горбачева во Францию.
Тут уж Червяков не выдержал, вскочил на ноги и, на всякий случай, отбежал в сторону. Испуганно огляделся по сторонам, а когда убедился, что на берегу никого, кроме них нет, снова присел перед Павлом Андреевичем. Верёвкин женским голосом уверенно освещал достижения народного хозяйства по сбору зерновых культур тружениками Новосибирской области. Понимая, что подопытный ничего и никого вокруг не замечает, Василий Степанович попытался вернуть его в сознание, отвесив небольшую пощёчину. Но вместо того, чтобы прекратить форменное безобразие, Верёвкин, вдруг, заговорил новым женским, но не менее официальным голосом телевизионного диктора:
– В девять часов – художественный фильм «Девушка без адреса». В десять часов двадцать пять минут – «Очевидное невероятное»…
Червяков отвесил пощёчину по второй щеке, и Павел Андреевич снова вернулся к программе «Время».
– Переключатель! – догадался Василий Степанович. – Так можно каналы переключать. Хм, удобно…
Он послушал спортивные новости, в которых говорилось о встрече сборной СССР по волейболу с командой Польши, и об уверенной победе советских волейболистов в этом принципиальном поединке. А когда диктор перешел к освещению матча между «Крыльями Советов» и «Ижсталью», Павел Андреевич, вдруг, ни с того, ни с сего, замолчал. Червяков догадался, что Верёвкин поломался, поэтому без колебаний решил действовать проверенным способом, который всегда срабатывал, если телевизор начинал барахлить. Он отвесил телевизору подзатыльник, от чего Павел Андреевич заматерился и немного обиделся на учёного соседа.
– Ага! – обрадовался Червяков. – Вернулся, значит!
– Ну чего там? – настороженно поинтересовался Павел Андреевич, почёсывая затылок. – Белка?
Василий Степанович вытянул вперёд руки, схватил Верёвкина за плечи и строго посмотрел в глаза.
– Нет! Ты, Паша, не психический! И белки у тебя никакой нету. Авторитетно тебе это заявляю, как псевдоучёный. Ты, Паша – феномен! Первый в истории человечества теле-алконавт!
– Это ещё зачем мне такое? Чего это я алконавт? – на всякий случай испугался Павел Андреевич.
– Не алконавт, Паша, не алкоголик. Ты – теле-алконавт! Человек, способный погружаться в телевизионное пространство с помощью алкогольного опьянения. Видать, молния та в тебе что-то изменила, что-то такое настроила, и теперь ты можешь принимать сигналы, как телевизор «Берёзка», но только без экрана.
Всю дорогу от реки до Колупаевки Червяков рассуждал о возможностях, которые открываются перед советским обществом, благодаря такому замечательному прибору, как Павел Андреевич. Говорил, что Верёвкина нужно срочно сдать в НИИ для опытов, но перед этим надо убедиться, что феномен – действительно феномен, а не плод воображения пьющего соседа.
– И вот ещё что меня смутило, Паша… – задумчиво пробубнил Червяков, – диктор программы «Время» сказал, что Генсек во Францию ездил, и фамилия у него была не Черненко, а Горбачёв.
– Как так? – удивился Павел Андреевич.
– Тот то и оно… Странно.
– Очень, – согласился Верёвкин, как будто всё остальное было нормальным.
Следующий сеанс алкотелевидения было решено провести на следующий же день. На повторный эксперимент Павел Андреевич, вдохновлённый восторгом научного руководителя, согласился гораздо быстрее, чем в прошлый раз. Василий Степанович пожертвовал двести граммов шестидесятиградусного первача, настоянного на кожуре грецких орехов, и даже достал из закромов поллитровую банку маринованных груздей. Количество алкоголя было выбрано не случайно. В рамках эксперимента было решено увеличить дозу, чтобы проследить как это повлияет на результаты эксперимента.
Сеанс проводили прямо на кухне у Верёвкиных. Любаля в ту неделю работала во вторую смену, а Юльку увезли на мопеде женихи из соседней Жужаловки. Потому вечер был в полном распоряжении учёных, а кухня, наполненная аппетитными запахами груздей и свежерубленного лука, автоматически превращалась в научную лабораторию.
На этот раз Червяков подготовился к эксперименту более основательно. Помимо стакана с самогоном он принес тетрадку в клеточку и авторучку, чтобы обязательно записывать важные наблюдения и ничего потом не забыть.
* * *
Из записей Червякова:
«18 июля 1984 года. 19:23
Сеанс алкотелевещания №2.
Экспериментатор: Червяков Василий Степанович.
Подопытный: Верёвкин Павел Андреевич, 1923 г.р.
Вещество: первач на гр. орехах, 60 градусов, 200 граммов.
19:28: подопытный, сидя за столом, употребил вещество (200 мл) и почти мгновенно потерял сознание, уронив лицевую часть головы в миску с груздями. Закусить не успел. Был извлечён из миски силами экспериментатора и укладен (зачёркнуто) уложен на стол на левый бок, чтоб было чем дышать.
19:34: подопытный пришёл в сознание и принял вертикальное положение, сидя за столом. Смотрит прямо перед собой и очень громко пищит без перерыва на сколько хватает дыхания. Потом вдыхает и снова пищит. Так пищит телевизор, когда вещание прерывается на технический перерыв, и на экране, вместо передач и кинофильмов, появляется настроечная таблица.
19:38: экспериментатор применил удачное переключение канала посредством пощёчины по левой щеке подопытного. Подопытный ведёт трансляцию телепередачи «Спокойной ночи малыши» голосами Татьяны Веденеевой, Хрюши, Степашки, Фили и Каркуши. Это странно, потому что после смерти Леонида Ильича Брежнева эта передача транслируется без кукольных персонажей.
19:45: закончилась передача «Спокойной ночи малыши», началась программа «Время».
19:50: новости в программе «Время» оказались просто шокирующими, как и сам факт трансляции этой передачи, потому что она датируется 14 мая 1986 года. Главная новость – авария на атомной станции в Чернобыле. Экспериментатором принято решение увеличить дозу напитка как можно скорее, чтобы дослушать новости до конца.
20:06: при помощи спринцовки (клизмы) в рот подопытному впрыснуто 150 граммов отменного первака (варила моя Люсенька исключительно из свекольной браги). Подопытный закашлял, но глотнул.
20:09: трансляция программы «Время» была внезапно прервана подопытным. Вместо этого он теперь кричит на всё село (зачёркнуто) на всю лабораторию: «Вращайте барабан!», «Сектор приз на барабане!», а потом как бы начал уговаривать: «Я даю вам десять тысяч рублей, и мы не открываем чёрный ящик».
20:22: переключил на другой канал при помощи шлепка по левой щеке подопытного. Подопытный гундосым мужским голосом ругается: «Ублюдок, мать твою, а ну, иди сюда, говно собачье, а? Что, сдуру решил ко мне лезть? Ты, засранец вонючий, мать твою, а? Ну, иди сюда, попробуй меня трахнуть…»
20:23: переключил. Подопытный женским голосом кому-то жалуется, что Луис Альберто больше не хочет с ней видеться, и что во всём виновата эта ненавистная Марианна, которую давно пора выгнать из дома Сальватьерра.
20:28: подопытный рекомендует поставить перед экраном банку с водой, чтобы зарядить энергией.
20:30: переключил на новости. Это 1992 год! Невероятно!
20:32: подопытный вернулся в сознание. Состояние стабильное. Испытывает лёгкое похмелье. От продолжения эксперимента отказался.
Вывод: чем больше выпивает подопытный, тем глубже он погружается в телеэфир будущего. Павел Андреевич Верёвкин – первый в истории хроно-алконавт!
* * *
– Меня Любалечка прибьёт, – ныл Верёвкин, но Червяков не отступал.
– Ты сам то понимаешь какая ты теперь ценность? При чём тут Любаля? Всё! Забудь! Ты ей теперь не принадлежишь, Паша! Ты теперь – народное достояние! Да что там народное… – Червяков даже кулаками потряс. – Ты – достояние всего человечества! Всей цивилизации! Уникум! С твоей помощью люди смогут в будущее заглядывать и заранее ошибки исправлять.
– Ну а мне-то оно надо? – продолжал канючить Верёвкин. – Живу себе спокойно, никого не трогаю. Не буду больше пить, ничего никто и не узнает. И вообще! Вдруг это всё неправда? Вдруг это просто белка у меня, а ты думаешь, что телевиденье из будущего. Ты же сам знаешь, что такого не бывает. Ты же этот… Как его? Экзотерщик!
– Не имеешь права! – воскликнул возмущённый псевдоучёный. – Не имеешь!!! – повторил он ещё громче. – Чернобыль! Страшная авария случится, люди погибнут, радиация везде будет летать, а ты скрывать надумал? Совесть у тебя есть? А тот мужик, который по телевизору ругался?! А? Где это видано, чтобы по телевидению «говно собачье» говорили и трахать угрожали? Ты такого будущего хочешь для Серёжки с Юлькой? Отвечай!
– Нет. – пожал плечами удручённый Верёвкин. Конечно, он не хотел такого будущего для своих детей. Как любой нормальный гражданин страны советов Павел Андреевич мечтал о коммунизме, о счастье для всех, о мире во всём мире и о дружбе народов. Но и подопытным кроликом становиться ой как не хотелось. Да и не нравилось ему так пить. Вроде и пьёшь, а удовольствия – ноль. Одни мучения с похмелья.
Сколько ни уговаривал Червяков Павла Андреевича, тот никак не соглашался на повторный эксперимент. И только спустя месяцы, поздней осенью, когда по телевизору показали программу «Время», Верёвкин сам приковылял в Василию Степановичу и попросил самогона.
– Как так-то? – не поверил удаче псевдоучёный.
– Сегодня на пленуме ЦК Горбачёва секретарём назначили. Прав ты был, Вася. Я – хроно-алконавт. Наливай!
* * *
Из записей Червякова:
«27.11.1984 года. 22:15
«18 июля 1984 года. 19:23
Сеанс хроно-алко-телевещания №3.
Экспериментатор: Червяков Василий Степанович.
Подопытный: Верёвкин Павел Андреевич, 1923 г.р.
Вещество: первач на мандариновых корках, 60 градусов, 1000 мл
22:21: подопытный залпом употребил 400 граммов напитка и, не допив 100 граммов, потерял сознание. Остаток разлил по столу.
22:24: оказывается, Советский Союз развалится в 1991 году! Не может быть!
22:25: опять этот Луис Альберто! Сколько можно? По всем каналам какие-то мексиканские страсти передают.
22: 27: он устал, он уходит.
22:28: все боятся какого-то миллениума. Говорят, что будет конец света в двухтысячном году. И вот мы уже почти в двадцать первом веке!
22:31: в новом веке не лучше: террористы, небоскрёбы, самолёты, интернет.
22:35: с помощью спринцовки влил в испытуемого ещё 200 граммов напитка.
22:39: мировой экономический кризис в 2008 году! Вливаю спринцовкой ещё 200 граммов!
22:41: после последней порции алкоголя, подопытный стал вести себя неадекватно. Теперь он ничего не вещает, а только без конца повторяет числа: «ноль, один, один, ноль, один, ноль, ноль, ноль, один, ноль…»
22:58: продолжает повторять цифры «ноль» и «один» в разной последовательности. Всё понятно! Телевидение перешло в цифровой формат!
28.11.1984 года
02:12: не понимаю, что пошло не так! Подопытный три часа подряд повторял цифры «один» и «ноль», а в 01:56, ни с того, ни с сего, объявил себя искусственным интеллектом. Он сказал, что теперь контролирует всё человечество. В 02:08 сказал, что все люди успешно перемещены в корзину, а в 02:09 – что корзина очищена. После этого подопытный замолчал и не реагирует ни на пощёчины, ни на подзатыльники. Что бы это всё ни значило, я вынужден признать провал эксперимента. Пора вызывать скорую помощь.
Утром Верёвкина увезли. Сколько ни убеждал он санитаров, что никакой он не алкаш, а самый настоящий искусственный интеллект, сколько ни доказывал, что он бывший хроно-алконавт, никто ему не верил. Даже Любаленька, утирая одной рукой скупую супружескую слезу, второй рукой помогла санитарам упаковать благоверного в смирительную рубашку. И только сосед, экспериментатор, псевдоучёный Червяков, знал, что не врёт Верёвкин. Что доживают они последние спокойные деньки, которые потомки назовут застоем, а апогеем всех этих удивительных и страшных событий станет бестолковое и бесславное удаление человечества с лица планеты Земля в корзину истории.

Подписаться
Уведомить о
80 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Мушавер

Хороший рассказ. Повествование затягивающее. По духу напомнил из 22 шорт-листа “Горячий привет из грядущего” автора Примуспочиняю.
Единственное, повторения немногого утомляли, например:

За это бабы недолюбливали Любаленьку. Всячески обзывали за спиной паскудой, но в глаза плохо никогда не говорили. Боялись, что по морде дать может. Да и знали в глубине души, что права подруга, просто признать истину духу не хватало. Делалось от этого бабам горько, потому и паскудили Любаленьку по чём зря. Но только за глазами! А в глаза не паскудили – боялись. Потому как крупная была.

Я с первого раза понял, что Любаньку паскудили за глазами, а в глаза не паскудили.
В целом, мне данный рассказ понравился.

1
примуспочиняю

По духу напомнил из 22 шорт-листа “Горячий привет из грядущего” автора Примуспочиняю.

То-то мне этот рассказ понравился)))

3
Александр Прялухин

Думаю, это стилизация под прямую речь. Живой человек тоже иной раз повторяется.

1
Мушавер

Возможно. Но данный приём рассказ как-то мало “оживляет”.
Я всегда подсознательно воспринимаю так, что если какая-то мысль повторяется, то к ней хотят привлечь внимание, сделать акцент на этом моменте. А здесь, получается, перегружают читателя второстепенной информацией.
Хотя это, конечно, уже вкусовщина.

0
KAPITAN_PILIGRIMA

Вначале много воды. Понимаю, стиль такой. Но немного раздражает. На этом всё. Пойду размышлять над заданием для Шортов и тихо завидовать автору. 5 баллов!!!

1
Ирина

Рассказ типа с юмором? Мне неинтересно было читать, хотя к теме явная привязка. Но мужчинам смотрю понравился.

1
J.T.Wiking

Спасибо автору. Замечательный рассказ.
Сюр, конечно, но жанр выдержан: напоминает “Сектор газа”, такой себе “Колхозный панк”, или лёгкая наркомания в стиле Пелевина. Интересно читается, местами смешно, местами прямо жёсткая пародия, с небольшим перегибом. Герои колоритные, вспоминаются фильмы по “СКЭТу” в середине 90-х (не знаю, как далеко вещал этот телеканал, у нас он показывал как раз американские фильмы с гундосым переводом)
Сюжет интересный, необычный.
Рассказ помещаю в топ.

1
Анастасия Самойлова

Автор хорошо пишет, с любовью к советским временам.
Много воды в начале. Обидно за Веревкина. Жил мужик и жил хорошо, споили и в психушку упекли. Чувствую тут жирную аналогию.

1
следитель

Искусственный интеллигент, это тот самый который грудастых женщин с шестью пальцами рисует? А нет, это нервная сетка. Предыстории большинства событий заложены настолько глубоко, что изменить их совершение невозможно, ну разве что кроме Чернобыля…Забавный рассказ. Мне понравился. Автору спасибо.

1
Windfury

Цифры просто безобразные. Разве уважаемый автор не знает, что ни в коем случае, ни за что насвете, нельзя в художественном тексте передавать числа цифрами? За это снижают оценки, обзывают, пинают ногами, обвиняют в безграмотности, требуют сжечь произведение, а ещё лучше съесть, чтобы подавиться и никогда больше не писать эту порнографию. Намного лучше заменить каждую цифру матным словом или кошечкой. Это намного более прогресивно и успокоительно для бублики.

Мне рассказ скорее понравился. Написано с легким юмором. В рассказе есть проблематика, за что особое уважение. Форма исполнения, как по мне близка к идеалу. От восхищения меня удерживает несогласие с автором в некоторых моментах. Например, в рассказе есть намек (неважно сознательный или несознательный), что если бы мы знали будущее, то могли бы что-то изменить, а главное, захотели бы. Коммунизм…ладно не буду на умняк падать, а то это перебор)))
Хороший рассказ, есть о чем поговорить)))

1
Клиентсозрел

Экспозиция немного затянута, да и зощенковский стиль ее не обогатил.
А финал неплохо вышел, даже улыбнул в нужных местах.
И уровень сатиры и пародии вполне допустимый.
Так что в целом скорее понравилось.. 

1
Клиентсозрел

Здравствуйте.
У вас богатый текст – явно опытная рука и легкий стиль.
Такие рассказы всегда приятно читать и особенно несильно ругать и тыкать в них веточкой.
Надеюсь, вы в Беседке теперь будете завсегдатаем.
Пассажи с изменением голоса вашего Веревкина живо напомнили сюжет старого советского короткометражного фильма “Голос”.
https://www.youtube.com/watch?v=BZF0bfBYSdk
Если будет настроение – посмотрите.
Думаю, немного посмеетесь )))

1
badcatisgood

Шикаааарный рассказ, но есть впечатление, что писался он не для этих шортов, а задолго до)))) к теме относится очень не очень) но всё равно  ? 

1
Liss Shadow

Хороший. Для сатиры-юмора немножечко, стал быть, с этими самыми юморами не дотянули, понимаешь. Но в целом весьма годно. Очень радует внимание к деталям и аутентичность описываемой эпохе. И только одна единственная неувязочка – не было в СССР “Жигулей” с тонированными стеклами в 84-м годе. Не добралась до наших мест сия буржуйска невидаль. Шторки вешали, было дело, проволокой цельные панно выплетали на заднем стекле, тоже было. Не отрицаем. Но вот с тонировочкой промах. Увы и ах.
А в остальном же рассказ прекрасен. Почему-то перед мысленным взором стоял дядя Митя из “Любовь и голуби”.

2
Lepetenok

Тоже на тонировке споткнулась. ?

1
Yadovitus

Мне (то есть, на мой вкус) не понравилось. Вроде и чувствуется, что написано неплохо и грамотно; вроде и сюжет есть, даже к деталям почти без ошибок и с вниманием… Но стиль написания не зашел – этакий, как бы с юморцом, но меня не впечатлил, словно один большой штамп – “деревенский”. Читать было не интересно и скучно (еще и пробираясь через стиль), добрался до тайны… По мне так – пошло что ли (это в значении низкопробности). Со второго эксперимента читал через строку. Конец тоже не понравился – не логичен, с замашкой, но без броска.
Повторюсь: это на мой вкус. Вижу, что рассказ качественный, особенно на фоне многих здесь, и автора ни задеть, ни умалить его труда не хочу.

0
habar

Понравилось. Но, опять-таки затянуто чересчур. Утомляет. Привязка к теме относительная.

0
Большой Шлепа

Неплохой рассказ. С юмором, с колоритными героями, даже те которые по сути являются второстепенными – хорошо запоминаются. Тема шикарно раскрыта, вот только такой деревенский стиль – извините автор, не моё. В любом случае автору спасибо и удачи!

1
slimboard

Буду делать заметки, так как рассказ большой. Первая часть начала заходить с момента описания предлогов для рыбалки. Кому-то такое размеренное повествование может показаться затянутым, но оно прям супер-реалистично – это прям тот деревенский римт и отношения, которые я помню из детства. А предлоги это та живинка человеческой души, которой в городской жизни зачастую сильно не хватает, а у деревенских например, она часто бывает. Этот момент просто красив в рассказе.

Далее достаточно быстрая завязка и развязка. Сравнивая с предыдущим похожим по теме текстом, этот как минимум, не уступая в качестве повествовании, предлагает ещё и идеи, пусть не детально, как прям хотелось но вполне животрепещущие. А также рассказ подбивает мораль под темой “сверхспособностей”, оплата таких даров очень высока, жизнь, здоровье, не завидная судьба.

Мне очень понравилось. Это однозначно высший балл.

2
Мишка Пушистая

Браво! И смешно, и умно, и душевно! Писал профи) Персонажи удачные, задумка просто охренительная, сюжет интересный и ржачный. Язык просто великолепный, автор – мастер с отличным чувством юмора.
Спасибочки за отличное настроение в начале рабочего дня! И с вашего позволения кину ссылку друзьям, чтобы и их порадовать)

2
Lepetenok

Замечательный рассказ. Хорошо написан, с юмором. В данном случае, как и говорил Dude, числа не раздражают, а гармонично вписываются в текст. Если бы судила вашу группу, то пятёрка была бы однозначно. Из всех прочитанных рассказов ваш, пожалуй, самый яркий.

1
Airat333

Ох, как же не люблю я этот стиль – а-ля, бабкины истории из СССР…
И всё же рассказ забавный. Затянутый, но забавный.

0
Штольц

Автор, ваш рассказ очень понравился. Присутствует юмор, легко читается. Оригинальный сюжет, хорошо описана деревня и ее жители, очень достоверно. Тема раскрыта, зачет по всем пунктам. Автор – вы талант.

1
Avgustina

Читать не очень легко, хотя юмор проскальзывает между строк. Фамилия Червяков запоминающаяся, но почему -то трудно ассоциируется с героем. Над оценкой подумаю. И обязательно перечитаю рассказ перед голосованием. В любом случае, произведение заслуживает внимания. Удачи автору!

3
Avgustina

Перечитала финальное конкурсное произведение. Юмор оценила. Мнение о рассказе осталось прежним. Удачи!

3
Ами Ли

Крутой рассказ, для меня на 5 ку. Есть помарочки, но в основном все здорово: и читать интересно, и сюжет хороший, и тема раскрыта. В принципе и конец подходящий. Лучше не придумаешь.

1
Artemenco25

Рассказ хорош) Добротный такой!
Но много информации ненужной. Можно и убрать.
Например, зачем расписывать жизнь Юли и Сережи. Причем

Тоже, значит, Верёвкины

Сюжет движется и без их историй.

Повторение одной и той же информации.

– Любаленька. Дородная баба. Крупная. Кровь с молоком!

Всячески обзывали за спиной паскудой, но в глаза плохо никогда не говорили. 

А после снова то же самое:

А в глаза не паскудили – боялись. Потому как крупная была.

Я понимаю, что стиль такой, но это повторение и неумышленная рифма слух режут

Верёвкин ничего не понял, но всё равно согласился, чтоб не быть дураком. Вообще Червяков был рыбаком

Еще вопрос. Зачем с собой на рыбалку спиртное брать? Смысл был же такой:

…смысл всей рыбалки терялся с пьющим напарником. А вот с непьющим – другое дело. И рыба ловится, и поговорить можно, и голова с похмелья не болит.

Добрый рассказ. Смысл раскрыт необычно.

Автору спасибо

1
Artemenco25

Вам спасибо за добрую историю⭐

1
Кирин59

А хороший рассказ, под конец и повеселил, и немного огорошил (но мне понравилось). Да и ошибок не так, чтобы много (хотя кое-где всё-таки заметны, например, повторы).
Только вот слишком медленно разгоняется повествование, примерно одна пятая часть рассказа – это длинное и очень подробное вступление. И сугубо субъективно: стилистика, тяготеющая к разговорной, в этом вступлении казалась не в пример громоздкой, чем во время основного действия рассказа.
О, и идея просто отличная.

1
Емша

“Дорогая передача! Во субботу, чуть не плача, вся канатчикова дача к телевизору рвалась. Вместо чтоб поесть, помыться, уколоться и забыться…”. (В.Высоцкий)

Походу, третий финалист группы. Для стиля а ля “Любовь и голуби” затянуто, посему утомляет. Местами слишком “пережевано”. С экспериментами тоже перебор очучается.
Походу, автор решил гипотезу о ноосфере и “прописке” в ней сознания в рассказку воплотить. А чтоб не получить по мордасам от воинствующих занаучников, облек это дело в шутливую форму. И правильно! Норм вышло, весело. Но поругаю чутка:
Механизм ретрансляции понятен, зачем историю “в объеме” лопатить?
Ну, а то, что в психушку увезли… Таки куда ж еще болезного-то? В те времена и уход и контроль был. Теперь-то всех выпустили. Прямо в Ютуб. Многие и вовсе “в верхи” пробились и “своих” туда подтянули…
“…Вся безумная больница
У экранов собралась.
Говорил, ломая руки,
Краснобай и баламут
Про бессилие науки
Перед тайною Бермуд.
Все мозги разбил на части,
Все извилины заплёл —
И канатчиковы власти
Колют нам второй укол..”.

1
Емша

Согласно гипотезе сознание существует отдельно от человека. Оно является частью ноосферы. Человек коммуницирует с собственным сознанием, как телевизор. Это объясняет временную потерю сознания и существование в виде “растения”. Неисправен приемник, потому и сознания нет. Как-то так, если в общих чертах))

1
a.savushkin

Читалось очень тяжело. Много лишних нагромождений. В итоге читал по диагонали. Концовка зачет.

0
bbg

Странный текст.
То есмть изложено, конечно, качественно. Особенно, когда закончилась затянулая, с инверсиями, композиция. Со множеством лишних подробностей. Ну какое мне дело, каковы мотиву у веревкиных детей? Съехать из деревни. Это что, такой экскурс в колхозную жизнь времён позднего застоя?
Потом смешнее пошло.
Правда, к теме конкурса отношения не имеет. Никакого шестого (а также седьмого и восьмого) чувства тут нет. А есть свойство.
Но вот чего я автору не прощу, так это маринованых груздей!

0
UrsusPrime

“медведь был грязным животным…” – первая часть вводная живо напомнила эту нетленку.
Ну такой сатирический фельетон из подшивки крокодила за 88 год. Пыльно, душно, однообразно до невозможности. Это для любителей из загашника достать бутылку пустую красной Москвы
открутить брызгалки и быстро понюхать запах когда ты ещё молодой все живы и впереди светлое коммунистическое будущее. Я такой алкоделириевой ерофеевщиной никогда не увлекался. Так что мимо. Хотя идея предсказаний хорошая и сам ее использовал в свое время.

0
примуспочиняю

Впечатления по ходу чтения: сосед Верёвкинский (с маленькой буквы)
Где-то в соснах дятел стуком намекнул на секретность диалога. ? 
– Нет. – пожал
Многовато повторов
Есть сомнение фантастика ли это…
Впечатление после прочтения: отличный рассказ. Авторский стиль подкупает. Написано уверено. Смешно и грустно. Я зачитался. Супер.

2
примуспочиняю

 ?  ? 

2
UrsusPrime

Есть такое искусство – на себя писать рецензии:)

2
Никон Маркиз

Мне очень нравится переход в конце от незатейливой комедии к триллеру. Абсурдно и забавно. Но не могу сказать, что на меня это произвело какое-то особое впечатление.

1
Barash

Прекрасно написано. И смешно и с грустинкой и интересно. Автору однозначный и беспопутаннный бесповоротный респект.

1
Aegis

Хороший рассказ с интересной концовкой, если отрезать всю первую часть до рыбалки. Знание про жизнь деревни, детей, жену никак не двигает сюжет и читается скучновато. Зато дальше с юмором и иронией все отлично. Удачи автору!

1
saturansky88

Уважаемый автор, прочёл ваш рассказ. Чем-то напомнил рассказ Мишина “Голос”. Фантастический элемент, как было заявлено в условиях конкурса, в рассказе присутствует Удачи, автору в конкурсе.

2
Kortes

Отличный рассказ. Многим первая половина показалась затянутой, но не мне. Все эти детали советского быта переданы замечательно точно. Во второй половине, когда финал стал очевиден, рассказ стал менее интересен. Мне очень понравилось, оцениваю высоко.

1
Дэйв

Это однозначно топ. И стиль, и история. Очень круто. Притом радует, что всё происходит где-то в параллельной вселенной, оттого и появляются вопросы, ответы на которое не даны, и хочется самому их разжевать. Круто. Топ

1
Александр Прялухин

Боюсь, что во времена пятилеток тонированных окон на машинах еще не было. А даже если и были, то настолько редко, что считай, что и не было.
Задорно получилось, хоть и не угарно. С финалом простовато, хотелось чего-то большего, чем просто “увезли санитары”. Но даже так рассказ получился читабельный. Чувствуется, что автор провел подготовительную работу, возможно посмотрел старые ролики в этих ваших ютубах.

1
general gafs

Прочитано с интересом. Рассказано живым языком. Бойко, динамично. Остроумно. Хорошая стилизация. Сюжет завершен. На все вопросы получены ответы.

1
Lepetenok

Мнение, высказанное выше не поменялось. Оценку подтверждаю.

1
Шорты-37Шорты-37
Шорты-37
ПАК-3ПАК-3
ПАК-3
логотип
Рекомендуем

Как заработать на сайте?

Рекомендуем

Частые вопросы

80
0
Напишите комментарийx
Прокрутить вверх