Мама родила Светочку поздно, в сорок два года. А папе было и того больше. Светочка стала первым, единственным и столь долгожданным их ребенком, что казалось, Небеса спустились на Землю и подарили им Божьего младенца. И совсем неудивительно, что родилась Светочка на Пасху, когда везде звенели церковные колокола, будто возвещая миру о настоящем чуде.
Когда Светочку принесли из роддома домой и положили посредине кровати, мама долго смотрела на нее, потом заплакала и выдохнула: «Мне кажется, я сойду с ума от любви». А папа начал мыть полы, протирать мебель, стены и даже потолок от пыли. И вечером всё это опять перемыл. И утром еще раз, потому что папе казалось невозможным, чтоб эта крошечная ангельская малышка дышала пылью. Он выбросил из квартиры все коврики и паласы, покрывала и декоративные подушки, не разрешал приносить домой мягкие игрушки, а гостям выдавал самодельные бахилы. Подходить к кроватке можно было не ближе метра – вдруг вирусы и болезни. «Но так же не видно ребенка», – обижались гости. «Ничего, куда торопиться, вот вырастет, тогда и посмотрите. А пока у нее иммунитет совсем слабенький», – выпроваживал он из комнаты посторонних.
Сам папа, когда оставался со Светочкой наедине, брал ее на руки и дышал – головкой, мягкими шелковыми волосиками, ручками, и будто пьянел. Глаза наполнялись слезами, голос дрожал. «Светочка наша, девочка моя», шептал то ли ей, то ли себе».
А спустя два года папа умер – у него оторвался тромб. И с тех пор Светочка очень не любила мокрый запах свежеубранной квартиры. Будто из-за этой постоянной уборки ее папа и умер так рано.
С ужасом осознав, что Светочка стала наполовину сиротой, мама сначала очень разозлилась на папу. Да как он мог взять и умереть? И оставить их со Светочкой одних, без всякой поддержки и помощи. Вот только, казалось бы, они должны были зажить счастливо, как все обычные семьи, где есть родители, дети, совместные выходные и отпуска, поездки к морю, походы в гости, выбор шубки на зиму и парты к Первому сентября, ремонты, покупка дачи или машины… И вдруг всё это стало несбыточным именно тогда, когда случилось невозможное – родилась Светочка!
Сначала мама злилась на папу, а потом ее любовь к Светочке лишь умножилась, разрослась до бесконечности, впитав в себя еще и жалость почти к сироте.
Мама часто смотрела на маленькую Светочку, на это белое круглое личико, золотые волосики, носик треугольником, алые губки, пухлые ручки и ножки, и ей пр-прежнему казалось, что она родила ангела. Даже повзрослев, Светочка оставалась очень мила – Бог не поскупился, когда создавал ее. И это приятное чувство сопричастности с божественным не покидало маму до конца дней.
День рождения Светочки праздновали дважды – по календарю и на Пасху. Причем на Пасху считался будто даже более главный праздник. Ровно в полночь мама заходила в комнату к Светочке с подарками, пирамидкой складывала их рядом на стульчике, а утром под колокольный перезвон церкви Светочка пробуждалась, заставляя себя подольше не открывать глаза и оттянуть сладкие минуты шуршания оберточной бумагой и пакетиками, в которые мама завертывала подарки.
Когда Светочка подросла и могла долго не ложиться спать, они с мамой встречали Пасхальный день рождения на кухне. По телевизору передавали службу, они пили чай с тортом, а мама вспоминала.
Из года в год она рассказывала одинаковую историю, а Светочка задавала те же самые вопросы, что и всегда, будто вдвоем они бесконечно репетировали любимую пьесу, участниками и зрителями которой были сами.
Мама говорила, что рожать она должна была лишь две недели спустя, но весь день чего-то так тянуло внизу спины, и слабость подкашивала ноги, что стала беспокоиться – как бы не пропустить. Вечером папа уехал на дежурство, и мама решила ложиться спать и спокойно дожидаться утра, тем более врач по телефону сказал, что рожать рано, а все эти симптомы – лишь признаки доношенной беременности. Но вот когда и лежать уже стало невыносимо, и боль нарастала и учащалась, мама начала названивать папе, но он не отвечал. И тогда она вызвала «Скорую».
А потом чего-то так всё закрутилось, завертелось, и очнулась мама уже в реанимации. Из коридора доносилось протяжное «Христос Воскресе!» и «Смертью смерть поправ». Маме сказали, что когда ее забрали на «Скорой», что-то пошло не так и еле довезли ее до ближайшего роддома. И пришлось ей делать срочное кесарево, и как хорошо, что она успела вызвать «Скорую».
– Вошла доктор, сказала, не волнуйтесь, всё уже позади, всё уже хорошо. И какую же девочку красивую вы родили – два килограмма триста пятьдесят граммов, сорок пять сантиметров.
– А когда ты меня увидела?
– Уже утром. Я спала до утра – меня ж полностью усыпляли. Открылась дверь, вошла нянечка: «Христос Воскресе!» и протягивает мне сверточек. И говорит: «Это ж надо так родиться – в ноль часов ноль минут на Пасху», и благословила – верующая значит.
– Какая я была?
– Беленькая. Все детки рождаются с будто загоревшей кожей, сморщенные, на старичков похожие. А ты с рождения была беленькая, глазки голубые, волосики желтенькие. Все вокруг восхищались – будто ангелочек, светится даже. Светочкой и назвали.
– А папа что?
– Возвращается он домой под утро, меня нет, он в один роддом метнулся, нет такой, отвечают, он в другой – нет, не поступала. Еле нашел. Примчался, а мы с тобой уже всё, родились. Он мне кулич передал и яйца крашеные – ему на работе с собой сменщица дала.
– А про цветы, мам? – напоминает Светочка.
– Папа купил много-много белых роз и написал на асфальте перед окнами: «Спасибо за дочку!» и розы вокруг надписи разбросал. Все мамочки смотрели в окна и завидовали – никого так не поздравляли.
На этих словах мама и Светочка всегда утирали слезы. Как жаль, что папы больше нет. Какое счастье, что Светочка родилась!
Светочка росла в любви, обожании, с осознанием того, что она родилась, чтоб нести радость людям, чтоб ее любили – надо же людям кого-то любить. Они от этого становятся лучше. Ну так что ж? Пускай.
Светочка была доброй, спокойной девочкой, не создавала никаких проблем ни маме, ни учителям, и даже подростковый возраст прошел незаметно. Вежлива, начитана, играла на пианино, разбиралась в живописи, хорошо училась, хоть и часто болела.
С детства Светочка страдала от аллергии – на пыль, на острое, сладкое, красное, на кошек и собак и особенно на весеннее цветение. Она начинала задыхаться, казалось, что воздух становится ватным, и его не вздохнуть и не выдохнуть.
Поэтому лет с тринадцати, по совету врачей, Светочка с мамой стали уезжать из города на период цветения березы и ольхи – невыносимого для нее.
Больше всего им нравилось пережидать опасный период в небольшой карельской деревеньке, утопленной в сосновом бору. Там у мамы жила двоюродная тетка Галина, которая с радостью принимала их на месяц. Мама ей платила за постой небольшие деньги, а взамен они со Светочкой получали хвойный воздух, свежие яйца и творог на завтрак, уху на обед и бесконечные вечерние разговоры о жизни, мужчинах, соседках, родственниках, знакомых и наступавшей старости с болезнями. Утром Светочка долго спала, потом, проснувшись, слушала звуки, доносившиеся из кухни, сада, с улицы, и гадала, что там в мире без нее происходит. Вот тетя Галя моет полы – согнулась и елозит мокрой тряпкой по деревянному полу – вжих, вжих – тяжело, плотно, будто хочет верхний слой снять. Вот покряхтывает, спина болит, распрямляется. Ага, мальчишки на велосипедах поехали наперегонки – быстро, шумно, кричат, ругаются. Смешные какие. Мальчишкам все время надо доказывать, что они лучшие – смелее, сильнее, иначе их не полюбят. Девочкой быть гораздо проще. Тебя любят просто потому, что ты есть.
А вот опять в огород сбежала курица Коко. Тетя Галя ее пытается изловить, а та – наутек. Ага, мама подоспела на помощь. Ловят Коко вдвоем – прыгают через грядки, хохочут будто молодые. Тетя Галя назвала Коко в честь Шанель. Потому что Коко числится у нее под номером пять – пятая такой редкой породы. Амераукана. Коко – самая красивая курица, какую Светочка видела, и несет она голубые яйца. Ага, вот и поймали ее, понесли в курятник.
После завтрака Светочка гуляла по лесу, по полю, а потом уставала и садилась на берегу синего озера и долго смотрела в воду. Она была прозрачная. В безветрие можно было представить, что и вовсе воды нет. Желтый песочек блестел на солнце невидимыми бриллиантиками. Рыбки собирались стаями и будто по пунктирным линиям плыли к берегу и обратно. Старая лодка покачивалась в собственном неспешном ритме. Сосны шепотом переговаривались верхушками. Тш-ш-ш, тш-ш-ш, тише. Казалось, жизнь замирала, время останавливалось, и Светочка ложилась на мягкую траву, раскидывала руки и уносилась в небо с плывущими белыми облаками. Если долго смотреть, то кажется, будто не облака, а сама Светочка плавно перемещается по небу.
На этом озере Светочка как-то познакомилась с мальчиком – он жил в той же деревне с бабушкой, пока родители работали и устраивали раздельную личную жизнь. Мальчик садился рядом, пока Светочка лежала на берегу, и завороженно любовался ею как музейной картиной – до чего ж была красивая и безукоризненно сложена эта девочка с золотыми волосами. Светочка разрешала мальчику существовать рядом, позволяла влюбляться – это была ее миссия на земле. Всё так, как было задумано свыше.
Вечером мальчик приходил к их дому, и они со Светочкой разжигали костер – пекли картошку. Запах ранней весны, сгорающего валежника и печеной картошки завершал этот прекрасный, звонкий и прозрачный как хрусталь день. Очередной день карельского отпуска.
Пасху и день рождения Светочка с мамой встречали в местной деревянной церквушке. Среди простых, немногочисленных прихожан Светочка чувствовала себя избранной. Жители знали, что эта златовласая красавица родилась прям на Пасху, и старались постоять рядом с ней, зажечь свечу от ее огня, просто перекинуться словом. Будто Светочка стала частью Пасхальной службы. Мама чувствовала себя неудобно от излишнего внимания, но Светочка привыкла к такому почти преклонению – если людям нравятся, отчего ж и нет.
После Пасхальных богослужений мама со Светочкой возвращались домой уже засветло, спали до обеда и шли гулять – в лес, к озеру, в поле. Будто весь мир принадлежал Светочке в эти дни и приносил ей себя как подарок.
Мама со Светочкой ездили в Карелию почти каждую весну, а с двадцати Светочкиных лет мама предпочитала оставаться дома, отпуская дочку одну к тете Гале спасаться от цветения. Каждый год проходил одинаково, и эта ожидаемость нравилась Светочке. Держать под контролем жизнь, мир вокруг себя, планировать и исполнять задуманное казалось неотъемлемой частью ее красивого, божественно правильного мира.
В тот год Светочка праздновала свое 25-летие. Время весеннего цветения неумолимо приближалось, и надо было вновь спасаться. Мама предлагала поехать в Турцию – давно не были, весной там так хорошо. Но какая Пасха в Турции? Светочке хотелось праздника, ее, Пасхального праздника. Все-таки двадцать пять лет. Поэтому она вновь поехала в Карелию. Мама осталась дома – слишком сыро в тех местах, а у нее ревматизм.
Светочка гуляла по знакомым тропинкам, мысленно здоровалась со старыми соснами, покосившейся заброшенной избушкой, просевшим колодцем. Сидела на берегу синего озера и бросала в его гладь серые камешки. И решила она на эту Пасху пойти не в местную церковь, где все и всё такое одинаковое и скучное, а в большой собор, в городе. Захотелось Светочке праздника – яркого, с крестным ходом, горящими огнями, свечами, хорами, красивыми людьми.
Оделась она в белое, приехала заранее, отстояла службу. И вот ровно полночь. Люстры зажигаются, начинается Крестный ход, несутся песнопения. Батюшка трижды восклицает: «Христос Воскресе!», ему отвечают прихожане: «Воистину воскресе!», и дальше любимое у Светы – «Смертью смерть поправ».
Всё движется, ликует, радуется. Люстры, свечи горят, отражаются в иконах, канделябрах, глазах людей. Все улыбаются особенно, будто посвящены в одну тайну, поздравляют друг друга, и кажется Светочке, что все счастливы именно потому, что она родилась двадцать пять лет назад. «Спасибо, спасибо за поздравления. И вас с праздником!» Она всегда знала, все люди любят ее – все, все. Конечно, еще б не любить. «Воистину воскресе».
И вот уже почти рассвело. Здесь, в Карелии, солнце встает раньше. Всегда оно белее, нежнее, мягче. Светочка направлялась к гостинице, прям на восход, туда, где розовело небо. А в ушах все еще звучало: «Смертью смерть поправ…» Ля, ля, ля, си-и-и бемоль, ля, си бемоль…
А впереди нее, держась за руки, шла пара – парень с девчонкой, примерно ее ровесники. Вдруг остановились они и начали целоваться. И так это неожиданно произошло, что Светочка тоже встала и смотрела на них словно на кадр фильма. И чем дольше она наблюдала за влюбленными, тем грустнее становилось. Как же так? У нее день рождения, Пасха, люди должны ее поздравлять, радоваться ей, Светочке. И вдруг вот. Как-то совершенно лишней ей показалась чужая личная жизнь, незнакомая девушка, которую любят настолько, что можно встать и прям на улице целовать – долго, не отрываясь.
Пара уже ушла, а Светочка продолжала стоять.
– Работаешь? – услышала она мужской голос.
– Да.
Светочка имела в виду, что вообще она работает, просто сейчас в отпуске. А так да, работает. Хотя какое дело до этого какому-то незнакомцу.
– Три тысячи пойдет?
Она вгляделась в лицо мужчины. Непонятно, молодой, старый, приличный или не очень. В полутьме не разобрать.
– Три тысячи? – эхом отозвалась она.
– Да. Рублей, само собой. Пойдет?
– Да вы что?!
Светочка не очень осознавала, что происходит. Но вдруг засосало где-то в животе и захотелось ей узнать, а что там дальше. Что будет.
– Пойдет, да.
– Ну и гуд. Ко мне?
– Ну да.
– Пошли тогда. Тут недалеко.
– Домой? К вам домой?
– В общагу, уж извини. Дом далеко, и тебе там точно не будут рады, – усмехнулся мужчина.
Светочка выходила из общежития с деньгами в руке. Как ей дали купюры, так она их взяла и вышла. Будто «Оскара» вручили. Светочка огляделась и медленно побрела в направлении гостиницы.
Ее переполняли совершенно новые, странные, сложные чувства. Это что ж получается, она проститутка? Раз взяла деньги, раз вот так – с первым встречным. Она, Светочка – проститутка? И вот так, в Пасхальную ночь? На свой день рождения?!
Светочка убрала деньги в кошелёк. Три пятьсот. Ого, даже больше дал. Она понравилась, что ли? Еще б, подумала Светочка. Еще б не понравилась.
Из номера Светочка позвонила тете Гале: «Христос Воскресе! Я задержусь в городе – знакомых встретила. Дня три еще побуду. У нас тут культурная программа – музеи, театры, город покажу».
Тетя Галя согласилась: «Ты девочка большая, хорошая, серьезная, сама всё знаешь лучше. Маму только предупреди, Светочка».
Хорошая. Получается, что и нет . Уже нехорошая значит. Даже очень нехорошая. И так Светочке стало приятно от этого. Неожиданно приятно. Оказывается, она и такой может быть! Получается, совсем необязательно ей ангелом все время жить, можно и по-другому. И ничего, земля под ногами не разверзлась, сама Светочка не взорвалась, вот – целая и невредимая, даже как будто довольная. Да еще и денег дали.
У Светочки приятно защекотало внизу живота. Какой прекрасный День Рождения! Какая новая, необычная она!
Светочка легла спать, и ближе к вечеру опять вышла в город.
Спустя три дня она вернулась к тете Гале, в сумочке у нее лежала довольно внушительная сумма – половина месячной зарплаты работника сферы культуры, в которой она трудилась гримером. Поболтав с тетей Галей о том, о сем, Светочка пошла на озеро. Вода синяя, сосны шепчутся, рыбки снуют. Легла на траву, руки раскинула, смотрит в небо, облака и в себя вглядывается. Почему ей не противно. Как так? Интересно было бы поговорить с кем-нибудь об этом, но никому ведь не признаться.
На лодке приплыл ее знакомый мальчик – он вырос, возмужал, но по-прежнему смотрел на нее детскими влюбленными глазами. Присел рядом, достал из рубашки букетик полевых цветов. Неожиданно сделал ей предложение.
– Выходи за меня, а?
Светочка удивилась и согласилась:
– Но только через годик, ладно? На будущее лето.
– Хорошо, как скажешь.
И опять легла на траву:
– Давай из облаков фигурки разные придумывать – как в детстве. А вечером картошку испечем. Давай?
– Давай, – согласился мальчик.
Когда наступил следующий сезон цветения, Светочка вновь поехала в Карелию. И опять пошла в городской собор на Пасхальную службу.
И вот ровно полночь. Колокольный перезвон, люстры, свечи, добрые лица. Светочка со всеми вместе и вроде бы отдельно. Другие чувства. Уже и не кажется, что люди радуются её Дню рождения. Вроде, что она одна его празднует – свое второе рождение. Новой, лучшей Светочки. Лучшей для нее самой. Настоящей. Смертью смерть поправ…
Лето наступит скоро. Летом Светочка выйдет замуж за того мальчика, с полевыми цветами. Она будет в белом – длинная фата, приталенное платье. Самая красивая невеста. Волосы золотые, переливаются на солнце как речной песок. Глаза синие словно вода в озере. Сама легкая, светлая – точно облака на рассвете. И мальчик ей под стать. Он будет любить Светочку как и все вокруг – преданно, верно, за чистоту и свет, за красоту и будто бы божественную искру. Она родит двух очаровательных златокудрых детишек – мальчика и девочку, погодок. «Как похожи они на Светочку – чисто ангелочки», будут восхищаться все вокруг. Дети будут любить Светочку, у них самая красивая и добрая мама. А Светочка будет любить детишек – своё продолжение. Как правильно, как логично и мудро, что Светочка не должна погаснуть, а продолжиться в таких совершенных созданиях.
На время весеннего цветения Светочка с семьей, как и прежде, будет уезжать из дома – в Крым, Турцию, Европу, ближе к морю или соснам, где нет березы и ольхи.
Но время от времени, когда Светочка почувствует, что теряет себя, что устала соответствовать и казаться, она вновь и вновь поедет в Карелию – к тете Гале, и на несколько Пасхальных дней будет выбираться в город, оставляя детей с мужем в домике на озере. «Мне надо отдохнуть, найти себя целиком, побродить в одиночестве по городу», – будет объяснять Светочка.
А в остальном она так и останется той самой, рожденной небесами чтобы ее любили и боготворили. Ну почти. Почти той самой.
Не реалистичный рассказ про нереалистичных людей, испытывающих нереалистичные чувства. Самое интересное, что эта не реалистичность не привлекательна с первых строк.
История реальная, все персонажи реальные.
Людей рожденных на Пасху много, но вот что они думают, чувствуют и тайно делают не дано знать никому, данная версия переживаний какого-то реального персонажа выглядит нереалистично. Было бы реалистично, если бы в результате открытий о себе самой, девушка бы избавилась от явной гордыни и испытала личную трагедию или еще вариант, вообще перестала верить в Бога и посещать богослужения т.к. новое развлечение ей показалось бы прикольнее. Или на крайняк просто ходила бы в храм для отвода глаз, что бы мама ни о чем не узнала и думала, что она хорошая девочка. А так героиня какая-то слабоумная и бесчувственная получилась, а если речь о слабоумии, то нужно было это как-то обозначить в рассказе.
И опять реализм нереальный. Скукатень. Нет у вас фантазии, автор. То проститутки, то молодые мамаши. Где фантазия.?
А где молодые мамаши?
Отлично написано. Очень интересно, спасибо.
Спасибо!
Отличная, прекрасно сделанная история. Как будто смотришь в зеркало, которое умело прячет несущественные детали и освещает важные. При этом – никакого нажима, трагедийности и морализаторства. Спасибо, получил огромное удовольствие от прочтения.
Спасибо!
Написано гладко, грамотно, но читать скучно. И героине жить скучно. Со скуки в проститутки на три дня. Вот и все. Родились поскольку, надо жить. Но рассказы про это читать как-то утомительно.
Здесь я попрошу у Автора прощения, от комментирования откажусь (хоть и положено). Причина в изначальной сильной нелюбви к церкви, поэтому объективным быть здесь не смогу.
Единственное, что сразу бросается в глаза, это начальное суждение матери о том, что она обвиняет отца в смерти от тромба… “не мог потерпеть что ли????” — это неудачный ход (пусть он даже соответствует действительности). Он многих настроит сразу на то, что логики нет… отобьет их часть. Второе — это постоянное упоминание имени “Светочка”, его ну просто очень много… крайне много.
Автор
Как же ж нет религии? Возможно вы просто не понимаете смысла слов, которые используете. Преображение – всегда означает изменение в лучшую сторону. Назвав свой рассказ “Преображение”, вы поставили блятство высшей целью человека, а такие секты тоже имеются, тем самым вы, может быть и не желая этого, вляпались в религиозные вопросы. Вам следовало взять название рассказа в кавычки, если вы имели ввиду противоположный смысл, а лучше всего не использовать религиозные термины смысла которых вы не понимаете.
К тому же в рассказе допущен ряд ошибок, например, у вас героиня возвращалась домой после пасхальной службы, причем судя по тому что уже рассветало, отстояла ее всю от начала и до конца. Вы знаете сколько это по времени? Пять – шесть часов стоя на ногах. Вы хоть раз были на литургии хотя бы двухчасовой? Там все болит и спина и ноги, не каждый верующий в состоянии отстоять такое, там нужна очень сильная мотивация, что бы выдержать. А у вас не только отстояла, просто так за здорово живешь, но еще и хватило сил “гимнастикой” заниматься после ?
Ошибок нет. Преображение – это изменение, метаморфоза. И она с ней случилась. Для нее – в лучшую сторону. Кому судить?
“Пре” – приставка превосходной степени, “ображение” – это принятие некого образа, “преображение” – это принятие высшего образа, а у вас получилось ПЕРЕображение. Плевать, что для нее лучше, не плевать что лучше для меня, не могу для себя принять проституцию как высший образ женщины. В данном случае, судить мне, т.к. это моя обязанность согласно условий конкурса.
Ваше мнение меня не волнует, я дал объяснение, почему с моей стороны оценка будет низкая, этого вам достаточно.
Читать этот рассказ, как сидеть в теплый солнечный день под деревом, любуясь редкими облаками – скучновато, но приятно. Все здесь хорошо, и в церкви хорошо, и проституткой быть хорошо. Очень радует отсутствие каких-либо нравоучений.
Жизнь гораздо интереснее и разнообразнее, чем мы привыкли думать. Нереальных персонажей практически не может быть. Может быть всё. Тем более невозможно оценивать рассказ с точки зрения морален герой или нет. Морален для кого? Судьи кто? Если герой не приносит никому вреда, но пытается найти себя, почему мы как верховный судья киваем головой или осуждающе морщимся? Бывает и так. Интересно узнать и читать.
Полный штиль. Я все ждала, когда же грянет буря: чувств, событий, эмоций. Но плавное течение жизни, изложенное хорошим слогом, так и осталось плавным течением жизни. Может быть так и надо жить? Носить ореол святости и время от времени пачкать себя, чтобы снова отражаться в зеркале, а то уж больно слепит, много света. Да и пачкать себя только для того, чтобы самой себе не слепило, а остальные пусть пребывают в своей вере.
Не знаю, как это жить не подвергая себя угрозе разрушения при встрече в настоящими чувствами? Не люблю эрзац чувств.
Удачи и вдохновения.
Первое, что подумалось, по окончании прочтения этого рассказа, что это ж рисовался негатив Сонечки Мармеладовой. Закладывающий за воротник папенька преобразовался в благообразного любящего родителя пожилого возраста, не пережившего детства дочери. Попрекающая куском хлеба мачеха – в любящую и настролько остно религиозную мать, что аж уверовала в исключительность и ангельский дар своего позднего вымоленного чудом появившегося ребенка. И Светочке самой – позволять себя любить. Такую светлую, чистую. Но самое большое чудо в ее жизни оказывается не Светлое Христово Воскресенье, с которым она топает по жизни от рождения до 25 лет благодаря восторгам мамаши, а … вид целующейся парочки. Как там у других-то? А тут мне вспомнился фильм про Роксолану (не тот последний, который роскошный сериал под названием “Великолепный век”, а старый-старый то ли из 80х, то ли из 90х, где после ночи с султаном (куда вообще-то по первоначальной версии славянская рабыня не хотела и всячески сопротивлялась) ее спрашивают “Понравилось?”, а она эдак глаза закатывает и говорит с придыханием “Очень”, типа она-то была против, но султан типа уломал, крепость типа пала). А в Случае Светочки и необходимости сопротивляться вроде бы нет, и лицемерия тоже, эдакая логика самолюбования – я такая разная, все меня любят, каждый по-своему. Ведь быстро перепихнуться в общаге – это же тоже вроде как дань любви к красоте, к телу белому, золотым волосам. При чем тут вообще проституция? Светочка просто позволяет себя любить. Всем. А уж кому как – как кто может. И тащится от этого осознания, как удав по ступенькам. Интересный типаж – уверенная в себе, безмятежная. Она даже деток себе родит для того, чтобы они ее любили. Мне только интересно, почему у рассказа такое название, где свершилось это самое преображение и в чем?
Я (автор) написала большой комментарий к отзывам жюри – если интересно)) И спасибо вам за этот комментарий!
Мне показалось, что основная красота этого рассказа в самом стиле повествования, а не в сюжете. Много деталей, много подробностей, много чувств, создается атмосфера, но главная мысль как будто ускользает потихонечку, как солнечный зайчик. В конкурсе есть несколько произведений в таком жанре затейливого реализма. Это – красивое, воздушное, очень светлое, но вот почему-то не мое.
Написано складно, но читать немного скучно.
Автор либо рассказывакт о себе, либо о близком человеке – так мне сразу подумалось. Написано очень легко. Прочитал махом и даже ни разу не возникло желания бросить. И все-таки в рассказе должен присутствовать хоть какой-то конфликт… а то это выглядит так, как будто слушаешь историю о том, как кто-то сначала почистил зубы, позавтракал, поработал, пообедал, а вечером лег спать. Никакого напряжения и эмоций. Просто читаешь легкий монотонный текст.
Люблю в художественной литературе неоднозначных героев. Как в жизни люди представляют из себя совокупность положительных и отрицательных качеств, так в идеале должно быть и в рассказах. Мне так кажется, по-крайней мере. Главный герой этого рассказа – Светочка, ну очень неоднозначна. Один читатель назовет ее… Дзюбой, скажем так, другой будет заступаться – а что, это ее жизнь, имеет право. В общем, за создание такого вот персонажа автору респект.
Странноватый рассказ. Опустим розовое детство и раннее отрочество. Непонятно, что происходило со Светой от пятнадцати до двадцати пяти. Прямо таки ничего? А как же бурлящие гормоны, записочки, вечеринки, танцульки, прижималочьки, поцелуйчики, влюбленности какие-то наконец. Ведь если она была хорошенькой блондиночкой выбор у неё, наверное, был.
Трудно поверить, что мужик, предложивший ей 50 боксов, был первым кавалером, который ей “такое” предложил (за бабки или нет).
В рассказе могое опирается на то, что Светочка родилась на Пасху. Будучи плохо знакомым с Христианской символикой, я допускаю, что это может иметь какое-то значение. Но какое – непонятно. Может быть Светочка должна была пойти в монастырь или иметь непорочное зачатие? Не знаю.
А насчет проституции. Ну а как называется охота за богатыми мужчинами? Есть, конечно, разница в классе между панельной проституткой, и успешной “золотоискательницей”. Вторая сдирает с мужика гораздо больше денег.
И дело тут совсем не в том, что женщины – создания материальные, а мужчины нет. И там и там есть бессеребренники. Просто у различных полов – разный уровень толерантности к внешним факторам.
В общем я не понял зачем был написан этот рассказ (понятно, что на конкурс.) Не понял, что автор хотел сказать этим рассказом. Что Светочка может выйти замуж после того, как она имела сексуальный опыт? И что? Сорри – не понял.
Я (автор) написала ниже большой комментарий – если интересно))
Cпасибо! Я прочел.
Все-же в рассказе нет переходного мостика от хорошей к плохой девочке. Не было объяснения, почему вдруг произошло переключение. Ведь раньше её тоже предлагали, а может быть в неё влюблялись. Или нет?
Если предлагали, то почему об этом не написано в рассказе? Какова была её реакция? За любой хорошенькой девушкой выстраивается хвост ребят, у которых играют гормоны. И у неё есть из кого выбирать. Она что от пятнадцати до двадцати пяти не испытывала никаких чувств?
Допустим она себя сдерживала, потому что ей пришлось защищать “честь мундира”. Но что-то внутри она чувствовала? Может быть досаду или разочарование?
Если не предлагали, и не прижимали к батарее где-нибудь в подъезде, не пытались прижимать и щупать её во время танцев, то почему? Она что – была в изоляции? Может быть она ждала до определенного возраста? Но как она это внетренне мотивировала?
На мой взгляд – это темное место – недоработка.
Отзыв на рассказ № 20 «Преображение»
История преображения исключительно светлой во многих смыслах Светочки в Светочку не менее светлую, но с толикой серых тонов, которые заметны только ей самой. Ну и читателям, разумеется.
Только преображения-то как такового и не произошло. Финал рассказа тому подтверждение:
А в остальном она так и останется той самой, рожденной небесами чтобы ее любили и боготворили.
Жила-была «добрая, спокойная девочка» Светочка «в любви, обожании» с невесть откуда появившимся «осознанием того, что она родилась, чтоб нести радость людям, чтоб ее любили». И до того она была прекрасная, что даже «разрешала мальчику существовать рядом, позволяла влюбляться – это была ее миссия на земле». Да еще и набожная настолько, что отстаивала всю Воскресную службу до самого рассвета (для тех, кто не в курсе, это не меньше пяти-шести часов).
И прожила Светочка в таком «красивом, божественно правильном мире» аж до двадцати пяти лет. Пока однажды утром дня рождения (отстояв всю службу, естественно) не увидела на улице целующуюся парочку. И такой «совершенно лишней ей показалась чужая личная жизнь» и даже «незнакомая девушка, которую любят», что Светочка, не осознавая происходящего, переспала с незнакомцем за деньги.
Вот это поворот, правда? «Вот же оно, преображение!» – скажете Вы. Да только после наша героиня от мыслей о проституции тут же перекинулась на свои привычные измышления:
Три пятьсот. Ого, даже больше дал. Она понравилась, что ли? Еще б, подумала Светочка. Еще б не понравилась.
И от новых ощущений Светочке стало «неожиданно приятно». А почему бы и нет? И жизнь стала еще лучше, чем была: при деньгах, да хороший мальчик посватался к тому же.
На том переживания Светочки и закончились. А что изменилось? Что преобразилось? Ничего. Она осталась прежней, только обзавелась одной тайной, о которой не принято говорить во всеуслышание. Возьмите обычную лампочку, поставьте на ней маркером точечку, вкрутите в патрон и включите свет. Стало заметно, что в лампочке что-то изменилось?
Вопреки уверениям Автора о реальности персонажей и событий, они таковыми совсем не кажутся из-за своей утрированности, граничащей с гротескностью. Нет, ну правда.
Папа стал перемывать ВСЮ квартиру каждый день, выбросил все коврики, паласы, покрывала, декоративные подушки, не разрешал приносить мягких игрушек и выдавал гостям самодельные бахилы (самодельные бахилы!), чтобы дочь не дышала пылью. И не подпускал никого к новорожденной девочке ближе метра. Или вот это:
Сам папа, когда оставался со Светочкой наедине, брал ее на руки и дышал – головкой, мягкими шелковыми волосиками, ручками, и будто пьянел. Глаза наполнялись слезами, голос дрожал. «Светочка наша, девочка моя», шептал то ли ей, то ли себе».
Похоже не на безмерную любовь, а на психоз, да простит меня Автор и прототипы персонажей.
А любовь мамы после смерти супруга «лишь умножилась, разрослась до бесконечности, впитав в себя еще и жалость почти к сироте». Это как раз понятно и логично. Но в общем контексте предыстории (да и последующего повествования с песочком, блестящем на солнце бриллиантиками) слова «бесконечность», «разрослась» и «любовь», поставленные в одно предложение, вызывают чувство преувеличения значимости всего происходящего и уменьшения степени реализма. Зато становится понятно, откуда у Светочки такое представление о самой себе.
А мальчик, с которым якобы познакомилась Светочка (но имени его в рассказе нет – он так и остался мальчиком, даже когда вырос и возмужал) на берегу карельского озера
завороженно любовался ею как музейной картиной
И он сделал ей предложение, и букет цветов подарил, и ждал Светочку целый год, чтоб жениться на ней.
Все прям так идеально-идеально (несмотря на смерть папы и жуткую аллергию Светочки), с тонной уменьшительно-ласкательных в тексте, что и хотелось бы поверить в происходящее, но дальше желания дело не заходит.
Оно может и возникло бы, не охвати рассказ своими умилительными оборотами и радужным содержанием тридцать-сорок лет жизни Светочки с самого рождения этого чуда всего лишь на четырех с половиной страницах текста. А так простая человеческая зависть никогда не даст поверить в то, что жизнь может походить на сказку.
Технически же рассказ совсем не сказочный.
Требует доработки пунктуация:
Светочке хотелось праздника, ее, Пасхального праздника.
вдруг засосало где-то в животе и захотелось ей узнать
Несколько опечаток не помешает исправить:
и ей пр-прежнему казалось, что она родила ангела
«Светочка наша, девочка моя», шептал то ли ей, то ли себе».
Получается, что и нет .
В первой половине есть некоторые повторения, к которым относится и Светочка, чье имя в рассказе упоминается больше восьмидесяти (!) раз. Вот еще примеры с первой страницы:
мама сначала очень разозлилась
Сначала мама злилась на папу
всё это опять перемыл
вдруг всё это стало несбыточным
а все эти симптомы
весь день чего-то так тянуло внизу спины
А потом чего-то так всё закрутилось
Есть лишние и неопределенные уточнения:
засосало где-то в животе
какому-то незнакомцу
Как-то совершенно лишней ей показалась
Светочка как-то познакомилась с мальчиком
завершал этот прекрасный, звонкий и прозрачный как хрусталь день
и эта ожидаемость нравилась Светочке
на это белое круглое личико
Ну и почему-то оставленное в тексте числительное цифрой:
праздновала свое 25-летие.
Не хватает обозначения речи. Если косвенная речь находится внутри прямой, это не означает, что обозначать ее не нужно:
– Вошла доктор, сказала, не волнуйтесь, всё уже позади, всё уже хорошо. И какую же девочку красивую вы родили – два килограмма триста пятьдесят граммов, сорок пять сантиметров.
– Возвращается он домой под утро, меня нет, он в один роддом метнулся, нет такой, отвечают, он в другой – нет, не поступала. Еле нашел. Примчался, а мы с тобой уже всё, родились.
Есть еще парочка вопросиков к повествованию. Не исключаю, что они будут исключительно субъективные.
Я, например, так и не смог разобраться в днях рождения Светочки после вот этого отрывка:
День рождения Светочки праздновали дважды – по календарю и на Пасху. Причем на Пасху считался будто даже более главный праздник.
Что за праздник такой «наПасха»? Она не по календарю отмечается? И когда все-таки родилась Светочка?
Странным показалось вот это словосочетание:
признаки доношенной беременности
А беременность может быть недоношенной? Ее разве носят?
воздух становится ватным, и его не вздохнуть и не выдохнуть
Может, «не вдохнуть и не выдохнуть»?
Мама ей платила за постой небольшие деньги
Наверно имелся в виду простой. Но в контексте рассказа непонятно, что простаивало у тетки Галины, пока Светочка с мамой гостили у нее.
Каждый год проходил одинаково, и эта ожидаемость нравилась Светочке.
Не совсем понятно, чего ожидала Светочка. Поездки к тете Гале? Периода цветения? Отъезда от мамы?
Спустя три дня она вернулась к тете Гале, в сумочке у нее лежала довольно внушительная сумма – половина месячной зарплаты работника сферы культуры, в которой она трудилась гримером.
Самое странное предложение, которое не мешало бы перефразировать. Кто этот работник? Кто трудился гримером? Половина месячной зарплаты – это внушительная сумма?
И последнее:
достал из рубашки букетик полевых цветов
Хотелось бы мне посмотреть на рубашку, в которой можно держать букет полевых цветов.
И подводя итог, в очередной раз хотелось бы поверить в лучшую жизнь. В то, что есть люди, которым судьба не просто благоволит, но любит их. Но это даже звучит слишком преувеличенно, ибо я не то чтобы не встречал таких людей – даже не слышал о них. Не исключаю, что причина во мне самом.
Большое спасибо за такой подробный, обширный, многогранный отзыв. Огромная работа проделана. Я должна на него отвечать? Или можно только отблагодарить?
* признак доношенной беременности – термин моего акушера-гинеколога, который вел меня в первый раз. Она бывает недоношенная, когда не болит, не тянет, не ноет. Врачи не сильно заморачиваются на лексику, говорят так, чтоб понятно перепуганным женщинам. ?
Вы никому ничего не должны. Отзыв к каждому рассказу, прошедшему в финал, входит в обязанности команды жюри. Ожидайте отзывы ещё трёх членов жюри.
Спасибо за дополнительную информацию. Я что-то подобное и предполагал.
Я написала большой комментарий к отзывам жюри – если интересно))
Реалистичная история о духовном преображении Светочки.
Героиня родилась на Пасху, рано потеряла отца, в двадцать пять лет живет с матерью, работает на непыльной должности. Однажды получает непристойное предложение от незнакомца и неожиданно его принимает. Позже получает пристойное предложение от парня из френд-зоны и принимает его ожидаемо. В дальнейшем потихоньку все рефлексирует.
Рассказ представляет собой подробное жизнеописание совершенно пустой на первый взгляд героини. Светочка абсолютно пассивна, а как персонаж и человек не раскрывается совсем. Религиозность скорее внешняя, если не напускная: у героини зашкаливают гордыня и эгоцентризм. Фактически приравнять себя к Иисусу, дважды празднуя день рождения, потому что первый выпал на Пасху — это даже для атеиста выглядит диковато.
В целом адекватность героини под сомнением. И сюжетный поворот с первым клиентом искренне удивляет. Ничто, как говорится, не предвещало — героиня в этом эпизоде ведет себя почти как умственно отсталая и реагирует так, будто выросла в закрытой секте. Между тем у нее вполне светская работа и недостатка общения быть не должно.
Если на службу в храме Светочка вырядилась так, что ее приняли за проститутку, интересно, как она одевалась по будням.
Мне преображение Светочки видится в том, что она стала более приземленной и адекватной, осознала свою реальную суть. Не луч света, не мамина радость, не сокровище, богом дарованное — а просто человек. Если для поддержания нормальной связи с миром ей нужно периодически выходить на панель… ну, это точно дешевле, чем психотерапевт.
Язык и стиль в целом неплохие. Пару раз резануло глаз употребление сниженного “прям” вместо “прямо”. В первом абзаце многовато слов, начинающихся с прописной буквы. Рассказ явно не религиозный, но эта особенность поначалу сбила с толку.
Большое спасибо за отзыв. Я написала большой комментарий к отзывам жюри – если интересно))
Рассказ № 20 Преображение
Итак, Светочка родилась в ноль-ноль часов ноль-ноль минут. Ровно в полночь. Есть одна «галочка» – тема конкурса.
На Пасху. Есть вторая «галочка» – сюжетная.
Действие рассказа плавными движениями грациозной змеи делает круг за кругом вокруг второй «галочки», то есть Пасхи, сжимая, сдавливая опору, сужая круги. И вот тут, вот сейчас должен произойти взрыв, появиться конфликт, случиться что-то. Ан нет. Не случается, не происходит. И змея не менее грациозно, но как-то обиженно начинает движение вспять.
Начало рассказа очень интересное. Зачин прямо для крутой драмы с правильно расставленными акцентами. Возрастные родители, долгожданное дитя, рождение в Пасху, гипертрофированная забота родителей, трагический уход отца, обида на него «брошенной» матери, раздутая гордыня у Светочки – чем не начало взрыва? Да он просто обязан произойти.
Но взрыва нет, есть попытка «преображения». Проституция на три дня.
Видимо, и впрямь Светочка – дар Божий, раз и на этом опасном пути у неё тишь да гладь и божья благодать.
Ровный и гладкий стиль изложения под стать сюжету, точнее, его отсутствию. Есть некоторые пробелы в пунктуации, но в целом грамотно. Количество «Светочки», конечно, утомляет, но иногда бывает, что без этого не обойтись.
В целом же в рассказе есть моменты, над которыми хочется задуматься, есть философское наполнение обыденности, есть внутренний конфликт. Но, возможно, именно выбранный стиль ровного повествования не позволяет за них зацепиться. Не хватает хоть каких-нибудь, хоть маленьких, но всё же «крючочков».
Большое спасибо. Ваш отзыв как отдельное произведени – захватывающий рассказ про змею.
Я написала большой комментарий к отзывам жюри – если интересно))
Ну да, ну да, эпатаж и все такое. Но только фу.
Я благодарю всех, оставивших комментарии и оотзывы о рассказе, особенно тем прекрасным читатеям, которые попытались разобраться в мире моей героини.
Каждый человек уникален, и даже если на первый взгляд, он нам кажется простым и понятным, очень часто под внешней оболочкой прячется нечто бОльшее и сложное. Если можно, я попытась ответить всем и себе заодно.
В психологии существует понятие “синдром хорошей девочки” – думаю, многие сталкивались с его проявлением. Обычно он свойственен тем, кого родители наделяют этим ярлыком с самого раннего детсва, и ребенку приходится постоянно соответствовать. Хорошей девочке свойственно то и это, и несвойственно другое. Родители, фактически, “программируют” ребенка на соответствие. Вообще им (родителм) так легче, конечно, чем разрешать ребенку быть всяким и разным.
В данном случае, кроме “хорошей девочки” на героиню навесили нечто бОльшее. Некую божественность, якобы подтвержденную временем рождения (дата Пасхи все время плавает, поэтому дней рождения каждый раз два, один из которых “плавает” вместе с Пасхой).
Если вы смотрели фильм “Последний император” (Бертолуччи – если нет, то очень советую), то можете понять, что чувствует ребенок, если его с рождения наделяют избранностью.
Светочка не столько религиозна в общепринятом смысле слова, сколько религиозна верой в себя. Она готова отстаивать шесть часов Пасхальной службы не из-за любви к Богу, а из-за любви к себе. Люди пришли отметить ее день рождения. Почему бы не поприсутствовать на празднике?
“Хорошие девочки” часто проживают в этом качестве всю жизнь, постоянно доказывая всем и себе соответствие высокому званию. Они хорошо учатся, они верные жены, прекрасные матери, ответственные работники, ведут правильный образ жизни. Но. У всякого человека кроме светлой себя, есть еще и темная сторона. Часто она загоняется внутрь, особенно хорошими девочками. В идеальном случае темная сторона выходит наружу в подростковом возрасте, человек ее принимает, изучает и учится сосуществовать – получается гармоничная личность.
В случае с героиней это произошло гораздо позже и так, как произошло. В этот момент ей показалось, что она стала полноценной – такой как и люди вокруг. Она не божественна, она не идеальна, у нее есть темная сторона, тайна, о которой знает лишь одна, и эта тайна, интрига, секрет делают ее в своих собственных глазах обычной, даже немного более неправильной, грязной, чем некоторые. Она выдыхает.
Очень трудно держать поставленную не тобой, а другими людьми планку всю жизнь. Причем сложно не из-за высоты планки, а постоянности, режима 24/7, без права на ошибку и грех, право на которые имеют большинство. Героиня сама создала этот грех, она уходит в него, расслабляется там и существует как “плохая девочка”. Несколько часов в год или несколько часов в 2-3 года она – плохая. Возможно, курит, ругается матом, красит ярко красной помадой губы 😉 и забывает, что она прекрасная мама, жена и дочь.
Психологи говорят, что работать с синдромом хорошей девочки им сложнее, чем с явно травмированными личностями (родители не любили, били и тд), так как здесь очень глубоко запрятанный комплекс, который не виден не только окружающими, но и самим человеком. Внешне всё выглядит идеально.
“Выбор” греха героини при этом перекликается с ее основной темой – ей нравится нравиться. А здесь это – необходимое условие.
Знакомая мне девушка (о которой я упоминала как о реальной героине) была отличницей, медалисткой, дамой приятной во всех отношениях. Но на втором курсе бросила институт и подалась в экскортницы с чередой мужчин и связей за большие деньги. В этом качестве она, к ужасу родителей и друзей, просуществовала лет 5-7, после чего вернулась к обычной жизни, получила образование и стала матерью семейства.
Надеюсь, я ответила на основные вопросы. Извините, если вам не понравился рассказ или комментарий.
***
Ой, еще хотела сказать официальному критику по поводу психоза папы. Нет, так бывает с мамами и папами, которые “получают” долгожданного ребенка. Очень близко знакомый мне папа (мой папа) вот так полгода мыл полы, протирал пыль и не пускал гостей. Потом, правда, привык к существованию ребенка и забил на это дело. А я сама – мама четырех детей (младшему еще нет года), и самое мое любимое в маленьких – это дышать ими. Запах младенца ни с чем не сравнить. Приходите в гости 😉
Букетик полевых цветов легко прячется в рубашке. Смотрите фильм “Вам и не снилось”.
Посторонний мужчина вполне может подойти к одинокой женщине в городе и попытаться ее “снять”, даже если на не в короткой юбке. Я вас умоляю, что за штампы?))
Всем мира и добра!
Прекрасный ответ. И я абсолютно искренен, уверяю.
И после него хочу сказать (впервые), что вероятно повествование от первого лица для истории Светочки пошло бы гораздо лучше. Ведь то, что Вы рассказали, не так просто раскрыть в выбранной для рассказа манере повествования от третьего лица. Это наверняка привнесло бы в текст много лишнего, но персонаж бы раскрылся полнее – так, как Вы описали его в комментарии.
И да, хочу официально и публично попросить у Вас прощения за букет. Немногим позже я подумал, что полевые цветы все же могут быть и маленькими. Но придирка (простите еще раз, но это была именно она) относилась не столько к размеру, сколько к слову “из”. Если позволите, то в данном случае (и это сугубо мое субъективное мнение) больше бы подошло какое-нибудь “из-за пазухи” или “из-под отворота рубашки”.
И очередное извинение касается детей. У меня их нет (и обоняние у меня слабое, если быть совсем откровенным), поэтому мои суждения относительно этого момента весьма
предвзятыесубъективные. Чего я, как мне кажется, и не скрывал. Так что я бы с радостью принял Ваше предложение, но, боюсь, что все же не смогу проникнуться, как бы мне не хотелось (конечно из-за запаха в первую очередь).Кстати, к постороннему мужчине у меня претензий не было)
Ну и последнее. Я рад что Вы с нами) Надеюсь на Ваши работы в будущих конкурсах.
Ой, что вы. Зачем было извиняться?)) мы просто разговариваем! Большое вам спасибо!
Да, возможно, первое лицо было бы уместнее. Но, думаю, это был бы совсем другой рассказ. Почти уверена, что сама Светочка не очень объективно себя оценивает. Хотя послушать ее объяснения по поводу того, что она делает раз в год, было бы интересно.
Потому что я готов и не стесняюсь признавать свои ошибки)
Абсолютно уверен, это был бы совершенно другой рассказ. Как уверен и в том, что это был бы гораздо более личный и откровенный рассказ. Но он Ваш, так что, по большому счету, мое мнение значит ровно столько, сколько Вы придаете ему значения)
Не могу не согласится, мне бы тоже было интересно узнать об этом, что называется, из первых уст)